Древняя и средневековая Индия - OXFORDST.RU

Древняя и средневековая Индия

Древняя и средневековая Индия

Еще в середине III тысячелетия до н. э. в долине Инда существовала развитая цивилизация, одним из центров которой был город, раскопанный вблизи холмов Мохенджо-Даро. Эта цивилизация, основанная первоначальным населением Индии, во II тысячелетии до н. э. была разрушена арийскими племенами, пришедшими с Гималаев. Потомками первоначального населения Индии являются дравиды Южной Индии. Завоеватели создали рабовладельческие государства в I тысячелетии до н. э. В этих государствах велась борьба за власть, главным образом между воинами — кшатриями и священниками — брахманами, нередко вспыхивали восстания угнетенных сословий и каст. В I тысячелетии до н. э. появляются священные книги брахманов «Веды» («Знания»). К VII—V вв. до н. э. относятся первые индийские письменные математические памятники.

В V в. до н. э. в Индии возникает новая религия — буддизм, отражавшая недовольство угнетенных слоев. Не позже IX в. до н. э. была установлена связь Индии с Вавилоном.

В VI в. до н. э. часть Северной Индии была захвачена персидским царем Дарием. В 327—325 гг. до н.э. еще большая часть Северной Индии была завоевана Александром Македонским, а впоследствии вошла в состав царства Селевкидов. Вождь восстания против греков Чандрагупта основал новую династию Маурья в Магадхе (ныне Бенгалия) со столицей в Паталипутре (ныне Патна). Внук Чандрагупты Ашока (273—232 гг. до н. э.) объединил почти всю Северную Индию и значительную часть Южной Индии, при нем буддизм становится государственной религией индийцев. Часть Индии, входившая в царство Селевкидов, вместе с югом Средней Азии и Афганистаном в III в. до н. э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства, оставившего заметный след в развитии культуры Индии. В I в. до н. э. эти земли вошли в царство Великих Кушан, во главе которого стояли скифские завоеватели. Государство Кушан установило торговые отношения с Китаем и Римом.

В IV в. н. э. Северную и Центральную Индию объединила династия Гунта. В это время появляются астрономо-математические труды «сиддханты» («учения»). В царстве Гупт в V—VI вв. работают уроженец Паталипутры Ариабхата и уроженец Удджайна Варахамихира, в VII в. в Удджайне работает Брахмагупта. В VII—VIII вв. «сиддханты» и труды Ариабхаты и Брахмагупты становятся известны в странах ислама и переводятся на арабский язык. В это же время переводятся на персидский и арабский языки многие произведения индийской литературы, например «Калила и Димна».

В VIII в. многовековая борьба между буддизмом и древней индийской религией заканчивается победой последней. Буддисты изгоняются из Ин­дии и уходят в другие страны (ныне буддизм — основная религия в Бирме, Тибете и Монголии и широко распространенная религия в Японии и Китае).

В это же время Северная Индия подвергается нападениям мусульманских завоевателей. В XI в. Северную Индию захватывает Махмуд Газневи. Основанная им династия правит в Северной Индии и после его изгнания из Ирана.

После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переносится в Южную Индию. Здесь работают математики и астрономы Магавира (IX в.), Шридхара (IX—X вв.), Бхаскара (XII в.), Нарайана (XIV в.), Нилаканта (XV—XVI вв.).

В начале XIII в. почти вся Индия объединяется Делийским султаном. В XVI в. значительная часть Индии была покорена Бабуром, потомком Тимура; основанная им империя по имени монгольских предков Тимура называется империей Великих Моголов.

Последним ярким событием научной жизни Индии перед ее завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны (ныне Раджастан) Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько астрономических обсерваторий в Северной и Центральной Индии и составившего астрономические таблицы.

Большинство научных трактатов индийцев написаны на санскрите — языке религиозных книг брахманов. Этот язык объединял многочисленные народы Индии, говорившие на различных языках. Только в XVII в. индийцы стали писать научные трактаты на разговорных языках: анонимный южно-индийский трактат «Йукти бхаша» («Разъяснение математики») написан на языке малайялам, а астрономические таблицы Савай Джай Сингха — на распространенном в Северной Индии персидском языке.

Следует отметить, что наши сведения о математике древней и средневековой Индии весьма неполны и о некоторых этапах развития индийской математики мы можем судить только предположительно. Некоторые сведения о математике древней Индии мы черпаем из комментариев к священным книгам брахманов «Веды». В одной из таких книг, относящейся к VII—V вв. до н. э., «Шулва сутра» («Правила веревки») излагаются способы построения алтарей и связанные с ними вычисления.

Первые «сиддханты», появившиеся в V в. н. э., имеют явно эллинистическое происхождение. «Пулиса-сиддханта» приписывается некоему Паулисе из Саинтры. По-видимому, ее автором был александрийский астроном Паулос, бежавший в Индию после разгрома научного центра в Александрии. О греческом происхождении свидетельствует и название «Ромака-сид-дханты»: жителей Восточной Римской империи часто называли ромеями (впоследствии арабы называли их румами). В сиддхантах применяются некоторые греческие термины: расстояние от центра называется «кендра» (от греческого — центр), минута — «липта». Важнейшая из сиддхант была написана Брахмагуптой около 628 г. Она называлась «Брахма-спхута-сиддханта» («Усовершенствованное учение Брахмы») и состояла из 20 книг, большая часть которых была отведена астрономии, но XII книга была специально посвящена арифметике и геометрии, а XVIII книга — алгебре.

Многие трактаты были написаны в стихах, чтобы правила, сформулированные в коротких строках, можно было заучить наизусть. Например, «Тришатика» Шридхары (IX — X вв.) получила свое название от слова «тришата» — «триста», так как содержала триста стихов. Весьма краткое стихотворное изложение, почти непонятное непосвященным, разъяснялось в комментариях.

Крупнейшему индийскому математику XII в. Бхаскаре принадлежит трактат «Сиддханта-широмани» («Венец учения»), переписанный в XIII в. на полосках пальмовых листьев (рис. 1). Этот трактат состоит из четырех частей, из которых «Лилавати» («Прекрасная») посвящена арифметике, а «Биджаганита» — алгебре, остальные две части астрономические. Название «Лилавати» относится то ли к дочери ученого, к которой автор обращается с задачами, то ли к самой арифметике.

Индийская нумерация

Счет целых чисел в Индии с древних времен носил десятичный характер. Санскрит — индоевропейский язык, родственный индоевропейским языкам Европы (для сравнения приведем числительные 1 — эка, 2 — дви, 3 — три). В названиях чисел применялся и аддитивный и субстрактивный принципы; например, 19 можно было назвать и «навадаша», (девять-десять) и «экауна — вимсати» (без одного двадцать). В отличие от других индоевропейских языков, в санскрите существуют названия для 10 n до n> 50.

Одной из первых нумераций, применявшихся в Индии, были цифры «карошти» (рис. 2), которыми пользовались в Северной Индии со времени персидского завоевания до III в. н. э. вместе с сирийским письмом. Цифры карошти были во многом похожи на финикийские: числа записывались справа налево, знаки для 1 и 10 были весьма близки к финикийским, имелся знак для 20, представляющий собой соединение двух знаков для 10, и знак для 100, который, как и в финикийской нумерации, не повторялся, а справа от него записывалось число сотен. Однако, в отличие от финикийских цифр, здесь употреблялся специальный знак для 4.

Рис. 2 Цифры карошти

Начиная с VI в. до н. э. в Индии были широко распространены цифры «брахми» (рис. 3). В отличие от цифр карошти, цифры брахми записывались слева направо, как индийское письмо. Однако в обеих нумерациях было немало общего. Не говоря уже о том, что первые цифры в обоих случаях изображали три палочки, а четвертая — четыре палочки (в случае карошти — в виде креста), общим было то, что до сотни в обоих случаях применялся чисто аддитивный принцип, а начиная с сотен этот принцип соединялся с мультипликативными: в нумерации брахми последний принцип применялся не только к знаку для 100, но и к знаку для 1000.

Рис. 3 Цифры брахми

Следует отметить, что первые три знака в обеих нумерациях совпадают с китайскими; встречалась в Китае и четверка в виде креста. Важным отличием цифр брахми от карошти было (как и в китайских цифрах) наличие специальных знаков для чисел от 1 до 9; возможно, что цифры карошти представляли собой промежуточную стадию между обозначениями чисел от 1 до 9 с помощью повторения знака для 1, применявшимися в Финикии, Вавилоне и Египте, и обозначениями этих чисел с помощью специальных знаков.

Эта особенность цифр брахми стала предпосылкой создания в Индии десятичной позиционной нумерации.

Первая известная нам запись с помощью цифр брахми, в которой применяются только первые девять цифр, а десятки и сотни обозначаются теми же цифрами, что и единицы, относится к VI в. н. э.: это дарственная запись от 595 г. н.э., в которой 346-й год записан цифрами брахми 346. Нуля не было, вместе него на счетной доске оставлялся пустой столбец.

Наряду с цифровой записью в Индии широко применялась словесная система обозначения чисел, этому способствовал богатый по своему словарному запасу санскритский язык, имеющий много синонимов. При этом нуль обозначался словами «пустое», «небо», «дыра»; единица — предметами, имеющимися только в единственном числе: Луна, Земля; двойка — словами «близнецы», «глаза», «ноздри», «губы»; четверка — словами «океаны», «стороны света» и т. д.

Применение позиционного принципа в словесной нумерации, в котором одно и то же слово в зависимости от места имеет разное числовое значение, а названия разрядов опускаются, зафиксировано еще в V в. Например, число 1021 записывалось словами «Луна — дыра — крылья — Луна». Одно из названий нуля — «шунья» (пустое) стало впоследствии основным. Когда в VIII в. индийские сиддханты переводили на арабский язык, слово «шупья» перевели арабским словом «сыфр», имеющим то же значение. Слово «сыфр» при переводе арабских сочинений на латынь было оставлено без перевода в виде ciffra, откуда происходит французское и английское название нуля zero, немецкое слово Ziffer и наше слово «цифра», также первоначально означавшее нуль.

Но в это же время на судьбу нумерации значительное влияние оказали математики. В области вычислений требовались более удобные системы счисления и Ариабхата предложил записывать цифры санскритскими буквами.

Первое достоверное свидетельство о записи нуля относится к 876 г., в настенной надписи из Гвалиора (Индия) имеется число 270. Одни исследователи (Г. Фрейденталь) предполагают, что нуль был заимствован у греков, которые ввели в качестве нуля букву о в шестидесятиричную систему счисления, употребляемую ими в астрономии. В V в. в Индии появилась переводная греческая астрономическая литература. Освоение ее индийцами, возможно, повлияло и на перемену порядка следования цифр (от старших к младшим, как это было у вавилонян и греков) и на запись дробей, аналогичную их записи в эллинистическом Египте.

Другие (Дж. Нидэм), наоборот, считают, что нуль пришел в Индию с востока, он был изобретен на границе индийской и китайской культур. Обнаружены более ранние надписи от 683 и 686 гг. в нынешних Камбодже и Индонезии, где нуль изображен в виде точки и малого кружка. Те же доводы, что и у Фрейденталя (порядок следования разрядов, запись дробей, переводная литература), могут быть приведены в пользу не греческого, а китайского происхождения нуля.

На основе цифр брахми выработались современные индийские цифры «деванагари» (божественное письмо), применяющиеся в десятичной позиционной системе, от которой происходят десятичные позиционные системы арабов и европейцев.

Первым свидетельством об индийской десятичной позиционной системе являются слова сирийского христианского епископа Севера Себохта, жившего в одном из монастырей в верховьях Евфрата в VII в. В рукописи 662 г. Себохт писал: «Я не стану касаться науки индийцев. их системы счисления, превосходящей все описания. Я хочу лишь сказать, что счет производится с помощью девяти знаков ».

Мы называем изобретенные индийцами цифры 1, 2, . 9 и нуль арабскими, так как заимствовали их у арабов, но сами арабы называли эти цифры индийскими, а арифметику, основанную на десятичной системе —«индийским счетом» (хисаб ал-Хинд).

Читайте также  Лицензирование и сертификация

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЯ»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Географическое расположение и природа Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью. Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов. Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории. На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев. Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени. В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался. Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий. Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества. В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития. Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.

Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь. Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами. С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности. В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия. Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки. Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники. Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений. Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры. Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.

Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде. Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле. Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма. Три божества — Брахма, Вишну и Шива

Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей. Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается. Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям. Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития. Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

Древняя Индия – Хараппская цивилизация

Содержание:

Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или Вавилоне. О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.

История древней Индии

Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

Карта древней Индии.

Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.

Читайте также  Изменения в организме, вызванные гиповолемическим шоком

Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.

Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.

О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.

Упадок индийской цивилизации

Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.

Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.

И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.

Культура древней Индии

Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.

Руины древнего индийского города.

В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

Искусство древней Индии

Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.

Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.

Настенная живопись Аджанты.

Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.

Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.

В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.

Религия древней Индии

Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

  • Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
  • Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
  • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.

Интересные факты о древней Индии

  • Помимо индуизма и буддизма Индия является родиной для огромного числа различных философско-религиозных учений. Поэтому Индию порой называют «страной тысячи религий».
  • Именно из древней Индии к нам пришли шахматы, йога, чай (по легенде, индийский монах медитировал под чайным деревом, возле него лежала чаша с водой, и с дерева в чашу случайно упал листок, попробовав чашу с водой и чайным листком, монах пришел в изумление от вкусного напитка, так и появился чай).
  • Среди наук в древней Индии особое развитие получила математика, а древнеиндийские математики первыми изобрели десятичную систему счисления, цифру 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также с большой точностью рассчитали число «Пи».
  • Не менее искусными были и древнеиндийские астрономы, которые умели определять фазы Луны без телескопа.
  • Индия является одним из очагов зарождения письменности, особенно популярным стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и жрецы – брахманы. Однако развитие письменности в древней Индии началось уже в после хараппский период, с приходом ариев.

Древняя Индия, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Индии от канала Discovery.

10 древних памятников Индии, которые хранят исторические тайны этой страны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Хава Махал

Хава Махал, также известный как «Дворец Ветров», является одним из лучших туристических достопримечательностей города Джайпур. Этот красивый дворец из розового песчаника был построен в форме короны Господа Кришны махараджей Саваем Пратапом Сингхом в 1799 году. Хава Махал — это также прекрасный пример архитектуры Раджпутаны. Его пирамидальная форма и 953 красивых окна делают это место уникальной достопримечательностью города.

Интерьер дворца примечателен длинными коридорами, а также тем, что в нем нет лестниц — этажи соединены специальными склонами. Целых 953 окон в Хава Махал были сделаны не случайно — они предназначались для женщин королевского гарема, которые никогда не появлялись на публике. Эти окна позволяли им наблюдать за жизнью людей, да и просто любоваться отличным видом на город.

2. Сотовая тюрьма

Сотовая тюрьма, также известная как «Кала Пани», расположена и городе Порт-Блэр на Андаманских и Никобарских островах. Этот комплекс стал немым свидетелем пыток, которым подвергались индийские активисты, борющиеся за независимость. Его строительство было завершено в 1906 году, и сегодня Кала Пани считают одним из национальных памятников страны.

Буквально каждый уголок тюрьмы «может поведать» истории сопротивления, жертв и страданий великих индийских борцов за свободу, таких как Бирендра Кумар Гош, Упендранат Банерджи, Хем Чандра Дас, Улласкар Дутта, Бибхути Бхушан Саркар. В Сотовой тюрьме насчитывается 696 камер-одиночек, отсюда и ее название.

3. Ворота Индии

Ворота Индии — самая известная достопримечательность Мумбаи. Строительство этой арки в индо-сарацинском стиле архитектуре было начато в 1911 году, а завершено в 1924 году. Основной целью создания данного колоссального сооружения было ознаменование визита короля Георга V и королевы Марии, которые посетили Мумбаи в 1911 году.

Ворота Индии имеют большое значение в плане того, что они являются прекрасным символом британской Индии и британского императора. Посетители также могут увидеть напротив арки статую Шиваджи — индийского короля-воина XVII века.

4. Чарминар

Чарминар или «Мечеть четырех минаретов» является визитной карточкой города Хайдарабад и значит примерно то, что Тадж-Махал для Агры. Здание было построено в 1591 году султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в честь победы над эпидемией чумы в этом регионе. Для этого памятника использовался стиль индо-исламской архитектуры, а создали его из гранита, раствора и измельченного мрамора.

На каждом угле здания расположены четыре изящных по форме 56-метровых минарета, соединенные двойным балконом. На верхний этаж Чарминара, который предназначен для молитв, ведет извилистая лестница из 149 ступеней. Также был построен чудесный подземный туннель, который соединяет Чарминар с Голкондой.

5. Пещеры Аджанты

Аджанта является самым популярным буддийским памятником в Индии, который расположен в Аурангабаде (штат Махараштра). 30 пещер в скалах данного буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса были вырезаны еще во II веке до нашей эры. Из 30 пещер пять представляют собой залы со ступами, а остальные — помещения монастыря. Пещеры Аджанты также включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древние картины, иллюстрирующие различные события из жизни Будды, и скульптуры являются главной достопримечательностью этих пещер. А местная наскальная резьба считается одной из самых редких в мире.

6. Ступа Санчи

Ступа Санчи (штат Мадхья-Прадеш) является старейшим каменным сооружением в Индии, а также одним из самых популярных буддийских памятников в стране. Она была построена в III веке до нашей эры по приказу императора Ашоки.

На главных четырех воротах в ступе Санчи изображены сцены из жизни Будды. Также в ней можно найти много резных фигурок и изображений Будды, покрытых лаком, сохранившимся еще со времен империи Маурьев.

7. Майсурский дворец

Майсурский дворец можно увидеть в южноиндийском городе Майсур (штат Карнатака). На самом деле он строился разными императорами в разное время. Это главная причина, по которой дворец может похвастаться различными архитектурными стилями — от индо-сарацинского до индуистского, мусульманского, раджпутского и готического.

В основном для строительства использовали серый гранит и розовый мрамор. Общественный дарбар (зал для аудиенций) и королевский свадебный зал внутри дворца сегодня стали главной достопримечательностью для посетителей. Что интересно, оружие и арсенал XIV века, используемые королевской семьей, также хранятся в этом дворце.

8. Кутб-Минар

Кутб-Минар — второй по высоте минарет в стране. Это объект всемирного наследия был построен в Дели. Его фундамент был заложен в 1192 году, а строительство заняло более 75 лет (при этом сменилось несколько правителей). Кутб-Минар также окружен множеством древних сооружений.

Этот древний исламский памятник высотой 72,6 метра сделан из красного песчаника и мрамора. Кутб-Минар состоит из 5 этажей, каждый из которых разделен красиво украшенными балконами. Также примечательна нижняя часть интерьера минарета, украшенная вычурной исламской резьбой.

9. Красный форт

Лал-Кила или «Красный форт», расположенный в Дели, — один из самых знаковых символов Индии, внесенный в список объектов всемирного наследия. Первоначально он был домом для императоров моголов в течение более 200 лет (до 1856 года). Цитадель была построена императором Шах-Джаханом в 1648 году и получила свое название из-за массивных глыб из красного песчаника, из которых она была сделана. Красный форт отражает архитектурные стили моголов, индусов, исламов, персов и тимуридов.

Читайте также  Блюда и гарниры из овощей

Красный форт, расположенный на площади 254 гектара, имеет восьмиугольную форму. Для его украшения использовали персидские, европейские и индийские произведения искусства, а также алмазы.

В каждый день независимости Индии с 1947 года премьер-министр страны поднимает национальный флаг у главных ворот Красного форта, после чего выступает с речью. Крепость стала крупнейшим памятником в Дели, который каждый год привлекает посетителей из разных уголков мира.

10. Тадж Махал

Одно из семи чудес света расположено в Агре (штат Уттар-Прадеш). Город Агра стал самым посещаемым иностранцами местом в Индии именно благодаря этому историческому памятнику любви. Белый мраморный мавзолей, который был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз, был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство Тадж-Махала заняло 20 лет и началось в 1632 году. Над возведением мавзолея работало около 20000 человек, а для перевозки материалов использовали 1000 слонов. Архитектурный стиль Тадж-Махала сочетает в себе исламскую, персидскую, османскую, турецкую и индийскую архитектуру.

Четыре стороны Тадж-Махала совершенно идентичны, а самой потрясающей его особенностью является то, что мавзолей принимает разную окраску в разное время дня: розоватый оттенок утром, молочно-белый вечером и золотистый ночью. На его стенах также можно увидеть каллиграфически выведенные персидские стихи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Всеобщая история

План урока:

Природные условия Древней Индии

Индия – страна, занимающая полуостров Индостан, расположенный на территориях Южной Азии. На юге, западе и востоке, ее побережья омывают теплые воды Индийского океана. На севере Индию окружает естественная природная граница – признанные самыми высокими в мире Гималайские горы.


Карта

Древнеиндийская цивилизация [1] зародилась примерно в 3 тысячелетии до нашей эры. Центральным местом расселения первых ее жителей стали плодородные долины крупнейших индийских рек – Инда и Ганга. С древних времен, из-за обильных дождей в июле и августе, эти полноводные реки выходили из берегов, заливая все вокруг. Древние индийцы верили, что Инд и Ганг, берущие свое начало в горах Гималаях, являются священными реками, которые снизошли по воле богов с небес на землю.

Климат Индии — жаркий и влажный,способствовал развитию на этих территориях земледелия. Индийцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, многочисленные фрукты и овощи. Из сахарного тростника [2] , растущего вблизи болот, индийцы научились добывать сахар. Богатая природа Древней Индии давала населению растения, из которых изготавливали пряности, лекарства, благовония.

Запоминаем новые слова!

Пряности – это различные виды растений, используемые в кулинарии, обладающие ярко выраженным вкусом и запахом. Например: черный перец, корица, имбирь, тмин, лавровый лист, куркума.

Благовония – это натуральные вещества, обладающие приятным запахом, используемые для ароматизации помещения.

Несмотря на благоприятный индийский климат, далеко не все территории полуострова Индостан были пригодны для земледелия. Большую часть долины Ганга покрывали густые тропические леса – джунгли. Высокие деревья, вечнозеленые кустарники, яркие душистые цветы часто сплетались друг с другом, создавая труднопроходимые заросли. На каждом углу неосторожного путника подстерегали ядовитые змеи и насекомые, многочисленные хищные животные.

Чтобы подготовить участок для поселений, древние индийцы выжигали джунгли огнем, вырубали деревья и кустарники, выкорчевывали пни и глубокие корни растений. Со временем поселения объединялись между собой, образовывая небольшие государства.

В I тысячелетии до нашей эры на территориях Индии сложилось множество разрозненных царств. Объединить их между собой в одно государство смог царь Ашока [3] . Это произошло в 3 веке до нашей эры. Но после смерти правителя государство распалось. Снова началась череда непрерывных войн между царствами, боровшимися за лидерство.

Культура, наука и искусство Древней Индии

Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).

Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.

Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.

Немалыми были достижения индийцев и в научной области:

  1. Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
  2. Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
  3. Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
  4. Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).

Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.

Индийская религия

Древнейшая религия индийцев – индуизм, была основана на поклонении сотням богов. Главными среди них считались три бога:

  1. Вишну – создатель всего сущего, верховный повелитель вселенной. Индийцы верили, что по милости бога Вишну происходит создание, поддержание и разрушение бесчисленных миров. Что он спасает людей от страха и горя, дарует успех, обильные урожаи, богатства. Традиционно его изображали в виде синего божества с четырьмя руками и телом человека, лежащего или стоящего на цветке лотоса.
  2. Бог Брахма– сын Вишну, которому Отец поручил создать Землю, людей и законы. Его изображали в виде человека с четырьмя головами, которые символизировали способность контролировать все четыре стороны света. Также индийцы верили, что именно Брахма основал деление общества на касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов-правителей), вайшьев (торговцев и ремесленников) и шудр (рабочих).
  3. Шива – разрушитель вселенной, повелитель духов и демонов. Индийцы верили, что бог Шива в конце каждой эпохи танцует танец разрушения, уничтожающий всю вселенную. Несмотря на это, Шива почитался как милостивый бог, которому поклонялись для исцеления от болезней, победы в битве, обретении власти, освобождении от всех страданий.Чаще всего его изображали многоруким, танцующим священный танец.

Запоминаем новые слова!

Касты – это отдельные общественные группы индийского общества, принадлежность к которым определялась по рождению, передавалась по наследству. Например, сын рабочего становился рабочим, потомки воина наследовали профессию своего отца.

В середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Индии зародилось новое религиозно-философское учение – буддизм. Возникновение буддизма связано с именем индийского царевича – Сиддхартхи Гаутамы, который отказался стать царем, чтобы обрести Просветление (освобождение от всех страданий, связанных с рождением и смертью).

Это интересно! Будда – не вымышленный персонаж, а реальная историческая личность.

Согласно легенде, Сиддхартха долгие годы не выходил за стены царского дворца, окруженный заботой слуг и роскошью. Отец скрывал от своего сына все страдания мира, так как ему предсказали, что Гаутама откажется занять престол и уйдет в монахи. Но однажды царевич покинул царский дворец и встретил на своем пути старика, неизлечимо больного человека и похоронную процессию. Так он понял, что в этой жизни всех людей, независимо от их происхождения и богатства, ожидают старость, болезни и смерть. Сиддхартха ушел из дворца и стал странствующим монахом. Через 35 лет он стал Буддой (просветленным, пробужденным) и основал свое учение, с помощью которого все люди могли навсегда прекратить свои страдания.

Разделение индийского общества на касты

Согласно религии – индуизму, индийское общество было разделено на 4 основные касты:

Первая каста — брахманы (жрецы, ученые, учителя) – самые мудрые и почитаемые члены общества. С раннего детства брахманы осваивали священный язык санскрит, читали Веды и другие религиозные тексты, обучались многим наукам. Когда обучение подходило к концу, ученик должен был сделать выбор: завести семью или удалиться от мира и стать отшельником. Традиционно брахманы осуществляли все религиозные обряды, при начале любого важного дела, цари приглашали их в свои дворцы, чтобы брахманы произносили мантры на санскрите (специальные молитвы, которые должны были обеспечить успех в любом начинании). Брахманы, которые обзаводились семьей, могли также становиться учителями или учеными, набирать к себе на обучение учеников.

Вторая каста – кшатрии (воины – цари и остальные военные). Все индийские цари принадлежали к касте кшатриев. В мирное время они правили своим царством, а во время войны лично возглавляли войска. Кшатрии были самыми богатыми среди остальных категорий населения, но в принятии наиболее важных решений они советовались с брахманами, подчинялись им.

Третья каста — вайшьи (торговцы, ремесленники,землевладельцы). Вайшьи занимали промежуточное положение между высшими кастами и низшими, пользовались в обществе уважением.Они зарабатывали себе на жизнь своим талантом, предпринимательской деятельностью. Среди них было немало богатых землевладельцев, которым принадлежали обширные пастбища для скота, участки плодородной земли.

Четвертая каста – шудры (слуги, наемные сельскохозяйственные работники, рабы). Эта категория населения занималась исключительно тяжелым физическим трудом, не пользовалась уважением в обществе. Шудрам было запрещено обучаться грамоте, совершать религиозные обряды, вступать в брак с представителями высших каст.

Это интересно!

Согласно легенде представители разных каст произошли от разных частей бога Брахмы. Брахманы произошли из его рта, поэтому считалось, что они получили способность красиво излагать свои мысли, произносить мудрые речи. Кшатрии появились из рук индийского бога, который наделил их силой, смелостью, способностью защищать слабых и беззащитных. Вайшьи произошли из бедер Брахмы, а шудры из его пыльных ног.

Отдельно от 4 основных каст, в Древней Индии жили неприкасаемые – люди, находившиеся на положении ниже шудр, презираемые всеми членами общества. Согласно учению о карме, индийцы верили, что неприкасаемые совершили в прошлой жизни много грехов и злых дел, поэтому вынуждены теперь терпеть всеобщее неуважение и страдания. Неприкасаемым запрещено был пить воду из общего колодца, приближаться к представителям 4 каст, заходить в храмы. Они селились за пределами города и жили обособленно от других категорий населения.

Словарь

1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.

2. Сахарный тростник – это однолетнее растение, используемое человеком для получения сахара.

3. Царь Ашока – индийский правитель, завоевавший большинство царств Древней Индии, объединивший их в одно государство. Предположительно Ашока правил с 273 по 232 гг. до нашей эры, после его смерти могущественная империя распалась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: