Борьба с преступностью на современном этапе (актуальные вопросы) - OXFORDST.RU

Борьба с преступностью на современном этапе (актуальные вопросы)

Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Российской Федерации

Актуальность проблемы борьбы с преступностью в Российской Федерации, данные статистики раскрываемости преступлений по Москве и России в целом. Принимаемые меры по борьбе с коррупцией. Влияние мирового кризиса на уровень преступности в различных странах.

Рубрика Государство и право
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 09.12.2011
Размер файла 16,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственный Университет — Высшая школа экономики

по дисциплине «Теория государства и права»

« Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Российской Федерации«

Проблема борьбы с преступностью в РФ всегда и была актуальна. Сегодня, на мой взгляд, уровень преступности в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург заметно снизился. По данным исследований, общий уровень преступности в Москве в четыре раза ниже, чем в Приморском крае и в пять раз ниже, чем в Нижегородской области. Таким образом, можно сделать вывод, что основные меры по борьбе с преступностью должны быть направлены на наиболее проблемные регионы. Как известно, борьбу с преступностью осуществляют законодательная, судебная и исполнительная власть. На мой взгляд, основная проблема кроется в осуществлении своих обязанностей законодательной и исполнительной властью. А именно это проблема коррупции этих органов, которая особо остро стоит в отдаленных регионах РФ. По данным уголовной статистика следственные органы СКП в российских субъектах рассмотрели 12,316 тысячи сообщений о коррупционных преступлениях, и было возбуждено 4,155 тысячи таких уголовных дел. “В числе выявленных в прошлом году предполагаемых коррупционеров — 13 работников прокуратуры, восемь сотрудников судебного корпуса России, 27 — органов наркоконтроля, 100 — таможенных органов и почти 1,5 тысячи — ОВД” Уровень коррупции в РФ остается высоким — СКП // Лента новостей “РИА Новости” : ежедн. интернет-изд. URL: http://www.rian.ru/incidents/20090423/169029217.html (дата обращения: 10.05.2010). . На основании этих данных я предполагаю, что проблема коррупции является основным препятствием, мешающим осуществлению исполнительным, законодальным и судебным органам своих функций. По рейтингу Transparency Int состояния коррупции в мире, Россия занимает 143 место из 180 (считая, что 180 это самая коррумпированная).

В последнее время ведутся активные меры по борьбе с коррупцией. Проблема эта не нова, однако активные действия начались относительно недавно. Президентом был подписан план по противодействию коррупции, 19 мая был подписан указ о создании совета по противодействию коррупции при президенте РФ. Говорить о результат пока рано.

Для решении проблемы, на мой взгляд, не обходимо перенять опыт других стран, с низким показателем коррупции и, сопоставив с сегодняшними реалиями РФ, внедрить его в наш антикоррупционный план. Взять к примеру Сингапур. Там, начиная с 1965 года велись активные меры по борьбе с коррупцией, такие как: регламентация действий чиновников, упрощении бюрократических процедур. Центральным звеном стало автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Так же было ужесточено законодательство и повышена независимость судебной системы.

Во многом, высокий уровень преступности связан с экономический проблемой. Ведь, не случайно, большую часть всех преступлений в РФ составляют кражи. И, в данном контексте, стоит говорить о улучшении экономического положения страны. Особенно, об улучшении экономического состояния регионов. Сейчас экономические затруднения России особенно остро касаются вопросов борьбы с преступностью. Улучшение уровня жизни граждан РФ непосредственным образом отражается на количестве преступлений.

Сейчас, Россия ориентируется на тесное взаимодействия с Европой. Ставится курс на модернизацию, а так же интеграцию в мировое сообщество. На мой взгляд, России необходимо уменьшить издержки на ведение бизнеса на территории страны. Многие российские предприятия не способны вынести высокий уровень издержек, установившихся на данный момент. Этим и вызвано бегство капиталов, финансовых средств и людей с территории России. преступность борьба коррупция

Как я уже сказал, мировой кризис продолжает непосредственно влиять на уровень преступности (как в нашей, так и в других странах), а так же на характер преступлений. На мой взгляд, необходимы реформы на всех уровнях власти, способствующие быстрому реагированию на экономические изменения в стране.

Другая проблема, тесно связанная с уровнем преступности в стране называется “кризис морали”. Причин данного кризиса масса. Оправдание незаконных средств получения материальных ценностей в СМИ. Потеря уважения (по сравнению с советским обществом) к гос. структурам и должностным лицам, недобросовестные предприниматели и коммерческие организации — вот лишь небольшой список причин упадка морали в стране. В качестве контр. мер можно выделить стабилизацию экономического, политического, государственного и духовного состояния общества.

Рассматривая проблему “кризиса морали” более подробно необходимо обратить внимание на взаимодействие морали и права. “Право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений”. Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. — М.: Юрид.лит.,1982. — с.91. Таким образом, мы видим что право и мораль могут влиять друг на друга.

Однако, какие действия необходимо принимать государству для преодоления “кризиса морали”. Для ответа на данный вопрос обратимся к данным социологического опроса. 66% опрошенных полагают, что без вмешательства государства невозможно улучшение морали в стране. В список учреждений, способствующим улучшению морально нравственной ситуации в стране вошли детские сады, школы, ПТУ, вузы, учреждения культуры и досуга. Среди государственных организаций и институтов в качестве главного защитника общественной морали россияне видят Министерство культуры. Немалая роль отводится и местным властям, хотя каждый десятый полагает, что защита морали не их дело. Несколько меньше россияне рассчитывают на парламент, МВД, в задачи президента этот вопрос включают 79% опрошенных. Выяснилось, что партии так же не способствуют преодолению “кризиса морали” — большинство опрошенных полагают, что партии вообще не занимаются вопросами морали (32%).

Я уверен, что работы по вышеперечисленным аспектам помогут снижению уровня преступности в регионах, где особенно остро стоят проблемы с учебными учреждениями.

Проблема морали актуальна так же и для органов исполнительной и законодательной власти. В сущности, мне кажется, что проблема коррупции этих органов, превышение должностных полномочий и т.д. — все это результаты “кризиса морали”. И, соответственно, искоренять эту проблему следует во всех сферах жизнедеятельности общества. В первую очередь необходимо решить проблему на уровне высших органов власти, тем самым давая пример молодому поколению. Воспитание уважения к гос. органам власти является, на мой взгляд, первостепенной задачей.

Возможно, проблема кроется в том, что мы, незаметно для себя, перенимаем культурные ценности Америки и Европы. Примером может служить телеканал 2х2. Советские мультфильмы все реже появляются на экранах. Данная проблема мало освещена в СМИ, так как выгоднее поддерживать интерес к тому, что люди хотят смотреть. Однако, факт остается фактом, многие культурные ценности, важные даже для моего поколения, утрачиваются и на это нельзя закрывать глаза. Необходимо привлекать внимание к данным проблемам посредством тех же СМИ. Возможно даже использую принудительную силу государства, издавая указы и составляя планы, по преодолению данной проблемы.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что проблема борьбы с преступностью включает большое количество аспектов, часть из которых я попытался охарактеризовать, дать оценку по сегодняшнему их состоянию в стране и изложить свое мнение по данному аспекту. Все эти аспекты тесно связанны между собой, что предполагает работу не по отдельно взятой проблеме, а масштабные действия во всех направлениях. Только радикальными мерами возможна быстрая и эффективная борьба с преступностью.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Национальное и международное законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере борьбы с организованной преступностью. Сотрудничество Российской Федерации с ООН, государствами-членами СНГ, с Интерполом в борьбе с организованной преступностью.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 02.12.2015

Суть трансграничной преступности, ее транснациональность, организованность, латентность и устойчивость. Взаимодействие органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и международных субъектов в сфере борьбы с трансграничной преступностью.

курсовая работа [70,7 K], добавлен 07.06.2012

Понятие и содержание борьбы с преступностью. Понятие, предмет и виды криминологического прогнозирования. Понятие, значение и система предупреждения преступности. Показатели и группы преступлений, закономерности, определяющие их природу и предпосылки.

дипломная работа [101,3 K], добавлен 05.04.2014

Понятие, признаки и цели трансграничной и организованной преступности. Понятие международного сотрудничества в сфере борьбы с трансграничной преступностью, ее права и основы. Отечественная нормативно-правовая база по борьбе с трансграничной преступностью.

курсовая работа [39,5 K], добавлен 07.06.2012

Формы и способы сотрудничества государств в сфере борьбы с транснациональной преступностью. Деятельность Международной организации уголовной полиции (Интерпола). Роль Национального центрального бюро Российской Федерации в борьбе с преступностью.

дипломная работа [143,2 K], добавлен 12.12.2015

Понятие организованной преступности. Формы проявления организованной преступности. Срастание организованной преступности с коммерческими и государственными структурами. Проблема реализации уголовно-правовых мер борьбы с организованной преступностью.

дипломная работа [114,5 K], добавлен 03.04.2014

Понятие и задачи уголовного закона. Этапы создания и развития уголовного законодательства. Современное уголовное законодательство как правовая основа борьбы с преступностью. Основные направления совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 27.02.2013

Статья Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Российской Федерации. Автор: Рахметова Диана Исатаевна

Автор: Рахметова Диана Исатаевна
Борьба с преступностью – одна из проблем, которая беспокоит человечество более века. В настоящее время в мире совершается более ста миллионов преступлений, из которых в России более 3-х миллионов, а по экспертным оценкам все 15 миллионов преступлений. На фоне данной статистики эксперты и ученые в данной сфере (криминалисты и криминологи) продолжают разрабатывать эффективные методы борьбы с нарастающим уровнем преступности.

Читайте также  Методика применения газовых ванн

Автор: Рахметова Диана Исатаевна

Борьба с преступностью – о дна из проблем, которая беспокоит человечество более века. В настоящее время в ми ре совершается более ста миллионов преступлений, из которых в России более 3-х миллионов, а по экспертным оценкам все 15 миллионов преступлений. 1 На фоне данной статистики эксперты и ученые в данной сфере (криминалисты и криминологи) продолжают разрабатывать эффективные методы борьбы с нарастающим уровнем преступности.

Таким образом целью моей статьи является изучение проблем нарастающего уровня преступности в Российской Федерации, а также методов борьбы с ней.

Задачи данной статьи:

— О боснование актуальности выбранной темы;

— О пределение проблем высокого уровня преступности в Российской Федерации ;

— Изучение методов борьбы с преступностью и их действие в пределах Российской Федерации ;

Объектом исследования статьи является преступность ; предметом исследования статьи проблемы высокого уровня преступность в Российской Федерации и актуальные методы борьбы с ней .

Преступность в Российской Федерации традиционно занимает положение наиболее распространенного и од новременно наиболее изучаемого феномена, так как является социально-острой проблемой, волнующей все слои населения, в этом и заключается актуальность данной темы. С каждым годом преступность растет и появляются новые способы совершения преступлений в различных сферах общественной жизни, в связи с этим требуется разработка новых и актуальных методов борьбы с преступностью. В существующей системе уголовно-правовой борьбы с преступлениями важное место занимает оперативно-розыскная деятельность (ОРД) и процесс доказывания по уголовным делам. У этих двух разных видов деятельности есть общие черты: о ба стремятся к быстрому и полному раскрытию преступлений. Снижение преступности возможно при объективном расследовании каждого совершенного преступления и справедливом наказании виновных. 2 Справедливость и неотвратимость наказания виновных в преступлении способствуют снижению преступности. Непроверенные, а также плохо исследованные преступления способствуют совершению новых и зачастую более опасных преступлений.

Само по себе преступление является носителем таких интересов и ценностей, которые проявляются в полном противоречии с интересами, охраняемыми законом. Целью в данном случае является, прежде всего, предотвращение массового нарушения уголовного закона путем воздействия на процессы установления и причинности преступлен ия, а в случае его нарушения – п рименение к виновным мер государственного принуждения с целью добиться отказа от преступного поведения. Здесь не допускаются никакие компромиссы ни со стороны государства, ни со стороны общества. Другими словами, борьба с преступностью – это активное столкновение общества с преступностью для обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, осуществляемое в форме целенаправленной наступательной деятельности на причины, условия преступности и ее саму. 3

Организованная преступность в России представляет серьезную угрозу для государства с реальной опасностью трансформации демократического государства в преступное. В отличие от организованной преступности в высокоразвитых зарубежных странах, где разумная уголовная политика, здоровые рыночные отношения не позволили преступному бизнесу проникнуть в легальные секторы экономики . Такая общественно опасная деятельность не затрагивает основы государства, не искажает основные социально-экономические, политические и моральные принципы государственного управления.

Хотелось бы отметить , что общество, каким бы гуманным и снисходительным оно ни было, не может позволить преступному поведению существовать. Он всегда будет снимать и применять к виновным различные меры государственного принуждения. В противном случае это повлечет за собой наказания десятками тысяч жизней, здоровья, чести, достоинства, спокойствия, собственности его членов. И граждане не потерпят правительства, которое отказывает им в праве не быть жертвой преступления. Преступность и политика всегда были тесно связаны.

Исходя из вышесказанного, следует интерпретировать именно борьбу с преступностью и все ее масштабы. Ведь неотъемлемой частью борьбы с преступностью является упорядоченный и максимально точный концептуальный аппарат и его теоретическое осмысление.

Предполагается, что доминирующими тенденциями преступности за последнее время являются: ее интенсивный рост, опережающий по темпам рост населения; расширение сфер преступной деятельности; увеличение качества её организации.

Сфера властных политических отношений имеет определенное и постоянно растущее значение для преступного мира. Сегодня это сфера интересов крупнейших преступных формирований и в первую очередь их лидеров, стремящихся создать собственное лобби в парламенте, занять важные посты, дающие широкий спектр полномочий, дополнительные возможности для формирования нелегального капитала или инвестирования незаконно полученных доходов.

Учитывая все это, я считаю, что государству необходимо :

1. продолжать сотрудничать с другими государствами для решения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера ;

2. поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека;

3. укреплять международное сотрудничество для предотвращения перевода доходов от незаконной деятельности через национальные границы преступными организациями, которые используют недостатки международного сотрудничества, чтобы избежать обнаружения ;

5. разрабатывать программы технического сотрудничества, направленные на укрепление демократических институтов, верховенства закона и национальной инфраструктуры, чтобы гарантировать права человека ;

6. р азработать стратегию предупреждения преступности и уголовного правосудия, учитывающую региональные политические, экономические, соци альные и культурные потребности ;

8. расширять международное сотрудничество в целях борьбы с пагубным влиянием транснациональной преступности, особенно организованной преступности, включая незаконный оборот наркотиков, экономическую преступность, коррупцию, незаконный перевод денежных средств, экологические преступления и преступления против культурной собственности ;

Бодренков В.А., Зникин В.К., К началу дискуссии о содержании криминальной безопа сности общества (государства) и роли ОРД в ее обеспечении / В.А. Бодренков, В.К. Зникин // Оперативни к (сыщик). 2008. № 2(15). С. 19- 20.

Азарова Ирина Владимировна Предупреждение и Актуальные проблемы борьбы с преступностью // Общество и право. 2012. №4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-i-aktualnye-problemy-borby-s-prestupnostyu (дата обращения: 27.05.2021).

Цыплакова О.Г. Организованная преступность в России: факторы развития и меры контроля / О.Г. Цыплакова // Организованная преступность в России: философский и социально-политический аспекты. М.: Криминологическая ассоциация, 2010. С. 115.

Профилактика преступности в России, основные проблемы и перспективные методы борьбы с ней

Тихов Владислав Валерьевич – полковник внутренней службы, начальник кафедры Физической и тактико-специальной подготовки Самарского юридического института.

Филиппова Нина Ивановна – курсант Юридического факультета Самарского юридического института.

Аннотация: В соответствии общепринятому определению, преступность это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени. Преступность является одним из самых негативных явлений в обществе на всем этапе его развития, она эволюционирует совместно с обществом, принимая все новые и новые методы и способы достижения своих корыстных целей.

Ключевые слова: Преступность, преступление, предупреждение преступности, предупредительная деятельность, состояние преступности.

Во все времена существовали разные способы борьбы с ней, как со стороны общества, так и со стороны государства. Преступность как исторически изменчивое явление характеризуется тем, что ее возникновение связано с разделением общества на классы, появлением частной собственности и образованием государственной власти. [1]

Платон, в своих сочинениях рассматривая причины и условия преступности, говорил о заблуждении, неведении, гневе, стремлению к наслаждению, ревности. В ранних трудах, Платон указывал на то, что наказание, есть благо для преступника, так как оно, способствует восстановлению гармонии в его душе, так же, он призывал учитывать человеческое несовершенство, и не распространять наказания на родственников преступника.

Аристотель так же изучал этот вопрос. Во-первых, он подчеркивал равенство всех граждан перед законом, во-вторых, особое внимание уделял предупреждению преступности, так как, полагал, что человек воздерживается от совершения преступления не из-за высоких побуждений, а из за страха наказания, за его деяния. Важным фактором высокой преступности для Аристотеля была нестабильность в государстве, так как именно в это время, существенно выше шанс избежать наказания. [2]

Подход к преступности как социально-негативному явлению, предполагает определённую стратегию противодействия ей, главным направлением которой, является искоренение причин и условий её порождающих. [3] Предупреждение преступлений является многоуровневой системой государственных и общественных мер, направленных на ликвидацию, ослабление или нейтрализацию основных детерминантов преступности. Разработка и внедрение данных мер, является основной задачей криминологического исследования, а так же показатель её эффективности. Существует ряд объективных проблем, которые сопровождают предупредительную деятельность. Такими проблемами являются:

  1. Экономический кризис;
  2. Политический кризис;
  3. Низкое правовое сознание населения;
  4. Авторитет сотрудников правоохранительных органов;
  5. Несовершенство уголовно-исполнительной политики государства.

Что касается экономических и политических показателей, согласно статистике рост экономических и иных видов преступлений, приходит совместно с ухудшением экономики страны, так преступность с 2014 года по 2016 год, преступность на Украине (не учитывая территорию Донецкой и Луганских областей) увеличилась на 20%.

Современная преступность в России имеет двойную детерминацию, обусловленную бедностью и богатством. Неравенство населения по данному признаку постоянно увеличивается, в России за период с 1992 по 2016 год он увеличился в два раза. Относительно богатства, криминалистический интерес касается не в стремлении к нему, а к способам его достижения.

Таким группам лиц, свойственны преступления связанные с коррупционными составляющими, незаконным приобретением собственности, скрыванию реальных доходов и т.д. Напротив ситуация состоит с бедностью, согласно официальных данных 18% населения России находится за чертой бедности.

Для остановки криминогенных факторов, а именно наиболее опасных из них, такие как, коррупция и организованная преступность, необходимо принять определенный ряд не затратных для государства законов:

  1. Восстановить дополнительный вид наказания – конфискацию имущества, данная тема неоднократно обсуждалась в научной литературе.
  2. Так же, М.Г Миненок предлагает расширить понятие субъекта преступления в российском уголовном праве включением в него юридических лиц. [4]

Для эффективного предупреждения преступности, необходимо совершенствовать её основополагающие методы, такие как общесоциальные и специальные. С развитием новых технологий появляются все новые и новые способы совершения преступлений относительно компьютерной и информационной безопасности, прежде всего, необходимо повышать степень защиты электронной информации. Достаточно значимую проблему составляет и экономическое состояние населения, как было сказано выше, большая часть населения России находится за чертой бедности, что создает почву для совершения преступлений, следовательно, необходимо повышать уровень жизни населения, и улучшать экономическое состояния государства.

Читайте также  Деловой этикет стран Латинской Америки

Таким образом, проблема предупреждения преступности, а так же методов и способов борьбы с ней, остаётся быть актуальной, несмотря на достаточный прогресс в данной деятельности, необходимо совершенствовать, как действующие методы и способы борьбы с ней, так и принимать новые.

Актуальные проблемы предупреждения преступности в РФ

Содержание предупредительной деятельности, ее виды, и этапы

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия.

В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

В юридической литературе часто говорится о системе предупреждения преступности. Однако реальное состояние предупредительного «хозяйства» в современной России таково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система (существовавшая- в советское время) практически разрушена, а новой (соответствующей реалиям переходного периода) еще не создано. И в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему со слабыми, даже очень слабыми взаимодействиями. Полноценная система (как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах) в данном контексте – в значительной мере дело будущего.

Вместе с тем нельзя отрицать, что предупреждение преступности – это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, ин-тегративной оценки, т. е. многого из того, что присуще системному анализу.

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т. д.).

При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно так же не ради борьбы с преступностью осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением.

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т. е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т. д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. д.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения: 1) общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общегосударственные – это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Российской Федерации), применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе – это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми и иными.

Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.

Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

Типичный пример правовых (не только по форме, но и по содержанию) мер предупреждения преступности – применение норм уголовного закона с так называемой двойной превенцией (ст. 116, 119, 218, 222, 224, 240 УК РФ).

Необходимо отметить, что перечень мер предупреждения преступности, выделенных по рассматриваемому критерию, не может иметь исчерпывающего характера – настолько сложно и многообразно оно по своему содержанию..Наряду с перечисленными можно, например, назвать предупредительные меры демографического, экологического, технического и иного характера. Известная специфика содержания мер предупреждения преступности может быть обусловлена особенностями субъектов, объектов предупредительного воздействия и другими признаками.

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений. Обычно при этом используются два признака, во-первых, время, отдаляющее лицо от момента возможного совершения преступления; во-вторых, степень «социальной испорченности личности». Формально логически такое деление возможно, но оно «размыто», отличается неопределенность указанных критериев.

Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение. Причем сразу следует оговориться, что это разграничение проводится главным образом применительно к специальному предупреждению преступности. Иногда указанные термины (особенно «предупреждение-профилактика», «предупреждение-предотвращение») употребляются как синонимы. С позиций сугубо семантических определенные основания для этого имеются. Но наличие у преступности и отдельных преступлений сложного и, как правило, длительного генезиса, многообразие форм проявления криминальной активности (в виде не только непосредственно преступного, но и так называемого допреступного поведения) и, соответственно, широкий спектр разнообразных мер предупредительного воздействия на криминогенные факторы в зависимости от их развития по времени обусловливают необходимость четкого разграничения указанных понятий. Тем более что оно уже фактически проводится – хотя не в законе, но иным путем, например, в ведомственных нормативных актах. В данном контексте профилактика – это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин, условий, других детерминант преступлений.

Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а из-за того, что оно уже выбрало объект для совершения кражи, провело на нем «разведку», начало изготавливать соответствующие технические приспособления и т. д. Очевидно, что меры по недопущению в этих случаях преступлений будут существенно различаться (по субъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические беседы работников милиции, оказание помощи в трудоустройстве, лечении от алкоголизма, то во втором – предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе.

Наконец, пресечение – это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата, и содержание мер по отвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).

Цель во всех случаях одна – не допустить совершения преступления либо его повторения.

С учетом специфики рассмотренных стадий должны решаться многие вопросы организации, стратегии и тактики предупреждения преступности: от специализации профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов, содержания и методики их обучения до выбора в каждом конкретном случае оптимальных, адекватных ситуации форм, средств, приемов предупредительного (т. е. профилактического, предотвращающего, пресекающего) воздействия.

Возможна дифференциация предупреждения преступности и по иным кроме названных основаниям, например: по признаку процессуальной урегулированности, степени радикальности, относимости к правоохранительной, контрольной и иным видам деятельности.

В заключение о роли, социальной ценности предупреждения преступности в жизни общества. Оно представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию). Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Читайте также  Виды товарных знаков

19. Причинный комплекс преступности в Российской Федерации.

20. Проблемы формирования личности преступника в криминологии.

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 280с.

Зинуров Р.Н. — д-р юрид. наук, заместитель заведующего отделом правовой экспертизы и административных органов Кабинета Министров Республики Башкортостан г. Уфа

ПРИОРИТЕТЫ КООРДИНАЦИИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Изменения структуры и состояния преступности, обусловленные социально-экономическими и общественно-политическими переменами в жизни российского общества и СНГ 1990-х годов, показали, что традиционные способы и меры воздействия на преступность в виде различных уровней программ по борьбе с преступностью явно недостаточны. Преступность, особенно ее организованные формы, совершенствуясь, быстрей и успешней приспосабливаясь к новым социально-экономическим условиям, продолжает расти.

Реализуемые правоохранительными органами программы по борьбе с преступностью, в условиях отсутствия единой государственной концепции противодействия преступности, определения ее глобальных направлений, приоритетности их финансирования, существенного влияния на снижение состояния преступности не оказали.

В начале 1990-х годов, И.И. Карпец об общесоюзной Программе борьбы с преступностью высказался как о несбыточной и иллюзорной программе.1 Хотя данная оценка представляется излишне резкой и эмоциональной, с мнением известного ученого в области теории борьбы с преступностью, нельзя не согласиться.

Если о преступности принято говорить как о многоликом социальном явлении, при этом упускается из виду, что она столь же конкретна, как и многолика. Ведь очевидно, что общее состояние преступности складывается из отдельных преступлений. Основным недостатком широковещательных и декларативных Программ по борьбе с преступностью является то, что, кроме общих призывов типа «усилить», «потребовать», «обязать», они ничего не содержат. «Общие рекомендации бесполезны, так как они общеизвестны, — считал И.И. Карпец, — ведь никто не начинает строить дом с крыши. Даже в пределах одной области проявления преступности неоднозначны и рекомендации для одних районов, не годятся для других».2

В юридической науке уже высказывалась мысль о не результативности попыток исполнительной власти воздействовать на преступность путем принятия краткосрочных программ борьбы с преступностью и других локальных мер.3

Получается, что программы по борьбе с преступностью вообще не нужны? Однако такой вывод был бы ошибочным, планы и программы борьбы с преступностью необходимы. Но они должны быть конкретны, реально выполнимы и обязательно должны учитывать материальные, финансово-экономические возможности властей. Ситуация требует воздействия на преступность в ее наиболее актуальных и опасных проявлениях. Соответственно координационная деятельность органов прокуратуры должна быть сориентирована на актуальные вопросы совместной работы правоохранительных структур по борьбе с преступностью. Наиболее актуальные направления борьбы с преступностью принято считать приоритетом координационной деятельности по борьбе с преступностью.4

Состояние преступности уже давно объективно диктует необходимость выделения участниками координационной деятельности наиболее важных направлений. В тех или иных формах в своей деятельности правоохранительные органы это уже практикуют. Так, в постановлении координационного совещания правоохранительных органов Республики Башкортостан по борьбе с преступностью от 17 февраля 1999 года отмечалось, что «важнейшим приоритетом деятельности в истекшем году оставался прокурорский надзор за исполнением законов в экономической сфере».5

По утверждению И. Бахтыбаева, приоритетные направления координационной деятельности прежде всего важны не для всех регионов, а лишь для регионов с неблагополучной криминогенной ситуацией. В Казахстане основной задачей координационных совещаний является определение основных приоритетов в работе правоохранительных органов, регионов с наиболее неблагоприятной криминогенной обстановкой.6

Таким образом, неэффективность метода «всеохватности» в борьбе с преступностью, даже при хорошо поставленной координационной работе, обуславливает выделение из всего многообразия преступлений, находящихся в поле деятельности координационного совещания, тех их форм и видов, которые требуют первоочередных мер правоохранительных органов.

Об эффективности данного метода свидетельствует то обстоятельство, что в некоторых странах он применяется не только в деятельности правоохранительных органов, но и на уровне государственной программы по борьбе с преступностью. Так, в Государственной программе по профилактике преступлений во Вьетнаме, предложено осуществление на государственном уровне 4-ех приоритетов:

— активизация участия граждан в борьбе с преступностью, обеспечение их взаимодействия с правоохранительными органами;

— мероприятия по совершенствованию правотворческой и правоприменительной практики;

— профилактика и борьба с организованной преступностью, тяжкими и транснациональными преступлениями;

— обеспечение на надлежащем уровне профилактики и борьбы с преступностью несовершеннолетних;7

В координационной работе важно иметь в виду и другое обстоятельство — ни одно преступление из категории приоритетных направлений не должно оставаться безнаказанным. В юридической науке еще в XVIII веке было отмечено, что наиболее эффективный способ предупредить преступление, заключается не в жестокости наказания, а в ее неизбежности.8 Конституционный принцип равенства всех перед законом, также свидетельствует, что принцип неотвратимости наказания распространяется на всех лиц, совершающих преступления. Однако в России установлены различные льготы и условия для привлечения к уголовной ответственности многих категорий государственных служащих, (например судья, прокурор). Тем самым нарушается принцип неотвратимости наказания. Это противоречит задачам борьбы с преступностью, особенно ее главному направлению — предупреждению преступности.

Отсюда предупреждение преступлений и обеспечение неотвратимости наказания должны являться обязательным и приоритетным направлением координационной работы.

При определении приоритетов в борьбе с преступностью надо исходить из того, что высшей ценностью в Российской Федерации, согласно ст. 2 Конституции России признаны человек, его права и свободы. В законе о прокуратуре Российской Федерации, также указано, что российская прокуратура осуществляет свою деятельность, во-первых, в целях обеспечения единства и укрепления законности, во-вторых, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому представляется, что важнейшим критерием приоритета в координационной деятельности может быть предложена необходимость защиты человеческой жизни, ее прав и свобод, (разумеется при условии наличия преступлений, посягающих на них). На практике этому критерию, как правило, отвечают не только бандитизм и особо опасные тяжкие преступления против личности, но и другие составы преступлений посягающие на человеческую жизнь.

Схожая позиция в юридической науке И.Ф. Демидовым была высказана еще в 1996 году. Так, он считал, что «борьба с преступностью должна вестись не за счет отказа от прав и свобод человека».9

Другим важнейшим и обязательным критерием, на наш взгляд, должны быть социально-экономические и другие причины распространенности некоторых видов преступлений в целом по России или некоторых ее регионах. Речь идет о стабильности условий, способствующих их совершению. К примеру, одной из важнейших причин распространенности и роста квартирных краж, является наличие в данной местности наркозависимого контингента. Распространенность убийств на бытовой почве, как правило, свидетельствует о распространенности пьянства и алкоголизма и т.д.

К следующему критерию можно отнести тенденцию роста определенных видов преступлений. На практике указанное обстоятельство свидетельствует как об изменениях социально-экономических и других условий жизни общества, так и серьезных проблемах в деятельности правоохранительных органов организационного, кадрового и материального характера, в силу которых бывает низкой результативность работы правоохранительных органов.

Степень ущерба причиняемого этими преступлениями охраняемым законом правам и интересам граждан, общества и государства, подсказывает, что меры по их пресечению и возмещению ущерба, должны быть безотлагательными в совместной деятельности правоохранительных органов.

Обобщив вышеизложенное, приоритетное направление координационной деятельности можно определить как — объективную необходимость принятия первоочередных совместных мер в сфере деятельности нескольких правоохранительных органов по безотлагательной защите жизненно-важных интересов граждан, общества и государства по наиболее распространенным и опасным преступлениям, в том числе имеющим тенденцию к росту.

Основываясь на данной дефиниции и с учетом нынешних реалий, можно выделить 6 приоритетных направлений в координационной деятельности:

1)предупреждение преступлений; 2) терроризм, бандитизм и особо тяжкие преступления против личности; 3) организованная преступность и коррупция; 4) преступления в сфере экономики; 5) наркомания и преступность несовершеннолетних; 6) профессиональная преступность; При этом необходимо иметь в виду, что предупреждение преступлений относится ко всем названным приоритетным направлениям.

Эти направления преступной деятельности могут быть объединены в группы по видовым и организационным признакам В нашем представлении они могут подразделены на следующие группы:

I Деятельность по предупреждению преступлений.

II Противодействие терроризму, бандитизму и особо тяжким преступлениям, организованным преступным группировкам, преступлениям в сфере экономики.

III Противодействие наркомании и преступности несовершеннолетних.

IV Противодействие организованной и профессиональной преступности.

В координационной деятельности не только в рамках ее приоритетности, но и в целом следует иметь в виду, что преступность всегда владеет инициативой, поэтому концептуальные основы предупреждения преступности предполагают обязательное выделение наиболее важных приоритетов борьбы с ней.

Литература и примечания

1. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М. 1992. С.418.

2. Карпец И.И. Указ. работа. С.419.

3. Формирование государственной политики борьбы с преступностью. Материалы конференции. М. 1997. С.79.

4. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Научно-методические рекомендации для прокурорских работников. М. 2001. С.26-28.

5. Информационный бюллетень прокуратуры Республики Башкортостан. 2000. №1. С.51-53.

6. Бахтыбаев И. Координация деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане // Законность. 2001. №11. С.38.

7. Нгуен Ван Чуен. Криминологические проблемы борьбы с организованной преступностью во Вьетнаме. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М. 2000. С.16-17.

8. Чезаре Беккария. О преступлениях и наказаниях. М. 1995. С.162.

9. Демидов И.Ф. Проблема прав человека в современном российском уголовном процессе (концептуальные положения) // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук в форме научного доклада. М. 1996. С.26.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: