Духовная культура Волжской Булгарии - OXFORDST.RU

Духовная культура Волжской Булгарии

Культура населения Волжской Булгарии

На развитие культуры Волжской Булгарии большое влияние оказывали мусульманские страны Востока, прославленные великими именами астронома Аль-Бируни, врача Авиценны (Ибн Сины), философа Аль-Фараби, математика Аль-Хорезми и ряда знаменитых поэтов. Ислам в Булгарию проник именно из этих стран, что способствовало расцвету науки, образования и литературы.

Еще в начале X в. в булгарских городах и селах при мечетях были начальные школы. Там обучали основам религиозных знаний, арабской письменности, которая постепенно вытесняла более древнюю руническую. Писали, как раньше, не только на костях, глиняных сосудах, бересте или вощеных досках, но и на бумаге, привезенной из Самарканда. Высшее образование булгарские шакирды могли получать в городах Средней Азии, где обучались у знаменитых ученых. Там же преподавали и сами булгарские ученые.

В Булгарии была развита профессиональная культура. Известны достижения булгар в таких областях науки, как математика и астрономия, химия и медицина, география и история, риторика и этика. В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина ал-Булгари «Лучшие лекарства от отравления», славилось имя врачевателя Ходжи Булгари, могила которого в Газни (Афганистан) до сих пор почитается мусульманами. Одним из первых представителей булгарских историков был Йакуб ибн-Нугман, на­писавший книгу «История Булгара». Ее отрывки дошли до нас в передаче испанского купца-путешественника Абу-Хамида ал-Гарнати. Самыми распространенными были, конечно, сочинения по богословию: «Рисале» («Трактат») Бурханеддина ал-Булгари, «Джамиг» («Всеобъемлющий»), «Тарикат» («Метод») Хаджи Ахмеда ал-Булгари, труды Ибн Идриса ал-Булгари и другие.

Основоположником булгаро-татарской письменной литературы по праву считается Кул Гали, творчески использовавший для написания своей поэмы сочинение Фирдоуси «Йусуф и Зулейха» и другие произведения восточных поэтов той поры. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йусуф» (Сказание о Йусуфе») является жемчужиной булгарской литературы домонгольского времени.

Кул Гали родился в 1183 г. Свою поэму он написал, когда ему было сорок лет. Основу этой поэмы составляет библейский сюжет об Иосифе Прекрасном, уходящий своими корнями в мифологию народов Ближнего Востока. На Востоке и разворачивается ее действие. Рассказывая о злоключениях своего героя выходца из низов общества, который после перенесенных испытаний становится властителем Египетской земли, Кул Гали рисует образ идеального правителя и идеального царства. Нравственное совершенство государя, его мудрость, разумное правление, справедливость, равенство вот в чем видел поэт залог благополучия страны и ее жителей. Тем самым он отразил вековые мечты простых людей. Их воплощением в поэме является Йусуф:

И волею творца он высших благ достиг:

Был справедлив, умен, и властен, и велик,

Благочестив он был, учен и светлолик,

Любой был за него полечь теперь.

Великодушный Йусуф прощает своих братьев, продавших его в рабство, приглашает отца и всех родственников в Египет. На своих землях строит город счастья и свободы Эмин (спокойный, мирный).

Кул Гали призывал людей жить без войн, взаимной вражды, творить добро, быть милосердными. Семейные отношения, по мысли поэта, могут быть основаны только на любви, верности, олицетворением которой является Зулейха. Любовь возвышенное, обладающее огромной силой чувство: даже кнут, протянутый Йусуфом Зулейхе, вспыхнул огнем от жара этой любви.

Сказала Зулейха: «Ты все понять не смог?

Дивишься ли тому, что кнут тебя обжег?

Тебе единый миг был нестерпим ожог,

А я свой пыл терплю уж сорок лет теперь».

Волею Всевышнего она вернула себе прежнюю красоту и молодость. Йусуф и Зулейха создают счастливую семью.

Благодаря богатству содержания, гуманистической направленности, глубокому психологизму и живости изложения, поэма Кул Гали стала самым популярным произведением средневековой поэзии. Ее образы и идеи вдохновляли многих татарских поэтов последующих эпох.

Таким образом, Волжская Булгария была страной высокой духовной культуры эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют ее прекрасные образцы, часть которых дошла до наших дней в виде памятников литературы и искусства.

Вопросы и задания

1. В чем заключалось влияние мусульманских стран Востока, ислама на развитие культуры Волжской Булгарии? 2. Что вы знаете о развитии просвещения в Волжской Булгарии? 3. В каких областях науки работали булгарскйе ученые? 4. Приведите самые яркие факты, показывающие высокий уровень раз­вития культуры у волжских булгар. 5. Почему Кул Гали считается основоположником булгаро-татарской литературы? 6. Какие идеи поэмы «Кыйссаи Йусуф» («Сказание о Йусуфе») пред­ставляются вам современными? Что означает, с вашей точки зрения, совершенное общество?

Глава IV. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ И МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ. УЛУС ДЖУЧИ (ЗОЛОТАЯ ОРДА)

В первой половине XIII столетия народам Евразии пришлось столкнуться с нашествием монголов. Это нашествие, которое прокатилось горящей головней по огромной территории, повлекло за собой глубокие изменения в жизни многих обществ периода классического средневековья.

В 1240-1260-х гг. монгольские завоеватели создают государство Улус Джучи (Золотая Орда) с центром в Поволжье. В пределах этого государства на протяжении двух столетий продолжалась жизнь волжских булгар, других народов края.

В период господства Золотой Орды произошли заметные изменения в этническом составе населения Булгарского улуса. Булгары смешались с другими тюр-коязычными народами Дешти-Кыпчака, создали вместе с ними единую материальную и духовную культуру. Как и все население Улуса Джучи, народы бывшей Волжской Булгарии стали называться татарами, хотя булгары долгое время сохраняли свой первоначальный этноним.

Культура Волжской Булгарии.

Племя Булгар относится к древним племенам Сибири и Алтая, во время Великого переселения народов, переместившегося на берега приазовских степей. Государство Булгар существовало на берегах средней Волги на протяжении нескольких веков и отличалось достаточно высокоразвитой культурой для своего времени. Образовавшись на рубеже тысячелетий Волжская Булгария являлась осколком кочевого племени болгар, предков нынешних болгар, проживающих в Восточной Европе. Эта страна являлась непосредственным соседом Киевской Руси и в различные периоды истории два государства воевали между собой, но на протяжении большего времени мирно соседствовали и торговали.

Булгары не были единым народом, а состояли из различного множества кочевых племен и принадлежали к тюркоязычной языковой группе, что оправдывало их появление несколькими веками ранее на берегах Волги. Исторической родиной этих племен считаются глубины Сибири, а исконный образ жизни – кочевым, данное обстоятельство впоследствии сильно повлияет на развитие культуры и общественного уклада в государстве. В 8 веке булгарские племена вынуждены были разделиться на несколько больших частей, произошло это вследствие давления Хазарского каганата. Часть племен ушла в Восточную Европу, и основало там свое государство, а остальные переместились к берегам Волги. Доподлинно неизвестно, что послужило причиной перехода от кочевого образа жизни к оседлому, однако, данное обстоятельство сыграло положительную роль на культуре этих племен. Среди соседей Булгар только Хазары имели схожую культуру и язык, Древняя Русь являлась объединением славянских племен с иной культурой и вероисповеданием.

Культура Волжской Булгарии отличалась невероятным симбиозом кочевого образа жизни, мусульманской веры, проживанием в достаточно суровых климатических условиях и влиянием соседей с иной культурой. Свое появление Волжская Булгария начинает с конца 9 века, путем объединения множества кочевых племен в единое централизованное государство. Одной из важнейших причин образования сильного централизованного государства послужил переход к монотеистическому вероисповедания – принятию ислама. В Булгарии ислам выступал, прежде всего, как идеологическая скрепа государства. Переход к новой вере не был преимущественно насильственным как в иных государствах и проходил на протяжении длительного периода. Принятие новой веры дало сильный толчок в развитии государственности и культуры. Вместо тюркской рунической письменности, стала использоваться арабская, что позволило булгарам получить множество знаний высокоразвитой на тот момент арабской цивилизации и применить их в развитии собственного молодого государства. Уже к 10 веку в Волжской Булгарии существовало множество школ, где ученики обучались таким предметам? как: химия, математика, астрология, медицина. Знания в данных областях черпались именно из арабской культуры и помогали в развитии государства. Познания булгар в химии, математике и астрономии находились на высоком мировом уровне и намного опережали знания европейских ученых того периода, многие богословы и ученые Волжской Булгарии были известны за пределами страны в государствах Европы и Ближнего Востока. Благодаря удобному географическому расположению налаживались тесные торговые связи со всем мусульманским миром, посредством торговли по Волге и сухопутным путям на юг, что дало толчок в развитии культуры и инфраструктуры. Волжская Булгария стала северным форпостом магометанской веры и одним из самых высокоразвитых государств в период раннего Средневековья на территории Восточной Европы. Параллельно с процессом принятия новой веры и развитием торговли идет интенсивное строительство множества городов на территории государства. Впоследствии Волжскую Булгарию даже стали именовать страной городов из-за их многочисленности и большого населения. Творения булгарских архитекторов и ремесленников были известны далеко за пределами страны и не уступали лучшим образцам мирового зодчества. Широкую известность получила булгарская поэзия. Развитие культуры шло в русле восприятия культуры древнего востока и взаимоотношений с соседями, поэтому культура Волжской Булгарии является неотъемлемой частью Восточной культуры раннего Средневековья. В то же самое время сходные процессы принятия новой веры и интенсивной урбанизации проходили и в Киевской Руси, с которой у Булгарии были тесные торговые связи. Хотя Булгары были тюркоязычным народом, с нашими предками у них сложились достаточно миролюбивые отношения, без конфликтов не обходилось, но они носили непостоянный характер. Хотя данное государство просуществовало на протяжении небольшого исторического периода, вклад, внесенный, в Европейскую культуру и развитие соседних государств является достаточно весомым и ярким культурным наследием.

Читайте также  Контрольный синтез MgNO32 MgO MgCl2

Культура волжской булгарии

Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны).

Широкое распространение в булгарских городах получила обработка меди и ее сплавов. Ремесленники-медники производили в основном изделия бытового назначения — ритуальную и светскую посуду (кумганы, блюда, кубки и др.), также полированные медные зеркала, украшения и декоративные детали для конской сбруи. Ювелирное ремесло, которое вобрало в себя бронзолитейное искусство, чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями, занимало в булгарском обществе особенно важное место, ибо его изделия, прежде всего, пользовались высоким спросом в самой Булгарии, а также были известны за ее пределами в ближних и дальних странах.

Замечательным воплощением культуры Волжской Булгарии являются работы ее архитекторов, строителей и ремесленников. Общественные сооружения, мечети, дома знатных людей украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой. Произведениями архитектуры были булгарские бани.

Большим художественным вкусом отмечены многие изделия булгарских ремесленников. В западных и восточных странах были известны работы ювелиров из Булгарии под названием «булгарская филигрань».

Филигрань — ювелирное изделие из тонкой проволоки

В жизни города Булгара и на бывшей булгарской земле происходят коренные изменения: появляется совершенно новый для булгар обычай установления намогильных камней с надписями — подобного обычая не было в домонгольской Булгарии, ее принесли из Центральной Азии тюрко-язычные татары, которых было несравнимо больше, чем монголов в Золотой Орде; начинается применение огнестрельного оружия.

В результате социально-экономического, политического и культурного развития в булгарском государстве возникла потребность в научных знаниях. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувар и нижнебулгарский город Саксин. Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники, судии и другие государственные чиновники. В период расцвета Булгарии уже существовала широкая сеть начальных школ при мечетях с муэдзинами и имамами, которая сохранилась в деревнях вплоть до Советской власти. В Булгарии появляются высшие и средние религиозные учебные заведения — медресе. Шакирты (студенты) из булгар получают образование не только в своих медресе, но и в восточных странах — в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана.

Благосостояние государства обеспечивается за счет ее выгодного географического положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных черноземных почв.

Музыкальные традиции ислама адаптировались к местным условиям, специфике художественного мышления булгарского народа, порождая самобытные формы музыкальной культуры, которые входили в процесс воспитания и образования как привилегированных, так и демократических слоев булгарского общества. Основной темой творчества создателей эпоса, считавших своей главной задачей воспитание любви и верности родине, была борьба народа за свою свободу и независимость.

Многочисленная группа музыкантов-профессионалов обеспечивала эстетические потребности широких слоев населения. Носители этого вида творчества совмещали профессии певца, поэта, музыканта-инструменталиста, шута и кукольника и имели собственную, весьма обширную аудиторию, выступая на площадях, базарах и ярмарках многолюдных городов, народных праздниках. В записках Ибн Фадлана не однажды отмечается бытование у булгар тунбура, лютни, цитры, свирели.

Выросшие и обучавшиеся в Булгарии просвещенные люди были известны в восточных странах под именем «ал-Булгари». Этим тахаллусом (псевдонимом), очевидно, они хотели выразить популярность, известность булгарских медресе и препо дававших в них учителей.

Принятие ислама Волжской Булгарией имело еще одно важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки.

Первоначально булгары пользовались рунической письменностью. С принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита.

Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии.

Каллиграфия — искусство красивого и четкого письма

Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями.

Арабской письменности, основам религиозных знаний обучали в мектебах. Это были начальные школы при мечетях, которые строились в булгарских городах и селах.

Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся ученых, поэтов Востока того времени. Это способствовало развитию в Волжской Булгарии разных наук и литературы.

Булгары достигли немалых успехов в математике и астрономии, химии и медицине, географии и истории.

Булгарская культура

Археологическая культура конца VIII – первой трети XIII вв. в Среднем Поволжье и Прикамье

Содержание

История

Впервые выделена во второй половине XIX в. (А.Ф. Лихачёв, К.И. Невоструев, С.М. Шпилевский и др.). Названа по основному населению булгарского государства.

Сложилась в VII–IX вв. на основе кушнаренковской, ломоватовской, поломской, салтово-маяцкой и других археологических культур.

С X в., со становлением болгарской государственности, с развитием городов и принятием ислама, формируется единая государственная культура, нивелировавшая культурно-исторические особенности раннего этапа булгарской культуры.

В конце X – XIII вв. булгарская культура испытывает влияние средневековых цивилизаций Европы и Азии. После завоевания монголами Волжской Булгарии (1236 г.) претерпевает ряд изменений и развивается как локальный вариант культуры Золотой Орды.

Особенности

Население булгарской культуры занималось земледелием , скотоводством, бортничеством , рыболовством, охотой , различными ремесленными производствами (см. Волжская Булгария).

Были развиты металлургия (найдены орудия труда, предметы конского снаряжения, оружие: топоры, сошники, тёсла, ножи, кинжалы, наконечники копий и стрел, мечи и др.) и торговля (торговый инвентарь, монеты, привозные предметы из стран Ближнего и Переднего Востока, Средней Азии, Руси и Западной Европы).

Булгарская культура характеризуется наличием большого количества городов и других поселений. Выявлено около 200 городищ (Болгарское, Билярское, Суварское, Богдашкинское, Алексеевское, Балынгузское, Джукетауское, Луковское, Хулашское, Юловское и др.) и около 800 селищ .

Во время археологических раскопок булгарских поселений (имеющих культурный слой до 1–1,5 м) обнаружены следы наземных деревянных, кирпичных и белокаменных жилищ, полуземлянок и землянок, монументальных общественных зданий (мечети, караван-сараи, бани и др.), мавзолеев, хозяйственных построек (гончарные и металлургические горны, ремесленные мастерские и т. д.).

В городищах открыты остатки гидротехнических сооружений и укреплений в виде земляных валов с деревянными стенами (частоколы, городни и т. п.), а также следы белокаменной стены Казани булгарского периода.

Для керамики булгарской культуры характерна круговая гончарная посуда разнообразных форм (кувшины, горшки, миски, кружки, хумы и прочее).

Погребения преимущественно грунтовые, захоронениям VII–IX вв. присущи элементы язычества (набор вещей, культ коня и т. п.), начиная с X в. – черты мусульманского обряда (погребенные ориентированы головой на запад, повернуты на правый бок, лицом к Мекке; как правило, вещи отсутствуют).

Изучены Большетиганский, Большетарханский, Танкеевский и другие могильники.

Научное изучение

Исследования памятников Булгарской культуры ведутся с первой половины XVIII в. (П.И. Рычков, П.С. Паллас, А.Ф. Лихачёв, В.Ф. Смолин, Н.Ф. Калинин, А.П. Смирнов, В.Ф. Каховский, А.Х. Халиков, Е.А. Халикова, Т.А. Хлебникова, А.Г. Мухамадиев, Р.Г. Фахрутдинов, Е.П. Казаков, Г.И. Матвеева, Н.А. Кокорина, Ф.Ш. Хузин, И.Л. Измайлов и др.).

Читайте также  Обломовщина в современном мире

Литература

Лихачев А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды второго археологического съезда. Москва, 1876.

Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.

Халиков А.Х., Генинг В.Ф. Ранние болгары на Волге. Москва, 1964.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.

Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. Казань, 1975.

Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X – начало XIII вв.) Казань, 1983.

Хлебникова Т.А. Керамика памятников Волжской Болгарии: К вопросу об этнокультурном составе населения. Москва, 1984.

Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X – начала XIII вв. Казань, 1986.

Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. Москва, 1988.

Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.

Казаков Е.П. Булгарское село X–XIII веков низовий Камы. Казань, 1991.

Васильева И.Н. Гончарство Волжской Болгарии в X–XIV вв. Екатеринбург, 1993.

Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. Казань, 1996.

Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии X– начала XIII вв. Магадан, 1997.

Матвеева Г.И. Могильники ранних болгар на Самарской Луке. Самара, 1997.

Хузин Ф.Ш. Болгарский город Х – начала XIII вв. Казань, 2001.

КУЛЬТУРА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны).

Широкое распространение в булгарских городах получила обработка меди и ее сплавов. Ремесленники-медники производили в основном изделия бытового назначения — ритуальную и светскую посуду (кумганы, блюда, кубки и др.), также полированные медные зеркала, украшения и декоративные детали для конской сбруи. Ювелирное ремесло, которое вобрало в себя бронзолитейное искусство, чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями, занимало в булгарском обществе особенно важное место, ибо его изделия, прежде всего, пользовались высоким спросом в самой Булгарии, а также были известны за ее пределами в ближних и дальних странах.

Замечательным воплощением культуры Волжской Булгарии являются работы ее архитекторов, строителей и ремесленников. Общественные сооружения, мечети, дома знатных людей украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой. Произведениями архитектуры были булгарские бани.

Большим художественным вкусом отмечены многие изделия булгарских ремесленников. В западных и восточных странах были известны работы ювелиров из Булгарии под названием «булгарская филигрань».

Филигрань — ювелирное изделие из тонкой проволоки

В жизни города Булгара и на бывшей булгарской земле происходят коренные изменения: появляется совершенно новый для булгар обычай установления намогильных камней с надписями — подобного обычая не было в домонгольской Булгарии, ее принесли из Центральной Азии тюрко-язычные татары, которых было несравнимо больше, чем монголов в Золотой Орде; начинается применение огнестрельного оружия.

В результате социально-экономического, политического и культурного развития в булгарском государстве возникла потребность в научных знаниях. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувар и нижнебулгарский город Саксин. Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники, судии и другие государственные чиновники. В период расцвета Булгарии уже существовала широкая сеть начальных школ при мечетях с муэдзинами и имамами, которая сохранилась в деревнях вплоть до Советской власти. В Булгарии появляются высшие и средние религиозные учебные заведения — медресе. Шакирты (студенты) из булгар получают образование не только в своих медресе, но и в восточных странах — в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана.

Благосостояние государства обеспечивается за счет ее выгодного географического положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных черноземных почв.

Музыкальные традиции ислама адаптировались к местным условиям, специфике художественного мышления булгарского народа, порождая самобытные формы музыкальной культуры, которые входили в процесс воспитания и образования как привилегированных, так и демократических слоев булгарского общества. Основной темой творчества создателей эпоса, считавших своей главной задачей воспитание любви и верности родине, была борьба народа за свою свободу и независимость.

Многочисленная группа музыкантов-профессионалов обеспечивала эстетические потребности широких слоев населения. Носители этого вида творчества совмещали профессии певца, поэта, музыканта-инструменталиста, шута и кукольника и имели собственную, весьма обширную аудиторию, выступая на площадях, базарах и ярмарках многолюдных городов, народных праздниках. В записках Ибн Фадлана не однажды отмечается бытование у булгар тунбура, лютни, цитры, свирели.

Выросшие и обучавшиеся в Булгарии просвещенные люди были известны в восточных странах под именем «ал-Булгари». Этим тахаллусом (псевдонимом), очевидно, они хотели выразить популярность, известность булгарских медресе и препо дававших в них учителей.

Принятие ислама Волжской Булгарией имело еще одно важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки.

Первоначально булгары пользовались рунической письменностью. С принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита.

Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии.

Каллиграфия — искусство красивого и четкого письма

Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями.

Арабской письменности, основам религиозных знаний обучали в мектебах. Это были начальные школы при мечетях, которые строились в булгарских городах и селах.

Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся ученых, поэтов Востока того времени. Это способствовало развитию в Волжской Булгарии разных наук и литературы.

Булгары достигли немалых успехов в математике и астрономии, химии и медицине, географии и истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: