Бородин Александр Порфирьевич - OXFORDST.RU

Бородин Александр Порфирьевич

Русский композитор и ученый Александр Бородин. Досье

12 ноября исполняется 185 лет со дня рождения русского композитора, ученого-химика и активного общественного деятеля Александра Бородина. Бородин считается одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX — начала XX в. Он — автор многих романсов, фортепианных пьес, а также известной оперы «Князь Игорь».

После смерти Бородина в 1887 году это произведение осталось неоконченным, по записям композитора работу над ним завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Глазунов воссоздал увертюру и сочинил на основе авторских эскизов музыку III акта, а Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы.

Биография

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном грузинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) и 25-летней мещанки Авдотьи Константиновны Антоновой. При рождении его записали сыном камердинера Гедианова Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 8 лет мальчик являлся крепостным Гедианова, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, которая вышла замуж за военного врача Клейнеке. Из-за своего происхождения Бородин не посещал гимназию, а проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки.

Химик

В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию, а в 1858 году стал доктором медицины, защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

После окончания учебы он занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. В 1859 году он написал научный труд по бальнеологии, раскрывающий лечебные свойства минеральных вод.

С 1859 года по 1860 год Бородин совершенствовал свои знания в Германии и Франции, участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ., занимался научной работой, слушал лекции известных ученых. По возвращении в Россию он получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии, преподавал в Лесной академии и занимался переводами.

С 1874 года Бородин был руководителем химической лаборатории, а с 1877 года — академиком Медико-хирургической академии.

С 1883 он был почетным членом Общества русских врачей, а с 1868 года стал членом-учредителем Русского химического общества.

Среди его основных достижений в области химии — разработка способа получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот (1861); получение фтористого бензоила (1862), а также разработка метода получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Бородин занимался исследованиями в области органической химии, в частности он изучал продуты конденсации альдегидов.

Композитор

Бородин широко известен как композитор. Интересоваться музыкой он начал еще в детстве. В 9 лет Бородин написал свое первое произведение — польку «Helen». Игре на музыкальных инструментах он обучался на дому, вначале это были флейта и фортепиано, а с 13 лет он научился играть на виолончели и создал первое музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. Находясь за границей, Бородин познакомился с молодой пианисткой-любительницей, ставшей впоследствии его женой, Екатериной Сергеевной Протопоповой. Исполняя вместе с ней музыкальные произведения Бородин открыл для себя Шопена, Листа, Шумана и других композиторов.

В 1862 году Бородин стал участником Балакиревского кружка («Могучая кучка»), члены которого оказали влияние на его музыкально-эстетические взгляды в музыке. В его произведениях стали преобладать темы величия русского народа, патриотизма и свободолюбия. Самым известным его произведением является опера «Князь Игорь», над которой он работал в течение 18 лет. Впервые ее поставили после смерти композитора в 1890 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Произведение имело большой успех и до настоящего времени остается одним из шедевров отечественного оперного искусства.

Другими известными произведениями Бородина считаются 1-я симфония (1867), которая положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма и 2-я (Богатырская) симфония (1876), а также его Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин писал не только музыку, но и стихи. В числе его лиричных произведений элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина, романсы «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море», а также ряд сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Общественный деятель

В России Бородин активно продвигал идеи получения женщинами высшего образования. Он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 до их ликвидации в 1885 году. Занимая руководящие посты в медицинской академии, он защищал студентов от политических преследований.

Бородин оказал огромное влияние на русских и зарубежных композиторов. Он ушел из жизни довольно рано, в 1887 году. Причиной его смерти стал разрыв сердца во время костюмированной вечеринки по случаю празднования Масленицы. Бородин внезапно потерял сознание и упал. Похоронен композитор на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Бородин Александр Порфирьевич

12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге на свет появился ребенок, он был плодом внебрачной связи потомка грузинских царей, имеретинского светлейшего князя Луки Степановича Гедианова и простолюдинки, работавшей прислугой в его Петербургском доме, Авдотьи Константиновны Антоновой. Отцу на момент рождения сына было 62 года, а матери – 25. Пожениться они не могли в силу сословных различий, и признать малыша у князя не было возможности, Поэтому его записали как сына крепостных Гедианова. Так появился будущий композитор Бородин Александр Порфирьевич.

До 8 лет он числился как собственность своего отца, но, к счастью, перед смертью он успел дать ему вольную. Также он купил для матери своего сына, выданной замуж за врача Клейнеке, и для ребенка большой каменный дом в 4 этажа и обеспечил их безбедное существование. В 1840 году Гедианова не стало, но это не отразилось на благополучии его сына.

Рос Саша при матери, которую старик-князь обеспечивал не роскошью, но самым необходимым, и даже выдал ее замуж перед своей кончиной. Культурно люди жили в галантный век! Кстати, сама матушка не афишировала своего материнства и всю жизнь называла себя «тётушкой» Саши.

Образование

Неясное происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, поэтому он получал домашнее образование. Его мать уделяла этому много внимания, и к нему приходили превосходные учителя, он изучал два иностранных языка и в итоге получил отличное образование, которое позволило ему в 1850 году с успехом сдать экзамены на аттестат зрелости. Однако перед этим его матери и отчиму пришлось «легализовать» ребенка, они обратились к связям Клейнеке и смогли записать мальчика в гильдию купечества, благодаря этому, Бородин смог официально окончить гимназию и позже поступить вольнослушателем в Медико-хирургическую академию г. Санкт-Петербурга.

В 8 лет юный Саша начал проявлять сильный интерес к музыке, он на слух воспроизводил на домашнем пианино произведения, которые слышал возле дома, на военном плацу, где репетировал военный оркестр. Он с большим вниманием присматривался ко всем музыкальным инструментам, расспрашивал людей, играющих на них. Мама обратила на это внимание и, хотя сама не имела никаких музыкальных пристрастий и способностей, пригласила к нему музыканта из военного оркестра, и он обучал Сашу игре на флейте.

Позже мальчика обучали игре на фортепьяно, а виолончель он смог освоить самостоятельно. В 9 лет появляются его первые сочинения. Саша Бородин, композитор по своей природе, сочиняет для барышни польку «Элен». Вместе со школьным товарищем он посещает все концерты в Санкт-Петербурге, разучивает произведения классиков, немного сочиняет, например пишет концерт для флейты, скрипки и виолончели по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Юный Александр Бородин — композитор от Бога, однако увлекался не только музыкой. У него было немало интересов, он любил лепить, рисовать, но самой большой его страстью уже с детства была химия.

Тяга к науке

Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни – с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети, Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить опыты. На этаже, где была детская, все время что-то шипело, дымилось, иногда взрывалось. Все боялись, что баловник сожжет дом. А чтобы домашние отстали от него, Саша делал к праздникам фейерверки. К 13 годам ребенок обзавелся своей домашней лабораторией и мучил близких вонью реактивов. Волшебные превращения растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал готовиться к поступлению в вуз.

Он с успехом выдержал экзамены, и будущий композитор Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, которая стала вторым домом для него. Всю свою последующую жизнь он был так или иначе связан с ней. Встреча с профессором Зининым стала судьбоносной для Александра, в каком-то смысле он нашел в нем отца. Он вдохновил студента на занятия наукой и помог ему постичь все тайны химии. В 1856 году Бородин блестяще окончил академию и был распределен в военно-сухопутный госпиталь. Работая врачом, он пишет диссертацию и в 1858 году получает степень доктора медицины. Но все это время не оставляет занятий химией и музыкой

Заграничный опыт

В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов – весь цвет современного русского естествознания. В этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами — Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.

Читайте также  Большой мучной хрущак

Химия как дело жизни

Вся биография Бородина, композитора по призванию, тесно связана с наукой. Вернувшись из-за границы, он успешно сдает отчет о проведенных исследованиях и получает адъюнкт-профессора в своей альма-матер. Материальное положение Бородина было не блестящим, денег не хватало, оклад преподавателя едва покрывал его насущные потребности. Он продолжал преподавать в академии до конца жизни, а также подрабатывать переводами. Также он активно занимается научными исследованиями.

В 1864 году он получает звание ординарного профессора,

через 10 лет становится руководителем научной лаборатории по химии.

В 1868 году Бородин вместе со своим учителем Зининым становится учредителем Русского химического общества.

в 1883 году его избирают почетным членом Русского общества врачей.

За свою научную жизнь Бородин опубликовал около 40 исследовательских работ, совершил несколько открытий, в частности реакцию брома, названную его именем, заложил основания современной теории пластмасс.

Путь в музыке

Еще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор, создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве виолончелиста. Он продолжает заниматься музыкой и во время заграничной стажировки. А вернувшись в Россию, вливается в круг интеллигенции, увлекающейся музыкой. В доме соратника Боткина он знакомится с Балакиревым, который вместе со Стасовым оказал влияние на формирование его эстетического мировоззрения. Он вводит Бородина в группу, возглавляемую Мусоргским, которая с приходом композитора приобрела завершенную форму и позднее стала именоваться «Могучей кучкой». Композитор Бородин стал последовательным продолжателем традиций русской национальной школы, М. Глинки.

Оперное творчество

За свою творческую жизнь, которая всегда шла параллельно другим видам занятий, Александр Порфирьевич написал 4 крупных оперных произведения.

Оперы композитора Бородина – это плод его многолетней работы.

«Богатырей» он написал в 1868 году.

Позже в коллективном содружестве с другими авторами появляется «Млада».

В течение 18 лет он работал над самым грандиозным своим творением – оперой «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», которую так и не смог завершить, и после его смерти из набросков произведение было собрано его друзьями.

Опера «Царская невеста» также не была завершена, и по сути это всего лишь наброски.

Камерная музыка

Музыка композитора Бородина преимущественно представлена камерными произведениями, он пишет сонаты, концерты и квартеты. Он считается наряду с Чайковским основоположником русского квартета. Его музыку отличает сочетание лиричности и эпичности, он тяготеет к размаху, активно использует традиционные мотивы русской музыки, но также тонко вписывается в западноевропейскую музыку, его считают прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит несколькими своими творения. Его Первая симфония Es-dur, написанная в 1866 году потрясла современников своей мощью, оригинальностью и яркостью, она принесла композитору европейскую славу. Все три законченных симфонии Бородина являются жемчужинами русской музыки. Оперы композитора Бородина «Князь Игорь» и «Царская невеста» имеют мировую известность. В них он воплощает все лучшее, что есть в русской песне, создает широкие картины эпичной истории России.

Творчество композитора Бородина немногочисленно, но каждое произведение – настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.

Общественная деятельность

Имя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.

Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке.

Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно.

Также он успевает руководить студенческим хором,

редактирует научно-популярный журнал «Знание».

Частная жизнь

Композитор Бородин прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.

Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.

Бородин А.П.

Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября (12 ноября) 1833 — 15 (27) февраля 1887) — русский композитор и учёный-химик.

Содержание

Биография

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) (1772–1840) из рода князей Имеретинских и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться мздоимством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.

В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

В 1859–1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей — в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

С 1863 года — профессор кафедры химии Лесной академии.

С 1864 года — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — академик Медико-хирургической академии.

А. П. Бородин — ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал ​писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 Бородин познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А.П.Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

Читайте также  Земельные ресурсы и охрана земель от загрязнения

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, яркими образцами которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, а так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой А. П. Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из основных организаторов Женских врачебных курсов, на которых преподавал в с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания российской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850–1856 — доходный дом, Бочарная улица, 49;
  • 1863 — 15.02.1887 года — здание Естественно-исторического института медико-хирургической академии, Арсенальная набережная, 1.

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 54 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в СолигаличеКостромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Бородин Александр Порфирьевич

Русский композитор. Химик-органик. Доктор медицины. Общественный деятель. Участник «Могучей кучки». Считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Наиболее значительное произведение композитора: опера «Князь Игорь».

Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербург. Отцом мальчика являлся грузинский князь Лука Гедианов, а матерью Евдокия Антонова. Они никогда не были женаты и при рождении записан сыном крепостного слуги князя, Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До семи лет являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Альберта Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе ребенка представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность. В возрасте десяти лет стал интересоваться химией. Окончил Медико-хирургическую академию Петербурга. Химия, наряду с музыкой стала делом его жизни. Бородин подготовил, провел и напечатал двадцать одно химическое исследование.

По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.

В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении двух лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».

Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу. На родину Александр вернулся в начале 1863 года, сдав отчет о проделанной научной работе и заняв должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где продолжал заниматься научными исследованиями.

В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования. В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Александр Порфирьевич считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

В Петербурге молодой ученый познакомился с музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.

Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.

Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Наиболее значительным его произведением по праву признается опера «Князь Игорь», являющаяся образцом героического эпоса в музыке. Композитор работал над ней 18 лет и не успел завершить. Она закончена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым уже после смерти автора.

Александр Порфирьевич Бородин скончался 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге от сердечного приступа на праздновании широкой масленицы. Похоронен великий композитор на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре северной столицы.

Музыкальные сочинения

Оперы

Князь Игорь (закончена и отредактирована Н. А Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1869-1887)

Млада (IV действие; остальные написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским, 1872)

Для оркестра

Симфония № 1 Es-dur (1865)

Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)

«В Средней Азии». Симфоническая картина (1880)

Для камерного инструментального ансамбля

Трио на тему русской песни «Чем тебя я огорчила» для двух скрипок и виолончели (g-moll, 1854-1855)

Струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)

Фортепианное трио (D-dur, до 1862)

Струнный квинтет (f-moll, до 1862)

Соната для виолончели и фортепиано (h-moll, 1860—1861)

Секстет (d-moll) для 2-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей (1860—1861)

Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (c-moll, 1862)

Струнный квартет № 1 (A-dur, 1879)

Струнный квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели (D-dur, 1881)

Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Для фортепиано

в две руки

Патетическое адажио (As-dur, 1849)

Маленькая сюита (1885)

Скерцо (As-dur, 1885)

в три руки

Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова; 1878)

в четыре руки

Полька «Helene» (d-moll, 1843)

Скерцо (E-dur, 1861)

Тарантелла (D-dur, 1862)

Романсы и песни для голоса и фортепиано

Разлюбила красна девица (слова неизвестного автора, 1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано

Слушайте, подруженьки, песенку мою (слова неизвестного автора,1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано

Читайте также  Гигиена спортивной одежды и обуви

Что ты рано, зоренька (запись русской народной песни,1850-е годы)

Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне; 1854-1855), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано

Отравой полны мои песни (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1868)

Из слез моих (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1871)

У людей-то в дому (Н. А. Некрасов; 1881), в сопровождении оркестра или фортепиано

Для берегов отчизны дальней (А. С. Пушкин; 1881)

Спесь (слова А. К. Толстой; 1884-1885)

Чудный сад (Septain; слова бельгийского поэта С. С.;1885), для голоса и фортепиано

Морская царевна (А. Бородин; 1868)

Спящая княжна (А. Бородин; 1867), для голоса с фортепиано. Оркестровка Н. А. Римского-Корсакова

Фальшивая нота. Романс (А. Бородин; 1868)

Песня тёмного леса (А. Бородин; 1868)

Море. Баллада для тенора и фортепиано (А. Бородин; 1870). Оркестровка Н. А. Римского-Корскова

Арабская мелодия (А. Бородин; 1881)

Для вокального ансамбля

Серенада четырёх кавалеров одной даме = Serenade de quatre galants a une dame (А. Бородин; 1868-1872), партитура, для мужского вокального квартета без сопровождения

Неоконченные и утраченные сочинения

Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачено)

Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)

Неоконченное струнное трио: Для 2-х скрипок и виолончели

Александр Бородин

12 ноября (31 октября) 1833 года родился Александр Бородин, композитор, химик и медик, участник «Могучей кучки», родоначальник русской эпической симфонии.

Личное дело

Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) родился в Санкт-Петербурге от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Гедианова (Гедеванишвили) и 25-летней солдатской дочери Авдотьи Антоновой. При рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина, став автоматически крепостным. Незадолго до смерти, в 1840 году, князь подписал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и его матери, которую выдал замуж за военного врача Клейнеке. Незаконнорожденного мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения Бородин не мог поступить в гимназию и проходил обучение на дому.

В девятилетнем возрасте написал свое первое музыкальное произведение, посвятив его своей тогдашней любви — девушке по имени Елена. «Саше приходилось, танцуя с нею, обнимать ее колени, дальше роста его не хватало. Но как ревновал он ее, когда она танцевала с другими! В честь ее он тогда же сочинил польку Helene», — вспоминала впоследствии его жена, пианистка Екатерина Бородина (Протопопова). В 14 лет Бородин создал первое серьезное музыкальное произведение — концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847, утрачен). Уже через два года в петербургских газетах писали: «Особенного внимания заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина… Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу». Сам Бородин при этом больше тяготел к химии: его комната была уставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для опытов.

Мать при помощи взятки записала сына в купечество, что позволило ему закончить гимназию и продолжить образование в университете. Летом 1850 года Бородин сдал на отлично выпускные экзамены, а в сентябре семнадцатилетний «купец» поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в 1856 году. Параллельно с медициной продолжал заниматься химией. Его учителем был Николай Зинин — академик, первый президент Русского физико-химического общества. Зинин публично заявлял, что видит в Бородине своего преемника.

После окончания медакадемии в марте 1857 года был назначен ординатором военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с офицером Модестом Мусоргским, находившимся там на лечении. В 1858 году получил степень доктора медицины.

Для научного усовершенствования молодой ученый был направлен в Европу. В 1859—1862 годах побывал в Германии, Франции, Италии. В немецком Гейдельберге познакомился и подружился с Дмитрием Менделеевым. К тому времени Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес и ансамблей, некоторые из его произведений были даже изданы. В Германии Бородин сочинил фортепьянное трио, струнный секстет, струнный квинтет, которые охотно исполнялись на музыкальных вечерах. При этом к музыкальным занятиям он относился как к увлечению, ставя во главе угла науку. Помимо Менделеева в Гейдельберге он познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Протопоповой. Когда ей из-за астмы понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал ее уже в качестве жениха. В 1862 году они вернулись в Россию: невеста на первое время осталась у родителей в Москве, Бородин же поехал в Петербург, где был принят на кафедру химии в Медико-хирургической академии. В том же году свел знакомство с композитором Милием Балакиревым и вошел в его кружок, получивший впоследствии название «Могучая кучка». Помимо Балакирева в кружок входили Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский. После общения с этими музыкантами «Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально — вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку», — вспоминала его жена. Балакирев внушил Бородину мысль о необходимости написания симфонии. Работа над этим произведением шла урывками и продолжалась около пяти лет. В 1869 году Первая симфония была исполнена под управлением Балакирева.

С 1863 года Бородин — профессор на кафедре химии в Лесной академии, в 1868 году он — один из учредителей Русского химического общества. В 1874 году назначен руководителем химической лаборатории, в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии.

На протяжении 1887 года неоднократно жаловался на боли в сердце. В феврале, во время масленицы, Бородин, отправившись к друзьям в гости, внезапно почувствовал себя плохо и скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 53 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

Чем знаменит

Бородин-музыкант в своих произведениях рассказывает о величии русского народа, патриотизме и свободолюбии. Его сочинения совмещают в себе эпическую широту и мужественность. Его главным произведением считается опера «Князь Игорь» — национальный героический эпос, над которым он работал в течение 18 лет, так и не завершив произведение. Уже после его смерти оперу дописали и сделали оркестровку Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Она была поставлена в 1890 году в Мариинском театре, имела большой успех и была признана одним из шедевров российского оперного искусства.

Бородин-ученый написал более 40 работ по химии. Среди прочего он изобрел новый способ получения бромзамещенных жирных кислот, впервые в истории получил фтористый бензоил, одновременно с сочинением своей первой симфонии он разрабатывал пути исследования уплотненных альдегидов, нашел метод определения азота в органических соединениях и сконструировал прибор, измеряющий количество азота.

О чем надо знать

Бородин активно выступал за создание и развитие возможностей получения женщинами высшего образования. Был одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов.

В период после убийства императора Александра II использовал свой авторитет для защиты студентов от политических преследований властей.

Прямая речь:

«Работать на музыкальном поприще мне почти не приходится. Если и есть иногда физический досуг, то недостает нравственного досуга — спокойствия, необходимого для того, чтобы настроиться музыкально. Голова не тем занята.

Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего «дельного» делать не могу, голова трещит, глаза слезят, через каждые две минуты приходится лазить в карман за платком — я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы. Написал большой марш «Половецкий», выходную арию Ярославны, «Плач Ярославны», женский хорик в половецком лагере, кое-что для танцев (восточных, так как половцы все-таки восточный народ). У меня накопилось немало материалов и даже готовых нумеров, оконченных и закругленных (например, хоры, ария Кончаковны и проч.). Но когда мне удастся все это завершить. » — Из письма исполнительнице и пианистке Любови Кармалиной в апреле 1875 года.

«Бородин сочинил в количественном отношении немного, гораздо менее прочих своих товарищей, но произведения его, почти все без исключения, носят печать полного развития и глубокого совершенства. Слабых между ними нет. Слабее других оказываются разве только его сочинения для камерной музыки, струнные квартеты, но и здесь некоторые отдельные части являются произведениями крупного таланта. Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой. Комический и декламационный элемент, юмор столько же свойственны таланту Бородина, как Даргомыжскому и Мусоргскому». — В. В. Стасов «Александр Порфирьевич Бородин».

4 факта об Александре Бородине

  • В сентябре 1860 года вместе с Зининым и Менделеевым участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ, на котором были даны были определения понятиям «атом» и «молекула», а также признаны так называемые. «новые» атомные массы, установленные французским химиком Жераром.
  • Бородин часто выезжал на международные научные конгрессы и подолгу работал за границей, где его хорошо знали. Его статьи печатались в итальянских, немецких и французских научных журналах. Позднее, когда он выезжал за рубеж уже как музыкант, его принимали за другого Бородина, не предполагая, что химик и композитор — одно и то же лицо.
  • Супруга Бородина Екатерина Сергеевна из-за астмы плохо переносила климат Петербурга, и осенью обычно уезжала в Москву к родственникам. Возвращаясь к мужу она только зимой, когда стояла сухая морозная погода. Во время астматических приступов муж был для нее и врачом, и сиделкой.
  • Хотя большую часть своей жизни Бородин посвятил науке, наиболее широкую мировую известность он получил как композитор. Его произведения имели большое значение для международного признания русской культуры.

Материалы об Александре Бородине:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: