Дача и получение взятки - OXFORDST.RU

Дача и получение взятки

Сложные вопросы квалификации посредничества во взяточничестве

Адвокатам рассказали о видах посредничества во взяточничестве, моменте окончания физического и интеллектуального посредничества, необходимости различать профессиональную и служебную деятельность при квалификации взяточничества

20 октября в ходе очередного образовательного вебинара ФПА РФ с лекцией «Квалификация посредничества во взяточничестве» выступил доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член НКС при Верховном Суде РФ, главный редактор журнала «Уголовное право» Павел Яни.

В начале выступления спикер напомнил о введении несколько лет назад уголовной ответственности по ст. 291.1 УК РФ за посредничество во взяточничестве. Профессор отметил, что в УК РСФСР 1960 г. ответственность за похожее преступление была сформулирована, но более общо. В 1960-е гг. Пленум Верховного Суда СССР дал разъяснение, которое позволяло отнести к посредничеству и физическое, и интеллектуальное, т.е. все то, что сейчас указано в ныне действующем уголовном законе.

По словам Павла Яни, в результате такого разъяснения споры практиков и теоретиков завели доктрину и правоприменение в тупик. В ряде случаев стало невозможным различать посредничество и соучастие в даче и получении взятки. В связи с этим в постановлении 1977 г. Пленум ВС СССР отказался от этой идеи и отнес к посредничеству исключительно передачу ценностей от дателя к получателю т.е. посредничество физическое, тогда как все остальное содействие, способствование этим лицам реализации коррупционного соглашения Пленум расценивал и требовал расценивать от судов как соучастие в даче или получении взятки.

Дача и получение взятки, по мнению эксперта, образуют один состав, лишь юридико-технически разделенный на несколько статей. Павел Яни привел мнение выдающегося советского ученого Б.В. Волженкина, считавшего, что дача и получение взятки и посредничество – преступления, совершенные в так называемом необходимом соучастии.

Профессор перечислил примеры квалификации соучастия во взяточничестве. Например, 15 студентов передали преподавателю взятки каждый по 2 тысячи рублей за успешную сдачу экзамена. У каждого из студентов его взятка образовывала одно самостоятельное преступление, в то время как у преподавателя – 15 самостоятельных эпизодов получений взяток.

Затем лектор подробно остановился на разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 декабря 2019 г. № 59 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»» (далее – Постановление № 59). Так, п. 13.2 Постановления № 59 посредничеством во взяточничестве признается не только непосредственная передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также по поручению лица, передающего или получающего предмет коммерческого подкупа, денег и других ценностей, но и иное способствование в достижении или реализации соглашения между этими лицами о получении и даче взятки либо предмета коммерческого подкупа (например, организация их встречи, ведение переговоров с ними). Таким образом, отметил Павел Яни, интеллектуальное посредничество в виде организации встреч и переговоров считается оконченным независимо от достижения либо реализации соглашения, даже если посреднику не удалось добиться соглашения между сторонами.

Эксперт также акцентировал внимание адвокатов на необходимости разделять служебную и профессиональную деятельность при квалификации взяточничества. Он привел такой пример: если врач получает вознаграждение за то, что осмотрел пациента и назначил ему лечение, затем рассказал о полученном вознаграждении заместителю главного врача, а главврач, в свою очередь, обратился в правоохранительные органы, то данное вознаграждение нельзя квалифицировать как взятку. Врач использовал свои профессиональные знания. В случае, если бы врач удостоверил своей подписью историю болезни, выданную в данном учреждении, и этот листок временной нетрудоспособности наделял бы лицо определенными правами, то врач выступал бы как должностное лицо и совершил бы должностной подлог.

Обращаем ваше внимание, что трансляция будет доступна сегодня до 24.00. Повтор состоится в субботу, 24 октября.

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым

Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или, тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности. Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление преступлений коррупционной направленности. В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.

Читайте также  Жанр сонета в литературе

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс. рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.

Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.

Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Что взять со взяточника

Громкие расследования коррупционных преступлений идут в последнее время одно за другим. Это не только скандалы, связанные с большими суммами (дела экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, экс-полковника ФСБ Кирилла Черкалина, бывшего министра Алексея Улюкаева) или преследования глав регионов (Вячеслав Гайзер – Коми, Никита Белых – Кировская область). Складывается впечатление, что борьба с коррупцией ведется на всех этажах властной вертикали. Первые лица правоохранительных ведомств стали отчитываться не только о росте расследованных преступлений коррупционной направленности, но также и о выявленном ущербе именно от крупных деяний.

Коррупционными в России считаются более 50 статей Уголовного кодекса. Некоторые из них – получение взятки, дача взятки – учитываются как коррупционные безусловно. Для других – мошенничества или растраты – необходимо доказать именно корыстные или коррупционные мотивы, а также то, что в преступлении участвовало должностное лицо.

Кто же принимает решение о том, маркировать преступление в карточке как коррупционное или нет? Ответ: следователь. Правильность заполнения статистической карточки за ним проверяет его руководство и надзирающий прокурор. Из экспертных интервью мы знаем, что иногда – например, при расследовании тех же злоупотреблений должностным положением – коррупционный умысел в отношении чиновника доказать не удается. Тогда преступление могут не маркировать как коррупционное в статистике.

Мало дел на миллион

В 2018 г., по данным судебного департамента при Верховном суде, за преступления коррупционной направленности было осуждено 9862 человека. И больше половины из них – за взятки: 28% за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК), 15% – за дачу взятки (ст. 291) и 12% – за получение взятки (ст. 290). Остальное пришлось в основном на все виды мошенничества (19%) и растрату (12%).

Получение взятки – мало изменяющееся во времени преступление. По ст. 290 почти все десятилетие расследовалось по 5000–6000 дел в год – и успешно: почти все расследуемые дела (89–91%) направлялись в суд. Это связано с технологией выявления таких преступлений. Получение и дача взятки на языке криминологии – преступление без жертвы: если обмен взятки на покупаемую услугу или благо проходит успешно, то ни одна из сторон обмена не заинтересована сообщать о преступлении. В России, так же как и во всем мире, типовым способом выявления и раскрытия такого преступления является мероприятие, часто напоминающее провокацию. Сотрудничающий с правоохранительными органами человек, добровольно участвующий в оперативном эксперименте, передает взятку. В отношении такого взяткодателя также проводится проверка или иногда даже возбуждается уголовное дело, но, поскольку уголовный закон освобождает таких лиц от уголовной ответственности, проверка или дело прекращается.

Дача взятки в начале 2010-х гг. не была столь же массовым преступлением, как ее получение. Но уже в середине десятилетия число расследованных и направленных в суд дел увеличилось вдвое. Зачастую это могли быть преступления, связанные с небольшими суммами и также спровоцированные низовыми чиновниками, сотрудниками ГИБДД и проч.

Мы рассказывали (см. «Ведомости» от 4.12.2014), что в 2014 г. власти даже озаботились тем, что излишне сурово наказывают мелких коррупционеров. В 2015 г., на пике производства уголовных дел по этой статье, среди всех осужденных по основному составу за дачу взятки почти половина (47%) получили судимость за взятку до 1000 руб. и еще 39% – это те, кто дали взятку от 1000 до 10 000 руб. Доля взяткодателей, посуливших более существенные деньги, составляла в 2015 г. 13%.

Что же случилось в 2017 г. и почему число обвиняемых в получении и даче взятки снизилось вдвое? Взятый еще в 2014 г. курс на снижение наказания за разные размеры взяток был окончательно реализован. В середине 2016 г. составы как получения, так и дачи взяток до 10 000 руб. были выделены в отдельное преступление «мелкое взяточничество». Разумно ожидать, что это снизило число осужденных по двум крупным составам – «получение взятки» и «дача взятки», но снижение стало повсеместным. До выделения отдельного состава по мелкому взяточничеству суды осуждали за дачу и получение взяток более 7500 человек в год, а в 2018 г. – менее 5500.

Читайте также  Народные промыслы Центрального района России

Получателям взяток (в силу того что среди них сейчас нет мелких коррупционеров) суды стали почти в 2 раза чаще давать реальный срок заключения: 38% в 2018 г. против 20% в 2015 г. Но послабление по размерам штрафных санкций тоже нашло отражение в практике. Суды стали реже наказывать штрафом по более жестким статьям и чаще штрафовать мелких взяточников. Размеры штрафов значительно уменьшились для получателей взяток: средний размер штрафа в 2015 г. составлял 5,7 млн руб., в 2018 г. он снизился до 2,8 млн. Напротив, для крупных взяткодателей после введения отдельного состава мелкого взяточничества штрафы возросли. Что же касается мелкого взяточничества, то оно все чаще наказывается малыми штрафами. Если за второе полугодие 2016 г. средний размер штрафа за мелкое взяточничество составлял 30 000 руб., то в 2018 г. – 18 000 руб.

Объем штрафных санкций по всем трем составам снизился значительно: в 2015 г. суды назначили более 10 млрд руб. штрафов, а в 2018 г. – 2,3 млрд. Для сравнения: у экс-полковника ФСБ Черкалина при обысках нашли 12 млрд руб.

Изменение политики в отношении взяточничества и выделение отдельного состава преступления по мелким взяткам привели к снижению числа расследуемых эпизодов и числа осужденных. Посыл дебатов середины 2010-х гг. «хватит осуждать только учителей и врачей» был услышан. Одновременно сменилась политика в отношении санкций – за получение взяток свыше 10 000 руб. осужденные в 2 раза чаще стали получать в качестве наказания реальный срок заключения. Но штрафы, наложенные судами на взяткополучателей, также снизились.

Автор — научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Взятки, подкуп и сводничество: как в РФ сесть за 3 000 рублей

Добрый день, уважаемые коллеги!

Документ, о котором сегодня пойдет речь, должен знать каждый бизнесмен и каждый гражданин РФ, который иногда дарит «подарки» учителям или врачам. Что за документ?

Как закон определяет мелкое взяточничество?

«Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей». Если вы дали кому-либо взятку 5 тысяч рублей, то можно схлопотать лишение свободы до 1 года (тут еще много вариантов наказания)/ А если те же деяния совершены лицом, имеющим судимость, то можно схлопотать срок до 3 лет.

Еще существует так называемый мелкий коммерческий подкуп. Это когда вы даете деньги сотруднику коммерческой организации — например, в платной поликлинике даете кому-то деньги мимо кассы.

Коммерческий подкуп, не превышающий 10 тысяч рублей, наказывается штрафом до 150 тысяч рублей. Это самое маленькое наказание. А самое жесткое — ограничение свободы до 1 года.

Из-за 5 тысяч рублей получить штраф в 150 тысяч рублей, еще и на допросы ходить и иметь судимость никому не хочется.

На этот счет есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 № 59.

Шикарный документ. Его надо знать каждой маме, когда в школе из нее какие-то подарки вымогают. Потому что наказание вас может настигнуть вместе с тем, кто вымогает у вас этот подарок. Кроме того, наказаны будут и посредники. Вот как посредничество определяет закон:

Это «непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа».

Что такое «иное способствование в получении взятки или коммерческого подкупа»?

Расскажу вам реальный пример из моей практики. К одному бизнесмену обращается другой бизнесмен: «Вань, помоги вопросы порешать». Тот говорит: «Не вопрос, помогу». И он просто дал номер телефона, тот позвонил уважаемому человеку, говорит: «Вот беда у человека, помоги ему». Уважаемый человек говорит: «Не вопрос, давай». А бизнесмену, которому оказывали помощь, то ли сумма показалась слишком большой, то ли что-то другое не понравилось, и он заявил в ФСБ.

В результате тот, кто дал номер телефона, отсидел несколько лет. За это время весь бизнес у него забрали, и как только увидели, что забирать уже нечего, его отпустили по УДО. Бывает по-разному.

Что такое сводничество?

«Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере».

То есть неважно, договорились они или нет, но ты уже сел, как было с этим парнем. Ты их свел. И сел.

Я не знаю, зачем Пленум ВС РФ принял такое постановление. Может быть, хотят победить коррупцию в стране. К пленуму у меня вопросов нет, он просто разъясняет действующее законодательство и устанавливает общие рамки правоприменения судами этого законодательства. А вот зачем приняли такие законы, когда за пару тысяч рублей можно на годик сесть — это, конечно, вопрос.

Например, ваш бухгалтер отказывается выдавать справку о вашей заработной плате для предоставления в банк, а вы хотите получить кредит. Вы решили ей «помаслить» немножко, принесли подарочек (хотя она должна была в рамках выполнения своих обязанностей вам эту бумажку выдать). А она решила вас подставить — и вас взяли с поличным. Милости просим — уголовная статья. Это называется коммерческий подкуп. Я не шучу, это написано и в ст. 204 УК РФ.

И у меня вопрос: а зачем все это? Напишите в комментариях, зачем такие жесткости? Зачем привлекать человека к уголовной ответственности, если он искренне дал мне подарок на 3,5 тысячи рублей? Может быть, лучше заняться «подарками» в 3,5 млрд долларов? Посмотрите в другую сторону. Жду ваших мнений и лайков.

Наказание за дачу и получение взятки предлагают смягчить

30 января в Госдуму внесен законопроект № 376666-7, которым предлагается смягчить наказание за преступления коррупционной направленности и мошенничество в сфере компьютерной информации (предусмотренные ст. 159.6, 169, 170.1, 204, 204.1, 204.2, 290, 291, 291.1, 291.2, 292 и 304 УК РФ). Авторы поправок считают возможным исключить из них назначение таких видов наказаний, как арест, ограничение и лишение свободы, заменив их принудительными работами.

Как указано в пояснительной записке, принятие закона будет способствовать «снижению численности осужденных за указанные преступления, находящихся в местах лишения свободы и под арестом, восстановлению социальной справедливости в глазах общества, а также окажет положительное влияние с точки зрения воспитательной функции и профилактики правонарушений».

Другими целями законопроекта являются сокращение расходов бюджета на содержание заключенных и увеличение доходов за счет удержания части заработной платы осужденных к принудительным работам в доход государства. Авторы поправок поясняют, что за последние 10 лет расходы на уголовно-исполнительную систему выросли почти на 66%, при этом численность заключенных сократилась почти на треть: в 2008 г. годовое содержание одного заключенного обходилось в 149 тыс. руб., а на 2018 г. – 363,4 тыс. руб. Подчеркивается, что в случае принятия законопроекта высвобождаемые средства могут быть направлены на усиление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Читайте также  Антимонопольное регулирование в Германии

Как отметил адвокат Ленинградской областной коллегии адвокатов Дмитрий Салыкин, предлагаемые в УК РФ изменения, безусловно, должны достичь заявленных целей в части снижения численности осужденных за названные преступления, содержащихся в местах лишения свободы (особенно за взяточничество), а также в части поступления дополнительных доходов в бюджет за счет удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и налагаемых наказаний в виде крупных штрафов.

«Но наиболее значимый эффект предлагаемые законопроектом изменения, безусловно, произведут в правоприменительной практике и исключительно положительно скажутся на объеме и качестве доказательственной базы по уголовным делам рассматриваемых категорий: следователи и оперативные сотрудники лишатся действенного рычага получения нужных им показаний – применения меры пресечения, связанной с изоляцией от общества», – считает адвокат.

Эксперт пояснил, что, по смыслу закона, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 108 УПК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу не может применяться в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, наказание за которое не предусматривает лишения свободы. «Таким образом, правоохранители лишатся возможности заниматься привычным им шантажом и угрожать заключением под стражу в обмен на “нужные” и признательные показания. Преследуемые лица получат реальную возможность безбоязненно защищаться законными способами, а не оговаривать себя и других лиц под страхом оказаться за решеткой. В этом смысле предлагаемые ко внесению поправки в Уголовный кодекс будут иметь еще больший эффект, чем принятая ранее ч. 1.1. ст. 108 УПК РФ о невозможности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в преступлениях экономической направленности, совершенных в сфере предпринимательства, а в свете сказанного – удачно между собой гармонировать, обеспечивая возможность более эффективной реализации прав на защиту», – заключил Дмитрий Салыкин.

В то же время управляющий партнер юридической фирмы LDD Заур Алескеров считает, что предложения по исключению наказания в виде лишения свободы возможно и приведут к снижению расходов бюджета по содержанию заключенных, но повлекут за собой увеличение числа преступлений, связанных со взятками, коммерческим подкупом и т.д.

Также он отметил, что не совсем понятна логика авторов поправок: «Чем отличается мошенничество в сфере компьютерной информации от простого мошенничества? И там, и тут – умысел на причинение имущественного вреда. Аналогичная ситуация и с сутью ст. 304 и ст. 163 УК РФ».

Эксперт согласился с тем, что, действительно, можно исключить лишение свободы за незначительные по характеру преступления (ст. 204.2 и 2912. УК РФ), но общая тенденция, предусмотренная в нормах Уголовного кодекса, должна быть сохранена. Также он заметил, что законопроектом не учитывается то обстоятельство, что крупные взяточники могут легко возместить любой штраф.

«Одни из основных причин необычайного распространения коррупции сегодня в России – это низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни. Положения законопроекта носят отрывочный, субъективный характер, полностью игнорируя системный анализ механизма возникновения коррупциогенности и степень противоправного деяния», – констатировал Заур Алескеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: