Гидрореабилитация при нарушении осанки - OXFORDST.RU

Гидрореабилитация при нарушении осанки

Гидрореабилитация при нарушении осанки

При занятиях в бассейне на тело человека оказывается влияние ряда физических свойств воды: выталкивающей силы, плотности воды, вязкости, теплопроводимости.

Плотность и вязкость используются, как отягощение и сопротивление при выполнении упражнений, в которых требуется прикладывать больше усилий.

Текучесть воды способствует расслаблению, отдыху, уменьшению нагрузки путем снижения количества движений и скольжения.

В тренировке дыхательной системы организма помогает плотность воды.

Применение различного инвентаря наиболее эффективно благодаря выталкивающему свойству воды.

Теплопроводимость — закаливание организма.

В воде человек не чувствует веса собственного тела, что позволяет снизить нагрузку на сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат и проработать амплитуду движений, силу, координацию. Работа в бассейне позволяет вовлечь в работу крупные и мелкие мышечные группы, многие из которых в обычных условиях нередко бездействуют.

Тезисы о пользе гидрореабилитации при рассеянном склерозе

  • Гидрореабилитация — эффективная и безопасная тренировка для сердечно-сосудистой, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата, которую можно начать гораздо раньше, чем занятия в зале.
  • Гидрореабилитация — профилактика гиподинамии (малоподвижного образа жизни), избыточного веса.
  • Гидрореабилитация позволяет разрабатывать и восстанавливать работу мышц и суставов при ограничении движений (контрактур).
  • Гидрореабилитация положительно влияет на психоэмоциональную сферу, т.к. вода оказывает массирующие действия, пробуждая рецепторы кожи, что способствует выработке гормона радости – эндорфина.
  • Гидрореабилитация снижает болевые синдромы при наличии грыжи позволяет укрепить мышцы спины.
  • Эффект после занятий гидрореабилитацией на молекулярном и биохимическом уровне сохраняется в течение 3 суток.
  • Гидрореабилитация позволяет уменьшить утомляемость и повысить выносливость организма.

Гидрореабилитация доступна всем, вне зависимости от возраста, двигательных возможностей и является одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма.

С какими проблемами пациентов работает гидрореабилитолог?

  • Утомляемость.
  • Физическая слабость мышц.
  • Ограничения подвижности суставов (контрактуры).
  • Болезни суставов (остеохондроз, артрит, артроз).
  • Нарушения осанки и слабость мышц спины.
  • Болевые синдромы спины, связанные с межпозвонковыми грыжами.
  • Общая усталость в связи с испытываемыми нагрузками на работе, дома и т.д.
  • Сниженные функциональные показатели дыхательной системы.
  • Частичная утрата двигательных действий в нижних и верхних конечностях.
  • Наличие избыточного веса.
  • Болезни сердечно-сосудистой системы.
  • Варикозное расширение вен.
  • Спастичность мышц.
  • Нервозность, повышенная возбудимость нервной системы.

Как проводится гидрореабилитация при рассеянном склерозе?

Проводится в двух форматах занятий: индивидуально (30 минут) или в группе (45 минут). Инструктор занимается с пациентом в воде, дает задания и контролирует правильность их выполнения, поддерживая и помогая пациенту. Дополнительно используются различные приспособления для тренировок, чтобы повысить эффективность занятий. Пациентам рекомендуется заниматься, когда уровень утомляемости минимальный.

Как часто нужно заниматься в бассейне?

Для эффективной тренировки организма, профилактики и коррекции работы различных его систем рекомендуется заниматься не реже 2-3 раз в неделю.

Как получить консультацию специалиста по гидрореабилитации?

Консультация проходит при личной встрече со специалистом в отделении реабилитации.

1.3 Возможности гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет

Гидрореабилитация – это обучение и воспитание человека в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью формирования качественно нового более высокого уровня его двигательной и общественной активности (Назаренко Ю.А., 2010). Одним из наиболее эффективных направлений гидрореабилитации считаются занятия плаванием. Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Кроме того, любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены. Поэтому круг противопоказаний к занятиям плаванием весьма узок.

Общеизвестно, что плавание – незаменимая форма лечебной физической культуры при коррекции осанки. Плавание является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функции мышц и, тем самым, облегчить коррекцию деформаций позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне, как с опорой, так и без (Васильев В. С., 2003).

Задачи коррекционного плавания:

разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

возможное исправление деформации;

воспитание правильной осанки;

улучшение координации движений;

увеличение силы и тонуса мышц;

улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Также многие авторы отмечают, что гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоноч­ника и закаливание. Вторая задача нередко ускользает от внимания специалистов, занимающихся реабилитацией детей с нарушением осанки, однако она очень важна для ослабленных детей, большинство из которых имеют нарушение осанки. Для достижения наибольшего эффекта темпера­тура воды должна быть комфортной, не ниже 28—30°С.

Дли­тельная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба для зон роста выполнять самые различные упражнения в сочетании с осво­енными навыками различных стилей плавания. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спи­ны и конечностей, совершенствуется координация движений.

Современная методика лечебного плавания основана на том, что основным стилем плавания для лечения нарушения осанки у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мыш­цы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикуляр­но движению, движения рук и ног симметричны, производят­ся в одной плоскости. При этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и враща­тельных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при нарушении осанки. Пи этом плавание стилем кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде в лечебном плавании для детей с нарушением осанки практически не применяется. Однако, могут применяться элементы этих стилей.

Подбор плавательных упражнений проводится с учетом степени нарушения осанки. При I степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног. При II—III сте­пени задача коррекции деформации диктует применение асим­метричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасса на груди должно занимать на занятии 40—50% времени. Это значительно снимает нагрузку с деформированного позвоночника.

Для детей деформацией II—III степени исходное положе­ние коррекции подбирается строго индивидуально в зависимо­сти от типа нарушения осанки. Например, при деформациях в грудном отделе для снижения компрес­сии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные ис­ходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой сторо­ны выносится при плавании вперед. При деформациях в поясничном, грудино-поясничном отделах для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные по­ложения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на дос­ке.

Особое внимание уделя­ется дыхательным упражнениям. Для тренировки сердечно­сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц индивидуально вводится плавание на коротких скоростных от­резках, под строгим контролем. Особенно важно совершенство­вать технику плавания у детей, имеющих симптомы неста­бильности позвоночника.

Читайте также  ЛФК для беременных

Методика коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения осанки на основе занятий коррекционного плавания должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы – сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания – принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста.

Результаты использования методики проведения коррекционно-профилактической работы по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки, свидетельствуют о положительных изменениях показателей, характеризующих осанку, что обусловлено комплексным характером методики физической реабилитации с применением занятий коррекционного плавания; осуществлением регулярного контроля за состоянием осанки, позволяющим выявлять предпатологические стадии нарушений осанки, при которых отклонения легче поддаются коррекции (Шкуропейкина Т. М., 2014).

Таким образом, возможности гидрореабилитации детей с нарушениями осанки весьма широки. Они включают как возможности коррекции деформаций позвоночника, так и тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также закаливающий эффект. Однако, достичь столь высокой эффективности гидрокинезитерапии можно только при индивидуальном подходе к каждому ребенку – с учетом не только типа нарушения осанки и его степени, но и пола, возраста, исходного состояния ребенка. Результаты практического применения разработанных методик гидрореабилитации свидетельствуют об и высокой эффективности для коррекции нарушений осанки у детей.

Корригирующее плавание

Корригирующее плавание показано при:

Лечебное плавание при сколиозе применяется с целью коррекции формы спины.

Плоская (грудной кифоз и выпрямленный лордоз) необходимо лежать на воде животом.

При круглой деформации (грудной кифоз) требуется лежать на воде спиной.

Патологический лордоз (внутренняя вогнутость позвоночного столба) излечивается брассом или баттерфляем в полгребка.

Почти при всех видах патологий необходимо выполнять дыхательную гимнастику, которая активизирует функцию внешнего дыхания и позволяет снизить физическую нагрузку.

Чаще всего сколиоз лечится плаванием с использованием стиля брасс, он обеспечивает повышенную подвижность таза и корпуса, что предотвращает появления вывихов и подвывихов позвонков.

Несколько важных принципов лечения бокового искривления:

— при первой степени используется плавание на груди, брассом и кроль для ног;

— при усиленном кифозе рекомендуется брасс;

— при сколиозе второй степени требуется использование досок для плавания и ласт.

Комплекс упражнений при сколиозе первой степени:

  1. Плавание на спине с гребком двумя руками 50-200м
  2. Плавание на спине в полную координацию 50-100м
  3. Плавание брассом (с удлинённым скольжением 150-300м)
  4. Плавание баттерфляем, при этом гребок необходимо совершать полусогнутыми руками, пронос рук проводить с ровными ногами
  5. Дыхательные упражнения тело в воде располагается строго горизонтально
  6. Кувырки в воде вперед-назад

Следует учитывать, что коррекционное плавание является неотъемлемой частью на пути к исправлению искривления позвоночника.

Каждый комплекс упражнений тщательно прорабатывается и варьируется индивидуально в зависимости от физической подготовки и плавательных навыков ребенка.

Гидрореабилитация – это обучение и воспитание человека в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью формирования качественно нового более высокого уровня его двигательной и общественной активности. Одним из наиболее эффективных направлений гидрореабилитации считаются занятия плаванием. Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Кроме того, любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены. Поэтому круг противопоказаний к занятиям плаванием весьма узок.

Плавание – незаменимая форма лечебной физической культуры при коррекции осанки. Так же является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функции мышц и, тем самым, облегчить коррекцию деформаций позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне, как с опорой, так и без.

Задачи коррекционного плавания:

— разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

— возможное исправление деформации;

— воспитание правильной осанки;

— улучшение координации движений;

— увеличение силы и тонуса мышц;

— улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Также занятия позволяют решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоноч­ника и закаливание. Вторая задача нередко ускользает от внимания специалистов, занимающихся реабилитацией детей с нарушением осанки, однако она очень важна для ослабленных детей, большинство из которых имеют нарушение осанки. Для достижения наибольшего эффекта темпера­тура воды должна быть комфортной, не ниже 28—30°С.

Дли­тельная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба для зон роста выполнять самые различные упражнения в сочетании с осво­енными навыками различных стилей плавания. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спи­ны и конечностей, совершенствуется координация движений.

Современная методика лечебного плавания основана на том, что основным стилем плавания для лечения нарушения осанки у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мыш­цы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикуляр­но движению, движения рук и ног симметричны, производят­ся в одной плоскости. При этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и враща­тельных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при нарушении осанки. Пи этом плавание стилем кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде в лечебном плавании для детей с нарушением осанки практически не применяется. Однако, могут применяться элементы этих стилей.

Ведущий специалист направления «Лечебное плавание»,

Гидрореабилитация детей

Гидрореабилитация— это вид плавания для детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Общеизвестно, что занятия в воде считаются одним из самых лучших и совершенных способов укрепления здоровья и реабилитации больных с различными заболеваниями. При занятиях плаванием участвуют почти все группы мышц, и это при наименьших рисках травматизма для человека в отличие от любого другого вида спорта. Впервые на международной арене термин «гидрореабилитация» как педагогическое направление научных исследований появился по инициативе российских учёных на международном симпозиуме Biomechanics and medicine in swimming (Финляндия, 1999). С тех пор тема гидрореабилитации включена в протоколы многих международных схем реабилитации и абилитации.

Мы работаем с детьми с самого младшего возраста и с различными заболеваниями:

  • заболевания неврологического спектра
  • заболевания опорно-двигательного аппарата
  • детский центральный паралич (ДЦП)
  • восстановления после травм
  • сколиоз, кифоз, сутулость
  • недоразвитие речевого аппарата
  • расстройства аутистического спектра (РАС)
  • родовые травмы
  • вывихи, подвывихи, дисплазия тазобедренных суставов
  • гипертонус и гипотонус мышц
Читайте также  Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов 2

Для каждого маленького пациента разрабатывается отдельная методика, исходя из рекомендации врачей, тяжести заболевания, социализации, взаимодействия с окружающим миром. С одним ребенком могут работать сразу несколько специалистов, например инструктор по адаптивной физкультуре, по грудничковому плаванию, гидрореабилитолог, массажист, эрго-терапевт.

В зависимости от целей данного курса реабилитации занятия могут проходить в ванне, с помощью лечебных душей, гидромассажа, в бассейнах с разной температурой воды, как индивидуально- один на один с инструктором, так и с участием родителя непосредственно в воде.

При достаточной социализации ребенка занятия могут проходит в группах, в группах «Мама+ребенок», в сплит- парах, решение о переводе ребенка в группу принимается совместно и должно приносить максимальный эффект маленькому пациенту.

Основа методики — вызвать личное желание ребенка

Движения в воде – одна из форм естественной деятельности ребёнка, обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию во всех аспектах.

Несомненно, происходит активная сознательная деятельность. Для пациентов работа в воде, будь то ванна, бассейн, гидромассаж, если говорить, например, о проявлениях аутистического спектра, когда человек уходит в свой внутренний мир, в свои внутренние переживания, то тут появляется некий внешний стимул, который заставляет его налаживать непосредственный контакт с окружающей действительностью, с людьми. Это позволяет трансформироваться и переходить на совершенно новый уровень.

Важно понимать: дети все разные, с разными целями приходят на занятия по гидрореабилитации и лучше начинать работать с получения индивидуальной программы реабилитации, составленной под конкретные цели и задачи, учитывая возраст, заболевание и конкретные задачи данного курса терапии.

Приёмы и методы гидрореабилитации очень полезны для всестороннего развития детей, совершенствования их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.

Адаптивная физкультура в бассейне в сочетании с бальнеопроцедурами дает потрясающий эффект за счет улучшения микроцеркуляции тканей, развивает подвижность и быстроту реакции ребенка, совершенствует самостоятельность и помогает в освоении необходимых бытовых навыков.

Плавание, особенно на спине, стилем брасс или кролем на груди – это своеобразный массаж мышц конечностей и живота, который помогает ребенку удерживать туловище в воде, правильно координировать руки и ноги, учиться дыханию под водой и отдельным элементам плавания, тренировать двигательные навыки путем их дальнейшего переноса с воды на «сушу».

Гидрореабилитация при нарушении осанки

8(4212) 48-61-61
8-914-776-40-47
8-914-546-01-11

  • Главная
  • Информация
  • Что лечим
    • Боли головные
    • Головокружение
    • Боли в шее
    • Боли в плече
    • Боли в грудном отделе
    • Боли в пояснице
    • Межпозвонковая грыжа
    • Боль по ходу седалищного нерва
    • Нарушения осанки
    • Боли в суставах
    • Боли в копчике
    • Реабилитация после инсульта
    • Реабилитация после травм
    • Табакозависимость
    • Лишний вес
    • Прочее
  • Методы лечения
    • Массаж
    • Мануальная терапия
    • Остеопатические техники
    • Рефлексотерапия
    • Вакуум-градиентная терапия
    • Терапевтическое тейпирование
    • Ортезирование стоп
  • Советы врача
    • При боли в шее
    • При боли в грудном отделе
    • При боли в пояснице
    • При головокружении
    • При болях в суставах
    • При нарушении осанки
    • Профилактика обострений боли в спине
    • Профилактика инсульта
    • При остеопорозе
    • Для бросающих курить
    • Для снижения веса
    • Где сделать рентгенографию
    • Где сделать СКТ
    • Где сделать МРТ
  • Запись на приём
  • При боли в шее
  • При боли в грудном отделе
  • При боли в пояснице
  • При головокружении
  • При болях в суставах
  • При нарушении осанки
  • Профилактика обострений боли в спине
  • Профилактика инсульта
  • При остеопорозе
  • Для бросающих курить
  • Для снижения веса
  • Где сделать рентгенографию
  • Где сделать СКТ
  • Где сделать МРТ

Принципы лечения нарушений осанки

Лечение нарушений осанки и сколиоза проводится комплексно и после курса коррекции требует регулярного наблюдения у мануального терапевта или ортопеда раз в несколько месяцев. С помощью массажа, мануальной терапии и других консервативных методов не так сложно скорректировать сколиоз или кифоз, гораздо более ответственный этап – закрепление навыков правильной осанки. И здесь неоценима помощь родителей и готовность самого ребёнка. Наилучшие результаты лечения получаются тогда, когда соблюдаются все рекомендации – как индивидуальные рекомендации, полученные в процессе лечения, так и общие рекомендации, касающиеся физической активности, правильного питания, коррекции двигательных стереотипов.

Устройство рабочего места школьника

У школьника должно быть своё рабочее место, подходящее под его возраст. Основные требования к рабочему месту таковы:

1. Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для этого к спинке обычного стула можно привязать толстый слой пенопласта или поролона, прикрепить на нужном расстоянии лист фанеры и т. д.

2. Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик. Тогда при опоре на спинку стула спина сохраняет естественную форму.

3. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз — 30—35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза. Какие ножки у мебели при этом подпиливать, а какие и как удлинять и что подложить на сиденье стула, думайте сами.

4. Можно не пилить мебель и не возиться с листами фанеры, а купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах — Вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки. Или купить комплект функциональной мебели – стол и стул, которые будут «расти» вместе с ребёнком.

5. Под ноги подставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра — лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.

6. Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вы тянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости. Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

7. Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти — располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно, и даже желательно, по возможности опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.

8. Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30—45 минут занятий следует встать и подвигаться 5—10 минут.

9. Следите за тем, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу и т.д. Неправильные позы ребёнка при выполнении письменных заданий:

Читайте также  Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина

Полноценное питание

В периоды интенсивного роста ребёнку важно полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, пластических веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище. У мальчиков первый скачок роста начинается в 4,5 — 5,5 лет и заканчивается около 9,5 лет, а повторный скачок наблюдается с 13,5 до 15,5 лет. У девочек же первый скачок интенсивного роста приходится на период с 6 до 8,5 лет, а второй — с 9 лет до 10 — 12 лет.

Если рацион питания не соответствует потребностям организма, строение и рост костей нарушаются. Поэтому так важно пополнить рацион ребёнка продуктами, в которых в большом количестве содержатся кальций и другие необходимые вещества: творогом, яйцами, мясом, морепродуктами, орехами и др. Также в некоторых случаях могут быть назначены витаминно-минеральные комплексы с кальцием.

Именно в периоды интенсивного роста чаще всего становятся заметны нарушения осанки, а также могут наблюдаться так называемые боли роста, особенно в костях нижних конечностей.

В подростковом возрасте происходит накопление пиковой костной массы, поэтому полноценное питание очень важно ещё и для предотвращения остеопороза в будущем (особенно это касается девочек-подростков).

Физическая активность

Выбор вида спорта зависит от вида сколиоза и его степени, от того, прогрессирует он или нет, от конституции ребёнка и его личных предпочтений.

Какими видами спорта нельзя заниматься при сколиозе

— фехтование, бокс, теннис, толкание ядра, стрельба из лука — предполагают приложение силы лишь к одним частям тела, соответственно, происходит неравномерное, асимметричное распределение нагрузок;

— тяжёлая атлетика, борьба, прыжки в высоту – при достаточной «симметричности» такой спорт сопряжён с повышенными нагрузками на позвоночник, и может спровоцировать прогрессирование сколиоза и даже появление протрузий и грыж дисков;

— спортивная и художественная гимнастика – поскольку позвоночный столб при сколиозе обладает повышенной гибкостью и склонностью к деформациям, данные занятия лишь способствуют искривлениям;

— гольф, теннис, бадминтон подразумевают резкие повороты туловища вокруг вертикальной оси;

— футбол, хоккей, баскетбол, восточные единоборства, различные кувырки опасны силовыми последствиями, в частности, травмированием позвоночника при толчках, падениях и ударах;

Какими видами спорта можно заниматься, но с ограничениями

— велосипедная езда на велосипеде с высоким рулём. Иначе, при низком расположении руля, происходит формирование «круглой» спины – кифоза;

— фитнес, пилатес, йога укрепляют мышечный корсет спины и учат фиксировать правильную осанку. Важно предупредить инструктора об имеющемся сколиозе, чтобы исключить те упражнения, которые могут усилить деформацию;

— бег на мягком основании, к примеру, на песке, или в беговых кроссовках с хорошей амортизирующей подошвой, на небольшие дистанции.

— танцы, те направления, в которых нет выраженных асимметричных нагрузок, резкой динамики, опасности травм.

Какими видами спорта можно заниматься при сколиозе

— плавание позволяет укрепить мышечный корсет спины. Его рекомендуют врачи не только при боковой деформации позвоночника, но и при усиленных кифозах и лордозах. Стиль «брасс», «кроль», «дельфин» способствуют укреплению скелетной мускулатуры спины. Лучше всего использовать стиль «брасс» и плавать на спине или на груди, увеличивая стадию скольжения. На этом этапе позвоночник вытягивается, а руки и ноги движутся одновременно и симметрично;

— прогулки по лесу в спортивном темпе; хождение на лыжах без применения палок или с одновременным отталкиванием двумя палками;

— фитбол (занятия на гимнастическом мяче) предотвращает деформацию грудной клетки, тренирует дыхательную мускулатуру. Конечно, при боковом искривлении позвоночника не следует выбирать слишком активный ритм движений;

— лечебная физкультура. Подбор упражнений для каждого пациента подбирается на основе базовых, но корректируется с учетом возраста пациента, локализации сколиоза (грудной или поясничный отдел), стадии сколиоза. Каждое из необходимых упражнений выполняется по 10-15 раз, но при появлении болей можно начать и с меньшего количества. Лечебной физкультурой можно заниматься дома, или в специальных центрах лечебной физкультуры, а также в детских группах фитнес-центров Хабаровска.

Ещё несколько полезных советов

Спать нужно на ровной кровати с жёстким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна. Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

После уроков школьнику, особенно ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы могли расслабиться и отдохнуть.

Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулёжа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

Нельзя носить сумку, даже лёгкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок.

Ортопедическая коррекция

В случае лёгкой деформации позвоночника или небольшого дефекта осанки врач может посоветовать носить корректор осанки, или реклинатор. Это наиболее лёгкая разновидность ортопедических приспособлений, которые делают из специальных тканей, не раздражающих кожу. Однако они обладают достаточной прочностью и позволяют задавать фигуре нужную осанку.

В этом случае работают собственные мышцы пациента, которые рационально нагружаются от того, что сохраняется правильная поза. Сам корректор выглядит как пара лямочек, проходящих под мышками, сзади площадка с эластичными пластинами. Допустим, ребёнок сутулится, одно плечо у него выше другого. Когда ребёнок надевает корректор, всё меняется – он прямой и стройный. Но проходит несколько минут, и он по привычке снова хочет принять излюбленную кривую позу. Не тут-то было! Мягкие лямочки врезаются в подмышки, а пластины давят на спину. Выпрямился – и почти не чувствуешь его. В данном случае пациент активно лечит себя сам. Поза обусловлена правильным тонусом мышц, а корректор не даёт искривиться.

Корректор осанки достаточно носить несколько часов в день (например, в школу). Дома можно отдохнуть от него, но не бездельничать, а выполнить несколько раз рекомендованный врачом комплекс лечебной физкультуры.

Если Ваш ребёнок всё делает правильно, спустя месяц-два его осанка заметно меняется. В результате тренировки мышцы окрепли, а правильная осанка поддерживается уже подсознательно, по привычке, без корректора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: