Дидактические свойства и функции ИКТ - OXFORDST.RU

Дидактические свойства и функции ИКТ

Дидактические свойства и функции ИКТ

Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [18, 24].

Под дидактикой следует понимать отрасль педагогической науки, раскрывающую теоретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика проявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения [29].

В соответствии с классификацией ИКТ следует выделить три группы дидактических свойств.

Дидактические свойства технологий представления учебной информации:

  • отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов;
  • возможность поиска интересующей информации;
  • возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;

возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков;

  • организация общения с преподавателем курса.
  • 2. Дидактические свойства технологий передачи учебной информации:

    подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации;

    хранение и резервирование информации;

    распространение информации в различной форме с помощью инфо-коммуникационных средств;

    обеспечение доступа к информации. Возможность подключения к любым электронным банкам и базам данных учебного назначения для получения интересующей информации;

    загрузка информации с различных носителей.

    3. Дидактические свойства технологий организации учебного процесса

    Дидактические свойства электронной почты [24, 25]:

    передача сообщений одновременно большому числу обучающихся;

    асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися. Возможность организации консультаций, форм контроля и т.д.;

    хранение информации, поступающей в память центрального компьютера, в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;

    подготовка и редактирование текстовой информации;

    переписывание информации в различной форме из сети на жесткий или гибкий диски (и обратно);

    распечатка текстов для использования в учебно-воспитательном процессе;

    демонстрация текстов, графики на экране, позволяющая организовать групповое участие обучающихся в обсуждении и интерпретации информации.

    Дидактические свойства телеконференций [21]:

    передача информации (текстовой, графической, звуковой) через систему телеконференций непосредственно на компьютер любому обучающемуся, являющемуся абонентом сети, в которой размещается данная конференция;

    прием информации от любого участника конференции;

    подготовка, редактирование текстов, графического материала;

    обработка и хранение текстов, графики;

    распечатка текстовой информации для использования в учебно-воспитательном процессе;

    обеспечение (при необходимости) синхронной и асинхронной коммуникации, что позволяет участникам конференции переслать свою информацию в систему в любое удобное для участника время и таким же образом получать информацию от других участников. Все сообщения в этих случаях нумеруются, систематизируются по типам, что облегчает доступ к ним. Разветвленная система асинхронной связи позволяет создавать дополнительные подтемы в рамках той же конференции. Участники же получают возможность хорошо подумать, прежде чем отправлять свое сообщение. Возможность организации обсуждения предложенной темы, консультации и других форм учебной деятельности.

    Дидактические свойства видеоконференции:

    синхронный обмен информацией преподавателя с обучающимися. Возможность проведения разных форм учебной деятельности;

    возможность демонстрации учебной информации в графической, мультимедийной форме, проведения экспериментов, постановки опытов, позволяющей организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации.

    Именно дидактические свойства позволяют ИКТ выполнять дидактические функции, направленные на реализацию учебно-воспитательного процесса и характерных для него атрибутов (возможности объяснения, разъяснения, обсуждения, проведения контрольных срезов, тестов, творческих работ и т.д.), осуществление общения преподавателя с обучающимися, создание благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности.

    Рассмотрим дидактические функции современных информационно-коммуникационных технологий и их роль в решении педагогических задач.

    Дидактические возможности средств информационных и коммуникационных технологий

    Куделко Алеся Сергеевна,

    учитель немецкого языка ГУО «Средняя школа №4 г.Слуцка»

    Средства обучения используются в целях поднятия интереса к предмету, улучшения наглядности и концентрации внимания ученика на наиболее важном или сложном учебном материале.

    К традиционным средствам обучения относятся учебники и учебные пособия, макеты, таблицы, модели, учебно-технические средства, лабораторное оборудование и многое другое. Эти средства подразделялись на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля. Использование в учебном процессе всех этих средств позволяло в той или иной степени влиять на мотивацию, успешность обучения и умственное развитие обучаемых, однако ни одно из этих средств не обладало теми уникальными дидактическими возможностями, которыми обладают средства информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ).

    Информационные технологии в наше время могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в школе. Создание баз данных библиотек, документов и творческих работ учащихся позволят систематизировать учебный процесс, организовать творческую, исследовательскую работу учащихся. Электронные средства поиска, систематизации и обработки информации обладают рядом преимуществ по времени, стоимости и трудоемкости процесса работы. Умение использовать информационные технологии становится неотъемлемой частью любого научного труда, и в этом состоит связующая роль предмета информационных технологий, открываются возможности для практических применений творческих и проектных ученических работ, размещения их в сети Интернет.

    К основным дидактическим возможностям ИКТ отнесём следующие:

    1. Реализация интерактивного диалога — обеспечивается незамедлительной обратной связью между пользователем и средствами ИКТ. Интерактивность в переводе с английского означает взаимодействие, воздействие, влияние друг на друга. Интерактивность диалога предоставляет ученику возможность активного взаимодействия с системой, каждый его запрос вызывает ответное действие системы, и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

    2. Визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе — предполагает наглядное статическое представление на экране компьютера изучаемого объекта и(или) его составных частей, любого процесса или его модели с возможностью продвижения в глубь экрана, более детального рассмотрения изучаемого объекта, стенда или агрегата. В некоторых программах представлены процессы, протекающие в микро- и макромирах, а также процессы, которые невозможно изучить с помощью учебных лабораторных стендов. Возможна и графическая интерпретация изучаемой закономерности.

    3. Моделирование реальных или виртуальных процессов и явлений, имитация работы лабораторных стендов, агрегатов и машин, интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах в виде таблиц, графиков (например, моделирование процессов и явлений, протекающих при высоких или низких температурах, в космическом пространстве; создание предметной виртуальной среды для тренинга при подготовке к будущей профессиональной деятельности).

    4. Хранение больших объемов информации в цифровом формате с возможностью легкого доступа к ней, тиражирования, передачи ее на любые расстояния; автоматизация сбора, накопления, хранения, обработки информации и информационно-поисковой деятельности.

    5. Автоматизация процессов вычислительной деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента (в том числе в масштабе реального времени) — реализуется с помощью специальных лабораторных стендов на базе микропроцессорной техники, программно-аппаратных комплексов, снабженных датчиками, сопрягаемыми с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их статистическую обработку, строить графики, таблицы, диаграммы.

    6. Автоматизация управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, продвижения в обучении, тренировки, тестирования; автоматизация информационной деятельности информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса в локальных и глобальных компьютерных сетях в целях улучшения управления образовательным процессом в учебном заведении.

    Современные средства информационных технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках.

    Средства информационных технологий дают возможность находить новые формы и приемы в методе проектного обучения для создания междисциплинарных проектов. Это позволяет сформировать опыт научно-исследовательской деятельности учащихся. Особенность таких проектов заключается в задаче представления информации, подборе средств и методов в соответствии с темой проекта. Ученик должен не только собрать информацию по теме проекта, но и структурировать ее для размещения в ресурсе, продумать оформление в соответствии с требованиями к мультимедийному проекту. Часто, размещая информацию для Интернет, ученик сам видит и исправляет ее недостатки, таким образом проходя все этапы исследовательской деятельности.

    Роль ресурсов Интернет в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дистанционное образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. Это позволяет не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. Практика показывает, что с помощью Сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Среди сетевых образовательных проектов можно выделить конкурсные, обучающие и смешанные. К последним, например, можно отнести проект дистанционных обучающих олимпиад по различным предметам: информатике, математике, географии и других. Задачами таких олимпиад является повышение интереса учащихся к предмету, формирование навыков сетевого общения, обмен опытом между педагогами. Участие в сетевых проектах требует от учителя компетентности в своем предмете, ведь руководя работой учеников, решая поставленные задачи и имея достойных соперников, учитель получает оценку вместе с детьми. Участие в хорошо организованных проектах может повысить уровень знаний и интереса к предмету, сформировать адекватную оценку у ученика.

    Очень интересной может быть работа по созданию совместного проекта с учащимися из другого города. Такая работа формирует навыки сетевого взаимодействия, позволяет почувствовать учащемуся возможности телекоммуникационной проектной деятельности, познакомиться и поработать со сверстниками из других городов.

    Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.

    Поскольку творчество есть деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью, то представление разработанной учащимся темы посредством информационных технологий всегда носит характер творческой деятельности. Это проявляется в поиске новых дизайнерских и технических решений. Современные средства информационных технологий позволяют ученику самому воплотить свои фантазии в «электронном виде» и проверить конкурентоспособность своего изделия, популярность своих идей. Для того чтобы создать по-настоящему интересный и оригинальный ресурс, ученик должен прежде всего пропустить через себя всю информацию, почувствовать особенности психологии ее потребителя, определить новизну и осознать практическую значимость ресурса. Все это относится к формированию ключевых компетенций ученика, его умению ориентироваться в практической жизни.

    Средствами информационных технологий могут быть собраны информационные базы данных о разработках учащихся, что будет стимулировать детей к новым творческим наработкам. Для этой цели может служить как информационная база данных, доступная школьникам, так и школьный Web — ресурс, позволяющий обмениваться опытом как между учащимися из одной школы, так и между учащимися из других школ. Виртуальный клуб творческих разработок позволяет объединить талантливых учеников.

    Однако огромный соблазн для учителя представляет чрезмерное использование мультимедийный обучающих программ и презентаций на уроках. С помощью таких средств можно «занять» большое количество времени, возлагая ответственность за его проведение на создателей этих программ. Однако конспектирование информации с экрана вредно для глаз, а «просто прочтение» не запоминается учащимися. Нужно помнить, что живое общение ученика с учителем и одноклассниками не может заменить ни одна программа, а наиболее экологичным для глаз носителем информации был и остается учебник или методическое пособие.

    Итак, достоинства использования в образовательном процессе современных информационных технологий очевидны. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать процесс обучения; повышают интерес учащихся к предмету; активизируют познавательную деятельность учащихся. Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения в возможности сочетания логического и образного способов освоения информации, активизации образовательного процесса за счёт усиления наглядности. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

    1. Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич. – Минск, 2008.

    2. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе. – Витебск, 2010.

    3. Кочегарова, Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация // Эйдос: Интернет-журнал.

    – 2008. – 2 апреля [Э/р]. – Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-3.htm

    4. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методич. пособ. – Ростов – на – Дону, 2011.

    5. Иванова, Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе. – Волгоград, 2007.

    2.3 Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий

    Средства компьютерных телекоммуникаций позволяют обеспечить учебный процесс следующими элементами:

    поурочными учебными и учебно-методическими материалами;

    обратной связью между преподавателем и обучаемым;

    доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;

    доступом к электронным библиотекам;

    доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных электронных газет и журналов;

    обменом управленческой информацией внутри системы обучения.

    Такие функции средств телекоммуникации в учебном процессе обеспечиваются наличием у них определенных дидактических свойств (ДС).

    По определению Е.С. Полат, «под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики как в плане теории так и практики».

    При классификации дидактических свойств Интернет (а мы в основном будем иметь дело с ресурсами Интернет) можно выделить два основных класса свойств компьютерных телекоммуникаций:

    свойства, связанные с их телекоммуникационной основой, т.е. их технологические возможности;

    свойства, связанные с применением компьютеров (в том числе и мультимедийных).

    В первом классе свойств выделяются два крупных подкласса дидактических свойств, связанных с телекоммуникационной основой КТК (компьютерные телекоммуникации): вещание и диалог. Важным дидактическим свойством телекоммуникации является ее двусторонний характер, обеспечивающий условия для интерактивности. С технической точки зрения, это означает, что сигнал по каналу компьютерной телекоммуникации с одинаковым успехом идет в любом из двух направлений, в отличие от радио- и телевещания. С педагогической точки зрения, появляется возможность диалога (интерактивность), что позволяет обеспечивать реальное взаимодействие учителя и учащихся. Начиналось использование КТК именно с диалога. Но в настоящее время стало стремительно развиваться и вещательное направление.

    Свойства, связанные с компьютерной основой КТК (т.е. относящиеся ко второму классу свойств). К сети Интернет подключены компьютеры, существенно различающиеся по

    своим возможностям. Это компьютеры абонента сети, которые выполняют ограниченный набор функций. Кроме того, в Интернет имеется немного компьютеров, которые содержат получаемую абонентами информацию (хост-компьютеры), но значение этих компьютеров для сети очень велико. Наконец, имеются компьютеры, принадлежащие фирме-провайдеру, поставщику услуг Интернет. Отсюда мы получаем следующие подклассы дидактических свойств:

    дидактические свойства компьютера абонента;

    дидактические свойства хост-компьютера;

    дидактические свойства компьютера провайдера.

    Дидактические свойства компьютера абонента:

    способность хранить, выдавать на печать и структурировать переданную и полученную информацию;

    способность программного обеспечения компьютера отправителя и получателя электронных писем разбираться в структуре хранения полученных писем, удалять или архивировать потерявшие актуальность, вести базу данных адресов корреспондентов и т. п.;

    обеспечение гибкого, удобного и понятного интерфейса для работы со сложно структурированной информацией;

    поддержка работы с гипермедийной информацией;

    поддержка копирования такого расширенного текста из одного программного средства в другое.

    Дидактические свойства хост-компьютера:

    способность хранить и структурировать переданную и полученную информацию;

    способность осуществлять поиск информации как на самом компьютере, так и в сети;

    поддержка работы с гипермедийной информацией;

    способность передавать полученную от абонента информацию по указанному электронному адресу.

    Дидактические свойства компьютера провайдера:

    способность хранить и структурировать переданную и полученную информацию;

    способность отслеживать «судьбу» электронных писем (выявлять и сообщать о задержке доставки письма, о неверной адресации и т.п.);

    способность проводить поиск нужной абоненту информации в структуре хранимых на нем данных;

    совместимость аппаратного и программного обеспечения компьютеров провайдера данной услуги и компьютера его абонента;

    способность проводить поиск нужной абоненту информации в сетевых структурах данных.

    Итак, мы рассмотрели общую классификацию дидактических свойств средств компьютерных телекоммуникаций.

    научная статья по теме ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Языкознание

    Цена:

    Авторы работы:

    СЫСОЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ

    Научный журнал:

    Год выхода:

    Текст научной статьи на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

    СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ и

    Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые еще буквально несколько лет назад казались «далеким будущем», очень быстро стали «реальным настоящим». За последние годы появилось много методических работ, авторы которых рассматривали вопросы развития видов речевой деятельности, формирования аспектов языка, а также формирования социокультурной и межкультурной компетенций посредством аутентичных и учебных Интернет-ресурсов, блог- и вики-технологий, подкастов и лингвистического корпуса. Анализ богатого опыта школьных учителей и преподавателей вузов, представленного на страницах журнала «Иностранные языки в школе» и образовательных Интернет-форумах, показывает, что на современном этапе большая часть педагогов в той или иной степени используют ИКТ в процессе обучения иностранному языку. Некоторые только делают первые шаги по внедрению ИКТ, используя задания на поиск текстового и мультимедийного материала по изучаемой теме. Другие же организуют сетевое взаимодействие между учащимися одного или нескольких классов посредством электронной почты, веб-форума или блога.

    Вместе с тем, наряду с позитивными тенденциями в освоении современных ИКТ и построении процесса обуче-

    ния иностранному языку на их основе, в некоторых случаях приходится говорить о нецелесообразном использовании ИКТ в образовательном процессе. Приведем лишь один пример, когда внедрение ИКТ в процесс обучения иностранному языку сводилось к замене традиционных тетрадей для выполнения письменных работ флэш-картами (флэшками). Учащиеся должны были выполнять письменные задания на компьютере в текстовом редакторе Word, сохранять задания на флэшки и сдавать их учителю. Учитель, в свою очередь, во внеучебное время открывал флэшку каждого ученика, находил необходимый документ с выполненным письменным упражнением и вносил в него исправления. Безусловно, никакой речи об интенсификации процесса обучения в данном случае вообще быть не может! Более того, учитывая, что не все учащиеся и учителя имеют компьютеры дома и не все способны быстро набирать текст на иностранном языке, такое использование ИКТ в учебном процессе будет требовать значительно больших временных и ресурсных затрат на выполнение заданий и не будет привносить ничего нового (дополнительного) в учебный процесс.

    Причина же такого узкого восприятия потенциала ИКТ в обучении иностранному языку, на наш взгляд, кроется в ограниченном видении дидактических свойств и функций современных ИКТ. Информатизация языкового образования вовсе не означает, что современные ИКТ должны дублировать в чистом виде традиционные средства обучения для достижения абсолютно идентичных целей. Наоборот, благодаря своим уникальным дидактическим свойствам (наряду с развитием тех же речевых умений и формированием языковых навыков), современные информационные и коммуникационные технологии способны значительно обогатить образовательный процесс. Использование в процессе обучения современных ИКТ создает реальные условия для развития

    Ключевые слова: информатизация образования, информационные и коммуникационные технологии, ИКТ, индивидуальная образовательная траектория, обучение в сотрудничестве, самостоятельная учебная деятельность.

    у обучающихся дополнительных умений и стратегий, что было невозможно в такой степени на основе традиционных средств (11, 12).

    В этой связи особую актуальность и необходимость приобретает рассмотрение вопроса о дидактических свойствах и функциях современных информационных и коммуникационных технологий, владение которыми поможет учителям и преподавателям целенаправленно интенсифицировать учебный процесс путем оправданного расширения сферы использования ИКТ.

    Ключевым понятием в данном разделе выступает термин информационные и коммуникационные технологии, который обозначает информационные каналы и программные средства создания, сбора, хранения, передачи, обработки, использования информации. Информационные и коммуникационные технологии создают информационно-коммуникационную среду, под которой, согласно определению И.В. Роберт, С.В. Панюковой, А.А. Кузнецова и А.Ю. Кравцовой (7), понимается «совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает следующее: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации; собственно знания; средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы и интерактивное информационное взаимодействие» (7, с. 32).

    Информационная образовательная среда — это «совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании распределенного информационного ресурса в обла-

    сти образования, науки и культуры» (7, с. 33). Единство в реализации подходов к осуществлению информационной и коммуникационной деятельности, по мнению авторов, заключается в следующем:

    • «единство способов доступа к информационным ресурсам, обмена информацией, ее передачи, транслирования;

    • единство средств самопредставления пользователя, его самоидентификации;

    • единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия как с партнерами по общению, так и с интерактивным источником информационного ресурса;

    • наличие распределенной базы данных научно-педагогической, методической, инструктивной, хрестоматийной, технической информации, предназначенной для образовательных целей» (7, с. 34).

    Современные информационные и коммуникационные технологии обладают дидактическими свойствами и функциями, различия между которыми достаточно четко описаны в работе Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и М.В. Моисеевой (6). Дидактические свойства современных ИКТ — основные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику) как в плане теории, так и в плане практики. Под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей (6, с. 113).

    Дидактические свойства и функции современных ИКТ

    В данной работе выделяются одиннадцать основных дидактических свойств, которыми обладают современные ИКТ и которые оказывают влияние на интенсификацию процесса обучения иностранному языку.

    1. Многоязычие и поликультурность информационных Интернет-ресурсов.

    В сети Интернет размещено множество информационных ресурсов на большинстве языков мира. Значительная часть ресурсов представлена на английском

    языке, а точнее, на различных его вариантах (британском, американском, канадском, новозеландском, австралийском и т.п.), диалектах и социолектах. Кроме того, в сети Интернет можно найти материал о различных культурных (этнических, социальных, религиозных, региональных, профессиональных и т.п.) группах страны изучаемого языка. Изучение, сравнение и сопоставление материалов о различных культурных группах, а также вариантах изучаемого языка позволяет реализовать принцип диалога культур (8) и формирует у обучающихся представление о языковом и культурном многообразии страны изучаемого языка и о культурном многообразии как о норме сосуществования культур в современном поликультурном мире (9, 10).

    2. Многоуровневость информационных Интернет-ресурсов. В сети Интернет можно встретить информационные материалы, созданные как пятилетним ребенком, так и университетским профессором; как для учебных целей, так и аутентичных ресурсов, созданных для носителей языка и культуры. Различный уровень языковой сложности, а также различная глубина освещения обсуждаемых культурных и социально значимых вопросов в разных источниках позволяют использовать информационные Интернет-ресурсы на всех этапах обучения. При этом важно, чтобы при отборе учебного материала преподаватель руководствовался рядом критериев, специально разработанных с учетом свойств и функций Интернет-среды. К таким критериям отбора Интернет-ресурсов относятся языковая и культурно-историческая сложность материала, источник информации, надежность, актуальность, куль-туросообразность и объективность информации (15, 16).

    3. Разнообразие функциональных типов Интернет-ресурсов. В сети Интернет существуют информационные (текстовые, графические, аудиовизуальные) материалы (причем, различных стилей), сетевые энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные туры по известным музеям и галереям, Интернет-СМИ, Интернет-каталоги, Интернет-магазины и т.п. Использование

    в учебном процессе разных Интернет-ресурсов позволит обучающимся развить умения работать с различными типами Интернет-источников с целью извлечения необходимой информации и значительно обогатит их языковую и культурную практику.

    4. Мультимедийность ресурсов. В сети Интернет можно встретить широкое разнообразие форматов представления информации: текст, графика, цветные изображения, аудиофайлы, видеозаписи, анимация. Использование в учебном процессе всего спектра мультимедийных ресурсов максимально приблизит и принесет в учебный класс языковую и социокультурную среду страны изучаемого языка, тем самым обогатит языковую и социокультурную практику обучающихся. Средства мультимедиа сети Интернет позволят значительно чаще слышать речь носителей языка, а также знакомиться с распространенными диалектами и социолектами, видеть изучаемые аспекты культуры страны ИЯ, знакомиться с культурным многообразием современного поликультурного мира.

    5. Гипертекстовая структура документов — это особая иерархическая связь между частями информации, создающая дополнительные возможности для свободной навигации по Интернет-документу, удобному переходу от одного раздела документа к друго

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

    Дидактические свойства и функции ИКТ (стр. 1 из 2)

    2. Понятие дидактических свойств и функций

    3. Основные дидактические свойства и функции сети Интернет как самой глобальной информационной и коммуникационной технологии

    5. Список использованной литературы

    Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и проникновение их во все сферы деятельности человека, становится сегодня одним из факторов, существенно влияющих на происходящие в обществе процессы. Устойчивое развитие общества в новых условиях требует перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий.

    Информационные и коммуникационные технологии открывают реальные перспективы для совершенствования системы образования, а именно: широкое внедрение средств ИКТ для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях образования — от дошкольного до послевузовского — за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебного процесса; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе новых информационных технологий. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования, т.е. реализацией принципов открытого образования.

    Реальными шагами в решении этих проблем являются: развитие системы телекоммуникаций в системе образования; широкое внедрение ИТ в учебный процесс; использование возможностей глобальной сети Интернет; создание информационных образовательных ресурсов и формирование единой образовательной информационной среды; использование открытых форм обучения и т.д.

    Цель реферата – определить дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

    1. Понятие дидактических свойств и функций

    Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются его основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики. Такими характеристиками средств обучения следует считать их природные качества, которые могут быть использованы с дидактическими

    Под дидактическими функциями средств обучения понимаются их назначение, роль и место в учебно-воспитательном процессе. Дидактические функции есть внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей.

    В связи с возникновением глобальной сети Интернет появились новые информационные технологии, связанные с компьютерными коммуникациями и реализацией функций создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, выполняемых через методы информационных технологий в процессе общения на расстоянии.

    Это привело к появлению и новых дидактических возможностей информационных технологий, возникающих в результате взаимодействия на расстоянии, проявление которых можно классифицировать через

    – форму информационного взаимодействия участников образовательного процесса: обучающегося, электронные источники информации, преподавателя;

    – время информационного взаимодействия участников процесса обучения.

    При этом под дидактическими возможностями информационных технологий в процессе сетевого обучения будем понимать проявление дидактических свойств информационных технологий по отношению к

    – электронной учебной информации при выполнении функций создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, реализуемых через методы информационных технологий в процессе обучения;

    – организации информационного взаимодействия участников процесса обучения: обучающегося, электронные источники информации, преподавателя.

    Дидактические возможности информационных технологий позволяют впроцессе образовательной деятельностиреализовать следующиеформы информационного взаимодействия с дидактическими целями:

    – взаимодействие удаленных участников процесса обучения между собой: преподавателя и обучающегося студента или группы студентов, например, при электронной переписке, организации дискуссий через телеконференции и видеоконференции;

    – взаимодействие участников процесса обучения (преподавателя, обучающихся студентов) с удаленными источниками информации, например, при осуществлении поиска и систематизации информации, перемещения (навигации) по гипертекствовым ресурсам глобальной сети.

    При этом по времени информационного взаимодействия возможны два варианта:

    – все участники процесса обучения одновременно находятся в непосредственном диалоговом режиме за компьютером, образуя синхронное взаимодействие;

    – участники обучения знакомится с учебными материалами или выполняют некоторое действие за компьютером не одновременно со всеми, а в удобное для себя время, образуя асинхронное взаимодействие.

    2. Основные дидактические свойства и функции сети Интернет как самой глобальной информационной и коммуникационной технологии

    Базовыми дидактическими свойствами Интернет являются:

    · высокая скорость передачи информации;

    · двусторонний характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность;

    · возможность работы с гипертекстом и мультимедиа;

    · обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно структурированной информаций.

    Реализация этих свойств возможна при функционировании определённых услуг и сервисов сети.

    Электронная почта. Электронная почта (ЭП, E-mail) относится к средствам дистанционного доступа. Это один из режимов (услуг), предоставляемых компьютерными сетями. ЭП позволяет пользователям (преподавателям, обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Для реализации режима ЭП рабочее место пользователей должно быть оснащено аппаратно-программными средствами: компьютером, принтером, модемом, монитором, клавиатурой, манипулятором мышь и соответствующим программным обеспечением. Следует обратить внимание на то, что время доставки сообщения состоит из времени, которое требуется для пересылки сообщения с компьютера отправителя на компьютер получателя, и времени, через которое получатель обратится при необходимости, к своему «почтовому ящику» и прочтет или распечатает пришедшее сообщение. Это позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в «нереальном» (продолженном, off-line) масштабе времени. Расстояние между пользователями не играет роли и может колебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров, в зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных, радиорелейных и т.д. Более тщательный анализ позволяет обратить внимание на тот факт, что компьютерные сети включают в себя дидактические свойства, присущие собственно компьютеру и плюс те, что добавляют к ним собственно телекоммуникации. В обобщенной форме их можно отразить в следующих возможностях ЭП:

    · передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее хранящейся в памяти в виде файлов или компьютерных программ;

    · хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки ее на принтере;

    · демонстрация текстов и графики на экране дисплея;

    · подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых;

    · использование и пересылка компьютерных обучающих программ.

    С дидактической точки зрения, с помощью электронной почты можно организовать так называемые «виртуальные учебные классы». Например, в Интернете с помощью использования режима «списки рассылки» (mailing lists), при котором установленное на сервере программное обеспечение дает возможность совместного общения групп пользователей. Число разных списков рассылки (дискуссионных групп) может быть очень большим и ограничивается возможностями аппаратуры и разрешенным лицензией количеством списков рассылки для данного лист-сервера. В созданной учебной группе объясняются правила и способы подписки и она приступает к работе. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается лист-сервером всем участникам. Одним из участников является преподаватель.

    Таким образом, ЭП может быть использована для невербального общения участников учебного процесса. Кроме того, ЭП можно использовать для пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство, привлекательное для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронный обмен информацией. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией.

    Преподавателем электронная почта может использоваться при подготовке к занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернет через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

    Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-взаимообучение, семинар-дискуссия.

    Целесообразно также использование ЭП для проведения электронной лекции, когда обучающимся с помощью электронной почты пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: