Дети индиго всоциологии личности - OXFORDST.RU

Дети индиго всоциологии личности

Дети Индиго: Фальшивый феномен или реальные Люди Будущего?

Кто такие Дети Индиго? Лет 15 назад о них писали в каждой газете и издавали о них книги, сейчас феномен не так популярен, но он все равно никуда не делся. Это в самом деле дети иного уровня развития или мы просто неправильно их определили?

Многие люди, даже те, которые ничего не знают об эзотерических течениях или религии Нью Эйдж, имеют понятия о том, что такое аура. Представляется, что это отображение нашей духовной энергии и выглядит оно как сияющий ореол вокруг человеческого тела.

Некоторые люди утверждают, что они могут видеть ауру других людей и что аура разных людей имеет разные цвета в зависимости от настроения человека, его жизненных принципов и прочего. По их словам, здоровые взрослые люди в основном имеют голубовато-синевато-фиолетовую ауру.

В 1970-х годах один экстрасенс начал говорить о том, что якобы он обнаружил у детей «новый цвет ауры», который встречался редко и отмечал «высокоразвитую душу» с удивительными умственными способностями, а иногда и сверхспособностями (Паранормальные новости — paranormal-news.ru).

Этого экстрасенса звали Нэнси Энн Топпе и вскоре она стала утверждать, что детей с необыкновенными аурами в обществе становится все больше и больше. Она назвала цвет их ауры словом Индиго и с тех пор термин «Дети Индиго» стал основным названием этого феномена.

Топпе описывала этих детей как особыми душами, которые были «усовершенствованы» в ином мире, а потом возвращены на Землю для возрождения в новых тела. Они должны были начать духовную революцию в людях, чтобы привести их к просветлению и расширить их сознание.

Дети Индиго по определению Топпе обладали многочисленными исключительными чертами личности и имели повышенные психические способности, включая телепатию, ясновидение и астральную проекцию. Еще они имели превосходный интеллект и творческий потенциал.

На основе того, с какой скоростью возникает все больше детей с необычным цветом ауры, Топпе прогнозировала, что всего через несколько поколений Дети Индиго станут нормой в обществе.

Более 20 лет Топпе рассказывала о Детях Индиго, но мало кто слушал ее. Однако в конце 1990-х двое ярких личностей Ли Кэрролл и Ян Тобер подхватили ее имею и «слегка» усовершенствовали, «связавшись» с духом по имени Кайрон и получив от него много подробной информации о Детях Индиго. В 1998 году они выпустили обо всем этом книгу «Дети Индиго: Прибытие иных детей», которая тут же стала бестселлером.

В 2000-х вышла еще одна книга — «Уход и питание Детей Индиго» за авторством популярного экстрасенса Дорин Виртью, и в западном мире началась настоящая лихорадка Детей Индиго. О них писали в газетах, журналах, этот странный новый феномен обсуждали на ТВ, в школах, в беседах с детскими психологами.

Больше всего людей интересовало, какие у Детей Индиго есть отличительные черты, по которым можно опознать такого ребенка, не видя его ауры. В разных книгах это варьировалось, но в целом указывалось, что эти дети чрезвычайно способны к эмпатии (сочувствию), очень любопытны, творчески развитые и имеют очень сильную волю.

Также они независимы, горды и с высоким интеллектом. Они умственно более развиты, чем обычные дети их возраста, они мыслят нестандартно, обладают хорошей интуицией, нередко имеют экстрасенсорные способности.

У них также есть черты, которые можно описать как негативные. Считается, что они очень поглощены собой, вплоть до самовлюбленности, чрезвычайно упрямы, раздражены тем, что простые люди их не понимают, а еще обладают настолько нетрадиционными взглядами на жизнь, что отталкивает людей от них.

Концепция Детей Индиго получила очень широкое распространение в обществе и культуре с многочисленными книгами, статьями и даже фильмами. Многие знаменитости говорили, что их дети являются Детьми Индиго или что они сами Дети Индиго. Это движение стало таким же популярным как религия Нью Эйдж.

Существуют ли такие дети в реальности или все это просто попытка заработать на доверчивых людях, верящих в чудеса? Если не вдаваться в рассуждения о цвете ауры, то самая популярная теория насчет Детей Индиго гласит, что они и в самом деле существуют. И что да, их действительно становится все больше.

Вот только в медицине их называют не Детьми Индиго, а аутистами.

В 1970-х, когда Нэнси Энн Топпе начала рассказывать о странных детях, которых она видела вокруг себя все больше и больше, об аутизме даже врачи мало что знали и понимали. При этом почти все характеристики, которые приписываются Детям Индиго, очень хорошо описывают именно детей с расстройствами аутического спектра.

В наши дни молчаливому ребенку, который имеет большие проблемы с общением, замкнут на самом себе, страдает от вспышек гнева и при этом рисует потрясающие картины или умеет феноменально считать, 100% поставят диагноз аутизм, а в те годы его бы посчитали ребенком Индиго.

Но это всего лишь теория, верить или не верить в Детей Индиго дело каждого. Другое дело, что ребенка с аутизмом родители будут лечить, а ребенка Индиго скорее будут показывать окружению как диковинку, но не потащат к врачам, что может усугубить психологическое состояние ребенка. Именно этим опасна вера в Детей Индиго.

При этом в наше время действительно появляются дети, которые ведут себя именно как Дети Индиго, представляя собой нечто прогрессивное и стремящиеся перевести человечество на новый уровень цивилизации. Их не так много, но они есть и они притягивают к себе много внимания. Взять к примеру пресловутую Грету Тунберг.

Кто Такие Дети Индиго? (Правда Или Вымысел)

До сих пор нет чёткого определения – дети индиго кто это такие? Одни говорят, что это пришельцы из другого мира, другие, что всё это выдумки и полный бред. Существует масса тестов, определяющих, индиго ли ваш ребёнок, но большинство психиатров обвиняют в псевдонаучности сторонников данной теории. Рассмотрим подробнее, что же это за такое явление и почему не утихают споры по этому поводу.

Кто такие дети индиго?

Благодаря эволюции, человечество вышло из пещер и люди постоянно совершенствуются. С каждым поколением мы на шаг отходим от обезьяны и это естественный процесс. Однако, такое развитие происходит не плавно, как можно было бы ожидать, а скачкообразно. При чём тут индиго?

Движение New Age (Новая эра) возникшее в конце прошлого столетия, объясняет термин дети индиго – кто это такие и чем они отличаются от обычных детей. Движение объединяет различные группы людей, плотно изучающих эзотерику, астрологию и всё, что связано с оккультными науками. Их доводы не убеждают социологов, педагогов и психологов, но тем не менее теория об особенных детях многим нравится. Книги и фильмы о детях индиго пользуются огромной популярностью, а в школы для детей индиго стоят очереди.

    Получите набор конкретных рекомендаций и алгоритмов повышения мотивации и эффективности обучения. Узнаете про самые эффективные технологии обучения и возможности их применить на своих детях. Пообщаетесь с родителями и детьми, которые применяют наши технологии и обучаются в 2-4 раза эффективнее сверстников.

Дети индиго: правда или вымысел?

Разберёмся подробнее – дети индиго миф или реальность? Сторонники теории о том, что дети индиго из другого мира утверждают, что сейчас почти 70% детей возрастом до 10 лет являются особенными. Они обладают рядом талантов, которыми не владеют их родители и сверстники. Из-за этого, нередко в семьях с такими детьми возникает недопонимание.

Изначально Нэнси Энн Тэпп изучала влияние ауры на характер её носителя и в какой-то момент поняла, что на её пути слишком часто стали встречаться дети с ярко-синей аурой. Углубившись в изучение характеров этих детей, Тэпп пришла к выводу, что это особенные дети.

Ли Кэрролл – известный в США медиум и контактёр популяризовал термин «дети индиго», выпустив множество книг, посвящённых данной теме. По уверениям автора дети индиго имеют огромный потенциал, благодаря своей особой ауре. Сторонники Новой эры утверждают, что дети индиго, как особый вид одарённости, появились на заре нового тысячелетия не зря. Именно эти дети должны изменить мир к лучшему и спасти его от глобальной катастрофы.

Психиатры утверждают, что на самом деле, эти особенные дети обладают целым «букетом» психических расстройств, и именно этим объясняется их отличие от обычных детей.

Большинство детей, которых сами родители идентифицировали как индиго, имели Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Появление большого количества детей с СДВГ связано в первую очередь с проблемами в семье. Большинство родителей целыми днями пропадают на работе, что провоцирует у детей психические расстройства. По сути это дети, которые с самого раннего детства лишены родительской любви и заботы. Это провоцирует девиантное поведение, которое нередко приводит таких детей в детскую комнату милиции.

Аутизм в нашей стране стали диагностировать сравнительно недавно. До этого родители не могли отличить – дети индиго это, или аутизм? И сейчас нет чёткой границы между этими явлениями, что затрудняет постановку диагноза и методы лечения. Родителям приятней осознавать, что у них дети-индиго, а не психически больной ребёнок, которому требуется лечение.

Большинство психиатров и педагогов скептически относятся к выводам экстрасенсов и медиумов. Ведь ауру невозможно увидеть или как то измерить, а это значит, что её не существует. Однако, с этим утверждением можно поспорить. Ведь душу человека тоже невозможно увидеть, но разве кто-то решится утверждать, что её нет?

Признаки детей индиго

Различные авторы дают свои рекомендации, как распознать ребёнка индиго. В чём-то эти рекомендации разнятся, но есть у них нечто общее. Основные внешние признаки детей индиго:

1. Таких детей легко отличить по поведению. В коллективе они ведут себя самоуверенно и даже царственно. В психологии это называется нарциссизмом и плохим воспитанием.

2. Дети индиго не признают никаких авторитетов и правил, которых не понимают. Они сами знают, что нужно делать и сами создают для себя правила. Это создаёт определённые проблемы с социализацией детей в обществе. Они не признают религии (церкви), так как изначально ощущают себя детьми Бога. Так зачем им нужны посредники, в виде служителей церкви?

Читайте также  Классификация сельскохозяйственных машин

3. Как правило, дети индиго частые посетители травмпунктов. Они не учатся на чужих ошибках и предпочитают познавать мир эмпирическим путём.

4. Дети индиго не в состоянии обучаться по плану, составленному для среднестатистических детей. У них своя методика. Они учатся не ради достижения каких-либо конкретных целей, им важен сам процесс обучения.

5. Зачастую это гиперактивные дети, которым нужно минимум еды и сна. Они способны без устали заниматься любимым делом, но быстро утомляются от рутины. Их практически невозможно заставить учиться. Несмотря на то что показатель IQ у них достаточно высокий, учатся они ниже среднего уровня. Им просто неинтересно решать скучные, однотипные задачи.

6. Это творческие, увлекающиеся дети. Они не могут решить простенькую задачку за третий класс, но способны собрать сложнейший прибор, до принципа работы которого не додумаются и профессора.

7. Дети индиго легко справляются с любой проблемой. Их сложно поставить в тупик, и они всегда найдут нестандартный выход из любой ситуации.

Астропсихологи утверждают, что дети индиго стали рождаться из-за парада планет, который произошёл в 1982 г. Это было достаточно редкое явление, когда все 9 планет солнечной системы выстроились в одну линию. Астрологи предсказывали землетрясения, политическую нестабильность, кризис, войны и революции, так как небесные тела оказывают на Землю своё влияние. Каждый подобный парад провоцировал солнечную активность, что в свою очередь, влияло на людей. Однако, этот парад привёл к появлению детей индиго.

Астропсихологи и биоэнергетики условно разделяют детей индиго на три категории:

    Первая волна рождения необычных детей пришлась на 1983 г. – 1995 г. Это дети-экстрим. Сложные дети, с неуёмной энергией, обладающие разрушительной силой и всё время испытывающие себя на прочность. Они хотят изменить мир, чего бы им это ни стоило. Примерно с 1998 г. начали рождаться дети индиго «учителя». В них заключаются все знания, накопленные человечеством за всю свою историю. Это философы, вечно в поисках истины и гармонии. Они чувствуют себя единым целым со всем миром. Остро чувствуют боль людей, животных, растений, и могут расплакаться от сорванного просто так листочка. С 2003 г. начали рождаться индиго «посвящённые». Это дети-гении, которые совершают технические революции и прорывы. Для них не существует загадок, которые они не могли бы решить. В школе по обычной программе они учиться не могут и чаще всего, родители выбирают для них домашнее обучение, или спец. школы.

Согласно астрологии, в разные периоды на Землю влияли определённые планеты, этим и объясняются различные способности у детей индиго.

Большинство индиго страдает от ночной бессонницы. Именно в ночное время у них обостряются все их таланты, и повышается продуктивность работы.

Особенности детей индиго

    Дети индиго проявляют признаки своей особой натуры ещё в раннем детстве. Это «почемучки» которые всё хотят знать. Они чувствительны и крайне эмоциональны. Сложно сказать, как выглядят дети индиго. Внешне это обычные дети, если не присматриваться к ним внимательно. Авторы теории утверждают, что способности детей индиго выходят далеко за рамки понимания обычными людьми. Это телепаты, которые умеют читать мысли и чувствовать людей на расстоянии. Биоэнергетики утверждают, что дети индиго способны к самоисцелению и лечению других людей на расстоянии. У некоторых из них наблюдается повышенная электропроводимость. При их появлении приборы перестают работать, у них перегорают предохранители и происходит короткое замыкание. Часто дети индиго левши или амбидекстры. Порой они пишут слова и цифры в зеркальном отражении. Оба полушария у них работает синхронно, что позволяет им делать сразу несколько дел одновременно. Дети индиго склонны к фобиям. Чаще всего это страх темноты или смерти, из-за которых они могут впадать в длительную депрессию. Большинство детей индиго проявляют свои способности с самого раннего детства. К двум годам они уже самостоятельно осваивают чтение, математику, пишут стихи, или играют на музыкальных инструментах. Это они поступают в 10 лет в университеты и пишут диссертации и учебные пособия для студентов.

    В раннем детстве они рассказывают удивительные истории о том, кем они были в прошлой жизни. Эти истории удивительны тем, что в таком возрасте дети ещё не могут знать некоторые термины, страны, имена, или исторические события. Разумного объяснения этому феномену нет и не всегда можно списать всё на детскую фантазию. Поколение индиго призвано научить взрослых смотреть на мир глазами детей и тогда всё изменится к лучшему.

Можно вспомнить фильм «Матрица», где каждый лежит в своей ячейке и думает, что он осознанная личность. Обществу и государству не нужны люди, которые не хотят жить как все. Удобнее навязывать стереотипы, правила, и убеждать народ, что это их собственный выбор.

У детей индиго, несмотря на их гениальность жизнь совсем непростая. Они всегда чувствуют себя чужими, даже по отношению к собственным родителям, если те решат их загнать в «ячейку». Иногда это ломает индиго, и они теряют свой дар. Судьба таких детей и вовсе печальна. Если вспомнить историю, очень многие вундеркинды и гении не доживали до преклонного возраста. Они всегда были одиноки, и назвать их жизнь успешной – язык не поворачивается.

Многие годы учёные пытаются выявить источник гениальности. Что это дар божий, или проклятие? Ведь гениальность и безумие зачастую идут рука об руку, и что является причиной, а что следствием, выявить невозможно. Использование бренда «дети индиго» неплохо монетизировали. Школы для особенных детей существуют во всём мире. Однако, попытки искусственно вырастить гениев приводят лишь к катастрофам. Это катастрофы мелкие, в масштабах одной семьи, но становятся ли они от этого менее значимыми?

Заключение

Можно не верить, что дети индиго из другого мира, но нельзя не признать, что это особенные дети. Они по-своему уникальны и нельзя их пытаться втиснуть в рамки для обычных людей. Родителям, у которых родился такой особенный ребёнок, можно лишь позавидовать и посочувствовать одновременно. Нелегко вырастить гения и просто счастливого человека одновременно.

Очень сложно не воспитывать своих детей, а сотрудничать с ними. Учить их и учиться у них одновременно. Какого бы цвета ни была аура, следует смириться с тем, что новое поколение не похоже на предыдущее. Разве можно ожидать прогресса, если мы будем навязывать нашим детям устаревшие правила и требовать от них шаблонного поведения? Только разрушив догмы, можно двигаться вперёд. Наша задача – не мешать новому поколению творить новый мир. Пускай это иногда пугает, но цепляясь за прошлое, мы не увидим будущее.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Загадочные «дети индиго» или просто гении. Почему родители идеализируют диагноз своего ребенка

Оксана Головко

Загадочные «дети индиго» – научное ли это понятие? Есть ли такие дети на самом деле, какими качествами они обладают, как не спутать болезнь с гениальностью и другие мифы об аутизме, СДВГ и особенностях развития. Рассказывает Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

«Дети индиго» – обычно люди подразумевают под этим что-то непонятное, загадочное, необычное, возможно, человека со сверхспособностями. Известно, что это псевдонаучный термин, который касается скорее эзотерики, чем медицины или педагогики. Какой же термин для названия детей с необычными особенностями будет научным?

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

– Конечно, «дети индиго» – это не термин, псевдонаучным он считается потому, что не соответствует тому, что подразумевает категория научности. Научным считается то, что имеет не только актуальность, проблематику и предметность, а обоснованность и интерсубъективную проверяемость (научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом). Так вот, по теме «дети индиго» нет ни одного научного анализа с выборкой и прочими составляющими исследования. Не определены критерии отбора, нет четких границ, кто входит в это понятие.

Почему тогда так часто говорят об этих детях? Потому что так называемым «детям индиго» посвящено множество книг, передач и фильмов. Это такая сенсация, а их любят в любых странах.

Давайте назовем качества, которые приписывают детям индиго, и попробуем соотнести с теми диагнозами, которые широко используются в науке.

  • Нарушение коммуникации, склонность замыкаться на своих интересах, низкое социальное воображение. Такие характеристики используют при описании детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Также подходит под описание детей с синдромом Аспергера, которые также считаются детьми с аутизмом – творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта, большое количество знаний в узкой тематике, дисбаланс социальных качеств и когнитивных способностей. Или вот, например, способность быстро осваивать использование цифровых технологий – также характерный признак людей с РАС. К этой же группе подходят такие симптомы, как импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, склонность к депрессиям.
  • Вторая группа характеристик – это неусидчивость, энергичность, дефицит внимания. Как известно, эти симптомы используют при описании детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ и СДВ).
  • Третья группа – это характеристики, которые можно расценить не как какие-то особенности, а то, что в целом свойственно подросткам, да и взрослым людям в разные периоды жизни: чувство социальной несправедливости, повышенное чувство ответственности, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов.

Не стоит романтизировать состояние этих детей, ведь у некоторых из них – заболевания, на преодоление которых уйдут годы, а некоторые дети вырастут, а диагноз проживет с ними всю жизнь. В целом перечисленные черты, которые приписываются детям индиго, встречаются у многих детей как вместе, так и по отдельности.

Если вы говорите, что те качества, которые приписывают детям индиго, можно соотнести с теми диагнозами, которые широко используются в науке (РАС, СДВГ), то, значит, никаких «детей будущего» в этом смысле не существует?

Читайте также  Молчание как межкультурный феномен

– В прямом смысле «детей индиго» не существует. А вот «дети будущего» – да, существуют, в том смысле, что рост числа детей с РАС и СДВГ постоянно наблюдается и продолжается.

На апрель 2018 года статистика – 1 на 59 детей имеют расстройство аутистического спектра. Это данные сети мониторинга аутизма и нарушений развития 11 сайтов США. Плато так и не достигнуто нигде в мире.

Может быть, стоит говорить об особом поколении, а не о конкретных детях. Действительно меняются скорость и способы приобретения информации, но эти аспекты нужно обсуждать отдельно – нет связи с особенностями состояния при РАС и СДВГ.

– Кстати, идеализация диагнозов – откуда она?

– Я думаю, что у нее социальные и психологические корни. Так как в обществе долгое время были разного рода табу (они есть и сейчас), многим родителям проще скрывать диагноз ребенка, чтобы не показывали пальцем, не считали неудачниками, не приклеивали ярлыки. Во многих семьях есть легенды, что ребенок рожден здоровым, а потом произошло «вдруг», и далее называется причина, которая с точки зрения родителей благозвучна – стресс, прививка, выброс какого-нибудь вредного вещества в атмосферу. Причем все перечисленные причины действительно могут выступать триггерами заболевания.

Мы все просто люди, со своими слабостями, тревогами и средствами защиты.

Вот и от словосочетания «дети индиго» веет чуточку спокойствием и даже романтизмом.

Сейчас из медицинской терминологии, как и из любой другой отрасли, многие термины ушли в народ. Все читают интернет, профессиональные сайты, и нет практически ни одной профессии, которая удержалась бы в закрытом пространстве.

Мы используем практически в обиходной лексике массу новых иностранных и профессиональных слов, следовательно, срабатывают законы языка – что-то новое приживается («мелтдаун», «самоадвокат», «чек-лист», «эйблизм»), что-то на грани исчезновения («дефект», «патология», «олигофренопедагог», «дебильность»), что-то подвергается трансформации (было РДА, стало РАС, ASD; было учреждение для детей с умственной отсталостью, стало VIII вида, а теперь и это уходит – для детей с ОВЗ, коррекционное, инклюзивное учреждение), что-то заменяется не на синонимы, а близкие понятия (не «дефект», а «дефицит»), а что-то, как «дети индиго» – уход от проблематики в сторону.

В психологическом плане – чем больше тайны и загадочности, тем проще спрятаться, уйти от назойливых клише.

Умны, самостоятельны – но и беспомощны

– «Дети индиго» – так еще часто говорят о современных детях нового тысячелетия, которые быстрее развиваются, легко общаются с техникой, быстро мыслят. Вы заметили какую-то разницу с детьми, которыми занимались раньше?

– Я не заметила, что дети перестали быть людьми и превратились в кого-то другого – особенности физиологического развития современных детей всё те же. Я заметила, что изменился социум – способы приобретения информации, требования учителей, амбиции родителей и одновременно обеднение эмоционального взаимодействия.

Развиваются дети так же – все появляется в определенные, отведенные природой сроки (нельзя начать читать раньше, чем говорить), а если не появляется, то или замещается другими функциями, или происходит задержка, недоразвитие, нарушение функционирования.

А вот с техникой действительно общаются лучше, но это не значит, что популяция стала мыслить лучше. И нельзя не отметить серьезные потери: у современных детей ухудшились коммуникативные навыки, утрачивается ценность общения.

Поэтому мнение, что современный младший школьник значительно опережает в развитии своих сверстников прошлого века, не выдерживает критики. В подтверждение своих слов привожу данные исследования Российской академии образования, в котором участвовало несколько десятков тысяч детей и которое проходило не одно десятилетие: больше чем у половины первоклассников речь не развита до уровня успешного обучения в школе, отмечаются трудности с памятью и вниманием.

– Гаджеты, которыми пользуются современные дети, какую роль играют в их развитии?

– Не дают защищенности, эмоционально уплощают, нарушают естественное коммуницирование и живую реакцию.

Если ребенок, например, прошлого столетия проявлял огромную изобретательность по освобождению речки от весеннего льда, обламывая края льда резиновым сапогом (это пример из моей жизни, после чего, набрав полные сапоги холодной воды, я заболела), то сейчас, пожалуй, сама ситуация освобождения отсутствует. Нет опыта. Все ситуации моделирует не жизнь, а компьютер. Нет практики, живого изобретения и применения креативности мышления.

Вернемся к детям с аутизмом. Конечно, все дети разные, но первое впечатление, что они самостоятельны (нужно достать – сами подставят стул и возьмут) и умны (видят открытый на столе ноутбук и начинают сразу с ним взаимодействовать), но одновременно и беспомощны – не могут найти выход в простой ситуации (плачут, когда нужно просто попросить).

Уверена, что многие, прочитавшие эти строки, скажут: «Подождите, но вы описали моего ребенка, у которого точно нет аутизма».

Действительно, многие дети демонстрируют то, что я перечислила. Эмоциональные реакции, которые первыми доступны – с отрицательным знаком: сердитость, раздражение, нервозность, испуг, тревога, волнение, стресс, боязнь и, как следствие, одиночество, скука и даже апатия.

Это не я так придумала, это на самом деле тенденция.

Похоже, что действительно сильно сместились ориентиры взаимодействия, навыки коммуникации оказываются в зачаточном состоянии, нет свободы общения. Для современных детей многое стало проблемой – проще написать, чем позвонить, вообще не обращаться, чем слушать развернутый ответ, играть самому, чем играть вместе, и, главное, это уже видят самые последние скептики – дети предпочтут живому общению гаджет, если стоит выбор – дети или планшет.

На консультациях я это вижу отчетливо. Вот только ребенок посмотрел в ящик, где масса разных игрушек – ничего для себя не выбрал, подошел к рыбкам – немного посмотрел и всё, нечем заняться: в лучшем случае скучает, в худшем – начинает канючить, но вот появился телефон – мгновенное поглощение.

– Мы развенчали два мифа – существование «детей индиго» и то, что современные дети якобы более развиты, чем предыдущие поколения. А с какими мифами вам приходится сталкиваться еще?

– Мы с вами уже говорили про миф, что люди с аутизмом особенные, это не болезнь.

Похожий миф, до сих пор очень стойкий, что дети с аутизмом – гении.

Мифы про аутизм и СДВГ

Миф 1: диагнозы «аутизм» и «СДВГ» – это не болезнь. Просто люди с аутизмом или СДВГ – гении, одаренные и потом поедут работать в Кремниевую долину.

В реальности: бывает, что аутизм и СДВГ сочетается с одаренностью. Даже описана «двойная исключительность», когда одновременно дефицит в одной области и одаренности в другой.

Говорят, что люди с аутизмом, СДВГ – гении, и это действительно миф.

И аутизм, и СДВГ описаны в международной классификации болезней, то есть это не особенность, не уникальность.

СДВГ – это синдром, в котором нет однородности. Аутизм – это гетерогенное заболевание, которое объединяет несколько видов – детский аутизм, синдром Каннера, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, а также «другие виды аутистических расстройств».

У каждого из этих нарушений есть своя симптоматика и клиника, следовательно, люди, объединенные аутизмом, не просто разные, у них разные интеллектуальные и когнитивные возможности (от умственной отсталости до высоких интеллектуальных способностей), что не позволяет их объединить по этому признаку.

Миф 2: дети с аутизмом, СДВГ не больные, а избалованные. Их нужно было правильно воспитывать.

В реальности: воспитывать, устанавливать рамки и удерживать в них важно для всех детей независимо от заболевания.

Говорят, что дети с аутизмом, СДВГ не больные, а избалованные, и это действительно миф.

И с детьми при аутизме, и с детьми при СДВГ просто объяснения не работают. Дети с СДВГ, как правило, еще и знают правила поведения.

Дети с аутизмом зачастую плохо декодируют речь, им больше подходят визуальные схемы, а не слова.

Детям с СДВГ все понятно и со слов, но применить правило поведения в конкретной ситуации сложно, они могут применить не рациональное, а самое простое решение.

У детей сложности с принятием решения в перегруженной среде, ситуации: при СДВГ – эмоциями, при аутизме – сенсорными факторами.

Вообще часто встречаешься с «доброжелателями», которые пытаются поучить тому, как воспитывать чужих детей – «а ремешка не пробовали?». Хочется ответить, опуская даже сам факт беспардонности и вмешательства в чужие дела, которые напрямую никого, кроме семьи, не касаются – вы всегда бьете больных детей? Ни о каких ремешках речи не может быть. Проблему мы не решим, детям не поможем.

Напомню только, что хорошие родители всегда помнят, что за воспитание отвечают родители. Вседозволенность не поощряется ни в каких ситуациях.

Дети-индиго: без мифотворчества

Кто такие дети -индиго?

Как известно, уже с самого раннего возраста некоторые дети начинают демонстрировать нетривиальные мыслительные способности . В то же время, при отсутствии полноценных знаний об этом явлении они вводят в ступор родителей. Попросту, они оказываются не готовыми к такому вызову. Несмотря на широкую известность, не существует ни одного научного доказательства существования этого феномена. Скептически настроенные педагоги и журналисты отмечают, что само явление «дети индиго» носит характер мистификации.

В одной из наших недавних публикаций мы освещали проблемы развития не по годам одаренных детей:

Но отличие в том, что в данной статье речь идет о уже достаточно систематизированном явлении в разрезе его самобытности, а не как рукотворное творение родителей.

Дети индиго — термин, введенный в 90-х годах экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп для обозначения детей, обладающих в ее понимании аурой цвета индиго. Кроме того, обширному распространению понятия способствовало движение магико-эзотерической субкультуры «нью-эйдж». Составляющими этой ауры виделись определенные свойства: не по годам высокий уровень интеллекта, чрезвычайная чувствительность, телепатические способности и многое другое, вплоть до утверждения, что «дети индиго» представляют собой «новую расу людей». Этому явлению было посвящено большое число исследований, телепередач, книг и фильмов.

Широкое распространение термин получил в 1999 году после успеха книги Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер «Дети Индиго: Новые дети уже пришли».

Читайте также  Кондиционирование воздуха, вентиляция и отопление

Радость или хлопоты для родителей?

Так какие же критерии позволяют отличить детей-индиго от остальных?

  • асоциальность, некоммуникабельность, замкнутость
  • крайний индивидуализм, неуправляемость, неприятие авторитетов, отказ делать привычные для остальных вещи
  • большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта
  • склонность к экспериментированию; абстрактность мышления
  • неусидчивость, энергичность
  • -импульсивность, капризность, резкие перепады настроения, склонность к депрессиям
  • обостренное чувство социальной несправедливости, повышенное чувство ответственности, перфекционизм
  • чрезвычайно развитая интуиция
  • понимание своего прихода в этот мир
  • способность быстро осваивать цифровые технологии

Определенной статистики о количестве таких детей нет, так как размыты критерии оценки. От нескольких процентов в самом раннем возрасте до тысячных долей процента к моменту совершеннолетия и старше.

Ребенок со свойствами индиго может родиться у самых обыкновенных родителей. Но часто проявлению признаков может способствовать особая творческая обстановка в доме, болезнь одного или обоих родителей, вследствие чего они не могут полноценно заниматься воспитанием.

К примеру, у некоторых ребят наблюдаются признаки, свойственные аутизму

Согласно статистике, 90% самоубийц из детей до 10 лет – дети индиго

Со стороны психиатрии же с давних пор существует описание симптоматики как синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Еще несколько альтернативных мнений ученых

Директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, профессор М. М. Безруких считает, что феномен индиго чрезмерно раздут и на самом деле имеет место обыкновенная разбалованность детей. Слепая вера родителей в исключительные способности своего чада передается детям, поэтому они становятся самоуверенными, дерзкими, отрицающими сложившиеся общественные устои.

Общим местом стало наблюдение, что дети-индиго обычно не имеют друзей среди сверстников, а часто подвергаются гонениям как в детском коллективе, так и со стороны отдельных педагогов. Бывает, что они сами провоцируют негативное к себе отношение. Нежелание «усредняться», быть как все приводит к тяжелейшим психологическим проблемам у подрастающего индивидуума.

Доктор философских наук, профессор А. В. Меренков отмечает:

«Появлению завышенной самооценки у ребенка предшествует период, когда ему разрешалось вести себя абсолютно свободно, когда взрослые откликались на любое требование, которое нередко напоминало приказ. У ребенка постепенно сформировалось представление о том, что какие-либо правила поведения к нему не относятся. Отсюда пренебрежение мнением, оценками, требованиями родителей, сверстников. В итоге культура взаимоотношений с людьми осталась непостигнутой… Это вызывает появление самоуверенности — чувства, усиливающего вероятность возникновения различных конфликтов с окружающими. Можно предположить, что родители, убежденные в том, что их ребенок сам знает, как жить, потому что он индиго, собственными руками формируют его высокомерие и чувство значимости.»

Один из ведущих экспертов в России по изучению «фиолетовых» — Владимир Пугач, кандидат медицинских наук, педагог-психолог:

«По большому счету феномен индиго не имеет никакого отношения к медицинской психологии. Дело в том, что у таких детей от рождения отсутствует выраженная мануальная асимметрия. Если использовать для метафоры образ биокомпьютера, то можно говорить, что у левшей и правшей инсталлированы разные операционные системы, например Windows или Linux, а у индиго — сразу обе. Словом, по принципу работы мозга они одновременно «правши» и «левши». Таким образом, можно объяснить специфические проблемы, возникающие в период интенсивного развития мозга — от 5 до 14 лет. Из-за незрелости межполушарных взаимоотношений переключение «операционных систем» происходит спонтанно, что и приводит к сложностям, в частности, в общении».

В пользу этой версии говорит тенденция выравнивания с общей массой большинства индиго по мере взросления. Большая их часть становится обыкновенными людьми.

Недавно вышла вторая книга ранее упомянутых Кэрролл и Тоубер

«Люди индиго», в которой отражена оборотная сторона медали. В ней рассказывается о судьбах тех, за кем велось наблюдение в течение 25 лет. Повзрослев, индиго проявили себя как закоренелые эгоисты, наплевавшие на общество. Будучи уже мужчинами и женщинами, они были ведомы трезвым расчетом и жестокостью, отличались полным отсутствием теплых чувств к окружающим. Большинство из них погибли, исчезли или оказались в тюрьмах.

Наиболее известные из детей индиго:

Актрит Джасваль – в 7 лет сделал первую хирургическую операцию

Аким Камара – обучился игре на скрипке в двухлетнем возрасте

Самуил Решевский — в 6-летнем возрасте обыгрывал ведущих шахматных гроссмейстеров мира

Фильмы про детей с необычайными способностями:

Есть и пример из жизни автора этих строк. Я научился бегло читать в 2-х летнем возрасте. В 4 года воспитательница легко поручала мне читать детишкам сказки. В 5 лет уже разговаривал на нескольких иностранных языках. На год раньше пошел в школу, и так как при поступлении в первом классе все остальные дети не умели читать, писать и считать или читали по слогам, чтобы не быть белой вороной, пришлось скрывать навыки счета и практически врожденную грамотность, и, как неуч, получать двойки по многим предметам, пока основной массив детей к 3-4 классу не усвоил базовую программу начальной школы и только тогда уже стал самым обыкновенным учеником с нормальной успеваемостью по предметам. Время для дальнейшего развития способностей было упущено.

В этой статье мы намеренно не рассматривали аспекты, связанные с особенностями подходов к воспитанию таких необычных детей, как помощь в адаптации в обществе с устоявшимися нормами, сглаживание последствия психологических травм — это тема для отдельного обстоятельного разговора. Принцип «не навреди» здесь применим как никогда. Так что, следите за публикациями в нашем блоге, в планах более развернутое освещение данной темы.

Дети индиго

« — О Боже, ребёнок такой нервный.
— Нервный? Вы, милая, не знаете, что такое нервы. Ребёнок просто невоспитан! В этом все дело!
»
— Б. Юрца, «Родишься только раз»
« На сегодняшний день не существует чётких критериев, по которым можно отличить их от остальных детей. »
— Цитата из Википедии, вкратце описывающая суть явления

Дети индиго (в честь нашумевшей книги Нэнси Тэпп, где говорится, что у них аура синего цвета) — псевдонаучный термин, призванный обозначать детей, якобы обладающих «сверхспособностями». (Некоторые из апологетов теории индиго доходят до того, что объявляют их представителями «новой расы», которой принадлежит будущее.) Перечень приписываемых детям индиго свойств и способностей варьируется в зависимости от конкретного апологета, но в целом можно составить следующий список качеств:

  1. асоциальность и низкая коммуникабельность;
  2. гипертрофированное самоуважение, нежелание подчиняться другим;
  3. неусидчивость и дефицит внимания;
  4. резкие перепады настроения;
  5. невосприимчивость к традиционным педагогическим приёмам (sic!)
  6. высокий уровень интеллекта.

Даже беглый взгляд на эти пункты заставляет немедленно задуматься, а чем, собственно, так называемые «дети индиго» отличаются от обычных избалованных до потери пульса отпрысков. Пункты 2 и 5 однозначно говорят о том, что родители в свое время вместо воспитания чада явно занимались чем-то более интересным; эта же причина в ряде случаев приводит и к пунктам 1, 3, 4. В не связанных же с ошибками воспитания ситуациях поведенческие отклонения «индиго» вызываются психологическими расстройствами, чаще всего синдромом дефицита внимания и гиперактивности. (Хотя сейчас западные психологи склонны ставить диагноз «СДВГ» любому неусидчивому ребенку, но он хотя бы не является высосанной из пальца выдумкой [1] ). Касательно пункта 6: современные дети имеют широкий доступ к самой разнообразной информации, которую способны так или иначе запомнить и воспроизвести, и большинство «детей-индиго» всего-навсего фанаты каких-либо узких тем. Стоит прочитать по данной теме хотя бы одну толковую научно-популярную книгу, страниц на 300—400, и вы либо поймёте, что в своё время её и прочитал «сверхчеловек», либо поймёте, что на самом деле никаким высоким интеллектом в ребёнке и не пахнет: чтобы так переврать содержание, надо абсолютно не понимать прочитанное.

Все реальные способности «индиго» люди демонстрировали задолго до второй половины XX в., просто возможности для шума в СМИ не было, как, впрочем, и массовой потребности родителей в самоуспокоении.

Нет нужды говорить, что у теории индиго нет ни одного научного подтверждения; все её активные сторонники (начиная с авторши термина) являются либо экстрасенсами, либо представителями «альтернативных педагогических теорий» (иначе говоря, шарлатанами от воспитания). Настоящие же учёные и педагоги относятся к идее «детей индиго» с большим скепсисом, справедливо полагая, что главное предназначение сей теории — самоутешение родителей, стремящихся оправдать социально неприемлемое поведение своего ребёнка («Ну и что, что наш Васенька хамит учительнице, это не мы в воспитании накосячили, а он у нас гений непризнанный!»)

Алсо, в США таким детям врачи очень любят прописывать сому — риталин и прочие психоактивные вещества.

Заметим, что никто почему-то не говорит о взрослых индиго — хотя данная теорийка достаточно стара, чтобы сейчас по улицам ходили тысячи супервзрослых с суперспособностями. Тем не менее никто почему-то ауры не прозревает, файерболов не кидает и не левитирует, как йог — что как бы говорит о несостоятельности теории. Существует, впрочем, версия, что сверхспособности именно в детском возрасте исходят из связи с потусторонним, которая, дескать, сохраняется у человека до определенного возраста (в большинстве источников — до семи лет). Правда, это ближе уже не к детям индиго, а к детям, которые «видят призраков» (автор правки не психолог, но подозревает, что в действительности имеет место быть либо банальная склонность маленьких детей нечетко различать реальность и свои фантазии, которую авторы подобных теорий трактуют, как им надо, либо чистая мистификация).

Справедливости ради: да, отрицательная корреляция между гениальностью и социальными навыками действительно существует. Но, во-первых, асоциалов гораздо больше, чем гениев (т. е. если вы гений, это сильно увеличивает ваши шансы быть асоциалом, но не наоборот). А во-вторых, это явление известно веками, если не тысячелетиями, и на «сенсацию двадцать первого века» никак не тянет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: