Древнейшие цивилизации Мезоамерики - OXFORDST.RU

Древнейшие цивилизации Мезоамерики

Ольмеки — цивилизация Мезоамерики

Доподлинно о них неизвестно ничего: ни к какому этносу или расе они принадлежали, ни языка, на котором они говорили, ни того, какого цвета была у них кожа, ни даже того, откуда они пришли в Центральную Америку и куда потом делись. От них остались брошенные города, гробницы с погребёнными в них каменными изваяниями, но ни одного целого скелета, ни одного черепа. Даже имя, которым вынуждены называть их историки — ольмеки, то есть каучуковые люди, дано им ацтеками.


Специалисты по американским индейцам считают, что цивилизация ольмеков процветала в районе Мексиканского залива примерно три тысячи лет назад. Именно к этому времени относятся археологические памятники, оставленные ольмеками. Своё название ольмеки получили по малочисленному индейскому племени, обитавшему на побережье во времена расцвета другой доколумбовой цивилизации — ацтекской.

Неизвестные мудрецы

Так уж сложилось, что полудикое племя, добывавшее каучук в XI-XIV веках, соседи ацтеков, жило на той самой территории, где позже были найдены развалины древних городов. Никакого отношения дикари-ольмеки к строителям городов не имели. Однако в научном мире с 1927 года за ними закрепилось именно это имя. Мексиканские археологи пытались назвать недавно открытую цивилизацию «теноселоме», то есть «люди с пастью ягуара», поскольку талантливые камнерезы поклонялись богу-ягуару, но к ним никто прислушиваться не стал. Так народ, настоящее имя которого неизвестно, и стал ольмеками.
Как оказалось, ольмеки были первым цивилизованным племенем Мезоамерики. Именно у них майя переняли свои астрономические знания. Даже календарь, точность которого так потрясает наших современников, создали не жрецы майя, а ольмеки. И основы градостроения майя придумали не сами, а тоже получили от ольмеков. По сути этому исчезнувшему народу должны быть благодарны все доколумбовые цивилизации Америки — и тольтеки, и майя, и инки, и ацтеки. Даже свою мифологию они, вероятно, почерпнули из мифов и легенд ольмеков.
Учёные ищут и не могут найти родину ольмеков. Но вынуждены признать, что цивилизация ольмеков возникла как-то странно внезапно, словно сюда, на берег Мексиканского залива явились люди с вполне уже сложившейся культурой и стали заниматься привычным делом — строить дома, святилища, дороги, ирригационные системы и вытесывать из базальта огромные головы без туловищ.

Головы без туловищ

Таких голов к нашему времени обнаружено 17 штук. Первая голова была найдена в непроходимых тропических болотах в районе Трес-Сапотес в 1862 году. Её описание в статье «Мексиканские древности» дал Хосе Мария Мельтар-и-Серрано. Правда, он думал, что у головы есть тело и что прежде это была гигантская статуя, изготовленная народом майя. Ещё одну голову в 1925 году нашла американская экспедиция, посланная в Ла-Венту. Археологи искали остальные части каменного тела, но не нашли. Зато на вершине горы Сан-Мартин они увидели сидящего на корточках узкоглазого каменного идола, которого, нимало не колеблясь, приписали цивилизации майя. Позже выяснилось, что туловищ у голов нет и что к майя находки не имеют никакого отношения.
В 1938 году американец Мэтью Стирлинг нашёл с десяток каменных голов. Средний размер колебался от двух до двух с половиной метров в высоту, а диаметр в широкой части достигал семи метров. Но не размеры потрясли Стирлинга, а то, что все артефакты имели совершенно явные негроидные черты — круглые лица, толстые вывернутые губы, широкие сплющенные носы. А глаза у этих «эфиопов» были… монголоидными. Майя ничего подобного не изображали. Впрочем, этого не делали ни тольтеки, ни инки, ни ацтеки.
Пока научная общественность переваривала неуместную находку, свой голос возвысили атлантологи, которые сразу же признали в головах портреты атлантов. Кто-то припомнил записки испанского конкистадора Берналя Диаса, в которых тот передавал рассказы ацтеков о гигантах, обитавших здесь прежде, и головы без туловищ в мгновение ока стали головами гигантов. По размеру голов были вычислены размеры туловищ — никак не меньше пяти метров! Все те же ацтеки говорили, что в государстве ольмеков правителями были гиганты.
Кто-то заострил внимание на негроидных чертах, и мгновенно родилась теория о переселении чернокожих египтян с верховий Нила ещё при первых фараонах. Эта теория, между прочим, жива до сих пор. Впрочем, негроидные черты — не единственная проблема истуканов. Китайские археологи, например, делают упор не на негроидных, а на монголоидных чертах. А в найденных скульптурках меньшего размера — с такими же не индейскими лицами и очень плотными короткими телами — узнают китайцев или японцев. Действительно, некоторые статуэтки удивительно напоминают борцов сумо. Но справедливости ради стоит сказать, что конституция тела и тип лиц, изображённых древними скульпторами, можно соотнести и с народами севера. Именно оттуда, по одной из индейских легенд, пришли строители ольмекских городов.

Дети бога Ягуара

Ацтеки считали, что ольмеки явились на побережье с севера, из холодных стран. Обосновались они в Тамоанчане. Правда, земля была уже заселена великанами. Так что великанов пришлось убить. Согласно ацтекским мифам, ольмеки произошли от бога Ягуара. Впрочем, в своих предках Ягуара числили все народы Мезоамерики. Ольмеки тоже очень любили его изображать. Кроме Ягуара, они поклонялись богу Маиса и богу Смерти. Скульптуры и стелы, посвящённые этим богам, находят в ольмекских городах Трес-Сапотесе, Сан-Лоренсо, Сан-Андреасе, Лагуне-де-Лос-Серрос, Лас-Лимасе, Ла-Венте.
Самый древний из них, Сан-Лоренсо, основан в XV веке до нашей эры. Он был построен на искусственной насыпи и имел собственный водопровод. В X веке до нашей эры появилась Ла-Вента — город с конусообразной пирамидой, святилищами, полями для игры в мяч и дворами с мозаичными плитками, имевшими непонятное назначение — после того как их достраивали, тут же засыпали землёй. Археологи считают, что мозаичные дворы посвящались богу Ягуару и обязывали прародителя ольмеков оберегать их от бед.
Ольмеки почитали маис как основу своего земледелия, хотя знали и другие культуры, а среди прочего в пищу употребляли мясо собак. В городах ольмеков, кроме гигантских голов и монументальной скульптуры, алтарей, саркофагов и каменных зданий, найдено много керамики и скульптурок и украшений из обсидиана, горного хрусталя, аметиста, яшмы и нефрита. Базальтовые глыбы для изготовления голов и других крупных артефактов они доставляли за многие километры, очевидно, укладывая заготовки на полозки и транспортируя их до рек, а затем сплавляли на плотах. Вес некоторых глыб достигал 30 тонн. Нефрит, который ольмеки охотно использовали для ритуальных масок и мелкой пластики, добывали в горах Гватемалы.

Экспедиция Стирлинга

сделала неожиданное открытие, которое потом долго обсуждал весь мир. В Ла-Венте они нашли детские игрушки, среди которых оказались собачки на… колёсах. Учитывая, что ни майя, ни инки, ни ацтеки не знали колеса, находка более чем шокирующая. В тот же год археологи обнаружили стелу с календарной датой, записанной теми же знаками, что и у майя. Пришлось признать: календарь изобрели ольмеки. А затем было сделано ещё одно открытие: нашли небольшую каменную плиту, своего рода каменный блокнот с ольмекской письменностью. Письменность оказалась иероглифической, но она пока никем не расшифрована.

Американские слоны?

Колесо, календарь, письменность… Какой ещё сюрприз может преподнести древнейшая цивилизация Мезоамерики? А слона не желаете? Археологи нашли среди прочей керамики сосуд в форме… сидящего слона. Слонов, как известно, в Америке нет. Они вымерли 12 тысяч лет назад. Но, пожалуйте, вот вам слон. С хоботом.
Впрочем, и слоны — не апогей ольмекского кошмара. Кроме гигантских негроидных голов археологами был найден рельеф с двумя фигурами. Одна опознана как бог Ягуар, а у второй… европейский тип лица и козлиная бородка! А вы говорите — слоны!
Конец цивилизации ольмеков скрыт таким же туманом, как и её начало. В III веке до нашей эры она исчезает. Причём города не разграблены, не сожжены, просто оставлены. Боги уложены в братские могилы и засыпаны землёй. У части истуканов отбиты только головы и тоже захоронены. В погребении участвовали все жители — части каменных тел засыпали тоннами земли.
Но что случилось с ольмеками? Куда они ушли? Кто знает? Может быть, удастся найти тексты ольмеков, которые всё объяснят. Может быть, удастся их расшифровать. Может быть…

Журнал: Загадки истории №26, июнь 2020 года
Рубрика: Исчезнувшие цивилизации
Автор: Николай Котомкин

ВВЕДЕНИЕ

Особая культурно-географическая область — Мезоамерика — была впервые выделена в 1943 году мексиканским учёным Паулем Кирхоффом на основе ряда общих черт культуры и с тех пор прочно заняла своё место в работах американистов. Однако вопрос о точных границах Мезоамерики и времени её появления на исторической сцене до сих пор остаётся предметом острых дискуссий.

По мнению большинства учёных, Мезоамерика — это северный район зоны высоких цивилизаций Нового Света в доколумбову эпоху. Территориально Мезоамерика включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные области Сальвадора и Гондурас. В конце I тысячелетия до н. э. здесь появились первые государства, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Нового Света.

На протяжении более чем полутора тысяч лет, которые отделяют появление индейских цивилизаций от испанского завоевания (XVI в.), границы Мезоамерики претерпевали значительные изменения. В I тысячелетие н. э. в зону высоких мезоамериканских культур не входили Западная и Северо-Западная Мексика. Северная граница цивилизации проходила тогда по реке Лерма и практически совпадала с северными рубежами культуры Теотихуакана. Южные пределы Мезоамерики были одновременно и южной границей цивилизации древних майя: она проходила по реке Улуа в Западном Гондурасе и реке Лемпа в Западном Сальвадоре.

На очерченной выше территории в I–IX веках н. э. существовало много крупных и мелких археологических культур. Однако недостаточность опубликованного материала и плохая изученность некоторых из этих культур (например, тотонаков и уастеков) заставили автора сосредоточить основное внимание только на двух важнейших цивилизациях упомянутой эпохи — теотихуанской и майяской.

Читайте также  Копилка педагогических ситуаций

В конце I тысячелетия н. э. они гибнут или приходят в упадок в силу не совсем понятных пока причин (внутренние социальные потрясения, крах земледельческого хозяйства, иноземное нашествие, постоянные войны с соседями и т. д.). Но, видимо, основная причина гибели старых центров высокоразвитых культур заключается в крупных перемещениях различных племён и народов в общем направлении с севера на юг и образование новых могущественных государств и империй (тольтеки, ацтеки и др.).

Мезоамерике, как единой культурно-географической области (северный район зоны высоких цивилизаций Нового Света), противостоял пёстрый мир окружающих варварских племён, находившихся на самых разных уровнях развития. Одни из них (в Западной и Северной Мексике) сумели создать после X века н. э. собственные цивилизации и вошли, таким образом, в состав Мезоамерики, несколько расширив её границы (например, тараски). Другие так и остались вплоть до прихода европейцев на стадии примитивного земледельческого или охотничье-собирательского хозяйства.

Взаимоотношения мезоамериканских государств, особенно пограничных, с беспокойной варварской периферией всегда были сложными и нестабильными: длительные периоды относительно мирной жизни сменялись вдруг кровопролитными войнами и крупными перемещениями этнических групп. Причём далеко не всегда победа оставалась за более развитой стороной — то есть за мезоамериканцами. Так, есть все основания предполагать, что именно вторжение северных «варваров» в VII–VIII веках н. э. положило конец многовековому процветанию гигантского города Теотихуакана на северо-востоке долины Мехико. Город был ограблен, сожжён и уже не смог вновь восстать из руин. А в Мезоамерике появились новые центры влияния и силы.

Испанские конкистадоры застали в XVI веке на территории Мезоамерики две крупных индейских цивилизации: ацтекскую — наиболее могущественную из всех (в её состав входили долина Мехико и современные мексиканские штаты Морелос, Идальго, Пуэбла и др.) и майяскую (горная Гватемала и полуостров Юкатан в Мексике). Последняя, после краха Майяпанской лиги и сменившего её единого государства во главе с династией Кокомов (XV в.), распалась на ряд мелких государств («провинций»), постоянно воевавших друг с другом с целью захвата добычи и рабов.

Создатели мезоамериканских цивилизаций обладали целым набором общих характерных черт. И среди них можно назвать: иероглифическая (у майя) и рисуночная (пиктографическая) письменность (у ацтеков и других народов); книги из бумаги (сделанной из фикуса) и пергамента (из оленьей кожи), складывавшиеся как ширма; своеобразные географические карты; сложный календарь, основанный на сочетании 260-дневного «ритуального» года с годом солнечным из 365 дней; ритуальная игра («тлачтли») с каучуковым мячом на специальных прямоугольных площадках; «война цветов» — специальные «договорные» военные кампании с целью захвата пленных для принесения в жертву богам; крупномасштабные человеческие жертвоприношения (у разных народов и в разные периоды их истории); курение табака; сложный пантеон богов, как правило, включавший в себя божество дождя (Тлалока, Чака) и культурного героя — бога ветра и знаний по имени Кецалькоатль (Кукулькан) — «Пернатый Змей», бог огня и земных недр (Уеуетеотль) и др.; ступенчатые пирамиды («теокалли») из сырцовых кирпичей (адобов) и камня, с плоской вершиной, на которой стояли храмы и святилища.

Столь же специфичными для жителей Мезоамерики были набор основных сельскохозяйственных растений и способы приготовления пищи. Основу их питания составляла триада — кукуруза (маис), фасоль и тыква. Из кукурузы делали плоские лепёшки-«тортильяс» и пекли их на плоских глиняных сковородках «камалес». Муку из кукурузных зёрен получали путём растирания круглым каменным валиком («манос») на плоской или вогнутой (седлообразной) каменной же плите («метатес»).

Как далеко вглубь времён можно проследить этот специфический уклад жизни? Как считают многие учёные, Мезоамерика, как особая область аборигенных культур Нового Света, в общих своих чертах сформировалась с утверждением в регионе первых осёдлых земледельческих обществ где-то к 2000–1500 годам до н. э. Вместе с тем следует учитывать, что вряд ли все названные выше черты появились сразу, вместе с первыми посевами кукурузы и первыми постоянными селениями. Древние культуры развивались, в отличие от современных, очень медленно и неравномерно, даже в пределах единой культуро-графической области.

Экономической основой зарождавшихся мезоамериканских цивилизаций явилось высокоразвитое продуктивное земледелие, как экстенсивное (подсечно-огневое, или система «мильпа»), так и интенсивное (ирригационное и «гидравлическое», например, система «чинампа» в долине Мехико). Другое объяснение будет здесь маловероятным. Ведь общеизвестно, что по уровню развития своей технологии цивилизованные народы Мезоамерики ближе всего стоят к неолитическим племенам Евразии в Старом Свете. У мезоамериканцев не было многих важнейших достижений древности: домашних животных, колесных повозок, гончарного круга, металлообработки (в Мезоамерике — до IX–X вв. н. э.) и плуга. Вся гигантская программа строительных и архитектурных работ, монументальные каменные статуи и рельефы, изящные предметы мелкой пластики из полудрагоценных минералов типа нефрита были выполнены исключительно руками человека и с помощью орудий из камня, дерева и кости. Основными видами сырья для производства разного рода инструментов и оружия служили кремень и обсидиан (вулканическое стекло).

И хотя Мезоамерика, как культурно-географическая область, стала вырисовываться из глубины веков лишь где-то во II тысячелетии до н. э., вместе с появлением оседлых земледельческих общин, история развития культуры на её территории имеет куда более солидный возраст.

Учёные сейчас выделяют здесь следующие крупные эпохи, или периоды:

1. Палеоиндейская эпоха (25 000–7000 лет до н. э.): время господства охотничье-собирательского хозяйства;

2. Архаическая или докерамическая эпоха (7000–2000 лет до н. э.): собирательско-охотничье хозяйство с зачатками примитивного земледелия;

3. Доклассическая (или раннеземледельческая) эпоха (2000 гг. до н. э. — рубеж н. э.);

4. Эпоха классических цивилизаций Мезоамерики (I–IX вв. н. э.);

5. Эпоха постклассических цивилизаций (X–XVI вв.).

Абсолютная хронология мезоамериканских древностей строится на сведениях этнографических источников X–XVI веков для постклассической эпохи и на календаре майя («Длинный Счёт», III–IX вв. н. э.) и датах радиоуглеродного анализа для эпохи классической.

Особого внимания заслуживает и сложная экологическая среда Мезоамерики. Эта территория отличается большим разнообразием природно-климатических условий. В целом её можно разделить на три большие области: западную, центральную и восточную.

Западная область — Тихоокеанское побережье — сравнительно узкая полоса между горами и океаном, с засушливым климатом и умеренным количеством осадков. Местные плодородные почвы при надлежащем уходе и наличии необходимой влаги давали высокие урожаи важнейших сельскохозяйственных культур и прежде всего кукурузы, фасоли и тыквы.

Центральная область — цепи высоких горных хребтов (Сьерра Мадре Оксиденталь, Сьерра Мадре Ориенталь, Сьерра Мадре дель Сур), идущих в общем направлении с северо-запада на юго-восток и пересечённые многочисленными речными долинами (важнейшие из них — долина Мехико и долина Оахака) и каменистыми плоскогорьями. Это — зона активной вулканической деятельности, где как в древности, так и в наши дни просыпающиеся время от времени огнедышащие вулканы вносят свои коррективы в жизнь местного населения. Вот как описывает особенности здешней природы отечественный учёный В. М. Полевой: «Полные удушающих испарений джунгли, выжженные солнцем каменистые нагорья, где днём палит зной, а ночью замерзает вода, грозные вулканы, покрытые снегами, заливающие иногда долины раскалённой лавой, частые разрушительные землетрясения, хищные звери и ядовитые змеи — такова была среда, в которой существовали древние племена и народы Мексики».

Восточная область — довольно широкая полоса влажных низменностей, покрытых болотами, саванами и вечнозеленым тропическим лесом (сельвой).

Климат большей части Мезоамерики тропический, но температура и количество осадков (а с ними — растительность и животный мир) земетно меняются в зависимости от высоты данной местности над уровнем моря. И если у подножья горных хребтов и на дне глубоких долин мы встречаем чисто тропическую пышную флору и весьма разнообразную фауну, то на высотах от 900 до 2000 метров идут дубовые и сосновые леса, ещё выше — альпийские луга из низких травянистых растений и кустарников, а на конусах наиболее высоких вулканических пиков лежат вечные льды и снега.

Это необычайное разнообразие природно-климатических условий древние мезоамериканцы всегда умели использовать с максимальной пользой для себя.

Именно в горных районах Мезоамерики и зародились ещё в незапамятные времена первые зачатки земледелия. Неисчерпаемые биоресурсы Тихого и Атлантического океанов надёжно обеспечивали пищей (рыболовство, сбор моллюсков и съедобных водорослей) обитавшие на побережье группы населения задолго до появления стабильного земледельческого хозяйства.

Таков был экологический фон, на котором возникли и развивались древние культуры Мезоамерики.

Древнейшие цивилизации Мезоамерики

Цивилизация возникла 140 в. назад.

Цивилизация остановилась 5 в. назад.

Объединённые в одну майянская и мексиканская цивилизации.

Предки индейцев пришли на Американский континент из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску 40 тыс. лет назад. Это была первая волна азиатских мигрантов.

Вторая волна прибыла15 тыс. лет назад, когда северо-восток Азии испытал климатические изменения, повлекшие за собой погружения прибрежных, наиболее заселённых участков земли. Цивилизационные процессы, основанные на местных традициях, начались в Мезоамерике XII тыс. до н.э.

Объединённая Мезоамериканская цивилизация просуществовала до прихода европейцев, но уже к этому времени она одряхлела.

Х антингтон вводит эту цивилизацию в свой каталог.

Т ойнби относит её к расцветшим независимым обособленным цивилизациям.

Голубев относит Цивилизацию Мезоамерики к Средиземноморскому центру цивилизационных культурных социумов, находящиеся в северной полосе зоны критической широты 20–40°. Средиземноморскому центру принадлежат также цивилизация Ганга (протоиндийская культура), протокитайская цивилизационная культура.

М есоамерика. Мезоамерика. Средняя Америка — историко-культурный регион, простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Термин был введён в обиход в 1943 году немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом.

Читайте также  Настольные издательские системы

П редки индейцев пришли на Американский континент из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Это произошло, по одним данным, примерно 30-40, под другим – 12-15 тыс. лет назад. Наиболее надежные сведения о древнейших обитателях Америки относятся к концу X II-XI тысячелетию до н.э.

Д ля того чтобы достичь Огненной Земли, человеку потребовалось 12-15 тысячелетий. Наиболее ранние находки, свидетельствующие о пребывании человека на Аляске, имеют возраст 27-30 тысяч лет (стоянка Олд Кроу, «юконский человек» и др.).

М ногочисленные находки палеоиндейского времени на территории центральных и южных областей США относятся к концу XII-XI тысячелетий до н.э. Здесь выделяются две большие традиции или культурно-исторические общности, разделенные территориально скалистыми горами, — древневосточная и древнезападная.

С амые ранние материалы с территории Центральной Америки относятся к X тысячелетию до н.э. (культура Диабло). С этого времени и, по крайней мере, до 7000 г. до н.э. Мезоамерику населяли различные группы бродячих отхотников и собирателей, которые вели свое происхождение от североамериканских племен.

С конца VII-VI тысячелетия до н.э. делаются первые робкие попытки по выращиванию полезных растений. Горные районы тропиков и субтропиков создавали наиболее благоприятные условия для земледелия и для жизни древнего человека. Там и находятся зачатки земледельческого хозяйства с отдаленного времени (пещеры Тамаулипаса, Чиколоапан, Кошкатлан и др.).

В IV тысячелетии до н.э. появляется трио важнейших культурных растений Нового Света – кукуруза, фасоль и тыква.

В южных районах Мезоамерики (Пуэбла, Оахака) земледелие в конце III тысячелетия до н.э. начинает играть уже решающую роль в хозяйстве. В это же время или чуть позже здесь впервые появляется керамика и начинают возникать постоянные поселки земледельцев.

Н а рубеже III и II тысячелетий до н.э. на смену культурам охотников и собирателей приходят культуры раннеземледельческого облика.

П ериоды развития Мезоамериканской цивилизации

А рхаический период: 7000± — 2000± гг. до н.э.

Р аннеформативный (доклассический) период: 1500 — 900 гг. до н.э. — для территории Мексики. 1800 — 900 гг. до н.э. — для территории Майя

С реднеформативный (доклассический) период: 900 — 300 гг. до н.э.

П озднеформативный (доклассический) период: 300 гг. до н.э. — 150 гг. н.э. — для территории Мексики. 300 гг. до н.э. — 250 гг. н.э. — для территории Майя

Р аннеклассический период: 150 — 650 гг. н.э. — для территории Мексики. 250 — 600 гг. н.э. — для территории Майя

П озднеклассический период: 600 — 900 гг. н.э.

Р анний Постклассический период: 900 — 1200 гг. н.э.

П оздний Постклассический период: 1200 гг. н.э. — до испанского завоевания

К ультура «ольмеков» – одна из наиболее ранних культур Мезоамерики. Имени народа, создавшего ее не сохранилось (название дано по имени индейского племени, жившего здесь значительно позже). Основными центрами «ольмекской» культуры являются крупные поселения: Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас, Сан-Лоренсо. Расположены они на территории современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско, в их прибрежной части. Хронологические рамки «ольмекской» культуры – ок. 800 г. до н.э. – 100 г. н.э.

Х ронологические рамки теотиуаканской культуры – от 300 г. до н.э. до 800 г. н.э. Дальнейшая история Теотиуакана связана уже с племенами тольтеков, создавших в Центральной Мексике вторую крупную цивилизацию после теотиуаканской.

Г лавным центром культуры сапотеков был город Монте-Альбан. К концу I тыс. до н.э. Монте-Альбан представлял собой типичный пример первичного государственного образования на стадии города-государства подобный шумерскому Лагашу середине III тыс. до н.э. В городе жило 10-20 тыс. человек, а общее население долины не превышало 100 тыс. человек. Период наивысшего расцвета сапотекской цивилизации Монте-Альбана приходится на период с 400 по 900 гг. н.э.

И сторию майя можно разделить на три крупные эпохи в соответствии с важнейшими изменениями в экономике, социальных институтах и культуре местных племен: палеоиндейскую (10000-2000 гг. до н.э.); архаическую (2000-100 гг. до н.э. или 0) и эпоху цивилизации (100 г. до н.э. или 0 – XVI в. н.э.). Эти эпохи в свою очередь делятся на более мелкие периоды и этапы. Начальный этап классической цивилизации майя приходится примерно на рубеж нашей эры (I в. до н.э. — I в. н.э.). Верхняя граница относится к IX в. н.э.

М есоамерика являлась родиной многочисленных высокоразвитых культур:

И ндейские языки Месоамерики, принадлежащие к примерно 10 различным семьям (плюс несколько изолированных языков), тесно взаимодействовали между собой и приобрели ряд сходных черт, которые в настоящее время характеризуются как Месоамериканский языковой союз. Хотя в настоящее время в Месоамерике доминирует испанский язык, число носителей ряда местных языков (юкатекский майя, науатль, сапотекский, миштекский и др.) продолжает медленно расти.

М езоамерика либо частично пересекается, либо полностью входит в Среднюю Америку, в зависимости от понимания последней.

В XIX веке существовало государство Соединённые Провинции Центральной Америки, включавшее территории современных Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, Никарагуа и Коста-Рики (включавшей тогда часть Панамы) и часть современного мексиканского штата Чиапас.

И стория Государств Мезоамериканской Цивилизации

Мезоамерика: 7 исторических фактов, открытых современными учеными

1. Иероглифическое письмо

Система письма, которой пользовались мезоамериканцы, была очень похожа на ту, которой владели другие древние культуры, такие как египтяне. Они использовали её для сохранения знаний, таких как воспоминания их правителей и богов, циклы времени и выдающиеся исторические события.

Каскахальский блок.

Эти иероглифы представляли собой идею, понятие или даже число, таким образом составляя сложную систему письма. Репертуар, имевшийся в их распоряжении, включал широкий спектр идеограмм, выражавших то, что происходило в их жизни. Иероглифы, используемые этими культурами, были написаны на таких материалах, как камень, ткань, дерево, кость и керамика.

Письменность и язык ольмеков.

Никто точно не знает, когда началась письменность мезоамериканской цивилизации.

Но некоторые свидетельства, обнаруженные археологами, имеют несколько ключей к пониманию и разгадке этой тайны. «Блок Каскахаль» имеет один из таких ключей, поскольку он был обнаружен в Каскахале, в штате Веракрус в Мексике. Этот блок, по-видимому, указывает на то, что ольмеки были первыми, кто использовал письменность около 1200 года до нашей эры.

Примеры этого письма включают «паломническую полосу» мексиканцев, в которой рассказывается об их паломничестве от Ацтлана до создания Теночтитлана. «Иероглифическая лестница» на месте Копана в Гондурасе служит ещё одним примером, так как там перечислены все правители, которые были ответственны за эту лестницу.

2. Политеистическая религия в Мезоамерике

Культуры, жившие в Мезоамерике, имели сложную систему верований, которая включала в себя элементы природы, такие как земля, воздух и огонь. Астральные аспекты, такие как солнце, созвездия и звёзды, были ещё одним общим элементом, используемым ими. Изображения в скульптурах с животными и антропоморфными формами, а также с формой привычных предметов, таких как жаровни или molcajetes, также использовались большинством мезоамериканских цивилизаций.

Кодекс Борджиа — мезоамериканский религиозный и пророческий манускрипт.

Мезоамериканский пантеон включал в себя ряд божеств, которым поклонялись повсеместно по всей Мезоамерике. Записанные тексты также показывают существование мировоззрения, разделяемого всеми культурами, которое включало последовательность эпох и пространственных символов, таких как космические деревья, птицы, цвета и божества.

Ещё одним почти общим элементом для всех цивилизаций Мезоамерики были пирамиды. Эти мегалитические сооружения играли ключевую роль в мезоамериканской религии, поскольку они представляли собой символическую форму приближения к небесам и их божествам.

Исследования пирамид, раскопанных в Мезоамерике, показывают, что они часто перестраивались, перекраивались и расширялись. Судя по всему, все они следовали схеме, которая состояла из церемоний, связанных со смертью местного лидера, где вознесение преемника считалось главным событием, благодаря которому происходила последующая архитектурная модификация этих церемониальных зданий.

3. Сельскохозяйственные техники

До прихода испанцев мезоамериканские цивилизации сумели овладеть различными сельскохозяйственными техниками, выведенными из высокого знания земли, на которой они работали. Это создавало для них избыток продовольствия, который часто использовался в качестве валюты на их рынках или в торговых сообществах. С другой стороны, земледельческие орудия были чем-то общим во всей Мезоамерике, потому что эти орудия торговли были сделаны из простых материалов, таких как кремень, дерево или обсидиан.

Археологические находки свидетельствуют о том, что они начали свою земледельческую деятельность ещё в дореформенный период (7000 г.). Среди инструментов, которые они использовали, были кремневые топоры, рудиментарный вид мотыги, используемый для обработки почвы, и небольшие лезвия из обсидиана, используемые для заточки дерева.

Что касается зёрен, которые были посеяны мезоамериканцами, так это кукуруза, чили, бобы и тыква. Что касается их пищевых привычек, то у каждой культуры были варианты в их ежедневном меню, но у них было много общих обычаев и особенностей. Некоторые из них включали строгую диету, основанную на зёрнах, которые они выращивали, и овощах, таких как помидоры, картофель, нопаль (кактус) и авокадо.

4. Монументальная архитектура в Мезоамерике

Архитектура мезоамериканской цивилизации является одной из самых специфических, поскольку она имеет свои собственные элементы, которые не повторяются ни в одной другой культуре мира. Эти мегалитические сооружения возникли в ответ на демографический бум, который каждый город имел в какой-то момент своей истории.

Некоторые примеры данной архитектуры можно увидеть в пирамидах, храмах, домах и церемониальных зданиях. Это было результатом интенсивного культурного обмена между народами, населявшими Мезоамерику.

Теотиуакан.

Считается, что это один из главных аспектов этого культурного пространства, поскольку такой обмен постоянно обогащал видение архитекторов и строителей. Нередко можно было увидеть влияние одного культурного комплекса на другой, так как они постоянно делились своими знаниями. Например, учёные и историки с лёгкостью проводят тонкую грань сходства между архитектурой Теотиуакана и некоторыми зданиями Сапотекской культуры.

Читайте также  Колебания и волны

Образец классической мезоамериканской архитектуры.

В связи с этим архитектурные особенности их зданий определялись мифологическими или религиозными смыслами, а их проекты были согласованы с астральными событиями. В некоторых случаях были достигнуты особые световые эффекты, которые всё ещё можно оценить в дни равноденствий, солнцестояний или других важных дат.

Впечатляет, что мезоамериканцы, не имея передовых технологий, смогли выполнить колоссальные архитектурные работы. Такие работы включают общественные площади, водные пути, большие жилые дома, пирамиды, храмы и дворцы по всей Мезоамерике. Это было достигнуто с обильными рабочими и материалами, такими как известняк, саман, древесина и растительные смеси, которые служили цементом.

5. Государственная правительственная организация

Одной из наиболее отличительных черт Мезоамерики является наличие государственной организации. Это был институт, который сумел объединить разделённую территорию с населением, разделявшим традиции и иерархическую политическую структуру. Во главе этой политической структуры стоял верховный правитель, которого во многих случаях называли вождём или военачальником.

Первая форма правления для Мезоамерики была найдена в ольмекской культуре около 1200 года до нашей эры. Создание стабильных политических организаций было постоянной темой для лидеров мезоамериканской цивилизации, чтобы выполнить свои политические или религиозные планы.

Они постоянно искали способ, с помощью которого могли бы управлять гораздо большим числом людей. Эта потребность найти лучший способ руководить большим количеством людей была вызвана тем, что города быстро росли и требовали особого контроля.

Каждая культура имела свой особый способ управления своим народом, но это была одна и та же стратифицированная система для всех. В этой системе правитель считался богом или посланником с небес, и люди должны были платить ему дань. Для этого ему приносили экзотические дары из дальних стран, давали лучшие урожаи или приносили человеческие жертвы в его честь.

6. Древний календарь

Для мезоамериканских цивилизаций время было священным элементом, творением богов, которые также снабдили их календарём. Например, среди мексиканцев Оксомоко и Сипактональ были те, кто создал календарь и дал его человечеству. Этот божественный дар позволял записывать важные моменты в их истории, повседневной жизни, ритуальных событиях и сельскохозяйственном цикле для получения хороших урожаев.

Мезоамериканский календарь представляет собой комбинацию из двух календарей, 365-дневный цикл, называемый на языке науатль Сюхпохуалли или счёт года. Другой — 260-дневный циклический календарь, называемый на языке науатль Тональпохуалли, или счёт дней.

Xiuhpohualli был календарём, используемым простыми людьми, поскольку он отслеживал солнечный год, и он был связан с циклами Солнца, Луны и, возможно, планеты Венера. Тональпохуалли был священным календарём, так как им пользовались в основном жрецы. Многие исследователи предполагают, что ольмеки были создателями 260-дневного календаря.

Мезоамериканские цивилизации обладали обширными знаниями в области математики и астрономии, и они использовали эти знания для строительства обсерваторий в археологических памятниках, таких как Монте-Альбан или Чичен-Ица. Эти обсерватории использовались для изучения движения звёзд и траекторий планет. С помощью данных, полученных в результате этих исследований, они смогли сделать точные календарные показания и записать их на камне, керамике или ткани. Это знание передавалось из поколения в поколение до сегодняшнего дня, где оно было открыто различными исследователями.

7. Торговля

Эту деятельность можно считать самой важной для всех империй и городов-государств, которые жили в Мезоамерике. С помощью войны им удалось расширить свою территорию, образовать более крупные империи и получить ценные ресурсы. Но торговая деятельность способствовала большему в долгосрочной перспективе и придавала идентичность этим культурам, потому что все города практиковали торговлю.

Мезоамериканские цивилизации имели в своём распоряжении самые разнообразные продукты. Эти продукты использовались гражданами для торговли на местных рынках, с соседними городами или с другими цивилизациями.

Мезоамериканская цивилизация.

Хорошим примером служит рынок Тлателолко в Теотиуакане, так как он был очень большим и заполнен разнообразием товаров. Эрнан Кортес был настолько поражён его разнообразием, что утверждал, будто бы только горстка городов в Европе может соперничать с ним.

Культуры обогащались постоянной торговлей, создавалась смесь знаний и социальных обычаев. Это часто приводило к тому культурному развитию, о которых современный человек знает сегодня благодаря историкам и археологам, сделавшим записи о своих находках, связанных с одной из самых интереснейших цивилизаций.

Древние цивилизации Мезоамерики — одни из самых загадочных страниц в истории

Что-то, конечно, удается узнать, но новые открытия несут с собой новые загадки. Так, недавно ученые установили, что около 1000 года до нашей эры в Америке произошел внезапный культурный скачок — собиратели-охотники и полукочевые племена стали вдруг строить храмы и города.

Несмотря на то, что сегодня ученые знают о цивилизации майя немало, загадок относительно истории этого народа еще много. Каждое исследование останков древних архитектурных сооружений приводит ученых к новым, зачастую шокирующим открытиям, заставляющим полностью поменять представление о культуре этого древнего народа.

Большой интерес среди ученых и любителей истории вызывают астрономические знания майя, на основании которых были создании точнейшие расчеты и календари. Все ученые сходятся во мнении, что астрономией у майя занимались исключительно жрецы. Наблюдения за небосводом происходили со специально сооруженных каменных обсерваторий — караколей, расположенных в городах-государствах Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице и других. Ученые установили, что жрецам майя, владеющим астрономическими знаниями, были известны пять планет. Кроме того, у племени майя также существовали свои созвездия. Жрецы майя умели распознавать наступления солнечных и лунных затмений. Главным образом астрономия использовалась для выявления наиболее благоприятного момента к началу тех или иных сельскохозяйственных работ. Жрецы также использовали свои знания для создания иллюзии контроля над этими явлениями, что делало астрономию в их руках еще и мощным инструментом власти.

Важный шаг в изучении культуры этого народа сделали археологи из университета Аризоны благодаря открытию ранее неизвестной обсерватории жрецов майя. Обнаруженный археологами пирамидальный ритуальный комплекс на 200 лет старше всех других памятников майя. Ученые установили, что пирамида была надстроена в 800-850 годах до нашей эры, что доказывает то, что культура майя зародилась сама по себе, а не под влиянием более ранних культур.

Прежние теории предполагали, что на создателей знаменитого календаря оказали влияние ольмеки (как более ранняя культура). Однако последние исследования показали, что в период около 1000 года до нашей эры на континенте произошел внезапный культурный скачок — собиратели-охотники и полукочевые племена внезапно начали строить храмы и города, возделывать землю, тем самым совершив настоящий цивилизационный прорыв. Исследователи предполагают, что столь резкие изменения могло произвести открытие способов выращивания кукурузы, которая составила основу пищевого рациона индейцев и позволила им заняться науками и искусствами.

Важно отметить, что в ранее неизвестной обсерватории археологи обнаружила метки, которые обозначали различные положения Солнца — в дни зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. В связи с этим руководитель группы Такеша Иномата полагает, что новые находки обсерватории и храмового комплекса майя позволят совершить прорыв в теории возникновения человеческой цивилизации.

Необходимо сказать, что до этого открытия ученым были известны лишь несколько сооружений майя, которые, по предположениям ученых, служили жрецам в качестве обсерваторий. Среди типичных обсерваторий майя выделялась своими грандиозными размерами караколь в Чичен-Ице, имеющая вид башни, поставленной на двухступенчатую прямоугольную платформу. Интересно, что такое построение здания не характерно для архитектуры майя. Ее небольшие окна направлены на точки восхода и захода Солнца и Луны в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний. Также функцию обсерватории выполняло сооружение в Паленке. Здание представляет собой квадратную в плане башню, расположенную вокруг двух больших и двух малых дворов. Схожее строение с обсерваторией в Чичен-Ице имеет археологический комплекс в Уашактуне. Этот памятник культуры майя находится в 25 км к северу от Тикаля. Название Уашактун на языке майя означает «каменные глаза». Он представляет собой пирамиду и три храмовых сооружения в восточной стороне. Расположены они так, что наблюдатель, стоящий на пирамиде, видит через них восход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.

Отметим, что надписи, оставленные майя, стали открывать свои секреты еще в 1950-х и 60-х годах, прогресс в расшифровке ускорился в 70-е. Тем не менее, многие надписи, которые находят в джунглях или хранятся в музейных запасниках, и на сегодняшний день остаются загадкой.

Чтобы ускорить научные работы, археолог Техасского университета Дэвид Стюарт, один из ведущих специалистов в мире по письменности майя, пять лет назад открыл блог в интернете для ученых и любителей расшифровки загадочных надписей древнего народа. В блоге можно обсудить тонкости языка майя, уточнить переводы, помочь в изучении его истории. «Веб-журнал получает все последние известия очень быстро, — говорит археолог Стивен Хьюстон из университета Брауна, давний коллега Стюарта. — Вам не приходится ждать новых публикаций по два года, если есть желание поделиться новыми идеями со своими коллегами». В последнем опубликованном Стюартом отчете также делается вывод, что майя не были прямыми потомками более ранней культуры ольмеков.

Таким образом, благодаря современным технологиям и непрерывной работе археологов, историкам удается значительно продвинуться в исследовании древней культуры майя и найти ответы на вопросы, волнующие умы ученых на протяжении столетий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: