Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте - OXFORDST.RU

Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

Сочинение: Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

«Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.

В творчестве ни одного из художников Средневековья не отобразились особенности этих пор в истории человечества так полно и ярко, как в Данте. Именно его жизнь стала символом жизни средневековой человека-мыслителя, человека-художника, который стремится справедливости. Через политические страсти, которые пылали в родной поэту Флоренции, Данте стал изгнанником. Почти двадцать лет он стремился возвратиться на родину, где был обречен на смертную казнь. За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявило амнистию политическим изгнанникам, если они отрекутся своих взглядов. Данте не согласился, и его вторично обрекли насмерть, за жизнь поэта этот приговор не отменили. Года изгнания были наиболее плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию «Божественной комедии».

Автор «Божественной комедии», Данте Алигъери, прожил сложную жизнь, преисполненная больших страстей, страданий, гениальных творческих взлетов.

Жанр «комедии» был популярен в Средневековье, так называли произведение с печальным началом и счастливым концом, написанный народным языком. Потомки дали ей название «божественная», имея на внимании ее художественное совершенство и красоту. Цель, которую ставил перед собой автор,- отвернуть человека от греха. Это и есть настоящий сюжет «Комедии»: открытие человеком всемирной гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Каждая часть имеет 33 песни, и с первой вступительной вся поэма составляется с 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел. Число 3 характернейшее в христианской символике, именно оно воплощает гармонию. Эту идею он раскрывает не только в количестве частей, а и в строении стиха: «Комедия» написана тристихами (терцинами).

Произведение имеет аллегорическое содержание: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, который ищет истины. Его странствования по аду и чистилищу надо понимать как путь к настоящей вере вопреки соблазнам и испытанию.

Уже начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в «темном лесе» и потеряв надежду найти «простую дорогую», Данте старается подняться на гору, которой «была на исходе та долина». Темный лес — это и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т.п.. Холм — царство гармонии и справедливости. Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются разные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев — гордость и тирания, волчица — жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Вергилий. Этот римский поэт-язычник есть аллегория ума. Когда Данте спускается в ад, запыхается от серного дыма, не в возможности вынести тех страданий, который увидел, его поддерживает Вергилий (аллегория поняла: в тяжелых испытаниях и страданиях душу должен поддерживать ум). Образ Беатриче символизирует любовь, которой поднимает человека, раскрывает безграничную любовь Бог к людям.

Гуманистический пафос поэмы заключается в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека соответственно ее земной жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отображают его отношение к человеческим страстям. В первом круге он встречает некрещеных грудные детей и знаменитых язычников, они не страдают, а только тоскуют, так как в христианском мире им нет места в рае. Во втором круге он видит Паоло и Франческу, влюбленных, которые и в аду не хотят разводиться. Поэт сочувствует им, и в этом тоже оказался гуманистический пафос: средневековая литература не знала сочувствия к грешникам. В последнем, девятом круге, поэт видит графа Уголино, это политический деятель, который предал своих единомышленников, за это, на мысль Данте, он имеет наказание аж на самом дне ада. Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголино и его детей заточили в Пизанскую башню, где они умерли страшной голодной смертью. Данте осуждает Уголино-предателя, но сочувствует Уголино-отцу.

Поэма «Божественная комедия» глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но ее значение еще в Средневековье вышло за пределы национального, она отобразила моральные достижения в свое время и подготовила появление мировоззрения Возрождение.

Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

Структура мироздания

Созданный Данте в его «священной поэме» синтез поэзии, философии, теологии и науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Предстающая перед читателем картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии; физическая «система мира» Аристотеля — Птолемея с землей в центре, с семью сферами светил, восьмой сферой «неподвижных» (фиксированных) звезд и помещенным за ее пределами «девятым небом» — небом неподвижного двигателя, придающего движение зримому миру, — оказывается включенной в качественно иную структуру мироздания христианской религии. «За пределами всех этих небес, — пишет Данте в «Пире», — католики помещают еще одно небо — Эмпирей, иначе говоря, небо пламенеющее или светоносное, и полагают, что оно неподвижно, имея в себе, в каждой своей части, то, что необходимо его составу»[5] . Поднявшись сквозь небеса светил, пройдя за пределы восьмого и девятого неба, ведомый Беатриче поэт возносится в область небесной иерархии, девяти ее чинов и выше — к лицезрению триединого бога христианства. Здесь теология[VIII] не только подчиняет себе космологию[IX] , но и поглощает ее. В пределах Дантовой структуры мироздания расположено особое пространство, где абсолютному низу соответствуют мрачные провалы Ада с Люцифером, средоточием мирового зла, и абсолютному верху — бог. Где земля — не только физический центр обращения небесных тел, а место развертывания космической драмы сотворения, грехопадения и искупления человека. Где пространство вытянуто по вертикали согласно ценностной иерархии, где падение и возвышение соответствуют шкале нравственных ценностей. В этом иерархически построенном пространстве тленному миру земли противостоит вечный и нетленный мир небес. В этом мире разновременные исторические события сосуществуют в одновременности или вневременности, предстоя перед судом вечности.

Но мир поэтических образов «Комедии» обнаруживает несоответствие той строго уравновешенной схоластической иерархии, которая была обоснована в теологических сводах св. Фомы.

Принимая в качестве непостижимой и непреложной истины догматы христианства, Данте идет своим путем в толковании соотношения природного и божественного начал — и в мире, и в человеке. Мысль о постепенном переходе от божественного первоначала к стихиям «нижнего» мира составляет важнейшую часть его представлений о мироустройстве. Не отвергая акта творения, он использует представление о постепенном нисхождении божественного света; при этом Эмпирей, приобретает функции и черты «мировой души» античных неоплатоников. В результате божественный свет, венчающий иерархически построенный мир, пронизывает его и ведет если не к обожествлению, то к оправданию природного начала. Природу Данте именует «искусством бога», «деянием божественного разума»[6] .

Предназначение человека

Учение Данте о человеке нашло свое выражение как в теоретических формулировках его философских трактатов, так и во всей образной системе «Божественной комедии», где земное вторгается в запредельное, а личные и общественные страсти бушуют и в провалах Ада, и на ступенях Чистилища, и в райских высях, благодаря чему образуются «как бы горизонтальные, полные временем ответвления от вневременной вертикали Дантова мира»[7] знаменитые драматические эпизоды поэмы.

Звучащие вполне в традиционно-аскетическом духе строки:

О христиане, гордые сердцами,

Несчастные, чьи тусклые умы

Уводят вас попятными путями!

Вам невдомек, что только черви мы —

завершаются напоминанием о двоякой — смертной и бессмертной — природе человека:

. В которых тлеет мотылек нетленный,

На божий суд взлетающий из тьмы[8] .

Соединение природного и божественного начал Данте видел в самом процессе возникновения человеческой души, рассматриваемой как завершение естественного развития актом творения: исходящая от тела «зиждительная сила», обладающая «творческой властью», становится растительной, а затем животной душой, готовой к восприятию божественного творения. Бог «созерцает» «прекрасный труд природы» — не отвергая его, но завершая.

Из того, что человек есть некое среднее звено между тленным и нетленным, Данте делает вывод о его причастности «обеим природам». Двоякая — смертная н бессмертная — природа человека обусловливает и его двоякое предназначение к двум конечным целям. Эти две цели человеческого существования — два вида блаженства, одно из которых достижимо в здешней, земной, жизни и заключается «в проявлении собственной добродетели», другое же, «блаженство вечной жизни, заключающееся в созерцании божественного лика», достижимо лишь посмертно и «при содействии божественной воли»[9] . В этом учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте со средневековой традицией, сразу же замеченный и осужденный томистами. Высшее, внеземное, блаженство как цель человеческого существования, по Данте, не требует отказа от осуществимого на земле человеческого блаженства. Двум видам блаженства отвечают два пути: путь «философских наставлений», жизни «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным», и «путь наставлений духовных, превосходящих разум человеческий». Один путь открыт благодаря человеческому разуму, другой — «благодаря Духу святому». Достижение двух видов блаженства требует и двоякого руководства — земное предназначение человека осуществляется в гражданском сообществе, по предписаниям философии, под водительством светского государя — императора; к жизни вечной ведет, основываясь на откровении, церковь, возглавляемая верховным первосвященником.

Читайте также  Гидродинамические аварии 2

Мысль о самостоятельности земного предназначения человека лежит в основе политической идеи Данте — программы единой всемирной монархии, светской, независимой от церкви. Четкое разделение земного и загробного блаженства ведет у него к требованию исправления церкви, отказа ее от притязаний на светскую власть, на земные богатства; этому идеалу обновленной, очищенной церкви подчинена и резкая критика современного Данте папства и всей церковной иерархии.

Обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и нравственной оценки является для Данте свобода человеческого деяния, лежащая в основе принципа моральной ответственности. Свобода воли в понимании Данте не позволяет избежать личной ответственности за происходящее в мире, свалив ее на бога или на безличную совокупность причин[10] . Пользуясь данной ему свободой, человек способен к свершению своего земного подвига, к исполнению своего земного предназначения. В трактате «Пир» Данте обосновал антифеодальное по социальной направленности учение о личном благородстве, не зависящем ни от знатности предков, ни от богатства.

Благородство человека — в его деянии, в котором он может уподобиться своему творцу. «Если бывают подлейшие и скотоподобные люди, — писал Данте в «Пире», — то точно так же бывают люди благороднейшие и едва ли не богоравные». Более того, человеческое благородство, «приносящее столь многочисленные и замечательные плоды», даже «превосходит благородство ангела», а в «Монархии» Данте называет дело, свойственное человеческому роду «почти божественным». Природа человека столь высока, что, если бы причины (природные н божественные, определяющие характер души) соединились в согласии, «то получился бы как бы второй воплощенный бог». Отстаивая идеал земного совершенства, не приносимого в жертву загробному блаженству (но и не противопоставляя одно другому), Данте обосновывает возможность возвышения природного (человеческого) до божественного. От требования следовать природному началу идет и призыв к героическому деянию, лежащему в основе представления о человеческом благородстве. Воплощением высоких представлений о человеке явился в «Божественной комедии» образ Улисса (Одиссея) — образ смелого первооткрывателя, в ком стремление к знаниям и славе преодолели страх нарушить запрет богов:

О братья! — так сказал я, — на закат

Пришедшие дорогой многотрудной!

Тот малый срок, пока еще не спят

Земные чувства, — их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны,

Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!

Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены [11]

Не аскетическое подвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершенства — так понимает Данте предназначение человека.

Так вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в «Божественной комедии» первый гимн достоинству человека.

Данте открывает путь к новой гуманистической антропологии.

Анализ «Божественной комедии» (Данте)

Автор: Guru · 29.11.2017

Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения. Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» — шедевр мировой литературы — продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.

История создания

«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта — период изгнания (1302 — 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.

Жанр и направление

«Комедия» — особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане — это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет. Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.

По направлению — это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII — XVII веков.

Композиция

Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть — «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.

Описание ада

«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:

  • во втором кругу — за похоть;
  • в третьем — за чревоугодие;
  • в четвертом — за скупость с расточительством;
  • в пятом — за гнев;

В шестом и седьмом за последствия зверства:

  • в шестом за лжеучения
  • в седьмом за насилие, убийства и самоубийства

В восьмом и девятом за ложь и все ее производные. Худшая участь у Данте ждет предателей. По логике современного, да и тогдашнего человека, наиболее тяжелым грехом является убийство. Но Аристотель, вероятно, считал, что желание убить человек контролировать может не всегда из-за звериной натуры, в то время как ложь — дело исключительно сознательное. Данте, очевидно, придерживался той же концепции.

В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.

Описание чистилища

«Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.

Описание рая

«Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее — девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) — обитель влюбленных, а шестой (Марс) — место для воителей за веру.

О чем?

Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» — самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, — в аду, поэма — для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте — Вергилий — любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).

Читайте также  Искусственные спутники Земли

Образ Данте

Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

  • Главная тема поэмы — любовь. Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она — стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
  • Назидание — следующая тема «Комедии». Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
  • Политика. Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
  • Сила духа. Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.

Проблематика

  • Борьба за идеал. Данте стремился к своим целям как в реальной жизни, так и в поэме. Будучи некогда политическим активистом, он продолжает отстаивать свои интересы, клеймя всех тех, кто с ним в оппозиции и поступает плохо. Автор, конечно, не может назвать себя святым, но тем не менее он берет на себя ответственность, распределяя грешников по их местам. Идеалом в этом вопросе для него является христианское учение и собственные взгляды.
  • Соотнесение мира земного и загробного. Многие из тех, кто жил, по мнению Данте, или по христианскому закону, неправедно, но, например, в свое удовольствие и с выгодой для себя, тот в аду оказывается в самых страшных местах. В тоже время в раю находятся мученики или те, кто при жизни прославился великими и полезными делами. Концепция наказания и награды, разработанная христианской теологией, существует в виде морального ориентира для большинства людей и сегодня.
  • Смерть. Когда скончалась его возлюбленная, поэт очень горевал. Его любви не суждено было сбыться и получить воплощение на земле. «Божественная комедия» — попытка хоть ненадолго воссоединиться с навсегда потерянной женщиной.

Смысл

«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

Особенности

«Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.

Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

«Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.

В творчестве ни одного из художников Средневековья не отобразились особенности этих пор в истории человечества так полно и ярко, как в Данте. Именно его жизнь стала символом жизни средневековой человека-мыслителя, человека-художника, который стремится справедливости. Через политические страсти, которые пылали в родной поэту Флоренции, Данте стал изгнанником. Почти двадцать лет он стремился возвратиться на родину, где был обречен на смертную казнь. За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявило амнистию политическим изгнанникам, если они отрекутся своих взглядов. Данте не согласился, и его вторично обрекли насмерть, за жизнь поэта этот приговор не отменили. Года изгнания были наиболее плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию «Божественной комедии».

Автор «Божественной комедии», Данте Алигъери, прожил сложную жизнь, преисполненная больших страстей, страданий, гениальных творческих взлетов.

Жанр «комедии» был популярен в Средневековье, так называли произведение с печальным началом и счастливым концом, написанный народным языком. Потомки дали ей название «божественная», имея на внимании ее художественное совершенство и красоту. Цель, которую ставил перед собой автор,- отвернуть человека от греха. Это и есть настоящий сюжет «Комедии»: открытие человеком всемирной гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Каждая часть имеет 33 песни, и с первой вступительной вся поэма составляется с 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел. Число 3 характернейшее в христианской символике, именно оно воплощает гармонию. Эту идею он раскрывает не только в количестве частей, а и в строении стиха: «Комедия» написана тристихами (терцинами).

Произведение имеет аллегорическое содержание: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, который ищет истины. Его странствования по аду и чистилищу надо понимать как путь к настоящей вере вопреки соблазнам и испытанию.

Уже начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в «темном лесе» и потеряв надежду найти «простую дорогую», Данте старается подняться на гору, которой «была на исходе та долина». Темный лес — это и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т.п.. Холм — царство гармонии и справедливости. Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются разные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев — гордость и тирания, волчица — жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Вергилий. Этот римский поэт-язычник есть аллегория ума. Когда Данте спускается в ад, запыхается от серного дыма, не в возможности вынести тех страданий, который увидел, его поддерживает Вергилий (аллегория поняла: в тяжелых испытаниях и страданиях душу должен поддерживать ум). Образ Беатриче символизирует любовь, которой поднимает человека, раскрывает безграничную любовь Бог к людям.

Читайте также  Айвазовский Иван Константинович

Гуманистический пафос поэмы заключается в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека соответственно ее земной жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отображают его отношение к человеческим страстям. В первом круге он встречает некрещеных грудные детей и знаменитых язычников, они не страдают, а только тоскуют, так как в христианском мире им нет места в рае. Во втором круге он видит Паоло и Франческу, влюбленных, которые и в аду не хотят разводиться. Поэт сочувствует им, и в этом тоже оказался гуманистический пафос: средневековая литература не знала сочувствия к грешникам. В последнем, девятом круге, поэт видит графа Уголино, это политический деятель, который предал своих единомышленников, за это, на мысль Данте, он имеет наказание аж на самом дне ада. Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголино и его детей заточили в Пизанскую башню, где они умерли страшной голодной смертью. Данте осуждает Уголино-предателя, но сочувствует Уголино-отцу.

Поэма «Божественная комедия» глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но ее значение еще в Средневековье вышло за пределы национального, она отобразила моральные достижения в свое время и подготовила появление мировоззрения Возрождение.

Похожие работы

Литературные истоки «Комедии», жанровая особенность «Божественной комедии» в освещении исследователей.

Эстетичный и этический манифест Данте (по произведению Данте Алигьери «Божественная комедия») Могущественная Римская империя пала под нажимом завоевателей — готов, византийцев, норманов, испанцев… Настали средневековые времена – пора крестовых походов, рыцарской поэзии, готических храмов, первых университетов.

«Божественная комедия» — вершина творчества Данте Алигьери Это произведение стало не только итогом творческой деятельности писателя, а и итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековье. Создание такого произведения — первый шаг к эпохе Возрождения. Главной идеей произведения является постоянный поиск человеком нового пути в жизни.

Поэма «Божественная комедия» — вершина творчества известного итальянского поэта, основоположника итальянской литературы Данте Алигьери. Современники поэта считали, что Данте увидел потусторонний мир и рассказал о его устройстве в своем произведении. Но на самом деле суть поэмы не только в изображении потустороннего мира и жизни после смерти.

Мое впечатление от «Божественной комедии»(«Ад») Данте Автор: Данте А. Итальянец Данте Алигьери-поэт,писатель,ученый и философ,создатель итальянского литературного языка,автор «Божественной комедии»,которую читают и комментируют до сих пор.

У неподготовленного читателя может возникнуть вопрос: почему это величественное, но не развлекательное произведение названо «комедией»? Ответ прост. Во времена Данте комедией называли не только смешное, но и вообще любое драматическое зрелище.

Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.

Содержание: 1.Введение……………………………………………………………3-6 Глава 1. Литературные истоки «Комедии»..…………………….7-8 Глава 2. Жанровая особенность «Божественной комедии» в освещении исследователей………………………………………. 9-11

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ РЕФЕРАТ по курсу: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема: « Данте Алигьери и его «Божественная комедия» как эталон литературы итальянского Возрождения»

Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 г.

Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

«Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.

В творчестве ни одного из художников Средневековья не отобразились особенности этих пор в истории человечества так полно и ярко, как в Данте. Именно его жизнь стала символом жизни средневековой человека-мыслителя, человека-художника, который стремится справедливости. Через политические страсти, которые пылали в родной поэту Флоренции, Данте стал изгнанником. Почти двадцать лет он стремился возвратиться на родину, где был обречен на смертную казнь. За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявило амнистию политическим изгнанникам, если они отрекутся своих взглядов. Данте не согласился, и его вторично обрекли насмерть, за жизнь поэта этот приговор не отменили. Года изгнания были наиболее плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию «Божественной комедии».

Автор «Божественной комедии», Данте Алигъери, прожил сложную жизнь, преисполненная больших страстей, страданий, гениальных творческих взлетов.

Жанр «комедии» был популярен в Средневековье, так называли произведение с печальным началом и счастливым концом, написанный народным языком. Потомки дали ей название «божественная», имея на внимании ее художественное совершенство и красоту. Цель, которую ставил перед собой автор,- отвернуть человека от греха. Это и есть настоящий сюжет «Комедии»: открытие человеком всемирной гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Каждая часть имеет 33 песни, и с первой вступительной вся поэма составляется с 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел. Число 3 характернейшее в христианской символике, именно оно воплощает гармонию. Эту идею он раскрывает не только в количестве частей, а и в строении стиха: «Комедия» написана тристихами (терцинами).

Произведение имеет аллегорическое содержание: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, который ищет истины. Его странствования по аду и чистилищу надо понимать как путь к настоящей вере вопреки соблазнам и испытанию.

Уже начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в «темном лесе» и потеряв надежду найти «простую дорогую», Данте старается подняться на гору, которой «была на исходе та долина». Темный лес — это и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т.п.. Холм — царство гармонии и справедливости. Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются разные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев — гордость и тирания, волчица — жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Вергилий. Этот римский поэт-язычник есть аллегория ума. Когда Данте спускается в ад, запыхается от серного дыма, не в возможности вынести тех страданий, который увидел, его поддерживает Вергилий (аллегория поняла: в тяжелых испытаниях и страданиях душу должен поддерживать ум). Образ Беатриче символизирует любовь, которой поднимает человека, раскрывает безграничную любовь Бог к людям.

Гуманистический пафос поэмы заключается в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека соответственно ее земной жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отображают его отношение к человеческим страстям. В первом круге он встречает некрещеных грудные детей и знаменитых язычников, они не страдают, а только тоскуют, так как в христианском мире им нет места в рае. Во втором круге он видит Паоло и Франческу, влюбленных, которые и в аду не хотят разводиться. Поэт сочувствует им, и в этом тоже оказался гуманистический пафос: средневековая литература не знала сочувствия к грешникам. В последнем, девятом круге, поэт видит графа Уголино, это политический деятель, который предал своих единомышленников, за это, на мысль Данте, он имеет наказание аж на самом дне ада. Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголино и его детей заточили в Пизанскую башню, где они умерли страшной голодной смертью. Данте осуждает Уголино-предателя, но сочувствует Уголино-отцу.

Поэма «Божественная комедия» глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но ее значение еще в Средневековье вышло за пределы национального, она отобразила моральные достижения в свое время и подготовила появление мировоззрения Возрождение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: