Духовно-нравственная безопасность Россиии - OXFORDST.RU

Духовно-нравственная безопасность Россиии

Доклад на тему «Духовно–нравственная безопасность России»

Начну с основного понятия, на которое буду опираться в ходе доклада. Духовно-нравственная безопасность — это система услов позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы.

Так уж сложилось в нашей стране, что после распада СССР, в современной России, духовно-нравственные ценности у большинства массы нашего народа ушли, если не на последний, но далеко не на первый план.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Западная манера поведения, предложенная в качестве наиболее правильной, нашими коллегами «из-за бугра», оказалась подходящей для значительной части русских людей. А именно, доступный разврат, пропаганда секса, насилия, убийства и т. д. Хочу подчеркнуть, что такая манера поведения была лишь предложена, а не навязана.

Человеку против его воли навязать манеру поведения тяжело. Другое дело, что неправильное воспитание, а так же влияние СМИ на общественное сознание, сыграли огромную роль в разрушении духовно-нравственной безопасности России.

Я считаю, что введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, дадут положительный эффект на культуру России.

Нельзя обойти тот факт, что разрушение духовно-нравственной безопасности России сопровождается влиянием на неё иностранных религиозных организаций и миссионеров. Именно они, как раковая опухоль, разъедают истинную веру в Бога, преследуя только корыстные цели. Это, по меньшей мере, бездушно и крайне бесчеловечно.

Россия — это многонациональная и многоконфессиональная страна, всегда была примером братства народов для мира.

Только один нюанс, сильной и сплоченной Россия никому не была и не будет нужна. Я считаю, что это должен осознавать и понимать каждый россиянин. Поэтому борьба с негативным воздействием на массовую культуру всякого рода иностранных религиозных организаций и миссионеров должна стать основополагающей в стране.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Еще одной главной целью на пути к достижению духовно-нравственной безопасности России является воспитание здорового образа жизни в обществе. Не понаслышке мы знаем, сколько в год в России умирает людей из-за чрезмерного употребления алкоголя, курения табака, употребления наркотических веществ разной степени воздействия на психику и здоровье человека.

Здоровые крепкие семьи — залог успешной демографической политики в стране. Пропаганда здорового образа жизни в корне изменит демографическую ситуацию в России.

Нельзя не коснуться темы семьи, её целостности. Обстановка в семье, в которой воспитывается ребёнок, оказывает решающее влияние на него. В благовоспитанной и добродушной семье закладываются моральные принципы, основы счастливой жизни в семье, построенные на взаимоуважении друг к другу всех членов семьи.

Какой пример может подать семья, в которой мать – алкоголичка, отец – наркоман? Коснёмся таких фактов, когда примером «правильного» поведения служит эгоизм и малодушие среди родных и близких.

Мы знаем, что семья ячейка общества, множество ячеек образуют систему, общество, государство.

Напомню, что духовно-нравственная безопасность — это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Теперь представьте, какое общество получается, если система состоит из таких ячеек, неспособных правильно функционировать?

Подводя итог выступления, хотелось бы выделить основные направления в работе по улучшению и укреплению духовно-нравственной безопасности в России.

Чтобы было наиболее понятно, я расположил их в порядке, что одно составляющее вытекает из другого:

  • введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления;
  • противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров;
  • формирование государственной политики в области пропаганды здорового образа жизни;
  • формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения;
  • сохранение культурного достояния всех народов России.

Социальная и духовно-нравственная безопасность

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовно-нравственная безопасность — это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований.

Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Это наиболее устойчивый общественный институт. Религиозные верования разнообразны. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Процесс формирования религиозных систем продолжается и в наши дни. Он характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, обществ.

В этом плане следует заметить, что Россию в последнее время буквально захлестнула волна всевозможных религиозных культов и сект.

Борьба с сектами — задача всего общества. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

В секту чаще всего попадают люди, которые не имеют духовного опыта, духовных знаний. Поэтому для противодействия сектам необходимо всемерно повышать духовную культуру общества. Духовная культура — это особая сфера и форма деятельности. Она выступает необходимым условием существования всего общества.

Основными компонентами духовной жизни общества является наука и образование. Важнейшая функция науки — это накопление объективных, обоснованных знаний о природе, обществе, человеке. Сегодня научные знания стали неотъемлемой частью материального производства и других областей общественной жизни, важным фактором обеспечения безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой ее передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом оборонной мощи государства.

Существенное влияние на безопасность общества оказывает система образования. Государство, не способное дать определенный уровень образования своим гражданам, обречено на гибель.

В немалой степени духовно-нравственная безопасность российских граждан зависит от их физического здоровья. «В здоровом теле — здоровый дух», — утверждал основоположник медицины Гиппократ.

Здоровье — благо и счастье для каждого человека и необходимое условие существования государства.

Угроза национальной безопасности России в настоящее время проявляется в кризисном состоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию к росту уровень обшей заболеваемости среди населения страны. Особенно рост показателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др. Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ, геморрагические лихорадки Лacca и Эбола и др. Увеличилась распространенность ранее известных, но редких инфекций, таких, как дифтерия, холера и др., а также социально обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Продолжает ухудшаться состояние здоровья детей и подростков.

Читайте также  Классификация форм и видов туризма

Нерешенными проблемами остаются:

  • высокий уровень обшей смертности населения;
  • низкая продолжительность жизни, которая в 2004 г. составила 65,5 года, в том числе у мужчин — 59 лет, женщин — 72 года. По этому показателю Россия занимает 134-е место в мире;
  • низкая укомплектованность первичного звена здравоохранения;
  • высокий износ основных фондов учреждений здравоохранения, оборудования и санитарного транспорта.

Духовно-нравственная безопасность Россиии

С проблемой деструктивных культов западный мир столкнулся еще в 60−70-е годы. Вопрос об их деятельности неоднократно был рассмотрен в Евро-парламенте, а в феврале 1996 года в его постановлении отмечены следующие противоправные действия деструктивных культов: «Жестокость в обращении с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, подстрекательство к насилию, торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность». Основываясь на резолюциях Европарламента, многие европейские государства ужесточили свое законодательство.

В России же в 1991 году был принят новый Закон «О свободе совести и вероисповедания», который снял все прежние ограничения в области религии, существовавшие в советский период развития нашего государства. Российское законодательство открыло значительные возможности для широкой религиозно-просветительской и миссионерской деятельности. В результате многие религиозные организации, в том числе и признанные во многих зарубежных странах тоталитарными и деструктивными, получили возможность распространения своих вероучений на территории Российской Федерации.

Обстановка, осложнившаяся многочисленными нарушениями российского законодательства со стороны религиозных объединений, вынудила органы го­сударственной власти пересмотреть крайне либеральный Закон «О свободе со­вести и вероисповедания» и предпринять конкретные действия по защите насе­ления от религиозных объединений, наносящих своей деятельностью сущест­венный вред законным правам и интересам граждан Российской Федерации.

В 1997 году был принят Закон «О свободе совести и о религиозных объе­динениях». Однако под сильным натиском лобби религиозных организаций и представителей иностранных государств Закон получился почти неэффектив­ным для успешного противодействия опасным религиозным культам. Ак­тивно вмешивались в процесс принятия нового Закона США.

Так, в период обсуждения проекта российского Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997 году в США было принято пять законо­проектов, касающихся проблемам религиозных свобод России. Главная причи­на столь яркой негативной реакции состояла в том, что законопроект сущест­венно ограничивал поле деятельности зарубежных миссионеров, а это не устраивало определенные политические силы в США.

Обосновывая требования прекращения финансовой помощи России со стороны США в связи с принятием Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», сенатор М. Макконел заявил: «Мы должны использовать ее (иностранную помощь) для продвижения американских ценностей и американ­ских интересов» (3). В итоге был принят Закон, устраивавший реакционные си­лы в США.

Одновременно США выставили условие проверить действие закона, а так­же ознакомиться с сопровождающими его нормативными актами. В связи с этим в Гааге было закреплено соответствующее соглашение об «инспектор­ских» поездках, первая из которых прошла 12−14 января 1998 года. Ее осущест­вляла делегация Международного консультативного комитета конференции «Фонда Де Брюхт», в которую вошли три члена палаты представителей Кон­гресса США — Ф. Вольф, Э. Холл, К. Смит и директор библиотеки Конгресса США Дж. Биллингтон. С 1998 года подобные «инспекторские» поездки, кон­тролирующие деятельность российских властей, осуществляются регулярно.

Госсекретарь США М. Олбрайт, выступая в Колумбийской юридической школе Католического университета в Вашингтоне 23 октября 1997 года, заяви­ла, что «поиск религиозной свободы и толерантности… будет и впредь играть важную роль во внешней политике США во всемирном масштабе» (3).

Ничем не ограниченная религиозная экспансия России осуществлялась еще на протяжении долгого периода времени. Однако со вступлением в полномочия нового Президента РФ В.В. Путина государственная политика в области противодействия деструктивным культам начинает меняться.

Так, уже 10 января 2000 года своим Указом новый Президент России ут­верждает «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации», положения которой подтверждают факт осуществления «культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию». Согласно Концепции, интерес российского общества состоит «в духовном об­новлении России», так как «углубление кризиса в духовной сфере может при­вести к утрате демократических завоеваний». Разработчики Концепции особен­но подчеркнули проблему снижения «духовно-нравственного потенциала об­щества». В IV главе правового акта указано, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя противодействие нега­тивному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».

В целях исполнения положений данной Концепции, а также «Военной док­трины РФ», «Доктрины информационной безопасности РФ» (согласно которым противодействие тоталитарным сектам — одна из приоритетных задач органов государственной власти), принимается ряд законопроектов, внесших несколько изменений в действующее законодательство в области регулирования деятель­ности религиозных объединений на территории Российской Федерации. Но, к сожалению, данные изменения принципиальным образом не повлияли на об­становку в сфере духовно-нравственной безопасности российских граждан.

Учитывая неэффективность принятых мер, направленных на противодей­ствие деятельности деструктивных культов, в 2005 году Президент РФ дает по­ручение Министерству юстиции РФ разработать проект Федерального закона, который бы вносил изменения в Уголовный Кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и ряд других НПА.

Уже в 2005 году специалистами Минюста РФ были разработаны некото­рые предложения, законодательная реализация которых способна ограничить общественно опасную деятельность большинства деструктивных религиозных культов на территории РФ.

В 2005 году был опубликован доклад Министерства юстиции о возможных ограничениях въезда иностранных миссионеров путем сокращения выдачи въездных виз иностранным религиозным деятелям и об усложнении процедуры регистрации религиозных объединений. Авторы доклада подчеркнули, что на сегодняшний день Россия подвергается «иностранной религиозной экспансии» (2). По статистике экспертов за последние 10 лет число религиозных движений в стране выросло почти в 3,5 раза. Однако незамедлительно последовала негативная реакция большинства религиозных культов на предложенные Минюстом РФ меры ограничения мис­сионерской деятельности на территории России. Особо острую критику после опубликования доклада Минюста РФ высказали представители тех религиоз­ных организаций, которые запрещены уже во многих странах мира как тотали­тарные и деструктивные секты. Они опасались, что вседозволенность их дея­тельности на территории РФ может быть серьезно ограничена путем установ­ления «духовного централизма» со стороны Правительства РФ. Интересна ре­акция и наших зарубежных стратегических партнеров, которые являются на­шими партнерами также и по антитеррористической коалиции, в задачи кото­рой входит и борьба с религиозным экстремизмом.

В опубликованном 8 ноября 2005 года ежегодном докладе Госдепартамен­та США о состоянии религиозной свободы в России американские эксперты отметили рост жалоб от представителей религиозных меньшинств, которые ис­пытывают трудности в получении долгосрочных российских виз. В докладе, в частности, утверждается, что в России некоторые федеральные и местные орга­ны исполнительной власти ограничивают права и свободы религиозных орга­низаций, а Русская Православная Церковь пользуется явными преимуществами по сравнению с другими религиозными организациями. В целом Госдепарта­мент США отрицательно относится к любым попыткам ограничения деятель­ности религиозных организаций и миссионеров в Российской Федерации.

Но если учесть тот факт, что приблизительно 2/3 всех новых религиозных движений, действующих на территории РФ, имеют американское происхожде­ние, то есть их финансирование, управление осуществляется различными орга­низациями, расположенными на территории США, то обеспокоенность Госде­партамента становится более понятной с точки зрения обоснованности и адек­ватности.

Что касается ежегодного доклада Госдепартамента США, подводящего итог состояния религиозной свободы в мире за 2006 год, то следует отметить, что США обеспокоены процессом ограничения деятельности в РФ тоталитар­ных сект американского происхождения. Например, американские эксперты считают, что «вынесенное в 2004 году судебное решение, запрещающее дея­тельность „Свидетелей Иеговы“ в Москве, продолжало оказывать значитель­ные негативное влияние на деятельность этой религиозной группы в отчетный период. Наблюдались признаки того, что спецслужбы, включая Федеральную службу безопасности (ФСБ), все более склонны считать руководство ряда ми­норитарных религиозных групп угрозой безопасности» (1).

Читайте также  Двухфакторная производственная функция Кобба Дугласа

Но для России борьба с деструктивными и тоталитарными сектами (не с безобидными религиозными группами, к которым американские специалисты необоснованно относят и секту «Свидетели Иеговы») является, действительно, вопросом национальной безопасности государства.

Американские докладчики особо подчеркнули также факт проведения на­селением некоторых российских городов (Челябинск, Екатеринбург) «демонст­раций, акций протеста и противодействия собраниям протестантских церквей» (1). Но если акции протеста, инициированные в Челябинске и Екатеринбурге в том числе и родителями детей, пострадавших от деятельности данных религи­озных организаций, вызывают акты демонстративного недовольства Госдепар­тамента США, то значит, в США более ценно право религиозных организаций на беспрепятственное осуществление своей деятельности, чем право населения требовать от властей обезопасить себя и своих детей от деятельности этих ор­ганизаций. Конечно, это абсурд. Естественно, что подобные приоритеты явля­ются следствием политики «двойных стандартов» США. Трудно представить себе такую ситуацию, когда население, к примеру, города Нью-Йорка выйдет с акциями протеста против какой-либо религиозной организации, а власти Штата должным образом не отреагируют на волеизъявление своих граждан.

Следует отметить, что общегородские акты протеста для современной Рос­сии, уставшей от иностранных миссионеров и способов их вербовки будущих адептов, стали достаточно частым явлением. И подобные акции дают свой эф­фект. К примеру, 28 июня 2006 года жители города Красноярска участвовали в акции протеста против религиозной организации «Слово жизни», в деструктив­ной деятельности которой горожане давно убедились, к сожалению, и за счет печального опыта нахождения в ней многих несовершеннолетних жителей го­рода. Принимая во внимание, что идеи, пропагандируемые проповедником из Южной Кореи Ли Чо Соком, у жителей города Красноярска вызвали негатив­ную реакцию, пастор покинул территорию Красноярского края, и планы массо­вой «евангелизации» русского города сектой «Слово жизни» были разрушены.

Действительно, иногда жители русских городов бывают солидарны в своих намерениях дать отпор навязчивым сектантам. К сожалению, такую солидар­ность в борьбе с опасными псевдорелигиозными и деструктивными культами можно встретить не во всех городах страны. В некоторых городах секты, полу­чив доступ к местным СМИ, учебным заведениям, органам МСУ, активно вне­дряют свои религиозные программы.

Поэтому, учитывая обстановку незащищенности населения России от дея­тельности деструктивных культов, российской правовой элите, различным ин­ститутам гражданского общества России необходимо поддержать инициативу органов государственной власти по изменению отечественного законодательст­ва. Положения действующих НПА в большей степени охраняют сами религи­озные организации от какого-либо вмешательства со стороны государства, чем граждан и само государство от деятельности данных организаций. Необходимо констатировать тот факт, что ситуация в области духовно-нравственной безо­пасности Российского государства принципиально не изменилась, что свиде­тельствует о необходимости внесения изменений в действующее законодатель­ство.

1. Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/

3. Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. М., 2000.

Источник публикации:
Безопасность России в условиях глобализации: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Т. М. Зуевой. — Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2007.

— игумен Петр (Еремеев), доктор богословия, проректор Хабаровской духовной семинарии

— Иванишко Игорь Викторович, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Хабаровской государственной академии экономики и права

Понятие и сущность духовной безопасности

Духовная безопасностьэто система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки принятой в государстве (в стране) нормы неизбежно ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. Данное понятие является одним из основных в системе понятий теории социологических наук и является одной из основных составляющих категории – национальная безопасность страны (государства). Духовно-нравственная безопасность (духовная)это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, — это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность и динамику общественного развития. Так, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации – «Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». Духовную безопасность через призму социологических и политологических интересов можно кратко определить как:1) способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную нравственность и духовность; 2) состояние защищенности жизненно важных духовно-нравственных интересов и потребностей личности, общества и государства; 3) систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного развития. Самым общим объектом духовно-нравственной безопасности выступают духовно-нравственные отношения: представления, идеи, чувства, оценки, установки и другие связи между людьми, возникающие у них в процессе восприятия мира в целом, природы, личного и общественного бытия. Предметом же, ограничивающим сферу духовно-нравственной безопасности, ее социологического осмысления, эмпирического анализа, выступает духовно-нравственная жизнь личности, общества и власти, представляющая собой их реально функционирующее практическое сознание, рассматриваемое в связи с деятельностью по производству, распространению и потреблению духовно-нравственных ценностей. Итогом этой многообразной деятельности являются духовно-нравственный облик личности, определенные состояния массового и специализированного сознания, представляющие собой основные блоки системы духовно-нравственной безопасности.

Большинство граждан современной России осознают необходимость духовного и нравственного возрождения. История распада СССР наглядно показала, что вся военная и экономическая мощь страны – ничто, если общество не способно защитить себя от агрессии в духовно-нравственной области. В связи этим нельзя не отметить тот факт, что духовный климат в российском обществе в целом стал изменяться к лучшему. Среди знаковых перемен — строительство храмов и часовен, распространение духовной литературы. Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает: — защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни: — сохранение культурного достояния всех народов России; — формирование гос. политики в области духовного и нравственного воспитания населения; — введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления; — противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает в себя сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка, как фактора духовного единения народа многонациональной России. Русский язык играет свою важную роль в языковом развитии человечества, в международном обмене общечеловеческими ценностями.

Духовно-нравственная безопасность Россиии (стр. 1 из 4)

1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Духовно-нравственная безопасность России – это система условий, позволяющая российскому обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки принятой в государстве (в стране) нормы неизбежно ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. Данное понятие является одним из основных в системе понятий теории социологических наук и является одной из основных составляющих категории – национальная безопасность страны (государства).

Читайте также  Классификация электроизмерительных приборов

В данной работе будет исследована тема – «Духовная и нравственная безопасность России» на современном этапе развития общества. Актуальность исследования выбранной темы объясняется тем, что в современных условиях на первый план в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальные интересы государства, общества, отдельного человека в области духовной и нравственной безопасности. А национальные интересы России в области духовной и нравственной жизни заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Цель данной работы – исследовать духовную и нравственную безопасность России на современном этапе развития общества. В соответствии с этим в работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ исследовать понятие и сущность духовной и нравственной безопасности России на современном этапе развития общества;

▬ изучить методы и способы обеспечения духовной и нравственной безопасности России в современных условиях;

▬ сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.

Объектом исследования данной работы являются духовная и нравственная безопасность России на современном этапе развития общества. Предметом исследования представленной работы является политика, проводимая со стороны российского государства по обеспечению духовной и нравственной безопасности государства в современных условиях.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод, метод анализа и синтеза, системный метод, функциональный метод, и метод обобщения полученных знаний.

Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению духовной и нравственной безопасности России на современном этапе развития общества. Это такие авторы как Кравченко А.И., Фролов С.С., Лавриненко В.Н., Григорьев С.И., Эфендиев Э.Г., Соколова В.А., Волков Ю.Г., Голубева Г.А., Дмитриев А.В., Прокопов М.П., Пенская Т.М., Токарская Н.М., Синицына Л.Н., Бахматова Т.Г., Карпикова И.С., Нефедьева Е.И. и др.

Законодательной основой данной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300).

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы.

Основная часть представленной работы состоит из двух разделов:

— первый раздел посвящен теоретическому исследованию понятия и сущности духовной и нравственной безопасности России;

— второй раздел данной работы посвящен изучению методов обеспечения духовной и нравственной безопасности России в современных условиях.

Работа изложена на 19 страницах, для написания работы использовано 13 научных источников, в том числе два – законодательных.

1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Духовно-нравственная безопасность – это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. «Упадок нравов — это погибель государства, как политического целого», — свидетельствовал в свое время Наполеон.[1]

Духовно-нравственная безопасность – это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, — это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность и динамику общественного развития.[2]

Так, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации – «Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».[3]

Духовно-нравственную безопасность через призму социологических и политологических интересов можно кратко определить как:

1) способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную нравственность и духовность;

2) состояние защищенности жизненно важных духовно-нравственных интересов и потребностей личности, общества и государства;

3) систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного развития.

Самым общим объектом духовно-нравственной безопасности выступают духовно-нравственные отношения: представления, идеи, чувства, оценки, установки и другие связи между людьми, возникающие у них в процессе восприятия мира в целом, природы, личного и общественного бытия.

Предметом же, ограничивающим сферу духовно-нравственной безопасности, ее социологического осмысления, эмпирического анализа, выступает духовно-нравственная жизнь личности, общества и власти, представляющая собой их реально функционирующее практическое сознание, рассматриваемое в связи с деятельностью по производству, распространению и потреблению духовно-нравственных ценностей. Итогом этой многообразной деятельности являются духовно-нравственный облик личности, определенные состояния массового и специализированного сознания, представляющие собой основные блоки системы духовно-нравственной безопасности.[4]

При этом под духовно-нравственным обликом личности понимаются характеризующие её смысложизненные установки, определяющие мотивацию жизнедеятельности, а также базовые духовно-нравственные качества.

Массовое сознание — это реально функционирующее практическое сознание, в котором причудливо сочетаются научные, мифологизированные и обыденные представления, экономические, социальные, политические, экологические, духовно-нравственные, религиозные, эстетические, правовые и иные установки, стереотипы, разделяемые массами людей. Оно свойственно естественным человеческим сообществам, возникающим на основе общности актуальных жизненных проблем и интересов, а также в связи с определенной оценкой социально-политических процессов для демонстрации общей позиции, или же осуществления какой-либо другой совместной деятельности.

Иначе говоря, в массовое сознание входят только те духовно-нравственные образования (идеи, взгляды, представления, оценки и т.п.), которые приобрели особое качество: массовость распространения и использования, оперирования или потребления в процессах трансмиссии, манипулирования и т.п. Так, под состоянием массового сознания имеется в виду:[5]

1. Совокупность актуальных духовно-нравственных оценок, отношений и установок, характеризующих духовно-нравственную атмосферу общества (уровень его сплоченности, религиозности, оптимизма; отношение к злободневным социально-экономическим и политическим проблемам, затрагивающим жизненно важные интересы людей).

2. Распространенность в обществе определенных реально функционирующих морально-этических представлений, принципов и норм (гражданственности, патриотизма, эгоизма, коллективизма, индивидуализма и т.п.).

3. Состояние национального сознания (уровень и характер этнонационального единства, этноцивилизационная идентичность, этнический и общенациональный патриотизм и т.п.).

Итак, духовно-нравственная безопасность предполагает сохранение фундаментальных духовных, нравственных ценностей и традиций, воспитание способностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы, исходя из своих национальных интересов. Так, национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: