Большая ордынская дорога - OXFORDST.RU

Большая ордынская дорога

Блог о путешествиях

Сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги

Добрый день, дорогие друзья! Я не раз упоминал о таком сайте, как «Викимапия» (Wikimapia). Это географическая онлайн-энциклопедия. Сейчас, к сожалению, популярность данного сайта упала, меньше комментариев и, как следствие, – устаревшая информация. Но до сих пор на интерактивной карте можно наткнуться на интереснейшие для себя отметки. Так, во время планирования поездки к Девятовским каменоломням, моё внимание привлёк солидный прямоугольник посреди Сыровского поля (между деревней Старосырово и садовым товариществом «Победа»). Под курсором мыши появилась подсказка: «сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги«. Да, примерно 650-метровый сохранившийся фрагмент якобы той самой дороги XIII века, по которой ездили в Золотую Орду, началом которой являлась современная Большая Ордынка в Замоскворечье!

Я понимал, что осмотр древнего пути много времени не займёт, поэтому сделал для себя заметку и отложил до какой-нибудь поездки в эти края. Но судьба распорядилась так, что надолго я отлучиться не мог, а увидеть что-нибудь новое, конечно, хотелось. А тут ещё и дискуссия разгорелась на тему появления первых дорог на Руси, монгольских вторжений… Да что уж там: на той же страничке в «Викимапии» очень характерный и похожий на многие другие комментарий (анонимный, 3 года назад): «В этой «древней дороге» и 700 метров не наберётся. Да и не верю я в весь этот бред. Сохранилась дорога, построенная 700 лет назад? Кто её строил? Татары? Они привыкли по степям в любом направлении ездить, им дорога незачем абсолютно…» В общем, короткая поездка получилась как раз в тему – повод немного поговорить о древних временах и развеять сомнения.

Что пишут историки? Самым распространённым ответом Интернета оказалась статья Николая Киселева «Большая Ордынская дорога», опубликованная во втором номере «Московского журнала» за 2007 год. Он пишет: «В домонгольской Руси главными путями сообщения служили реки и переволоки между ними. Первые дороги также шли вдоль рек. В период татаро-монгольского ига дорожная сеть быстро развивалась: этого требовали завоеватели-степняки для оперативного сбора дани и наблюдения за порядком«. В музее-заповеднике «Подолье» нам как раз рассказывали о том же: строительства дорог требовали татары для своего удобства! Продолжим: «Большая Ордынская вела из Москвы через Лопасню, Тулу на Великий переволок Волго-Донского междуречья в столицу Золотой Орды Сарай. Основная трасса в XII–XVI веках шла от Молодцев на Ростовцы через Бяконтов Мыс на Пахре, а далее – от села Зачатьевского вдоль реки Лопасни через Хатунь и Сенькин брод к городу Лопасне на южном берегу Оки и затем к Туле. Название «Ордынка» бытовало в XIII–XIV столетиях; позже, в XIV–XV веках, дорогу именовали преимущественно Серпуховской, а в XVI–XVII – Крымской. В припахринской области на 40-верстном участке от села Молодцы до села Ростовцы (ныне Молоди) местные жители в древности говорили: «Ростовецкая» (или «Ростовка»)«. На своём тысячеверстном протяжении Ордынка имела ответвления. В частности, здесь, между деревнями Молодцы и Старо Сырово (Сарово), можно было свернуть на Боровск и Калугу. Начиналась Ордынка от Красной площади. Пройдя по мосту через Москву-реку, в Замоскворечье следовала по улице Большая Ордынка, где еще в XIV веке сложились Татарская и Толмачевская слободы, население которых обслуживало златоордынских послов, воинов и купцов, прибывавших в Москву.

Вот и она, Староордынская дорога! Только кусты среди летних зарослей выдают её силуэт. Ещё четыре года назад она была более заметна: канавы и насыпи вдоль неё были различимы невооружённым глазом. А сейчас любая неровность на поле может быть простым следом от распашки! В конце лета / начале осени 2014 года мы потеряли очередной фрагмент истории. Цитирую сообщения: «Видимо, приходит конец последнему сохранившемуся отрезку этой дороги! Начинают ровнять поле, на котором сохранился последний участок этой дороги, начали почему-то именно с этой дороги. По краям этой дорожки были насыпи, теперь эти насыпи ровняют трактором!» Широкая полоса на поле по-прежнему различима, но теперь нужно специально присматриваться. Так больно читать строки Николая Киселева: «Древняя Ордынка хорошо сохранилась до наших дней на почти трехкилометровом участке, который можно видеть, следуя на юг от Староникольского через Молодцы, Старосырово и по Сыровскому полю до поселка Знамя Октября. Её твёрдое, ровное и достаточно широкое для встречного разъезда полотно, возвышающееся над прилегающими полями на метр или полтора, за 700 лет существования нисколько не оплыло и отличается завидной прочностью. Представление о столь надежном способе дорожного строительства могут дать результаты археологического исследования валов близлежащего города Перемышля на Моче (XII–XIII столетия): укладка слоя местного известкового бута на дрова, которые поджигали, нанеся сверху слой глины, и так несколько раз – своеобразная «закалка». Не исключено, что и Ордынка строилась подобным образом, ибо в разрезе мы наблюдаем четыре слоя уплотненной крупчатой субстанции серого цвета. В любом случае участок дороги XIII века в окрестностях Молодцев является уникальным историческим памятником и должен охраняться государством«.

Воспользуемся снимком из Интернета, сделанным ещё до варварского события. Справа и слева мы видим, что существовали вполне заметные валы, за ними параллельно шли канавы для отвода воды. Видим, насколько между ними была широка Большая Ордынка! Само полотно было поднято над полями на метр, валы – на полтора метра. Мне рассказывали, что насыпь по обочинам не только защищала от непогоды, но и служила извозчикам ориентиром в темноте, чтобы не уехать куда-то в сторону! Хотя иногда в распутицу даже по дороге было невозможно проехать, повозки начинали заезжать на насыпи

Вот такой она была… Хотя скептиков всё-таки бесконечно много. Гость из Москвы пишет: «Вы меня, конечно, простите, но как-то слабо верится, что в XIV веке дороги специально строились по такой трудоёмкой технологии, как описано выше. Банальный вопрос: откуда 700–750 лет назад, при микроскопической плотности населения, после многократных ордынских набегов взять столько рабочих рук? И городские валы тут не аргумент. Там цена вопроса другая совершенно – защита людей от тех же ордынцев! А дороги-то зачем? Чтобы тем же ордынцам было удобнее набеги совершать и ясак в Орду возить? Как минимум нелогично!» В ответ на это снова хочется привести слова сотрудников музея о том, что на завоеванных территориях татары требовали строительства хороших дорог, чтобы контролировать их и собирать дань.

По маршруту Большой Ордынской дороги

Часть 1. Молодцы – Никольское

По западной границе нынешней Щербинки в ХIII – ХVIII вв. проходила Большая Ордынская дорога. Установить путь ее следования в этих местах удалось священнику и историку, протоиерею Николаю Киселеву . По просьбе редакции батюшка провел нашу съемочную группу по древнему маршруту.

Протоиерей Николай Киселев по первому образованию – историк искусства, выпускник исторического факультета МГУ им. Ломоносова . В пору своего почти 20-летнего служения настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине он подробно изучил историю этого места и его окрестностей, используя данные местной археологии, гидронимики, топонимики, картографии, архивные документы и устные предания, дополнив свои наблюдения анализом историко-художественного характера. В результате, он точно вычислил маршрут пролегания Большой Ордынской дороги и древнейшие поселения на ней. Об этой находке, имеющей характер подлинного научного открытия, автор рассказывает в книге «Церковь Знамения в Захарьино», Москва , 2007 год.

– Инициатива строительства Большой Ордынской дороги, вероятнее всего, принадлежит жившему в ХIII веке московскому князю Даниилу , сыну Александра Невского . Ввиду споров за великое княжение на Руси таких городов, как Владимир, Тверь , Рязань , он предложил монголам построить дорогу, которая бы обеспечила хорошее сообщение между центральной Русью и столицей Золотой Орды. Видя в этом выгоду, монголы отпустили под строительство дороги множество пленных русских, – рассказал протоиерей Николай Киселев . – Можно сказать, что Ордынка сыграла ключевую роль в деле быстрого возвышения Москвы и превращения ее в столицу всего русского государства. Немалую роль в этом сыграли месторождения белого известкового камня – бута, расположенные на территории нынешнего Подольска и окрестностей – деревень и сел Бутово, Ерино, Дубровицы , Домодедово, Мячково. Известняк с подмосковных каменоломен использовался при строительстве дороги, а позднее – белокаменного кремля. Местность вокруг дороги сильно преобразилась, вдоль нее возникали поселения воинов и ремесленников, обслуживавших государственный тракт.

Начиналась Ордынка от Красной площади; в Замоскворечье следовала по улице Большая Ордынка. От Серпуховской заставы Ордынка вела к Данилову монастырю, далее – мимо деревни Котлы в низовье речки Котловки , миновав которую, поднималась по гребню к Верхним Котлам с Каширской развилкой; вскоре у непроходимого Чертановского леса сворачивала на запад (там теперь начинается Нахимовский проспект) и вдоль Котловки приводила в село Зюзино-Борисовское (в древности называемое Скрябиным и Скорятиным). Оттуда путь лежал водоразделом бассейнов реки Чертановки (с востока) и Раменки (с запада) в районе села Коньково-Троицкое к селу Теплый Стан. Обогнув Битцевский лес, путешественник затем сворачивал к деревне Голубино при истоке реки Битцы (Абитцы, Обицы) и попадал, следуя северным берегом Битцы, в древнее, известное по документам с XIV века, великокняжеское село Ясенево . Далее была переправа у деревни Абитцы (Старой Битцы) между селами Садки и Качалово и следовал поворот на юг, к становому селу Чермневу (Черневу). Дорога шла через деревню Щиброво, микрорайон Остафьево, деревню Староникольское (в древности – село Неверово) и по правому берегу реки до станового села Молодцы, там была речная переправа к селу Сарово (ныне Старосырово)».

На мысль о том, где именно проходила в этих местах Большая Ордынская дорога, отца Николая натолкнули названия местных деревень: Молодцы и Старосырово (Сарово).

– Уже само название Молодцы (известно также сходное Молоди, Молодечно , Молодцевские выселки или Молодцевские дворики) имело сугубо воинское содержание и означало сторожевую заставу, дружину или отряд молодых холостых воинов, во главе которого стоял наместник князя – воевода из числа бояр. Он отвечал перед князем за порядок на дороге, ее оборону и сбор дани на местах, – рассказал Николай Киселев . – Очевидно, придорожные села были устроены по единому замыслу, вероятнее всего, князя Даниила Московского . Место для села Молодцы выбрано неслучайно. Оно расположено у крестообразного пересечения русел нескольких рек, которые определяют холмистый рельеф данной местности. Путники вынуждены спускаться к переправе через реку, после чего взбираться наверх. Это облегчало контроль над дорогой со стороны гарнизона и оборону села при ведении боевых действий.

Читайте также  Налоговое консультирование как особый вид консалтинга

По мнению историка, село Молодцы было гарнизоном и присутствием местной власти. Расположенная с восточной стороны Молодцев усадьба Никольское (ныне Барыши) была, по-видимому, центром крупного земельного владения, принадлежавшего лично княжескому наместнику-становщику Молоцкому. Дорога приходила сюда со стороны села Неверово (ныне Староникольское), жители которого должны были работать на господина и кормить воинов и служилых людей села Молодцы, ставшего центром Молоцкого стана, одного из крупнейших на юге Московского княжества. Зная о том, что на Руси в названии селений нередко сохранялась память о первых владельцах, можно предположить, что Невером или Неверовым звали того боярина, приближенного к престолу московского государя, которому было поручено устройство всего Молоцкого стана, и кем был налажен порядок на этом участке Ордынской дороге.

Древний Никольский погост, который мы ныне называем Барышевским кладбищем, служил оплотом православия в данной местности. Во времена Золотой Орды здесь был выстроен храм святого Николая Чудотворца – покровителя воинов и путешественников.

– Примечательно, что святитель Николай сопровождал идущих по этой дороге на всем ее протяжении. Начало дороги благословлял резной образ святого Николая 1401 г. на Никольской башне Московского Кремля. Никольские храмы сопровождали путешествующих по Ордынке в Толмачах и Пыжах, а по выезде из Москвы – в Котлах. Далее храмы, ему посвященные, были поставлены во всех поселениях на расстоянии первого дневного конного перегона от столицы: в селах Молодцы, Васильевское и Пахра-Подол, а далее – в селе Ровки на Лопасне и в городе Перемышле на Моче. Всюду в этих храмах была запечатлена народная любовь к святителю Николаю и вера в его спасительную помощь при частых придорожных приключениях и бедах, – отметил священник.

Как показывают исследования, проведенные Николаем Киселевым, древняя дорога шла мимо деревни Староникольское, проходила между селом Молодцы и усадьбой Никольское по правому берегу реки. А в том месте, где река резко поворачивает на запад, дорога пресекала русло и шла далее на юг через деревню Старосырово (Сарово). Здесь, на мостике между деревнями Молодцы и Старосырово, мы и начали путешествие по маршруту, в древности ведшему в Золотую Орду.

Карты составлены протоиереем Николаем Киселевым.

Продолжение следует…

По дорогам времени

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в I веке до н.э. жители современной территории России устраивали под колесные и вьючные пути дороги из жердевых настилов. Такие объекты были найдены вблизи Нижнего Тагила на Урале, возле Калининграда и Нарвы на побережье Балтики. Тем не менее в Домонгольской Руси главными путями сообщения служили реки и переволоки между ними, а дороги приобрели главенствующее значение уже в период татаро-монгольского ига. Для того, чтобы поддерживать власть и своевременно собирать дань, степнякам-завоевателям, конницей наезжавшим на Русь, требовалась соответствующая инфраструктура. Впрочем, в дорожном строительстве были заинтересованы и русские князья.


Так, основатель Московского государства князь Даниил Александрович, правивший с 1261 по 1303 год, разделил удел на станы, волости и погосты – центры своей власти на местах — и постарался связать их с Москвой и между собой сетью дорог. Особо важное государственное значение среди них приобрела Большая Ордынская дорога, ведущая через Тулу к Дону, а оттуда – в столицу Золотой Орды, город Сарай на реке Ахтубе.

Представление о способе устройства дорог того времени дают изученные археологами валы близлежащего города Перемышля на Моне XII–XIII столетий. Эти насыпи послойно укреплялись рядами местного известкового бута, который клали на дрова и поджигали, сверху нанося очередной слой глины. Повторяя закалку глины и камня обжигом много-много раз, мастера достигали завидной прочности земляных сооружений. Позже дороги мостили булыжником. Сохранившаяся в окрестностях Молодцев Большая Ордынская дорога – редкий по сохранности памятник истории древнерусской техники дорожного строительства.

Первые «ямы» или станции на дорогах появились при князе Иване III – великом князе Московском и всея Руси, тогда же дороги стали государственной собственностью. К XV веку в сеть грунтовых дорог входила Северная дорога – Москва – порт Михаила Архангела. Скорость передвижения по ней составляла 200 км в сутки благодаря езде на «перекладных». Также использовалась известная еще по летописи 1395 года Великая Владимирская дорога – Москва – Владимир, путь от Москвы на запад через Волок Дамский на Смоленск. Участок этой дороги, доходивший до Сретенских ворот Москвы, — это современное шоссе Энтузиастов, расположенное между площадью Рогожская застава и МКАДом.

Позже управление дорожной сетью было возложено на ямской приказ – орган, который в XVI — начале XVIII века отвечал за «ямскую гоньбу» — регулярные почтовые и транзитные перевозки. Ямщики были «государственными служащими». Вступая в должность, они давали подписку на всю жизнь: «жить на яму с женами и с детьми и со всеми животы, и с яму не сбегать, никаким воровством не воровать, в зернию не играть, ни корчмы не держать, ни татиной, ни разбойной ухлядью не промышлять, ни татям, ни разбойникам и всяким лихим людям проезд не давать». В «Соборном уложении» 1649 года царя Алексея Михайловича была специальная глава «о мытах, о перевозках и о мостах», в которой излагались правила содержания ямских дорог.

В 1700 году Указом Петра I было учреждено постоянное конно-почтовое сообщение между Воронежем и Москвой по маршруту Воронеж – Хлевное – Задонск – Елец – Ефремов – Тула – Серпухов – Москва. Но чтобы организовать «почтовую гоньбу», необходимо было обустроить маршрут. В 1701 году вышел второй указ, обязывающий на всем протяжении от Москвы до Воронежа произвести работы по расчистке дорожной полосы, сооружению первичного земляного полотна, строительству мостов и переправ, обустройству ямов и постоялых дворов. Не все намеченное было исполнено, так как в скором времени приобретенные в итоге военного конфликта порты Азов и Таганрог пришлось вернуть Турции. В ходе военного конфликта России с османской империей за владение Азовом на рубеже XVII–XVIII веков местом строительства первых боевых кораблей Российского флота суждено было стать именно Воронежу, а одной из стратегически важных дорог — заурядному Воронежскому тракту.

Однако начало было положено: организация «постоянной почтовой гоньбы» превращала дорогу в маршрут общегосударственного значения, создавая возможности для проезда за плату на почтовом дилижансе.

Современный этап мировой истории дорожного строительства берет начало в конце XVIII – начале XIX века, когда на дорогах Европы появились первые транспортные средства с паровой тягой, которые, впрочем, не получили должного развития. Но зато создание в 1882 году немецким изобретателем Карлом Бенцем двигателя внутреннего сгорания и установка его на трехколесной повозке привели к началу серийного изготовления автомобилей. Первое в истории производство наладил в 1887 году еще один немецкий инженер Готлиб Даймлер. Использование автомобилей выдвинуло новые требования к дорожному покрытию. Еще в XIX веке на городских улицах пытались внедрить новый тип беспыльного покрытия из трамбованного асфальта – разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанных битумом, который уплотнялся на каменном основании. В дальнейшем дорожное покрытие стало развиваться за счет использования вяжущих материалов, наиболее удачным из которых стал асфальтобетон.

Сегодня дороги есть везде или почти везде, но дорожное строительство не стоит на месте, но все острее встает вопрос о выводе крупных магистралей за пределы городов, снижении скоростей, уровня негативного воздействия на экологию, о повышении безопасности дорожного движения. В России идет работа по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Регулярно Главгосэкспертиза России рассматривает проектную документацию на реконструкцию, капремонт дорог, устройство освещения, акустических экранов, безопасных развязок и пешеходных переходов и, конечно, на строительство новых дорог, которые разгружают действующие трассы, улучшают логистику, создают новые маршруты и точки притяжения.

После открытия моста через Керченский пролив значительно возросла нагрузка на федеральную автомобильную дорогу А-289 — одно из основных транспортных направлений Краснодарского края. В связи с этим было принято решение построить новое направление трассы. Проектом, одобренным Главгосэкспертизой России, предусмотрено строительство первого участка, который обеспечит скоростной проезд от Краснодара до хутора Белый, благодаря чему путь до Крымского моста сократится до двух часов.

Также в 2020 году Главгосэкспертиза России одобрила все этапы строительства обхода Тольятти. Дорога строится в рамках Национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», а также входит в федеральный проект «Европа – Западный Китай» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Новая трасса позволит разгрузить дорогу М-5 «Урал», плотину Жигулевской ГЭС, которая сейчас вынуждено выполняет функции моста, и сократит время пути между Москвой и Самарой с 16 до 8 часов при условии ввода в эксплуатацию скоростной трассы «Москва – Нижний Новгород – Казань».

Были одобрены скорректированный проект строительства Северного обхода Ростова-на-Дону и проект строительства северо-западного участка объездной дороги на территории Городищенского района Волгоградской области. В Подмосковье активно растет ЦКАД – положительное заключение выдано по пятому пусковому комплексу Центральной кольцевой автомагистрали А-113. Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге подключают к Широтной магистрали скоростного движения, — Главгосэкспертиза рассмотрела проектно-сметную документацию на строительство участка подключения внутригородской платной автомобильной дороги и трассы, которая пройдет в обход центральных районов северной столицы.

Читайте также  Лекции по Линейной алгебре

В ближайшие пять лет планируется построить два главных высокоскоростных маршрута России — от Петербурга до Черного моря и от Москвы до Кузбасса. На юге предусмотрены реконструкция трассы М-4 «Дон» и программа по «расшивке» узких мест, что позволит добираться из Санкт-Петербурга до Черного моря уже в 2023 году со скоростью 110 км в час. На севере будет построен обход Твери на трассе М-11 «Нева», на востоке — скоростная автодорога М-12 Москва – Казань. К 2035 году «Автодор» рассчитывает довести до первой категории весь автодорожный маршрут на восток вплоть до Кузбасса.

Все крупные дорожные стройки попали в перечень инфраструктурных проектов, разрешительную документацию на которые будут согласовывать по упрощенной схеме.

«Большая Ордынка – это начало дороги на Орду»

В Москве силуэт казанской башни ханши Сююмбике повторяется в двух зданиях: в Казанском вокзале и в обновленном комплексе Соборной мечети.

Нотки восточного влияния

Если говорить о татарских корнях московской топонимики, то ее большая часть сконцентрирована в Замоскворечье, потому что после вывода двора баскаков из Кремля, татарская жизнь уходит к югу от него. «Сакральный центр» города остается зачищенным от восточных влияний. Хотя говорить об этом приходится условно: до Романовых, а точнее до середины XVII века, нотки восточного влияния в московской княжеской, а впоследствии царской жизни ощущалось очень, и очень ярко. Пример тому – пусть и шутовское, потешное, но все же состоявшееся в эпоху правления Ивана IV — Грозного воцарение касимовского правителя Симеона Бекбулатовича, который был татарином со всех сторон, что называется, и по папе, и по маме.

При том, что со стороны Ивана Грозного это был театральный ход, символично то, что многие служилые татары, находившиеся в Москве, восприняли все это вполне серьезно, вновь изменив свои православные имена, полученные при крещении, на мусульманские. Василии стали именовать себя Ахматами. Потому что они подумали, что время повернулось вспять. В этом смысле Иван Грозный был искусным политическим деятелем и провокатором, потому что он не только бояр запутал этим своим решением, но и многих давно живших в Москве и вроде бы уже интернировавшихся в русскую жизнь служилых татар.

Кстати, о служилых татарах. В Москве они расселялись в Замоскворечье, особенно в его восточных пределах, которые получили название Татарской слободы. Ее границы очень условны, и мы знаем о них не со времен основания, а с XVIII века. Тогда появляется информация о домовладениях, и по именам мы знаем, где татарская община локализовалась. Хотя, по большому счету, это не так важно, потому что нам тут на помощь приходят топонимы: Татарская и Большая Татарская улицы, Малый и Большой Татарские переулки, — все они напоминают о расположении татарской слободы. Ее сердцевиной был район Большой Татарской улицы, Старый Толмачевский и Озерковский переулки. Впоследствии там появился Водоотводный канал, который стал границей этой территории.

Татарская слобода соприкасалась с Толмачевской слободой. Поселение «Старые Толмачи», датированное XIV веком, изначально располагалось восточнее современной Ордынки (современный Старый Толмачёвский переулок) и переместилось в район нынешнего Большого Толмачёвского переулка в XV-XVI веках. Переводчики – толмачи не обязательно были татарами, но по большей части это были именно они, особенно когда дело касалось восточных языков. Известно, что образованные татары владели и арабским, как языком исламского культа, и фарси, который был очень важен в условиях взаимоотношений Московского государства с Персией. Были, конечно, и православные, русские люди, владевшие иностранными языками и жившие в этой Толмачевской слободе. И что там царила совсем другая жизнь, в том числе и религиозная.

Малый Татарский переулок

Фотография предоставлена Маратом Сафаровым

Мой коллега, историк Дамир Хайретдинов очень много времени посвятил поиску мечети, которая действовала в Москве до того, как в 1823 на Большой Татарской улице была основана Историческая мечеть. И он фактически показывает, где в XVIII веке она находилась. Как известно, в исламе мечеть – это не обязательно здание с минаретом-башенкой. Это может быть некая чистая в сакральном смысле зона, пригодная для совершения молитв: не только специально построенное здание, но и дом, или приспособленное для молитв помещение. Такие временные деревянные мечети он фиксирует на территории Татарской слободы. Одна из них находилась при дворе служилого человека Сулмамета Сименеева. Это род мурз, — татарской знати, условно говоря, феодалов. Так что с XVIII века существование таких мечетей в Москве уже зафиксировано документально, и очевидно, что эта традиция была преемственной.

Направление на Орду

Что касается Ордынки, то этот топоним не имеет отношения к Татарской слободе, скорее это географическое понятие. Подобно тому, как сегодня в Москве существуют Варшавское, Щелковское, Рязанское шоссе, и всем ясно, что каждая из них является началом трассы, ведущей в одноименный город. Также Большая и Малая Ордынка зафиксировали в своих названиях дорогу, путь на юг, — начало направления на Орду.

Есть и другие названия на карте города, которые скорее косвенно связаны с Татарской слободой. Скажем, Басманная: фактически, часть немецкой слободы, — какое отношение имеет к татарам? Косвенное, поскольку басман – особый вид хлеба, выпекавшийся в дворцовых пекарнях, имеет тюркскую этимологию. Пример перехода тюркского слова в городской лексикон, что символично отображает давность смешения наших языков на карте города. Как известно, в русском языке тюркизмам «несть числа», но имеет ли этот топоним отношение к татарскому проживанию там в районе Басманной? Думаю, что нет.

В Москве были и татары, находившиеся здесь не по своей воле. Некоторые из них похоронены аж в Архангельском соборе Московского Кремля. Классический пример – это Утямыш-Гирей. Это был отрок, сын казанского хана Сафа-Гирея, чей род восходил к крымскому роду Гиреев. Утямыш- Гирей ребенком был вывезен в Москву, крещен под именем Александр, и находился в Кремле, в царской семье Ивана Грозного, или вблизи нее. Но прожил он там недолго, — вскоре умер, и был похоронен в Архангельском соборе, вместе с Рюриковичами.

Башня Сююмбике в Казани

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Кстати сказать, его матерью была знаменитая казанская ханша Сююмбике, которой посвящена самая таинственная башня Казанского кремля. Дата ее постройки неизвестна, многие искусствоведы указывают, что она вообще была построена русскими мастерами, уже после покорения Казани. Тем не менее, именно эта башня стала символом татарского народа, и где-нибудь в татарских общинах Финляндии или Турции ее изображение вывешивают чуть ли не в качестве национального флага.

Что интересно: в Москве ее силуэт повторяется в двух зданиях. Прежде всего, великий архитектор Щусев – глубокий знаток архитектуры Востока, воспроизвел ее в качестве башни Казанского вокзала при его строительстве. А второй раз она повторяется уже в современной Москве, в обновленном комплексе Соборной мечети. Если вы пройдете по улице Дурова, и посмотрите на нее с дистанции, в перспективе, то увидите, что минареты воспроизводят башню Сююмбике. Таким образом, в Москву вернулась и ханша, и ее башня. Что тоже по-своему символично, поскольку место ее захоронения до сих пор неизвестно. После взятия Казани она уехала в Касимов, и там провела последние годы своей жизни, однако ее могилы не обнаружено. Как известно, в Касимове рядом с Ханской мечетью есть мавзолей хана Шах- Али, за которого она была выдана замуж, но на сохранившихся в мавзолее камнях ее имя не выгравировано. Очевидно, что умерла она в Касимове, но память о ней сохраняется в этой башне в Казани, и в ее московских репликах.

Служилые татары

Что касается других служилых татар в Москве, многие из них переезжали сюда не в таких экстремальных ситуациях, как покорение Казани, а по своим материальным причинам. Может быть, правы те историки, которые говорят, что Москва воспринималась, как зона стабильности и мира, способствующая безопасности. Потому что во многих ханствах после распада Золотой Орды ситуация была очень напряженной: за исключением Крыма ни в одном из них не установилось династий. Самый яркий пример – Казанское ханство, где династии и элиты сменяли друг друга, и только несколько знаменитых родов, таких, как Ширины, сохраняли свое политическое влияние и стабильность. Из них впоследствии произошел знаменитый род Ширинских, представителей которого мы находим и в Крыму, и в Касимове, и в Казани. Часть из них крестилась и образовала знаменитый род Ширинских – Шахматовых, который очень известен в русской истории своими представителями, в частности, губернаторами XIX века.

После падения Казани в 1552 году и Астрахани в 1556-1557 годах, конечно, значение служилых татар при московском дворе стало ослабевать. Оставался Крым, до 80-х годов XVI века была независимой Сибирь, тем не менее, служилые татары выполняли роль военно-политической силы или группы во взаимоотношениях Москвы и Казани. С тех пор, как Среднее и Нижнее Поволжье вошли в состав Руси, интерес к ним стал падать. Касимов стал ослабевать. Но настоящим рубежом упадка института служилых татар, в том числе и в Москве, стало воцарение Романовых.

Романовы и Рюриковичи очень по-разному относились к татарам. Рюриковичам, включая и Ивана Грозного, было привычно сосуществование в этом общем русско-татарском мире. Они росли в этом мире: как если бы сегодня мы находились в государстве, в котором два языка, две культуры. В Бельгии, к примеру: фламандская и французская культуры. Или в Финляндии, где есть и финское, и шведское культурные влияния. Для Ивана Грозного, который демонизирован в татарской истории, как разрушитель казанского государства, тем не менее, было привычно сосуществование в мире православия и ислама, русского и татарского языка, славянского и тюркского. Это отображается и в облике, и в языке, и в постоянных контактах и взаимоотношениях.

Читайте также  КП по MS Access база данных аэропорт

Лапотные мурзы

Цивилизационное рассоединение этих общностей и территорий происходит в XVII веке, потому что здесь уже включаются совсем другие сюжеты: набирающее обороты противостояние с Османской империей, и новое политическое обоснование русской царской семьи. Первым Романовым не была свойственна такая привычка к сосуществованию и допуску в свое политическое пространство татаро-мусульманского фактора. Поэтому при Романовых начинается стремительный упадок служилых татар, тем более что особых функций они уже не выполняли. Это мы видим по Москве, где служилые татары все чаще крестятся, и по Касимову, интерес к которому упал. Как центр ханства Касимов просуществовал до 1681 года: Петр дозволил умереть в статусе ханши последней правительнице Фатиме-Султан. После ее смерти ханство было упразднено. Ее сын Василий Арсланович (Сеид-Бурхан по-мусульмански) большую часть своей короткой жизни, как и Утямыш-Гирей, провел в Москве. И его женили на дочери боярина Плещеева, хотя обещали дочь Алексея Михайловича, но не срослось. Пока он сопротивлялся крещению, Романовы уже передумали. От брака с Плещеевой появились дети, одного из них – Якова, называли «царевич касимовский», и в Касимове он стал местночтимым святым. Такой вот пример почитания в православии потомка мусульманского рода.

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью от Москворецкого моста до Серпуховской площади

Сложно найти в Москве улицу, которая пережила столько событий, сколько Большая Ордынка, у которой одно название – целая история на сотни лет. Эта улица как живой учебник истории Замоскворечья и Москвы. Ордынка сохранила редкие памятники архитектуры разных эпох… Вместе с автором книги вы совершите увлекательное путешествие во времени. Вас ждет рассказ почти о каждом доме на этой старинной улице.

Оглавление

  • Большая Ордынка. Происхождение названия
  • История Большой Ордынки
  • Большая Ордынка сегодня
  • Прогулка по Большой Ордынке
  • До усадьбы Куманиных

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью от Москворецкого моста до Серпуховской площади предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

История Большой Ордынки

«С южной стороны по течению Москвы-реки дубовый город оканчивал свою межу над рвом или трубою XVII ст., против которых направлялась из Замоскворечья также некогда большая дорога Ордынская, превратившаяся в улицу Большую Ордынку. Эта дорога подходила к берегу реки прямо против низменной подольной части Кремля, где стоит церковь Константина и Елены и где существовало древнейшее торговое пристанище Москвы, передвинувшееся впоследствии к теперешнему Москворецкому мосту» [5] , — говорит москвовед И.Е. Забелин.

Появление Ордынки — части Большой Ордынской дороги, ведущей в Золотую Орду, — датируется XIV веком. Через нее с севера на юг проходил торговый путь. Немаловажным фактором в формировании Ордынки был «живой» мост — первый мост через Москву-реку, — с помощью которого осуществлялась связь с Кремлем и Великим посадом. В старину Ордынка тянулась дальше современных ее границ. Первое поселение на Ордынке — это село Кадашево, в котором в XVI веке разместилась Кадашевская слобода. Позже рядом с Кадашевской возникает Толмачевская слобода, где жили толмачи — переводчики, служившие при царском дворе. Большинство толмачей были татарами, выучившими русский язык и участвовавшими в переговорах между Русью и Ордой. Толмачи помогали налаживать торговые связи между русскими и татарскими купцами.

Историк-архивист М.Н. Тихомиров в книге «Древняя Москва XII–XV вв.» предполагает, что на Большой Ордынке издавна селились татары: «На старое заселение татарами района Замоскворечья указывают и некоторые другие признаки. Улица, выходившая из Замоскворечья к Кремлю, до сих пор носит татарское название Балчуг. В Замоскворечье же находим улицу Ордынку, выходившую ранее к воротам Кремля. Через Замоскворечье шла прямо на юг Ордынская дорога. Здесь-то и удобнее всего было селиться «бесерменам», в первую очередь татарам» [6] . В XVI веке на самой окраине Замоскворечья и Большой Ордынки появляется Екатерининская белильная слобода, жители которой изготовляли беленую пряжу для двора.

Как пишет в своей книге «Из истории московских улиц» известный знаток истории столицы П.В. Сытин: «Дворы в слободах были небольшие, узкие по улице и несколько длиннее вглубь, почему кварталы были изрезаны множеством переулков. Избы деревянные, большей частью курные; стояли они по улице рядами и занимали по ней небольшой участок. За избой — сарай или амбар, а за ним обязательно огород.

Слободы отделялись одна от другой рощами, полями. Посреди слободы обычно стояла церковь, рядом с нею — «братский двор», на котором сосредоточивалось самоуправление». В Кадашевской слободе такой церковью была церковь Воскресения в Кадашах, в Казачьей — церковь Успения, что в Казачьей, в Толмачевской — храм Николы в Толмачах, а в Екатерининской — Святой Великомученицы Екатерины, что на Всполье.

В 1572 году по желанию Ивана Грозного в Москву были перевезены мощи святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Процессия двигалась по Большой Ордынке. Посмотреть на мощи святых пришла вся Москва. На месте встречи мощей теперь расположена церковь Михаила и Феодора Черниговских. В XVII веке на улице поселились стрельцы полка Пыжова, давшего название Пыжевскому переулку и церкви Николы в Пыжах. Московские стрельцы охраняли Кремль и участвовали в походах. В мирное время стрельцы не брезговали ремеслами, торговлей, огородничеством, что сближало их с посадским населением. Южнее появилось поселение казаков (Казачья слобода). Казаки несли военную службу, а их семьи занимались сельским хозяйством.

Орды крымских татар во время набегов на Москву, естественно, двигались по Большой Ордынке. Татары не так часто добирались до защищенного Кремля, а вот Замоскворечье регулярно «предавали мечам и пожарам». На Большой Ордынке русские ратники встречали врага, оказывали сопротивление, а порой и вовсе громили. В Смутное время через Серпуховские ворота прошли по Большой Ордынке в Москву отряды поляков под предводительством Самозванца. В сентябре 1612 года во время московской битвы возле Большой Ордынки стоял Климентовский острог, оборона которого стала одним из главных событий битвы. В ней участвовали и стрельцы, и казаки. Историк С.М. Соловьев сообщает: «24 числа, в понедельник, опять на рассвете, начался бой и продолжался до шестого часа по восхождении солнца; поляки смяли русских и втоптали их в реку, так что сам Пожарский с своим полком едва устоял и принужден был переправиться на левый берег; Трубецкой с своими козаками ушел в таборы за реку; козаки покинули и Клементьевский острожек, который тотчас же был занят поляками, вышедшими из Китая-города» [7] .

К концу XVII века Большая Ордынка занимала центральное положение в Замоскворечье, но Якиманка и Пятницкая имели большее значение. Даже сейчас граница двух районов Москвы — Якиманки и Замоскворечья проходит по Большой Ордынке. В XVIII веке здесь все больше селятся богатые купцы и даже дворяне. Их привлекает спокойствие, малолюдье Большой Ордынки, ведь именно тогда движение полностью перешло на Пятницкую улицу. «Купецкие люди, которые вышли из слобод, покинув свои прежние жилища, и доныне налицо живут явно в Москве на господских дворах слободами, например за Москвою-рекою на Пятницкой и Ордынке» [8] , — замечает Соловьев.

В конце XVIII века въезд и выезд с Большой Ордынки были оформлены домами с портиками и скругленными углами. Купцы вкладывали огромные средства в строительство домов и переделку церквей.

Например, в 1783–1791 годах по заказу купца А.И. Долгова к Скорбященской церкви 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, а также трехъярусная колокольня. Проект был выполнен архитектором В.И. Баженовым. А в 1834 году другой великий архитектор О.И. Бове частично перепроектировал храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. По словам П.В. Сытина: «В XIX в. деревянные одноэтажные дома на улице были заменены каменными двухэтажными, редко трехэтажными» [9] .

В XIX веке крупные по архитектуре здания церквей, дворянских и некоторых купеческих домов контрастировали с невысокими малоэтажными зданиями. Во второй половине XIX века на Большой Ордынке появляются высокие доходные дома. В 1899 году вдоль улицы посадили голландские липы, что сделало ее еще более уютной. Позже Б.Л. Пастернак, живший недалеко от Большой Ордынки в Лаврушинском переулке, напишет:

Смотрят хмуро по случаю

Любопытно описывается Большая Ордынка в знаменитом путеводителе братьев Сабашниковых «По Москве. Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям» 1917 года: «Свернем на Б. Ордынку. До недавнего времени местность эта была довольно грязной: здесь помещались мелкие лавки, трактиры, постоялые и извозчичьи дворы. Завернув в первый переулок направо, заглянем в ворота № 8 и увидим типичный двор, вроде постоялого» [10] .

Важнейшим событием начала XX века для Большой Ордынки стало строительство в 1909 году на средства великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинской обители милосердия, которая сочетала благотворительную и медицинскую работу. Главный храм обители, Покровский собор, был спроектирован А.В. Щусевым, а росписи сделал М.Н. Нестеров. В 1926 году обитель закрыли. После строительства инженером В.С. Кирилловым и все тем же Щусевым в 1938 году Москворецкого моста, который стал выходить на Большую Ордынку, последняя вновь сделалась главной артерией Замоскворечья. В советские годы на Большой Ордынке обитала знаменитая замоскворецкая шпана. В 1950-х годах облик улицы несколько изменился: например, появилось тринадцатиэтажное министерское здание на углу с Пыжевским переулком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: