География отраслей машиностроительного комплекса РФ - OXFORDST.RU

География отраслей машиностроительного комплекса РФ

География машиностроения России

Машиностроение, на долю которого приходится около 1/5 объема произведенной промышленной продукции в стране, 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала, относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей хозяйства России (представлено своими предприятиями во всех экономических районах).

Размещение предприятий отраслей машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемых изделий (их габаритов и массы), трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости, энергоемкости их производства, транспортабельности и т. п.

Тяжёлое машиностроение в России производит половину товарной продукции отрасли. Отличается высокой металлоёмкостью, электроёмкостью; средней энерго- и фондоёмкостью; малой трудоёмкостью.

Предприятия тяжелого машиностроения по специфике производства делят на три вида:

Предприятия законченного цикла (заготовка, обработка и сборка деталей и узлов).

Предприятия, занимающиеся только монтажом готовых деталей, агрегатов, секций.

Предприятия универсальные и специализированные. Располагаются в районах металлургических баз или в районах потребления (малотранспортабельная продукция, продукция узкоотраслевого потребления).

Тяжёлое машиностроение включает отрасли:

производство металлургического оборудования,

производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности,

производство тяжёлых станков и кузнечнопрессового оборудования.

Уральский район первая металлургическая база страны, одновременно является главным районом тяжелого машиностроения России. Здесь производят металлургическое и горно-шахтное оборудование, тяжелые станки, экскаваторы, турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург, Орск, Нижний Тагил, Копейск в Челябинской области и др.).

В Западной и Восточной Сибири на металле Сибирской металлургической базы возникли предприятия по производству горно-шахтного оборудования (Кемерово, Прокопьевск в Кемеровской области), турбин и тяжелых станков (Новосибирск), металлургического и горного оборудования (Иркутск, Красноярск), паровых котлов (Барнаул).

В Центре европейской России металлургическая база (Центральная) обеспечивает металлом производства паровых котлов (Подольск и Белгород), тяжелых станков (Коломна), металлургического оборудования (Электросталь), кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования (Воронеж).

Крупные центры тяжелого машиностроения размещаются и вне металлургических баз

Санкт-Петербург (производство паровых и гидравлических турбин, турбогенераторов),

Таганрог (производство паровых котлов),

Волгодонск в Ростовской области и Колпино в Ленинградской (производство атомных реакторов),

Ульяновск (производство тяжелых станков) и др.

К металлоемким относятся и отдельные отрасли транспортного машиностроения: локомотивостроение, вагоностроение, судостроение.

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центральный район). Впоследствии оно получило развитие вблизи металлургических баз (Северный Кавказ). В настоящее время большую часть тепловозов изготавливают заводы, расположенные в Центральном районе (Коломна, Людиново, Муром, Брянск), электропоездов на Северном Кавказе (Новочеркасск). В Центральном районе (Демихово) начато производство пригородных электропоездов.

Вагоностроение крупный потребитель не только металла, но и пиломатериалов. По этой причине производство вагонов большое развитие получило в районах, хорошо обеспеченных металлом и древесным сырьем на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав), в Западной Сибири (Новоалтайск) и Восточной Сибири (Абакан), в Центре (Тверь, Брянск, Мытищи, Торжок). В центрах, расположенных на Северо-Западе (Калининград, Санкт-Петербург), вагоностроение использует в основном на привозные металл и древесину.

Еще более значителен отрыв от металлургических баз предприятий судостроительной промышленности (хотя они и потребляют большое количество металла). Судостроение, которое делится на морское и речное, представлено своими верфями на побережьях морей и речных магистралей. Верфи морского судостроения находятся на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), Баренцева моря (Мурманск), Белого моря (Архангельск), Каспийского моря (Астрахань) и Японского моря (Владивосток). В производстве речных судов наиболее велика роль центров, расположенных на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).

Среди отраслей транспортного машиностроения ведущая автомобилестроение. Оно рассоложено в районах, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий-смежников поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов (моторы, электрооборудование, приборы, пластические массы, технические ткани, шины, стекло и др.). Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют районы европейской части страны:

Поволжский (здесь расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80% производства легковых автомобилей в стране, Камский комплекс заводов в Набережных Челнах, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге, троллейбусный завод в г. Энгельсе Саратовской области и др.),

Волго-Вятский (Нижегородский завод ГАЗ, дающий более половины производства грузовых автомобилей в стране, заводы в Саранске и Павлово-на-Оке),

Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Галицыно),

Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).

В восточных районах, где нет необходимых условий для развития отрасли, автомобилестроение представлено лишь автосборочными заводами (Чита в Восточной Сибири).

Предприятия по производству автомобильных моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье Нижегородской области.

В основном та же группа факторов (наличие высокой технической культуры и научно-производственного потенциала, высококвалифицированных кадров и т.п.) определяет размещение авиационной и ракетно-космической промышленности, станкостроения, приборостроения, производства различного рода точных машин, инструмента и т. п.

Основная часть авиационных предприятий находится в центральных районах европейской части (Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и в Западной Сибири (Омск, Новосибирск).

Предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Производство вычислительной техники, приборов, точных станков, инструмента и т.п., отличающихся наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено в крупных городах многих районов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.)

Сельскохозяйственное машиностроение расположено в местах потребления готовой продукции. Заводы по производству:

зерноуборочных комбайнов расположены в районах развитого зернового хозяйства на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), на юге Восточной Сибири (Красноярск),

льноуборочных в районах возделывания льна (Бежецк в Центральном районе),

силосоуборочных в Центральном районе (Люберцы),

картофелеуборочных в Центральном районе (Рязань, Тула),

рисоуборочных в Дальневосточном районе (Биробиджан).

Различные сельскохозяйственные машины производят также заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

Тракторостроение, наиболее металлоемкая отрасль сельскохозяйственного машиностроения, получило развитие как

в районах, располагающих крупными источниками металла Центрально-Черноземном (Липецк), Поволжском (Волгоград), Уральском (Челябинск), Западно-Сибирском (Рубцовск),

так и у потребителей в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Северном (Петрозаводск), Центральном (Владимир), Волго-Вятском (Чебоксары) районах.

Центральный районавтостроение со смежными производствами (локомотиво- и вагоностроение), речное судостроение, пр-во станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов; энергетическое и электротехническое машиностроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение.

Северо-Запад и Север энергетическое и электротехническое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение, производство точных машин и приборов, производство промышленного оборудования.

Поволжьестанкостроение и приборостроение, пр-во подшипников, автостроение, речное судостроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для нефтяной и химической промышленности.

Северный Кавказ сельскохозяйственное машиностроение, локомотивостроение, энергетическое машиностроение.

Урал горное, металлургическое и химическое оборудование, кузнечно-прессовое оборудование, строительно-дорожные машины, тракторостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение, автостроение, пр-во станков и инструмента.

Западная и Восточная Сибирьпр-во горного и металлургического оборудования, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение и приборостроение, вагоностроение и речное судостроение.

Дальний восток морское и речное судостроение, пр-во станков и промышленного оборудования.

1. Филиппова И.Н. Экономическая география транспорта. Учебное пособие. Астраханский Государственный Технический университет, кафедра «Экономика и управление предприятием». Астрахань, 2008 г. 65 с. С.55-61.

2. Экономическая география России: Учебник. изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В.Степанова. — М.: ИНФРА-М. 2007. С.144-165

3. Экономическая география/В.П. Желтиков, Э 40 Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с. Раздел 7.2 «Металлорудные ресурсы», Раздел 9.3 «Чёрная металлургия мира», Раздел 9.4 «Цветная металлургия мира». Раздел 11.2.6 «География чёрной металлургии», Раздел 11.2.7 «География цветной металлургии»

4. Экономическая география России: Учебник. изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В.Степанова. — М.: ИНФРА-М. 2007. С.181-192

5. Экономическая география/В.П. Желтиков, Э 40 Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с. Раздел 9.5 «Машиностроение мира», Раздел 11.2.9 «География машиностроение»

Читайте также  Национальное Возрождение славянских народов

1. Расположение металлорудных ресурсов в мире (железные руды, черные металлы, цветные металлы). Экспорт-импорт сырья.

2. Чёрная металлургия мира. Предприятия чёрной металлургии (полного цикла, малой и цеховой металлургии).

3. Принципы размещения. География чёрной металлургии России

4. Цветная металлургия мира (производство цветных, благородных, редких металлов и их сплавов). Факторы, влияющие на размещение предприятий цветной металлургии.

5. География цветной металлургии России

6. Факторы, влияющие на эффективность размещения предприятий машиностроения

7. Структура и размещение машиностроительной отрасли мира.

8. География машиностроения России.

9. Районирование – размещение предприятий машиностроительной отрасли в зависимости от экономико-географических районов России.

[1] Ферросплавы — сплавы железа с так называемыми легирующими металлами (марганец, хром и др.), применяются при выплавке стали как специальные добавки для повышения качества металла.

[2] Бенилю́кс (Benelux, нидерл. Benelux Unie; фр. Union Benelux) – межправительственная организация, представляющая собой политический, экономический и таможенный союз в Западной Европе, включающий в себя три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург.

География отраслей машиностроения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Отраслевая структура машиностроения России

Машиностроительный комплекс – это сложная система взаимосвязанных отраслей и предприятий. В его составе выделяют около $20$ крупных межотраслевых комплексов и более $100$ отраслей и подотраслей. Подход к делению может быть различным. Ведь каждая из этих составляющих включает в себя целый комплекс отраслей. Кроме того машиностроение тесно связано с другими производствами системой межотраслевых связей. Большинство эконом-географов выделяют в составе рассматриваемого комплекса следующие отрасли: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; производство оборудования для нефтяной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин и оборудования; машиностроение для легкой и пищевой промышленности, радиотехника и радиоэлектроника, аэрокосмический комплекс.

Каждая из этих отраслей имеет свою специфику и, соответственно, свои принципы размещения предприятий. Материалоемкие отрасли ориентируются на сырьевую базу – металлургию. Для трудоемких отраслей требуется наличие большого количества высококвалифицированных кадров рабочей силы. Автомобилестроение зависит от транспортно-географического положения, и возможности кооперирования с другими предприятиями.

Поэтому мы рассмотрим географию основных отраслей российского машиностроения более подробно

Территориальная структура основных отраслей машиностроения

Машиностроительный комплекс является одним из наиболее распространенных в территориальном отношении производств. Он занимал важное значение еще в $ХІХ$ веке. Именно наличие и уровень развития машиностроения предопределяло не только уровень развития экономики страны, но и степень экономической и политической независимости России на мировой арене.

Готовые работы на аналогичную тему

Но если в одних районах он имеет доминирующее значение, то в других он служит для удовлетворения внутренних потребностей населения и местной промышленности, дополняет промышленный комплекс регионов.

Исторически сложился дисбаланс в размещении хозяйственных объектов между восточными и западными районами России. Это имеет отношение и к машиностроению. Около $80$% машиностроительных предприятий находится в западной (европейской) части страны. Их удельный вес в объеме машиностроительной продукции выше. Но в восточных экономических районах складываются условия, способствующие развитию новых, современных наукоемких автоматизированных производств. Зачастую выгоднее построить новое предприятие, чем перепрофилировать старое производство, налаживая под него новую инфраструктуру.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей производит примерно $60$% продукции машиностроительного комплекса. Она отличается высокой металлоемкостью, энергоемкостью и малой трудоемкостью. В тяжелое машиностроение входят: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых и кузнечнопрессовых станков и устройств, морских и речных судов большого водоизмещения, железнодорожных локомотивов и вагонов. Как правило, все предприятия этой отрасли – имеют полный цикл, тоесть они самостоятельно осуществляют изготовление и сборку деталей, узлов и выпуск готовой продукции.

Предприятия тяжелого машиностроения тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, которые выпускают изделия крупных габаритов (или эти изделия сложно транспортировать), располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования находится поблизости центров металлургии России: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, расположены в главных угольных районах страны: Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск.

Производство оборудования для предприятий нефтяной и газовой промышленности развивается в нефте- и газоносных районах Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири.

Благоприятные условия для развития энергетического машиностроения сложились в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры высококвалифицированной рабочей силы: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгодонск, Колпино. Металлоемкие производства тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования размещены как поблизости металлургических предприятий, так и вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Коломне, Иваново, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске.

Размещение предприятий железнодорожного локомотивостроения связано с историей формирования железнодорожной сети России и представлено в таких центрах, как Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Людиново, Муром, Новочеркасск.

Судостроение характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому предприятия располагаются ближе к металлургическим базам. Но учитывается также и географический аспект – необходим выход к морю или к судоходной реке. Основные предприятия российского морского судостроения и судоремонта находятся на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), и в крупных портовых городах Севера и Дальнего Востока (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивостоке, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский).

Сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отвечает за выпуск сельскохозяйственной техники и оборудования для нужд АПК. Поэтому предприятия располагаются ближе к местам потребления готовой продукции и развиты во всех экономических районах.

Зерноуборочные комбайны производятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске. В Центральном районе выпускают льноуборочные, картофелеуборочные, силосоуборочные машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Общее машиностроение

Предприятия общего машиностроения производят все необходимое технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности.

Заводы этой отрасли дают примерно $25$% общего товарного объема машиностроительной продукции. Предприятия этой группы ориентируются на потребителя и широко распространены по территории России.

Среднее машиностроение

К отрасли среднего машиностроения относятся заводы, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, оборудование и приборы для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Они обеспечивают примерно $15$% продукции машиностроения. Предприятия ориентированы на трудовые ресурсы, возможности кооперирования, поэтому они размещены в крупных машиностроительных центрах России.

К отраслям среднего машиностроения принадлежат предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Основные районы развития ВПК – Урал и Центральная Россия. Ныне, в связи с конверсионными процессами и переориентацией военной доктрины России, предприятия среднего машиностроения, их научный потенциал шире используются для удовлетворения мирных нужд и интересов экономики и населения.

Автомобилестроение

Автомобилестроительные предприятия имеют четкую специализацию на выпуске определенного типа автомобилей. Изначально автомобильные заводы размещались в районах развитого машиностроения. Это такие центры, как Москва, Нижний Новгород, Ярославль. Позже на базе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

Возникли заводы-филиалы крупнейших предприятий. Например московский «ЗИЛ» имеет филиалы в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Грузовые автомобили (много- и среднетоннажные) производятся в Москве, Брянске, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Набережных Челнах.

Производство легковых автомобилей размещено в Нижнем Новгороде, Москве, Ижевске Тольятти. Автобусы выпускаются в Ликино, Голицыне, Павлове, Кургане, Краснодаре. В Энгельсе работает завод по производству троллейбусов. В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

Аэрокосмическое производство

Россия – космическая держава с развитым аэрокосмическим производством. Именно СССР был первым государством, выведшим на околоземную орбиту искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль.

Россия имеет собственные космодромы в Плесецке и Капустином Яру. Но запуск космических кораблей чаще осуществляется с космодрома Байконур (Казахстан).

Авиастроение представлено заводами гражданской и военной авиации конструкторских бюро Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого. Основные центры авиастроения (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Омск, Ульяновск) размещены с учетом близости научных центров, энергетических баз, квалифицированных кадров и с учетом национальной безопасности.

Читайте также  Демографическая проблема в мире

Станкостроение

Эта отрасль сформировалась в старых, традиционных машиностроительных центрах. Размещение станкостроительных заводов ориентируется на трудовые ресурсы, на наличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. Ведущие районы станкостроения России: Уральский, Центральный, Поволжский. В последнее время налаживается производство станков с программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов.

Приборостроение наиболее развито в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Смоленске.

Важнейшие задачи современного машиностроения России:

  • ликвидация дисбаланса в производстве между Западом и Востоком;
  • развитие экономики (и машиностроения в особенности) в восточных районах;
  • развитие трудоемких отраслей в европейской части страны и материало- и энергоемких производств в Сибири и на Дальнем Востоке;
  • переориентация производственных мощностей военно-промышленного комплекса на мирные интересы страны и населения;
  • повышение конкурентоспособности российского машиностроения на мировом рынке;
  • увеличение в российском экспорте доли машиностроительной продукции.

Факторы размещения машиностроения

Факторы размещения машиностроения в основной своей массе обуславливаются технологией производства.

Базовыми для любой отрасли являются следующие факторы:

  • Трудоемкость. Для изготовления оборудования и механизмов требуется большой объем труда. По этой причине большая часть отраслей находятся в таких областях, которые предполагают большую концентрацию населения. Огромные издержки труда неотъемлемая часть таких отраслей как приборостроение и станкостроение;
  • Наукоёмкость. На сегодняшний день в мире сильно акцентируется внимание на науку. По этой причине, заводы и фабрики этих отраслей концентрируются в основной своей массе в административных районах, которые обладают развитой высокоинтеллектуальной базой (научно-исследовательские институты, проектные бюро, испытательные заводы);
  • Сырьевой фактор. Если взять для примера тяжелое машиностроение, то можно увидеть, что оно потребляет большие количества металлопроката. И это означает, что предприятие этой отрасли будет находиться поблизости месторождения соответствующей сырьевой базы;
  • Потребительский фактор. Изделия машиностроительной отрасли довольно разнообразны, и большинство предприятий размещаются, оглядываясь на заказчиков своей продукции. К примеру, транспорт для транспортировки древесины изготавливается в Карелии, потому что он тяжёл в перемещении;
  • Транспортный фактор. Так как транспортировка оборудования, механизмов и комплектующих производится периодически на далёкие протяжённости, то большинство заводов и фабрик стараются расположить, как можно ближе к большим дорогам и путям, как к автомобильным, так и к железнодорожным, и к морским;
  • Территориальное сосредоточение.

Например, изготовление высокоточных машин сосредотачивается в областях, где доминируют квалифицированные работники, потому что в данном сегменте главную роль играет не сырьё, а высококвалифицированный труд.

География машиностроительной отрасли

Наибольшим фактором расположения заводов и фабрик машиностроения являются традиции формирования промышленности для конкретного географического района. Исходя из большого скопления химических и металлургических залежей, в США сосредоточенно много предприятий крупного машиностроения.

На территории Соединённых Штатов Америки находятся одни из самых крупных автомобильных и авиационных заводов. География машиностроительной отрасли отслеживается не только в конкретной стране, но и по всему миру.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К примеру, южная часть США, большая часть Канады, Австралии и некоторые районы Аргентины, всегда были областями, в которых прекрасно развивается производство продуктов питания и сельскохозяйственная отрасль.

Это приводило к повышенному спросу на продукцию сельскохозяйственной промышленности и оборудование по переработке продуктов питания.

Изредка детерминантом размещения производств может являться фактор самого производства. В основной своей массе это имеет отношение к производству, которое очень металлоемко.

Главные черты местоположения машиностроительной отрасли

Машиностроительная отрасль развита по всей площади Российской Федерации, но развита она не однообразно. Так сложилось исторически, что между восточными и западными частями России различные уровни развитости.

Львиная доля машиностроительного производства сосредотачивается в Европейской части Российской Федерации. И эта часть потребляет около девяносто процентов всей производимой продукции.

В свою очередь, на Европейской части страны производственное хозяйство эволюционировало не однообразно. Примерно семьдесят процентов производства находится на Урале, в Центральной России и на Поволжье.

Машиностроительная отрасль находится в преимущественно в больших населённых пунктах, таких как Москва, Новосибирск, Екатеринбург.

География машиностроительной отрасли Российской Федерации

В основном тяжелое машиностроение размещено в Центральном районе России, на Урале (оборудование для горнодобывающей промышленности), в Сибири, в Санкт-Петербурге (производство турбин и генераторов) и в Екатеринбурге (кузнечнопрессовое оборудование).

Общее же машиностроение различается специализацией в узкой области, подвержено кооперированию, с невысоким потреблением металла и многочисленностью производимой продукции.

Основной отраслью общего машиностроения считается автомобилестроение, количество автомобильных заводов превышает двести единиц.

Так как важным фактором для автомобилестроения является транспортные соединения, именно по этой причине многие предприятия находятся недалеко от больших магистралей.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основные города, в которых расположены автомобильные заводы для производства легковых автомобилей, — это Москва, Тольятти и Ижевск.

В свою очередь средне-тоннажные автомобили, производятся в Москве и в Нижнем Новгороде. А вот грузовые автомобили производятся в городе Набережные Челны.

Город Энгельс известен производством троллейбусов, а город Краснодар и город Голицын производят автобусы.

Промышленность по производству тракторов сосредоточена в районах сельскохозяйственного назначения, это следующие города: Липецк, Санкт-Петербург, Челябинск.

Промышленность по производству электротехнической продукции находится в областях, где преобладает квалифицированная рабочая база, с большим количеством потребителей и научно-исследовательскими институтами.

На сегодняшний день эти большие производства работают в центральном, западносибирском и северо-западном районах.

Предприятия станко-инструментальной промышленности хоть сравнительно и не велики по размерам, но находятся в крупных городах России, таких как Москва, Рязань, Новосибирск и Иваново.

Отрасль приборостроения сосредоточенна в основном в Москве и Московской области, так как требуется большое количество квалифицированной рабочей силы и научно-исследовательская база.

Авиационная промышленность выделяется своей высочайшей степенью квалификации инженерно-технических и рабочих кадров, и это обуславливает расположение основного производства в больших центрах.

Самолёты для грузовых и пассажирских перевозок изготавливаются в таких больших городах, как Москва, Смоленск, Воронеж.

Около девяносто процентов продукции изготавливается в Европейской части Российской Федерации, по той причине, что здесь проживает примерно восемьдесят процентов населения страны, и расположено много научно-исследовательских институтов.

Большим отрицательным моментом этого является мизерная сопричастность регионов, которые расположены за уральским хребтом, невзирая на то, что у этих регионов огромный сырьевой потенциал.

Машиностроение

Общая характеристика

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль современной промышленности, без которой другие отрасли попросту не могли бы существовать.

К особенностям машиностроения относят:

  • Высокая стоимость продукции. На данную отрасль приходится около трети стоимости мировой промышленной продукции.
  • Высокая трудоемкость производства, которое является лидером по количеству занятой рабочей силы. Наиболее трудоемкими являются производства, выпускающие сложную технику: аэрокосмическая и электротехническая промышленность, приборостроение, атомное машиностроение.
  • Высокий показатель наукоемкости. Все важнейшие достижения НТП в первую очередь внедряются в машиностроение и только потом применяются в других отраслях.
  • Сложный отраслевой состав. Стремительное развитие науки приводит к быстрому устареванию и смене различных производств, которых в настоящее время насчитывается более трехсот.
  • Стабильно высокий спрос на продукцию машиностроения. Ассортимент данной отрасли постоянно расширяется и насчитывает несколько миллионов наименований.
  • Машиностроение является неотъемлемой частью международных экономических связей.

Машиностроение как отдельная отрасль промышленности возникла в 18 веке. Толчком для ее развития послужило изобретение ткацкого станка, прядильной машины, паровой машины. На предприятиях возникла острая потребность в механизации процессов для повышения эффективности производства. Переход от мануфактуры к механизированному производству стал началом новой эпохи, в которой главенствующая роль досталась машиностроению.

Рис. 1. Ткацкий станок 18 века.

Отрасли машиностроения

Машиностроение отличается большим отраслевым разнообразием. Для большего удобства принято выделять несколько основных его видов

  • Тяжелое машиностроение – занимается производством оборудования для металлургической и горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортных механизмов, энергетических блоков.
  • Общее машиностроение – включает в себя все виды транспортного машиностроения, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме пищевой и легкой).
  • Среднее машиностроение – занимается производством технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. К этой отрасли принадлежит инструментальная промышленность, станкостроение.
  • Точное машиностроение – выпускает самую разнообразную продукцию электронной, радиотехнической, электротехнической промышленности.
  • Производство металлических заготовок и изделий (фурнитура, столовые приборы, скобяные и замочные изделия, проволока, крепеж, гвозди).
Читайте также  Лесков Николай Семенович

Рис. 2. Сельскохозяйственная продукция.

Таблица “Отрасли машиностроения”

Отрасль машиностроения

Продукция

Значение в хозяйстве

Автомобили, поезда, суда, самолеты

Обеспечивает перемещение пассажиров, сырья, товаров

Тракторы, уборочные машины, сеялки, комбайны

Обеспечивает сельскохозяйственные работы

Деревообрабатывающие и металлорежущие станки

Обеспечивает работу металлургического производства, строительства, лесной промышленности

Часы, измерительные и оптические приборы, оргтехника, средства обработки информации

Обеспечивает работу с точными вычислениями, техника широко используется в быту

Факторы размещения

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:

  • наличие научных и исследовательских центров;
  • квалифицированная рабочая сила;
  • хорошо развитая инфраструктура;
  • потребительский рынок.

До недавнего времени практически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.

Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция. В этих государствах на высоком уровне развития находятся практически все отрасли машиностроения. Но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению.

Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.

Рис. 3. Российская военная техника.

Что мы узнали?

При изучении темы «Машиностроение» по программе 9 класса географии мы узнали, что представляет собой машиностроение и какое место оно занимает в мировой промышленности. Мы выяснили характерные особенности данной отрасли, факторы ее размещения, основные направления.

География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Машиностроение»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Машиностроение.
  • Отраслевая и территориальная структура машиностроения.
  • Основные отрасли машиностроения.
  • География машиностроения.

Глоссарий по теме: машиностроение, общее машиностроение, транспортное машиностроение, электротехническое машиностроение.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В современном обществе машинный труд преобладает над ручным, машины облегчают и заменяют как физический, так и умственный труд человека. Машиностроение отражает уровень научно-технического прогресса, определяет развитие остальных отраслей хозяйства и экономический уровень страны. По стоимости производимой продукции и занятости населения машиностроение – абсолютный лидер мировой промышленности. В экономически развитых странах на долю машиностроительного производства приходится от 30 до 50% и более от общего объёма выпуска промышленной продукции.

Как и в промышленности в целом, в современном машиностроении выделяются старые, новые и новейшие отрасли. К источникам ресурсов тяготеет размещение старых отраслей – судостроение, станкостроение, железнодорожное машиностроение. На трудовой и потребительский фактор ориентируются новые отрасли – производство автомобилей, летательных аппаратов и т.д. Новейшие отрасли – электроника, космическая промышленность – возникли благодаря научно-технической революции и в силу наукоёмкости требуют высокой квалификации трудовых ресурсов. Сдвиги в отраслевой структуре машиностроения связаны с научно-техническим прогрессом, снижением металлоёмкости промышленности, изменением востребованности и темпов роста машиностроения. Старые отрасли сдерживаются в развитии, новые отрасли показывают незначительный рост производства, а вот новейшие бурно развиваются и занимают лидирующие места по объёмам производства.

Машиностроительная продукция обладает высоким рыночным спросом и значительным удельным весом в общем объёме экспорта. В Японии она составляет 59%, в Словакии – 60%, а в Мексике – почти 62%. В целом в большинстве высокоразвитых стран удельный вес продукции машиностроения составляет от 30 до 50%.

Современное машиностроение превратилось в самую наукоёмкую отрасль современной промышленности. Так, в отдельных отраслях оборонного машиностроения учёных, конструкторов и инженеров значительно больше, чем рабочих. На основе технологических и кооперационных связей под воздействием интеграционных процессов в машиностроении создаются крупные интегрированные компании. Интеграция научно-технологического и производственного звеньев приводит к появлению научно-производственных корпораций и объединений, которые становятся транснациональными.

Территориальная структура машиностроения тоже изменилась под влиянием НТР. В XX веке 90% производства было сосредоточено в странах севера, абсолютными лидерами среди которых были США, Япония, Германия. В XXI веке машиностроение «сдвинулось» на юг, в новые индустриальные страны – Китай, Индию, Мексику, Бразилию, Аргентину. Их доля в мировом машиностроении уже превысила 30%. Ведущими машиностроительными регионами являются Северная Америка, где развиты все отрасли машиностроения, а доля мирового рынка составляет 30%, Западная Европа, где особенно развиты автомобилестроение и производство бытовой техники, с 25% мирового рынка, Восточная и Юго-Восточная Азия и страны СНГ, которые специализируются на металлоёмком машиностроении.

По видам экономической деятельности в отраслевом составе машиностроение разделяют на общее, транспортное и электротехническое.

Отрасли общего машиностроения производят промышленное оборудование всех видов и назначений, отличаются металло- и энергоёмкостью, размещаются с учётом близости сырьевых баз. Станкостроение развито во многих странах, но лидирует в производстве станков не только «Большая семёрка» развитых стран, но и Китай, Республика Корея, Индия. В мировом потреблении станков на первом месте – Китай, который импортирует почти половину производимой в мире продукции.

Тяжёлое машиностроение обеспечивает оборудованием металлургию, текстильную, горнодобывающую промышленность. Размещено в основном в Зарубежной Европе. Наиболее полно эта промышленность представлена в Германии, Франции, Великобритании и США. Остальные страны специализируются на отдельных видах продукции. Финляндия и Швеция производят оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности. Производство атомных реакторов осуществляется в США, Японии, Канаде, России, Франции, Великобритании, Германии.

Транспортное машиностроение развивается устойчивыми темпами, обеспечивая мировой спрос на наземную, воздушную и водную технику.

Автомобильная промышленность флагман транспортного машиностроения. Она развивается высокими темпами, а мировой рынок пополняется новыми странами-производителями. Самые крупные производственные мощности по производству автомобилей сосредоточены в США, Японии, Германии, Италии, Франции, Южной Корее и Китае.

Судостроение одна из старых отраслей машиностроения – пережила несколько подъёмов в своём развитии, связанных как с освоением новых рынков топливных ресурсов, так и с мощным включением Азиатского региона в торговые потоки мирового рынка. Теперь самые крупные судостроительные компании находятся в Республике Корея, Японии, Китае.

Авиационная промышленность входит в состав авиаракетно-космической промышленности. Гражданская авиация выделилась из военной в середине XX века. Отрасль отличается высочайшей наукоёмкостью, квалификацией трудовых ресурсов и степенью монополизации производства. США и Франция занимают лидирующее положение в мире. Корпорации Boeing и Airbus контролируют более 50% мирового авиационного рынка. На третьем месте – канадская компания Bombardier, а на четвёртом – бразильская фирма Embraier. Европа и США являются основными импортёрами самолётов. Россия удерживает лидирующие позиции на рынке военной летательной техники.

Электротехническое машиностроение выпускает оборудование для производства и передачи энергии электростанций всех типов. Эта отрасль зародилась в начале XX века, когда процесс электрификации охватил все сферы промышленности. Тогда образовались крупнейшие компании: Electrolux в Швеции, General Electric в США, Siemens в Германии, EDF во Франции, которые и сегодня лидируют на мировом рынке вместе с Японией.

Электронная промышленность наряду с признанными гигантами отрасли в США, Японии, Германии и Франции активно развивается в Восточной и Юго-Восточной Азии. Бытовая электроника и средства информации экспортируются на мировой рынок из Китая, Малайзии, Тайвани, Сингапура, Республики Корея, Таиланда.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Установите соответствие между факторами размещения и примерами продукции отраслей машиностроения – таблица 1.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: