Биологический и психологический возраст - OXFORDST.RU

Биологический и психологический возраст

Биологический и психологический возраст

О биологическом и психологическом возрасте

Если человек чувствует себя намного младше, чем есть, – это признак незрелости. Если же он кажется намного старше – это признак депрессии, говорят психологи.

Люди до сорока обычно чувствуют себя старше на 5-7 лет. Зато после – хотят выглядеть младше. Ведь именно тогда большинство в первый раз начинает задумываться о смерти. Прожитое можно оценивать в четырех разных аспектах: календарный, биологический, психологический и социальный возраст. Причем львиная доля при определении биологического приходится именно на психологический возраст — то, на сколько лет человек чувствует себя.

Относительно новый термин – «социальный возраст». Речь идет о нашем соответствии определенным социальным критериям — ученика, студента, работника. Так, если человек не создал семью до 30-ти, можно говорить о том, что роль, которая отвечает этому возрасту, он не освоил. Его немного отбросило назад во времени. Соответственно, это будет влиять и на его психологическое состояние, а, следовательно, и на биологический возраст.

Впрочем, как отмечают психологи, многое зависит от того, как человек сам себя оценивает. Если женщина будет считать себя «старой девой», это будет влиять на него негативно, и процесс старения будет идти быстрее. Если же человек понимает, что в настоящее время ему действительно лучше оставаться самому и не считается с тем, как другие оценивают его состояние, это помогает оставаться молодым. Многие психологи советуют на полную чувствовать текущий момент – «здесь и сейчас», но этот полезный совет имеет свои «минусы». Живя одним днем, можно дожить и до 60-ти, зато потом на человека может внезапно напасть отчаяние.

Простая математика.

Чтобы определить свой психологический возраст психологи предлагают один из самых простых тестов. Для этого запишите интервалы жизни: 1-5, 6-10, 11-15, 16-20 лет и так далее — до того возраста, который надеетесь прожить. Дальше по десятибалльной шкале оцените каждый из уже прожитых промежутков времени. Чем насыщенней событиями был тот или иной период — больше ставим баллов. Причем, не суть важно, были эти события позитивными или негативными. Кстати, если ваш нынешний возраст не кратен пяти, например, вам — 34 года, а не 35, то количество баллов, в которое оцениваете этот период жизни, умножьте на 45.

С текущего момента следует попробовать так же оценить каждый из следующих временных промежутков. После этого подсчитайте все баллы. Отдельно — те, что касаются прожитого периода жизни. Потом меньшее число разделите на больше и умножьте на то количество лет, которое надеетесь прожить. Это и будет приблизительный психологический возраст.

Нормальная разница – 3-4 года.

Если получен психологический возраст в пределах 3-4 лет, и он отличается от календарного — это нормально. Это значит, что человек отлично чувствует ритм своей жизни, «вписывается» в него. Если же расхождение — больше, например, на десять лет — плохо. Если человек чувствует себя намного старше своего календарного возраста, это показатель депрессии, – он постоянно «зацикливается» на своем прошлом. И наоборот, если человек в 60 говорит, что чувствует себя на 30, это тоже — нехорошо. Следовательно, он себя не реализовал в 30 лет и теперь хочет вернуться назад. Но не думайте, что возможности для самореализации в 60 и 30 лет — одно и те же. Причем такие попытки приводят только к разочарованию.

Первый кризис — в 30 лет.

Существенно на психологический и на биологический возраст влияет то, как человек справился с возрастными кризисами. Первый из них – в 30 лет, плюс-минус 2-3 года. Мы тогда впервые задумываемся, правильно ли выбрали жизненный путь. И если на этот кризис закрыть глаза, проблемы «спрячутся» в подсознании и действуют уже оттуда. В конечном итоге имеем пессимистическое мировоззрение, разочарование в себе и окружающих. Чтобы выйти из такого кризиса, психологи советуют провести ревизию желаний и возможностей. Неумно мужчине, который работает грузчиком, полжизни мечтать стать владельцем завода. Ничего кроме невроза, а то и психоза ему не «светит». Или ему нужно идти учиться, налаживать знакомства, делать карьеру. Или — сменить мечту.

Средний возраст.

Следующий кризис, как известно, наступает приблизительно в 40. Он тяжелее. К переоценке ценностей добавляются первые болезни, а также в этот период люди обычно теряют родителей. Следовательно, и у них самих зарождается страх смерти. Поэтому люди стремятся наверстать все, что только можно. Мужчинам в этот период хочется быть отзывчивей, более нежными в отношениях. Часто они находят молодых любовниц. Зато 40-летние женщины стремятся реализовываться как бизнес-леди, делают стремительные броски в карьере. То есть мужчины склонны реализовывать свои женские черты, а женщины — мужские.

Выход из этого кризиса формирует образ последующей жизни. Если все завершилось успешно, в 55-60 лет наступает «вторая молодость» — время второго пика творчества и высокой производительности. Поэтому стоит учитывать, как человек выходит из своих кризисных состояний. Ведь тот, кто, например, в 40 лет выглядит на 30, и никаких особенных усилий к этому не прилагает, почти наверняка имеет проблемы с психологическим возрастом. Скорее всего, он «застрял» на каком-то этапе развития. Позитивом является то, что такие люди имеют много надежд. Однако иллюзий тоже предостаточно. Ведь они реалистично не оценивают ни себя, ни свое окружение. Поэтому часто такой человек в 45 может состариться в один день и начать выглядеть на 50. Происходит это из-за разочарования в возможности реализации того, на что он надеялся.

Поэтому в идеале психологический возраст должен почти совпадать с календарным. Лучше, когда человек немного младше своего психологического возраста — это дает ему новые импульсы. Но когда он слишком молод — это свидетельствует об инфантилизме. Такие люди нуждаются в существенной психологической коррекции.

Можно в 80 лет чувствовать себя на 30, а можно и в восемь – на 25.

Создатель знаменитой системы оздоровления Поль Брегг — самый яркий пример разногласия биологического и календарного возраста. Ведь в 85 лет этот мужчина еще занимался серфингом. Из-за этого и погиб. Его биологический возраст тогда отвечал состоянию 30-летнего организма. Кардинально противоположный клинический случай — 8-летний мальчик, больной, атеросклерозом сердечных сосудов. Причем его болезнь была не наследственной, а именно приобретенной – виновен избыток холестерина. Хотя начальные атеросклеротические изменения в сосудах обычно проявляются после 25-30 лет.

В целом биологический возраст человека показывает, насколько развиты и как функционируют его органы и системы. Поэтому при определении биологического возраста врачи в первую очередь обращают внимание на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и психоэмоциональную сферу. Если вы без одышки поднимаетесь на девятый этаж, если у вас никогда не болело сердце — о старости думать рано. Чем больше воздушных шариков за короткий промежуток времени сможете надуть — тем моложе ваши легкие. Попробуйте, после легкой разминки, согнувшись, достать пальцами до земли, не сгибая ног, — это экспресс-тест для опорно-двигательной системы. Идеально — когда вы можете коснуться пола ладонями. В целом есть много тестов, результаты которых потом обсчитывают по специальным формулам, и так определяют биологический возраст.

На реальный возраст, говорят медики, влияет наследственность, местожительство, социальный статус. Очень много зависит и от того, где именно человек прожил до 18 лет. Тем, кто рос в более суровом климате, в дальнейшем легче адаптироваться и к другим условиям. Те, кто побывал за рубежом, замечают, что в благополучных европейских странах люди не выглядят на свои годы. Конечно, и материальное состояние важно. Но не менее важно и то, как человек относится к себе и окружающим. С позитивным мировосприятием даже болезни, если такие возникают, переносить легче.

Социальный возраст и его отличия от биологического в аспекте психологии

Практикующий психолог, педагог-психолог. В область моей деятельности входят.

Читайте также  Биржа и биржевые операции

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Возраст имеет для человека в аспекте социального взаимодействия огромный смысл. Мы порой даже не осознаём, насколько сильно влияет наш биологический возраст на восприятие другим человеком, но ведь не только биология в данном случае имеет значение.

Виды возраста

Возраст человека можно определять по нескольким критериям и условно разделить на виды: паспортный, биологический, социальный и психологический.

  • Паспортный возраст четко определен и зафиксирован в документах и составляет ровно столько, сколько прошло с момента рождения человека.
  • Биологический отражает уровень состояния организма, всех его процессов жизнедеятельности. Речь идет об индивидуальном формировании, развитии, созревании и старении организма человека.

Данное понятие напрямую связано с физиологическими аспектами.

  • Социальный возраст определяется уровнем различных достижений человека (семейное положение, статус в обществе, определенный уровень в карьере и т.д.). Он рассматривается относительно среднестатистических показателей в обществе у соответствующей ему возрастной категории. Другими словами, соотносится и сравнивается статус, положение и то, чего добился индивид с достижениями его сверстников.
  • Психологический возраст свидетельствует о том, насколько человек адаптировался в окружающем мире и то, как он определяет и осознает свое «Я».

Возраст, как понятие возрастной психологии

Социальный возраст

Как уже ранее было сказано, что основным критерием при определении социального возраста является достижения или отсутствие таковых у индивида при корреляции с его сверстниками.

Допустим, есть возраст, когда люди в большинстве своем заводят семьи, рожают детей, становятся студентами или заканчивают карьеру. Это общепринятые нормы, на которые и идет опора для установления социального возраста. Если человек не вписывается в среднестатистические рамки, это говорит о том, что его социальный возраст отстает или опережает, в зависимости от того, в каком направлении идет расхождение.

Молодой человек слишком рано окончил ВУЗ (досрочно) и в то время, когда его сверстники постигают знания, он уже работает в успешной фирме и двигается вперед по карьерной лестнице. Здесь речь идет о ранней социальной зрелости в области построения карьеры.

Возьмем другой пример:

Женщина, 47 лет. В ее возрасте женщины уже в основном имеют семьи, детей. Однако у нее только первый брак, и она готовится стать мамой. Относительно достижений в сфере семейных отношений, ее социальный возраст затянулся и отстает.

Факторы, влияющие на формирование социального возраста

  • Воспитание.

Самым главным фактором является семья, в которой рос человек. Это семья закладывает базу в развитии и отношении к социальным нормам. Допустим, родители оба получали высшее образование. Возможно, они настоят на том, чтобы их дети также пошли по знакомому им пути и попросят последовать их примеру.

Либо отец, достигший успехов в карьере уже в молодом возрасте, будет ждать, и воспитывать в своем сыне качества и мотивировать его к достижению подобных успехов.

Giphy

В семье формируются и способности, которые помогают быть интеллектуально выше сверстников. Очень способному от природы мальчишке в раскрытии своего потенциала могут помочь близкие, развивая его сильные стороны. Также и обратно, если родители не разглядят в способном ребенке его возможности и не поддержат, он будет развиваться естественно, не опережая других сверстников.

  • Уровень интеллекта.

Природные данные конечно также играют немаловажную роль. Ведь если ребенок наделен отличными от других умственными способностями, есть больше вероятности, что он добьется успехов, например, в таких аспектах как учеба и карьера, что поспособствует его более быстрому продвижению по социальной лестнице.

  • Социальная среда.

Это и статус семьи в обществе, и окружающие люди, и обстановка, в которой растет и живет человек. Если семья асоциальна и ведет образ жизни не соответствующий нормам морали, есть риск, что ребенок, наблюдая с детства всю эту картину, начнет воспроизводить это же в своей жизни.

Фото автора SHVETS production: Pexels

Люди, в окружении которых растет ребенок, также играют роль в формировании отношения к миру и жизни в целом. Плохая компания может увлечь подростка в негативную среду, где не будет происходить достаточного развития, а лишь деградация и отставание в социальном плане.

Девочки же, например, могут под воздействием отрицательной среды, напротив слишком рано познать материнство, что будет свидетельствовать об опережении сверстниц в данном вопросе. При этом девочка еще совершенно не созрела в психологическом и физическом плане.

  • Особенности личности.

Характер, темперамент, личностные черты и уровень развития эмоционально-волевой сферы – все это оказывает влияние на социальный возраст человека, ведь от того, какими качествами он наделен, зависит, сможет ли человек добиться некоторых высот в учебе, карьере, как он подойдет к построению семейных отношений, выбору партнера и рождению детей.

В чем состоят различия социального возраста и биологического

Биологический и социальный возраст – два разных понятия. Действительно бывает так, что у одного человека социальный возраст превышает его биологический, и наоборот.

Фото автора Leah Kelley: Pexels

Как уже говорилось ранее, биологический возраст основан на физическом состоянии. Человек может по уровню здоровья и биологических процессов быть молодым и где то даже незрелым, а по социальному статусу уже занимать некоторую ступень.

Ситуация обратная: человек уже зрелый с точки зрения процессов физиологии, где-то имеющий проблемы со здоровьем, в не молодом возрасте, однако никаких успехов в карьере не достиг и не стремится, семьи нет. С точки зрения социального развития достижений не имеет ни в одном аспекте.

Если говорить об общих чертах социального и биологического возраста, важно отметить следующее: обе классификации зависят от ряда факторов. И социальный и биологический возраст не возникают сами по себе. На биологический возраст также влияет семья, окружающая среда.

Какие основные различия стоит выделить между социальным и биологическим возрастом?

  • В отличие от биологического возраста, социальный напрямую зависит от результата деятельности и усилий, прилагаемых человеком.
  • Социальный возраст возможно контролировать, управлять его развитием. Биологический же, как правило, обусловлен в большей степени генетикой. И управлять им сложно, можно лишь корректировать, ведя здоровый образ жизни.

Фото автора Susanne Jutzeler: Pexels

В различиях и конфликте социального и биологического возрастов рождается кризис среднего возраста. Он заключается в том, что человек, достигнув определенного этапа, начинает задаваться вопросом: «Я уже прожил почти полжизни, а сумел ли я добиться всего, чего хотел и должен был достичь?». Для менее болезненного протекания кризиса, как раз и требуется своевременное социальное развитие.

В целом, биологический и социальный возраст зависят от массы факторов и являются индивидуальной характеристикой каждого человека. Оценивая возраст в рамках той или иной сферы важно помнить, что все мы особенны и то, что присуще и желательно одному, другому может быть просто не нужно.

Сайт психолога Светланы Пилюгиной

Психология повседневной жизни

Три возраста человека

Три возраста человека

Ученые (и не без основания!) считают: нельзя достоверно судить о возрасте человека лишь по числу прожитых им лет. Существует не один, а три возраста человека: паспортный; биологический; психологический.

  • Паспортный, или хронологический, возраст указан в нашем паспорте.
  • Биологический возраст характеризует объективное состояние физиологических систем организма и показывает, сколько нам лет на самом деле.
  • Психологический возраст – это наше субъективное восприятие, насколько молодыми мы себя чувствуем.

И вот что интересно: совершенно не имеет значения, каков Ваш паспортный возраст! Он относителен и может очень сильно отличаться от биологического возраста, а также от возраста психологического.

Двадцать Вам лет или пятьдесят, эти цифры – условность, и говорят лишь о том, сколько раз вместе с планетой Земля Вы обернулись вокруг Солнца.

Гораздо важнее возрасты биологический и психологический.

Чтобы определить биологический возраст, протестируйте себя по таблице доктора Сухова (нажмите на неё, чтобы увеличить):

Выполните все 11 тестов. Затем заполните вторую таблицу своими результатами и проставьте против каждого результата тот возраст, который ему соответствует по таблице доктора Сухова:

Набранные Вами цифры возрастов сложите и разделите полученную сумму на 11. Это и будет Ваш биологический возраст. Можно выполнить не все тесты, а хотя бы некоторые из них, и тогда полученную сумму необходимо разделить не на 11, а на количество выполненных тестов.

Читайте также  Гончарное искусство Дагестана

Что делать, если результаты Вас не порадовали?

Не расстраиваться! Биологический возраст — не приговор! Помолодеть можно, для этого достаточно лишь изменить свой образ жизни: питаться правильно, высыпаться, почаще бывать на свежем воздухе и побольше двигаться (например, начните делать зарядку).

И еще: к резкому старению организма приводит хронический стресс. Если устранить его причину, а это вполне возможно при желании, все параметры, характеризующие возрастные изменения, как правило, улучшаются и человек объективно «молодеет». Ведь физическое состояние организма в огромной степени зависит от условий среды и образа жизни человека:

От чего зависит наше здоровье:

А через две недели вновь пройдите тесты – и Вы наверняка увидите разницу. Возрастные показатели – перед Вами, натренируйте себя хоть до 20-летнего уровня!

Но это ещё не всё!

Биологический возраст человека также очень зависит от возраста психологического, который определяется возрастом его души.

Каждый наверняка знает людей, сумевших до весьма преклонного возраста (паспортного) сохранить юношескую энергию и свежесть восприятия жизни.

Бывает и наоборот: сравнительно молодой человек уже тяготится грузом прожитых лет и жить ему скучно, тяжело, он чувствует себя то ли слишком старым, то ли слишком взрослым…

Определить свой психологический возраст Вам поможет…

Методика «Из прошлого — в будущее»:

Возьмите карандаш и лист бумаги и проведите на нем прямую линию – это будет линия Вашей жизни. Обозначьте её начало и конец. И отметьте также точку, в которой, как Вам кажется, Вы находитесь сейчас, например так:

Теперь вспомните все значимые события Вашей жизни: как хорошие, радостные, так и грустные. Все. Школа, учёба в вуз, рождение ребёнка или внука, свадьба, какая-то значимая встреча, развод, путешествие. Поставьте точки, соответствующие этим событиям, на первом отрезке, который является Вашим прошлым. Чем значимее событие, тем жирнее должна быть точка:

Теперь на отрезке, который является Вашим будущим, отметьте события, которые Вы планируете, которые с Вами ещё произойдут.

А дальше смотрите: чего на Вашей линии жизни больше: событий прошлых или будущих:

Если больше событий будущих – всё в порядке: у Вас много планов, Вы молоды душой! Если же больше событий прошлых, всё самое хорошее, похоже, у Вас уже в прошлом.

И вот что важно: психологический возраст влияет на возраст биологический, и чем более молоды Вы душой, тем более молодо и здорово Ваше тело. Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов — лишь от Вас самих зависит, обладаете Вы этим или всё уже куда-то подевалось.

Как и биологический, психологический возраст – тоже не приговор: можно изменить биологический возраст и помолодеть телом; можно изменить психологический возраст и помолодеть душой.

Как это сделать?

Начните с трёх самых важных вещей:

Чтобы запланировать себе на будущее побольше интересных и ярких событий. Поставить перед собой амбициозные цели и наметить шаги по их осуществлению: конкретные дела. Взять новый лист бумаги и отметить эти события жирными точками на своём грядущем жизненном пути.

Заняться, к примеру, танцами! Это может быть классический танец, народный, брейк или танец живота. Танцевать можно дома в одиночестве – просто включить музыку и начать двигаться! Или записаться в группу. С каждым движением, пусть и неловким, Вы будете уменьшать свой психологический возраст, а с ним и биологический, реальный. Заниматься можно чем угодно: танцами, бегом, плаванием, лыжами или коньками или просто пешими прогулками на свежем воздухе — главное, двигайтесь побольше! Это — второе.

Если Вы молоды – побольше общайтесь со сверстниками, если Вы человек более зрелого возраста – общайтесь с людьми, намного младше вас, причём Вы не должны учить их жизни, поучать. Ваша задача — учиться у них.

Да чему угодно! Они знают и умеют много такого, чего не знаете и не умеете Вы! Учитесь у них и благодарите их за это от души.

Можно придумать и многие другие пути решения этой задачи, но уже этих трёх Вам хватит для того, чтобы увидеть мир совершенно в новом свете и уменьшить свой биологический и психологический возраст, став моложе и телом, и душой.

Периодизация психического развития

1. Понятие возраста в психологии

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:
умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ . Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов.
0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство
2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов
6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я» ).

1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 — 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.
Основной критерий — интеллект.
— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
— от 2 до 7 лет дооперациональная стадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
— от 7 до 12 лет стадия конкретных операций — возникновение элементарного логического рассуждения.
— от 12 лет — стадия формальных операций — формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Читайте также  Вклад Аристотеля в развитие психологии

1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

0 — 1 год — раннее младенчество
социальное качество — надежда

1-3 года — позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество — воля

3-5 лет — возраст игры
социальное качество- целеустремленность

Про возраст хронологический, биологический и психологический

Сегодня купила смешное платье. Фраза, “тебе не по возрасту”, оброненная моей мамой, когда я радостно снимала со стойки трикотажную хламиду с портретом панды, натолкнула меня на идею этой статьи.

Что определяет наш возраст? Можно ли его как-то изменять? Нужно ли сверяться с паспортом или вглядываться в лицо человека, чтобы сказать, сколько ему лет? Ну и наболевшее: обязывают ли человека паспортный возраст или пара морщин следовать определенным кем-то стандартам в одежде и вообще в поведении?

Небольшое вступление, а потом коснемся теории.

Через месяц мне исполнится 45 лет, но я этого не чувствую. По моим ощущениям мне 27, а может и 22.

Я люблю носить короткие шорты, спортивные майки и яркие сандалии; ходить, балансируя, по бордюрам; учиться; всерьёз участвовать в детских играх… И прилетевший в мою сторону мяч по-любому наподдам ногой.

Ну кто, кто сказал, что мне нужно одеваться в миди, стричься “не так коротко” и предпочитать дамские сумочки рюкзакам? Бред какой-то.

Я люблю и не скрываю свои 45 лет. В них молодость и энергия сочетаются с приобретенным и осмысленным за прожитые годы опытом. И смелостью. Офигительный возраст!

Можно не переживать по пустякам, не краситься, не пытаться кому-то понравиться, не строить карьеру… Просто жить себе счастливо на волне дауншифтинга.

К чему я всё это говорю? Возраст человека, имхо, никак не зависит от “циферек” в паспорте. Он всецело зависит от самоощущения.

Теперь теория. Давайте разберёмся более детально: какой же бывает возраст и нормально ли, что наши ощущения расходятся с реальностью?

Возраст бывает паспортный (вернее говорить “хронологический”), биологический и психологический.

С хронологическим возрастом всё понятно. Это время, прошедшее с момента рождения человека до даты, которая вас интересует. Например, “на сегодняшний день ему 33 года и 3 месяца” или “на момент свадьбы ей было 18 лет”. Ну, или “он умер в 115 лет”.

На свой хронологический возраст мы с вами повлиять никак не можем. Мы можем, разве что, скрывать его или подделывать документы (шутка ).

Биологический возраст человека определяется состоянием его организма, здоровьем органов, тем, на сколько организм развит или изношен. Есть определенные параметры, принятые учёными за соответствующие возрастам. Можно быть биологически старее или младше своего паспортного возраста.

На биологический возраст мы с вами имеем огромное влияние – посредством образа жизни. В качестве примера могу привести себя. О своих трансформациях, поразивших врачей, я писала в более ранних статьях.

Психологический возраст человека определяется стадией развития личности, на которой он в данный момент находится, жизненным опытом, сложившимися у человека стереотипами, реакцией его на окружающий мир. Психологами приняты определённые стандарты и методами тестов они могут определить, какому хронологическому возрасту соответствует нынешнее состояние ваших “тараканов в голове”.

Причем в юности человеку свойственно при самооценке завышать свой возраст (внутренне ощущать себя более взрослым), а с возрастанием прожитых лет – занижать (ощущать себя более молодым, чем он является по хронологическому возрасту). Точка равновесия приходится примерно на 25 лет.

Готовясь к написанию данной статьи, я прошла ради интереса пару таких тестов в интернете. В результате получила ответ “Ваш внутренний возраст 31 год – состояние зрелости”. Ну вот, а я надеялась на 27…

Ну и я была бы не я, если бы не упомянула о следующем важном факторе. Биологический возраст (а с ним, возможно, и психологический в какой-то мере) в большой степени зависит от питания. Веганы и сыроеды сохраняют молодую энергию и беспричинно хорошее настроение (признак здоровья и юности) намного дольше приверженцев традиционного питания.

По себе замечала, стоит мне на какое-то время отдалиться от привычек здорового питания и начать употреблять системно мясо, хлеб и “мусорную еду” (фастфуд, печеньки, конфеты и другую отраву промышленного производства), как радость жизни тускнеет, тело тяжелеет и пританцовывать уже как бы и не тянет.

А стоит взять себя в руки, опять перейти на зелень, фрукты и овощи, как тело и дух моментально молодеют. Проводила такой эксперимент неоднократно, поэтому утверждаю с полной уверенностью.

Чем больше в питании уклон в сторону растительной (в идеале – сырой) пищи, тем счастливее человек. Хотя, раз вы читаете мой блог, то, скорее всего, вы уже в курсе.

Фото матери и сына Кузьменко

Я и мой сын Саша. Люблю это фото. Здесь мне 43 года, а сыну 23.

Дорогие друзья! Как вы видите, ощущать себя младше (или старше) своего паспортного возраста – абсолютно нормально. Наши биологический и психологический возрасты не очень-то связаны с хронологическим.

Не считайте прожитых лет! Имейте молодость в теле, мудрость (но не старость) в башке, а в паспорт вообще не з аглядывайте! Его нужно использовать разве что для путешествий.

Вам никто не указ. Гоняйте на велосипеде; одевайтесь так, как вам нравится; дружите со старыми и младыми; красьтесь в любые цвета или ходите с естественной сединой; живите сегодня и на полную.

Будьте в гармонии со своим внутренним миром и вселенной – и вы почувствуете, как она (Вселенная) бережно заботится о вас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: