Боевые традиции Вооруженных сил России - OXFORDST.RU

Боевые традиции Вооруженных сил России

Традиции и воинские ритуалы в Вооружённых Силах Российской Федерации

Вопросы:
1. Воспитание военнослужащих на боевых традициях Вооруженн
ых Сил РФ.
2. Воинские ритуалы и традиции.

Боевые традиции отражают славу, величие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу повышения их боеготовности. Они явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам.

Для российских воинских ритуалов характерны их постоянное развитие и совершенствование.
Многие из воинских ритуалов, традиций и русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир военнослужащего, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания. Велика роль воинских ритуалов в формировании художественного вкуса военнослужащего.
Но для того чтобы ощущать себя наследником носителей благородства, чести, традиций русского военного этикета, достоинства, личной культуры, надо быть продолжателем воинских традиций России. А для этого нужно их знать.
В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам.
На полях сражений Гражданской и Великой Отечественной войн они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против ее врагов.
Так, например, любовь к оружию, искусное применение его в бою — славная традиция российских воинов, уходящая корнями в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Получая личное оружие, молодой воин, уже изучивший его и хорошо владеющий им, клянется быть в постоянной готовности с честью выполнить свой долг перед Родиной.
В Вооруженных Силах установилась традиция — молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость. Эта традиция ненова. Ее корни можно проследить еще со времен великих освободительных походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю.
В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие». Обращалось внимание на воспитание таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции, не были забыты. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов и в Х I Х веке.
Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке — в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание.
Присягая, солдаты клялись в верности монарху и Отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Первые красноармейские отряды, идя в бой за советскую власть, клялись народу, партии, Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую республику, за «светлые идеалы коммунизма».
И пусть идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше, и сейчас одна: верой и правдой служить Отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу, верить в счастливое и мирное завтра своих детей. День принятия присяги — это начало воинского пути, памятный день в жизни воина, который зачастую сопровождается музыкой военного оркестра.
Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым.
Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Музыка — один из самых действенных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависит от яркого и искусного музыкального оформления.
Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит в ритуалы особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих.
Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя и ритмизируя движения воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия.
Особое место в системе воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше акцентируются упругая ритмика, бодрое настроение.
Ритуальная музыка проста и выразительна, она органично сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро.
Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни.
Музыка звучит при принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогают сделать ритуал настоящим явлением искусства.
Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир — символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою.
Красота военной формы одежды — одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывают положительные эмоции, доставляют удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое развитие, вызывает чувство гордости за Вооруженные Силы, армию России у всех, кто наблюдает воинский ритуал.
Форма одежды, знаки различия, награды — все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров. Военная форма издавна служит средством выделения вооруженных защитников страны.
В глубокой древности каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на поле брани в том платье, которое обычно носил. Однако необходимость издали отличать свои войска от неприятельских уже тогда привела к стремлению иметь одноцветную одежду или, по крайней мере, отличительные знаки. Рать, одержавшая славную победу, справедливо считала свою одежду признаком доблести. Петр ) создал регулярную армию, впервые одетую в однообразное обмундирование.
Со времен Петра I солдаты и офицеры точно знали, что положено надевать на парад, в чем следует быть в обычной обстановке, походе. Специальные знаки различия имели полки. Это банты, жалованные бляхи за победы в сражениях. Вокруг деталей формы одежды начали складываться военные традиции. Высоко ценил честь мундира российских войск А.В. Суворов. Он постоянно напоминал своим офицерам о славе, с которой были связаны их знаки различия.
Русские воины справедливо считали, что боевая слава русского военного мундира — это слава и честь России, слава и честь всего русского народа. Символика мундира и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам факт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением обесчестил их.
Честь мундира — это храбрость, верность долгу. Честь мундира — это дисциплина. Без нее воинский мундир перестает быть символом чести, а становится безликой одеждой. Поэтому тот, кто надел мундир воина, перестает располагать собой по собственному усмотрению, подчиняет свою жизнь точно регламентированному порядку. Красивый, стройный вид, бодрое выражение лица, щеголеватость, подтянутость в одежде, манерах, готовность исполнить любое приказание — это подлинные черты военного, свидетельствующие об уважении к своему мундиру.
Забота о точном соответствии формы одежды установленным для нее образцам есть первый признак дисциплинированности воина. Честь мундира — это образцовое при всех обстоятельствах выполнение воинского долга перед Родиной, как того требуют военная присяга и уставы. Беречь честь мундира — значит превыше всего ставить государственные и общественные интересы.

Читайте также  Влияние вулканизма и поствулканических процессов на окружающую среду

Методические рекомендации
Во вступительном слове следует подчеркнуть, что тот, кто не знает своего прошлого, обедняет свое настоящее, делает ущербным будущее. Важно отметить, что военнослужащие любой армии мира независимо от ее государственной принадлежности чтят и уважают традиции своих вооруженных сил.
При изучении первого учебного вопроса необходимо рассмотреть боевые традиции, исторически сложившиеся обычаи и моральные правила поведения в Российской армии. Следует выделить их воспитательную роль, активно побуждающую защитников Отчества образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине. При этом следует привести примеры из жизни своей части, соединения.
При изучении второго вопроса необходимо рассмотреть роль воинских ритуалов, традиций и формы одежды как символов армейской и флотской чести и благородства, знаков дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою.
В заключение занятия необходимо сделать выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к следующему занятию.

Рекомендуемая литература:
1. Вопросы воинского воспитания: Сборник статей. — М.: Воениздат, 1985. — 178 с.
2. Серых В. Воинские ритуалы. — М., 1986.
3. Раш К. Во славу Отечества. — М., 1990.
4. Золотарев О. Армия и культура. — М., 1991.

Боевые традиции Вооруженных сил России

7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества защитника Отечества

Чувство патриотизма – основа всех лучших духовных качеств российских воинов. Это чувство олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами.

Родина – это географическое пространство, где человек родился, а также социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество близко понятию Родины, но имеет более глубокое содержание. Оно олицетворяет не только прошлое, но и настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство. Россиия раскинулась на площади 17,4 млн км 2 и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию. Россия граничит с 18 государствами, омывается 12 морями и 3 океанами. Общая протяженность границ Российской Федерации составляет 60 933 км, из них 14 510 км – сухопутных, 7141 км – речных, 475 км – озерных и 38 807 км – морских.

Просторы страны пересекают крупнейшие реки: Обь (с Иртышом) – самая длинная (5410 км) и самая большая по площади бассейна (2990 тыс. км 3 ); Енисей – самая полноводная река (ежедневно сбрасывает в море 623 км 3 воды). В стране более 200 тыс. озер, в том числе и самое глубокое в мире озеро Байкал. Европейская часть России расположена в пределах Восточно-Европейской равнины. С юга ее окаймляют Кавказские, с востока – Уральские горы. На западе азиатской части простирается обширная Западно-Сибирская равнина. В центре страны располагается огромное Среднесибирское плоскогорье, к которому на юге примыкают горные хребты Алтая, Западных и Восточных Саян. Восточную часть страны занимают мощные системы горных хребтов (Верхоянский, Черского, Сихотэ-Алинь и др.). Самая высокая горная вершина России – Эльбрус (5642 м). Самый высокий действующий вулкан – Ключевская Сопка (4750 м).

На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них 82,5 % – русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары – 5,5 млн, чуваши – 1,8 млн, башкиры – 1,3 млн, мордвины – 1,1 млн человек. Около 78 % населения живут в ее европейской части, остальные – в Сибири и на Дальнем Востоке. В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.

Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре.

Патриотизм воинов Вооруженных Сил Российской Федерации проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость. Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе является гражданский и патриотический долг перед Отечеством, которые всегда связаны с общественными интересами и потребностями людей. Нравственно-правовой нормой поведения военнослужащих является воинский долг. Он представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Патриотизм и верность воинскому долгу проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. Они выражаются в постоянной морально-психологической, физической и профессиональной подготовке к вооруженной защите Отечества, в готовности к преодолению любых трудностей при исполнении воинского долга в условиях мирного и военного времени. Патриотизм – это также и внутренняя потребность в постоянном совершенствовании своих военно-профессиональных качеств для мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой. Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально-духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.

Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации

Важнейшими боевыми традициями Вооруженных Сил Российской Федерации являются преданность Родине и постоянная готовность к ее защите; верность Военной присяге и воинскому долгу, Боевому Знамени части и Военно–морскому флагу корабля; боевое товарищество; неустанное стремление к овладению военно–профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность и боевая готовность.

ПАТРИОТИЗМ И ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ–ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Патриотизм– это любовь гражданина к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Патриотизм воинов Вооруженных Сил Российской Федерации проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.

Долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством, которые всегда связаны с общественными интересами и потребностями людей. Нравственно–правовой нормой поведения российских военнослужащих является воинский долг, который заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении ее безопасности, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует от него мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянной работы над повышением своих морально–боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Патриотизм и верность воинскому долгу проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. Они выражаются в постоянной морально–психологической, физической и профессиональной подготовке к вооруженной защите Отечества, в готовности к преодолению любых трудностей при исполнении воинского долга в условиях мирного и военного времени. Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально–духовные качества воинов, которые делают армию непобедимой.

ДРУЖБА, ВОЙСКОВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО–ОСНОВА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Дружба и войсковое товарищество складывались и развивались на протяжении всей истории Российского государства. Они зародились еще тогда, когда между людьми не было социальной вражды, и они поддерживали и помогали друг друга в борьбе за существование. Люди вступали в такие отношения, которые предполагали полное доверие и открытость по отношению друг к другу. Здесь уместно вспомнить слова Тараса Бульбы, героя одноименной повести Н. В. Гоголя: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Цареграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Читайте также  Метод мозгового штурма 3

Отличительными чертами товарищества являются добросовестность и ответственность, которые предполагают добровольную готовность взять на себя труд партнера, помочь ему выполнить его часть работы ради общего дела. Кодексом войскового товарищества являются воинские уставы, в которых сказано, что каждый военнослужащий обязан «дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков». Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А. В. Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать»: «Сам погибай, а товарища выручай». Взаимовыручка в бою, ответственность перед товарищами – все это делает любой воинский коллектив единым, повышает его боевые возможности и обеспечивает победу в бою. Войсковое товарищество наиболее полно проявляется в боевой обстановке, но формируется эта традиция в мирное время, в период освоения военнослужащими основ военной службы, изучения воинских уставов, овладения вооружением и военной техникой, во время боевого слаживания экипажей, подразделений и частей.

Дружба – это такой вид личных человеческих взаимоотношений, которые выражаются в психологическом единстве, духовной совместимости людей, в постоянной потребности общения между собой. Друзья помогают, поддерживают в трудные минуты, в том числе и при решении личных вопросов и проблем. Этим дружба отличается от товарищества.

Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) в диалоге «О дружбе» писал: «Прежде всего как может «жизнь жизненной» быть, если она не находит себе успокоения во взаимной благожелательности друзей? Что может быть слаще, чем иметь человека, с которым ты решаешься говорить, как с самим собой? Что пользы от счастливых обстоятельств, если у тебя нет человека, который порадовался бы им так же, как ты сам? А переносить несчастья было бы трудно без того, кто переносил бы их еще более тяжело, чем ты».

Дружба и товарищество возникают и крепнут в повседневной армейской жизни. Современная военная техника, как правило, предполагает коллективную эксплуатацию, а это значит, что группа воинов (экипаж танка, боевой расчет и т. д.) решают одну общую задачу. Успех в бою складывается из боеспособности каждого воина, входящего в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты, от его психологической совместимости с другими военнослужащими, от способности действовать слаженно и умело при выполнении общей задачи. В таких условиях ошибка даже одного человека может нанести ущерб боевой готовности и даже сорвать выполнение боевой задачи.

Особую разновидность малых объединений составляют микрогруппы, включающие в себя 2–3 человека. Именно в этих группах человек проводит значительную часть своего времени, в них закладываются основы дружбы и войскового товарищества. Для того чтобы такая микрогруппа воинского коллектива стала единым целым, каждый из ее членов, во–первых, должен на первое место ставить общие интересы; во–вторых, пользоваться уважением у своих товарищей. Следует отметить, что необходимые для этого качества юноши могут воспитывать у себя, занимаясь в спортивных секциях и участвуя в различных соревнованиях. Занятия физическими упражнениями и спортом помогут им сформирорвать у себя нужные психологические и волевые качества. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, попустительством. Правдивость, честность, открытость, откровенность – их главные принципы.

Долг каждого воина – бережно хранить и укреплять войсковое товарищество, дорожить честью своего воинского коллектива, повышать его организованность и сплоченность, всегда помнить, что защита Отечества является священной обязанностью гражданина Российской Федерации.

4.14. Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации

Боевые традиции российских Вооруженных сил — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, переда­ющиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выпол­нением боевых задач и несением воинской службы.

Вооруженные силы каждого государства мира имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется исторически­ми условиями формирования, государственным и обществен­ным строем страны, характером и предназначением воору­женных сил.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них яв­ляются общими для всех вооруженных сил, другие присущи определенному роду или виду войск, третьи характерны для той или иной воинской профессии. На формирование и прояв­ление воинских традиций также влияют условия деятельно­сти воинских коллективов, отношения складывающиеся в них.

В целом воинские традиции подразделяются:

по степени общности — на общие (характерные для всех Вооруженных сил) и частные (характерные для опреде­ленного вида Вооруженных сил, рода войск и т.д.);

по степени устойчивости — на устоявшиеся, отмира­ющие и возрождающиеся;

по степени общественной значимости — на боевые, ратно-трудовые и воинского быта.

Наиболее значимыми среди воинских традиций являются боевые, так как именно они определяют поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или в услови­ях, приближенных к боевым.

К боевым традициям воинов российских Вооруженных сил относятся:

беззаветная преданность Родине и постоянная готов­ность к ее защите;

верность воинской присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;

любовь к своей части, кораблю, воинской специально­сти;

верность боевому знамени части, военно-морскому фла­гу корабля;

войсковое товарищество и коллективизм;

уважение к командиру и защита его в бою;

гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным;

постоянное стремление к овладению военно-профес­сиональными знаниями, совершенствование своей вы­учки и воинского мастерства, высокая бдительность, поддержание постоянной боевой готовности своей части, корабля.

В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополага­ющая традиция — любовь к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отече­ства, презирали изменников и предателей. «Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам» — эта истина про­несена через века.

Измена Родине — тяжелое преступление, которое никогда не может быть искуплено. Презрение к предателю в людской памяти остается навсегда. Даже его родные и близкие покры­ваются позором этого преступления; не в силах вынести осуж­дающие взгляды соседей, земляков, они часто меняют место жительства. В настоящее время измена Родине (государствен­ная измена) считается уголовным преступлением и карается по закону.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется прежде всего в верности присяге и воинскому долгу, в хра­брости в бою.

Начиная с Петровской эпохи принцип наименования пол­ков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом Русской армии. Эти наимено­вания, освещенные огнем боев, со временем стали символами воинской славы. Позднее появилась еще одна традиция — присваивать воинским единицам имена прославивших их полководцев или особо отличившихся бойцов.

Исключительно важными традициями армии и флота всег­да были войсковое товарищество и коллективизм. Еще со вре­мен Суворова главной заповедью российского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы — она дей­ствительно крепкая. В этом сумело убедиться не одно поко­ление солдат и матросов, в том числе наших современников.

Защита командира в бою всегда считалась высшим прояв­лением войскового товарищества. История свидетельствует о многих примерах героических действий по спасению коман­диров в боевой обстановке.

Не только в российской армии, но и во всех армиях мира при­сутствует традиция бережно сохранять память о павших героях. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, но главное — в сердцах потомков навсегда сохранится образ тех, кто первым под­нимался в атаку, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Читайте также  Контрольные работы по Ботанике

Боевые традиции имеют огромное значение для поддержа­ния морально-психологического климата внутри каждого коллектива. Поэтому неслучайно, что многие нравственные нормы, лежащие в основе традиций, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате традиции стано­вятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Быть верным боевым традициям для каждого солдата или матроса означает:

точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

быть готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

настойчиво совершенствовать боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;

умело действовать в обстановке, приближенной к бое­вой, на учениях и маневрах, в полетах, морских и оке­анских походах;

строго хранить военную и государственную тайну, про­являть бдительность;

дорожить дружбой и войсковым товариществом;

помогать командирам в укреплении воинской дисци­плины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

В развитии традиций большую роль играет преемствен­ность поколений. Без того ценного, что накоплено пред­шествующими поколениями, новое поколение обойтись не может. Более того, перенимание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, развитие и обогащение этого опыта — обязательное условие благополучия любого обще­ства.

В § 4.11 мы с вами уже говорили о воинской чести.

Г.оп некая честь — это нравственные внутренние каче­ства и принципы воина (воинского коллектива), харак­теризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

Требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, закреплены в военной присяге и общевоин­ских уставах и помимо моральной имеют правовую основу. В Уставе внутренней службы Вооруженных сил записано: «Военнослужащий должен с достоинством нести высокое зва­ние защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных сил, своей воинской части и че­стью своего воинского звания. Символом воинской части яв­ляется боевое знамя».

Почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою относится к числу наиболее давних традиций рус­ской армии и флота. Знамя объединяло и вдохновляло бой­цов, придавало им организованность и силу. Традиция по­клонения боевому знамени пронесена через века и свято чтит­ся сегодня.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды воинских традиций различают в российской армии?

2. Перечислите боевые традиции воинов российских Вооружен­ных сил.

3.Что означает для каждого солдата или матроса быть верным боевым традициям?

4. Приведите известные вам исторические примеры воинских тра­диций.

ТЕМА №18: «Воинские традиции Вооруженных Сил РФ»

ЗАНЯТИЕ №1: «Воинские традиции Вооруженных Сил РФ»

Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции – установившиеся определенные действия и отношения (обычаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин, в переводе с латинского

означает передачу, предание.

Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций.

Обычно, воинские традиции подразделяются:

–по степени общности – на общие (характерные для всех Вооруженных Сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных Сил, рода войск и т. д.);

–по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся;

–по степени общественной значимости – на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные);

–по сферам воинской деятельности – на боевые традиции, ратно-трудовые и традиции воинского быта.

Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым.

Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.

А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковывались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы не открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым

Важнейшими боевыми традициями Российских Вооруженных Сил являются:

–беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите;

–презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны;

–самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества;

–воинская доблесть, и уверенность в победе;

–верность Военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;

–любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;

–верность Боевому Знамени части, Военно-морскому флагу корабля;

–войсковое товарищество и коллективизм;

–уважение к командиру и защита его в бою;

–отдание воинских почестей погибшим в бою;

–гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Знамя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу.

В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя – слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью.

Традицию поклонения и верности Боевому Знамени русские воины свято пронесли через века. Сегодня новое поколение защитников Отечества остается верно ей.

Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А, начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в список полка и подразделений.

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям?

Это прежде всего:

–точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

–быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

–настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;

–по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;

–строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;

–дорожить дружбой и войсковым товариществом;

–помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: