Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени - OXFORDST.RU

Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

Повесть «Тамань»: YouTube/Корнетъ

Более 180 лет назад вышел в свет лирико-психологический роман «Герой нашего времени». Краткое содержание произведения поможет понять сюжетные коллизии и раскрыть образ ключевого персонажа. Анализ раскроет авторский замысел, тему и основной конфликт произведения. Расскажем о романе подробнее.

«Герой нашего времени»: краткое содержание

Роман «Герой нашего времени», читать который рекомендуют школьникам на уроках литературы, — произведение многоплановое. Оно продолжает тему так называемых лишних людей, характерную для русской литературы 40–50-х годов XIX века.

Роман имеет нелинейную структуру повествования. Понять произведение можно, изучив его краткое содержание:

Роман «Герой нашего времени» начинается с главы «Бэла». В ней рассказчик знакомится со штабс-капитаном, которого читатель знает как Максима Максимыча.

«Тамань»: краткое содержание и анализ произведения

Этот персонаж, в свою очередь, повествует о главном герое романа — прапорщике Печорине, с которым ему довелось служить в одной из крепостей на Кавказе. Максим Максимыч характеризует Печорина как «славного малого», которого сослали на Кавказ после какой-то неприятной истории.

Однажды Максим Максимыча и Печорина пригласил на свадьбу дочери местный князь. Там Печорин увидел Бэлу — младшую дочь-красавицу хозяина. Среди приглашенных был Казбич — черкес, которого сын хозяина уговаривал продать коня за любые деньги. Даже предлагал помощь в краже сестры.

Казбич наотрез отказался расставаться с конем. Тогда Печорин воспользовался ситуацией. Он предложил отвлечь Казбича, чтобы мальчик мог выкрасть коня. Взамен на свои услуги потребовал Бэлу.

Краткая биография Пушкина: факты, жизнь и творчество

Мальчик привез сестру в крепость, украл коня и исчез навсегда, опасаясь мести Казбича. Печорин держал девушку взаперти, пытался добиться ее внимания подарками и приятными словами.

Со временем девушка начала проявлять чувства к Печорину, но сам герой потерял к ней интерес и стал больше времени проводить вне крепости.

Однажды Казбич похитил девушку. Когда Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, он ранил ее и убежал. Бэла умерла на руках Печорина. После похорон героя перевели в другую часть.

«Максим Максимыч»

Описывая краткое содержание романа, следует упомянуть главу, которая самостоятельного значения не имеет, но помогает автору раскрыть образ героя. Итак, краткое содержание. «Герой нашего времени» поможет узнать историю еще одного персонажа.

«Василий Теркин»: краткое содержание и анализ

Действие происходит в придорожной гостинице, где рассказчик вновь встречает Максима Максимыча. Они узнают, что здесь же по пути в Персию остановился Печорин. Максим Максимыч с радостью ожидает встречи со старым приятелем, но тот не приходит ни вечером, ни ночью.

Когда же Печорин появился, он вел себя холодно:

  • Вначале сказал, что торопится уезжать.
  • На предложение Максима Максимыча остаться подольше ответил отказом.
  • На вопрос, что делать с дневником, который тот хранил много лет, Печорин ответил, что ему все равно.

Огорченный таким поведением героя, Максим Максимыч отдал дневник рассказчику.

«Тамань»

Глава повествует о приключениях Печорина на Тамани, где он оказался во время служебной поездки. Он остановился на берегу в доме, где жила старуха и слепой мальчик. Ночью герой увидел, как мальчик отправляется на берег, и последовал за ним.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

Он увидел, как мальчик и незнакомая девушка помогают выгрузить груз с лодки на берег. Утром Печорин познакомился с девушкой и пригрозил сообщить властям о контрабанде. Она вечером пригласила его на свидание и попыталась столкнуть с лодки в море. Герой удержался и столкнул девушку.

Позже он вернулся на место, где встретил контрабандистов впервые, и увидел, как девушка с мужчиной отплывают на лодке, оставив на берегу слепого мальчика. Печорин впоследствии жалел, что нарушил привычный уклад контрабандистов.

Кадр из фильма «Герой нашего времени»: UGC

«Княжна Мери»

Лермонтов создал необычную композицию романа «Герой нашего времени». Краткое содержание произведения продолжает глава, написанная в форме дневника. Действие происходит в Пятигорске.

Здесь Печорин знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери. Также в Пятигорске находится юнкер Грушницкий — старый знакомый героя. Последний старается добиться внимания Мери. Печорин же, наоборот, избегает общения с Лиговскими, чем вызывает интерес у семейства.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Далее события развиваются быстро:

  • Однажды Печорин узнает, что у Лиговских гостит дальняя родственница. Ею оказывается Вера — его бывшая возлюбленная.
  • После встречи между ними вновь пробегает искра.
  • По предложению Веры Печорин чаще бывает у Лиговских, ухаживая для отвода глаз за Мери. Этим он вызывает ревность Грушницкого.

Последний начал распускать слухи о Печорине и Мери, и герой вызвал его на дуэль. По замыслу Грушницкого в пистолете Печорина не должно было быть патронов. Но герой узнал о задумке и изменил правила дуэли, предложив стреляться на краю пропасти, чтобы не осталось шансов выжить.

Во время дуэли Печорин убил Грушницкого. Начальство, получив информацию о происшествии, перевело его на Кавказ в крепость, где герой познакомился с Максимом Максимычем.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»: сочинение

«Фаталист»

Действие главы происходит в одной из казачьих станиц, куда судьба забросила Печорина. Во время одного из вечеров зашел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел у него маску смерти на лице. Вулич взял первый попавшийся пистолет и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии курка пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.

Офицеры разошлись, а на утро Печорин узнал, что одного из офицеров зарубил пьяный казак. Покойным оказался Вулич. Казак заперся в хате и угрожал. Только Печорину хватило смелости проникнуть в дом. Он хотел, как и Вулич, испытать судьбу. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Этот случай заставил Печорина долго размышлять, является ли он фаталистом.

Кадр из фильма «Герой нашего времени»: UGC

«Герой нашего времени»: анализ произведения

Роман оказался эпохальным произведением. Критики увидели в нем продолжение традиций Пушкина, а Белинский окрестил главного героя романа Лермонтова «Онегиным нашего времени».

Вот какие особенности произведения выделяют литературоведы:

Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»

Исследователи творчества Лермонтова полагают, что замысел у писателя родился еще в 1836 году при жизни Пушкина.

Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного тому, что изобразил Пушкин. Не удивительно, что фамилию персонажу он выбрал по названию бурной реки Печоры. Этим он хотел подчеркнуть и преемственность, и отличие персонажа от пушкинского Онегина. Онега — спокойная равнинная река, которая географически южнее, чем Печора. После смерти Пушкина Лермонтов поехал служить на Кавказ, где определился с образами и локациями, которые описаны в произведении.

«Капитанская дочка»: краткое содержание по главам произведения

К написанию текста писатель приступил в 1838 году, издавая отдельные повести. Первой увидела свет «Бэла» (1839), а за ней — «Фаталист» (1839). Хронологически их содержание — это середина повествования. «Тамань» — первая по хронологии повествования глава романа — была издана в 1840 году.

«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения

Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого типа литературных героев, которые сформировались в 40–50-х годах XIX века. Это люди дворянского происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, устраивая дуэли или бросая вызов нормам общественной морали.

Так, Печорин без зазрения совести разрушает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя сбежал, а младшую дочь Бэлу обесчестил Печорин, а затем убил Казбич.

«Шинель»: краткое содержание повести Гоголя

В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая к тому времени замужняя женщина, и нарушает устоявшиеся социальные нормы светского общества по отношению к Мери. При этом он не сожалеет о том, как поступил с Мери или Бэлой, но ему жаль, что потревожил «честных контрабандистов».

«Герой нашего времени»: особенности композиции и жанр

Повествование романа построено так, что читатель узнает героя как из рассказов людей, которые с ним знакомы, так и по материалам его записей. Главы романа расположены не в хронологическом порядке. Поэтому читатель вначале узнает о событиях в крепости на Кавказе, где Печорин организовал похищение Бэлы, а затем о том, в результате каких перипетий судьбы он оказался на Кавказе.

Максим Горький: биография, фото, личная жизнь

Критики называют роман лирико-психологическим. Он сочетает в себе тему лишнего человека, характерную для русской литературы, с элементами западноевропейского романтизма.

Главный герой романа «Герой нашего времени»

После публикации романа критики разошлись во мнениях. Те, кто придерживался славянофильской ориентации, заявляли, что герои нашего времени, подобные Печорину, не характерны для русского общества. Они лишь порождение вредных влияний Запада.

Другие считали, что совершенно иную идею закладывал Лермонтов. «Герой нашего времени», по мнению Белинского, описывает трагедию поколения николаевской эпохи:

  • Молодые люди выросли в эпоху серьезных ограничений.
  • Им было сложно вписаться в жесткие социальные рамки. Поэтому они нарушали общественные нормы и вели себя вызывающе.

Печорин — спорная личность. Ему не нравятся общественные устои и своим вызывающим поведением он всячески показывает это. Он не в состоянии построить нормальные отношения. Холоден с Максимом Максимычем, Мери и Бэлой, которые проявляли к нему теплые чувства. Вызывает ревность Грушницкого, точно зная, что тот влюблен в Мери.

Интересно, что Печорину не нравятся нормы общества, к которому он принадлежит, но он, не задумываясь, участвует в колониальной войне, развязанной этим обществом. Герой также легко нарушает социальные нормы, принятые на Кавказе. Его не волнует судьба мальчика, который ради коня вынужден скрываться, чувства отца, который лишился сына и дочери, и Казбича, который остался без верного друга.

Кадр из фильма «Герой нашего времени»: UGC

«Герой нашего времени» — эпохальное произведение. С ним стоит познакомиться, чтобы узнать больше об особенностях жизни целого поколения людей, которые чувствовали себя лишними в обществе, но не могли изменить ситуацию.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Сочинение по роману Герой нашего времени Лермонтова 9 класс рассуждение

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина.

Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.

Выходец из аристократического общества, Печорин стоит на ступень выше представителей своего класса того времени. Это умный и образованный молодой человек, но чересчур самовлюблённый и самоуверенный в себе.

Он очень точно и ярко даёт оценку окружающим его людям, но делает это со злой иронией и сарказмом, подчёркивая недостатки и слабые стороны человека. Ему ничего не стоит унизить и оскорбить, использовать в своих корыстных целях и даже убить.

Ко всем событиям, происходящим в его жизни, Печорин относится с чувством пресыщения и разочарования избалованного человека.

Своим мировоззрением и поведением Печорин противопоставляет себя всему обществу, которое его отрицает, он является «лишней» фигурой в этом мире.

У Печорина нет верных и преданных друзей, так жертвы как он не способен вникать в чувства и мысли другого человека.

Хотя он с долей критики относится к себе, беспристрастно оценивая свои нелицеприятные поступки, Печорин слишком горд и доволен собой.

Печорин – рассудительный человек, все его поступки подвластны разуму, но не велению сердца.

Он разочарован жизнью, у него нет никаких целей, он сам себя сравнивает с «нравственным калекой», человеком, в котором атрофирована лучшая часть души.

Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему доставляет огромное удовольствие подчинить человека своей воле, внушить ему чувство страха и преклонения, влюбить в себя, а добившись этого – унизить и наслаждаться страданиями своей жертвы с чувством собственного превосходства.

В своём стремлении «любить весь мир», Печорин всем приносит только боль и страдания.

В натуре Печорина борются противоречивые чувства: стремясь к великому, он совершает низкие подлые поступки, и винит в этом общество, в котором он живёт.

Вся трагическая сущность Печорина в том, что он не смог найти своего предназначения в жизни, не сумел использовать свои благородные порывы души на благо окружающего общества.

Вариант 2

В произведении “Герой нашего времени” писатель раскрывает множество тем и идей, связанных непосредственно с людской жизнью и бытом. В произведение также есть тема взаимонепонимания в отношениях и проблема не взаимной любви.

Читайте также  Классификация основных видов памяти ПК

Из повествования мы знакомимся с Максим Максимычем, человеком, пережившим немало. Он рассказывает офицеру, приехавшему на Кавказ историю про Печорина и его покойную возлюбленную Бэлу. Живя на Кавказе, Печорин очень скучал, ведь делать там было практически нечего. Но в один день он влюбляется в девушку по имени Бэла и вот уже через некоторое время он увозит её жить к себе в дом. Но спустя время его любовь ослабевает, что очень обижает Бэлу, ведь она всем сердцем любит Печорина. И вот спустя некое время происходит переломный момент, Бэлу похищает бандит Казбич, ранит её, и бросает её по дороге, а спустя два дня Бэла умирает. Это очень ранит Печорина, несмотря на его холодность к ней и он уезжает жить в Грузию. Рассказав эту печальную историю, Печорин прощается с рассказчиком, молодым офицером.

В этой главе ключевой проблемой автор старался выделить проблему людского эгоизма. Как бы показывая нам, насколько Печорин эгоистичен по отношению к своей бывшей возлюбленной Бэле. Открывшись ему, она начинает ему быстро наскучивать, из-за отсутствия трудностей ему попросту перестаёт быть интересно. В этом и раскрывается эгоизм Печорина.

Скоро по прибытию в город Владикавказ герой снова встречается со старым другом, Максим Максимычем, прогуливаясь по улицам они встречают того же Печорина, но он быстро отрекается от своего старого друга и уезжает в Персию. Оскорблённый и обиженный данным фактом Максим Максимыч принимает решение отдать дневники Печорина, которые находятся у него дома, и отдаёт их рассказчику.

Вскоре рассказчик узнает, что Печорин умирает по пути из Персии в Россию, вследствие чего рассказчик публикует его дневники как литературное произведение, назвав его “Дневники Печорина”. “Дневники” состоят из трёх глав, в которых описываются события, происходившие с Печориным до встречи с Бэлой.

В них описывается и удивительная поездка Печорина в Тамань, где его чуть не убивают, его знакомство с княжной Мери, также его поединок со старым другом из которого он выходит победителем, после чего его и отправляют в наказание на Кавказ в крепость N, где он знакомится с Бэлой.

Я считаю, что главной проблемой обсуждаемой в произведении, является самые гнусные стороны человеческой личности, такие как эгоизм, безосновательная злость, зависть и т.д. Автор старательно и детально описывает эти проблемы через характеры персонажей данного произведения, чтобы лучше донести его смысл и посыл.

Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова

Что тут рассуждать? Я думаю, что этот самый герой времени так «неглубоко» чувствует, так быстро «остывает и переключается», что сам страдает. А как страдают окружающие люди?

Вот, например, Бэла. Почти случайно оказавшись у местного князя в гостях на балу, точней, на пиру, Печорин увидел её – красавицу. Женщины света ему наскучили, а тут такая яркая, юная. И он хочет её заполучить в «собственность». Обманом, воровством он добивается цели. Тут уж, если ему чего-то захотелось, ничто не важно – ни мораль, ни правила… И он её украл. Пока ему интересно, Печорин пытается пленницу «приручить». А она ведь горянка, плюс – княжна! Она гордая, понимает свой позор, плачет… Но он потихоньку, полегоньку очаровывает её. И когда она влюбилась, то ему стало скучно. Он начал пропадать на охоте и ещё где-то. Ему самому вроде бы стыдно! Сам ей жизнь сломал, сам столько вложил сил в их отношениях, но вот – надоело. И он опять идёт на поводу у своих изменчивых чувств, настроений, не пытается узнать её получше, понять… Тут, наверное, дело в том, что его чувства слишком легко меняются. Но это ещё не беда, он очень уж идёт за ними. Например, когда есть курс, ловим ветер, а чуть ветер подул в другую сторону, так мы и курс меняем! Нет бы подождать чуть… А сесть на вёсла, попробовать изменить ситуацию. Вообще, поведение этого «героя» кажется мне каким-то женским – в плохом смысле слова, «стрекозиным». Кажется, люблю одну, а вот, кажется, другую… Так и с домашним животным не делают! Завёл кота, а после подумал, что вот тот с черными ушками был бы лучше… И что отнёс того обратно? А если он тебе в тапки нагадит?!

В общем, явно не читал Печорин «Маленького принца». Или читал, поэтому ему стыдно, но не принял.

Да, меня больше всего поразила эта первая история о Бэле. Как она умирала, бедняжка… Даже Максим Максимович, насмотревшийся войн, плакал, а этот «герой», мало того, что не плакал, он ещё и не хотел на умирающую смотреть… А она жила лишь им. И он понимает, что в его сердце ни любви, ни жалости.

А дальше – что? То же самое. И княжна, та самая, Мери, и контрабандисты… Всюду он оставался таким же эгоистичным. Единственное, что в нём оставалась – совесть. Она не влияла на его поступки! Он лишь писал дневник, пытаясь себя понять. Но в то же время он боится всмотреться в себя, осознать, сколько натворил.

Вот на курорте ему, видите ли, скучно. И от нечего делать он заводит роман с девушкой, в которую влюблён его приятель. (Немного похоже на «Онегина».) И опять губит всех… Ради шутки, от которой и ему самому не смешно. Он так носится со своими чувствами, а на чувства других ему плевать. Отбирают у человека разум, как говорится, чтобы наказать, но и чувства тоже отбирают ради этого.

Думаю, что этот герой создан Лермонтовым, чтобы показать, как ужасно быть таким «героем».

Образец 4

Михаил Юрьевич Лермонтов написал за свою короткую жизнь много произведений, каждое из которых имеет свою уникальную историю создания и потаенные смыслы. Роман, который состоит из нескольких повестей, каждая из которых является индивидуальной главой, носит название «Герой нашего времени». Это прекрасное произведение я прочитал недавно в школе и в голове возникло не мало интересных вопросов, поднялись глобальные темы. Что есть любовь? Каков смысл жизни и предназначение человека? Какого человека можно назвать эгоистичным и самовлюбленным?

Главным героем роман является молодой военный по фамилии Печорин. Он приехал служить на Кавказ, где с ним произошло не мало забавных историй. Каждая из них имеет свой смысл и посыл.

Некоторые поступки Георгия не поддаются моральному объяснению и тогда ставится вопрос: все ли можно объяснить с точки зрения морали? Действия главного героя – не всегда.

Первой главой по списку стоит глава «Бэла». Здесь главный герой поступает очень плохо, украв девушку из родного дома. Мало того, можно сказать, что он даже безнравственный. Как можно было предложить сделку: украсть коня – украсть Бэлу. Печорина можно назвать человеком холодным, пассивно жестоким, но никак не глупым. Это тот человек, которого искалечило непосредственно время. Это основная мысль и сама цель написания рома Михаила Юрьевича Лермонтова. Страшная идея заключена в том, что от нечего делать гибнет и вянет большая часть молодежи. Лермонтов поднял эту тему не зря. Он желал всем сердцем донести мысль, что молодые, энергичные, славные умы из-за общественных запретов превращаются в унылых, жестоких людей. Все потому, что им некуда девать энергию. Прав ли Михаил Юрьевич Лермонтов? Определенно. Надо расходовать куда-то запас, эмоций, чувств, сил, иначе это превратится в пустоту.

Но каков смысл жизни для главного героя данного лермонтовского произведения? Весьма не легко дать точный и верный ответ на этот вопрос. Жизнь однозначно искалечила этого человека, потому он и стал таким жестоким, черствым. Мне кажется, что автор хочет донести основную мысль такую, что отсутствие любви искалечит любого.

Замечательное произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по роману Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Произведение Чехова Антона Павловича «Три сестры» было написано по просьбе руководителя театра в 1900 году. Антон Павлович долго возился с этой пьесой. В начале его отвлекали посетители: как только писатель

Тема так называемого «маленького человека» широко распространена в литературных кругах. Людей этого типа любили описывать все известные писатели, они показывали несчастных людей, которые живут очень плохо

Ослик Мафин проверял свой огород. За грядкой с огурцами он увидел огромного паука. Ему стало страшно, и он уже хотел убежать, но вдруг увидел на глазах паука слезы. Он спросил паука почему он такой печальный и плачет.

Одним их действующих персонажей поэмы является Ермил Гирин. Это молодой юноша из простых рабочих крестьян, обучен грамоте и, по мнению окружающих его людей умный и надежный человек.

Возлюбленная Евгения не играет самостоятельной роли в произведении. Она воплощает в себе один из образов «маленького человека», взаимоотношению которого с властью оно посвящено.

Анализ произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

История создания и публикации

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год (причём черновые наброски к «Тамани» и «Фаталисту» были сделаны осенью 1837 года ). Это единственный завершённый роман поэта. Начал он его писать после высылки из Петербурга на Кавказ.

Сначала был опубликован не роман, а повести, которые потом вошли в него. В журнале «Отечественные записки» были опубликованы повести:

  • «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе» (март 1839 года);
  • «Фаталист» (ноябрь 1839 года);
  • «Тамань» (февраль 1840 года).

Весь роман, состоящий из 2 частей и 5 глав, вышел в «Отечественных записках» в апрельском номере за 1840 год .

Сначала Лермонтов назвал роман «Один из героев начала века» — такое название фигурирует в рукописях (некоторые литературоведы предлагают читать название как «Один из героев нашего века»). Оно напоминало название романа А. Мюссе «Исповедь сына века», поэтому по рекомендации издателя журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского поэт назвал свой роман «Герой нашего времени».

Направление и жанр

«Герой нашего времени» является первым русским реалистическим социально-психологическим и нравственно-философским романом о трагедии сложной, рефлексирующей личности в условиях России 30-х годов 19 века .

В этом произведении есть и черты романтизма:

  • лиризм повествования;
  • пристальное внимание к внутреннему миру человека;
  • неясность прошлого главного героя;
  • исключительность натуры героя и многих ситуаций;
  • близость сюжета «Бэлы» романтической поэме «Демон»;
  • повышенная экспрессивность стиля (это особенно относится к «Тамани»).

«Герой нашего времени» — реалистическое произведение. В романе проявляются следующие признаки реализма:

  • объективность авторской позиции по отношению к герою;
  • создание образа «лишнего человека» — типичного представителя эпохи;
  • стремление автора объяснить особенности личности героя с точки зрения психологии, учитывая при этом условия окружающей жизни;
  • типичность и второстепенных персонажей романа;
  • воссоздание сложных и противоречивых отношений личности и общества;
  • показ разных сфер действительности, разных характеров и типов быта.

Жанровая специфика романа «Герой нашего времени» была новой для того времени. Автор создал синтез повествовательных жанров:

  • путевые заметки;
  • очерк;
  • новелла;
  • психологическая и философская повести;
  • дневники;
  • исповедь.

«Герой нашего времени» является первым психологическим романом в русской литературе, так как автор показал «историю души человеческой», внутреннюю жизнь главного героя. Для этого были использованы различные средства:

  • диалоги;
  • монологи (в том числе внутренние);
  • пейзаж;
  • психологический портрет;
  • сама композиция романа.

Сюжет и композиция

В «Герое нашего времени» отсутствует сквозная сюжетная линия с завязкой и развязкой. У каждой части этого романа свой сюжет и герои. И всё же это цельное произведение, части которого объединены главным героем, общей идеей и проблематикой. Все персонажи романа подчинены задаче раскрытия характера главного героя.

Раскрытию личности Печорина подчинена и другая особенность композиции: части романа расположены с нарушением хронологической последовательности событий.

Сначала в повести «Бэла» читатель узнаёт о Печорине от офицера Максима Максимыча, человека, совершенно отличного от него по воспитанию и духу. Максим Максимыч только отметил особенности поведения «странного человека», который остался для него (и для читателя) загадкой.

В рассказе «Максим Максимыч» повествователь (попутчик Максима Максимыча, более близкий Печорину по развитию и возрасту) пытается объяснить особенности главного героя романа.

Наконец, читатель знакомится с дневником Печорина, его своеобразной исповедью.

Такое построение романа помогает понять особенности характера главного героя. Если бы Лермонтов расположил части этого произведения, исходя из биографии Печорина, то они расположились бы следующим образом:

  1. «Тамань»;
  2. «Княжна Мери»;
  3. «Бэла»;
  4. «Фаталист»;
  5. «Максим Максимыч»;
  6. Предисловие к «Журналу Печорина».
Читайте также  Интервью как метод сбора информации

Но тогда не получилась бы романа как единого произведения.

Автор избрал такую композицию романа, которая помогает читателю постепенно понять душевный мир героя. Лермонтов выстраивал не биографию Печорина, а историю развития его души. История такой сложной, противоречивой личности не поддаётся последовательному изложению. Поэтому и порядок глав романа не соответствует последовательности событий в жизни героя.

Таким образом, композиция романа играет важную роль в раскрытии образа Печорина, поскольку её общий принцип — это движение от загадки к разгадке.

Интересно, что в «Герое нашего времени» есть «композиционное кольцо»: действие романа завершается в той же крепости, в которой началось («Фаталист», «Бэла»). Именно в повести «Фаталист» ставится вопрос о том, предопределено ли назначение человека божественной волей или он сам своей волей определяет его.

Тематика и проблематика

Главная тема «Героя нашего времени» — процесс самопознания личности, исследование духовного мира человека. Лермонтов заострил внимание на проблеме личности, которая находится в конфликте с обществом.

В романе прослеживаются также следующие темы:

  • свобода личности и предопределение («Фаталист»);
  • истинный и ложный романтизм (столкновения подлинного романтика Печорина с героями, обладающими только внешними атрибутами романтизма: горцами, контрабандистами, Вернером, Грушницким);
  • взаимоотношения незаурядной личности и косной среды (Печорина и «водяного общества»);
  • отношения людей разных поколений (Печорин — Максим Максимыч);
  • истинная и ложная дружба (Печорин и Максим Максимыч; Печорин и Грушницкий);
  • любовь (героини показывают разные грани любви и помогают выявить отношение Печорина к любви и к нравственно-философским проблемам).

Общая нравственно-философская проблематика романа «Герой нашего времени» — поиск смысла жизни, стремление личности к самопознанию. В рамках этой проблематики в романе ставятся сложнейшие вопросы:

  • В чём состоит смысл жизни?
  • Что такое добро и зло?
  • Предопределена ли судьба человека, или он свободен?
  • Несёт ли человек за свои поступки нравственную ответственность?
  • Имеет ли право человек играть душой, судьбой и жизнью других людей?

Благодаря постановке этих проблем всесторонне раскрывается тема личности.

На первый план в своём романе Лермонтов вынес главную проблему — возможность действия человека в эпоху «безвременья».

Основные герои

В романе «Герой нашего времени» один главный герой — Печорин. Он жаждет деятельности, но занят мелочными, бесполезными делами. Нигде не находя истинной жизни, Печорин становится скептиком. По мысли автора причиной этого является несовершенство российского общества 30-х годов 19 века .

Скептическое отношение Печорина к моральным и общественным ценностям, его индивидуализм, эгоцентризм в сочетании с беспощадной самооценкой позволяет применить к нему понятие «лишний человек». Печорину присуще стремление в деятельности, но у него нет жизненной цели. Печорин — герой времени, так как относится к социально-психологическому типу человека 30-х годов 19 века , неудовлетворённого существующей жизнью. Именно эта неудовлетворённость, скепсис позволяют начать пересмотр старого мировоззрения.

Для Печорина характерны и пороки своего века. Но, неся страдания другим, он сам тоже несчастлив. Одна из основных черт Печорина — рефлексия (самонаблюдение, осмысление своих ощущений, чувств, действий). Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, которые присущи всему его поколению. Эгоизм главного героя, его стремление сделать других людей игрушкой в своих руках, пренебрежение к их чувствам — всё это отразилось в его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Бэлы и Грушницкого, к страданиям Веры и княжны Мери.

Противоречие его натуры заметнее всего проявляется в любовных интригах. В глазах женщин Печорин часто предстаёт в образе романтического героя, но ни одну из них он не сделал счастливой, хотя и сам разочаровывается в любви, относясь к ней, как к способу развеять скуку и однообразие жизни.

Женщины, с которыми свела судьба Печорина, оказались жертвенными натурами, покорными его воле:

  • ради него Бэла смиряется с тем, что разрушена её семья, погиб отец;
  • Вера нарушает святость брачных уз;
  • Мери готова презреть светские приличия.

Печорин одинок, он не способен вступать в гармоничные отношения с людьми. Это проявляется и в его скептическом отношении к дружбе. У него нет друзей, есть только приятели: доктор Вернер, Грушницкий.

Доктору Вернеру тоже присущ скептицизм и аналитический ум, но он, в отличие от Печорина, не принимает активного проявления зла, поэтому отшатнулся от приятеля, убившего Грушницкого.

Грушницкий является антиподом Печорина. Его псевдоромантизм противопоставляется истинному романтизму Печорину.

Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.

В сравнении с горцами и контрабандистами Печорин предстаёт как личность исключительная и даже демоническая. В его отношении к «водяному обществу» раскрывается тема сопоставления «героя времени» с людьми того круга, к которому он принадлежит.

Таким образом, все персонажи романа служат для раскрытия черт личности главного героя.

Художественное своеобразие

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов по-новому использовал традиционные романные средства. Он первым открыл в русской прозе психологический портрет, который связывает внешность героя с чертами его характера, внутренним миром. Читатель обращает внимание на то, что детали внешности несут информацию о чувствах, мыслях, настроении, переживании героя.

Такой портрет Печорина дан в главе «Максим Максимыч»:

  • его стройный стан, широкие плечи свидетельствовали о том, что он может переносить трудности кочевой жизни;
  • то, что он не размахивал при ходьбе руками, указывало на скрытность характера;
  • глаза его «не смеялись, когда он смеялся» — это признак постоянной грусти или злого нрава.

Психологический портрет главного героя построен на антитезах и оксюморонах, которые подчёркивают противоречивость, сложность личности Печорина:

  • чёрные брови и светлые волосы;
  • крепкое сложение и нежность бледной кожи;
  • пыльный сюртук и «ослепительно чистое бельё» под ним.

Особенности пейзажа в каждой из глав романа связаны с её жанром:

  • С документальной точностью описывается природа в главе «Бэла», написанной в форме путевых заметок.
  • В авантюрно-приключенческой новелле «Тамань» пейзаж окружает таинственным ореолом героев. Бушующая стихия показывает их бесстрашие.
  • В главе «Княжна Мери» природа располагает людей к определённому настроению.
  • В «Фаталисте» звёздное небо — символ гармонии, которой Печорину не хватает в его жизни.

Пейзаж помогает понять неординарность и глубину личности Печорина. Например, в «Журнале Печорина» пейзажные зарисовки раскрывают тонкую душевную организацию главного героя, который даёт поэтические описания пейзажа.

Особенности языка романа свидетельствуют о художественном мастерстве Лермонтова. Высочайшую оценку этого мастерства дали Д. В. Григорович, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, который называл прозу Лермонтова правильной, прекрасной и благоуханной.

Значение романа

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии темы «героя времени», начатой А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Лермонтов показал сложность и противоречивость такого человека и открыл путь в разработке этой темы для писателей второй половины 19 века , которые по-новому оценили тип «лишнего человека», акцентируя внимание на его недостатках, а не на достоинствах. Проблема поиска «героя времени» актуальная и в наше время.

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в становлении жанровой формы реалистического социально-психологического романа. Затем по этому пути пошли русские писатели второй половины 19 века , которые дали свои варианты произведений такого рода.

Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

Герой нашего времени Лермонтова — это мое любимое произведение писателя. Здесь автор благодаря описанию жизни главного героя Печорина, показывает талантливых и энергичных людей, что не могут в жизни найти себе применение, хотя это способные люди. Писателю удалось создать образ молодого человека тридцатых годов, тем самым вызвав бурю восхищения у прогрессивных людей, так как они увидели в этом произведении правду. А вот критики раскритиковали этот роман, хотя ответ Лермонтова был незамедлителен, ведь он говорит о том, что критики не верят в образ героя, потому что он правдив и в нем правды больше, нежели бы хотелось в действительности.

Герой нашего времени краткое сочинение

Когда читаешь произведение, написанное автором в 1838 году, мы видим желание героя разгадать смысл жизни, но с другой стороны убивает его бесцельное существование. При этом и сегодня встречаются люди, которые бесцельно проживают свою жизнь, поэтому произведение актуально и в наше время.

Роман состоит из нескольких рассказов, которые нас и знакомят с героем произведения Печориным. Так в первой повести Бэлла мы встречаем Печорина впервые. Здесь описывает героя Максим Максимыч. Он рассказывает о Печорине, чья юность прошла в Петербурге. Далее мы узнаем, как его переводят на Кавказ. Здесь герой и встречает Бэллу, чье расположение пытается завоевать, а добившись девушки, скучает и понимает, что это не его и он ошибся в выборе.

В главе Максим Максимыч Печорин нам показан именно так, как видел его Максим Максимыч. Для него это странный человек, который даже во время смеха имел холодный взгляд.
В Журнале Печорина о себе пишет сам главный герой. Эта часть произведения, как дневник, где герой рассказывает историю с контрабандистами. Раскрыв тайну деятельности Янко и его девушки, Печорин разочаровывается, он огорчается своим бессмысленным вмешательством в их жизнь.

Рассказ Княжна Мэри — это, наверное, самая главная повесть, где Печорин начинает анализировать свои поступки и свою жизнь. Он встречает здесь Мэри и опять пытается добиться девушки, но не потому что полюбил, а потому, что она увлечена другим мужчиной. Печорин вступает в борьбу с Грушницким и эта борьба приводит к дуэли, на которой Грушницкий погибает.

Завершается работа автора повестью Фаталист. Здесь герой решает важный философский вопрос о том человек ли решает свою судьбу и пишет ее сам или все зависит от рока.
Печорин предстает перед нами активным человеком, который пытается найти себя в жизни, но у него не получается.

Женские образы в герое нашего времени

Кроме Печорина автор в своем произведении выводит и женские образы. Так мы встречаем смелую контрабандистку с ее ловкостью и хитростью. Это девушка, которая искренне может любить молодого человека и одновременно быть жестокой в отношении стариков и слепых.

Встречаем мы Бэллу, гордую девушку с ее человеческим достоинством, чья судьба завершается трагично.

Есть еще одна девушка, которой удалось постичь глубину души Печорина и это была Вера. Она поняла, кто на самом деле был Печорин и ее любовь к нему не охладела. Вот только была Вера замужней и такая ее любовь до добра не доводит.

Обманутой в своих чувствах остается и княгиня Мэри, которой были свойственны человеческие порывы. Она была благородной, имела проницательный ум, но это ее не уберегло от чувства любви, которое не принесло ей счастья.

Смысл названия романа Герой нашего времени

Если говорить о смысле названия произведения в нашем сочинении по литературе, то здесь все очень просто. Назвав свою работу Герой нашего времени, автор тем самым подчеркнул неразрывную связь образа Печорина с той эпохой, которую описывает писатель. Лермонтов показывает нам жизнь молодого поколения своей эпохи, создав героя своего времени Печорина — противоречивую личность, которая пребывала в поисках истины.

Сочинение Герой нашего времени, 2 вариант

Сегодня мы работаем над сочинением по роману Лермонтова Герой нашего времени, где выделим любимый эпизод, напишем о любимом герое, остановившись подробнее на его описании, а также создадим план сочинения, что облегчит работу по теме Герой нашего времени ученикам 9 класса.

В целом, Лермонтов ставил себе задачу изобразить в романе особенности того времени. А были это тридцатые годы девятнадцатого века, момент, когда новые, назревающие в обществе отношения, подавлялись. Вот и приходилось дворянам прожигать свою жизнь, и не утруждаясь вопросами ее смысла. Среди этого апатичного общества одаренные личности, умные и предприимчивые люди, становились лишними, попадая в атмосферу безысходности. Как раз Лермонтов в романе Герой нашего времени и отразил типичные черты молодежи своей эпохи, показав трагизм жизни молодых людей в образе Печорина.

Герой нашего времени сочинение

Продолжая наше сочинение по роману Герой нашего времени, остановлюсь на необычной композиции. Состоит роман из отдельных частей. Они не объединены общим сюжетом, но их роднит главный герой Григорий Печорин, о чьей жизни мы узнаем из отдельных произведений. При этом главы романа идут не в хронологическом порядке, так как целью автора был не рассказ о жизни героя, а полное раскрытие характера Печорина, который олицетворяет молодое поколение 19 века.

Чтобы наилучшим образом раскрыть своего героя, автор описывает лишь самые важные моменты его жизни. Печорин окунается в разную среду, знакомится с разными людьми. В романе мы видим и встречи с контрабандистами, и общение с горцами, офицерами, дворянами. С каждой главой портрет героя нашего времени все больше раскрывается, а читатель начинает понимать, почему же такой парадокс происходит в его душе. В конце концов мы начинаем видеть цельную историю человека, что оказался лишним, чужим для своего времени. А ведь на примере Печорина автор показывает целое поколение, что не нашло своего призвания и было вынуждено губить себя среди пустых развлечений, причиняя не только боль окружающим, но и растрачивая впустую свои таланты. И об этом было невозможно молчать, об этом нужно было говорить, что и сделал Лермонтов в своем романе Герой нашего времени.

Читайте также  Никомахова этика Аристотеля

Любимые страницы романа Герой нашего времени

Герой нашего времени — интересное произведение, которое читается на одном дыхании. Здесь каждая глава становится любимой страничкой, которую хочется перечитывать вновь и вновь. Однако в сочинении на тему любимые страницы романа Герой нашего времени, я хочу написать о самом запоминающемся мне эпизоде, ведь благодаря ему многие поняли, почему так, а не иначе поступает главный персонаж.

Этот эпизод переносит читателя в ночь накануне дуэли главного героя с Грушницким. Для Печорина это была ночь раздумий, где он размышляет о смысле жизни, но не может найти ответ. Он чувствует в себе силы на большее, но его эпоха пуста, поэтому Печорину скучно. Все что ему могла предложить жизнь он уже испытал, и этот двадцатилетний старик бесстрашно рассуждает о смерти. Он ее попросту не боится. Он пресытился, заскучал, поэтому и развлекается как может, а ради того, чтобы утолить свои желания, совершает поступки, за которые Печорина могут многие осудить. Но осуждать нужно не героя романа, а эпоху, в которой пришлось жить молодым талантам того времени.

Мой любимый герой романа Герой нашего времени

Если говорить в нашем сочинении о любимом герое из романа Герой нашего времени, то однозначный выбор сделать сложно. В целом, в произведении не так уж и много персонажей, и каждый из них заслуживает внимания. Можно долго говорить о Максим Максимыче, человеке с большим сердцем и чудесной душой, и о Бэле, которую приручил Печорин. Как тут не вспомнить Веру, ту единственную женщину, что полюбила того, настоящего Печорина, не навязывая ему своих идеалов и принимая героя как есть. Однако больше всего меня привлекает сам Печорин — этот неординарный человек с удивительным характером. Он сильная личность, образованный, энергичный, смелый, решительный. Его интересуют окружающие, он эрудирован, имеет аналитический склад ума и независимый характер. И именно этот человек мой любимый герой романа Герой нашего времени.

Очень жаль, что Печорин не смог применить в жизни свои таланты, и хоронил в себе все самое лучшее. В итоге он тратит силы на интриги, стычки и дуэли, на любовные похождения. Вся его жизнь мелочна и ничтожна, без высшей цели и пользы человечеству, а его поступки не соответствуют внутреннему богатству и возможностям героя. И Печорин осознает, понимает, что приносит другим лишь несчастья. В своем дневнике он пишет, что подобен камню, брошенному в источник, тем самым нарушая покой окружающих. И этим нельзя не восхищаться. Он проводит самоанализ, замечает свои пороки, постоянно пытается разобраться в себе и в поступках, тем самым теряя способность просто жить. Он перестает радоваться жизни, отвергает тех, кто его любит, погружаясь в одиночество.

Да и что можно требовать от Печорина, который жил среди постоянной лжи и лицемерия? Как должен себя вести герой, когда в обществе низшие помыслы считаются нормой? Несмотря на то, что в Печорине много плохого, у него есть и хорошие качества, за которые он и является моим любимым героем в романе Герой нашего времени.

1, Особенности тридцатых годов девятнадцатого века
2. Ночь перед дуэлью — любимый эпизод романа
3. Почему Печорин лишний в своей эпохе?
4. Почему Печорин привлекает внимание читателя?
5. Положительные и отрицательные стороны любимого персонажа

Проблемно-тематический анализ романа «Герой нашего времени»

  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: история создания
  • Тема романа и сюжет
  • Основные действующие лица
  • Проблемно-тематический анализ романа по главам
  • Какие проблемы подняты, основная мысль романа

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: история создания

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над своим единственным законченным романом с 1838 по 1840 год. Поначалу поэт задумывал произведение как путевые заметки, во время путешествия по Кавказу. Но после успеха двух первых повестей: «Тамань» и «Фаталист», опубликованных в 1839 году в журнале «Отечественные записки», писатель соединил эпизоды в единое художественное произведение.

Замысел романа схож с «Евгением Онегиным» А.С. Пушкина. Даже фамилию Печорину Михаил Юрьевич выбрал от названия реки Печоры, как и Александр Сергеевич для Онегина — реку Онега. Главный герой — это новая версия Евгения Онегина, более циничная и глубокая, невостребованная временем личность, которую Михаил Юрьевич раскрыл со всех сторон.

Кроме того, в сюжете романа ситуации и прототипы были реальными:

поэт испытал то, что пережил Печорин в главе «Тамань»;

прототипом персонажа доктора Вернера стал Н. В. Майер, который дружил с сосланными на Кавказ декабристами;

Николай Мартынов стал прототипом юнкера Грушницкого.

Тема романа и сюжет

30-е – 40-е года XIX века многие называют «межвременьем». Молодые люди, разочарованные в идеалах декабристов, их революционных убеждениях, считались потерянным поколением. К нему относился и Михаил Юрьевич. В своем «Предисловии» автор сам трактует его название. Он указывает на то, что Печорин является портретом, составленным из пороков людей того времени.

В нем отражены характеристики людей, разочаровавшихся в старых убеждениях, но не определившихся с новыми идеалами. Красной нитью сквозь роман проходит проблема лишнего человека. Печорин умен и дальновиден, но в этом его несчастье.

В сюжете «Героя нашего времени» нет экспозиции. Читателю ничего не известно о жизни Григория Александровича до того, как тот приехал на Кавказ. Писатель не рассказывает о матери и отце своего главного персонажа, о его воспитании, образовании. В романе отсутствует завязка. Содержание представляет целый ряд эпизодов. Каждый из них связан с жизнью главного героя. Зато кульминаций в романе целых пять — по количеству повестей. Развязкой стало сообщение о том, что Печорин умер, возвратившись из Персии.

Проведя анализ сюжета, можно сделать вывод, что состоит он только из кульминаций и развязки.

Основные действующие лица

Для понимания произведения необходимы характеристики основных действующих лиц.

Григорий Печорин

Личность неординарная, полная противоречий в отношении любви, дружбы, постоянно в поисках смысла жизни. Многие его поступки непонятны и неприятны читателю. Он разрушает жизни людей, заставляя их страдать. Но многие сострадают ему, понимая как тяжело герою, чувствующему полное отсутствие целей и смысла жизни.

Максим Максимыч

Открытый, добрый, достойный уважения персонаж. Он считает Печорина своим другом. Но у персонажей совершенно разные характеры, взгляды на жизнь. Они принадлежат к разным эпохам и социальным слоям. Образ Максим Максимыча заставляет размышлять о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Юнкер Грушницкий

Обычный молодой человек, которому нравится быть в центре внимания, любит производить эффект на общество. Он выступает антиподом главного героя. Бравада и следование модным тенденциям приводят к тому, что он становится способен на подлость, подчиняясь влиянию чужого мнения.

Доктор Вернер

В чем-то похож на Печорина. Он циничный скептик, имеющий невысокое мнение о людях. Но, в отличие от главного героя, за маской насмешки и иронии он скрывает способность к состраданию.

Бэла

Черкешенка, воспитана на кавказских обычаях. Ее страстность привлекает Печорина. Любовь горянки и главного героя длится недолго и заканчивается трагически. Сила характера, желание свободы, внутреннее достоинство не покидают Бэлу даже перед смертью.

Княжна Мэри

Представительница высшего общества словно живет в придуманном мире. Это неглупая, тонко чувствующая девушка. Поначалу она обращает внимание на Грушницкого, затем поддаётся игре Печорина, влюбляется в него — и получает жестокий урок.

Вера

Единственная женщина, которая поняла и приняла героя таким, какой он есть. Ее искренняя любовь, возможно, смогла бы изменить Печорина. Но индивидуализм и эгоизм главного героя не позволили этому произойти.

Основные действующие лица «Героя нашего времени» описывают главные свойства времени, создавшего Григория Печорина.

Проблемно-тематический анализ романа по главам

Композиция романа кольцевая. Автор начинает с повести «Бэла» и заканчивает «Фаталистом». Время действия относится к периоду, когда Печорин проходил службу в кавказской крепости. В первой и последней повести присутствуют два основных действующих лица. Первый из них — сам Печорин, а второй — Максим Максимович.

«Бэла»

Лермонтов заинтересовывает читателя главным героем уже с первой главы. Повествование идет от имени Максим Максимыч — простого, но малообразованного человека, неспособного понять Григория Александровича. С его слов может сложиться представление о Печорине, как об абсолютном эгоисте, который по своей прихоти стал причиной смерти черкешенки.

С одной стороны, Григорий без страха идет на кабана, а с другой — бледнеет, заслышав скрип двери. В первой главе сложный характер и мотивы главного героя непонятны читателю.

«Максим Максимыч»

Со следующей повести личность Печорина начинает раскрываться. Повествование в этот раз идет от безымянного путешественника. Он составляет психологический портрет главного героя. Перед читателем предстает довольно противоречивая личность. Это сплетение силы и слабости.

Григория Александровича характеризует крепкое телосложение и внезапно начинающаяся «нервическая слабость стана», запачканные перчатки и ослепительное белье, нежность кожи и морщины. Самым важным в облике персонажа являются его никогда не смеющиеся глаза.

Своим эгоизмом и равнодушием молодой человек ранит Максима Максимыча. Читателю неприятно такое поведение Печорина, глубоко погруженного в свои раздумья и отталкивающего привязанного к нему добряка. Читатель задается вопросом: «Есть ли хоть что-то дорогое ему в этом мире?».

«Тамань»

В этой повести Григорий проявляет себя как довольно деятельная натура, способная вмешаться в судьбу других людей. По ходу сюжета он попадает в опасные ситуации, из которых ему удается удачно выпутаться. Однако опыт, приобретенный в Тамани, стал достаточно горьким для молодого человека.

Итоговой фразой становится: «Разве дело мне до бедствий и радостей человеческих?».

« Княжна Мэри»

Здесь со стороны Печорина проявляется полное презрение к принятым в обществе правилам, талант подчинять людей и влюблять в себя женщин, вызывая при этом ненависть соперников.

Накануне дуэли, ставшей следствием конфликта с Грушницким, Григорий Александрович подводит своеобразный итог своей жизни, их которого читатель узнает об одиночестве и чувстве бесполезности главного героя.

«Фаталист»

Печорин и поручик Вулич заключи вшие пари о том, «может ли человек сам расп оряжаться своею жизнью, или над каждым висит рок », очень похожи. Отличает их убежденность Григория в том, что предопределения нет, в то время как Вулич уверен в обратном. Главный герой, как и раньше, проявляет бессердечие в этом пари. Однако, молодой человек демонстрирует противоположные качества при бескровном захвате подвыпившего казака.

Какие проблемы подняты, основная мысль романа

В романе писатель отразил сложную судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, разъедающую дворянское общество XIX века. Он четко подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его произведения в раскрытии общественного феномена — инфантильного, циничного и надломленного поколения.

Главная мысль Лермонтова состоит в том, что герой нашего времени — продукт политических и социальных проблем, которые умалчивались обществом. Бессмысленная жизнь молодого и богатого дворянина оправдана тем, что он не видит достойного применения своим силам. Он разочарован в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую.

Мораль произведения: бунт не несет практического смысла, но он красив и приближает нас к идеалу. Лермонтов считает это достаточным, чтобы, подобно Печорину, играть с судьбой.

Автор говорит о необходимости труда и моральных основ в жизни человека. Праздность и леность развращают людей. Талант пропадает зря, если его не применять. Жить только ради себя скучно, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: