Гжель - уголок России - OXFORDST.RU

Гжель — уголок России

Гжель. История промысла

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

История гжельского народного художественного промысла

Гжель — это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.

Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Михайлович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».

На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом — кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.

Читайте также  Композиционные материалы (композиты)

Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.

Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.

В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера. В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Тереховых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.

Фарфоровые изделия в Россию стали привозить со второй половины XVI века из Европы и Китая. Технологии производства фарфора у нас тогда еще не было, хотя поиск подходящих глин велся уже с начала XVII столетия, в том числе и в Гжели. Для налаживания выпуска собственного фарфора по велению российского Императорского двора в Санкт-Петербурге была открыта «Порцелиновая мануфактура». Первые опыты были не слишком удачными, но потом за дело взялся Дмитрий Иванович Виноградов, сподвижник Ломоносова и около 1747 года ему удалось, наконец, составить рецептуру фарфоровой массы и разработать способ производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Этот успех послужил толчком для развития фарфорового производства в России, начали открываться новые заводы, технология производства совершенствовалась. Не могли остаться в стороне от новых перспектив и гжельские умельцы. Они устраивались на ближайшие предприятия, перенимали технологии производства и вернувшись домой открывали собственное дело или продавали секрет, благо, подходящей глины для таких экспериментов было вокруг предостаточно. Известно, что первым производство фарфора в Гжели начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет фарфоровой технологии распространился по всей Гжели. Производство фарфора к середине XIX века достигло наивысшего расцвета, когда в Гжели работало уже более семидесяти фарфорово-фаянсовых фабрик и более 40 живописных заведений.

В конце XIX века Гжель переживает очередной период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах и Риге. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы, а немногие оставшиеся были национализированы после революции и стали производить, в основном, технический фарфор. Однако, в середине 40-х годов XX века, когда наша страна оправлялась от тяжелых последствий войны, на одном из оставшихся небольших предприятий по производству бытового фарфора, Турыгинском заводе художественной керамики, художница Наталия Ивановна Бессарабова занялась возрождением старых традиций. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приёмам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями»: когда кобальтовую краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого.

В 1972 году Турыгинский завод был преобразован в Производственное объединение «Гжель», ставшее впоследствии основным предприятием в Гжели по выпуску художественного фарфора. В 1978 году Наталия Ивановна Бессарабова, совместно с другими художницами объединения — Людмилой Павловной Азаровой, Татьяной Сергеевной Дунашовой, Зинаидой Васильевной Окуловой, за создание высокохудожественных керамических изделий была удостоена Государственной премии имени Репина.

70-е – 80-е годы прошлого века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели. Это были и потомственные фарфористы и совсем новые мастера, внесшие свежие мотивы и новые формы в фарфорово-фаянсовую классику. Это период творческого подъема, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, заслуживший признание коллекционеров и снискавший народную любовь.

На рубеже 1980-1990-х годов вторым по значимости и старейшим в гжельском регионе заводом по выпуску художественного и технического фарфора заслуженно считался ОАО «Гжельский завод Электроизолятор». Его цех по выпуску изделий народного художественного промысла Гжель теперь снова является самостоятельным предприятием и носит имя «Гжельский фарфоровый завод». Всю свою длительную и славную историю завод является одним из творческих центров промысла. В разное время на нем трудились и трудятся такие известные мастера, как А. А. Рогов, В. Г. Розанов, заслуженный художник РФ Т.Д. Федоровская, Е.А. Ванюшкина, В.Е. Сидоренко, Л.А. Чернов, В.М. Лисневский, А.В. Рыженок, В.А. Растяпин, Т.А. Сивова (Рогова), Ю.И. Гуляев. Художники предприятия внесли новое прочтение в пейзажную и сюжетную роспись, расширили ассортимент традиционных изделий декора стола и оформления помещений, активно используют в росписи не только основную подглазурную кобальтовую технику, но и надглазурные краски, поддерживая и развивая одно из старейших направлений оформления гжельских изделий – цветное декорирование.

Конфетница «Камелия».
Автор А.А. Рогов.

Штофы «Осетр».
Автор Л.А. Чернов.

Предметы из чайного сервиза «Голубка».
Автор формы А.А. Рогов,
Автор росписи М.В. Калигина

Чайная пара «Дуэт»
Автор Т.Д. Федоровская.

Конфетница «Бегония».
Автор В.Е. Сидоренко

Чайник «Голубая рапсодия».
Автор формы Зайцев В.И.
Автор росписи Гуляев Ю.И.

В наши дни гжельский народный промысел переживает новое возрождение. Интерес к нему как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей неповторимого стиля и разнообразия изделий, неуклонно растет. А гжельские мастера, в свою очередь, стараются предложить все больший выбор изделий из высококачественного российского фарфора с уникальными пластическими формами и неповторимой ручной росписью.

Полезная литература:
«Искусство Гжели», Р.Р. Мусина , 1985 г. Изд-во «Знание».
«Марки российского фарфора (1744-1917)», Р.Р. Мусина, 1995 г. Изд-во «Знание».
«Кузнецовы. Династия. Семейное дело», Е. Галкина, Р. Мусина, 2005 г. Изд-во Галерея «Времена года».
«История художественной керамики», З.С. Федорова, Р.Р. Мусина, 2010. Изд-во «МГХПУ им. Строганова».
«Российская традиционная керамика», Р.Р. Мусина, 2011 г. Изд-во «Интербук-бизнес».
«Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора», Б.А. Кузнецов, 2014 г. Изд-во «Галлея принт».

Чтобы узнать больше об истории гжельского народного художественного промысла, приезжайте к нам в гости! Мы с радостью поделимся с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи.

Удивительный Гжель и его достопримечательности- город или поселок? История развития: чем славится село? Обзор +Видео

Достопримечательности поселка Гжель. Где находится Гжель, как к нему добраться и на что посмотреть в селе?

Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала Москвы, регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования.

Читайте также  Загрязнение водной среды

Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.

Общие сведения

С 18 столетия в этих землях обнаружили белую глину, по своей структуре не уступавшая фарфору. С тех пор, местные жители стали изготавливать посуду, а после обжига, расписывать синими узорами. Именно в честь старинного названия процесса обжига, село и получило свое название «Гжель». А Гжельская синяя роспись посуды, стала характерным почерком этой местности, которая прославила ее на всю страну и далеко за ее пределами.

Именно развитие промышленности по производству и росписи посуды повлияло на развитие инфраструктуры в регионе с 19 столетия. Здесь масштабно строили предприятия и проложили железную дорогу, для удобства вывоза продукции.

До сих пор, во многих семьях можно увидеть тарелки, кувшины, чайники и даже свистелки, с синими мазками в виде цветов, птиц и других природных элементов живописи.

Гжель — это не только название села, но и название производственного округа фарфоровых изделий, объединенного из 30ти близлежащих сел.

К сожалению, производство фарфора во время правления советской власти пришло в упадок, но к сегодняшнему дню два предприятия, все таки удалось возродить. Посетить предприятия с экскурсией, ознакомиться с историей промысла приезжают тысячи туристов, целыми семьями.

Помимо знакомства с производством, Гжель имеет множество других достопримечательностей, достойных внимания, подробно с описанием которых ознакомимся далее.

На что посмотреть в Гжели

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в 19 столетии из камня, основная архитектурная и духовная ценности Гжели ;
  • Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери — Кунай-колодец имеет давнюю историю исцеления людей, здесь можно набрать воды и окунуться в обустроенной купели;
  • Фарфоровый завод Гжели, позволить узнать тонкости и особенности производства, а так же даст возможность самостоятельно сделать изделие из фарфора;
  • Музей Гжели ознакомит туристов с историей развития промысла от ручного производства до промышленных масштабов;
  • Синь России — это Гжельский завод художественной росписи, где помимо истории художества, будет интересно отдохнуть всей семьей. На территории завода есть пруд с фонтанами, мини зоопарк, комната отдыха и бассейн.

На территории села есть несколько кафе, где можно перекусить, а так же гостиница и гостевой дом, если решите остаться на ночь. В Гжели популярны рыбалка, прогулки по лесам и природному стратотипу, фото на фоне которого получатся впечатлительными. А местные жители с удовольствием ознакомят с легендами вокруг природного памятника.

Особенно ярко, с соблюдением исконно-русских традиций, здесь празднуют новый год, рождество, масленицу и другие религиозные зимние гулянья. А сувенир, который стоит привезти в память о экскурсии по Гжелю, конечно же — фарфоровое статуэтки и посуду с знаменитой синей гжельской росписью. Побывав в стол колоритном регионе, Вам обязательно захочется сюда вернуться вновь!

Гжель достопримечательности: посмотреть село за 1 день, красивые и интересные места

Имеющиеся в поселке Гжель достопримечательности можно разделить на культовые и связанные с производством керамики. Помимо поселка, в комплекс входят 33 прилегающие деревни — Трошково, Турыгино, Глебово и пр. Побывав в населенном пункте, посетила с экскурсиями много мест, которые будут интересны туристам. Делюсь информацией.

  1. Кому будет интересно посетить Гжель
  2. Топ-10 самых интересных мест, которые стоит посетить туристам
  3. Фабрика «Гжель»
  4. Музей «Гжель»
  5. Фабрика фарфора «Синь России»
  6. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  7. Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери
  8. Церковь Георгия Победоносца
  9. Гжельская керамика
  10. «Объединение Гжель»
  11. Видеообзор

Кому будет интересно посетить Гжель

Поездка в Гжель понравится тем, кто интересуется историей России. Село славится расписной керамикой, признанной во всем мире шедевром гончарного искусства.

Посетив старинные церкви, приезжие прикоснутся к истокам русского культурно-духовного наследия.

Гжель расположена недалеко от столицы, дорога на автомобиле займет менее часа. Поэтому местные экскурсии в первую очередь заинтересуют жителей Московской области.

Топ-10 самых интересных мест, которые стоит посетить туристам

В поселке Гжель достопримечательности расположены близко друг к другу, поэтому их можно осмотреть за один день. Но комплекс включает в себя и прилегающие деревни. Я нашла там немало интересного.

Фабрика «Гжель»

Ввиду неплодородности земель гончарное ремесло с XI-XIII вв. стало основным промыслом местных жителей. Этому способствовало наличие залежей качественной белой глины. Появившийся поселок назвали термином, обозначавшим в старину процесс обжига керамики.

В XVII-XVIII вв. здесь строились фабрики — всего их было более 100. «Гжель» — одна из старейших.

В ходе экскурсии туристам рассказывают об истории промысла и технологии изготовления многочисленных предметов из фарфора:

  • статуэток;
  • посуды;
  • сувениров;
  • предметов обихода.

Визитной карточкой Гжели является наносимая на фарфор ультрамариновая роспись. Своеобразные узоры знамениты на весь мир.

Фабрика «Гжель» — одна из старейших.

Музей «Гжель»

На территории фабрики расположен музей, где туристы могут воочию проследить эволюцию промысла.

В экспозиции представлены предметы, найденные при раскопках:

  • старинная посуда;
  • домашняя утварь;
  • майолика XVIII в.;
  • свистелки и др. игрушки;
  • предметы кузнецовского фарфора, тоже берущего начало в этих местах;
  • современные изделия.

Более 2000 предметов послужат школьникам наглядным пособием по истории края.

В одном из помещений музея продемонстрирован путь становления художника — от детского сада до художественно-промышленного колледжа.

Музей «Гжель» на территории фабрики.

Фабрика фарфора «Синь России»

Еще одно предприятие по производству изделий из керамики. Другое название — Гжельский завод художественной росписи. Многие предметы мастера делают вручную, туристам предлагают попробовать себя в роли гончара.

Кроме производства, можно посмотреть:

  • выставку народных промыслов;
  • пруд с водяной мельницей и фонтаном;
  • мини-зоопарк с павлинами, осликами, пони, горными козлами и др. животными;
  • зимний сад;
  • комнату отдыха в виде русской избы.

Неотъемлемая часть экскурсии — чаепитие с вкусными баранками, испеченными тут же в печи. Также на территории есть кафе, где можно пообедать.

Выставка изделий фабрики фарфора «Синь России».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Старинный храм был построен из камня в 1859 г. архитектором Казимиром Гриневским. До этого здесь стояла деревянная церковь XVII в. Ее преобразили, добавив 2 часовни и перестроив колокольню.

Храм включает в себя 3 придела:

  • Успения Богородицы;
  • Николая Мирликийского (северная сторона);
  • Казанской иконы Божьей Матери (южная).

В период гонения на церковь храм был поврежден (1938 г.), помещение отдали под склад. В постсоветское время начата реставрация, которая не завершилась по сей день. Проведение служб возобновили в 1998 г.

В церкви Успения Пресвятой Богородицы проводятся богослужения.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери

Среди достопримечательностей Гжели целебный источник иконы Феодоровской Божьей Матери (Кунай-колодец) стоит особняком. Природный объект, как считается, помогает преодолевать болезни и заряжает энергией.

Туристов здесь много не бывает, поэтому атмосфера остается спокойной и умиротворяющей. Построены красивый колодец и небольшая купель, где можно окунуться в целебную воду. Согласно старинным поверьям, после этого нужно надеть новую одежду, а старую сжечь.

Вода в источнике вкусная, но из-за большого количества солей жесткости для постоянного употребления не подходит.

Чтобы попасть сюда, нужно обойти храм Успения Богородицы, выйти к реке Гжель и двигаться вдоль нее. Дорога проходит мимо дачного поселка.

Читайте также  Атомно-кристаллическое строение металлов

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери всегда открыт для паломников.

Церковь Георгия Победоносца

В 1912 г. к 100-летию с момента окончания Отечественной войны 1812 г. в деревне Ново-Харитоново близ Гжели построили церковь в честь Георгия Победоносца.

Деньги на строительство дал владелец нескольких фарфоровых заводов И. Кузнецов. Автором проекта является архитектор Б. Великовский. В 1990-е гг. прошлого века храм отремонтировали.

Церковь Георгия Победоносца расположена в деревне Ново-Харитоново.

Гжельская керамика

Гжельская керамика сама по себе является достопримечательностью. Хотя фабрики были построены только в XVII в., история промысла насчитывает уже 7 столетий.

Долгое время фарфоровую посуду и предметы декора изготавливали штучно в домашних условиях или небольших мастерских. Облик гжельских поделок с синими узорами на белом фоне окончательно сформировался в конце XIX в.

Современная керамика делится на 2 вида:

  1. Массового производства. Рисунок наносится методом печати, изделия стоят недорого. Их продают в магазинах и небольших лавках.
  2. Авторские коллекции. Неповторимые узоры наносятся вручную. Такой фарфор стоит дорого, и приобрести его можно только у профессиональных мастеров или на выставках.

Гжельская керамика авторские изделия.

«Объединение Гжель»

Это предприятие по производству изделий из керамики расположено в деревне Турыгино. Расстояние между ней и Гжелью составляет всего несколько километров. Посетители увидят весь процесс создания фарфоровых сувениров, начиная с эскиза, и смогут поучаствовать в нем.

В объединении есть свой музей, где регулярно проводятся мастер-классы по изготовлению керамических изделий. Во время обучения посетители сами изготавливают и расписывают сувенир, который затем забирают с собой.

Здание «Объединения Гжель» расписано в стиле гжелевской росписи.

Видеообзор

Расписные шедевры. Экскурсия на родину гжели

История гжельской посуды, расписанной васильковыми цветами по белому фону, началась давно. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же в Москву для аптекарского приказа было доставлено 15 возов глины и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет».

В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». До середины XVIII века местную глину использовали и для более утилитарных целей – формовали кирпич, лепили гончарные трубы, домашнюю посуду.

Фарфор: начало

Фарфор в Гжели начали делать в начале XIX века, когда крестьяне Куличковы (в ведомостях они также числятся как Куликовы) нашли у села Володино белую фаянсовую глину. Секрет выработки фарфора сохранить не получилось – чай, не Китай. Технология разошлась по близлежащим деревням, местные гончары начали открывать свои собственные заводы.

К 1871 году в 16 деревнях «гжельского куста» было 11 лавок и харчевен, 15 питейных домов – и при этом 88 производственных заведений на 10 000 человек. Крестьяне кинулись в лепку посуды, забыв про сон, отдых и злоупотребление спиртными напитками. Труд принес пользу – новый Подмосковный промысел заметили в высшем свете. Гжельские сервизы «фасона заморского самоилутчей доброты» стал заказывать Императорский двор.

Гжельский фарфор

Расцвет Гжели пришелся на вторую четверть XIX века. Позже почти все производство оказалось сосредоточено в руках фарфоровых магнатов Кузнецовых, бывших выходцев из здешних мест. Об этой славной старообрядческой династии мы писали в материале про дулевский фарфор.

В округе пласты глины залегают иногда непосредственно на известняке, иногда же отделяются слоем песка, достигающего нескольких сажен толщины. Глина прикрыта кремнистым конгломератом. Различают пять сортов глины; из них лучшая мыловская, или фаянсовая, почти без посторонних веществ, и затем песчанка, употребляемая для обжога фарфора и фаянса. (Сборник статистических сведений по Московской губернии)

Гжельский промысел после революции

Национализация предприятий чуть не погубила Гжель. Крестьяне отправились управлять новым советским государством, лепить кружки стало некому. Возрождение промысла началось только в 1930-е, когда в Турыгино был построен керамический завод.

До революции гжельская керамика была разноцветной. Синие узоры на белом фоне появились только после Великой Отечественной, когда художница Наталья Бессарабова разработала технику подглазурной росписи кобальтом.

Расписывают гжельские изделия, как и прежде, окисью кобальта. Краска изначально имеет черный цвет и только после обжига становится ярко-синей.

Шликер, окись и фуксин

Раньше глину мололи самыми настоящими лошадиными силами – тяжеленные жернова ворочала упряжка битюгов. Теперь ее замешивают машины. Печи для обжига тоже стали современными. Только работа художников осталась неизменной. Технология производства с годами почти не изменилась. Сперва создается эскиз будущего изделия, пластилиновая модель. По модели делают гипсовую форму, в которую льют жидкий фарфор. Крышки, ручки и прочая мелочь изготавливаются отдельно и позже приклеиваются к основному «телу». Каждый предмет тщательно зачищают специальным ножом, шлифуют и выглаживают поверхность поролоновым валиком. Наступает время жечь – первый обжиг в электропечи длится около восьми часов.

Закаленные огнем изделия фарфор красят фуксином – розовый колер позволяет определить, нет ли на чашке или фигурке сколов и трещин – и отправляют на роспись. Роспись только ручная, работа кропотливая. После нанесения узора изделие окунают в глазурь и снова отправляют на обжиг. Черно-розовая гжель до обжига выглядит довольно странно, но в печи глазурь становится прозрачной, а кобальт меняет цвет с черного на пронзительно-синий.

Этапы росписи фарфора

Сине-голубые диковинки не выглядят монохромно: настоящий мастер с помощью краски лишь одного цвета способен создать более 20 оттенков.

Как посетить Гжель и купить сувениры

Впрочем, все премудрости фарфорового производства лучше постигать на своем опыте. Для этого достаточно записаться на экскурсию и мастер-класс на одно из пяти крупнейших гжельских предприятий: четыре находятся в Гжели и одно – в соседнем Ново-Харитоново.

Уехать из Гжели без сумок и коробок с драгоценным фарфором – просто нереально. Цены на экскурсии по производству начинаются от 300 рублей с человека. Мастер-классы тоже стоят везде по-разному: все зависит от многочисленности группы, дня недели и выбора объекта для приложения своих творческих усилий. В среднем, расписать чашку или тарелку с последующим обжигом можно за сумму от 500 рублей.

Гжельский фарфор

Если купить, без лишних ус

ердий – фарфоровая сине-голубая мелочь стоит от 50 рублей, чашки – от 150 целковых в зависимости от категории товара. В магазинчиках, и прикрепленных к предприятиям, и примостившихся у дороги, недостатка в Гжели нет. Туриста здесь берут в оборот крепко и сноровисто: зазывают, под белы рученьки вводят в лавки, показывая товар лицом.

Как добраться: из Москвы на электричке от Казанского вокзала до станции «Гжель», либо автомобилем по Егорьевскому шоссе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: