Геоцентрическая система мира - OXFORDST.RU

Геоцентрическая система мира

Геоцентрическая система мира

Несмотря на сложность названия, геоцентрическая система мира легко усваивается среднестатистическими обывателями. Речь идёт о системе мировоззрения, в основе которой наша планета Земля. При этом Луна, Солнце, другие планеты и звёзды вращаются вокруг нас. Земля же остаётся неподвижным космическим объектом.

Происхождение системы

Впервые эта теория появилась ещё в Древней Греции. Местные мыслители верили в неё и распространяли в обществе. Более того, геоцентризм считается основой не только для античной, но и для средневековой космологии, а также астрономии. Постепенно в качестве альтернативы появилась гелиоцентрическая система. Из неё уже затем вышли модели Вселенной, существующие и в настоящее время.

Сформированная геоцентрическая система мира представляет Землю в качестве центра существующего мироздания. Планета при этом владеет асимметрией, а также надёжной центральной осью. Если верить данным представлениям, то планета опирается на опоры, которые удерживают её в стационарном положении. Древнейшие цивилизации в собственной интерпретации воспринимали оси большими слонами, черепахами и китами.

В основе появления теории находится древнегреческий философ и математик Фалес Милетский. Он утверждал, что опорой для Земли является мировой океан. Что касается Вселенной, то, она абсолютно не имеет конкретного направления. Вместо этого существует центрально-симметрическое строение. Все эти факторы наводили философа на выводы о том, что наша планета находится в стабильном покое. Версии о какой-либо сторонней поддержке Фалес отвергал.

По мнению другого мыслителя Анаксимена Милетского, геоцентризм имел другую структуру. Он предположил, что Земля не просто так стабильно удерживается в открытом космосе. В этом ей якобы помогает сжатый воздух. У данной теории также постепенно появилось много приверженцев. У многих учёных существовали разные мнения по поводу строения нашей планеты. Среди личностей, которые открыто выражали собственное мнение, можно выделить:

  • Платона;
  • Аристотеля;
  • Демокрита;
  • Парменида и др.

Более обдуманным был геоцентризм в исполнении Пифагора. Именно он выражал уверенность в том, что Земля обладает формой шара. Постепенно с этим предположением согласились и другие мыслители. Их дискуссии привели к образованию канонической версии геоцентрической системы. Её разработкой и совершенствованием затем занимались многие астрономы в Древней Греции.

Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)

Обоснование теории

Отвергнув определённые отличия, геоцентрическая система мира от разных светил науки всё же имела общие характеристики. Астрономы по-разному, но поддерживали идею с центральным положением и полной неподвижностью нашей планеты. Анаксимандр опирался в своих выводах на то, что космос обладает симметрией сферического типа. С ним не был согласен Аристотель. У него геоцентризм предусматривал довольно серьёзный вес Земли. По этой причине столь тяжёлое космическое тело просто обязано находиться в центре Вселенной.

Последователь Пифагора Филолай предполагал наличие орбитального движения у нашей планеты. Эту теорию категорически отвергал Аристотель. Он аргументировал свою позицию тем, что движение будет приводить к звёздному смещению, которое к тому времени не наблюдалось. Другие авторы озвучивали свои эмпирические доводы. Плиний Старший в одной из своих работ объяснил геоцентризм тем, что Земля характеризуется равенством между ночью и днём. Следует отметить, что с точки зрения астрономии подобные доводы не имеют права на существование.

По версии Птолемея, центральное расположение Земли объясняется тем, что траектория падения тел в космосе строго вертикальное. Учёный выступал против осевого вращения планеты. Он был уверен, что все предметы, не касающиеся поверхности Земли, должны были визуально совершать противоположное движение. Необходимо отметить, что этот довод пользовался успехом до тех пор, пока не были открыты первые законы механики.

Благодаря постоянно появляющимся новым открытиям, геоцентризм в мире учёных не утрачивал своего интереса. В определённый момент Анаксимен сделал предположение о том, что период обращения Солнца вокруг Земли зависит от высоты его расположения. То же самое касалось и других космических тел. Мыслитель даже сформировал собственную версию расположения светил. По его мнению, сразу после Земли находится Луна, а далее Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Что касается Меркурия и Венеры, то их расположение вызывало некие разногласия. Платон и Аристотель предполагали, что данные планеты находятся за Солнцем. Им противоречил Птолемей. Учёный считал, что Венера и Меркурий расположились между Солнцем и Луной.

Аргументация астрономических явлений

Для представителей древнегреческой астрономии геоцентризм являлся благодатной темой для дискуссий. При этом сложнее всего учёным было с научной точки зрения объяснить очевидные и заметные явления, происходившие в космосе. Среди таких фактов в первую очередь следует выделить неравномерное передвижение светил. Особенно сложной оказалась тема о попятных движениях, которые характерны для планет. В Древней Греции планеты воспринимались в качестве божеств, которые якобы обязаны следовать исключительно равномерным и плавным движениям.

Возникшая трудность не остановила греков. В данном случае геоцентризм пополнялся новыми моделями. Нелегко объяснимые перемещения крупных космических тел аргументировались результатом сложения сразу нескольких различных круговых движений. В ходе обсуждений появились теории эпициклов и гомоцентрических сфер.

Изучение геоцентрической системы происходило:

  • в Византии;
  • в Индии;
  • на Исламском Востоке;
  • на Латинском Западе.

Увлекательная тема, которой стала геоцентрическая система мира, привлекала внимание иудеев. И это при том, что общепринятые еврейские представления изображали Землю плоской. Иудейские учёные постепенно стали отказываться от этой версии и прислушиваться к древнегреческим коллегам. Первым, теорию Аристотеля в своих трудах поддержал Моисей Маймонид. Он даже принял участие в дискуссиях арабских учёных, направленных на противодействие теории Птолемея. Маймонид выступал против того, что эпициклы существуют физически.

Леви бен Гершом по праву считается талантливым астрономом в Средних веках. Он также верил в то, что геоцентризм в корне верен. Параллельно с тем он отвергал теорию гомоцентрических сфер, предложенную Ал-Битруджи. Такого же мнения учёный был и по поводу теории эпициклов, разработанной Птолемеем. Гипотеза Леви бен Гершома предусматривает эксцентрические небесные сферы. Проще говоря, они не имели физической возможности слишком плотно приближаться друг к другу. Между ними якобы располагаются слои жидкости, образовавшиеся из первичной материи. Речь идёт об остатках, которые появились после сотворения мира Богом.

Изображение геоцентрической системы из Космографии Петра Апиана, 1540 г.

Византийские версии

В научном плане самое большое распространение геоцентризм обрёл в Византии. Александрия вовсе считалась центром эллинистической науки, куда однозначно входит и астрономия. Известный византийский купец Косма Индикоплевст первым решил, что геоцентрическая система мира является ошибочной. Дополнительно он откровенно высмеивал версию о существовании Земли в виде шара.

Византийским учёным всё же не удалось достигнуть успехов индусов в освоении ключевых математических аппаратов. Представители исламских государств также сумели дальше продвинуться в соответствующем вопросе. Проблема философов из Византии заключалась в том, что они даже не пытались рассматривать новые появляющиеся космологические предположения. Всё, что выходило за рамки гипотез Аристотеля, не интересовало их. В результате геоцентризм в Византии на определённом этапе остался без развития.

Отказ от теории

Логично, что научная революция, которая состоялась в XVII веке, разрушила геоцентризм как позицию учёных. На первый план вышла уже гелиоцентрическая система. У истоков революции находится Николай Коперник, Галилей и Кеплер. Следует отдать дань появлению классической для современного мира механики. Исаак Ньютон помог учёным мира своим законом всемирного тяготения.

Отношение религии

Изначально сторонники религиозной философии стали выступать в качестве оппонентов описанной теории. В их понимании геоцентризм разрушал божественные устои мира. Популярный стоик Клеанф вовсе призывал суд привлечь к ответственности Аристарха Самосского за его гелиоцентрическую гипотезу.

Христианская церковь навязывала мнение о том, что мир создан Богом и только ради человека. При этом геоцентрическое учение всё же сумело приспособиться к этим религиозным правилам. Даже в современном мире описанная теория порой встречается, но происходит это в протестантских группах консервативного типа. Чаще всего они функционируют на территории США. Такие религиозные группы в своих учениях опираются на детальное прочтение Библии. Хотя существует мнение о том, что главная книга христиан поддерживает версию о плоской Земле. В Исламе параллельно с тем уверенны, что предполагаемое движение нашей планеты противоречит их вере. Среди агрессивных сторонников геоцентризма в современном иудаизме можно смело выделить представителей движения Хабад.

Геоцентрическая модель Солнечной системы

Солнечная система > Геоцентрическая модель Солнечной системы

Тысячелетиями люди смотрели на ночное небо и пытались понять, что же собою представляет Вселенная. И порой мнения кардинально отличались. Очень давно маги и древние мудрецы свято верили, что мир – это плоская Земля (квадратная), вокруг которой расположены Солнце, Луна и звезды. Позже они заметили, что некоторые звезды не двигаются и стали называть их планетами.

Что такое геоцентрическая модель Вселенной?

Проходит определенное время и человечество осознает, что мы живем на круглом объекте, поэтому начали подстраивать под это понимание окружающие механизмы. Постепенно формировалась новая система взглядов, из которой появилась геоцентрическая модель мира. Хотя она уже давно не используется, но когда-то отвечала на основополагающие вопросы о строении Вселенной.

Конечно, нет ничего удивительного, что люди посчитали, будто наша планета Земля стоит в центре Вселенной. В конце концов, было заметно, что Солнце и Луна меняют положение в небе. Так что с точки зрения земного наблюдатели, это мы стоим на месте, а все вокруг движется. На нижнем рисунке сравниваются геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной, где акцент ставится на месте небесных тел в Солнечной системе и принципах их движения.

Сравнение геоцентрической и гелиоцентрической моделей Вселенной

Таким образом, учитывались документы древних вавилонян и египтян, которые подпитывали теорию о том, что в центре всего стоит Земля. В это продолжали верить и в 17-18 веках. Но возникало много несоответствий, которые и заставили искать новую модель, так как предыдущая не могла их объяснить.

Древняя Греция и геоцентрическая модель Солнечной системы

Ранние упоминания о геоцентрической модели возникли в 6 веке до н. э. Философ Анаксимандр предположил, что Земля стоит на месте, а Солнце и Луна вращаются вокруг. В то же время пифагорейцы добавляют, что наша планета круглая, так как они видели затмения. До 4 века до н.э. эта мысль совмещалась с геоцентрической Вселенной, что и помогло построить космологическую систему.

Большой вклад в идею геоцентрической модели мира внесли Платон и Аристотель. Первый считал, что планета не двигается. От нее отходят сферы, на которых располагаются подвижные Солнце, Луна и остальные планеты. Модель расширил Евдокс Книдский, который полагался на математическое объяснение планетарного движения. После вмешался Аристотель и добавил, что объекты вокруг движутся по концентрическим сферам.

Читайте также  Движение - это жизнь и здоровье

Иллюстрация моделей Вселенной Аниксамадра. Слева – днем в летнее время, а справа – ночью, зимой

Сферы двигались на различных скоростях и представляли собою неразрушимое вещество – эфир. Далее он добавил описание 4 важнейших элементов: земля, вода, огонь, воздух, а также приплюсовал «небесный эфир».

Аристотель писал, что земля – наиболее тяжелый элемент, поэтому притягивается к центру, а остальные формируют вокруг слои. В самом конце располагался эфир, в котором «плавали» небесные объекты. Еще одна важная инновация – добавление «двигателя». Философ полагал, что существует некая сила или даже существо, которое приводит механизм в движение.

Модель Аристотеля, демонстрирующая Землю, окруженную Луной, Солнцем, планетами и «застывшими» звездами

Конечно, все это подтверждалось определенными теориями. Например, если бы планета двигалась, тогда должно было быть заметно существенное смещение звезд или созвездий. Получается, что они неподвижны или же расположены намного дальше. Конечно, они предпочли выбрать первый вариант, так как это простейшее объяснение.

В качестве еще одного доказательства служила яркость Венеры. Они полагали, что она всегда располагалась на одной и той же дистанции от нас в любой временной промежуток. Конечно, позже выяснилось, что у планеты есть фазы. Но древние люди не располагали телескопами.

Геоцентрическая модель Солнечной системы Птолемея

Естественно описанная система имела недостатки, и авторы это знали. К примеру, яркость Меркурия, Юпитера и Марса периодически менялась. Кроме того, за ними подмечалось «ретроградное движение», когда они замедлялись, оказывались позади, а затем снова опережали в движении.

Все это вносило еще больше разногласий, которые пришлось решить египетско-греческому астроному Птолемею. Во втором веке н.э. он пишет «Альмагест». В нем появилась геоцентрическая модель Вселенной от Птолемея, которая будет считаться главной в следующие 1500 лет. Он последовал за древними традициями и повторил, что Земля расположена в центре, а вокруг нее двигаются объекты.

Здесь появляется новая идея – существование двух сфер. Первая – деферент, представляющий собою круг, отдаленный от нашей планеты. Его использовали для учета отличий в длительности сезонов. Второй – эпицикл. Он состоял в первой сфере (круг в круге) и объяснял ретроградность движения планет.

Но даже это не разбивало всех сомнений. Особенно сильно беспокоило то, что ретроградная петля планет (в первую очередь Марс) иногда была больше или меньше ожидаемой. Чтобы снять и этот вопрос, Птолемей создал эквант – геометрический инструмент возле центра планетной орбиты, который приводил ее в движение с равномерной угловой скоростью.

Наблюдателю в этой точке кажется, что эпицикл всегда движется с неизменной скоростью. Система просуществовала в римской империи, средневековой Европе и исламском мире, оставаясь неизменной тысячу лет. Но этот механизм казался невероятно сложным и громоздким.

Геоцентрическая модель Солнечной системы в Средневековье

В средние века эта тема снова стала актуальной, так как хорошо сочеталась с христианским верованием. За развитие системы взялся Фома Аквинский, пытающийся объединить веру и разум.

Страницы из «Трактат Сферы» (1550), отображающего систему Птолемея

Началось все с того, что планету поделили на «небеса» и Землю. Земля располагалась в центре творения, а небеса – за ее пределами. Все это подпитывало христианское верование, что человек выступает главным творением Бога. Кроме того, пригодился «двигатель» Аристотеля, место которого занял Бог.

Конечно, никто не рисковал оспаривать мысль о том, что небеса вращаются вокруг планеты, потому что это было ересью и даже наказуемо. Ситуация оставалась таковой до выхода книги «О вращении небесных сфер» в 16 веке. Ее автор – Николай Коперник, посмевший доказывать правоту гелиоцентрической модели Вселенной. Конечно, в условиях гонений и преследований работу пришлось опубликовать посмертно.

Стоит отметить, то в мусульманском мире геоцентрическая модель мира также существовала в средние века. Но уже с 10 века н.э. появлялись астрономы, бросавшие вызов работе Птолемея. Среди них был Ас-Сиджизи (945-1020). Он верил, что Земля совершает обороты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но он подходил со стороны философии, а не математики.

Иллюстрация работы Ас-Сиджизи, на которой объясняются лунные фазы

Против геоцентрической модели выступило и несколько астрономов из Андалузии в 11-12 веках. Арзакель вовсе отказался от греческих теорий о равномерном круговом движении и сказал, что Меркурий путешествует по эллипсу.

В 12-м веке подключился Альптрагиус. Он создал новую модель, не нуждающуюся в экванте, эпицикле и эксцентриситете. Эта мысль сопровождалась публикацией Фахруддина ар-Рази «Маталиба», в которой затрагивалась концептуальная физика. В ней опровергалась идея центральности Земли. Вместо этого он предположил, что есть наш мир, за которым существует еще тысячи миров.

Земное вращение в 13-15 веках было популярной темой обсуждения в Магарской обсерватории (Восточный Иран). Хотя все это развивалось на уровне философии и не касалось гелиоцентризма, но многие доказательства напоминали те, что позже озвучит Коперник.

Гелиоцентрическая модель и геоцентрическая модель Солнечной системы

Николай Коперник приступает за разработку своей модели в 16 веке. Именно в ней содержатся все его мысли и научные труды. Она создавалась не с нуля, а использовала наработки оппозиционеров геоцентристов.

На иллюстрации Андреаса Целлариуса отображена система Коперника

В 1514 году Коперник выпускает небольшой трактат «Маленький комментарий», который раздает своим друзьям. В рукописи было всего 40 страниц, емко описывающих гелиоцентрическую гипотезу. Вся она держалась на 7 главных принципах:

  • Центр Земли – центр лунной сферы (Луна вращается вокруг Земли).
  • Все сферы совершают обороты вокруг Солнца, которое расположено недалеко от вселенского центра.
  • Дистанция между Землей и Солнцем составляет незначительную часть расстояния от Солнца к другим звездам, поэтому мы не видим параллакса.
  • Звезды лишены движения. Нам кажется, что они перемещаются, потому что Земля совершает оборот вокруг оси.
  • Земля вращается вокруг Солнца, из-за чего кажется, что Солнце мигрирует.
  • У Земли наблюдается больше одного движения.
  • Земля движется по орбите вокруг Солнца, из-за чего кажется, что планеты вокруг идут в неправильном направлении.

Это было лишь начало развития гелиоцентрической модели Солнечной системы. Автор продолжал накапливать сведения и в 1532 году закончил работу над «О вращении небесных сфер». Здесь фигурируют те же аргументы, но уже подкрепленные математическими вычислениями.

Коперник поставил орбитальные пути Меркурия и Венеры между Солнцем и нами. Это объясняло, почему их внешний вид периодически меняется. То есть, когда они расположены на противоположной стороне от Солнца, то выглядят меньше. А когда выравниваются с Землей, то «вырастают» и получают «рога» (форма полумесяца). Также решился вопрос с ретроградностью Марса и Юпитера. Все снова сводилось к тому, что наша планета движется.

Но Коперник боялся, что публикация приведет к резкой конфронтации с церковью, поэтому она предстала перед публикой только в 1542 году после его смерти. Его слова подтвердились после изобретения телескопа. В конце концов, геоцентрическая модель просто изжила себя, как и ранние предположения о возрасте Земли, происхождении человечества и прочих заблуждений, с которыми были вынуждены сталкиваться исследователи в попытке познать окружающую Вселенную.

Николай Коперник: гелиоцентрическая система мира

Возрождение: из истории великой эпохи

Остановивший Солнце: из истории жизни Коперника

Николай Коперник, поляк по происхождению, родился в семье зажиточного купца 19 февраля 1473 г. в городе Торне, куда переселялся из Кракова его отец.

Пробыв в Италии около десяти лет с небольшими перерывами, Коперник возвратился к себе на родину и большую часть остальной жизни правел в маленьком городке Фрауенбурге, где стараниями своего дяди епископа Вармийского (Эрмляндского) получил ещё в 1497 г. место каноника. Он стал, следовательно, католическим священником и весьма ревностно выполнял двои обязанности. Во Фрауенбурге, в этом, по выражению Коперника, «отдалённейшем уголке земли», он имел достаточный досуг и, окружённый добрым в общем отношении друзей и сограждан, окончательна сформулировал положения своей системы, основные контуры которой сложились у него, вероятно, ещё в Италии.

Первый набросок идей Коперника мы находим приблизительно а 1512 г., в так называемом «Commentarioius» («Малый комментарий»), который не был напечатан, но ходил по рукам в рукописном виде и принес его автору изрядную популярность. Лишь в 1539 г. Коперник разрешил своему другу профессору математики Виттенбергского университета Георгу-Иоахиму Ретику, ученику и горячему поклоннику «нового Птолемея», опубликовать краткое предварительное сообщение (Narratio prima) о достигнутых научных результатах.

Собственное сочинение Коперника вышло из печати за несколько дней до смерти автора, последовавшей 24 мая 1543 г. Предание, известное нам от Гассенди (биограф ученого), рассказывает, что только что отпечатанный экземпляр сочинения «De revolutionibus orbium coelestium» принесли Копернику за несколько часов до кончины. «Он взял книгу в руки и смотрел на нее, но мысли его были уже далеко».

Джордано Бруно: далекие миры поклонника системы

«Хоры блуждающих звёзд, я к вам свой
полёт направляю,
К вам подымусь, если вы верный укажете путь.
Ввысь увлекая меня, ваши смены и чередованья
Пусть вдохновляют мой взлёт в бездны
далёких миров».

Джордано Бруно считал, что возможно открытие в Солнечной системе новых планет. Никакого купола звёзд не существует, звёзды движутся, а мы не замечаем этого потому, что они очень далеки от нас.

Вращение небесных тел: из истории представлений

Часть 1. Геоцентрическая система

Эпоха Возрождения бесспорно считается оплотом разума и силы человеческой воли. Но любые изменения не могут быть мгновенными. Общепринятой в этот период все еще была была геоцентрическая система – представление о мире, сложившееся в Древней Греции на основе разработок Платона, Евдокса, Аристотеля и Птолемея. В центре мироздания находится Земля, а мир делится на подлунный и надлунный. В первом — всё преходяще, временно, движения вынуждены и вызываются действующими силами; во втором — всё вечно, а движения происходят без всяких сил и осуществляются равномерно по совершенным круговым траекториям. Звёзды расположены на небесном своде, который прокручивается за сутки вокруг Земли.

Для объяснения видимого неравномерного движения планет Птолемей использовал систему равномерных круговых движений. Каждая планета, как он считал, движется равномерно по кругу – эпициклу, центр которого, в свою очередь, равномерно перемещается по другому кругу – деференту. Следует отметить, такое представление движения планет давало возможность довольно точно описывать наблюдаемое их движение. Правда при увеличении точности наблюдений приходилось существенно корректировать прежнюю систему эпициклов и деферентов.
Чрезвычайно важным было также то, что геоцентрические представления о мире освящались авторитетом христианской веры. Бог, создав человека как богоподобное существо, наделил его разумом, свободной волей, бессмертием. Куда же он должен был поместить своё самое великое творение? Конечно, в центр мироздания.

Читайте также  Марианская впадина (Марианский желоб)

Часть 2. Гелиоцентрическая система

В 1543 г. Н. Коперник опубликовал свой основной труд «Об обращении небесных сфер» с изложением и обоснованием гелиоцентрической системы мира.

Согласно новому учению, в центре Вселенной находится Солнце, а Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Небосвод же, на котором находятся все звёзды, вовсе и не вращается вокруг Земли, как считали прежде, а покоится. Его видимое движение объясняется суточным обращением Земли вокруг собственной оси. Коперник убрал человека из центра мира, сделал бессмысленным деление на подлунный и надлунный миры. Тем самым он разрушил самые основы традиционных представлений о мире и открыл новые, невиданные прежде возможности для развития не только астрономии, но и всего естествознания. Коперник своей работой открыто заявлял, что главным авторитетом в познании мира являются не древние книги, а реальное изучение природы.

Сущность своей системы мира Коперник изложил в посвящении папе Павлу III:

«Обдумывая долгое время шаткость переданных нам математических догматов касательно взаимного соотношения движения небесных тел, я стал досадовать, наконец, на то, что философам, стремящимся обычно к распознаванию самых ничтожных вещей, до сих пор ещё не удалось с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим. Обыкновенно принято, что Земля находится в покое, но пифагореец Филолай допускает, что Земля, равно как и Солнце и Луна, движется вокруг огня по косому кругу. Гераклит Понтский, а равно и пифагореец Экфант также придают Земле движение, но не поступательное, а вращательное, вследствие которого она, подобно колесу па направлению от заката к востоку, вращается вокруг своего центра».

Так как, замечает далее Коперник, для объяснения небесных явлений до него дозволялось придумывать произвольные круги, по которым двигались земля, солнце и планеты, то и он позволил себе истолковать движения этих небесных светил, исходя из движения Земли:

«После долгих и многократных исследований я пришёл, наконец, к заключению, что если отнести движения прочих блуждающих светил к кругу, по коему движется Земля, и на этом основании вычислить движение каждого светила, то не только представляемые ими явления будут вытекать как следствия, но что самые светила и пути оных, по последовательности или по величине своей, а само небо явятся в такой между собой связи, что нигде, ни в одной части нельзя чего-либо изменить, не запутывая остальных частей и всего целого».

Часть 3. Место в истории

Среди великих астрономов и математиков, окончательно выяснивших место нашей Земли во Вселенной и раскрывших законы движения, управляющие солнечной системой (Коперник, Тихо де Браге, Кеплер, Галилей, Ньютон), Коперник по времени был первым.

После него было сделано и ещё будет сделано очень много в изучении солнечной системы, а некоторые утверждения Коперника (например его мнение, что Земля и планеты движутся равномерно вокруг Солнца по кругам, тогда как в действительности это вращение происходит неравномерно и по эллипсам) были впоследствии опровергнуты; тем не менее Копернику принадлежит слава первого учёного, установившего новую истину, столь же простую, сколь и гениального, которую он выразил в своём сочинении «О вращении небесных тел», сказав, что «в центре всего находится Солнце».

Книга Коперника, в конце концов, в 1616 г. попала в далекий «Указатель запрещённых книг», и это запрещение было снято с неё только в 1823 году. Церковники без различия толков и направлений поняли вредоносное для них значение новой теории. Она разрушала, пусть величественный, но всё же близкий человеку небесный мир как обиталище бога. Она вырывала Землю – «подножие ног Его» – из центра вселенной и превращала её в жалкую пылинку, затерявшуюся в бесконечном пространстве, населённом бесчисленным сонмом сверкающих звёздами солнц.

Список литературы и источников:

Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Николай Коперник. М., 1974.
Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой. М.-Л., 1948.
Девятова С.В., Купцов В.И. Судьба учения Н.Коперника// Вопросы философии, № 1, Январь, 2011.
Дынник М. А. Мировоззрение Джордано Бруно / Бруно Джордано. Диалоги. М., 1949.
Сказкин С. Коперник и Возрождение // Исторический журнал, №10, Октябрь, 1943.

Геоцентрическая система мира и её авторы

Геоцентрическая система мира является мировоззрением об устройстве космоса. Суть этой теории заключается в том, что земля занимает центральное место во всей вселенной, то есть вокруг планеты вращаются Луна, Солнце и звёзды. Альтернативой геоцентризму считается гелиоцентризм (солнечная система). Кроме того, существует множество других современных космологических моделей.

  1. Геоцентризм в античности
  2. Земля в центре мира
  3. Другие небесные тела
  4. Астрономия в Средние века
  5. Появление гелиоцентризма
  6. Отношение религии

Геоцентризм в античности

Если говорить кратко, геоцентрическая система мира предполагает, что строение мироустройства основывается на центральном положении Земли. Все небесные тела вращаются вокруг неё. Кстати, согласно результатам проводимых опросов, примерно треть населения планеты до сих пор уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Так думают не только жители бедных и слаборазвитых государств, но и те, кто проживает в богатых странах. И это несмотря на то, что астрономия преподаётся в школах.

Рассуждения античных философов были достаточно просты. Если встать на равнине и посмотреть по сторонам, то можно увидеть, что земля плоская. Луна и Солнце вращаются вокруг неё. Древним астрономам и учёным с других областей науки такая картина мира казалась очевидной. Никто даже не задумывался над тем, чтобы её оспаривать.

Абсолютно всё падает вниз, а Земля постоянно неподвижна. Значит, ей что-то мешает. В античные времена наука физика, можно сказать, не существовала, или же она была только на этапе своего зарождения.

У представителей Древней Греции были такие суждения:

  1. Фалес Милетский был основателем гипотезы, согласно которой планета плавает в океане.
  2. Анаксимен Милетский являлся создателем теории дисковой формы Земли. По его мнению, планета не падает благодаря сжатому воздуху, расположенному под ней.
  3. Его учитель Анаксимандр предложил свою гипотезу. Он думал, что все небесные тела притягиваются к центру вселенной, где находится Земля. Планета, по его мнению, имела цилиндрическую форму.

Первым, кто описал форму Земли как сферическую, стал Пифагор. Впоследствии эту теорию обосновал Аристотель. Он обратил внимание на одну особенность: лунное затмение происходит тогда, когда Земля, Луна и Солнце расположены на одной прямой. В этот момент Земля затеняет Луну, а эта тень всегда круглая.

Земля в центре мира

Аристотель обратил внимание на то, что каждое тело падает вниз. По его мнению, они двигаются по направлению к центру мира. Земля является наиболее тяжёлым телом, поэтому она всегда расположена именно в центре.

Представители пифагорейских взглядов изложили другую теорию. Они считали, что планета способна двигаться по орбите. Аристотель это категорически отвергал. В качестве аргумента он использовал невозможность увидеть обратную сторону Луны. Значит, планета неподвижна. Частично Аристотель был прав, но он не мог представить, что различные небесные тела способны двигаться вокруг разных объектов.

Из-за постоянного наклона земной оси восход Солнца в различные сезоны происходит в разном месте. В одной и той же точке оно встаёт на протяжении недели в зимнее и летнее время, то есть в дни солнцестояния. Плиний старший этим явлением доказывал центральное место планеты в космосе.

Клеомед всячески защищал теорию геоцентризма. Он говорил, что в случае смещения Земли тени на закате и восходе отличались бы по длине. Он не учитывал, что небосвод не является куполом, а звёзды на нём не закреплены.

Птолемей создал дополненную теорию геоцентризма. По его мнению, планета не вращается вокруг своей оси. Объяснял он это тем, что во время езды на телеге все незакреплённые предметы начинают двигаться назад по инерции. Согласно птолемеевской теории, на Земле должно было бы происходить то же самое, то есть при вращении облака начинали бы сдвигаться. А не происходит этого из-за неподвижности планеты. Но его утверждения оказались неверны. Опровергнуть их удалось только в XIX веке.

Другие небесные тела

Главным преимуществом геоцентризма можно назвать то, что эта система была очень простой и понятной всем в древние времена. Она достаточно логично объясняла строение мира. Луна и вправду вращается вокруг Земли. Звёзды и солнце кажутся вращающимися из-за того, что они остаются на месте.

Но когда речь идёт о других планетах, начинаются проблемы. Они вертятся вокруг Солнца, но каждая со своей скоростью, поэтому создаётся впечатление, что у них странная траектория. Они двигаются по спирали. В античной астрономии такое явление называли ретроградным движением.

Это поведение выпадало из простой теории. Тем более, в древние времена планеты считали богами. А они не будут суетиться и бегать вперёд и назад.

Для объяснения подобного движения Аполлоний Пергский создал собственную теорию эпициклов. Чтобы её понять, следует вообразить гончарный круг, в центре которого располагается земля, а рядом с краем находится маленький циркуль. Круг вращается, а циркуль перемещается одновременно и вместе с ним, и сам по себе.

Подразумевается, что его стержнем является планета, которая периодически приближается или отдаляется от земли. Эта теория объясняла неувязки геоцентризма.

Астрономия в Средние века

Геоцентрическая модель мироздания отошла на задний план после падения Рима и прихода христианства. Но вместо неё появилась идея плоского мира. В 6-м веке византийский купец выпустил книгу, которая называлась «христианская топография». В ней автор описывал мир с библейской точки зрения. Он утверждал следующее:

  1. Планета плоская и расположена в самом центре океана.
  2. Солнечный диск вращается вокруг неё.
  3. Небосвод разделяет земную часть и рай.

В этой теории огромное количество аллегорий, но никакого отношения к настоящей географии она не имеет. Вместо точных математических расчётов и различных таблиц с единицами измерения, она построена на представлениях об идеальном христианском мире. Поэтому всего лишь через 200 лет её популярность начала снижаться. Византийские учёные не смогли достичь уровня древних греков.

Читайте также  Доходы региональных бюджетов

Теория геоцентризма продолжала развиваться в исламских странах. Работы Птолемея и Аристотеля перевели на арабский ещё в восьмом веке. Исламские учёные пытались посчитать расстояние до небесных тел.

В Европу геоцентризм вернулся в эпоху Возрождения. В это время астрономию начали преподавать в университетах, а источником знаний были сочинения древних греков.

Появление гелиоцентризма

В XVI веке Николай Коперник выдвинул предположение, что планеты движутся вокруг Солнца, а не Земли. Это положило начало научной революции. Учёные начали стараться наблюдать за миром, а не пытаться подвести его под какую-либо теорию. Современная наука начинается именно с гелиоцентризма.

Противником Коперника был датчанин Тихо Браге. Он не смог полностью отказаться от гелиоцентризма, но также и не принял его в полной мере. Учёный выдвинул геогелиоцентрическую систему. Согласно его представлениям, в центре вселенной расположена Земля, вокруг которой движутся Солнце и Луна. Но все остальные планеты вращаются вокруг Солнца.

Теории Коперника и Браге соперничали на протяжении нескольких десятилетий. Но в итоге гелиоцентризм окончательно победил. Это произошло после открытия закона всемирного тяготения и изобретения телескопа.

Отношение религии

Геоцентризм встречал множество препятствий. Сторонники религиозной философии выступали против описанной теории. Представители различных конфессий считали, что она разрушает божественный устрой. Один из стоиков вообще призвал суд, чтобы тот привлёк к ответственности Аристарха Самосского, который выступал за геоцентрическую систему.

Христианская церковь пыталась навязать мнение о том, что мир был создан Богом ради человечества. Но всё же геоцентрическая система смогла приспособиться к религиозным правилам. Её можно встретить даже в современном мире, но зачастую только в протестантских группах консервативного типа. Чаще всего они располагаются в США.

Эти группы в своих учениях делают упор на тщательное прочтение Библии, хотя есть мнение о том, что эта книга придерживается версии о плоской земле. А в исламе уверены, что современные модели движения планеты противоречат их вере.

Геоцентрическая система, конечно, неверна, с точки зрения современной астрономии, но это была одна из первых попыток научно обосновать космические явления. Древнегреческим учёным приходилось бороться с аллегориями, поэтому геоцентризм в то время казался вершиной научной мысли. Эта теория стала основой, на которой была построена астрономия.

Музей Лунариум

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

  • Схема Планетария
  • Залы Планетария
  • Экспонаты

Экспонат Гео- или гелиоцентрическая система моделирует две системы мира. В основе одной системы лежит утверждение, что Земля неподвижно расположена в центре мира, и все планеты движутся вокруг нее (Геоцентрическая система мира). В другой, Гелиоцентрической системе мира, в центе располагается Солнце. Рассмотрим подробнее создание этих двух систем.

Первые представления об устройстве мира были выдвинуты и обоснованы великим древнегреческим ученым Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Ученый предполагал, что небо отделено от Земли и не имеет с ней ничего общего. На Земле четыре основных элемента – воздух, земля, огонь и вода – претерпевают непрерывные взаимопревращения: различные предметы возникают, какое-то время существуют, а затем распадаются. На небе же ничто не изменяется. Единственным изменяющимся светилом являлась Луна. Аристотель предположил, что лунная сфера (т. е. неподвижная сфера, которая вместе с закрепленной на ней Луной вращается вокруг Земли) представляет собой границу между не подверженными разрушению небесами и изменчивым миром Земли, названным «подлунной сферой». Неизменные же небесные тела состоят из особого, пятого, элемента – чистого и неизменного эфира – квинтэссенции.

Аристотель обосновал, что Земля является центром Вселенной. Действительно, естественным движением всех тяжелых элементов должно было быть движение по направлению к центру (падение вниз), что соответствовало реальности, ведь если бы такого центра не было, падение предметов продолжалось бы вечно, без остановки. Из-за стремления элементов к центру мира Земля получила форму шара. Лёгкие элементы, напротив, стремились от центра, но не уходили за границы «подлунной сферы».

Земля, согласно Аристотелю, не должна была двигаться ни вокруг своей оси, ни вокруг Солнца, ибо это нарушало бы закон естественного движения самого тяжелого элемента. Если бы Земля действительно осуществляла такое движение, то она меняла бы свое положение относительно сферы неподвижных звезд. В таком случае наблюдалось бы перемещение звезд на небе. Но поскольку такой эффект не наблюдался, Земля не могла двигаться!

Первая же «система мира», которая объясняла видимое движение небесных светил и планет, была предложена во 2 веке н.э. последователем Аристотеля, александрийским астрономом Птолемеем.

Центром вселенной Птолемей, подобно Аристотелю, считал Землю, именно поэтому его система мира была названа геоцентрической (др.-греч. Γαία –земля). Вокруг Земли движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца и звезд круговое, то движение планет было гораздо сложнее. Наблюдения показали, что направления движения планет как бы описывают по небу петли. Объясняя видимую сложность движения планет, Птолемей предположил, что планеты движутся по малой окружности – эпициклу с постоянной скоростью, а центр эпицикла, в свою очередь, по большой окружности – деференту. Таким образом, каждая из планет движется не вокруг Земли, а вокруг определённой точки, которая, в свою очередь, движется по кругу (деференту), в центре которого и находится Земля.

Сделанные Птолемеем вычисления были очень важны для современников, они давали возможность составлять календари, помогали путешественникам ориентироваться в пути, служили расписанием сельскохозяйственных работ для земледельцев. Подобная система мироздания считалась верной почти полторы тысячи лет.

С течением времени обнаруживались все большие расхождения наблюдаемых положений планет с вычисленными ранее, но на протяжении веков думали, что геоцентрическая система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и предпринимали попытки её усовершенствовать – вводили для каждой планеты всё новые и новые комбинации круговых движений. Многочисленные попытки увеличения точности системы Птолемея лишь усложняли её.

Эти представления господствовали до тех пор, пока великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543гг.) радикально не изменил эту общепринятую картину мира.

Как и его предшественники, Николай Коперник стремился сделать модель Птолемея более стройной и простой. В простоте, был он уверен, кроется истина. Многочисленные астрономические наблюдения и их сравнение с данными Птолемеевой системы убеждали в том, что на самом деле не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной.

В 1508 г. Коперник написал: «То, что нам кажется движением Солнца, на самом деле происходит не из-за того, что оно движется, а потому что движется Земля». Исходя из этого положения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет и предложил радикально новую – гелиоцентрическую (др-греч. Hēlios – Солнце) систему мира.

Первый набросок своей теории Коперник изложил в «Малом комментарии Николая Коперника», вышедшем в 1516 году. В этом комментарии ученый дал предварительное изложение своего учения, вернее, тогда еще своих гипотез. Он не счел нужным приводить в нем математические доказательства, поскольку они предназначались для более обширного сочинения.

Новая теория исходила из следующих требований:

  • Первое. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.
  • Второе. Центр Земли не является центром Мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты.
  • Третье. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира.
  • Четвертое. Отношение, которое расстояние между Солнцем и Землей имеет к высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли и ее расстоянию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно будет даже неощутимым.
  • Пятое. Все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не ей самой, но Земле. Именно Земля с ближайшими к ней стихиями вся вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными.
  • Шестое. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений.
  • Седьмое. Кажущиеся прямые и понятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей.

После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля — это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца.

Свою новую теорию ученый описал в труде «Об обращениях небесных сфер. Шесть книг».

Труд содержит описания астрономических приборов, а также новый, более точный, чем у Птолемея каталог неподвижных звёзд. В ней разбирается видимое движение Солнца, Луны и планет. Книга опубликована весной 1543 г., когда её автор тяжело заболел.

Коперник умер 24 мая 1543 г., и был похоронен под плитами Фромборского кафедрального собора.

На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены такие слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». В них вся суть открытия Коперника. Ему удалось убедить людей в том, что они живут не в надежном неподвижном центре мира, а обитают на одной из планет, обращающейся вокруг Солнца. Нужно было обладать титаническим разумом и великой свободой мысли, чтобы сделать этот шаг – упразднить различие между «земным» и «небесным».

Вращением ручки приведите в движение Геоцентрическую систему мира (с голубой Землей в центре). Вы увидите «петлю», которую описывает планета. Древние ученые объясняли данное движение при помощи вспомогательных кругов (дифферентов и эпициклов). Вращая ручку Гелиоцентрической системы мира, вы можете увидеть, что кажущаяся сложность в движении планет вызвана движением Земли вокруг Солнца. Когда Земля «догоняет» другую планету, то кажется, что наблюдаемая планета как бы останавливается, а потом движется назад.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: