ГИС в топливно-энергетическом комплексе - OXFORDST.RU

ГИС в топливно-энергетическом комплексе

Постановление Правительства РФ от 27 марта 2019 г. N 329 «Об утверждении Правил взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем»

ГАРАНТ:

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

В соответствии с Федеральным законом «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. N 247 «Об утверждении Правил взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и иных государственных информационных систем» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 12, ст. 1345).

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 марта 2019 г. N 329

Правила
взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем

1. Настоящие Правила устанавливают порядок взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (далее — система топливно-энергетического комплекса) и иных информационных систем, в том числе государственных информационных систем (федеральных информационных систем, региональных информационных систем), муниципальных информационных систем, содержащих информацию о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса (далее — информация).

2. Взаимодействие системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем (за исключением государственных информационных систем) осуществляется в соответствии с настоящими Правилами на добровольной основе.

3. В настоящих Правилах под взаимодействием системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение, использование оператором системы топливно-энергетического комплекса информации, содержащейся в иных информационных системах, и включение такой информации в автоматизированном режиме в систему топливно-энергетического комплекса, а также на получение и использование операторами иных информационных систем информации, содержащейся в системе топливно-энергетического комплекса.

4. При взаимодействии системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем информация передается участниками такого взаимодействия в виде электронных документов в формате XML, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью оператора системы топливно-энергетического комплекса (оператора иной информационной системы).

5. Схемы, используемые для формирования документов в формате XML в целях обеспечения процессов взаимодействия системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем, размещаются на официальном сайте оператора системы топливно-энергетического комплекса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Взаимодействие системы топливно-энергетического комплекса с государственными информационными системами и муниципальными информационными системами осуществляется:

а) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

б) с использованием программно-технических средств системы топливно-энергетического комплекса, создаваемых ее оператором в интеграционном сегменте системы топливно-энергетического комплекса;

в) на основании запросов и сообщений, направляемых оператором системы топливно-энергетического комплекса (операторами государственных информационных систем, муниципальных информационных систем) и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных должностных лиц оператора системы топливно-энергетического комплекса (операторов государственных информационных систем, муниципальных информационных систем);

г) в автоматизированном режиме без направления запросов оператора системы топливно-энергетического комплекса при предоставлении операторами государственных информационных систем, муниципальных информационных систем информации, предоставляемой в обязательном порядке субъектами системы топливно-энергетического комплекса для включения в систему топливно-энергетического комплекса.

7. В целях обеспечения взаимодействия системы топливно-энергетического комплекса и государственной информационной системы между операторами таких информационных систем заключается соглашение об информационном взаимодействии, содержащее в том числе:

а) порядок организации и технические условия взаимодействия системы топливно-энергетического комплекса и государственной информационной системы;

б) сведения, обмен которыми предлагается осуществлять при информационном взаимодействии системы топливно-энергетического комплекса и государственной информационной системы.

8. В целях обеспечения взаимодействия системы топливно-энергетического комплекса и иной информационной системы (за исключением государственной информационной системы) при предоставлении информации, предоставляемой в обязательном порядке субъектами системы топливно-энергетического комплекса, оператором системы топливно-энергетического комплекса размещаются на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» типовые технические условия такого взаимодействия.

9. Взаимодействие системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем (за исключением государственных информационных систем и муниципальных информационных систем) осуществляется:

а) с использованием программно-технических средств системы топливно-энергетического комплекса, создаваемых ее оператором в интеграционном сегменте системы топливно-энергетического комплекса;

б) на основании запросов и сообщений, направляемых оператором системы топливно-энергетического комплекса (операторами иных информационных систем, за исключением государственных информационных систем и муниципальных информационных систем) и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных должностных лиц оператора системы топливно-энергетического комплекса (операторов иных информационных систем, за исключением государственных информационных систем и муниципальных информационных систем);

в) в автоматизированном режиме без направления запросов оператора системы топливно-энергетического комплекса при предоставлении операторами иных информационных систем (за исключением государственных информационных систем и муниципальных информационных систем) информации, предоставляемой в обязательном порядке субъектами системы топливно-энергетического комплекса для включения в систему топливно-энергетического комплекса.

10. В целях обеспечения взаимодействия системы топливно-энергетического комплекса и иной информационной системы (за исключением государственной информационной системы), не связанного с предоставлением информации, предоставляемой в обязательном порядке субъектами системы топливно-энергетического комплекса для включения в систему топливно-энергетического комплекса, между оператором системы топливно-энергетического комплекса и оператором иной информационной системы (за исключением государственной информационной системы) заключается соглашение об информационном взаимодействии, содержащее в том числе:

а) порядок организации и технические условия взаимодействия системы топливно-энергетического комплекса и иной информационной системы (за исключением государственной информационной системы);

б) сведения, обмен которыми предлагается осуществлять при информационном взаимодействии системы топливно-энергетического комплекса и иной информационной системы (за исключением государственной информационной системы).

11. Организация взаимодействия системы топливно-энергетического комплекса с государственными информационными системами и муниципальными информационными системами осуществляется операторами таких информационных систем самостоятельно или с привлечением иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Организация взаимодействия системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем осуществляется на принципах соблюдения полноты, достоверности предоставляемой информации и сроков ее предоставления, а также конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

13. В интеграционном сегменте системы топливно-энергетического комплекса ее оператором обеспечивается ведение реестров запросов и сообщений.

14. Информация, которая должна предоставляться для включения в систему топливно-энергетического комплекса и которая содержится в государственных информационных системах и включается в государственные информационные системы в обязательном порядке, включается в систему топливно-энергетического комплекса ее оператором в автоматизированном режиме на основании сообщения, полученного от оператора государственной информационной системы.

15. Оператор системы топливно-энергетического комплекса указывает в ней источник получения информации, включенной в систему топливно-энергетического комплекса из иной информационной системы.

Правительство РФ обновило правила взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем.

ГИС ТЭК взаимодействует не только с государственными, но и с муниципальными и иными информационными системами, содержащими данные о состоянии и прогнозе развития ТЭК. Прописан механизм такого взаимодействия.

Постановление Правительства РФ от 27 марта 2019 г. N 329 «Об утверждении Правил взаимодействия государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и иных информационных систем»

Настоящее постановление вступает в силу с 6 апреля 2019 г.

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2019 г. N 14 (часть I) ст. 1525

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

Что такое ГИС ТЭК? Как замминистра контролировал компьютерщиков? Четыре простых вопроса по делу о мошенничестве в Минэнерго

Крупный скандал в Минэнерго – задержан замминистра энергетики Анатолий Тихонов. По информации Следственного комитета России, его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, федеральный чиновник причастен к хищению свыше 600 млн рублей, выделенных Российскому энергетическому агентству Минэнерго России для создания государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса. Другие предполагаемые участники аферы – советник Тихонова Роман Рыжков, вице-президент компании «Ланит» Владимир Макаров и бывший вице-президент этой же компании Виктор Серебряков – также задержаны. «ФедералПресс» нашел ответы на вопросы, что это за ведомство и как своровать 630 миллионов, если система стоила 603.

Читайте также  Марианская впадина (Марианский желоб)

Что такое РЭА и при чем здесь замминистра Тихонов?

ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) – структура Минэнерго России, в задачи которой входит в том числе создание и развитие автоматизированных систем обработки, хранения и распространения информации, а также приобретение федеральных и отраслевых информационных фондов.

Подозреваемый в мошенничестве замглавы Минэнерго не признает вину

На сайте учреждения говорится, что оно обладает разветвленной сетью филиалов в 63 регионах РФ, а штат сотрудников РЭА превышает две тысячи человек. Сообщается также, что структура действует пятьдесят лет, хотя в базах по проверке контрагентов датой основания указан 1999 год.

Сейчас организацией руководит Алексей Шевляков. Но с 30 декабря 2013 года по 9 августа 2019-го этот пост занимал ныне замминистра энергетики Анатолий Тихонов. В эти же годы РЭА выступило госзаказчиком создания государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).

Что за система стоит в центре истории с Минэнерго и что с ней не так?

Целью создания ГИС ТЭК было хранение информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК.

В сентябре 2019 года РЭА объявило открытый конкурс на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания ГИС ТЭК с начальной стоимостью 700 млн рублей. В результате подряд выиграло ЗАО «Лаборатория новых информационных технологий «Ланит», с которым был заключен контракт на сумму 607 млн рублей.

Не так с этой закупкой все было с самого начала. Во-первых, нарекания вызвало то, что РЭА затянуло с проведением конкурса. Во-вторых, в ходе аукциона в ФАС поступали жалобы на действия конкурсной комиссии, которые, правда, не повлияли на закупку и итоговый контракт.

В частности, как следует из материалов на сайте госзакупок, жалобы в антимонопольную службу подали не допущенный до конкурса участник «Российский госуниверситет нефти и газа имени И. М. Губкина», а также занявшая второе место после «Ланита» компания «Эр-Стайл». Представители университета сообщили: их заявка была признана не соответствующей условиям конкурса потому, что они не предоставили необходимые для выполнения этой работы лицензии. При этом, как уверяют авторы жалобы, они прилагали к заявке копии четырех необходимых лицензий.

Второй довод о незаконном действии конкурсной комиссии касается компании-победителя «Ланит». Представители госуниверситета сообщили ФАС, что заявка со всеми документами от «Ланита» была подана в 11:05, тогда как прием документов прекращался ровно в 11 часов. В тексте жалобы говорится, что заявки подавались лично, у данного факта есть немало свидетелей. Тем не менее ФАС признала жалобу необоснованной.

ЗАО «Эр-Стайл» также не удалось доказать, что его заявка неверно оценивалась комиссией. Важно отметить, что заявка компании была допущена к конкурсу, при этом конкурент «Ланита» заявил более выгодную для госбюджета сумму в 590 млн рублей.

Анатолий Тихонов на совещании по вопросам регистрации в ГИС ТЭК. Фото: пресс-служба Минэнерго России

Далее не так пошло исполнение контракта. Согласно его условиям, срок окончания работ был установлен 30 сентября 2015 года, а с октября уже должна была начаться эксплуатация ГИС ТЭК. Однако сроки были передвинуты с начала на конец года, а затем сдача-приемка проекта и вовсе была отложена на беспрецедентный срок: опоздание по срокам составило три года.

ГИС ТЭК в итоге была принята и запущена в октябре 2018 года, причем с большими помарками: потребовалась доработка программного обеспечения системы, для чего пришлось проводить новый аукцион. За три года работы РЭА и «Ланита» сторонами были поданы встречные иски по этому проблемному контракту. Говоря о причинах срывов сроков, подрядчик кивал на заказчика и наоборот.

Весной 2017 года стали известны результаты аудита Счетной палаты РФ по проекту ГИС ТЭК, которые, по всей видимости, стали предметом для последующей разработки силовиками. Ревизоры сделали выводы, что во всей этой истории вина больше лежит на госзаказчике.

Что было в отчете Счетной палаты, который позже вошел в работу силовиков?

Аудиторы Счетной палаты сделали выводы, что расходование бюджета в рамках работы над ГИС ТЭК велось с нарушением требований законодательства. В докладе ведомства сообщалось, что суммарный объем средств, направленных с 2014 по 2016 год на создание информационной системы, превысил 960 млн рублей, при этом из-за некачественного планирования сроков существенная часть этой суммы не была использована по назначению, а образовавшиеся остатки были перераспределены.

Критику Счетной палаты получила и сама закупка. Ревизоры заявили о «некачественном составлении аукционной документации», что привело к поставке не соответствующего для достижения поставленной задачи оборудования. В качестве примера ведомство сообщило о системе хранения данных резервирующего контура, которая не подошла для использования в ГИС ТЭК, при этом стоила свыше 70 млн рублей. «Отсутствие указанного оборудования не позволяет обеспечить функционирование ИС в полном объеме», – сообщалось в отчете Счетной палаты.

Отчет Счетной палаты мог лечь в основу расследования по делу Тихонова. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Нарекания аудиторов также получила организационная работа РЭА: ведомство утвердило только 100 из 622 определенных правительством форм предоставления в ГИС информации и не обеспечило подготовку необходимого числа администраторов и пользователей системы.

Что будет с компанией «Ланит»?

По данным SeldonBasis, ИТ-компания «Ланит», ставшая партнером РЭА, существует с 1993 года. Последние два года она показывает убытки: 4,36 млрд рублей в 2019 году, 831,5 млн рублей в 2018-м. Компания активно участвует в госзакупках и получает подряды. Заказчики разные – от федеральных до ведомств из субъектов РФ. Сейчас в работе у фирмы есть несколько действующих госконтрактов со сроками до 2023 года.

«Ланит» также подвергся оперативным действиям: накануне представители правоохранительных органов провели проверку документов по контракту с РЭА, касающемуся создания ГИС ТЭК. В пресс-службе «Ланита» уже сообщили, что фирма готова сотрудничать со следствием по делу о хищении выделенных в рамках контракта средств. Официальных заявлений по компании со стороны представителей следствия на данный момент нет.

«ЦПС:ЭнергоУправление» – геоинформационная система (ГИС) на платформе «1С» для ТЭК

Геоинформационная система «ЦПС:ЭнергоУправление»

Значительный опыт автоматизации производственных процессов

Инструменты поддержки принятия решений для руководства

Интеграция с «1С:УПП», «1С:ERP», «1С:ТОИР»

Интеграция с системами дистанционного зондирования Земли

Интеграция с 1С отраслевыми решениями для ТЭК

Более 150 внедрений в крупных холдингах

Возможность организации ситуационного центра

Интеграция со спутниковыми системами ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта

Интеграция с системами автоматизации технологических процессов (АСУТП)

Интеграция с «1С Документооборот»

Система «ЦПС:ЭнергоУправление» является геоинформационным (ГИС) компонентом для комплексных систем автоматизации предприятий ТЭК на базе платформы «1С:Предприятие 8»: «1С:УПП», «1С:ТОИР», «1С:ERP».

ГИС «ЦПС:ЭнергоУправление» разработана компанией «ЦентрПрограммСистем» (ЦПС) – ведущим разработчиком и системным интегратором информационных технологий.

ГИС «ЦПС:ЭнергоУправление» разработана на платформе «1С:Предприятие 8» и успешно используется для отображения производственных показателей в виде деловой графики, привязанной к пространственно распределенным объектам предприятий ТЭК.

ГИС «ЦПС:ЭнергоУправление» не является самостоятельным решением и предназначена для использования с типовой конфигурацией «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» («1С:УПП»). «ЦПС:ЭнергоУправление» значительно расширяет возможности типовой конфигурации «1С:УПП» в части детального отражения отраслевых производственных особенностей предприятий и позволяет организовать на своей базе информационно-аналитический центр поддержки принятия решений для большинства задач бизнеса.

ГИС система «ЦПС:ЭнергоУправление» обеспечивает автоматизацию в рамках единого информационного пространства основных контуров управления предприятий ТЭК

  • Оперативный
  • Финансовый
  • Экономический
  • Управленческий
  • Производственный
  • Юридический
  • Бухгалтерский
  • Кадровый
  • Поддержка принятия решений

«ЦПС:ЭнергоУправление» имеет модульную структуру и поддерживает управление различными видами предприятий ТЭК, как по отдельности, так и в комплексе. Функциональные особенности и классы решаемых задач ГИС «ЦПС:ЭнергоУправление»:

Планирование и бюджетирование

Автоматизация технико-экономического планирования.

Автоматизация бюджетирования, план-фактные (стратегический и оперативный) анализы деятельности предприятия ТЭК.

Оперативный учет

Оперативное планирование и план-фактный учет ремонтных работ, интеграция со спутниковыми системами ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта, отслеживание хода работ и расхода ГСМ.

Читайте также  Конструкция мостового крана

Управленческий и регламентированный учет затрат в ТЭК, автоматизация формирования путевых листов и заявок на ремонтные работы.

Оперативный учет ТЭК ТМЦ на складах и местах хранения.

Оперативный управленческий количественно-качественный учет на предприятиях ТЭК.

Производство

Исключение «человеческого фактора» в производственном процессе путем интеграции «ЦПС:ЭнергоУправление» с системами автоматизации технологических процессов АСУТП (MES-системами), и применением RFID-технологий идентификации объектов.

Автоматизация учета запчастей, управление ремонтами и материально-техническим снабжением предприятия, анализ целесообразности выполнения заявок инженерных служб на закупку ТМЦ и услуг, контроль и анализ наличия ТМЦ и запчастей на складах.

Интеграция с геоинформационной системой «ЦПС:ЭнергоУправление» обеспечивает учет оборудования, проведение инвентаризации земельных участков предприятия ТЭК, управление электронными картами, учет данных обследования.

Интеграция со специализированными системами расширенного производственного учета оборудования позволяет повысить качество передачи информации между контурами оперативного и производственного учетов.

Интеграция с системами дистанционного зондирования Земли позволяет эффективно анализировать и оперативно принимать управленческие решения по инвестициям: капитальное строительство, освоение новых месторождений, прокладка новой транспортной инфраструктуры.

Универсальные задачи управления

​Автоматизация управленческого и финансового учета, управление запасами, закупками.

Бухгалтерский и налоговый учет с учетом особенностей предприятия ТЭК.

Управление кадрами и расчет заработной платы.

Автоматизация планирования и учета субсидий предприятий ТЭК.

Интеграция с системами документооборота и делопроизводства позволяет обеспечить ведение учетной деятельности в едином информационном пространстве.

Отличительные особенности системы

«ЦПС:ЭнергоУправление» обеспечивает сервис-ориентированную архитектуру (SOA) обмена данными с уже существующими технологическими информационными системами на основе стандартов COM, SOAP/XML.

В отличие от дорогостоящих многофункциональных ГИС, требующих вложений на громоздкую настройку и постоянное сопровождение, «ЭнергоУправление» позволяет производственным предприятиям энергетики быстро встраиваться в существующую информационную модель системы управления производством.

Лицензионная политика по отраслевым рабочим местам обеспечивает выгодные условия приобретения при большом количестве автоматизированных рабочих мест.

Подключение к ГИС ТЭК

  • Комплексная защита персональных данных
  • Защита конфиденциальной информации
  • Построение защищенных каналов
  • Комплексное сопровождение ИСПДн
  • Безопасность критической информационной инфраструктуры (КИИ)
  • Подключение к системе электронных паспортов (АС СЭП)
  • Информационный аудит организаций
  • Комплексные сертифицированные антивирусные решения
  • Подключение учебных заведений
  • Внедрение DLP- систем
  • Аттестация объектов информатизации
  • Подключение МФЦ
  • Защита государственной тайны
  • Поставка ПЭВМ в защищенном исполнении
  • Продажа экранирующих заглушек
  • Проведение специальных проверок технических средств
  • Проведение специальных исследований технических средств
  • Подключение к ГИС ТЭК
  • Подключение к ГИС ЕПТ

    Наличие единой информационной системы для всех субъектов топливно-энергетического комплекса РФ позволит:
  • автоматизировать процессы сбора, консолидации, обработки и обобщённого анализа информации для оценки текущего состояния отраслей ТЭК и формирования прогнозов их развития;
  • обеспечить госорганы и предприятия топливно-энергетического комплекса РФ оперативными и достоверной данными, аналитическими заключениями и прогнозами для принятия верных управленческих решений;
  • сформировать единое информационное пространство для всех участников рынка;
  • усовершенствовать взаимодействие между бизнесом и государством для эффективной реализации задач энергетической политики РФ.

Для кого подключение к ГИС ТЭК является обязательным

Инициатором ввода единой системы для участников топливно-энергетического комплекса России выступает Минэнерго. Функции оператора ГИС ТЭК возложены на Российское энергетическое агентство.

    В системе должны зарегистрироваться и работать абсолютно все участники рынка:
  • регулирующие деятельность ТЭК федеральные органы исполнительной власти;
  • уполномоченные подведомственные государственные учреждения;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • предприятия нефтяной промышленности;
  • компании газовой промышленности;
  • предприятия угольной, торфяной, сланцевой промышленности;
  • сетевые компании сфер электроэнергетики и теплоэнергетики;
  • другие юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность в сфере добычи, производства, переработки, хранения, транспортировки, поставки, снабжения, отгрузки, реализации энергетических ресурсов и продуктов их переработки, а также субъекты, ответственные за обеспечение функционирования коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка электрической энергии и мощности.

Что необходимо для подключения к системе

    Для начала работы в системе необходимо:
  1. Обустроить защищённые каналы связи с помощью VipNet. Для обеспечения безопасного доступа в личный кабинет ГИС ТЭК рекомендуется использовать VipNet Client для Windows KC2 для защищенной сети 5082 или ViPNet Coordinator для сети № 5082.
  2. Приложить скан-копии лицензий VipNet к заявке на регистрацию в ГИС ТЭК. Если действующих лицензий нет, следует прикрепить документы, свидетельствующие о начале процесса закупки ViPNet для сети № 5082 (к примеру, счёт с подтверждением оплаты).
  3. Произвести доработку информационной системы предприятия, чтобы обеспечить автоматический обмен данными с ГИС ТЭК.
  4. Использовать КЭП для заверения подаваемых в систему сведений. Сертификат квалифицированной электронной подписи для субъекта ГИС ТЭК выступает аналогом рукописной подписи уполномоченного лица с печатью организации. Вся документация, оформленная в ГИС ТЭК с помощью КЭП, имеет юридическую силу.
  5. Использовать КЭП для заверения доверенности. Регистрация каждого нового пользователя в системе должна подкрепляться заявкой-доверенностью с квалифицированной электронной подписью субъекта ГИС ТЭК.
  6. Обучить персонал работе в системе.

Компания «Интелком» является ключевым партнёром производителей средств защиты информации для обустройства защищённой сети, необходимой для работы с государственной информационной системой топливно-энергетического комплекса. Наши специалисты окажут квалифицированную помощь по вопросам подключения к ГИС ТЭК. Вы получите весь комплекс необходимых услуг, от поставки выбранного оборудования до его настройки и подключения. Остались вопросы по оформлению электронной подписи или организации защищённой передачи данных в ГИС ТЭК с помощью ViPNet клиента? Свяжитесь с нами: +7 (4872) 70-41-71.

«Рекомендации Минэнерго России юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса и входящим в группу компаний, по осуществлению регистрации в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»

РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНЭНЕРГО РОССИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
И ВХОДЯЩИМ В ГРУППУ КОМПАНИЙ, ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИСТРАЦИИ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

I. Общие положения

Настоящие Рекомендации разработаны в целях методического обеспечения регистрации субъектов государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (далее — ГИС ТЭК) при осуществлении испытаний ГИС ТЭК до ввода ГИС ТЭК в эксплуатацию и после ввода ГИС ТЭК в эксплуатацию.

Настоящие Рекомендации предназначены для юридических лиц, которые в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (в редакции Федерального закона от 5 июля 2018 г. N 194-ФЗ) (далее — Закон N 382-ФЗ) являются субъектами ГИС ТЭК и входят в группу компаний. Под группой компаний понимается совокупность юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, указанным для группы лиц в части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 5 Закона N 382-ФЗ субъектами ГИС ТЭК являются следующие виды юридических лиц:

юридические лица, являющиеся инвесторами (концессионерами, частными партнерами), заказчиками (застройщиками) строительства (реконструкции) объектов по добыче, производству, переработке, сжижению, обогащению, преобразованию, хранению, передаче, распределению, транспортировке, поставкам, перевалке, перегрузке, отгрузке, реализации энергетических ресурсов , продуктов их переработки , снабжению ими, при условии, что такие объекты соответствуют характеристикам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 N 154 (далее — характеристика объекта);

Под энергетическим ресурсом понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

Перечень продуктов переработки энергетических ресурсов утвержден приказом Минэнерго России от 20.09.2018 N 787 (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2018 N 52850).

юридические лица, осуществляющие деятельность по геологическому изучению, разведке месторождений полезных ископаемых, являющихся энергетическими ресурсами;

юридические лица, осуществляющие деятельность по добыче, производству, переработке, сжижению, обогащению, преобразованию, хранению, передаче, распределению, транспортировке, поставкам, перевалке, перегрузке, отгрузке, реализации энергетических ресурсов, продуктов их переработки, снабжению ими, при условии, что объем добычи, производства, переработки, сжижения, обогащения, преобразования, хранения, передачи, распределения, транспортировки, поставок, перевалки, перегрузки, отгрузки, реализации энергетических ресурсов, продуктов их переработки, снабжения ими, осуществляемых указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — объем), равен определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2019 г. N 76 значениям или превышает их (приложение 2);

юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению функционирования коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка электрической энергии и мощности;

организаторы торговли нефтью, нефтепродуктами, природным газом, углем и ценными бумагами юридических лиц, осуществляющих деятельность по добыче, производству, переработке, сжижению, обогащению, преобразованию, хранению, передаче, распределению, транспортировке, поставкам, перевалке, перегрузке, отгрузке, реализации энергетических ресурсов, продуктов их переработки, снабжению ими;

Читайте также  Инженерная защита населения в ЧС

Под организатором торговли понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

юридические лица, осуществляющие потребление энергетических ресурсов, продуктов их переработки, если присоединенная (установленная) или разрешенная к использованию электрическая мощность таких юридических лиц составляет 670 киловатт и выше (независимо от источника энергоснабжения) или среднесуточное потребление энергетических ресурсов, продуктов их переработки в течение календарного года, предшествующего периоду, за который предоставляется информация для включения в ГИС ТЭК, соответствует одному из следующих критериев:

1) среднесуточное потребление энергетических ресурсов, продуктов переработки энергетических ресурсов, за исключением электрической энергии, в условном исчислении составляет 2 тонны и выше;

2) среднесуточное потребление тепловой энергии составляет 15 гигакалорий и выше.

II. Рекомендации по порядку отнесения юридических лиц,
входящих в группу компаний, к субъектам государственной
информационной системы топливно-энергетического комплекса
для осуществления их регистрации в государственной
информационной системе топливно-энергетического комплекса

В разделе ФОРМЫ портала ГИС ТЭК (https://gis-tek.ru/web/guest/al-bom-form) по каждой форме предоставления в обязательном порядке информации для ее включения в ГИС ТЭК (далее — ФПИ) с разбивкой по сегментам представлены перечни субъектов ГИС ТЭК, обязанных предоставлять информацию по данной ФПИ, перечни их обособленных структурных подразделений, предприятий, производственных площадок (далее — Информационные разрезы), в совокупности образующие структуры сбора информации.

Головная организация каждой группы компаний может дополнительно определить (дополнить в случае отсутствия, уточнить реквизиты, уточнить состав Информационных разрезов и т.д.) состав юридических лиц, обособленных подразделений, предприятий, входящих в группу компаний и являющихся субъектами ГИС ТЭК.

В случае отсутствия Информационного разреза в структуре сбора информации по конкретной ФПИ юридическое лицо предоставляет информацию о своих реквизитах, о дочерних обществах, обособленных структурных подразделениях и предприятиях, подлежащих включению в структуру сбора информации по такой ФПИ.

III. Рекомендации по определению форм,
обязанность по предоставлению информации по которым
для включения в государственную информационную систему
топливно-энергетического комплекса распространяется
на юридическое лицо, и назначению ответственных
за предоставление информации по этим формам

Каждым юридическим лицом, являющимся субъектом ГИС ТЭК, определяются ФПИ из числа ФПИ, утвержденных приказами Минэнерго России, а также назначаются ответственные работники за предоставление информации по этим ФПИ для включения в ГИС ТЭК.

Для определения наличия или отсутствия обязанности у юридического лица предоставлять информацию по той или иной ФПИ сопоставляются виды деятельности и показатели деятельности юридического лица с критериями отнесения к субъектам ГИС ТЭК, предоставляющим информацию в соответствии с ФПИ, указанные в перечне форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в ГИС ТЭК, утвержденном приказом Минэнерго России от 19 апреля 2019 г. N 391.

Внесение юридического лица в список субъектов ГИС ТЭК по определенной ФПИ свидетельствует о необходимости предоставления информации этим субъектом по ФПИ.

Внесение обособленного подразделения или производственного предприятия юридического лица в структуру сбора информации по определенной ФПИ свидетельствует о необходимости предоставления информации этим субъектом по данной ФПИ в соответствующих Информационных разрезах.

Информация в ГИС ТЭК предоставляется назначенным от имени юридического лица — субъекта ГИС ТЭК работником, ответственным за предоставление информации по ФПИ.

Назначение ответственных работников за предоставление информации по ФПИ рекомендуется осуществлять приказом или другим распорядительным актом юридического лица.

Юридическое лицо может предоставить на основе доверенности право на предоставление информации по ФПИ другому лицу (например, работнику головной организации группы компаний). В приказе или другом распорядительном акте другого лица о назначении ответственного работника за предоставление информации по ФПИ на такого работника возлагается предоставление информации в ГИС ТЭК от имени юридического лица — субъекта ГИС ТЭК в соответствии с доверенностью на предоставление информации по конкретным ФПИ.

При наличии у юридического лица — субъекта ГИС ТЭК обособленных структурных подразделений ответственные работники за предоставление информации по ФПИ для включения в ГИС ТЭК от имени юридического лица могут назначаться из числа работников этих структурных подразделений.

Ответственный работник обособленного структурного подразделения юридического лица осуществляет предоставление информации по ФПИ для включения в ГИС ТЭК от имени юридического лица, но в пределах деятельности своего структурного подразделения. При этом юридическому лицу рекомендуется назначить ответственного работника из числа работников центрального аппарата юридического лица, уполномоченного обеспечивать полноту предоставления информации по таким ФПИ в целом по юридическому лицу.

IV. Рекомендации по порядку регистрации юридических
лиц, входящих в группу компаний и являющихся субъектами
государственной информационной системы
топливно-энергетического комплекса

Юридические лица, входящие в группу компаний и являющиеся субъектам ГИС ТЭК, регистрируются на портале ГИС ТЭК с учетом инструкции о порядке регистрации субъектов ГИС ТЭК, размещенной на портале ГИС ТЭК , и настоящих Рекомендаций.

Регистрация юридического лица, входящего в группу компаний и являющегося субъектом ГИС ТЭК, осуществляется от имени этого юридического лица уполномоченными должностными лицами этого юридического лица.

Юридическое лицо может предоставить на основе доверенности право по осуществлению своей регистрации другому лицу (например, работнику головной организации группы компаний). Право на регистрацию предоставляется вместе с правом на предоставление информации по формам предоставления информации для включения в ГИС ТЭК (см. раздел III настоящих рекомендаций).

При наличии у юридического лица — субъекта ГИС ТЭК обособленных территориальных структурных подразделений регистрация юридического лица может осуществляться с указанием конкретного структурного подразделения, а также с указанием работника(ов) этого структурного подразделения, уполномоченного(ых) указанным юридическим лицом на предоставление информации по формам предоставления информации для включения в ГИС ТЭК в сфере ведения соответствующего структурного подразделения.

При регистрации юридического лица, имеющего обособленные структурные подразделения, по отдельным структурным подразделениям могут указываться как ответственные работники структурного подразделения, уполномоченные на предоставление информации по ФПИ для включения в ГИС ТЭК, так и работник центрального аппарата юридического лица, ответственный за полноту предоставления информации по всем обособленным структурным подразделениям юридического лица.

V. Особенности регистрации юридических лиц, входящих
в группу компаний и являющихся субъектами государственной
информационной системы топливно-энергетического комплекса,
в рамках подготовки к вводу 1 очереди государственной
информационной системы топливно-энергетического
комплекса в промышленную эксплуатацию и в ходе
ее промышленной эксплуатации

Приказом Минэнерго России от 19.04.2019 N 391 определен перечень из 335 форм предоставления информации в ГИС ТЭК в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Из этого перечня Минэнерго России определен перечень форм 1 очереди ГИС ТЭК. Приказы Минэнерго России об утверждении этих форм и указаний по их заполнению находятся на завершающей стадии принятия и должны быть выпущены до ввода 1 очереди ГИС ТЭК в промышленную эксплуатацию. Проекты форм, включенных в 1 очередь ГИС ТЭК, размещены на портале ГИС ТЭК.

Регистрация на стенде промышленной эксплуатации ГИС ТЭК осуществляется с указанием форм предоставления информации для включения в ГИС ТЭК, утвержденных приказами Минэнерго России. Указание проектов форм предоставления информации для включения в ГИС ТЭК, как это возможно при осуществлении испытаний ГИС ТЭК, при подготовке к промышленной эксплуатации и в ходе промышленной эксплуатации ГИС ТЭК не применяется.

Заявка — доверенность на представление информации должна содержать сертификат ключа проверки электронной подписи уполномоченного работника, которой будет подписываться предоставляемая информация, и быть заверена электронной подписью субъекта ГИС ТЭК.

VI. Формирование списка и выверка реквизитов
юридических лиц, входящих в группу компаний и являющихся
субъектами государственной информационной системы
топливно-энергетического комплекса

Юридическим лицам, входящим в группу компаний и являющимся субъектами ГИС ТЭК, имеющим в составе своих кодов ОКВЭД коды, относящиеся к деятельности в области ТЭК, рекомендуется пройти предварительную регистрацию путем заполнения опросного листа в формате XLS (XLSx), доступной для скачивания с официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Минэнерго России и ФГБУ «РЭА» Минэнерго России. Примерный состав полей опросного листа:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: