Буддизм в России - OXFORDST.RU

Буддизм в России

Главные буддистские места России

Буддийские монахи Иволгинского дацана, где прошел один из этапов эстафеты Олимпийского огня, в Бурятии.

Наряду с православием и исламом, буддизм – это одна из самых распространенных исконных религий в России. Есть целые регионы, где большинство жителей придерживаются этой веры.

1. Бурятия – духовная столица российского буддизма

Величественный Иволгинский дацан – главное место паломничества всех буддистов России и резиденция Пандито хамбо-ламы. Храм был открыт в 1945 году в 30 км от столицы региона Улан-Удэ. При дацане есть огромная библиотека и Буддийский университет, где готовят послушников. В монастыре хранится нетленное тело XII хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова, жившего в начале 20 века. Как гласят легенды, в 1927 году он сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. В 2002 году тело обнаружили: оно было нетленным. Паломники верят, что Итигэлов может исполнить самое заветное желание.

В 90 км от Иволгинского расположен Ацагатский дацан, построенный в 1825 году. Он один из старейших в России: отсюда вышли многие буддийские духовные лидеры. Ацагатский дацан известен как крупный центр тибетской медицины. В начале 20 века в лечебницу завозили медицинские препараты из Китая и Монголии, сюда приглашали зарубежных преподавателей. В 1936-м советские власти закрыли дацан, разместив в его помещениях интернат для беспризорников. Верующим вернули храм только в 1991 году.

Еще одно сакральное для буддистов место в Бурятии — Нилова Пустынь, находится у самого подножья Саянских гор, в 500 км от Улан-Удэ. Местные жители верят, что здесь живет дух гор, и просят у него семейного счастья.

У бурят с горами связано много традиций: например, гора Уран-Душэ считается покровителем небесных драконов, которые спускаются на землю, чтобы заниматься кузнечным делом, и тот, кто увидит красноватое свечение, будет счастлив всю жизнь.

2. Тыва – родина шаманов

«Цеченлинг» ( Храм безграничной любви).

Коренные жители этой восточносибирской республики были кочевниками. Они исповедовали тибетский буддизм еще в средние века, когда территория современной Тывы была частью Монгольской империи. Интересно, что у тувинцев буддизм сочетается с местными традициями шаманизма. В зависимости от ситуации, люди обращаются то к шаманам, то к ламам.

К началу 20 века в республике действовало два десятка храмов, но все они были закрыты в советские годы, и пока что восстановлена только малая часть.

Главный — Цеченлинг, находится недалеко от столицы Кызыла. С тувинского название переводится как «обитель безграничного сострадания». Говорят, что перед посещением храм нужно обойти по часовой стрелке три раза, касаясь всех углов. Цеченлинг построили только в 1998 году, но если присмотреться — все углы уже стерты. Это не только место, куда верующие приходят помолиться, но и духовный центр. Здесь проходят занятия по тибетскому языку, йоге и философии.

3. Иркутская область – буддисты на Байкале

Иркутская область граничит с Бурятией, и многие местные жители здесь также исповедуют буддизм. Как и в других регионах, в советские годы дацаны были уничтожены властями, и только в конце 20 века их начали возрождать. Большинство храмов находились в Усть-Ордынском районе недалеко от Иркутска. Старейший из них — Аларский дацан, построенный в 1814 году.

В 2011-м в поселке Усть-Ордынский недалеко от Иркутска открыли еще один храм Тубдэн Даржелин, что в переводе с тибетского означает «Земля возрождения учения Будды».

Кстати, посреди Байкала, на острове Ольхон есть особенное место — скала Шаманка, ее еще называют мысом Бурхан. Местные считают, что там живет главное божество Байкала. Ранее здесь проходили шаманские обряды, как говорят, с жестокими жертвоприношениями. Теперь здесь установлен алтарь Будды.

4. Калмыкия – буддистский регион в Европе

Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Этот регион на юге России — единственное буддистское место в Европе. Предки калмыков пришли сюда из монгольских степей в начале 17 века, захватив с собой буддистские традиции. Храмы в Калмыкии называются хурулами. Самый известный находится в столице региона Элисте.

Золотая обитель Будды Шакьямуни, построенная в 2005 году, — одна из главных достопримечательностей города. В этом величественном белом здании, декорированном золотом, находится самая большая в России и Европе девятиметровая статуя Будды. Войти в хурул может любой, главное — снять обувь и двигаться строго по часовой стрелке, чтобы сохранить циркуляцию энергии.

5. Алтай – край добрых обычаев

Энергия гор всегда привлекала людей, ищущих духовного просветления. Алтай – одно из таких загадочных мест. Местные жители исповедуют бурхаизм – смесь буддистских верований и старинных обычаев. Они отрицательно относятся к «черной» магии и поклоняются только светлым духам, отрицая, например, жертвоприношения и обращение к потусторонним силам. Шаманов они считают посланниками злых сил.

Также большое внимание уделяется соблюдению определенных правил поведения: не курить табак, не рубить сырой лес, носить на шапках белый и желтый цвет и другие.

Пока что единственный бурхаистский дацан Ак Бурхан находится в Горно-Алтайске.

6. Санкт-Петербург – самый северный буддистский храм

Санкт-Петербург, буддистский дацан.

Дацан Гунзэчойнэй на окраине города был построен в начале 20 века. Витражи в нем делали по эскизам известного русского художника Николая Рериха. Сегодня храм считается самым северным буддистским дацаном в мире.

Здесь проходит множество богослужений. В центре храма установлена пятиметровая статуя Будды, покрытая золотом. Ну, а для тех, кто хочет накормить не только свой дух, при храме работает кафе, где можно попробовать традиционные бурятские блюда.

Русский буддизм, или Таблетка от страха

Почему жители Европы, Америки и России становятся адептами учения такого далекого от них Будды? Вопрос этот весьма не простой, поскольку ответов имеется бесчисленное множество. О своем пути к буддизму поведал корреспонденту «Правды.Ру» молодой российский ученый. Прежде он был убежденным «постсоветским» атеистом. История действительно необычна.

Один мой приятель несколько лет назад совершил поступок, который меня весьма удивил. Он, будучи убежденным атеистом, вдруг обратился к религии. Да не к какой-нибудь, а к буддизму. Я несколько раз спрашивал у него о причинах подобного поступка, но он обычно либо отшучивался, либо говорил что-то совсем неправдоподобное. И лишь недавно приятель рассказал мне, наконец, о том, что заставило его сделать этот необычный выбор.

Этот рассказ и публикуется здесь, причем я старался максимально сохранить авторский (то есть, его собственный) стиль изложения. С моей точки зрения, данное повествование дает исчерпывающее представление о том, почему сейчас буддизм становится все более популярным в Европе, США, Латинской Америке и, конечно же, России. Итак, я передаю слово приверженцу школы тибетского буддизма Карма Кагью Алексею К.:

«Знаешь, я не буду сейчас говорить тебе об основных положения учения Будды и о том, почему они для меня лучше и привлекательнее догматов других религий. Ты человек грамотный и об основе вероучения знаешь не хуже моего, а чего не знаешь — можешь в Википедии посмотреть. Я расскажу лишь о том, как я сам понимаю буддизм и почему данное учение оказалось значимым для меня. Исключительно личный опыт, и ничего более. Надеюсь, что сам Будда и все иерархи различных направлений буддизма будут снисходительны ко мне и простят некоторые вольные трактовки положений Великого Закона.

Ты прекрасно знаешь, что тех, кто родился еще при Советском Союзе, с самого детства учили одной простой вещи — от тебя в этой жизни ничего не зависит. Твоя цель — это жить так, чтобы тобой были довольны те, от кого все зависит, то есть КПСС, начальник на работе, учитель в школе, родители… ну, и много кто другой. Понимаешь, у нас всех уже к десяти годам сформировался некий образ коллективного надзирателя, который всегда наградит тебя за хорошее поведение и накажет за плохое.

А критерии того, что хорошо и что плохо, он выбирает сам, и ты никогда не докажешь ему, что на самом деле ты поступил хорошо. Даже если ты считаешь себя правым. Поэтому вместе с образом этого коллективного надзирателя в наше сознание сразу же вполз страх. Страх того, что, поскольку всегда поступать правильно невозможно, тебя обязательно накажут — хотя бы раз в жизни.

Потом, как ты помнишь, СССР умер, а вот ощущения надзирателя и страха остались. Честно говоря, из-за них уже к середине 90-х годов прошлого века моя самооценка и уверенность в собственных силах были равны нулю. И хотя я хорошо закончил школу и нормально учился в МГУ, я все равно боялся, что делаю что-то не так, и этот мифический надзиратель меня обязательно накажет.

Из-за этого я не проявлял должной решительности и настойчивости и несколько раз отказывался от участия в интересных научных проектах, которые посчитал «неправильными». А ведь они, как я это сейчас понимаю, могли бы помочь мне сделать карьеру. Но я все это упустил из-за неверия в собственные силы. Короче, коллективный надзиратель продолжал нести свою бессменную вахту в моем сознании.

Я тогда интересовался разными религиями, например, ходил на службы в разные христианские церкви, да и в мечеть заглядывал, общался с приверженцами этих религий, причем даже со священниками, и читал разную тематическую литературу. Но все это не привлекало — у меня сложилось мнение, что их Бог является таким же коллективным надзирателем. А зачем мне было менять одного надзирателя на другого? Конечно же, сейчас я понимаю, что это суждение было поверхностным, однако оно складывалось после первого впечатления, которое, как ты знаешь, всегда самое сильное.

И вот как-то раз я заглянул в один из районных домов культуры на открытую лекцию, посвященную учению Будды. Лектор, честно говоря, не произвел на меня особенного впечатления — было видно, что он просто транслирует чужие мысли и суждения о буддизме. Однако там я познакомился с группой улыбчивых и дружелюбных ребят, которые, как оказалось, были приверженцами тибетской школы буддизма Карма Кагью. Они пригласили меня к себе на практики, и, знаешь, я пришел. Сейчас даже не могу сказать,почему — наверное, потому, что они производили впечатление спокойных и уверенных в себе людей, в них не было никакого внутреннего страха. Я подумал, что уж эти люди, наверное, точно помогут мне победить коллективного надзирателя и обрести уверенность в себе. И оказался прав.

Читайте также  Власть и влияние в организации

Я стал ходить на их собрания и как-то сам быстро втянулся в жизнь этой маленькой общины и стал делать то, что делают они. Мы медитировали, то есть сосредотачивали свое сознание на важных для себя вещах, чтобы понять, что действительно важно, а что — нет, а также читали буддийские тексты, пели мантры и делились впечатлениями. Однако, я считаю, самым важном было не это, хотя медитация, без сомнений, — вещь очень полезная, до сих пор этим регулярно занимаюсь.

С первых же посещений меня поразило то, что эти буддисты все время… шутят и смеются! А ведь 90-е годы, как ты помнишь, к смеху особенно не располагали. Постепенно смех и подшучивание стали постоянными атрибутами моей жизни, хотя до этого, как меня учили с детства, я старался быть сдержанным. И, кстати, пугался любого смеющегося человека — ведь еще родители говорили мне, что: «Смех без причины — признак дурачины», а мне этим «дурачиной» быть не хотелось (ведь это же неправильно!). Теперь же я стал им с огромным удовольствием. И это был первый мой шаг на пути к самому себе.

Друзья говорили мне, что, согласно учению Будды, весь мир — это иллюзия. То есть не в физическом смысле, конечно, хотя, конечно же, есть физические теории, объясняющие, что Вселенная — это просто голограмма, но дело не в этом. Иллюзией является представление о мире как о чем-то вечном, незыблемом, существующем отдельно от тебя и от тебя же не зависящем. Потому что на самом деле мир — это отражение сознания будды (здесь и далее это слово пишется с маленькой буквы, так как имеется в виду не Будда Шакьямуни, а особенное состояние сознание, присущее всем просветленным. — Ред.), а оно присутствует в каждом человеке. Собственно говоря, главной иллюзией являет представление о том, что будда — это постороннее живое существо. На самом деле каждый человек есть будда, просто он не всегда осознает это.

А раз каждый человек — это будда, просто не осознавший себя, то каждому доступно понимание истинной сути данного мира. Однако для этого нужно всего лишь… осознать себя Буддой. Это на самом деле несложно, просто требует усилий и работы над собой. А большинству людей данный вид деятельности не нравится, и они предпочитают жить в иллюзорном мире. Даже несмотря на то, что постоянно страдают от этого.

Страдания же, объясняли мне, происходят от того, что человек, не осознав, что он на самом деле и есть будда, то есть то, что у него уже есть все, что ему нужно (поскольку и сам Будда потому и будда, что у него исходно есть все), думает, что для нормальной жизни ему что-то надо. То есть, у него возникают желания. Однако с желаниями приходит и страх не добиться желаемого, или потерять то, что уже есть. А там, где появляется страх, возникают болезни, убийства, войны, и, что самое главное, другие желания.

Так люди и проводят свою жизнь среди иллюзий, желая то одни из них, то другие, никогда не удовлетворенные тем, что получили, и испытывая постоянные страдания от того, что не получают желаемое. Это очень похоже на то, как ребенок боится, что выпущенный им мыльный пузырь сейчас лопнет, забыв о том, что вообще-то он может сам выпустить еще тысячу таких же пузырей.

Это было для меня шоком. Я понял, что мой страх перед ожидаемым наказанием абсолютно беспочвенен, ведь я все время боялся того, что иллюзорно. И одновременно с этим я уверовал в собственные силы. Ведь если я могу осознать себя буддой и изменить свою жизнь сам, значит, все в этом мире зависит именно от меня. Признаюсь, когда я впервые ощутил это (после одной из медитаций), меня захватила какая-то волна истинной и чистой радости. И хоть это было давно, данные ощущения я помню до сих пор.

Друзья из Карма Кагью сказали мне, что смех и юмор так же, как и медитация, помогают осознать себя буддой, поскольку смех — самое лучшее средство против иллюзий. Кстати, это правило я до сих пор использую в повседневной жизни. Если я вижу или слышу то, что может меня напугать, я моментально (чисто автоматически) начинаю высмеивать данную ситуацию (например, заменяю слова в навязчивой рекламе, говорящей, что грипп надвигается). Это помогает осознать, что все это — не более чем иллюзия, и бояться абсолютно не зачем.

Также мои друзья объяснили, кто такой этот коллективный надзиратель и как с ним бороться. Это всего лишь одно из воплощений демона Мары, который и создает иллюзии. Этот демон тоже не является отдельным существом, а существует в человеческом сознании. А впихивают его ребенку его родители, знакомые и все окружающие его люди, уверенные, что надо жить «правильно» (исходно сознание каждого ребенка есть сознание будды, то есть оно свободно от заблуждений). И делают это так убедительно, что человек начинает принимать иллюзию за реальность. Даже сам Будда Шакьямуни в первые годы жизни не был свободен от влияния Мары, однако ему удалось победить его, осознав свою истинную природу. А значит, это может каждый человек.

После того, как с коллективным надзирателем было покончено, мои друзья объяснили мне, что одной из самых больших иллюзий является вера в реальность смерти, точнее говоря, в то, что смерть — это исчезновение. На самом деле сознание будды вечно, поэтому его носитель никогда и никуда не может исчезнуть. Смерть — это всего лишь смена земного обличья, за ней всегда следует новое рождение. Поэтому бояться ее — это все равно, что бояться того, что, заснув сегодня, ты завтра не проснешься.

Я также часто говорил с ними о перевоплощениях и законе кармы, то есть воздаяния за грехи в прошлой жизни. Мне объяснили, что карма — это не судьба, которую невозможно изменить, это всего лишь последствие выбора. И если ты выбрал путь, которой ведет тебя к осознанию будды в себе, то она не властна над тобой, поскольку в твоей жизни не будет того, что заставит тебя страдать в будущем воплощении.

Да и само понятие «грех» в буддизме не означает плохого поступка, за который тебя кто-то накажет. Скорее, ты сам наказываешь себя, совершая действия, мешающие тебе осознать истинную природу будды. Поэтому буддисты никогда не заставляют человека поступать только правильно и не делать каких-то вещей — это его собственный выбор.

Мои друзья, многие из которых были вегетарианцами, как-то сказали мне, что если бы они заставляли меня не есть мясо, то совершили бы больший грех, чем если бы стали есть мясо сами — я бы, по их мнению, начал активно хотеть есть запрещенный продукт, то есть у меня возникли бы желания, мешавшие осознать истинную природу будды. Поэтому запрещать что-то нет смысла — это лишь привязывает к миру иллюзий; каждый человек перестает есть мясо тогда, когда понимает, что это ему не нужно. А понимание приходит с осознанием природы будды, которое достигается путем работы над собой.

Что еще так привлекало меня в буддизме? Наверное то, что меня, человека, доверяющего современной науке, никто не принуждал отказываться от своего материалистического мировоззрения. Мы все на наших собраниях часто обсуждали научные достижения, делились впечатлениями и никто не говорил, что все это — ложь. Позже я услышал мнение Его Святейшества Далай-ламы о том, что учение Будды вообще совместимо с любым мировоззрением, поскольку оно не вытесняет его, а просто является полезным дополнением.

Я ходил на собрания адептов Карма Кагью много лет, но потом наша маленькая община как-то естественным образом распалась. И хотя сейчас я стал использовать другие медитативные техники — те, что практикует школа Чань (по-японски: Дзен), однако формально из общины Кагью меня никто не исключал, да и я не считаю, что полностью порвал с этой традицией. Может быть, когда-нибудь я вновь обращусь к этим практикам. Ведь на самом деле не важно, медитацию какой школы ты используешь — главное, помогает она лично тебе осознать истинную природу будды.

Кстати, буддизм сильно помог мне и в повседневной жизни. Я сменил несколько работ, мест жительства, знал и бедность, и богатство, однако все эти перемены не выбили меня из колеи и не заставили жалеть о чем-то или страстно хотеть чего-нибудь. Нельзя сказать, что для меня материальные вещи не имеют никакого значения — я тоже, как и ты, люблю вкусно покушать (вегетарианцем, кстати, так и не стал), послушать хорошую музыку, пофлиртовать с девушками, ну, и размер зарплаты для меня тоже имеет значение. Но я не печалюсь, если у меня чего-то не получается, и не стремлюсь обладать тем, что недоступно. Ведь самое главное — истинная природа будды — она ведь всегда со мной, и никто у меня ее не отнимет. А больше в этом мире, по большому счету, ничего и не важно…»

Что же, мне к этому рассказу абсолютно нечего добавить.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Буддизм России

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Будда (что в переводе с санскрита означает «просветленный»). В юности был царевичем и, живя во дворце своего отца окруженный роскошью и заботой, не знал о существовании страданий.

Однажды во время прогулки Гаутама, как тогда его называли, встретил сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Он был потрясен видом человеческих страданий и в ту же ночь тайком покинул дворец, чтобы стать отшельником и искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В то время ему шел тридцатый год.

Читайте также  Земельные ресурсы и охрана земель от загрязнения

Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам — практикам. В течение семи лет он истязал свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Однако ответа на свои вопросы, в результате этого, он не нашел и здесь. Тогда, покинув наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для самосозерцания. Там под баньяновым деревом на него и снизошло просветление.

Вскоре недалеко он произнес свою первую проповедь, где кратко сформулировал главнейшие положения новой «четырех благородные истины». Впоследствии это стало основой новой религии — буддизма.

«В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение — страдание; расстройство здоровья — страдание; смерть — страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние — страдание; союз с нелюбимым — страдание; разлука с любимым — страдание; неполучение страстно желаемого — страдание; короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) — страдание», — говорил Будда.

Источником наших страданий являются «жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества». «Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, отказ от них и освобождение».

«Четвертая благородная истина» — указывает практический путь к спасению.

Это: 1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах». 2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины. 3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая. 4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла. 5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый. 6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание. 7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. 8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

Мирянам в буддизме давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему: 1. Воздерживайся от убийства. 2. Воздерживайся от воровства. 3. Воздерживайся от блуда. 4. Воздерживайся ото лжи. 5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

После их провозглашения окруженный все умножающимися учениками — последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Буддизм обогатил религиозную жизнь того времени практикой углубления в самого себя, в свой внутренний мир, с целью сосредоточенного размышления об истинах. Это получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”.

Многие исследователи считают, что этика, то есть представления о нормах поведения в обществе, в Буддизме занимает центральное место, поэтому это учение считают в большей степени этическим, философским, а не религиозным. Понятия в Буддизме многозначны, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к разным культам и верованиям. Излагая их на языке местной культуры, последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

В VI — VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии. К XII — XIII вв. он теряет прежние позиции в стране своего возникновения. Центры буддизма перемещаются в другие районы Азии, где трансформируются с учетом местных условий.

Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесный) — монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) — воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества. При нем существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан.

Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога — творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичным звеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары ( колеса перерождений) его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. В ламаистской картине мира важное место занимает верование в существование неведомого идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Земли.

В России Буддизм представлен в основном в виде Ламаизма. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и достаточно долгое время находился в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан Уде.

Несмотря на то, что буддийская литература необозрима, а язык ее сложен, буддизм в России неуклонно развивается. На европейской части страны Буддизм исповедуют тысячи людей в возрасте около 30-40 лет. Тибетский буддизм в России представлен многими десятками небольших общин практически всех его школ. В большинстве случаев они образовывались после контакта с учителями той или иной школы.

Традиционная форма организации религиозной жизни, представлена главным образом в Бурятии и Калмыкии. Ее центром являются монастыри, в которых ученики проходят многолетнее образование под руководством учителя. В России это монастыри школы гэлуг.

Другая форма организации религиозной жизни — новая для буддизма — представлена небольшими общинами разных школ, направляемых приезжими учителями, иногда монахами, иногда нет. Эти группы не связаны с монашеством, не требуют многолетней медитативной практики для посвящения. Редкие наезды учителей делают невозможным строгое подчинение ему ученика. К тому же члены таких групп бывают часто неустойчивы в своих религиозных интересах.

Эти вновь возникшие буддийские группы, состоящие в основном из русских, часто подвергаются критике со стороны последователей традиционно понимаемого буддизма, которые считают эту новую форму поверхностной, несерьёзной, а иногда и вовсе не считают членов этих групп буддистами.

Тем не менее, этот новый «секулярный» буддизм быстро распространяется в России и делает достоянием все более широкого круга основные элементы буддийского учения.

Русские буддисты в своём большинстве — люди с высшим или незаконченным высшим образованием, близкие к академической среде, с высокими интеллектуальными запросами, часто с широким кругозором, выходящим за пределы чисто религиозного. У них нет явно выраженных политических и национальных пристрастий и они более соответствуют универсальному буддизму. Именно европейские буддисты быстрее находят контакт и взаимопонимание с тибетскими и европейскими учителями, чем те, кто понимают буддизм как свою «этническую» религию.

К настоящему времени в нескольких десятках крупных городов России имеются буддийские общины: от Владивостока и Иркутска до Новосибирска, Екатеринбурга и Ульяновска до Москвы и Петербурга.

Примечательно, что центром русского буддизма исторически является не Москва, а Петербург. Российская буддология началась в Петербурге и к началу XX в. оказалась одной из лучших академических школ в Европе.

Два наиболее квалифицированных буддийских журнала — «Буддизм России» и «Гаруда» — издаются в Петербурге. В нем же в два раза больше буддийских общин, чем в Москве

До 2000 г. в европейской России был только один буддистсткий храм — в Петербурге. В 2000 г. начато строительство буддистского храма в Москве. Сейчас петербургский дацан превратился в некий всероссийский Дхарма-центр, в котором поочерёдно выступают представители всех школ и течений буддизма. Все это делает именно Петербург центром российского буддизма в его европейской части, а русский буддизм — буддизмом европейским.

Буддизм в России

Р оссия — страна огромная! На её территории преобладает христианское вероисповедание (православие). Однако это отнюдь не единственная религия, которую официально исповедуют в России. Одной из широко распространённых религий является также буддизм. В одних регионах страны эта религия распространена меньше, но есть и такие регионы, где буддизм является основной религией.

Стоит отметить, что в плане мировой распространённости буддизм занимает также одно из лидирующих мест (III–IV) в главном списке религий.

На территории Российской Федерации буддизм начал развиваться довольно давно. Эта восточная религия для русского человека вовсе не является диковинной и новой. Но стоит отметить, что популярность её с течением времени растёт. И, если можно так сказать, мода на буддизм в России действительно прочно закрепилась. И не без оснований. Буддизм интересен, многогранен, красочен. Узнать об этой религии будет любопытно даже тем, кто исповедует другое религиозное учение или придерживается атеистических взглядов.

Народы России, исповедующие буддизм

Особенно широко буддизм распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тыва. Народы, проживающие в этих субъектах РФ, в основном проповедуют эту религию. На территории республик есть буддийские храмы. Например, главный буддийский храм, расположенный в Элисте, является местом паломничества, к которому съезжаются люди со всех концов России и из других стран. В Бурятии имеется несколько священных дацанов. В Республике Тыва есть действующие буддийские монастыри.

Но эта религия распространена не только в указанных регионах. Храмы-пристанища буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской, Иркутской областях.

Конечно, в основном буддизм исповедуют такие народы России, как буряты, калмыки, тувинцы. Однако традиционные носители этой религиозной культуры в России не единственные приверженцы этого вероисповедания. Сегодня всё больше можно встретить людей, исповедующих буддизм в средней полосе страны, южном регионе, центральной России. В основном это представители молодёжной прослойки, интеллигенции.

История буддизма в России

Если верить историческим справкам, буддизм в России зародился в далёком VII веке. Первые упоминания об этой религии на земле российской встречаются в исторических справках о государстве Бохайском. Располагалось это государство на землях, сегодня именуемых Приамурьем или Приморьем. Считается, что большая часть бохайского народа исповедовала шаманизм. Однако бохайская знать проповедовала Махаяну (одно из главных буддийских учений).

Например, знаменитый бохайский поэт Хайтэй нередко посвящал свои строки теме шести перерождений (Дхарме).

Археологические раскопки на землях, где раньше проживал бохайский народ, указывают на то, что буддизм был одной из основных религий, которую исповедовали на этих землях. При раскопках были найдены многочисленные статуэтки Будды, бодхисаттв и прочие предметы, имеющие прямое отношение к этой культуре.

Немалую лепту в развитие буддизма на российской земле внесли калмыки. Считается, что калмыки — это последователи буддизма с плотно сформировавшимся и исторически закрепившимся мировоззрением. Для них эта религия не нова, привычна и по-настоящему основополагающая. Буддизм прочно закрепился на землях Калмыкии ещё задолго до присоединения республики к России. История гласит и об Уйгурском буддизме.

Бурятия также является прародительницей этой культуры на российской земле. В далёкие времена сотни духовников из Монголии и Тибета долгое время проживали в Бурятии. Они принесли туда своё учение, которое прочно закрепилось на этих землях.

Читайте также  Варианты русского литературного произношения

Давно исповедуют эту религию и народы Алтая. Но стоит отметить, что шаманизм и христианство внесли свою отметку в алтайский буддизм.

В 1964 году буддийское учение признали в России. В этот период была официально введена должность Пандито хамбо-ламы, который был призван главенствовать в забайкальской и восточносибирской областях.

С тех пор религия официально признана в стране. Буддизм исповедуют довольно высокий процент жителей современной России.

Распространение буддизма в России: наше время

Буквально в XIX веке была основана и получила развитие буддийская община в Санкт-Петербурге. По сути, Северная столица стала центром российского буддизма. Но XIX–XX век – — это период, когда религия то развивалась и процветала, то, напротив, развитие этого направления затихало из-за влияния политической сферы.

Только к концу XX века буддизм воспрянул в России с новой силой и начал динамично развиваться. Сегодня эта религия полноценно существует в нашей стране и приобретает всё больше последователей. Молодёжь активно интересуется буддийским учением. Много приверженцев этого учения и среди представителей средневозрастной категории людей (30–40 лет).

Кто-то приходит к этому вероисповеданию сознательно в зрелом возрасте, а для кого-то это основополагающая религия, которая изначально принята в семье.

Буддизм в России: основы, особенности

В основе этой религии стоит уникальное учение Будды, который, как и многие другие Святые, считается человеком, который некогда реально жил на земле.

В основе учения лежит четыре благородные истины. Следуя учению, человек должен исцелиться от душевной боли и сможет прожить счастливо и благодатно в этом мире.

Существует несколько действующих школ буддизма. И в зависимости от того, к какой школе относится человек, исповедующий эту веру, у него преобладают особые взгляды на мир и жизнь. Однако разница в принципах и познаниях невелика. В центре этой религии всегда лежит добро, любовь и путь избавления от страданий.

Особенности буддийских взглядов меняются в зависимости от того, где распространён буддизм в России. Например, это может быть консервативная школа Тхеравады, а может быть учение Махаяны. Школа Махаяны представлена в России двумя основными течениями: Дзэн и Сон.

Приверженцы Дзэн-буддизма изучают глубину человеческого сознания. Они хотят познать природу ума. Приверженцы учения Сон практикуют медитации, гипнотические практики, монашество, аскетизм.

Буддизм в России: где и какой

Больше всего представителей этой религии в нашей стране исповедуют учение школы Гэлуг. Так же очень много в РФ представителей школы Карма Кагью.

В Центральной части России широко распространено учение Махаяны. Последователей Дзэн на территории страны значительно меньше. В основном Дзэн-буддизм на российской территории представлен корейской школой Кван Ум.

На территории Алтая, Калмыкии, Бурятии широко распространён тибетский буддизм. Немало последователей тибетской школы и в Москве, Санкт Петербурге, южной части РФ (Ростов-на-Дону, Краснодарский край).

Русские буддисты

Считается, что эту религию в нашей стране исповедует уже более 1 % населения. Среди приверженцев есть так называемые этнические буддисты. Это те люди, которые родились на территории республик, где буддизм в России имеет давние исторические корни и является основной религией. Также в нашей стране очень много молодых буддистов, которые пришли к этой вере благодаря изучению и принятию восточной культуры.

Если каких-то сотню лет назад русские буддисты казались православным людям чудаками и были по-настоящему в диковинку в южных, центральных регионах страны, то сегодня такое вероисповедание никого не удивляет. Напротив, в наше время восстановлено множество некогда разрушенных буддийских храмов. Помимо Элисты, Бурятии, Тувы, буддийский дацан можно найти в Свердловской области, В Санкт-Петербурге есть сразу несколько храмов, имеется молельное место в Иркутске.

В различных городах нашей страны существуют буддийские общины, где люди, исповедующие религию, находят информационную и духовную поддержку. Сегодня найти специальную литературу можно в любом книжном магазине. Сеть также пестрит различными тематическими материалами. Получить информационное насыщение в этом направлении несложно даже самостоятельно, без помощи каких-то организаций и общин.

Основные идеи буддизма

Чем же так привлекательно это религиозное учение и почему всё больше приверженцев буддизма появляется на территории европейских стран? Всё просто! В основе этой религии лежит любовь к человеку, ко всему живому и к миру в целом. Прийти к этой любви и гармонии можно через самопознание и созерцание.

Четыре основные истины, изречённые Буддой, гласят:

  1. Каждый человек существует под влиянием страдания.
  2. У этих страданий всегда есть причина.
  3. От любых страданий можно и нужно избавиться.
  4. Освобождение от страданий – — это подлинный путь к Нирване.

В основе буддизма нет чётко установленных рамок. Будда говорил, что каждый человек должен найти свою «золотую середину» между полной аскезой и изобилием. Образ жизни счастливого человека базируется на осознании важных принципов мировоззрения, которые помогают обрести благородство, доброту, любовь.

Важно понимать, что буддизм не есть «гольная» религия, в центре которой стоит божество, благодаря поклонению которому можно достичь блаженства. Буддизм — это, прежде всего, философия, придерживаясь которой можно познать себя, мироздание и принять высшую истину для улучшения собственного пребывания на этой земле.

Основные цели учения достигаются не через наказание или страх. Напротив, в основе буддизма лежит только любовь и доброта. Считается, что приблизиться к высшим истинам можно посредством избавления от страдания. А избавиться от страдания можно только познав его природу.

В буддийском учении существует восьмеричный путь спасения. Это восемь пунктов, соблюдая которые можно обрести знание и стать на путь освобождения.

  1. Правильное понимание: мир состоит из страданий и скорби.
  2. Верные намерения: важно осознать свой путь и научиться сдерживать страсти.
  3. Правильная речь: слово должно нести глубокий смысл и добро.
  4. Продуманные поступки: все дела должны быть добрыми, непустыми и незлыми.
  5. Достойные усилия: вся деятельность должна быть нацелена на добро.
  6. Благостные помыслы: только избавившись от дурных помыслов, можно избежать и обойти страдания.
  7. Сосредоточение: лишь умение сосредоточиться на важном; и отбросить второстепенное поможет достойно пройти восьмеричный путь избавления.
  8. Правильный образ жизни: только достойная жизнь приблизит человека к избавлению от груза страданий и боли.

Искренне соблюдая эти несложные правила, человек следует благостному пути очищения. Всё это происходит осознанно, а потому и даёт ожидаемые результаты. Однако для того чтобы пройти такой путь, человек должен пройти через осознание многих вещей, существующих в этом мире, сделать ряд удивительных открытий в себе и окружающих и изменить своё понимание и мироощущение.

У буддистов в России и других странах своё оригинальное мировоззрение. Обычно последователи этого учения интеллектуально развиты, имеют объёмный кругозор, миролюбивы и смиренны.

Facebook

Unsupported Browser

Буддизм России.
Новости, публикации, анонсы мероприятий, общение и фото на темы Буддизма.

Уважаемые Участники, просим Вас придерживаться правил!

1) Личная переписка и комментарии не по теме публикации запрещена, для этих целей используйте чат или личные сообщения. Комментарии с благодарностями допускаются, но ЛУЧШЕ использовать кнопку «Мне нравится»!

2) Оскорбление участников, традиций Учения и иные не парламентские выражения запрещены.

3)Публикации новостей и анонсов (рекламы) не имеющих отношения к Учению буддизма его культурным, историческим и социальным событиям запрещены. Публикации относящиеся к учению Бон запрещены.

4) При публикации сообщений о платных мероприятиях не допустимо выкладывать прайс лист (стоимость), нужно указать, что мероприятия платные. Администрация не призывает от имени сообщества, посещать платные мероприятия и не имеет отношения к их организации.

5) Запрещается создавать темы дубли без особой необходимости, такие темы могут быть удалены администратором.

6)При написании комментария следует размещать его текст в одном окне, следующие подряд комментарии одного автора могут быть удалены администратором. (Если вы хотите что либо добавить к уже написанному вами комментарию, используйте кнопку редактировать в верхнем правом углу вашего комментария.)

7)При нарушении одного из пункта правил модератор выносит предупреждение Участнику.

8) Ели Участник имеющий ДВА предупреждения, повторно нарушает правила группы, Администрация оставляет за собой право заблокировать Нарушителя.

9) Все что не запрещено, разрешено =)

News, publications, announcements of actions, communication and a photo on Buddhism subjects.

Dear Participants entering community you agree to adhere to rules!

RULES OF COMMUNITY

1) Personal correspondence and comments not on a publication subject in community is forbidden, for these purposes use a chat or personal messages. Comments with thanks are allowed, but it is BETTER to use the It Is Pleasant to Me button!

2) The insult of participants, traditions of the Doctrine and other not parliamentary expressions are forbidden.

3) Publications of the news and announcements (advertizing) which don’t have relations to the Doctrine of the Buddhism to his cultural, historical and social events are forbidden. The publications relating to the doctrine of Bonds are forbidden. (discussion of the private subjects and questions which aren’t connected on a straight line with the Buddhism in the Records which are separately created for this purpose is allowed)

4) At the publication of messages on paid actions isn’t admissible to spread the price list (cost), it is necessary to specify that actions paid. The administration doesn’t call on behalf of community, to visit paid actions and has no relation to their organization.

5) It is forbidden to create subjects doubles without special need, such subjects can be removed by the administrator.

6) When writing the comment it is necessary to place his text in one window, the following in a row comments of one author can be removed by the administrator. (If you want to add something to the comment which is already written by you, use the button to edit in the top right corner of your comment.)

7) At violation of one of point of rules the moderator issues the warning to the Participant.

8) Fir-trees the Participant having TWO preventions repeatedly violates rules of group, the Administration reserves the right to block the Violator.

9) All that isn’t forbidden, it is authorized =)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: