Глобалистика и глобализм - OXFORDST.RU

Глобалистика и глобализм

Научная электронная библиотека

15.1. Феномен глобализации. Глобальные проблемы

В многочисленных работах по глобалистике даются различные определения понятия глобализация. Чаще всего под глобализацией понимают процесс, отражающий развитие экономической и политической взаимозависимости стран и регионов мира до такого уровня, на котором становится возможной и необходимой постановка вопроса о создании единого мирового правового поля и мировых органов экономического и политического управления. Глобализация мировой экономики является более широким понятием, чем интеграция, так как предполагает взаимозависимость даже не связанных тесно друг с другом частей мирового хозяйства. Политическая глобализация есть процесс постепенного превращения экономической интеграции в политическую. Хотя глобализация мировой политики есть дело будущего, однако уже сегодня можно сказать, что резко изменилось наше представление о том, как функционирует мир. Во времена «холодной» войны мир создавался в ходе противоборства между капитализмом и коммунизмом, а также, в меньшей степени, благодаря разделу между «первым» и «третьим» мирами. Реалии современного мира скорее отражают однополярность, чем многополюсность (многополярность).

Глобалистика как наука о современном мире. Это наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных глобальных сфер человеческой деятельности – экологической, социальной и экономической – в реальных условиях планеты Земля с ее конечными физическими размерами и ограниченными пиродными ресурсами в наступившую эпоху чрезмерной антропогенной нагрузки человека на природу. По существу глобалистика – это наука о запредельном мире, который требует от общества осознания необходимости гармонизации взаимодействия общества и природы в условиях формирования Земной ноосферной цивилизации.

Философское осмысление проблем современной эпохи в контексте процессов глобализации требуют ответа на следующий важный вопрос,: каким образом соотнести глобализацию, ориентированную на ценности единства, целого и общего и выражающую усиление потребности мира в единой экономической, политической и других сфер жизни с господством национально-государственных форм хозяйствования и доминированием дифференциации по культурным основаниям, идентификации по большому количеству признаков, а также с плюрализмом мнений в обществе? То есть, каким образом сохранить ценность плюрализма в условиях стремления мира к единому социальному пространству и каковы должны быть культурные перемены. Теория глобализации с ее ориентацией на линейно-прогрессивное понимание мирового развития требует определенной корректировки и изменения. Можно рассматривать развитие не только как линейно-прогрессивное, но и колебательное, и спиралевидное, и, видимо, понятие исторической асинхронности тоже должно занять свое место.

Глобальные проблемы. Понятие глобальные проблемы современности можно разделить на три группы:

1) межсоциальные проблемы, включающие установление мира между государствами, создание нового экономического порядка, устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации;

2) проблемы взаимодействия общества с природой – это проблемы природных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой, освоение Мирового океана и космоса);

3) проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества (народонаселения, здравоохранения, образования).

В контексте рассматриваемых проблем важно ответить на вопрос о том, насколько неизбежна и каким образом должна быть интерпретирована глобализация не только экономическая, политическая и правовая, а в сфере культуры, т.е. предполагает ли глобализация ориентацию на культурные единые ценности и приравнивается ли она к вестернизации. Есть два пути обсуждения данной проблемы.

Во-первых, если считать характерным процессом глобализации адаптацию новых технологий и идей к местным условиям, то тогда локализация и индивидуализация могут стать доминирующими тенденциями, т.е. глобализация не формирует абстрактную единую культуру, и появляется не из одного источника. Речь идет о вкладе национальных культур в так называемую глобальную культуру. Кроме того, глобализация сопровождается так называемой регионализацией, т.е. возрастанием значения субкультур (например: латиноамериканской, культурой Юго-Восточной Азии и т.д.)

Во-вторых, ориентация глобализации на ценности единства и общего может привести к разделению и новому типу неравенства, т.е. речь идет о существовании разрыва между странами-производителями и странами-потребителями глобальной культуры. Важно помнить и то, что внутри самих стран существует разрыв между социальными группами, участвующими в глобализации, и пассивно потребляющими. Таким образом, соотнеся глобализацию и культуру необходимо исходить из того, что глобализация не может стать единым целым с помощью конвергенции на базе общего набора культурных ценностей. Вместе с тем, требуется ответ на следующий вопрос: что же удерживает вместе эти различные части целого, и что им придает когерентность? Ответ на этот вопрос связан с усиливающейся в последние годы идеей культурных различий. Предшествующий период, который принято называть эпохой модернизации, отрицал и пытался унифицировать культурные различия (рационализация, стандартизация, контроль), но вместе с тем стирание культурного разнообразия усилило отчуждение и разочарование миром. Важно отметить, что изменилось само представление о культурных различиях. Первоначально оно ассоциировалось с национальными особенностями, а позже на первый план выступили различия, связанные с идентичностью, гендерными характеристиками, правами меньшинств и коренных народов, а также этнических и религиозных движений.

Глобальные проблемы – современные проблемы существования и развития человечества в целом – предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами – продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники.

По существу, новое направление научного знания, обобщившего последние данные общественных и естественных наук – «глобалистика» – не оставляет места для политической практики в ее традиционном, пренебрегающем нравственностью понимании. Неудивительно поэтому, что в книге первого Президента Римского клуба А. Печчеи, «Человеческие качества» провозглашается необходимость перехода к «Новому Гуманизму», который предполагает три основных постулата: чувство принадлежности ко всему человечеству в отличие от приоритетов отдельных стран и народов; частичный отказ от их «суверенности» и эгоистических интересов; а также – решительный отказ от насилия как средства разрешения конфликтов. Поставив в центр своего внимания человека вообще независимо от его расовой, социальной, классовой и иной принадлежности, глобалисты делают решительный шаг в сторону общечеловеческих ценностей и гуманизма, который, как мы отмечали, и составляет сущность культуры.

Экономический кризис. В 2008 г. начался мировой экономический кризис, который по масштабам значительно превышает кризис 90-х годов прошлого века и продлиться он может до средины следующего десятилетия. 1 млрд человек в странах третьего мира живет за порогом абсолютной бедности, их годовой доход не достигает 370 долл. Еще в начале 80-х годов так жили только 500 млн человек. В соответствии с этим у разных авторов различен подход и к «списку», и к приоритетности глобальных проблем. В литературе
на первый план выдвигалась опасность ядерной войны как следствие раскола мира на две противоборствующие системы; сегодня делался акцент на комплекс проблем, имеющих непосредственно «цивилизационную» основу: загрязнение природной среды; истощение традиционных источников энергии; «демографический взрыв» в одних странах и депопуляция в других; растущая угроза голода в планетарном масштабе и т.п.

Глобалистика и глобализм

ГЛОБАЛИСТИКА

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ГЛОБАЛИСТИКА (от лат. globus – земной шар) – совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления. В более широком смысле термин употребляется для обозначения междисциплинарной области философских, политологических, социальных и культурологических исследований различных аспектов глобальных проблем, включая полученные результаты, а также практическую деятельность по их реализации как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе.

Как самостоятельное научное направление глобалистика начала складываться в конце 60-х гг. 20 в., когда впервые наиболее зримо обнаружились беспрецедентные тенденции роста численности народонаселения, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и т.п., внушившие серьезные опасения о возможностях поступательного социального развития, поставившие на повестку дня вопрос о выживании человечества. Осмыслению этих процессов в значительной степени способствовало появление таких организаций, как Институт проблем будущего (Вена, 1965), международный фонд «Человечество в 2000 году» (Нидерланды, 1965), появилось Общество по изучению будущего мира (Вашингтон, 1966). Подобных организаций со временем становилось все больше. Однако подлинный интерес к глобальной проблематике проявился после первых получивших широкую известность докладов Римского клуба – «Пределы роста» (1972), «Человечество на перепутье» (1974), «Пересмотр международного порядка» (1974), «За пределами века расточительства» (1976) и др. Эта неправительственная международная организация, созданная в 1968 г. и объединившая авторитетнейших ученых – естественников, экономистов, социологов, специалистов в области управления и планирования (А.Печчеи, А.Кинг, Д.Медоуз, M.Месарович, Э.Пестель, Я.Тинберген, Э.Ласло и др.), поставила основной целью своей деятельности привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам и к поискам путей их преодоления. С тех пор понятие «глобальные проблемы современности» получило широкое распространение.

В современной глобалистике принято выделять три группы глобальных проблем: проблемы межгосударственных отношений (устранение войны как способа решения конфликтов, обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка); экологические проблемы (обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п., загрязнение среды, освоение Мирового океана и космического пространства); демографические проблемы (выживание, здоровье, образование).

Читайте также  Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова

Глобальные проблемы явились результатом многовековых изменений в системе «общество – природа» и в самом общественном развитии. Причины их появления корнями своими уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул жизненные интересы всего мирового сообщества. Итогом такого развития стала в первую очередь деградация окружающей среды, обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, так как его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно меняться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки и техники.

Некоторые тенденции происходящих в мире перемен оказались в центре внимания ученых и философов несколько раньше, чем эти изменения стали очевидными для всех. Так, В.И.Вернадский, развивавший концепцию ноосферы, уже в 30-е гг. сделал принципиальный вывод о видоизменении облика Земли вследствие современных масштабов преобразовательной деятельности человечества и предупреждал, что если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, то гибель всего живого на Земле неизбежна. Английский историк А.Тойнби, рассматривавший общественное развитие как последовательную смену различных цивилизаций, еще до компьютерной революции утверждал, что «в 20 в. началась всеобщая всемирная история». Тем самым подчеркивалось, что кардинальные перемены затронули не только основы общественного устройства, но и основные тенденции мировых социальных процессов. К извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим, постоянно обсуждаемым в философии вопросам современная эпоха добавила, таким образом, принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тему – единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле. Современная глобалистика представлена многообразием школ и направлений, которые нередко сливаются с другими областями научных поисков: футурологией, культурологией, философией, политикой, идеологией. С учетом этого обстоятельства можно говорить о западной глобалистике и той, которая с конца 60-х гг. развивалась в нашей стране. В западной глобалистике наиболее ярко выделяются два крыла: «технократическое» и «технопессимистское». Представители первого из них в решении глобальных проблем уповают на всесилие науки и техники, абсолютизируют научно-технический потенциал и его влияние на жизнь общества (Т.Веблен, Г.Кан, У.Браун, Д.Белл, О.Тоффлер, А.Турен, А.Шафф, Г.Фридрихс, А.Винер, Г.Скотт, Д.Несбит и др.), в то время как «технопессимисты» возлагают ответственность за появление и обострение глобальных проблем на научно-технический прогресс (Г.Маркузе, Д.Медоуз, К.Боулдинг, Т.Роззак, П.Гудмен, М.Робертс, К.Девис, А.Эрлих и др.).

Глобализм и антиглобализм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Современный мир породил множество идеологических и политических феноменов таких, как:

  • Глобализм;
  • Антиглобализм.

Глобализм

На сегодняшний день о глобализации много пишут и говорят. С одной стороны, утверждают, что глобализация является процессом необходимым и обусловленным экономической взаимозависимостью государств, развитием средств информатизации и коммуникации, распространением знания и образования, что приводит к переходу от простейшего взаимодействия государств и народов к формированию целостного, единого мира.

С иной стороны, отмечается негативный характер глобализации, потому как она приводит к эксплуатации слабых сильными, к нивелировке культур и унификации образов жизни, к политическим играм двойных стандартов и однополюсному мировому господству.

Отсюда следует вывод, что необходимо сохранить позитивные и устранить негативные тенденции в глобализации и тогда, она будет производиться в интересах целого человечества.

При подобной оценке глобализации соединяются принципиально разные явления — глобализация и интеграция. Идеологи глобализации, манипулируя понятием объективных процессов интеграции и именуя их глобальными, на самом деле всяческим образом оказывают противодействие интеграционному вектору развития цивилизации мира.

Глобализация – анти интеграционная идеология, смысл которой состоит в «консервации современной вариации распределения общего природного достояния человечества между бедными и богатыми государствами», когда «богатые государства потребляют четыре из пяти долей от общего природного человеческого достояния бесплатно».

Бесплатное присвоение трудовых, при¬родных, интеллектуальных человеческих ресурсов в интересах западных потребителей и корпораций — это истинная мотивация навязывания не западному миру глобального либерализма и свободного рынка. В известной степени это был вынужден признать и лауреат Нобелевской премии по экономической науке за 2002 год Дж. Стиглиц, отмечающий, что существует громадный массив фактических данных и аналитических построений, которые подтверждают, что глобализация увеличивает нестабильность экономики, а экономическая нестабильность ослабляет чувство защищенности и увеличивает масштабы нищеты.

Готовые работы на аналогичную тему

По замечанию российского философа Б. Н. Бессонова, концепция глобализации является свидетельством кризиса западного философско-исторического, политического и схожего сознания. Все ее модели: либеральные, рыночные, демократические, все апелляции к личностной свободе, к частной собственности и т. д., по своей сущности, претерпевают крах.

Глобализация представляет собой очередную попытку Запада навязать миру, с одной стороны, собственное фальсифицированное мировоззрение, с иной — закрепить собственное, пока еще ощутимое, господство над множеством государств мира».

Антиглобализм

Одним из наиболее значительных идеологических феноменов современного периода является антиглобализм. Формальным образом датой рождения антиглобализма принимается 1994 год. В тот год субкоманданте Инсурхенте Маркос, возглавляя небольшой отряд индейцев, делал попытки захвата четырех главных городов штата Чиапас на юге Мексики.

Правительственные войска уничтожили большую часть повстанцев, но уцелевшие во главе с Маркосом отошли в джунгли, где собрали новых сторонников и объявили на весь мир о себе. За последний период Маркос смог многого добиться:

  • Было принято законодательство касательно этнических меньшинств;
  • Ликвидировано множество блокпостов-крепостей,
  • Сам Маркос выступил с главной трибуны страны.

На данный момент повстанческие группировки действуют не только в Латинской Америке и Мексике, отдельные отряды их есть и в Океании.

Партизанское движение является отнюдь не единственной формой антиглобализма. Пожалуй, наиболее известна мировой общественности антиглобалистская деятельность в форме огромных митингов, манифестаций и демонстраций, которыми сопровождены, в первую очередь, саммиты Европейского союза, заседания ВБ, МВФ ВТО.

За последний период антиглобалистские демонстрации происходили в Монреале, Праге, Квебеке, Ницце, Барселоне, Вашингтоне, Лондоне, Давосе, Париже, Сеуле, Нью-Йорке, Генуе, Эвиане, Салониках. Так, в Генуе в 2001 году на саммите большой восьмерки общая численность антиглоба¬листов превысила сто пятьдесят тысяч человек, и внимание журналистов привлек совершенно не тот саммит.

Под общим наименованием «антиглобалист» сгруппировались:

  • «зеленые»,
  • марксисты,
  • изоляционисты,
  • анархисты,
  • представители профсоюзов,
  • безработные,
  • сторонники религиозных организаций и экзотических культов и т. д.

Антиглобалистские организации

В настоящий момент насчитано свыше пятисот антиглобалистских организаций самого различного толка. Антиглобалисты выражают протест против глобализации, осуществляемой на благо богатых слоев населения и во вред бедным, против глобализации, отвергающей демократию, против глобализации, что разрушает экологию планеты.

Буквально на наших глазах образуется новейшая культура, символика, идеология анти¬глобализма. Труды политолога Ноама Хомски, романы Сюзен Джордж и Стюарта Хоума, стихи и эссе команданте Маркоса, наконец, «Империя» Тони Негри являются фундаментальными исследованиями итоговой фазы рыночного строя, написанными профессором в тюрьме, складывают сознание тысяч молодых людей, которое не согласны с политикой глобализации.

Такое разнообразное явление включает в себя несколько центров. Сильнейшее ядро движения представляет собой марксизм, вокруг которого сконцентрированы все левые силы. В настоящий момент Западная Европа пережила один из мощнейших всплесков левого движения с 1968 года.

Другим, достаточно сильным течением антиглобализма являются «зеленые». Их деятельность не ограничена крупными форумами. «Зеленые» зачастую шокируют, заявляя о себе разгромами магазинов, которые занимаются торговлей меховыми изделиями, и иными эпатажными способами. Данное движение вызывает больше всего сочувствия в общественной среде.

Между и близко с этими главными центрами антиглобализма движется разномастный и необычайно яркий поток идей разнообразного толка, что не только не выходит за рамки общей картины, но даже дает антиглобализму выигрышный образ собрания интеллектуальных, неординарных и творческих людей. Некоторые ученые отмечают инновационность антиглобалистов, подчеркивая использование ими передовых технологий, разнообразие их протестных средств. Действительно, понять в колоннах антиглобалистов, где анархист, панк либо марксист является практически невозможным, часто это одно и то же лицо.

Понятие глобалистики, основные направления глобализации

Лекция №1.Предмет и основное содержание глобалистики.

Слово “глобалистика” происходит от латинского слова globus — шар. Под термином “глобалистика” обычно подразумевают область знаний, касающихся проблем планетарного масштаба, т.е. проблем присущих планете Земля. Глобалистика, таким образом, занимается анализом общих проблем, которые отражают социальные и природные процессы на нашей планете. В этом плане она близка философии, которая изучает общие законы и принципы природы, общества и познания.В системе современного научного знания глобалистика занимает особое положение. Она не похожа ни на одну из конкретных дисциплин, так как возникла на стыке естественных, гуманитарных, прикладных наук и является интегративным знанием о социоприродных процессах и проблемах, границы которых заданы масштабом планеты. В отличие от отдельных наук, занимающихся тем или иным аспектом или фрагментом реальности, глобалистика нацелена на решение комплексных, жизненно важных для всего человечества задач, справиться с которыми можно только на пути междисциплинарного взаимодействия, в котором особая роль отводится философии. Под философией глобалистики понимается место и роль социально-природных процессов в жизни людей. Иначе говоря, что должны сделать люди при осмыслении своего существования, чтобы соотнести свое бытие с социально-природными процессами. Нашу землю можно представить большим космическим кораблем, летящим в космическом пространстве. Судьба семи миллиардов людей, число которых продолжает увеличиваться, зависит от многих факторов, одно ясно, что возможности корабля ограничены. Для того, чтобы жизнь людей, их бытие было осмысленным, т.е. достойной рода гомо сапиенс, необходимо чтобы они все, несмотря на существующие между ними различия и

Читайте также  Аудит рабочих мест

разногласия осознали свое единство, смогли ограничить и обуздать свои амбиции, постоянно растущие потребности, ибо их существование предопределено границами их корабля. Более того, люди должны осознать не только свое единство, но и единение с кораблем; ибо надежность корабля — это гарантия безопасности; люди их корабль должны предстать как единое целое. Если теперь мы заменим воображаемый космический корабль планетой по имени Земля, и попытаемся с тех же позиций, т.е. рассмотреть существование землян и Земли как единое целое, то такое осмысление и будет философией глобалистики.

Философия глобалистики исходит: 1) из идеи целостности и единства планеты и населяющих ее живых существ; 2) она должна найти фундаментальные принципы человеческого бытия, исходя из которых, протекающие СПП, стали бы способствовать достижению идеи единения общества и природы; 3) при этом философские идеи развития, диалектики единого и общего, уникального и универсального должны быть основополагающими, так как прогресса не остановить, его надо правильно осмыслить.

Необходимо сразу подчеркнуть, что на сегодняшний день такие принципы находятся в стадии выявления и формулировок. Это относится в первую очередь к идеям: коэволюции,глобальной стабилизации демографических процессов, идеям мировой кооперации экономического и научно-технического развития, созданию экологически стабилизированной экономики, глобальной культуры нового типа, созданию транснациональной политической структуры или Мирового правительства. Указанные подходы нельзя рассматривать как чисто профессиональные. Все они затрагивают человечество в целом, связаны с философией человеческого бытия.

Сегодня в философии глобалистики можно выделить два подхода к проблеме существования человека. Первый подход можно обозначить как сциентистко-технократический. Он рассматривает проблему человека утилитарно-прагматически, т.е. предполагает дальнейшее совершенствование человека путем развития в нем “новых качеств”. Такой подход развивается в рамках Римского клуба и был первым в историческом плане.Второй подход возник как альтернатива первому. И хотя исторически он выглядит как более поздний, но, по сути, он более древний, ибо он исходит из сути самой философии. Этот подход предполагает вернуть человеку его подлинность, которая была утрачена в ходе его исторического развития. Основная идея второго подхода лежит в ответственности человека за все, т.е. за свое бытие. Это направление в глобалистике опирается на философию экзистенциализма. В двадцамов веке это нашло свое отражение в полемике между сциентистами и антисциентистами, сторонниками и противниками теории прогресса.

Как самостоятельное научное направление и сфера общественной практики глобалистика стала складываться с конца 60-х годов XX столетия, когда различные науки оказались перед необходимостью решать комплексные проблемы планетарного масштаба. Впервые эти проблемы наиболее четко обнаружили себя в системе «общество-природа», но очень скоро список их расширился, и они получили обобщенное название «глобальные проблемы современности». На этих проблемах первоначально и было сконцентрировано внимание научного сообщества. Термин же «глобалистика» хотя и встречался в специальной литературе уже в те годы, широкого распространения тогда еще не получил. Что понимается под глобальными проблемами и социально-природными процессами? Это в первую очередь:

1.Рост численности населения; Увеличивающийся недостаток продуктов питания; 2. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов; 3. Рост потребности в энергетических ресурсах;

4. Неравномерность экономического развития регионов планеты; 5. Быстрая индустриализация и НТП; 6. Разрушение окружающей среды; 7. Дегуманизация культуры;

8. Прогнозирование и моделирование будущего планеты;9. Разработка и наращивание средств массового уничтожения; 10. Освоение космоса.

Все перечисленные процессы стали вызывать у мыслящих людей общества особую озабоченность среди разных слоев общества. Заниматься анализом этих СПП с целью последующего контроля и управления ими, и призвана наука глобалистика.

Социально и природные процессы, протекающие на планете, определяют в целом развитие человечества, его физический рост. Проблема состоит в том, что “развитие” безгранично, а “рост” имеет свой предел. Предел обусловлен тем, что планета Земля имеет конкретные физические ограничения (границы). Поэтому, несмотря на безграничность развития, рост, неизменно сопровождающий это развитие, весьма ограничен.

Впервые мысль об ограниченности роста человечества высказал английский экономист Р.Т. Мальтус (1766-1834). Однако если предостережения Мальтуса относились к далекому будущему, то во второй половине ХХ века, указанное “будущее” наступило.

СПП возникли вместе с человечеством, и, следовательно, имеют такую же древнюю историю. Однако их протекание оставалось незаметным, ибо их последствия не вызывали опасений.

Что же произошло в середине ХХ века, что побудило человечество обратить пристальное внимание на характер и тенденции СПП?

Вторая мировая война сильно преобразила характер СПП — это разрушение мировой колониальной системы и возникновение НТР. В результате перераспределения мирового рынка и использования достижений НТР в мире началось невиданное экономическое развитие, которое повлекло за собой соответствующий рост. Последний же столкнулся со своим пределом, которое накладывает на человечество физические возможности планеты. Таким образом, протекающие СПП подвели современное человечество к пределу его роста. Именно это обстоятельство стало причиной необходимости решения ГП современности, что в свою очередь потребовало анализа породивших их СПП.

В настоящее время, на основе двух философских подходов, в общественной мысли возникли различные направления, рассматривающие ГП с разных точек зрения /19/. При этом, нужно помнить, что основополагающей причиной вызвавшей озабоченность протекающими СПП является нарастание отрицательных последствий технического прогресса.

В настоящее время можно выделить следующие пять направлений в глобалистике:

1. Технократическая глобалистика. Сторонники этого направления исходят из того, что поскольку научно-технический прогресс является главной причиной обострения ГП, то, следовательно, разрешение этих проблем возможно только путем дальнейшего совершенствования техники.

2. Постиндустриальная глобалистика. Представители этого направления видят причины ГП в изменении происходящих в политической, социальной и экономической структурах общества, вызванных переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. С возникновением глобального постиндустриального общества, глобальные проблемы будут разрешены.

3. Эколого-популистская глобалистика. Сторонники этого направления видят источник обострения ГП во взаимодействии общества и природы. По их мнению, для решения ГП необходимо свести воедино новейшие достижения естественных наук и использовать их при принятии политических решений, что, в конечном счете, позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса. Ключ к решению ГП, по их мнению, лежит в “альтернативном мировоззрении” или так называемом “третьем пути”.

Глобалистика и глобализм

Модернизационные процессы конца XX — начала XXI в., сопровождающиеся социальной, религиозной и политической нестабильностью в северокавказском регионе, обострили процесс возрождения интереса к этническим и историческим корням, к основаниям этнокультурной идентичности. Актуальность изучения культуры Дагестана усиливается в связи с влиянием на культуру процессов глобализации и расширения арабо-мусульманского культурного воздействия.

Авторы монографии «Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты» указывают на неоднозначность и проблемность процессов глобализации, которые оказались осложненными альтернативными тенденциями, противостоящими глобальной унификации и интеграции. Так, всем аспектам глобализации противостоят аналогичные тенденции антиглобализма; всемирной интеграции — процессы всеобщей дифференциации и дезинтеграции; унификации и стандартизации сопротивляются черты уникализации и индивидуализации, этнокультурной, интеллектуальной и художественно-стилевой самобытности [3, c. 139].

В самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал. На это указывает К. Б. Соколов, отмечающий, что «»культурный империализм» неизбежно вызывает ответную реакцию — повышенную потребность в самоутверждении, сохранении основных элементов своей национальной картины мира и образа жизни». Ученый указывает на противопоставление глобализации и культурной замкнутости, имплицитно связанной с гипертрофированной гордостью своей самобытностью [6]. Рост уровня насилия на этнической и национальной почве К. Б. Соколов связывает с сопротивлением участников межэтнических конфликтов глобализации культуры, грозящей им ассимиляцией.

Представляется интересным категоричное суждение А. Я. Флиера, высказанное в связи с ростом исламских экстремистских движений. Указывая на возможность локализации подобных движений военно-политическими методами, ученый признает, что «культурно их победить нельзя», и предлагает активную урбанизацию и капитализацию среды обитания с целью размывания социальной базы воспроизводства «соответствующего населения» [8, с. 522]. Однако наши наблюдения над дагестанским социумом, переживающим период исламизации, позволяют отметить сложность урбанизации населения, ментальные установки которого ориентированы на культуру аграрного типа. Общинно-крестьянский архетип — императив дагестанского общества. Он определяет стремление к солидарности — родовой, этнической, клановой — и находит выражение в системе ценностей и норм поведения. Клановость во властных структурах выражается в построении клановой корпорации первых лиц республики, их семей, ближайшего окружения. Дагестанские горцы, переезжающие на равнину (в города), не интегрируются в городскую культурную среду, а, напротив, активно культивируют традиционные культурные доминанты, общинно-крестьянский образ жизни (сохраняя привычные кровно-родственные и общинные отношения, развивая частное домовладение, приусадебное хозяйство) и становятся активными участниками процесса исламизации всего дагестанского социума.

Читайте также  Деметра и Персефона

Дагестанская идентичность многоосновна. Наиболее выразительными знаками дагестанкой идентичности выступают ориентация на русскую культуру (русский язык, государственный логос), мусульманство, адат (система горского права и «спаянный» с ним институт общественного мнения). Поскольку общество не однородно, данные дефиниции проявляют себя с разной степенью интенсивности у разных социальных групп. Так, например, республиканские городские сообщества, постоянно подпитываемые сельскими мигрантами, в своей повседневной практике сохраняют и еще многие годы будут сохранять ощутимые элементы этнокультурной традиции. Значительная часть городского населения нуждается в комплексной социокультурной адаптации к развитым формам городской жизни. Это вызвано тем, что в настоящее время ощутим обратный процесс адаптации горцами городской жизни под свои стереотипы и предпочтения (руризация).

Рассуждая о характерном для сегодняшнего дня противостоянии традиционной и индустриальной культур, А. Я. Флиер указывает, что именно эта борьба за сакральную неприкосновенность традиционной культуры могла спровоцировать известные события 11 сентября 2001 г. в США, взрывы в московском метро и в «Домодедово» в 2010, 2011 гг. Если С. Хантингтон выделял конфликт между христианской и исламской цивилизациями как региональными общностями, то А. Я. Флиер утверждает, что этот конфликт — «между разными социальными типами культур — индустриальным (переходящим в постиндустриальный) и традиционным». В этой связи, по мнению ученого, необходимо ограничивать параметры допустимых проявлений культурной идентичности, формируемой в условиях экстремальной духовности [8, с. 525, 526].

В основе мусульманского глобализма лежит концепция мусульманской уммы. В. В. Наумкин указывает на феномен уммаизма как одной из форм «группизма», или сплочения людей в группы на основе солидарности [4]. Исследователь подчеркивает исходную для ислама концептуальную неоднозначность термина умма как в период становления данной религии, так и в настоящее время. Безусловно, что многие из первоначальных значений этого слова были ограничены исключительно контекстом времени и, возможно, сегодня уже не имеют практического значения.

Подтверждением политической коннотации понятия умма можно считать солидарность мусульман вокруг ситуации с опубликованными в датской газете карикатурами на пророка Мухаммеда (по сути, образовался межкультурный конфликт между мусульманами арабского мира и современной западной культурной традицией, базирующейся на свободе слова), полемика вокруг вопросов ношения хиджаба в школах Западной Европы, споры в России по поводу права женщин фотографироваться на документ в хиджабе и т. д. Из чувства солидарности в процесс уммаизации оказываются вовлечены нерелигиозные и аполитичные «этнические мусульмане», обеспечивая политическую карьеру радикальным исламистам. Понятие умма, таким образом, определяет единство представителей исламского мира на основе веры, имеющее транснациональные политические коннотации.

Активное возрождение ислама на постсоветском пространстве Российской Федерации позволяет поднять вопрос о росте мусульманской глобализации и специфике ее проявления в социокультурной сфере российских регионов, прежде всего, в регионах с доминирующим мусульманским населением.

Как и многим регионам, Дагестану, в силу сложившихся исторических условий, изначальна была присуща поликультурность. Сложные территориальные условия проживания дагестанских автохтонов обеспечили консервацию древних языковых и культурных особенностей. Историко-культурной общностью, существование которой мы наблюдаем и в настоящее время, Дагестан стал в советский период. Главными свидетельствами общности являются наличие общего ядра культуры и использование русского языка в качестве доминирующего компонента двуязычия. В гетерогенной среде сложились многообразные формы межкультурного диалога и межкультурного взаимодействия. Процессы глобализации в значительной степени повлияли на то, что ислам начал играть важную роль в политической, экономической и культурной сферах жизни республики. В дагестанском обществе сложилась ситуация, парадокс которой заключается во все большем стремлении к экономической либерализации хозяйственной жизни, законы развития которой в значительной степени обусловлены экономической глобализацией (то есть, экономической логикой современного Запада), и параллельном «всплеске» ислама как новой политической и культурной силы в социокультурном и политическом пространстве республики (аналогичные явления отмечаются исследователями в странах с преобладающим мусульманским населением [5, с. 315-316]).

В настоящее время в Дагестане сформировано определенное соотношение разных стратегий религиозной жизни: адаптивной, протестной и конформистской. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение количества совершающих хадж (по числу паломников республика занимает первое место в России); развитая сеть мусульманских учебных учреждений, большое количество мечетей; наличие молельных комнат на предприятиях и в учреждениях; социальная реклама на улицах городов. При этом наиболее активно выступил ислам, несущий радикальные коннотации и позиционирующийся «новым» исламом. Наиболее подверженной идеям «нового» ислама в Дагестане стала молодежь, о чем свидетельствует популярность арабского стиля в одежде, мусульманские объединения в социальных сетях, интернет-сообщества сторонников «чистого» ислама.

Предполагается, что в ближайшие годы арабо-мусульманская культурная экспансия проявится в расширении сферы своего влияния и претензии на статус доминирующей (наднациональной) культуры. Прогрессирование тенденции исламизации дагестанского общества непременно приведет к нарастанию процесса децивилизации мусульманской общины. Последствия от культурного шока арабо-мусульманской экспансии могут быть непредсказуемыми, вплоть до элиминации этнокультурной специфики. Однако за многие века Дагестан успел сформировать мощные пласты самобытной национальной культуры. В качестве защиты от элиминации исламизмом дагестанской полиэтничной культуры выступит традиционализм как в социокультурной сфере, так и религиозной [1, с. 214].

Параллельно с теми воздействиями, которые оказывает культурная глобализация на экономическую, общественную и интеллектуальную жизнь, она способствовала распространению в Дагестане массовой культуры и образцов потребления. Если в сфере политики образовалась поляризация светских идеологий и исламского традиционализма, то в области массовой культуры заметны тенденции к плюрализму, многообразию идентичностей, растет значение концептов традиционной культуры, появляется потребительская культура.

Культурная глобализация может рассматриваться и как процесс создания подходящей платформы для оживления традиции. Таким образом, исламская идентичность в результате глобализации больше не представляет собой консервативного «Я», не склонного к каким-либо инновациям. Напротив, эмпирические наблюдения показывают, что представители ислама (как «традиционного», так и ортодоксального) следят за новыми тенденциями в моде, музыке, искусстве, увлекаются туризмом. При этом приобретает популярность новый сектор туризма — халяльный, т. е. дозволенный с точки зрения ислама. Появилась потребительская исламская идентичность, представители которой ведут себя аналогично всем, живущим в условиях экономики, интегрированной в рамки торговой культуры. Отметим еще одну особенность проявления исламский идентичности: пластиковые карты «халяль», не предполагающие начисления процентов на суммы, хранимые в банке, — в соответствии с запретом ростовщичества в исламе. Заметна прямая зависимость между степенью урбанизованности субъекта, его материальным статусом и лояльностью вызовам глобализации. Представители социальной группы, ориентированной на ислам, являются носителями новой культуры потребления, как и представители тех слоев, которые придерживаются светской идеологии: «они относятся к этой культуре не как к некоему злу, проникающему с Запада, но как к основе своего социального статуса и власти» [5, с. 336].

Исходя из изложенного и сделанного нами описания различных воздействий культурной глобализации на жизнь в Дагестане, мы приходим к выводу, что форма взаимодействия глобального и локального — скорее сосуществование, чем столкновение.

«Человеческий мир нуждается не только в единстве, но и в многообразии индивидуальных стилей, жизненных путей, биографий, характеров, вкусов и предпочтений, — отмечает С. Н. Иконникова. — Глобализация лишь подчеркивает общность, не исключая, а поддерживая и развивая индивидуальность. Свобода выбора определяет стратегию культурной политики в транснациональном пространстве» [2, с. 354]. Альтернативой гомогенному миру, однообразному и нежизнеспособному, выступает мир гетерогенный, основанный на принципе поликультурности и культурном плюрализме.

Концепции поликультурности соответствует модель социокультурного развития общества, получившая название «единство в многообразии». Сердцевиной понятия культурное многообразие, — считает В. А. Тишков, — является «признание многообразных форм самих культурных общностей (не только русской или аварской, но и российской и дагестанской), признание и спонсирование не только различий, но и схожести, одинаковости, которые чаще всего преобладают над различиями, по крайней мере, в рамках одной национальной (неэтнической!) культуры, каковой является российская культура» [7, с. 136]. Вместе с тем, чем активнее, агрессивнее наступает глобализация в сфере массовой культуры, тем упорнее происходит отстаивание локальных культурных идентичностей, формируя партикуляристскую доминанту в пространстве культуры.

Противоположные векторы дальнейшего развития культуры дагестанских этносов предполагают как модернизацию повседневной культуры у городских жителей, так и сохранение архаичных форм — у сельских. Сохраняется приоритет религиозной и этнорегиональной самоидентификации, в то же время глобальные и модернизационные процессы в региональной культуре обеспечивают динамику общегражданской российской идентичности.

Рецензенты:

Баглиева А.З., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.

Вагабов Н.М., д.ф.н., профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: