Договор транспортной экспедиции - OXFORDST.RU

Договор транспортной экспедиции

Договор перевозки и транспортной экспедиции: основные правовые позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26

26 июня 2018 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», которым обобщил судебную практику и сформулировал правовые позиции по спорным вопросам применения законодательства о договоре перевозки и транспортной экспедиции (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 26).

В данном обзоре кратко сформулированы основные правовые позиции, изложенные в Постановлении Пленума ВС РФ № 26. Знание основных положений Постановления Пленума ВС РФ № 26 необходимо участникам транспортно-экспедиционной деятельности (перевозчикам, экспедиторам, грузоотправителям, клиентам), чтобы учесть возможные негативные риски при осуществлении практической деятельности. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность независимо от наличия его вины. Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия или противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.

В теории различают ответственность за виновное причинение вреда, ответственность за случайное причинение вреда и ответственность вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Данным постановлением ВС РФ закрепил правовую позицию о том, что за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность независимо от наличия его вины, в том числе, за случайное причинение вреда. Таким образом, только обстоятельства непреодолимой силы освобождают перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Ответственность перевозчиков за просрочку доставки грузов

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза. Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых могут быть включены суммы: уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю. Вопрос взыскания штрафов (договорной неустойки) с перевозчика в случае просрочки доставки груза являлся спорным в судебной практике, однако, данным положением ВС РФ прямо закрепил обязанность перевозчика возмещать стороне договора перевозки убытки, в состав которых может быть включена договорная неустойка, предусмотренная договором, стороной которого перевозчик не является. Это существенно увеличивает общий размер ответственности перевозчика, учитывая, что перевозчик может даже не знать о каких штрафах может идти речь и которые он должен будет заплатить при просрочке доставки груза. Ответственность экспедитора зависит от его обязанностей по договору. Договорный перевозчик. Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № 26 в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление транспортных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона о транспортной экспедиции суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если:

  1. Он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
  2. Он выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее – договорный перевозчик).

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ № 26 согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети Интернет, через который заключался договор. Пункты 25 и 26 Постановления Пленума ВС РФ № 26 определяют (разграничивают) ситуации, когда экспедитор отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза и ситуации, когда он такой ответственности не несет.

Принципиально важно введение термина «договорный перевозчик». Не всегда экспедитор выполняет перевозку лично и не во всех случаях выписывает экспедиторскую расписку (хотя и должен это делать) и, здесь важно установить выразил ли экспедитор каким-либо образом (способом) намерение гарантировать сохранную доставку груза и тогда он несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или экспедитор не выражал такого намерения, тогда его ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза исключается. Признание экспедитора банкротом не исключает возможности взыскания причиненного ущерба с перевозчика. Согласно п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 26 в случае объявления экспедитора несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по договору перевозки, заключенному для клиента во исполнение указаний последнего, переходят к клиенту (абзац шестой статьи 1002, пункт 1 статьи 6 ГК РФ). В настоящее время, суды, применяя аналогию закона, распространяют применение данного положения на ситуации, когда экспедитор исключен из ЕГРЮЛ и такое исключение не связано с признанием его банкротом. Перевозчиком, в отличие от экспедитора, может быть вполне реальная, обладающая активами, нормально функционирующая организация и, в случае признания банкротом экспедитора, клиент, с учетом указанного положения, сохраняет возможность взыскать причиненный ущерб непосредственно с перевозчика, с которым экспедитором был заключен договор перевозки. С учетом положений Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчикам и экспедиторам необходимо учитывать установленную повышенную ответственность за просрочку доставки грузов в виде необходимости уплаты штрафов по тем договорам, которые заключил их контрагент. Клиентам необходимо внимательно читать содержание договора транспортной экспедиции с тем, чтобы ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза была в нем прямо закреплена, и экспедитор не ушел от ответственности в тех случаях, когда он реально организует сохранную перевозку груза.

Договор транспортной экспедиции: как подтвердить расходы

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/15512 от 11.03.2019

Минфин России в письме от 11.03.2019 г. № 03-03-06/1/15512 разъяснил что, только если все необходимые документы будут в наличии и оформлены по всем правилам, расходы по договору транспортной экспедиции можно будет учесть в расходах при налогообложении прибыли.

При этом финансисты ссылаются на законодательство, согласно которому расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством России (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В данном случае для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции нужны документы, подтверждающие фактическое оказание услуг.

Договор транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Необходимой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, которые нужно оформлять в установленном порядке в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554;
  • приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

К экспедиторским документам относятся:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Факт заключения договора перевозки груза подтверждает транспортная накладная, составленная строго по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 (письмо Минфина России от 28.08.2018 г. № 03-03-06/1/61110).

Обратите внимание: товарная накладная по форме ТОРГ-12 для этого не подходит. Она не свидетельствует о доставке товара, а только о его сдаче-приемке.

Если в транспортной накладной нет итоговой стоимости перевозки, в дополнение к ней следует составить первичный документ, в котором она определена.Таким документом может быть УПД.

УПД можно оформить при отгрузке товаров, приеме-передаче оказанных услуг и результатов выполненных работ, передаче имущественных прав.

Переходить на применение УПД не обязательно. Можно оформлять привычный пакет документов. Даже если использовать УПД, авансовые счета-фактуры все равно выставлять придется. То же самое касается и товарно-транспортных накладных.

Читайте также  Неортодоксальные школы древней Индии

А если транспортной накладной у вас нет, списать расходы на перевозку не получиться.

Транспортная накладная

Все нюансы заполнения транспортной накладной обобщены в таблице.

Кто доставляет товар Кто составляет транспортную накладную (ТН) Кто указан грузоотправителем Кто указан грузополучателем Примечание
Покупатель ТН не составляется. Договор перевозки не заключается
Продавец. Покупатель отдельно перевозку не оплачивает: в договоре цена перевозки отдельно не выделена
Продавец. Покупатель оплачивает перевозку (цена перевозки в договоре выделена отдельно) Продавец – в двух экземплярах продавец покупатель В ТН в качестве перевозчика указывается продавец
Перевозчик, нанятый покупателем – или покупатель;
– или перевозчик от имени покупателя
покупатель покупатель Для получения товара у продавца покупатель должен выдать перевозчику доверенность
Перевозчик, нанятый продавцом – или продавец;
– или перевозчик (экспедитор) от имени продавца (по доверенности)
продавец покупатель ТН служит документом, подтверждающим реальность сделки купли-продажи товара

Форма транспортной накладной содержит 17 пунктов, в которых указывается информация о грузоотправителе, грузополучателе, наименовании груза, сопроводительных документах, условиях перевозки.

Транспортную накладную должен выписать грузоотправитель (ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ). Форму и порядок заполнения транспортной накладной регламентируют правила перевозок грузов (Постановление Правительства России от 15.04.2011 г. № 272).

Накладную составляют на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве. Если для перевозки используется несколько автомобилей, то транспортные накладные составляют в соответствии с количеством автомобилей.

Транспортную накладную оформляют в трех экземплярах:

  • первый остается у грузоотправителя;
  • второй предназначен для грузополучателя;
  • третий экземпляр передают автотранспортной организации – перевозчику.

На каждой из трех экземпляров накладной необходима расшифровка подписи грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика или их уполномоченных лиц.

Перед отправкой груза грузоотправитель передает водителю автотранспортной компании второй и третий экземпляры накладной.

Доставив груз, второй и третий экземпляры накладной водитель передает грузополучателю. Их подписывает работник, который принял товары. Подпись необходимо расшифровать, а вот заверять печатью не нужно.

После этого третий экземпляр транспортной накладной возвращают водителю, а он сдает его в бухгалтерию автотранспортной организации.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Проверяем договор транспортной экспедиции

Чек-лист поможет проверить, все ли необходимые условия включены в договор транспортной экспедиции. Он также поможет проверить, содержит ли договор иные важные условия, которые помогут избежать споров и разногласий при его исполнении.

Обратите внимание!
Чек-лист не подходит для проверки договора транспортной экспедиции, если одной из сторон выступает нерезидент Беларуси.

Что проверяем

Рекомендации и пояснения

Обязательные условия договора

Предмет договора, в т.ч. наличие перечня транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор

Предмет договора транспортной экспедиции — выполнение или организация выполнения определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза .

При этом договор должен содержать перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор .

Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение

Это могут быть любые не противоречащие законодательству условия, которые посчитает важными для себя сторона договора .

Рекомендуемые условия договора

Размер вознаграждения за оказанные услуги

Если в договоре не указан размер вознаграждения или порядок его определения, то он определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги .

Срок уплаты вознаграждения экспедитору

Он определяется по соглашению сторон. Если в договоре отсутствует соответствующее условие, вознаграждение должно быть уплачено экспедитору в разумный срок . Однако понятие «разумный срок» законодательством не определено и может по-разному трактоваться сторонами договора.

На заметку
Если вознаграждение не будет уплачено в разумный срок, клиент обязан уплатить его в течение семи дней с момента получения письменного требования экспедитора об этом .

Срок возмещения расходов экспедитора

Он определяется по соглашению сторон. Если в договоре не указан срок возмещения расходов экспедитора или порядок его определения, то расходы должны быть возмещены экспедитору в разумный срок . Однако понятие «разумный срок» законодательством не определено и может по-разному трактоваться сторонами договора.

На заметку
Если расходы не будут возмещены в разумный срок, клиент обязан возместить их в течение семи дней с момента получения письменного требования экспедитора об этом .

Право экспедитора/запрет на удержание груза

По общему правилу экспедитор вправе удерживать находящийся у него груз в случае неисполнения клиентом своих обязанностей :

— по возмещению расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента при исполнении договора;

— по выплате вознаграждения, причитающегося экспедитору.

Однако запрет на удержание груза может быть прописан в договоре

Разрешение/запрет на привлечение экспедитором третьих лиц для выполнения обязанностей по договору

Если из договора не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц .

В качестве кого выступает экспедитор: представителя клиента или самостоятельно действующего лица

По общему правилу в отношениях с третьими лицами экспедитор действует от своего имени. Но в договоре можно предусмотреть, что в отношениях с третьими лицами экспедитор действует от имени клиента .

На заметку
Если в договоре не определено, в качестве кого действует экспедитор, предоставить ему право действовать от имени клиента можно путем выдачи доверенности .

Срок передачи клиенту оригиналов договоров, которые экспедитор заключил от имени клиента

Он определяется по соглашению сторон. Если в договоре не указан срок передачи оригиналов договоров, то они должны быть переданы клиенту в разумный срок . Однако понятие «разумный срок» законодательством не определено и может по-разному трактоваться сторонами договора.

На заметку
Если оригиналы договоров не будут переданы в разумный срок, экспедитор обязан передать их в течение семи дней с момента получения письменного требования клиента об этом .

Ответственность сторон за нарушение конкретных обязательств по договору

За нарушение особенно важных для сторон обязательств целесообразно прописать ответственность. Это будет стимулировать другую сторону к надлежащему исполнению соответствующего обязательства.

При этом не рекомендуем использовать общую фразу «виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством», т.к. законодательство может не предусматривать ответственность за то или иное нарушение договора. Например, законодательство не предусматривает неустойку за просрочку уплаты вознаграждения экспедитору, неустойку за просрочку оказания услуг экспедитором

Срок, который следует считать разумным для предупреждения об одностороннем отказе от договора

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок . Вместе с тем, какой срок признается разумным для этого, законодательством не определено.

Условие о том, какой срок считать разумным, может быть сформулировано следующим образом: «Стороны пришли к соглашению, что разумный срок для одностороннего отказа от настоящего договора составляет 30 календарных дней.»

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме .

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов. Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст. 78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Читайте также  Нерудные полезные ископаемые

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично. При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Договор транспортной экспедиции

Перевозка грузов является неотъемлемой частью торгового оборота, при организации которой приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы обеспечения сохранности товара, скорости доставки к получателю, снижения транспортных расходов.

Решать эти задачи призвана транспортная экспедиция, которая позволяет ускорить доставку материальных ценностей, минимизировать всевозможные издержки и риски.

Безусловно, поставщик и покупатель могут и своими силами осуществить все действия по перевозке товара, однако в ряде случаев более целесообразным является привлечение специалиста – экспедитора.

Данных специалистов предоставляют логистические компании. Заключение договора об осуществлении транспортной экспедиции целесообразно в ситуациях:

  • при необходимости срочно отправить груз (у экспедитора имеются налаженные контакты с железной дорогой и автотранспортом);
  • при одноразовых отправках, когда нет смысла затрачивать время на изучение правил и особенностей работы железнодорожных станций, регламентирующих перевозки;
  • при перевозке опасных грузов, осуществляемой по особым правилам и требующей специального оформления;
  • при отправке товаров на экспорт, поскольку у экспедитора для этого имеются обученные и аттестованные таможенные брокеры и, если требуется, склады временного хранения.
Читайте также  Менеджмент компании Toyota (Тойота)

Привлечение экспедитора ведет к возникновению особого рода обязательств — транспортно-экспедиционных.

Услуги и условия их предоставления должны быть согласованы сторонами и закрепалены в Договоре транспортной экспедиции и дополнительных соглашениях, прилагаемых к нему.

Нормативные акты

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии со следующими документами:

  1. Гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).«Транспортная экспедиция»
  2. Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 г.

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) произвести или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, целью договора транспортной экспедиции по своей сути является оказание посреднических услуг при заключении и исполнении договора перевозки, а также выполнение связанных с договором обязательств (к примеру, обеспечение отправки груза и его получения, осуществление таможенного оформления, хранения и т.д.).

Важно: договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки, поскольку непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Особенности договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции должен заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК РФ), в противном случае он будет признан недействительным (ст. 162 ГК РФ). При этом стороны не обязаны составлять его в виде единого документа, но заключение обязательств сторон именно в таком формате позволит детально проработать все его условия, откорректировать таким образом, чтобы он был выгоден именно Вам.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ч. 1 ст. 805 ГК РФ).

Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества (п. 3 ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту транспортные документы, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Клиент, в свою очередь, обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иные сведения, необходимые для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Доверитель несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации (ст. 804 ГК РФ).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора клиент или экспедитор уплачивает штраф в размере десяти процентов от суммы затрат, понесенных одной из сторон (п. 5 ст. 6 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности).

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору, помимо указанных расходов, штраф в размере десяти процентов от суммы этих расходов (абз. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Очень важно при предъявлении требований экспедитору не пропустить процессуальные сроки. Так, для обращения в суд с требованиями, вытекающими из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности — 1 год. При этом до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии (ст. 12 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Пропуск данных пресекательных сроков фактически означает, что клиент не сможет защитить свои нарушенные права, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и исполнения требований к качеству транспортно-экспедиционных услуг определены п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

К документам, подтверждающим факт заключения договора транспортной экспедиции, относятся:

Поручение предназначено для описания заказываемых клиентом услуг и условий, на которых они будут оказаны. Экспедитор рассматривает его, после чего направляет заказчику с пометкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Обязательно указывается причина отказа. Экспедитор должен выполнять только поручение, согласованное сторонами договора. Доверитель на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, понесенных в ходе исполнения поручения (п.п. 9-10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности).

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки.

Складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Вышеуказанный перечень экспедиторских документов не является исчерпывающим. На практике это означает, что стороны договора транспортной экспедиции могут использовать другие документы. Это может быть экспедиторское свидетельство или заявка клиента (в последнее время такие заявки клиенты часто отправляют экспедитору по электронной почте или факсу), коносамент, поручение на отправку экспортных грузов и т.п.

Споры между сторонами транспортной экспедиции.

Многообразие документов, сопровождающих выполнение договора транспортной экспедиции, и нюансы оказания услуг могут послужить предпосылкой разногласий между участниками сделки.

Зачастую стороны не заключают договор транспортной экспедиции, а работают по следующей схеме: клиент направляет экспедитору заявку в письменной форме или по факсу либо по электронной почте, а подтверждением перевозки груза становится транспортная накладная.

Поскольку экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора (п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), то их отсутствие может быть расценено судом как свидетельство того, что договор не был заключен. Такая схема нередко приводит к возникновению споров между клиентом и экспедитором, поскольку юридическое соглашение, в котором оговорены все пункты сотрудничества, отсутствует.

В связи с этим, особое внимание нужно уделять правильному оформлению документов. Судебная практика показывает, что заявка является достаточным подтверждением заключения договора транспортной экспедиции, но только в том случае, если она содержит его ключевые условия.

Сложность заключается в том, что судебными органами не выработан единый подход к вопросу о том, какие именно условия договора транспортной экспедиции являются существенными. Одни суды называют существенным условием исключительно предмет договора транспортной экспедиции, а другие к ним относят ряд других условий. Например, такими могут считаться тип используемого транспорта, сроки выполнения, размер вознаграждения экспедитора или условия перевозки груза. Фактически выполнение этих пунктов имеет большое значение для сделки, и во избежание споров их целесообразно включать в договор транспортной экспедиции на этапе его разработки.

Для согласования предмета договора транспортной экспедиции стороны должны указать виды услуг, связанные с перевозкой груза, которые должен будет оказывать экспедитор. При этом стороны могут использовать положения ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские».

Чем мы можем быть Вам полезны:

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН помогут вам разработать договор транспортной экспедиции, в котором будут максимально учтены интересы вашей компании. Наши специалисты внимательно проработают каждый пункт. Такая скрупулезность позволит минимизировать риски оспаривания договора или неисполнения его положений контрагентом. Юристы внимательно проанализируют вариант договора оказания услуг транспортной экспедиции, предложенный контрагентом и составят протокол разногласий к нему при необходимости.

В случае когда условия договора транспортной экспедиции не соблюдены, и в результате пострадали ваши интересы, мы приложим все усилия, чтобы решить вопрос мирно. Если этого не получится, наша команда будет отстаивать в суде ваши права, вытекающие из договора транспортной экспедиции. КГ ЭТАЛОН оказывает услуги не только в Москве. За консультациями к нашим юристам, имеющим многолетнюю успешную практику, обращаются из других регионов России. При этом мы помогаем в заключении договора транспортной экспедиции как экспедиторам, так и клиентам и оказываем правовую поддержку на всех этапах его выполнения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: