Два типа любви в романе И. Гончарова Обломов - OXFORDST.RU

Два типа любви в романе И. Гончарова Обломов

Сочинение: Тема любви в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Введение

Роман «Обломов» Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества. Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича. Как и мужские, женские образы в «Обломове» также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.

Вариант 3

Выдающийся роман «Обломов» российского классика Гончарова И.А. заслуживает внимания каждого из нас. В романе автор сочетает множество противоречивых образов. Герои его произведений совершенно разные люди, из разных слоев общества, с различными моральными и этическими ценностями. Такие противоречия позволяют читателю анализировать и принимать правильные решения относительно своей жизни тоже. Так как ситуации, с которыми сталкиваются герои, актуальны и в нынешнее время.

В романе описаны интересные и яркие женские образы. Образ женщины в романе всегда заслуживает огромного внимания, вот и это произведение не является исключением. В произведении фигурирует два основных женских образа, жизни, которых кардинально отличаются друг от друга. Однако каждая из женщин, хочет обрести истинное счастье в любви.

Особое место в романе занимает образ Ольги Ильинской. Это молодая изящная дворянка. Несмотря на свой юный возраст, всего лишь 20 лет, девушка умна и образована, ей присущи манеры истинной леди. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, она ведется себя всегда сдержанно и спокойно. С юных лет, молодая леди занимается музыкой и обладает прекрасным голосом, за что еще сильнее располагает к себе читателя. Девушка крайне любознательна, часто проводит время за книгами, ее жизнь не стоит на месте. Утонченности образу предает ее серьезность, подтверждением чего является описание ее портрета автором.

На жизненном пути юной леди встречается главный герой произведения – Обломов. Их встреча происходит благодаря общему знакомому Андрею Штольцу. Он приводит в дом Ольги Обломова, с первой минуты главный герой не может свести глаз с молодой и грациозной девушки. Ее пение завораживает Обломова, и он почти сразу признается ей в любви. Девушка возвращает его к жизни, он забывает об унылых буднях и готов меняться. Однако его стремления к переменам исчезают при первых трудностях. Несмотря на свою любовь, девушка не готова мириться с его недостатками. Она хочет видеть рядом с собой энергичного, веселого парня, готового на подвиги ради нее. Она искренне верит, что ради любви Обломов готов к переменам, однако должных перемен не происходит.

Главный герой устает от жизни, которой живет девушка, начинает сомневаться в ее чувствах. И решает первым закончить эти отношения, несмотря на то, что рядом с ней он необычайно счастлив, лень побеждает его. Через некоторое время они вновь встречаются и чувства переполняют их. Спустя время юная леди понимает, что даже ради любви Обломов не готов к переменам и решает закончить эти отношения.

Несмотря на то, что девушка очень сильна духом, разрыв с Обломовым сильно огорчает ее. Она тяжело переносит горесть от утраты любимого человека.

После не удавшихся отношений с Ильинской, главный герой сближается с Агафьей Пшеницыной. Агафья – полная противоположность Ольги. Это истинная домохозяйка, которая окружает Обломова заботой и вниманием. Она также как и главный персонаж живет спокойно и умеренной жизнью, воспитывает детей, делает дом уютным. Ей не важна светская жизнь, не интересна музыка и литература. Агафья в отличие от Ольги не стремиться изменить устоявшийся образ жизни Ильи Ильича, а наоборот создает вокруг него спокойную атмосферу. В скором времени Обломов женится на Агафье Пшеницыной и у них рождается сын Андрюша.

В романе сопоставлены два совершенно разных женских образа, однако каждый вызывает одобрение читателя, располагает к себе. Заставляет задуматься каждого, какой образ жизни ему предпочтительнее, какие жизненные ценности все же играют главную роль, возможно ли совместить в себе образ двух очаровательных дам?

Другие сочинения: ← Смысл и суть романа Обломов↑ ГончаровСравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной →

Портретные характеристики женских образов

Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное. Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью «будто там покоилась мысль», зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд. В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки. Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.

Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами. Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью. Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.

Неприхотливость Агафьи. Любовь к Обломову

В одежде не придерживается определенных правил. Рада тому, что есть возможность набросить на плечи хоть что-то.

«Платье по отношению к шикарной шали казалось старо и поношенно».

Когда продаст и эти вещи, то будет ходить в ситцевых одеждах и со старым платком на шее. Новые наряды обменяет на деньги, чтобы купить Обломову вкусностей.

Она полюбит его всем сердцем, бескорыстно. У нее нет желания что-либо в нем менять, как планировала Ольга. Женщина говорит, что до тридцати лет не испытывала подобных чувств. Сравнивает любовь, поселившуюся в ее сердце, с внезапной лихорадкой. Проявляет чрезмерную опеку над Ильей Ильичем. «За другими жены так не смотрят – ей богу! Она все увидит, ни одного нештопанного чулка нет – все сама».

После смерти Обломова часто ходит на кладбище, не может смириться с тяжелой утратой. Ради блага их сыночка отдает его на воспитание Штольцам.

Два типа русской женщины

Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.

Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях. Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях. В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце. И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича а, состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.

Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу. Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья. Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.

В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму. На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального. Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.

Агафья Пшеницына

Обсудим иной образ — Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем противоположный женский персонаж. Агафья настоящая русская, зрелая, добрая женщина 30 лет. Она простой человек и мудрая женщина, ей никогда в голову не придет мысль пренебречь или предать дорогого ей человека, Агафья не будет отстаивать свои позиции, есть мужчина и он лидер. Ради нее мужчины не совершают подвиги, но с этой женщиной мужчина всегда себя чувствует сильным и нужным. Между Агафьей и Обломовым не вспыхнула страсть и любовь с первого взгляда, но он изменил ее и вдохнул в нее душу и жили они в гармонии.

Также хочу отметить этих двух прекрасных женщин — объединяет простота и естественность, обе героини трудолюбивы, только проявляют каждая по своему усмотрению.

Два типа любви

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым. С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути. Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть. Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа. Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте. Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

Читайте также  Нетрадиционные виды спорта в адаптивной физкультуре

Образ Ольги Ильинской

Первый образ Ольги Ильинской – это юная красивая, интеллигентная, целеустремленная девушка. Ее жизнь напоминает бурную реку, все время она все время продвигается вперед. Ольга – живет в гармонии со своим сердцем и свободой, при этом умна, и уверена в себе. Именно Ольга пробуждает Обломова и влюбляет в себя, к ней герой мчится на свидание, строит грандиозные планы на их совместное будущие. У них яркая и близкая душевная любовь, но не увенчалась она успехом. Из-за лени Обломова их отношения заканчиваются. Он встречает другого спутника для жизни, но все время вспоминает его, потому что им было всегда о чем поговорить, она в нем находила родственную душу.

Конспект урока по литературе. Тема : «Любовь в жизни Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе». план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

«Два типа любви в романе И. Гончарова «Обломов»»

«Обломов» — социальный роман, как и во всех произведениях подобного жанра в нём есть место любви. Любовь Обломова имеет ключевое значение в жизни героя. Это лучшее из чувств, которое когда-либо охватывало И. И. Обломова. Лишь любовь помогает мечтателю полностью раскрыться, воплотить все свои фантазии в жизнь. Проще говоря, не будь этих чувств, перед нами предстал бы совсем другой Обломов. Главный герой романа всю свою жизнь плывёт по течению, полное отсутствие красок и эмоций практически перестаёт его беспокоить. Даже любовь его охватывала всего несколько раз. Но эти несколько раз были совершенно разными. Единственное, что их связывало — это случайность и порыв, парализующий Обломова. Благодаря Штольцу, мечтатель Обломов знакомится с Ольгой Ильинской. С первых секунд знакомства Обломов заворожён ею, это явно подчёркивает автор: «…Но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. … Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Обломов наперекор всему и себя заметно начинает меняться, но внутри он этому весьма не рад, вскоре ему надоедает преодолевать трудности. Наш мечтатель, наконец, влюбился, влюбился, как мальчишка и эта самая влюблённость не даёт ему право стоять на месте. Чудный голос Ольги будоражил и окрылял Обломова, он помогал найти силы, чтобы жить и любить. Казалось бы, всё хорошо, но нет же, внутренняя трусость и слабость Обломова не даёт покоя ни ему, ни его возлюбленной. Противостояние рассудка и чувств вечным грузом лежат на плечах мечтателя. В своём письме он впервые раскрывается, пытается скинуть с плеч этот «вечный груз». Обломов пишет, что эти отношения были ошибкой, они слишком разные. А ведь Ольга по-настоящему полюбила Обломова, она желала изменить, расшевелить его всеми силами, довести его до собственного идеала. Эгоизм Ольги сыграл решающую роль в их отношения. Через некоторое время они были вынуждены расстаться, Ольга напоследок сказала такую фазу: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы сами. Я любила будущего Обломова!» Вот так и угасло пламя между Обломовым и Ольгой Ильинской. С самого детства за маленького Обломова всё решили: какой должна быть жизнь, чем заниматься, на кого равняться; ложные представления проявлялись в течение всей жизни. Всё это сказалось и по отношению к любви, к женским идеалам. Всю свою не яркую жизнь Обломов надеялся найти спутницу, которая была бы похожа на его мать. Именно свою мать он считал эталоном красоты, равновесия, спокойствия и всего того, чего ему так не хватало. Черты своей матери он искал в Ольге Ильинской, но так и не смог их разглядеть. Но в жизни Обломова появляется Агафья Матвеевна — именно она соответствует идеалу Обломова. Их отношения начинаются как бы невзначай. Они мало эмоциональны, вероятно, особых чувств и вовсе не было, а лишь дружеская привязанность. Но зато была неповторимая зависимость, особо остро она выражалась у Агафьи. Агафья была рабом настроения Обломова, когда он молчалив и мрачен, она становилась задумчивой и грустной. Она как мать вечно заботилась о нём, будь он болен или здоров. Агафья Матвеевна не была начитана, не знала языков, ей этого не нужно, хватало лишь Обломова и семьи, которая впоследствии образовалась. Этим самым она и зацепила И. И. Обломова, женившись, он совершенно не изменил своё отношение к ней, осталась всё та же дружеская привязанность, зависимость, но зато теперь он поистине нашёл тот материнский эталон, то спокойствие и умиротворённость — счастье, каким бы оно не было. Правильный ли выбор сделал Обломов? Быть может счастье он обрёл бы с молоденькой Ольгой, которая упорно желала изменить его? Судить мы не в силах, это его выбор, мечта, которая зародилась ещё в детстве. Несмотря на свою внутреннюю слабость и бездействие, Обломов смог материализовать свою самую главную фантазию — жениться, обрести семью, впасть в тишину и в вечный сон.

Два типа любви в романе И. Гончарова «Обломов»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

«Обломов» — социальный роман, как и во всех произведениях подобного жанра в нём есть место любви. Любовь Обломова имеет ключевое значение в жизни героя. Это лучшее из чувств, которое когда-либо охватывало И. И. Обломова. Лишь любовь помогает мечтателю полностью раскрыться, воплотить все свои фантазии в жизнь. Проще говоря, не будь этих чувств, перед нами предстал бы совсем другой Обломов. Главный герой романа всю свою жизнь плывёт по течению, полное отсутствие красок и эмоций практически перестаёт его беспокоить. Даже любовь его охватывала всего несколько раз. Но эти несколько раз были совершенно разными. Единственное, что их связывало – это случайность и порыв, парализующий Обломова. Благодаря Штольцу, мечтатель Обломов знакомится с Ольгой Ильинской. С первых секунд знакомства Обломов заворожён ею, это явно подчёркивает автор: «. Но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. … Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Обломов наперекор всему и себя заметно начинает меняться, но внутри он этому весьма не рад, вскоре ему надоедает преодолевать трудности. Наш мечтатель, наконец, влюбился, влюбился, как мальчишка и эта самая влюблённость не даёт ему право стоять на месте. Чудный голос Ольги будоражил и окрылял Обломова, он помогал найти силы, чтобы жить и любить. Казалось бы, всё хорошо, но нет же, внутренняя трусость и слабость Обломова не даёт покоя ни ему, ни его возлюбленной. Противостояние рассудка и чувств вечным грузом лежат на плечах мечтателя. В своём письме он впервые раскрывается, пытается скинуть с плеч этот «вечный груз». Обломов пишет, что эти отношения были ошибкой, они слишком разные. А ведь Ольга по-настоящему полюбила Обломова, она желала изменить, расшевелить его всеми силами, довести его до собственного идеала. Эгоизм Ольги сыграл решающую роль в их отношения. Через некоторое время они были вынуждены расстаться, Ольга напоследок сказала такую фазу: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы сами. Я любила будущего Обломова!» Вот так и угасло пламя между Обломовым и Ольгой Ильинской. С самого детства за маленького Обломова всё решили: какой должна быть жизнь, чем заниматься, на кого равняться; ложные представления проявлялись в течение всей жизни. Всё это сказалось и по отношению к любви, к женским идеалам. Всю свою не яркую жизнь Обломов надеялся найти спутницу, которая была бы похожа на его мать. Именно свою мать он считал эталоном красоты, равновесия, спокойствия и всего того, чего ему так не хватало. Черты своей матери он искал в Ольге Ильинской, но так и не смог их разглядеть. Но в жизни Обломова появляется Агафья Матвеевна – именно она соответствует идеалу Обломова. Их отношения начинаются как бы невзначай. Они мало эмоциональны, вероятно, особых чувств и вовсе не было, а лишь дружеская привязанность. Но зато была неповторимая зависимость, особо остро она выражалась у Агафьи. Агафья была рабом настроения Обломова, когда он молчалив и мрачен, она становилась задумчивой и грустной. Она как мать вечно заботилась о нём, будь он болен или здоров. Агафья Матвеевна не была начитана, не знала языков, ей этого не нужно, хватало лишь Обломова и семьи, которая впоследствии образовалась. Этим самым она и зацепила И. И. Обломова, женившись, он совершенно не изменил своё отношение к ней, осталась всё та же дружеская привязанность, зависимость, но зато теперь он поистине нашёл тот материнский эталон, то спокойствие и умиротворённость – счастье, каким бы оно не было. Правильный ли выбор сделал Обломов? Быть может счастье он обрёл бы с молоденькой Ольгой, которая упорно желала изменить его? Судить мы не в силах, это его выбор, мечта, которая зародилась ещё в детстве. Несмотря на свою внутреннюю слабость и бездействие, Обломов смог материализовать свою самую главную фантазию – жениться, обрести семью, впасть в тишину и в вечный сон.
40572

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»

Развитие отношений Обломова и Ольги

Два типа любви в романе И. Гончарова «Обломов»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

«Обломов» — социальный роман, как и во всех произведениях подобного жанра в нём есть место любви. Любовь Обломова имеет ключевое значение в жизни героя. Это лучшее из чувств, которое когда-либо охватывало И. И. Обломова. Лишь любовь помогает мечтателю полностью раскрыться, воплотить все свои фантазии в жизнь. Проще говоря, не будь этих чувств, перед нами предстал бы совсем другой Обломов. Главный герой романа всю свою жизнь плывёт по течению, полное отсутствие красок и эмоций практически перестаёт его беспокоить. Даже любовь его охватывала всего несколько раз. Но эти несколько раз были совершенно разными. Единственное, что их связывало – это случайность и порыв, парализующий Обломова. Благодаря Штольцу, мечтатель Обломов знакомится с Ольгой Ильинской. С первых секунд знакомства Обломов заворожён ею, это явно подчёркивает автор: «. Но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. … Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Обломов наперекор всему и себя заметно начинает меняться, но внутри он этому весьма не рад, вскоре ему надоедает преодолевать трудности. Наш мечтатель, наконец, влюбился, влюбился, как мальчишка и эта самая влюблённость не даёт ему право стоять на месте. Чудный голос Ольги будоражил и окрылял Обломова, он помогал найти силы, чтобы жить и любить. Казалось бы, всё хорошо, но нет же, внутренняя трусость и слабость Обломова не даёт покоя ни ему, ни его возлюбленной. Противостояние рассудка и чувств вечным грузом лежат на плечах мечтателя. В своём письме он впервые раскрывается, пытается скинуть с плеч этот «вечный груз». Обломов пишет, что эти отношения были ошибкой, они слишком разные. А ведь Ольга по-настоящему полюбила Обломова, она желала изменить, расшевелить его всеми силами, довести его до собственного идеала. Эгоизм Ольги сыграл решающую роль в их отношения. Через некоторое время они были вынуждены расстаться, Ольга напоследок сказала такую фазу: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы сами. Я любила будущего Обломова!» Вот так и угасло пламя между Обломовым и Ольгой Ильинской. С самого детства за маленького Обломова всё решили: какой должна быть жизнь, чем заниматься, на кого равняться; ложные представления проявлялись в течение всей жизни. Всё это сказалось и по отношению к любви, к женским идеалам. Всю свою не яркую жизнь Обломов надеялся найти спутницу, которая была бы похожа на его мать. Именно свою мать он считал эталоном красоты, равновесия, спокойствия и всего того, чего ему так не хватало. Черты своей матери он искал в Ольге Ильинской, но так и не смог их разглядеть. Но в жизни Обломова появляется Агафья Матвеевна – именно она соответствует идеалу Обломова. Их отношения начинаются как бы невзначай. Они мало эмоциональны, вероятно, особых чувств и вовсе не было, а лишь дружеская привязанность. Но зато была неповторимая зависимость, особо остро она выражалась у Агафьи. Агафья была рабом настроения Обломова, когда он молчалив и мрачен, она становилась задумчивой и грустной. Она как мать вечно заботилась о нём, будь он болен или здоров. Агафья Матвеевна не была начитана, не знала языков, ей этого не нужно, хватало лишь Обломова и семьи, которая впоследствии образовалась. Этим самым она и зацепила И. И. Обломова, женившись, он совершенно не изменил своё отношение к ней, осталась всё та же дружеская привязанность, зависимость, но зато теперь он поистине нашёл тот материнский эталон, то спокойствие и умиротворённость – счастье, каким бы оно не было. Правильный ли выбор сделал Обломов? Быть может счастье он обрёл бы с молоденькой Ольгой, которая упорно желала изменить его? Судить мы не в силах, это его выбор, мечта, которая зародилась ещё в детстве. Несмотря на свою внутреннюю слабость и бездействие, Обломов смог материализовать свою самую главную фантазию – жениться, обрести семью, впасть в тишину и в вечный сон.

Читайте также  Общая характеристика разбоя. Квалифицированные виды разбоя

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»

Два типа женской любви в романе «Обломов»: Агафья Матвеевна и Ольга Ильинская (Гончаров И. А.)

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — одно из величайших произведений русской классической литературы. Особое место в романе занимает тема любви. В жизни Ильи Ильича Обломова романтические чувства играют ключевую роль. Через отношения главного героя с Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной автор романа показывает основные типы женской любви.

Друг главного героя, Штольц, познакомил его с Ольгой Ильинской, молодой дворянкой, которая была умна и образованна, являлась страстной и деятельной натурой.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру — учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Илья Ильич был очарован девушкой, её пением: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» Герой, покорённый гармоничностью и интеллектом Ольги, влюбился в неё и признался в своих чувствах. Развитие их отношений было стремительным. Ольгу привлекало доброе сердце, нежность героя. Но её категорически не устраивал его образ жизни. Сначала ей удавалось мотивировать Обломова на изменения существующего положения дел: «. Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам… он, Обломов. ». Но затем герою становилось всё тяжелее и тяжелее меняться, он перестал бороться со старыми привычками, постепенно возвращаясь к ним. Для девушки же сами чувства со временем отошли на второй план, уступив место долгу и «высшей» цели — создать из Обломова подобие своего идеала. Ольга, узнавшая, что Илья Ильич перестал работать над собой и меняться, отчаялась. При расставании она произнесла слова, сильно ранившие Обломова: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы сами. Я любила будущего Обломова!». Любовь Ольги проявлялась в постоянном стремлении изменить героя, она заставляла Обломова выходить из зоны комфорта вопреки его желаниям, но эта борьба не могла продолжаться вечно. Чувства не смогли победить «обломовщину».

Противоположностью Ольги Ильинской являлась Агафья Матвеевна, вдова и мать двоих детей. Она была мягкой, тихой, спокойной женщиной, отличающейся трудолюбием и хозяйственностью. Но у героини не было духовных запросов, уровень образования женщины был чрезвычайно низок. Когда Обломов спросил её: “А читаете что-нибудь?”, она в ответ только “тупо посмотрела на него”. Чем же привлекла героя малообразованная Агафья Матвеевна? Именно она окружила Обломова заботой, дав возможность восстановиться после окончания предыдущих отношений, обеспечила ему комфорт, взяв решение бытовых вопросов Обломова на себя, ничего от него не требуя и позволяя проводить время в привычном для героя бездействии: «. Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна. » Илье Ильичу нравилось лежать и наблюдать за работой женщины, он словно находился в родной Обломовке. В отличие от Ольги, героиня благоговела перед Ильёй Ильичом, принимала все его привычки. Для Пшеницыной он был существом высшего порядка, идеалом барина. Её чувства, в силу уровня духовного развития, были способны проявляться лишь в служении Обломову, старании создать для него наилучшие условия жизни. Её любовь была жертвенной. Когда герой столкнулся с финансовыми трудностями, Агафья Матвеевна всеми силами старалась ему помочь, была готова расстаться даже со своими украшениями. Но героиня не смогла понять, что её безграничная забота вредит Илье Ильичу, отношения которого с Агафьей Матвеевной вызывали его полную деградацию. В итоге в душе Ильи Ильича восторжествовала «обломовщина», которая и привела к ранней смерти героя.

Таким образом, в романе показаны два типа любви: направленные на идеализированного героя чувства Ольги Ильинской и жертвенная любовь Агафьи Пшеницыной. Первая героиня испытывала чувства к Обломову, образ жизни и характер которого менялись в лучшую сторону в результате её усилий по превращению героя в некое подобие своего идеала. Стремления Ольги Ильинской были направлены на отказ героя от прежних привычек, пассивности. Она старалась заставить Илью Ильича идти вперёд, работать над собой. Высшей целью было искоренение «обломовщины». Но эти ценности и идеалы были заложены в герое ещё в детстве, они были частью сформировавшейся личности Обломова, победить их мог только он сам. Илья Ильич предпочёл оставить свой жизненный уклад прежним. Любовь Агафьи Пшеницыной полностью поддерживала эту позицию, принимая Обломова во всех его проявлениях, стараясь лишить его хозяйственных забот, дать возможность погрузиться в безмятежное состояние бездействия, являющееся главной целью Обломова.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду

Урок литературы в 10 классе на тему :»Два типа любви» по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Открытый урок литературы на тему «Два типа любви в жизни Обломова» ( по роману И.А.Гончарова)

Образовательные.

Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.

Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

Дать представление о женских образах в романе И. А.Гончарова «Обломов».

Развивающие.

Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.

Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.

Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.

Развивать навыки сопоставительного анализа .

Воспитательные.

Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к «вечным» темам.

Воспитывать бережное отношение к чувствам людей, стремление жить интересно, насыщенно, дорожить дружбой, ставить перед собой высокие, благородные цели.

Форма урока : комбинированный урок.

Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

— роман И.А. Гончарова «Обломов».

— музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, сердце, ветка сирени, цветы сирени.

I. Мотивационный компонент. (1 мин.)

Звучит музыка: “Casta diva” . Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“ Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока. (5 мин.)

1. Беседа с учащимися.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви)

— Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (часть вторая, глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни. Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему». – Что она значит? – Цвет жизни Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для героев романа любовь звучала в Castadiva,

Эту арию пела Ольги Ильинская при встрече с Ильей Обломовым. , ( музыка)

Любовь «носилась в запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10). Так герои сами определяют символический смысл ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (часть четвёртая, глава 2). О ветках сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая, глава 10).
Т.о., Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев.

— Как вы думаете, что такое любовь?

— Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

2. Работа с презентацией (слайд 1). ( 1мин)

— Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

— Выделите слова, которые определяют “любовь”

3. Беседа с учащимися. ( 5 мин)

— Как вы думаете, зачем автор уделяет столь большое внимание любви? (Варианты учащихся)

— А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам.)

I группа. Отобрать в романе материалы, связанные с раскрытием внутреннего мира Ольги Ильинской.

II группа. Отобрать в романе материалы, связанные с раскрытием внутреннего мира Агафьи Матвеевны Пшеницыной

— Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся) один из вариантов: Два типа любви в жизни Обломова ).

Проблемный вопрос: Какая любовь была нужнее Обломову

— Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Читайте также  Образование Великого Княжества Литовского

Задачи урока:

Отношения Обломов – Ольга Ильинская.

Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

5. Групповая работа . (7 мин.)

Задание для 1 группы

Дать характеристику образа Ольги Ильинской.

Найдите описание внешности Ольги.

Каковы характер и идеалы Ольги?

Почему Ольга полюбила Обломова?

Расскажите историю любви Ольги и Обломова.

Задание для 2 группы

Дать характеристику вдовы Пшеницыной.

Найдите описание внешности Агафьи Пшеницыной.

Чем отличается любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги?

Счастлив ли Обломов в своей семье на Выборгской стороне?

Разрушительна ли любовь Пшеницыной?

Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Обломов? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

Итог этапа: любовь есть смысл жизни Обломова и – шире – для каждого человека и всего человечества.

6. Релаксация “Подари сердце”. (2 мин)

— Давайте и мы подарим частичку своей любви друг другу, сказав при этом добрые слова.

(По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу.)

— Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям. (под музыку)

7. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2.33 мин.)

— Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

— А теперь посмотрите еще один фрагмент и подумайте, почему в конце фильма Ольга плачет? Просмотр

8. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова ( 1.45 мин)

Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей любви , ведь в браке со Штольцем она несчастна).

— А был ли счастлив Обломов? ( 6 мин)

9. Оценивание. Рефлексия. (2 мин.)

Беседа с учащимися.

— Какая любовь была нужнее Обломову : любовь –долг или любовь-обожание? Даже критики не пришли к единому мнению…

А какой тип любви выбрали бы вы на месте Обломова?

10. Домашнее задание. (2 мин.)

I .Прочитайте критические статьи и сравните

1 группа: А. В. Дружинин статья «Обломов. Роман И. А. Гончарова»;

2 Группа: Д. И. Писарев статья «Обломов: роман И. А. Гончарова».

II . Творческое ( для всех уч-ся): Напишите письмо Илье Обломову от имени Ольги Ильинской или Агафьи Пшеницыной.

— А сейчас вам предстоит еще один выбор: оцените свою работу на уроке, выбрав сиреневый цвет, если вы считаете, что работали хорошо, и белый цвет – если работали на отлично. НАПИШИТЕ НА ВЫБРАННОМ ЦВЕТКЕ СВОЮ ФАМИЛИЮ И ПЕРЕДАЙТЕ МНЕ.

— Мне тоже понравилась ваша работа на уроке, всем большое спасибо.

Список литературы:

1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.

2. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. Литература, 10 класс, учебник под редакцией В.И. Коровина, — М.: Просвещение, 2007 г.

4. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки. Первая половина XIX века, — М.: Вако, 2005 г.

Сочинение Тема любви в романе Обломов Гончарова

Тема любви в романе «Обломов» занимает особое место. Гончаров показывает читателям, какой разной и многогранной может быть любовь. Наделяя способностью любить, автор раскрывает натуру каждого героя. И каждый видит это чувство по-своему, исходя из свойств характера: для кого-то любовь есть не что иное, как дружба, для кого-то она сродни материнским чувствам, или лежит где-то в области фантазий.

Отношения Ильи и Ольги являются главной любовной линией романа. Обломов, погруженный в мир мечтаний, нарисовал для себя идеальный образ Ольги, в свою очередь и Ольга наделила Илью несуществующими положительными качествами. Между влюбленными есть общее – это романтичность, умение видеть прекрасное. Однако во всем остальном они разительно отличаются друг от друга. Отъезд в Петербург все расставляет на свои места. Ольга долго отказывалась признавать обреченность их союза на провал. Но когда Илья в очередной раз отсрочил свадьбу еще на год, Ольга поняла, что «обломовщина» в нем, никогда не даст бракосочетанию состояться. Старания девушки оказались тщетны, а совместной возвышенной мечтательности слишком мало для того, чтобы сделать любовь жизнеспособной. Не зря символом любви Ильи и Ольги стала весенняя цветущая веточка сирени, которая, не выдержав холодов, к осени отцветает.

Долгожданный покой Илья Ильич обретает с Агафьей Пшеницыной, хозяйкой квартиры. Агафья любила свой дом, была тихой, по-матерински заботливой и старалась во всем угодить Обломову. Для нее на первом месте всегда стоял комфорт и душевное спокойствие мужа. Нездоровый образ жизни, поддерживаемый Пшеницыной для Ильи, в конечном итоге, подтачивает его здоровье. И хотя он был действительно счастлив с ней, ее любовь к сожалению, только потакала пагубным привычкам Ильи Ильича.

Ольга после разрыва с Обломовым, была уверена в том, что человеку дается только одна любовь на всю жизнь. Но Андрей Штольц сумел ее переубедить, он доказал ей, что любовь может быть другой. Между Ольгой и Андреем много общего, к тому же, они друзья с детства. Штольц, воплощает собой идеал мужчины для Ольги. Но выйдя замуж за Андрея, она скучает по той романтичности, одухотворенности, которая была присуща Обломову. Ей не приходится менять Андрея, он вызывает у нее восхищение, и вместе они просто идеальная семья.

Каждый герой Гончарова обрел свое счастье, каждый нашел то, что искал в своей второй половине. Тема любви у Гончарова показывает саму суть многоликости великого чувства, помогает раскрыть сильные и слабые стороны героев.

2 вариант

Светлая и чистая, искренняя любовь необходима каждому человеку. В романе «Обломов» И.А.Гончаров уделяет этому высокому чувству большое внимание.

Ольга Ильинская и Обломов

Эта пара зарождается благодаря желанию Ольги Ильинской переменить Обломова, стать причиной, по которой он изменит свою жизнь. Героиня испытывает искренние чувства, но к сожалению её ожидания не оправдываются возлюбленным. В её глазах он — мечтательный человек, которому просто требуется помощь и поддержка, чтобы он принялся за дело. Однако Обломов — это зрелая, сформировавшаяся личность, для которой лень и апатия стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Даже во имя большой и искренней любви к Ольге Ильинской главный герой не готов идти на жертву своим спокойствием, поэтому их союз распадается.

Обломов и Агафья Пшеницына

Агафья Пшеницына — это простая женщина незнатного происхождения, в квартиру которой переселяется Обломов. Пусть главный герой так и не добрался до своей Обломовки, как он мечтал, но именно в доме Пшеницыной он обрёл всё то, чего ему не хватало. Спокойствие, царящее в доме, забота и уют, исходящие от хозяйки — всё это стало дополнительными условиями для развития в Обломове безделья и лени. Главный герой ведёт тихую жизнь, постепенно погибая от чрезмерной заботы, которую дарит ему возлюбленная, нарушая даже рекомендации врачей, но он безмерно счастлив с головой погрузиться в «Обломовщину», о которой грезил всю свою жизнь.

Ольга Ильинская и Андрей Штольц

Союз, являющийся примером семейного счастья, построенного на дружбе. В Андрее Штольце Ольга Ильинская находит всё то, чего не сумела найти в Обломове. Практичность, трудолюбие, рационализм — важнейшие черты характера героя. В Андрее Штольце нет той мечтательности, поэтичного взгляда на мир, что были присущи главному герою романа, но и сама Ольга Ильинская оказывается человеком прагматичным, поэтому стабильность и уверенность, крепкая дружба, которую дарит ей Андрей Штольц, оказывается предпочтительнее мечтательности и лени Обломова, которого она бы так никогда и не сумела перевоспитать.

Таким образом, в жизни, и особенно в любви, очень важно делать правильный выбор. Бок о бок с надёжным человеком легче переживать жизненные неурядицы, делить горечь и счастье, непрестанно встречающиеся человеку на жизненном пути. Историями героев романа «Обломов» И.А.Гончаров стремится донести до нас, что живёт и процветает лишь тот союз, где влюбленные готовы идти на жертвы и уступки ради того, чтобы сохранить отношения и продлить свои чувства.

Рассуждение Любовь в романе Обломов

В романе» Обломов» автор пытается найти ответы на вечные вопросы. Одним из таких вопросов является чистая, настоящая, искренняя любовь.

Произведение пронизано любовной темой. В романе видно, какие изменения происходят с человеком, когда он влюбляется, как раскрываются положительные черты его характера. Любовь Ильи Ильича к Ольге помогает автору полностью раскрыть образ Обломова.

Но любовная тема здесь имеет и другое значение. Она противопоставляет двух героев. Два совершенно разных персонажа — Андрей Штольц и Илья Обломов проходят испытание любовью. Оба героя в определённый период были влюблены в Ольгу. Их влюблённость, симпатия помогают глубже раскрыть внутренний мир героев.

Всего в романе И. А. Гончарова «Обломов» присутствуют три любовные линии: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына. Но самой яркой линией становится любовь между Ольгой и Ильёй Обломовым. При их первой встречи можно было бы смело сказать, что у героев много общего: они искренние, добрые, мечтательные. Однако, были и серьёзные различия: Илья Ильич погряз в «Обломовщине», он не хотел двигаться вперёд, а девушка же, наоборот, всегда стремилась к движению. Ольга смогла вывести Обломова из этого состояния, считая это своим долгом, но все было напрасно. Их любовь была возвышенная, чистая, яркая, но заранее обреченная на провал. Обломов хотя и вышел из состояния застоя, продолжал вести спокойную, размеренную жизнь, откладывать важные дела, мечтать. Девушка же на самом деле не любила героя, она лишь считала своим долгом, помочь выбраться Илье Ильичу из тяжёлого положения. Расставание героев наложило большой отпечаток на главного героя, он замкнулся в себе, впал в депрессию, вернулся к старому образу жизни — «Обломовщине».

Совершенно другая любовь у Ольги и Штольц. История героев началась с дружбы, долгое время они были хорошими приятелями. Между ними было взаимопонимание, уважение друг к другу. Не странно, что после расставания с Обломовым Ольга нашла утешение именно в Штольце. Андрей был воплощением мечтаний Ольги об идеальном мужчине, у них были схожие взгляды на мир, интересы. Даже после свадьбы их отношения можно назвать дружескими. Ольга не смогла найти в Андрее тех душевных качеств, которые были В Илье: мечтательность, доброта, искренность, романтичность, беззаботность.

И. А. Гончаров показывает, что любовь может быть совершенно разной, но её объединяет одно — влюбленные люди меняются, раскрываются их самые чистые и светлые черты. Любовь — это прекрасное чувство!

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в произведении Обломов

Популярные сегодня темы

В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы

Все знают, что солнце и огонь издавна могут обозначать довольно противоречивые понятия. В разных культурах пламя могло обозначать как бушующую жизнь и страсть, так и смерть, боль.

Произведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти

Однажды я был в гавани города Одессы и встретился с одним человеком. Его присутствие здесь было не совсем логичным, и он сильно выделялся из толпы. Парень был восточного типа, на нем была светлая и красивая одежда

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: