Доходы региональных бюджетов - OXFORDST.RU

Доходы региональных бюджетов

Доходы региональных бюджетов не успели за расходами

Агрегированный дефицит региональных бюджетов за первые шесть месяцев 2020 года составил 213,7 млрд руб­лей, следует из статистики Росстата, основанной на данных Федерального казначейства. Основной причиной формирования дефицитов стал опережающий рост расходов по сравнению с ростом доходов субъектов РФ. Совокупный дефицит дефицитных бюджетов составил 387 млрд рублей, профицит профицитных составил 174 млрд рублей.

Совокупные доходы сократились относительно уровня I полугодия 2019 года у 17 регионов. При этом по итогам I полугодия 2020 года в 48 регионах расходы превысили величину доходов. Для сравнения, по итогам I полугодия 2019 года только в 27 субъектах сложился дефицит консолидированного бюджета. По сравнению с дефицитом за I полугодие этого года, в I полугодии 2019-го сложился совокупный профицит всех консолидированных региональных бюджетов в размере 696 млрд руб.

Основной предпосылкой возникновения дефицита в этом году можно назвать торможение экономики, вызванное последствиями пандемии коронавируса, говорит аналитик группы региональных рейтингов агентства АКРА Илья Цыпкин. «Самоизоляция, простой ряда предприятий и общее снижение экономической активности населения привели к снижению доходов в ряде субъектов. При этом власти регионов были вынуждены предпринимать действия для борьбы с эпидемией и сохранения местной экономики, то есть наращивать расходы», — подчеркивает он.

По словам Цыпкина, в этом году федеральные бюджетные трансферты оказали значимую помощь властям на местах. В I полугодии объем безвозмездных поступлений в консолидированных бюджетах регионов увеличился на 510 млрд рублей по сравнению с тем же периодом 2019-го и достиг 1,46 трлн рублей. Самый значительный прирост в абсолютных значениях безвозмездных поступлений получили Московская область, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край и Якутия.

В ситуации, когда внешние ценовые шоки наложились на внутренний спад экономической активности, вызванный пандемией, удар пришелся также по тем субъектам, которые не отличаются высокой волатильностью доходов, рассказывает Цыпкин. Так, по итогам I полугодия в 68 регионах налоговые и неналоговые доходы сократились. Совокупное снижение ННД консолидированных бюджетов составило около 379 млрд рублей, отмечает аналитик. Наиболее существенные в абсолютном выражении (более 20 млрд рублей) потери получили Москва (-87 млрд руб­лей), Татарстан (-32 млрд руб­лей), Ямало-Ненецкий автономный округ (-30 млрд рублей), Тюменская область (-25 млрд рублей), Санкт-Петербург (-20 млрд рублей) и Кузбасс (-20 млрд рублей).

Крупные города-субъекты понесли потери доходов как из-за снижения поступлений налога на прибыль, так и вследствие общего снижения экономической активности населения, проживающего в них, — ведь здесь сконцентрирован значительный объем таких услуг, как предоставление питания, туризм, развлечения — все те сферы, которые не могли работать в пандемию, рассказывает Цыпкин. Добывающие же регионы понесли потери ввиду изменения конъюнктуры на топливно-энергетических рынках.

По итогам I полугодия наблюдается снижение налоговых поступлений к тому же периоду годом ранее. Поступления по налогу на прибыль сократились в 65 регионах, совокупный объем недополученных средств консолидированных бюджетов регионов по этому налогу относительно прошлого года составил 249 млрд рублей, говорит Цыпкин. При этом в 22 регионах налог на прибыль сократился на треть и более. В восьми субъектах поступления по налогу на прибыль снизились более чем на 50% (Тыва, Хакасия, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Астраханская область, Татарстан, Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ). Поступления от НДФЛ снизились в 42 регионах, совокупно — на 2,6 млрд рублей. Максимальное снижение по этому виду налога относительно I полугодия 2019 года показал Дагестан (-17% по консолидированному бюджету), отмечает Цыпкин.

По итогам I полугодия совокупный долг регионов и муниципалитетов не показал значительного роста, констатирует аналитик. Совокупный прирост составил порядка 16 млрд руб­лей. Москва, на которую приходится 160 млрд рублей дефицита I полугодия, финансировала его за счет остатков, добавляет эксперт.

Заметное снижение показал объем банковских кредитов (-189 млрд рублей). Банковские займы были рефинансированы за счет бюджетных кредитов, которые регионы отдадут до конца года. В связи с этим совокупный объем бюджетных кредитов вырос на 168 млрд руб­лей. Также вырос объем облигационных займов (43 млрд рублей с начала года), в первую очередь за счет займов субъектов, говорит Цыпкин.

Региональные бюджеты. Их особенности и распределение

Для последних лет характерна некая регионализация экономических и социальных процессов. Всё чаще функции регулирования данных процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Таким образом, наблюдается усиление роли региональных бюджетов, что позволяет значительно увеличить их использование и расширить область применения.

Современные условия располагают к тому, чтобы региональные власти обеспечивали комплексное развитие регионов, а также равномерное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Серьёзно увеличивается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Составляющая региональных бюджетов

Ключевым звеном территориальных бюджетов является региональных бюджет. Его основная задача состоит в том, чтобы финансово обеспечивать задачи, которые выполняются государственными органами управления субъекта РФ.

Посредством региональных бюджетов государство активно проводит экономическую политику.

Основой для увеличения региональных бюджетов является финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды через предоставление региональным властям средств от государства. Это способствует расширению круга финансируемых мероприятий.

При помощи региональных бюджетов государство выравнивает уровни экономического и социального развития территорий, которые могли исторически, географически или из-за военных действий могли отстать в своём развитии как в экономическом, так и в социальном от других районов страны. Чтобы преодолеть такую отсталость необходимо разрабатывать региональные программы, которые будут финансироваться из региональных бюджетов.

Доходы региональных бюджетов

Согласно Бюджетного кодекса РФ доходы региональных бюджетов складываются из налоговых и неналоговых доходов. В региональные бюджеты субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от различных региональных налогов. Они представлены:

  • Налогами на имущество организаций – норматив составляет 100%.
  • Налог на игорный бизнес – норматив составляет 100%.
  • Транспортный налог – норматив составляет 100%.

В бюджеты субъектов РФ также зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, которые предусмотрены специальными налоговыми режимами. Они представляют собой:

  • Налог на прибыль организации по ставке, которая установлена для зачисления указанного налога в бюджеты РФ.
  • Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья.
  • Акциз на спиртосодержащую продукцию.
  • Акциз на автомобильный бензин, в том числе прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.
  • Акцизы на алкогольную продукцию.
  • Акцизы на пиво.
  • Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, исключение составляет только газ горючий природный.
  • Налог на добычу общераспространённых ископаемых.
  • Налог на добычу полезных ископаемых, без учёта ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространённых полезных ископаемых.
  • Сбор за использование объектов водных биологических ресурсов, без учёта внутренних водных объектов.
  • Налог на пользование объектами животного мира.
  • Государственная пошлина, которая подлежит зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов.

Следует отметить также неналоговые доходы бюджетов, которые складываются в субъектах РФ из:

  • Части прибыли унитарных предприятий, которые были созданы субъектами РФ и остаётся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет страны, размеры которых установлены законодательством субъектов РФ.
  • Взносы, которые делаются за негативное влияние на окружающую среду.
  • Платежей, которые вносят за использование лесным фондом в части, большей, чем минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
  • Платежей, которые производятся за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и обработкой этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Читайте также  Менеджмент компании Toyota (Тойота)

В таблице ниже приведены составы доходов региональных бюджетов. Подробно и понятно охарактеризованы доходы бюджетов субъектов РФ за 2009 г. в млрд. руб.

Налоговые и неналоговый доходы.

Налоги на имущество.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Региональные налоги – 9%. Самым большим вливанием здесь является налог на имущество организаций – 7%. Очевидно предположить, что всего 2% приходится на доходы от использования государственного имущества.Основную часть региональных бюджетов составляют отчисления от федеральных налогов – это приблизительно 50%, а также поступления дотаций, субвенций и трансфертов – 30%.

Расходы региональных бюджетов

Направления, по которым в основном используются региональные бюджеты, следующие:

  • Обеспечить работу органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
  • Для обслуживания и погашения государственного долга субъектов РФ.
  • На проведение выборов или референдумов субъектов РФ.
  • Для реализации региональных целевых программ.
  • На приобретение государственной собственности субъектов РФ.
  • На развитие международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Последние в свою очередь делятся на несколько направлений:

  • Содержание и модернизацию предприятий, учреждений и организаций, которые находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
  • Обеспечение работы СМИ субъектов РФ.
  • Финансирование местных бюджетов из региональных.
  • Осуществление государственных полномочий, которые передаются на муниципальный уровень.
  • Компенсирование расходов, которые возникают в результате решений, принятых государственными органами власти РФ, которые в свою очередь приводят к росту бюджетных расходов или, наоборот, сокращению бюджетных доходов местных бюджетов.

На таблице ниже показаны состав и структура расходов региональных бюджетов. В ней подробно описаны расходы бюджетов субъектов РФ за 2009 г. в млрд. руб.

Из таблиц становится очевидно, что ключевое место в расходах закреплено за ассигнованием на народное хозяйство – более 18%. Здесь промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и прочее. После этих расходов идут расходы на социально-культурные мероприятия, которые проводятся в рамках развития образования, культуры и искусства, а также здравоохранения и физической культуры – порядка 20%, расходы на содержание правоохранительных органов, которые составляют около 4%.

Стоит отметить, что для региональных бюджетов характерны высокие отчисления для финансовой помощи муниципальным образованиям. Их объём в общей массе составляет около 29% от всех расходов.

Также, не лишним будет упоминание о том, что региональные бюджеты представляют собой достаточно серьёзный источник бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство, на это уходит порядка 64% всех расходов консолидированного бюджета РФ, кроме этого на транспорт, дорожное хозяйство и информатику уходит 45% расходов.

Серьёзная часть расходов бюджетов регионов уходит на финансирование промышленности и энергетической отрасли – 40%, а также немалая их доля тратится на жилищно-коммунальное хозяйство – 40%, здравоохранение – 29%, культуру и искусство – 36%.

Сегодня сложно контролировать изменения, которые посредством производства и других факторов происходят в окружающей среде. Нарушения в природной среде происходят из-за развития производительных сил, увеличения количества новых производств в области химической и биологической промышленности, химизации сельского хозяйства, даже резко возросшее количество жителей городов усиливает нагрузку на природу. Это негативное влияние неблагоприятно сказывается на условиях жизни населения и заставляет увеличивать затраты на поддержание необходимого состояния окружающей среды. В силу этих обстоятельств регулярно увеличиваются расходы региональных бюджетов ассигнования на охрану и защиту окружающей среды.

Ещё совсем недавно все мероприятия, которые направлены на финансирование охраны окружающей среды, производились через средства ведомств и мероприятий. Однако после перехода предприятий и организаций к самоокупаемости, всё чаще стали говорить о тенденции снижения участия предприятий в природоохранных мероприятиях, поскольку это приводит к увеличению стоимости продукции и снижению финансового благополучия предприятия. Также следует сказать, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды не такое эффективное, в силу того, что мероприятия недостаточно скоординированы, а средства тратятся не по назначению.

В таких условиях усиливается влияние бюджетного финансирования, в том числе и за счёт региональных бюджетов. По большому счёту по всем каналам этих бюджетов финансируются мероприятия, которые направлены на развитие систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке, а также захоронению бытовых отходов. Кроме этих мер, данные мероприятия подразумевают защиту водных, лесных и земельных ресурсов от последствий ведения хозяйственной деятельности.

Доходы регионального бюджета

Лекция 5. Региональные бюджеты

Лекционное занятие (2 час)

1. Экономическая роль и законодательные основы регионального бюджет

2 Доходы регионального бюджета

3 Налоги формирующие региональный бюджет

4. Доходы бюджета Республики Башкортостан

5. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ

1. Экономическая роль и законодательные основы регионального бюджет

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд­жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз­ложенных на государственные органы управления субъекта Россий­ской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональ­ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не­производственной сфер на подведомственных территориях. Зна­чительно возрастает их координационная функция в экономиче­ском и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализацияэконо­мических и социальных процессов. Все в большей мере функ­ции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления регио­нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю­щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши­ряется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществ­ляет выравнивание уровней экономического и социального раз­вития территорий, которые в результате исторических, геогра­фических, военных и других условий отстали в своем экономи­ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы,финансируемые из региональных бюджетов.

Доходы регионального бюджета

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио­нальных бюджетовформируются за счет собственных и регули­рующих доходов.

Собственные доходывключают следующие региональные налоги и сборы:

• налог на имущество предприятий;

• налог на недвижимость;

• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от исполь­зования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч­реждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходывключают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъ­ектов Российской Федерации;

• проведение выборов и референдумов субъектов Россий­ской Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

Читайте также  Защита от загрязнения воздушной среды

содержание и развитие предприятий, учреждений и орга­низаций, находящихся в ведении органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

• компенсация дополнительных расходов, возникших в ре­зультате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов местных бюджетов.

Доходы регионального бюджета РФ

Бюджет субъекта федерации представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта федерации, находящегося в распоряжения соответствующего органа власти, являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым законодательным органом.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации». Доходы бюджета – это денежные средства, полученные в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

— налог на имущество организаций;

— налог на недвижимость;

— налог на игорный бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

— средства, получаемые от продажи регионального имущества;

— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

— часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

Стадии бюджетного процесса.

Доходы и расходы региональных бюджетов РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.10.2019 2019-10-21

Статья просмотрена: 1240 раз

Библиографическое описание:

Понкратова, А. Г. Доходы и расходы региональных бюджетов РФ / А. Г. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63238/ (дата обращения: 16.09.2021).

Ключевые слова: бюджет, региональный бюджет, справедливый процесс дифференциации, бюджетный кодекс РФ, деловая активность, предпринимательский климат.

Главная роль в сценарии наиболее эффективного осуществления деятельности в области бюджетного процесса отводится бюджетной классификации. Данная классификация является одним из трех компонентов бюджетного устройства в Российской Федерации, наряду с бюджетной системой и ее принципами, согласно В. Е. Корчинскому и Т. И. Воробец [1, с. 72].

Согласно п. 1, ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная классификация РФ состоит из доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, которые используются для составления и исполнения бюджетов. Также классификация сосредотачивает в себе доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов и операции, применяемые в государственном секторе, являющиеся вспомогательными элементами в процессе ведения бюджетного учета, формирования бюджетной и другой финансовой отчетности, позволяющей соотнести различные коэффициенты — индикаторы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [2].

Также стоит отметить, что в п. 2, ст. 18 БК РФ в классификации определяются принципы назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся согласно БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, и осуществляемые МинФином РФ. Общая бюджетная классификация представлена целым рядом структурных элементов (классификаций) [2]:

– классификация по источникам дефицитов бюджетов;

– классификация по операциям сектора государственного управления.

В свою очередь, классификация доходов и расходов бюджетов Российской Федерации выступает в качестве некой группировки доходных и расходных частей бюджетов всех уровней — федерального, регионального и местного, согласно признаку классификации по источникам и образования, регламентированная законодательством Российской Федерации, а также ее субъектов.

Читайте также  Материаловедение металлы и сплавы

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации. Согласно Приказу Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», классификация доходных статей бюджетов Федерации состоит из целого ряда компонентов, согласно которым можно определить уровень бюджета, группу, программы и пр. (см. таблицу 1) [3].

Структура кода бюджетной классификации доходов

Код главного администратора

Код вида доходов

Код подвида доходов

Экономическое классифицирование доходов — это группировка операций, выполняемых сектором государственного управления по их экономической составляющей [2]. Стоит отметить, что, согласно БК РФ, утверждение перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и находящиеся в их ведении казенные учреждения, осуществляется лишь финансовым органом субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, доходы бюджетов всех уровней Российской Федерации объединены в четыре группы — доходы от налоговых поступлений, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, а также перечисления, связанные с государственными целевыми бюджетными фондами. Под налоговыми доходами понимаются поступления, исходящие от уплаты налогов, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, например, такие как:

– налог на прибыль организаций;

– налог на доходы физических лиц;

– налог на имущество организаций;

Неналоговые поступления состоят из доходов от уплаты пошлин, сборов, установленных на законодательном уровне Российской Федерации, например, такие как:

– доходы от использования муниципального имущества;

– штрафы за нарушение законодательства и пр.

В свою очередь, безвозмездные поступления формируются из доходов, отчисляемых другими бюджетами бюджетной системы, а также граждан и компаний, например, такие как [4, с. 98]:

– межбюджетные трансферты в виде дотаций;

– межбюджетные трансферты в виде субвенций;

– межбюджетные трансферты в виде субсидий и пр.

Общий код определенной бюджетной статьи дохода субъекта Российской Федерации будет сформирован из определенных разделов, каждый из которых будет соответствовать определенному коду.

На рис. 1 представлен пример кода доходной статьи, составленного согласно указаниям Минфина России в соответствии с определенной структурой кода бюджетной классификации (далее — КБК) доходов (см. таблицу 1), где А-В — основные группы КБК, 1–20 — разделы, соответствующие КБК

Рис. 1. Пример КБК доходов бюджетов РФ

Исходя из кода мы можем определить, что речь идет о доходной статье «Налог на доходы физических лиц с сумм прибыли контролируемой иностранной компании, полученной физическими лицами, признаваемыми контролирующими лицами этой компании», которая располагается под своим детализированным 20-тизначным кодом, а также выявить ее назначение. Таким образом, классификация доходов бюджета является инструментом систематизированной группировки доходных статей бюджета согласно законодательству Российской Федерации и международным стандартам. Благодаря такой систематизации доходов, происходит упрощение деятельности по надзору, контролю, а также формированию бюджетной отчетности, как федерального уровня, так и на уровне субъекта РФ.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Наряду с классификацией доходов бюджетов существует и классификация расходов бюджетов, покрытие которых происходит за счет налоговых сборов и неналоговых поступлений, займов и эмиссии денежных знаков. Стоит отметить, что внешние и внутренние займы выпуска денежных знаков не носят характер источника доходов бюджета, так как являются лишь источниками покрытия их дефицита. Расходные статьи бюджетов также классифицируются и состоят из определенных компонентов, по которым возможно выявить раздел, подраздел, а также виды расходов (см. таблицу 2) [5,с.84].

Структура кода классификации расходов бюджетов

В бюджетной системе Российской Федерации еще несколько лет назад выделяли несколько типов классификации расходов бюджетов, в которых была сконцентрирована информация, отражающая векторы движения денежных средств из бюджетов, экономическое содержание бюджетных расходов, а также уровни бюджетных расходов. Однако, впервые в 2008 году классификация претерпела некоторые изменения, которых не было с даты создания Бюджетного кодекса РФ — 1998 г., в связи с чем типы классификаций, соответственно и их регламентирующие статьи БК РФ, были упразднены (см. рис. 2.).

Рис. 2. Изменения в классификации расходов бюджета

Основные положения бюджетной классификации расходов изложены в ст. 21 БК РФ, которая является регламентирующим документом по формированию кода бюджетной классификации по расходным статьям. 21 Согласно ст. 21 БК РФ, классификация группирует расходы бюджетов абсолютно всех уровней, таких как: федеральный, региональный и местный, которые в свою очередь демонстрируют направления денежных средств из бюджетов на выполнение тех или иных функций государственными органами власти [2].

Расходная классификация функционального вида состоит из четырех уровней, под каждым из которых понимается определенный элемент: первый уровень — разделы, второй — подразделы, уточняющие каждый вектор расходования бюджетных средств в рамках соответствующих разделов. На третьем и четвертом уровнях происходит конкретизация расходных средств, таким образом, третий — расходные статьи целевого характера, отображающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности органов власти, четвертый — включает расходы бюджетов, которые детально описывают каждый вектор финансирования расходных статей по направлениям целевого характера [4, с. 78].

К примеру, так (см. рис. 3.) будет отражаться итоговый классифицированный код расходной статьи в бюджете Ярославской, согласно которому мы можем определить его назначение, например, в данном случае речь идет о статье расходов «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», где А-Д — основные группы КБК, 1–20 — разделы, соответствующие КБК

Рис. 3. Виды классификации расходов бюджета

Таким образом, общий код определенной расходной статьи бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае бюджета Ярославской области, будет сформирован из кодов различных уровней, преобразованный в один ряд чисел, каждое из которых будет соответствовать определенному коду распорядителя, раздела, подраздела и т. д.

  1. Корчинский В. А., Воробец Т. И. Государственные и муниципальные финансы: [учебник] / В. Е. Корчинский, Т. И. Воробец. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. — 372 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс
  3. Бомбин А. Ю. Роль налогов в формировании доходной части бюджета Ярославской области // Российская экономика: взгляд в будущее: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Часть 3 / М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина»; [отв. ред. Я. Ю. Радюкова]. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2018. — 507 с.
  4. Иванова Н. Г. Бюджетная система РФ: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Г. Иванова [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Профессиональное образование).
  5. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2: учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 342 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: