Аудиторское заключение и его структура - OXFORDST.RU

Аудиторское заключение и его структура

Аудиторское заключение (АЗ)

Аудиторское заключение представляет собой документ финансовой или бухгалтерской отчетности установленной формы. В нём содержится мнение как аудиторской организации, так и частного аудитора о достоверности финансовая или бухгалтерской документации.

Аудиторское заключение обладает достоверностью, то есть возможностью видения реального положения результатов хозяйственной деятельности предприятия и его финансовом и имущественном положении. За достоверность сведений, отображаемых в аудиторском заключении несёт ответственность аудитор. Но за сбор и подготовку и финансовой (бухгалтерской) отчетности несет ответственность руководство предприятия, заказавшее проведение аудита (аудируемое лицо). Аудиторское заключение составляется по инициативному, обязательному и аудиту по специальным аудиторским заданиям.

Структура аудиторского заключения

Чаще всего предусмотрена единая форма аудиторского заключения. Сам документ составляется на русском языке, для выражения стоимостных показателей используются рубли.

Структура аудиторского заключения включает в себя следующие пункты:

  • наименование “аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности”;
  • адресат (в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации, как правило, адресуется собственнику аудируемого лица, совету директоров и т.п.);
  • сведения об аудиторе, которые содержат в себе: организационно-правовую форму аудиторской организации, ее наименование; место нахождения (адрес); номер, дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • сведения об аудируемом лице включают в себя: организационно-правовую форму аудируемого лица, его наименование, место нахождения (адрес), номер, дата свидетельства о государственной регистрации.;
  • вводная часть содержит сведения о периоде представления информации в финансовой отчетности, составе этой отчетности (форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложения к формам № 1, 2, пояснительную записку), разграничении ответственности между аудитором и аудируемым лицом;
  • часть, описывающая объем аудита;
  • часть, содержащая мнение аудитора;
  • дата аудиторского заключения (проставляется на момент окончания его проведения);
  • подпись аудитора (под “аудитором” понимается руководитель аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки с указанием номера, типа квалификационного аттестата и срока его действия).

Виды аудиторского заключения

Существует безоговорочно положительное (немодифицированное) и модифицированное аудиторское заключение. Первый тип аудиторского заключения дается только в том случае, когда аудитор полностью уверен, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. В том случае, если не соблюдается что-то из ниже изложенное, а именно:

  • предъявляются ограничения объема работы аудитора;
  • есть разногласия относительно выбранной учетной политики;
  • есть сложности в раскрытии информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • Аудитор предоставляет модифицированное аудиторское заключение. При этом данный тип заключения в обязательной порядке должен содержать:
  • факторы, влияющие на мнение аудитора;
  • отказ от выражения мнения;
  • мнение с оговоркой (выражается в том случае, когда отказ предъявить невозможно, но разногласия относительно выбранной учетной политики исключают выдачу немодифицированного аудиторского заключения);
  • отрицательное мнение относительно финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Причины выдачи того или иного вида заключения обязательно реабилитируются отдельным пунктом.

Ложное аудиторское заключение выдается без проведения проверки. Тот факт, что оно является ложным можно признать исключительно в судебном порядке.

Особенности оформления

К оформлению аудиторского заключения любого вида предъявляются следующие основные требования.

Оно должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом, проводившим аудит (возглавлявшим проверку). Подписи должны в обязательном порядке быть скреплены печатью. Непосредственно к заключению прикладывается финансовая (бухгалтерская) отчетность с указанием даты, подписанная и заверенная печатью аудируемого лица. все листы должны быть пронумерованы, собраны в единую брошюру и опечатаны печатью аудитора.

Дата подписания аудиторского заключения должна соответствовать дате, когда был завершен аудит, но не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности аудируемого лица.

Юридическая сторона вопроса

Основной документ, который используется при составление аудиторского заключения, является стандарт № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года за № 696. Он содержит единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения.

Федеральный стандарт № 10 «События после отчетной даты» содержит требования по действиям аудитора в отношении событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям финансовой отчетности.

Аудиторское заключение в соответствии с МСА

Автор: Бровкина Наталья Дмитриевна, доцент Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ

Аудиторское заключение в соответствии с МСА: теория, практика применения к отчетности по РСБУ, типичные ошибки, квест «Найти 5 ошибок».

Оглавление

1. Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения

2. Преамбула к образцам аудиторских заключений

3. Наименование аудиторского заключения

4. Адресат аудиторского заключения

5. Подзаголовки в аудиторском заключении

6. Мнение аудитора

7. Концепции финансовой отчетности

8. Основание для выражения мнения

9. Типы модифицированного мнения

10. Мнение с оговоркой

11. Отрицательное мнение

12. Отказ от выражения мнения

13. Сомнения в непрерывности деятельности аудируемого лица

14. Основание для выражения мнения

15. Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности

16. Ключевые вопросы аудита

17. Важные обстоятельства

18. Прочие сведения

19. Прочая информация

20. Ответственность руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление

21. Ответственность аудитора

22. Имя руководителя аудита

23. Подпись аудитора

24. Сведения об аудиторской организации

26. Представление аудиторского заключения клиенту

28. Ответы на квест

Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения

В течении 2017 года аудиторские заключения можно было составлять в соответствии с требованиями Федеральных стандартов аудиторской деятельности, если договор на проведение аудита был заключен до 1 января 2017 года:

СОСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н (ред. от 30.11.2016) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»

3. Установить, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Важно! С 1 января 2018 года составление аудиторских заключений производится только в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, вне зависимости от того, когда был заключен договор на проведение аудита.

Типичная ошибка

Выданные в 2018 года аудиторские заключения составлены в соответствии с требованиями ФСАД, или даже по еще ранее действовавшим правилам

В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения:

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности», ст. 6 <КонсультантПлюс>:

2. Аудиторское заключение должно содержать:

1) наименование «Аудиторское заключение»;

2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);

7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;

8) указание даты заключения.

3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Данный материал актуален, пока статья 6 Закона об аудиторской деятельности действует в этой редакции. При изменении редакции статьи порядок составления аудиторского заключения может быть изменен.

Поэтому МСА, регулирующие составление аудиторского заключения (МСА 700, 705 и другие) применяется в части, не противоречащей статье 6 Закона «Об аудиторской деятельности». Об этом указано в пункте 50 МСА 700:

Аудиторское заключение, предусмотренное законом или нормативным актом

50. Если в соответствии с законом или нормативным актом конкретной юрисдикции аудитор должен использовать определенный порядок изложения или определенную формулировку аудиторского заключения, то такое заключение должно иметь ссылку на Международные стандарты аудита только в том случае, если оно включает как минимум каждый из следующих элементов (см. пункты A70 — A71):

(b) адресат, как того требуют условия задания;

(c) раздел «Мнение», в котором выражается мнение о финансовой отчетности и содержится указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности, использованную для подготовки финансовой отчетности, включая указание на юрисдикцию, в которой принята соответствующая концепция подготовки финансовой отчетности, отличная от Международных стандартов финансовой отчетности или Международных стандартов финансовой отчетности для организаций государственного сектора (см. пункт 27);

(d) указание на финансовую отчетность организации, прошедшей аудит;

(e) заявление о независимости аудитора по отношению к организации согласно соответствующим этическим требованиям, применимым к аудиту, и выполнении им прочих этических обязанностей в соответствии с данными требованиями. Это заявление должно указывать на юрисдикцию, в которой приняты соответствующие этические требования, или содержать ссылку на Кодекс СМСЭБ;

(f) раздел, предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 22 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;

(g) раздел «Основание для выражения мнения с оговоркой (или отрицательного мнения)», предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 23 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;

(h) раздел, который содержит информацию в соответствии с требованиями МСА 701 или дополнительную информацию об аудите, предписанную законом или нормативным актом, и который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные этим стандартом, и не противоречит данным требованиям, если применимо (см. пункты A72 — A75):

МСА 701, пункты 11 — 16.

(i) раздел, который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные пунктом 24 МСА 720 (пересмотренного), и который не противоречит этим требованиям, если применимо;

(j) описание ответственности руководства за подготовку финансовой отчетности и определение лиц, ответственных за осуществление надзора за процессом составления финансовой отчетности, которое отражает требования пунктов 33 — 36 и не противоречит им;

(k) ссылка на Международные стандарты аудита, закон или нормативный акт и на описание ответственности аудитора за аудит финансовой отчетности, которое отражает требования пунктов 37 — 40 и не противоречит им (см. пункты A50 — A53).

(l) имя руководителя аудита в случае аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, за исключением редких случаев, когда можно обоснованно ожидать, что такое раскрытие информации может создать угрозу личной безопасности;

(m) подпись аудитора;

(n) адрес аудитора;

(o) дата аудиторского заключения.

На факт возможного отличия правил составления аудиторского заключения в соответствии с МСА и национальным законодательством указывается также в других стандартах:

Аудиторское заключение предписывается законом или нормативным актом

21. В некоторых случаях законы или нормативные акты соответствующей юрисдикции предписывают формат или формулировки аудиторского заключения в таком виде или в таких терминах, которые значительно отличаются от требований Международных стандартов аудита. В этих обстоятельствах аудитор должен оценить:

(a) не может ли возникнуть у пользователей неверное понимание той определенности, которую они почерпнут из аудита финансовой отчетности, и, если это так,

(b) могут ли дополнительные пояснения в аудиторском заключении уменьшить возможное неверное понимание .

Если аудитор приходит к заключению, что дополнительные пояснения в аудиторском заключении не могут уменьшить возможное неверное понимание, он не может принять предложение о проведении этого аудита, за исключением случаев, когда это требуется законом или нормативным актом. Аудит, проведенный в соответствии с таким законом или нормативным актом, не соответствует Международным стандартам аудита. Следовательно, аудитор не может включать в аудиторское заключение какие-либо утверждения о том, что конкретное аудиторское задание проводилось в соответствии с Международными стандартами аудита (см. пункты A36 — A37).

См. также МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», пункт 43.

При проведении сравнительного анализа требований МСА 700 и статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» можно сделать вывод, что существенных различий между ними нет.

Важно! В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения. Поэтому примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА, требуют адаптации в соответствии с правилами национального законодательства Российской Федерации.

При составлении аудиторского заключения требуется учитывать одновременно и статью 6 Закона 307-ФЗ и МСА 700, то есть получается такой своеобразный «микс» между требованиями Закона и МСА.

«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год» (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875)

Составление аудиторского заключения

При составлении аудиторского заключения особое внимание должно быть обращено на:

  • соблюдение требований к составу элементов аудиторского заключения, установленныхчастью 2 статьи 6Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
  • соблюдение требований к оформлению аудиторского заключения, установленныхМСА 700(пересмотренный),701,705(пересмотренный),706(пересмотренный);

допустимость и обоснованность включения в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными требованиями к форме и содержанию его.

При составлении аудиторского заключения необходимо ориентироваться на примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА 700, МСА 705 и МСА 706. Кроме того, в соответствии с решением Совета по аудиторской деятельности целесообразно руководствоваться Сборником примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита, размещенным на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность — Стандарты и правила аудита — Разъяснения и рекомендации».

Типичная ошибка

Аудиторское заключение составляется четко по образцу, приведенному в МСА 700, 705 и других, без учета требований статьи 6 Закона об аудиторской деятельности.

Это неправильно! Примеры МСА следует адаптировать к требованиям национального законодательства

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации — организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Аудиторское заключение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цель составления аудиторского заключения и основные принципы

Главная цель составления аудиторского заключения — это оформление мнения об уровне достоверности отчетности предприятия.

Аудиторское заключение — это документ, создаваемый для пользователей отчетности, содержащий выраженное мнение индивидуального аудитора (аудиторской организации) о достоверности отчетности (бухгалтерской или финансовой) аудируемого лица, а также заключение о соответствии ведения учета законодательным требованиям.

Под достоверностью отчетности понимается уровень точности, который позволяет пользователям отчетности предприятия делать выводы о эффективности хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении аудируемых предприятий, а также принимать основанные на данных выводах решения.

Аудиторское заключение должно быть составлено в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Аудитор, составляющий по результатам проверки аудиторское заключение , несет полную ответственность за выражение мнения и его формулировку по достоверности отчетности организации. При этом важно заметить, что за представление и подготовку отчетности ответственность возлагается на руководство аудируемой организации.

Обычно выделят следующие виды аудита:

  • инициативный;
  • обязательный;
  • по аудиторским заданиям.

Для всех перечисленных видов аудита целесообразно применять единую форму составления аудиторского заключения. Важно заметить, что аудиторское заключение обязательно должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели — валюта Российской Федерации.

Заключение после проведения аудита передается руководству аудируемого предприятия в количестве экземпляров, которое было предусмотрено в договоре.

При составлении аудиторского заключения аудитору необходимо руководствуется в первую очередь федеральными стандартами. Конкретно по составлению заключения используется правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данное федеральное правило аудиторской деятельности устанавливает единые общие требования к содержанию и форме аудиторского заключения.

Готовые работы на аналогичную тему

К аудиторскому заключению обязательно следует прилагать финансовую отчетность, которая является объектом проверки и которая должна быть подписана, датирована, а также скреплена печатью аудируемого предприятия. Указанная отчетность и аудиторское заключение должны быть сшиты в единый пакет, листы прошнурованы, пронумерованы, опечатаны печатью аудитора.

Структура аудиторских заключений

Основные элементы аудиторского заключения:

  • наименование;
  • адресат;
  • основные сведения об аудируемом лице;
  • сведения об аудиторе;
  • вводная часть;
  • описание объема проведенного аудита;
  • объективное мнение аудитора;
  • дата составления заключения по результатам проверки;
  • подпись аудитора.

Типы аудиторских заключений

В соответствии с законодательством на сегодняшний день определены следующие типы аудиторских заключений: модифицированное и безоговорочно положительное.

Модифицированное аудиторское заключение обычно составляется в том случае, когда возникли факторы:

  • не оказывающие влияние на мнение аудитора, но представляемые в заключении с целью привлечения внимания пользователей аудита к определенной ситуации, сложившейся на аудируемом предприятии;
  • оказывающие влияние на аудиторское мнение, которые в свою очередь могут привести к составлению мнения с оговоркой, к отрицательному мнению или к отказу от выражения мнения.

Безоговорочно положительное аудиторское заключение составляется, когда аудитор пришел в результате проверки к мнению о том, что отчетность дает достоверное представление о состоянии финансов и результатах хозяйственной деятельности аудируемого предприятия в соответствии с принципами и методикой ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности.

Аудиторское заключение — понятие, виды, структура, примеры

Аудиторское заключение: понятие

Заключение аудитора – документ, где содержится выраженное мнение индивидуального аудитора или профильной организации о достоверности отчетности проверяемого лица. Услуги аудита осуществляют специалисты, которые состоят в одной из профильных саморегулируемых организаций:

  • индивидуальные аудиторы – предприниматели, у которых есть квалификационный аттестат;
  • аудиторские организации – юридические лица.

Для определения правдивости отчетности предприятия специалистами проводится расчет уровня существенности нарушений путем сравнения суммарного значения выявленных ошибок с допустимыми показателями. Рассматриваемым периодом является каждый финансовый год.

Результаты проверки специалисты передают лицам, которые заключили договор об оказании услуг (собственникам предприятий). В документах содержится мотивированное мнение о подлинности бухгалтерской отчетности.

Основные цели аудита

Аудиторские проверки проходят в широком диапазоне ключевых задач:

  • выявление ошибок в отчетности, которые работники организации могли допустить умышленно, в силу некомпетентности или усталости;
  • определение причин ошибок и характера искажения информации;
  • выдача рекомендаций по устранению допущенных неточностей.

Назначение документа

Документ необходим руководству организаций в таких случаях:

  • фирма попала под условия обязательного аудита;
  • проверка по требованию обслуживающего банка (подтверждает деловую репутацию);
  • проведение сделок, инвестиционные проекты (документ позволяет оценить риски вкладчиков и партнеров);
  • получение представления о том, соответствуют ли документы и процедуры в компании нормативным требованиям.

Перечень критериев, по которым организации полежат обязательному аудиту, приведен в ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 (ч.1, ст.5). Например, ежегодный аудит обязателен в акционерных обществах и на предприятиях, выручка которых в предыдущем году превысила 400 млн руб. В случаях, не предусмотренных законом, предприятие вправе самостоятельно пригласить аудитора.

Структура документа

Структура аудиторского заключения соответствует положениям нормативных актов и федеральных стандартов. В содержании документа предусмотрены:

  • наименование;
  • адресат (лица, которые получат документ в соответствии с договором – собственник, совет директоров и другие);
  • сведения об аудиторской фирме – адрес, сведения о СРО, номер в реестре аудиторов;
  • данные о компании, где проводится аудит – адрес, реквизиты, наименование;
  • перечень отчетных документов, которые были рассмотрены в ходе проверки;
  • сведения об объеме работ, на базе которых сформировано профессиональное мнение о достоверности отчетной информации;
  • мнение аудитора;
  • итоги, дата проверки, подпись.

Составление заключения происходит в письменном виде. Датой его подписания является день окончания аудиторской проверки. Если впоследствии выявляются факты, которые оказывали влияние на финансовую отчетность, действия проверяющего лица могут быть следующими:

  • аудитору необходимо проанализировать, нужно ли отражать произошедшие изменения в финансовой отчетности;
  • согласовать с руководством предприятия вопрос о праве на дополнительную работу;
  • действовать по ситуации, понимая значимость события и время, когда о нем стало известно.

Обычно аудитор пересматривает финансовую отчетность, однако это возможно только с разрешения начальства проверяемого предприятия. При получении отказа специалисту следует уведомить вышестоящее руководство компании и оповестить третьих лиц о том, что на заключение не следует полагаться. Ответственность за события, которые происходят после подписания заключения, аудитор не несет.

На документе имеют право ставить подписи следующие специалисты:

  • руководители аудиторской организации;
  • индивидуальные аудиторы с указанием квалификационного аттестата и периода его действия.

К заключению на бумажном носителе прилагаются анализируемые финансовые документы предприятия. Их датируют и подписывают в соответствии с принятыми правилами, предъявляемыми к отчетности. Документы пронумеровывают и прошнуровывают, опечатывают аудиторской печатью и указывают общее количество листов. Число предоставляемых экземпляров оговаривается с руководством предприятия. У каждой стороны должно остаться не менее одного заключения с прилагаемой отчетностью.

Виды заключений аудитора

Федеральный стандарт №6 определяет такие виды аудиторских заключений:

  • безоговорочно положительное;
  • модифицированное.

Обоснование своего решения специалист по аудиту приводит в письменной форме и подкрепляет доказательствами. Предоставленная информация поможет руководителям (пользователям) в принятии взвешенных решений относительно повышения эффективности управления предприятием и контроля за работой отдельных подразделений.

Безоговорочно положительное

Немодифицированное (безоговорочно положительное) решение аудитор предоставляет в случае полной уверенности в достоверности данных, которые отражает финансовая отчетность. При этом специалисту важно, чтобы информация была показана в соответствии с концепцией работы организации. Мнение такого рода выражается при следующих условиях:

  • получение аудитором всей необходимой информации в ходе проверки, а также объяснений от руководства и специалистов по финансам;
  • бухгалтерская документация оформлена в соответствии с регламентированным актами на уровне законодательного регулирования, локальных актов и распоряжений руководства;
  • данные позволяют определить положение дел на аудируемом предприятии;
  • аудитором получено достаточное количество доказательств по всем вопросам проверки;
  • информация в финансовом отчете правдива и не противоречит иным учетным регистрам.

Специалист по аудиту вправе отказать выразить такое мнение, если имеются ограничения в его работе. На решение могут повлиять разногласия с руководством по вопросам выбора и применения учетной политики, а также адекватности раскрытия информации в отчетах. В этом случае выдается другой документ.

Модифицированное заключение

Такое мнение аудитор выражает, если установлены значительные искажения статей бухгалтерской отчетности или закрыт доступ к источникам, которые могут подтвердить отсутствие ошибок. Согласно п.13, 15, 16 Федерального стандарта аудиторской деятельности, его выражают в таких формах:

  • С оговоркой. Выдается при значительных искажениях отдельно взятых статей финансовой отчетности. Однако при этом специалист пришел к выводу, что нет доказательств их всеобъемлющего влияния. Содержит фразу: «За исключением обстоятельств…».
  • Отрицательное. Специалист нашел доказательства всеобъемлющих искажений в финансовой документации. При оформлении заключения специалисту важно привести факты воздействия искажения на информацию в отчетных формах. Документ включает фразу: «По нашему мнению, в результате влияния указанных обстоятельств фин. отчетность компании «ААА» недостоверно выражает положение на 31.12.20.. г».
  • Отказ от выражения мнения. Возможен, если отчетность не соответствует требованиям, по которым можно дать немодифицированное заключение. Основные причины выдачи – сознательное препятствие проведению проверки со стороны руководства и отсутствие нужных документов для анализа, что не позволяет специалисту выразить какое-либо мнение.

Отдельно выделяют ложные заключения. Их составляют без проверки, или же приведенные результаты противоречат содержимому предоставленных финансовых бумаг. Признать документ заведомо ложным можно только через суд.

Примеры заключений

Образец аудиторского заключения можно найти в таких источниках:

  • приложение к ФСАД (Федеральному стандарту аудиторской деятельности) 1/2010;
  • приложение №2 к ФСАД (2/2010) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;
  • официальный сайт Минфина в сети интернет.

Пример заключения по отчетности СП ОАО «Спартак». Проверка проведена за 2016 год. Аудитор — УП «ЭвертонАудит».

Аудиторское заключение: пример определения вида (из аудиторской практики). По результатам проверки ООО «Дельта Плюс» выявлено, что величина совокупных ошибок больше уровня существенности. Какое заключение выдал аудитор: положительное с оговоркой, отрицательное, условно положительное, отказ от выражения мнения? Ответ – отказ (согласно ФСАД 2/2010).

Действия предприятий, где аудит обязателен

Выданное аудитором заключение предоставляется вместе с годовой отчетностью в орган статистики по месту государственной регистрации. Формы подачи: на бумажных носителях (оригинал) или в электронном виде. Документы передаются непосредственно в органы статистики или высылаются по почте заказным письмом.

Если к моменту подачи ежегодного отчета заключение аудитора не готово, его предоставляют в течение 10 рабочих дней с даты, проставленной на документе. Крайний порядок – не позднее 31 декабря текущего года, следующего за отчетным периодом.

Пример. Финансовая и бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, проверена 17 марта 2019 г. Заключение предприятию следует сдать в орган статистики до 01 апреля 2019 г. Крайний срок – 31 декабря 2019 г.

Размер штрафов

Отсутствие заключения на предприятии, где обязателен аудит – грубое нарушение, за которое на ответственные должностные лица налагается штраф (по ст. 15.11 КоАП). В первый раз полагается заплатить 5-10 тыс. руб. При вторичном выявлении нарушения компенсация растет до 20 тыс. руб., а ответственному лицу грозит дисквалификация в течение 2 лет.

Протоколы об административных нарушениях вправе составить налоговая служба и контрольно-счетные органы. Последствия за несвоевременную подачу документа в статистику – штраф 300-500 руб. (на должностных лиц), 1 тыс-3 тыс. руб. (для организаций).

Заключение аудитора – юридически значимый документ. Он не входит в состав ежегодной бухгалтерской отчетности, но является обязательным для ряда предприятий, что подробно прописано в законе. Проверку рекомендуется проводить всем организациям, собственники которых стремятся к эффективному управлению. Ее результаты помогут оценить способность юридического лица продолжать непрерывную деятельность и работать в прибыль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: