Атеизм в современном мире - OXFORDST.RU

Атеизм в современном мире

Кто такой атеист простыми словами?

В современном обществе ярко прослеживается две полярных моды: приверженность религии, принимающая форму фанатичности, и увлечение атеизмом. Последователи последнего течения не всегда могут точно выразить в чём его суть, но регулярно вступают с верующими людьми в жаркие дебаты, понять бессмысленность которых можно лишь разобравшись в сути понятия атеизм.

Атеизм: понятие и суть

В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.

Современные исследователи называют атеизм особым мировоззрением, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:

  1. Окружающий человека природный мир, организован по рациональным законам, которые человек может изучить в ходе экспериментальной научной деятельности. В философии это утверждение называется натурализмом.
  2. Антропоцентризм — это утверждение, что человек, являясь часть природного мира, благодаря наличию разума и сформированных личностных качеств занимает в нём особое положение. Оно позволяет людям чувствовать себя важнее любых социальных и религиозных институтов.
  3. Атеисты утверждают, что научное познание, заключающееся в изучении явлений и предметов окружающего мира с помощью математических и экспериментальных методов, позволяет раскрыть естественно-природную сущность таинственных и чудесных явлений. По мнению приверженцев атеистического мировоззрения, рационализм может объяснить любое сверхъестественное явление с объективной, логической точки зрения.
  4. К социальным основам атеистической мысли относится мнение о прогрессивном развитии человеческой цивилизации, которая в процессе существования накапливается знания, технический потенциал и степень личной свободы человека.

Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.

Виды атеизма

Исследователи выделяют различные виды атеизма на основе социологического и деятельностного критерия.

С социологической точки зрения атеизм делится на 2 вида:

  • индивидуально-личностный;
  • коллективный.

Деятельностный критерий подразумевает более сложную классификацию атеистических взглядов:

  • теоретический атеизм заключается в разработке философской идей, лежащих в основе этого мировоззрения;
  • практический атеизм выражается в деятельности, осуществляемой отдельным человеком или группой людей.

В свою очередь атеистическое мировоззрение практического типа делится на основе внешней активности носителя на два вида:

  • пассивное отрицание существования Господа;
  • активная деятельность, направленная на борьбу с религией и Церковью.

Верующие люди отмечают, что теоретический атеизм ищет ответ на вопрос о существовании Бога при помощи религиозной философии, основанной на том, что атеисты отрицают: вере в Бога и опыте религиозного познания.

Кто такие атеисты

В современном обществе многие люди называются атеистами. При этом в эту неоднородную категорию входят люди, обладающие разными мировоззренческими взглядами. К ним относятся:

  1. Люди, категорически отрицающие возможность бытия Бога, необходимость института Церкви и реальность любых сверхъестественных явлений. Эта категория атеистов весьма малочисленна и придерживается взглядов пассивного или теоретического мировоззрения.
  2. Ко второй категории атеистов относятся члены общества, враждебно настроенные к институту Церкви. К этой группе могут относиться люди с различным социальным и образовательным уровнем, но все они являются активными воинствующими атеистами, стремящимися любыми средствами очернить Церковь и доказать её отрицательное влияние на людей и историю человечества в целом.
    Следует отметить, что эти люди не отрицают наличие сверхъестественного мира и Творца. Большинство современных атеистов относится к данной категории.
  3. Большую долю атеистически настроенных людей составляют агностики, верящие только в то, что можно увидеть и исследовать. При этом их атеистические взгляды основываются на отсутствии доказательств как подтверждающих существования Бога, так и опровергающих этот факт.

Причины обращения к атеизму

Люди становятся атеистами по множеству причин. Самыми распространёнными являются следующие факты:

  • недовольство поведением служителей церкви (благословение оружия, одобрение вооружённых конфликтов, участие в политической жизни, стяжательство);
  • неудачные попытки найти утешение в религии в тяжёлом жизненном испытании (безвременная кончина близких людей, смерть ребёнка, тяжёлая болезнь);
  • наличие традиций, требующих больших физических и эмоциональных затрат;
  • наличие в обществе социальной несправедливости, преступности;
  • наличие эпизодов навязывания религиозного мировоззрения;
  • кровавые конфликты и агрессивные действия, совершаемые во имя религии;
  • религиозный фанатизм, приводящий к ситуациям, опасным для жизни верующего человека и его семьи.

Каждый человек приходит к атеистическому мировоззрению своим путём.

Интересно: большинство исследований выявляет, что доля убежденных атеистов в классическом понимании этого термина в современном мире достаточно незначительна. Большинство людей с атеистическим мировоззрением говорят не об отрицании Бога, а об отрицании современного института Церкви.

История атеизма

Термин атеизм получил своё современное определение в работах французских философов XVI в. Но его истоки уходят во времена Античности.

Развитие в Европе

Современный атеизм берёт своё начало в древнегреческой философии. Диагор, Критий и Ксенофан говорили об искусственном происхождении религии, созданной для ограничения свободы людей моральными рамками. Ксенофан, основываясь на антропоморфизме греческого пантеона утверждал, что богов создали люди, наделяя их человеческими чертами.

Эпикурейцы не отрицали существование богов, но полагали, что она безразличны к людским заботам. Учение Эпикура обосновал и развил римский философ Тит Лукреций Кар, утверждающий, что боги не влияют на судьбы людей и окружающий мир. Он отрицал существование загробного мира и бессмертие души.

О православии и других религиях:

В Римской империи атеистами называли первых христиан, так как они не почитали римский божественный пантеон и отрицали культ императора. В эпоху Средневековья развитию атеистического мировоззрения препятствовало функционирование инквизиции. При этом ряд средневековых философов утверждали, что человеческий разум не может постичь сущность Бога.

На этой мысли основываются работы всемирно известных религиозных философов Яна Гуса и Мартина Лютера. В XVI в. в европейских странах распространяется философия деизма, признающего существование Господа и его роль в создании мироздания, при этом ограничивающая его роль в жизни людей и отрицающая возможность чудесных и мистических событий.

В трудах французских философов второй половины XVIII в. деизм преобразовался в атеистическое учение, которое после Великой французской революции легло в основу религиозной политики якобинского правительства. Её последствиями стали массовые казни верующего населения и изгнание из страны служителей церкви.

Несмотря на свержение якобинцев, следы антирелигиозной политики просматриваются и в современном французском государстве. Во второй половине XIX в. атеистические идеи получили развитие в немецкой философской школе. Наиболее радикальные атеистические идеи прослеживается в произведениях Фридриха Ницше, который полностью отвергал существование Бога, резко критиковал Церковь и религию.

Этот взгляд на религию разделял основоположник марксистского учения Карл Маркс. В его работах появляются попытки дать атеизму научное обоснование. Большое влияние на распространение атеистических идей оказал труд Чарльза Дарвина, который выдвинул идею естественной эволюции видов. Эта теория является для атеистов одним из главных доказательств небытия Господа.

В XX в. атеизм оказывал влияние на многие философские учения, например:

  • объективизм;
  • нигилизм;
  • логический позитивизм;
  • светский гуманизм;
  • феминизм.

Большинство современных атеистических учений говорит об отсутствии необходимости для человека в Боге и религии. Их идеологии утверждают, что вера не имеет логического смысла, так как не может быть обоснована научными методами.

Становление в России

Атеистические идеи появились в середине XVIII столетия. Этому способствовало распространение среди российской аристократии произведений Вольтера. Под их влиянием оказалась императрица Екатерина Великая, планировавшая провести ряд религиозных преобразований, которые должны были ослабить влияние православной церкви на народ.

Однако события французской революции кардинально поменяли взгляды правительницы, заставив её обратиться к православию, как к инструменту поддержки русской монархии. Этой же линии придерживались все цари династии Романовых, поэтому до начала XX в. атеизм не получал развития в русском обществе.

Необходимо отметить, что многие представители, входящие в высшую российскую аристократию, разделяли идеи деизма. Они рассматривали церковь как инструмент воздействия на народные массы. Ведущая роль православия в Российской империи закреплял рад законов, запрещающий переход в другую религию и неимение вероисповедания.

Ситуация кардинально поменялась после большевистской революции. Атеизм стал частью коммунистической советской идеологии, которая, обещая свободу вероисповедания, разрешала свободную антирелигиозную пропаганду. Атеистическая пропаганда велась параллельно с развитием и популяризацией научных знаний.

С начала 90-х гг. православие вновь становится основной идеологией в российском обществе. Этот процесс активно поддерживается государством. К началу XXI в. активная позиция церкви в политической и социальной жизни государства приводит к увеличению числа атеистически настроенного населения.

Следует отметить, что большинство россиян, называющих себя атеистами, являются агностиками. Они допускают существование Господа, но категорически не согласны с деятельностью Русской Православной Церкви.

Известные атеисты

Среди людей, разделяющих атеистическое мировоззрение выделяются известные личности, имеющие определённое влияние в современном обществе. К ним относятся:

  1. Дениэл Редклифф утверждает, что не верит Бога и в его влияние на человека. Религия, по его мнению, ограничивает возможность изменения и совершенствования человеческой личности.
  2. Известный учёный и популяризатор науки Ричард Докинз известен своими категоричными атеистическими взглядами. Он утверждает, что многие люди являются скрытыми атеистами, но не имеют храбрости признать этот факт.
  3. Американский писатель Сэм Харрис утверждает, что любая религия является источником террора. Он говорит о пользе научных знаний, как источника ответов на большое количество вопросов об окружающем мире и его явлениях.
  4. Актёр Джордж Клуни считает, что Бог, рай и ад не существуют. За единственную человеческую жизнь необходимо сделать максимальное количество полезных для себя и окружающих деяний.
  5. Российский писатель и журналист Александр Невзоров — один из самых ярких представителей современного российского атеизма. Он считает, что любая религия и её обряды является идеологическим спектаклем, а верующие люди лишь его участники, не имеющие твёрдых убеждений и веры.
  6. Журналист Владимир Познер является атеистом-агностиком. Он не верит в существование Господа, но и не отрицает его возможности его существования. Телеведущий считает, что несовместимым Его бытие и многочисленные смерти людей в результате человеческого террора и природных катастроф.

Распространение атеизма в современном обществе — реакция людей на стремление Церкви играть ведущую роль не только в духовной жизни, но в политических и социальных процессах государства. При этом исследования показывают, что в большинстве случаев современные атеисты — люди, которые ещё не определились со своим отношением к религии.

Навстречу анафеме! Почему все религии вредны, а атеисты лучше живут

Какова роль религии и церкви в современном обществе? Может ли вообще общество считаться современным, если в нем царит религия? На эти и другие вопросы мы даем очевидные ответы, которые расстроят твою набожную бабушку.

Очень тяжело расстреливать карикатуристов, взрывать небоскребы, вешать подростков-гомосексуалистов на подъемных кранах и сажать в тюрьмы юных певиц, если ты не веришь, что делаешь это для Бога. А вот если ты делаешь это для Всевышнего, то все замечательно. Бог — это вообще лучший в мире способ уйти от ответственности.

Опрос Gallup семилетней давности показал, что верующими людьми себя считают примерно 70% населения планеты, что на 15% выше, чем по данным 1990 года. И немалая часть этого религиозного прироста пришлась на страны бывшего СССР. Все это не может не беспокоить просвещенных либералов, которыми кишит редакция MAXIM. Поэтому мы решили опубликовать наш гуманистический манифест, и, если он поможет хотя бы одному читателю воздержаться от дружбы с воображаемыми существами, мы будем считать, что не зря коптим тут небо.

Вера — это незнание

Невозможно верить в то, что ты точно знаешь. Например, в то, что дважды два — четыре. Зато можно верить в то, о чем ты не имеешь ни малейшего понятия.

Читайте также  Менеджер и его функции

«Я верю» всегда означает «я не знаю». К сожалению, если речь идет о религии, то в полном виде это должно звучать как «я не знаю и не желаю знать». Поэтому с таким скрипом, с таким трудом в клерикальных странах развиваются отрасли наук, изучающих природу человека, происхождение жизни и работу нашего сознания.

А ведь наука уже дала ответы на очень многие «вечные вопросы» о том, что такое душа, в чем смысл жизни, как возникает любовь, почему существует зло и откуда возник «нравственный императив внутри нас». Только большинство людей категорически не хочет эти ответы слышать. Во-первых, для того, чтобы их понять, нужно определенное образование. Во-вторых, эти ответы убивают сказку, веру и мечту. И 70% населения планеты тщательно затыкают уши пальцами, зажмуривают глаза и изо всех сил пытаются не узнать ничего, что могло бы поколебать их веру. Они не хотят ничего слышать про альтруизм у дрожжей, про локусы, ответственные за патриотизм шимпанзе, и про способы развить проторелигиозное чувство у канареек.

Знание разрушает веру, поэтому еще Фома Аквинский крайне рекомендовал скармливать свой разум псам , если этот разум мешает вере.

Но мы лично считаем, что собакам полезнее есть «роял канин» и котлеты, а травить их такой неудобоваримой вещью, как разум религиозного фанатика, — это садизм и варварство.

Бог — это побочный эффект эволюции

Человек — сверхсоциальный вид, специализирующийся на обмене информации между сородичами. Мы плохо бегаем, кое-как нюхаем, уши наши ни на что не годятся, наши мышцы, зубы и ногти — это издевательство, а не приспособления для выживания… Но зато наша специализация превратила нас в хозяев этой планеты — подвиньтесь, кролики и гиены! Мы умеем собирать, классифицировать и передавать друг другу информацию, мы умеем так работать командой, как ни одному муравью не снилось, мы — гении общения. Неудивительно, что наши дети пытаются болтать раньше, чем встают на ноги, и всю нашу жизнь мы только и делаем, что разговариваем. При отсутствии людей-собеседников мы беседуем с животными (некоторые из них даже наловчились делать вид, что понимают все до последнего слова, особенно если у тебя в руках есть огрызок колбасы). При отсутствии животных — с неодушевленными предметами. И почти постоянно мы пребываем в молчаливом, но насыщенном диалоге с самими собой. Тренируемся, так сказать, чтобы не потерять навык.

Наличие в нашем мозгу постоянного собеседника — незримого, обычно доброжелательного и знающего нас лучше, чем мы знаем себя, — весьма способствовало рождению идеи Бога. К нему всегда можно было обратиться в трудную минуту, поклянчить у него кару на головы наших врагов и пообещать, что мы будем вести себя хорошо, если эта чертова жестянка долетит куда надо сквозь страшные зоны турбулентности.

Неудивительно, что первым номером в списке всевозможных доказательств бытия Божьего является так называемый «онтологический аргумент», выдвинутый в XI веке Ансельмом Кентерберийским. В упрощенном виде он звучит примерно так:

«Бог есть потому, что у нас есть представление о нем в нашей голове».

Но нам кажется, что этот аргумент неплохо работает и в обратном направлении: наличие Бога у нас в голове — повод усомниться в его существовании, особенно если учесть, что по соседству с ним обитают Спанч Боб и Русалочка.

Религия возникает как приятный обман

В книге The Mating Mind эволюционного психолога Джеффри Миллера есть замечательный рассказ.

Половой отбор отдавал предпочтение идеологиям, которые были занимательны, преувеличены, увлекательны, драматичны, приятны, утешительны, имели связный сюжет, были эстетически сбалансированы, остроумно-комичны или благородно-трагичны. Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у плейстоценового костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира.

Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, хотя и страдают от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали, — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в пользу этих гипотез. »

Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этим плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам не было скучно. Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал мне эту тайную мудрость во сне прошлой ночью».

Да, вера всегда будет приятнее знания, потому что ее специально создавали для нашего удовольствия. В отличие от реальности, которая, как мы все знаем, сплошь и рядом бывает исключительно гнусной.

Вера требует дорогих доказательств лояльности

Впрочем, если бы религии просто были сладким исцеляющим бальзамом для измученных душ, мы бы были последними, кто кинул в них камень. Мы не истребляем розовых единорогов и не требуем закрыть «Спокойной ночи, малыши!» на том основании, что свиньи не говорят, а детям нужно знать суровую правду о том, что ни один Филя не смог бы продержаться полвека на коленках тети Тани, потому что срок годности любого Фили — двадцать лет максимум, а потом извольте пожаловать в ветеринарный крематорий. Увы, кроме нежных убаюкиваний все жизнеспособные религии неизбежно исполняли и другие песенки, куда менее приятные на слух. Дело в том, что религии, как любой идеологии, которая хочет выжить и развиться, неизбежно требуется проводить проверки на лояльность среди своих поклонников.

В эволюционной этологии давно известен феномен «дорогого доказательства лояльности» , который можно встретить у многих групповых животных, например у павианов. Павиан, который хочет быть принят в группе павианов-заговорщиков, планирующих в будущем свергнуть кое-кого из старших самцов, доказывает свою лояльность группе, дразня этих пат­риархов и подвергаясь в наказание весьма болезненным укусам. Доказав таким образом, что он «свой», молодой павиан примыкает к заговорщикам и, чтобы удержаться в этой группе, периодически повторяет самоубийственные дразнилки старших.

Механизм такой доказанной лояльности прост и эффективен: чем больше жертв мы приносим для того, чтобы принадлежать к какой-нибудь диаспоре, тем дороже мы ценим ее, тем больше мы противопоставляем себя тем, кто остался вне диаспоры, и тем активнее доверяем своим собрать­ям по диаспоре, потому что мы теперь в одной лодке. Этот механизм работает и при инициации подростков в первобытных племенах, и при посвящениях в члены студенческих общин, да и во всяких тайных обществах его очень уважают.

И все успешные религии тоже основаны на нем. От верующих постоянно требуют жертв, часто противоречащих здравому смыслу. Регулярные отказы от пищи, пятикратные ежедневные молитвы, суровые ограничения на развлечения, требование носить определенный вид одежды, брить голову, давать обеты молчания, самобичеваться и самокастрироваться — история религий имеет обширный ассортимент «дорогих доказательств лояльности».

И конечно, измена вере должна наказываться самым суровым образом: эволюционная логика заставляет религии жестоко преследовать «предателей», дабы устрашить и удержать при себе остальную паству.

Обществу, которое стремится построить комфортную, разумную жизнь, основанную на принципах всеобщего удобства, очень трудно совместить этот комфорт и логику с теми самоограничениями, которые накладывают на себя религиозные общины. Достаточно посмотреть на Израиль, где по субботам приходится включать программы, останавливающие лифты на всех этажах, чтобы правоверные иудеи не оскверняли субботний день нажатием кнопок. Или на Саудовскую Аравию, в которой половина населения фактически вычеркнута из производства и общественной жизни, потому что от женщин в исламе требуются такие громоздкие доказательства лояльности, что им проще сидеть дома и ничего не делать, чтобы не нарушить какой-нибудь религиозный запрет.

Верующие гораздо больше ориентируются на обычаи, суеверия и рекомендации современных жрецов, чем на заветы своих богов

Ни православие, ни католицизм, ни их обряды, ни их традиции не описаны в существующем виде в Ветхом Завете и Евангелии. Никогда Христос не требовал носить золотые горшки на голове в свою честь, никогда не говорил о непогрешимости папы римского или о том, что с его матери нужно рисовать иконы. Христос не говорил ни на латыни, ни по-старославянски. Он, в принципе, вообще довольно мало говорил*. Большую часть того, что происходит в наших храмах, первохристиане, не колеблясь, признали бы чистокровным язычеством. Даже если допустить, что все Священное Писание продиктовано непосредственно Богом, то нужно признать, что практически все наши праздники, молитвы и службы есть сплошная отсебятина, придуманная людьми, а никак не Святым Духом на всяких никейских и карфагенских соборах спустя сотни лет после распятия Христа. Мухаммед ничего не говорил про «Фейсбук» и мобильники, но это не снизило количество запретов на них, которые современные имамы и мутавы накладывают на мусульман. В Торе нет ни слова про одежду из синтетики, с которой так яростно сражаются ортодоксальные иудеи. Жрецы всех религий любят множить ограничения, чтобы еще больше увеличить груз доказательств лояльности, стреноживающий их прихожан.

Атеизм, как борьба с нематериальным миром

Современность допускает существование рядом людей с разными взглядами, придерживающихся религии своего народа и атеистов. Вторые верят ни в богов, а в науку и технологический прогресс. Ошибочно тех, кто не верит в высшую силу и не относит себя к религии считают теми, кто постоянно пребывает в спорах с религиозными представителями.

Атеист не верит в существование богов, потустороннего мира и любых других сверхъестественных явлений. Это человек, который отрицает возможность существования нематериальных созданий, души, судьбы и прочего. Они считают, что мир вполне самодостаточен без его дополнений сверхъестественными существами. Религию они воспринимают, как легенды, которые созданы и придуманы человеческим разумом. Определенной философии или идеи, а также общепринятого поведения у атеистов не наблюдается, каждый из них отдельная личность, объединенная лишь неверием, но со временем появился особенный знак атеизма.

Символы атеизма

Ранее слово «атеист» использовалось к любому, кто находился в конфликтных отношениях с официальной религией, не учитывая его веры и взглядов на устройство мира. Спустя века этот термин приобретал более определённую человеческую позицию. На сегодняшний день слово используют и в качестве самоопределения.

Невозможно найти одного и точного определения слову «атеист». Так как нет четкого определения слову «божество» или «сверхъестественное», и каждый человек по-своему понимает их. Атеистом называют того, кто отказывается принимать образ бога в религии, как самостоятельную и живую фигуру, активно принимающей участие в жизни мира, играя роль творца. Некоторые называют себя так, если отрицают любую возможность существования нематериальных сфер.

Ученными были выделены два типа атеизма: сильные и слабые. Последними являются люди, допускающие мысли о существовании богов, но отрицающие возможность существования нематериальных существ. Сильный тип твердо придерживается мнения, что бог не существует и является не более чем фантазией и образом вымышленным.

Читайте также  Иван Петрович Павлов

Известны научные и стихийные атеисты. Первый из них придерживается естественных наук и, основываясь на них, отрицает существования сверхъявственных существ, прибегая к помощи научных методов и конкретных данных. Стихийные не придерживаются научных разработок и методов, и чаще всего играют роль скептиков, или же их просто не интересует религия, как и нематериальный мир.

Отдельной группой считаются практические неверующие. Им не приходится ничего доказывать или отрицать. Они просто могут быть согласны с тем, что нематериальный мир способен существовать, но он бессмыслен и необязателен для человечества.

Существует три отличительных особенностей практического атеизма:

  1. Отсутствие интереса к вопросам религии, как на практике, так и в теории.
  2. Полное игнорирование любой веры. Таких людей вполне устраивает, что отсутствие веры в сверхъестественных созданий никак не влияет на их жизнь.
  3. Отсутствие знаний о религиозных течениях, вопросов о нематериальном и сверхъестественном.

Понятие атеизм прямо связано с материализмом. Именно поэтому символом атеизма является эмблема с атомом. Объясняют это тем, что каждая природная материя состоит из множества атомов, вследствие чего и образовался определенный знак.

Целью атеизма является желание доказать фантастический характер религий. Защитники определенных религий, отказывающиеся понимать противников, ошибочно считая, что атеизм как борьба с богом был придуман сатанистами. Это неправда, атеизм — это законный результат развития мыслей всего человечества.

Понятие атеизма

Люди, принявшие религиозное учение, придерживаются мнения, будто атеистом является человек, который верит в отсутствие бога или божественных созданий, а не отрицает их существование. Иными словами, им представляется некая фигура, занимающая место в религии. Взамен почитания божества сторонники атеизма предпочитают почитать и верить в личность, науку и прогресс.

И все же это мнение ошибочно. Мировоззрения неверующих настолько просты, что их можно с легкостью сформулировать.

  • Высшим созданием является человек. Не нужно поклоняться и возвышать себя до образов богов. Логично посвятить свою жизнь в изучении себя, чем потратить время на служение невидимому созданию, которое является лишь плодом воображения.
  • Они уверены, что в мире все объясняется научными фактами. Даже среди ученых возникают споры и вопросы, на которые ещё не найдены ответы. Это связано с тем, что пока у человечества очень низкий уровень прогресса, и это сильно мешает найти ответы на интересующие вопросы.
  • Не существует бога или сверхъестественных существ, хотя бы в таких образах, как они представлены в современных религиях. Любое верование глупо и необоснованно, поскольку было придумано людьми.

Таковыми являются основные принципы атеизма. Данный вид неверия делится на две группы людей: одни склоняются к гуманизму, другие радикальны по отношении к религиозным обществам. Также известен стихийный атеизм, который знаком людям уже несколько веков.

Что из себя представляет стихийный атеизм

Невозможно найти точного автора, который придумал стихийный атеизм, поскольку им является простой народ. Поэтому такой тип смело называют народным. Его можно найти в устном творчестве простых людей: песни, сказания, пословицы и поговорки, былины. В них четко представлены основные принципы убеждения, которые касаются того, что религия помогает только богачам, играющим роль эксплуататоров. В таком творчестве показано, что религия, будь она христианской или буддисткой, всегда играла на стороне богатых и духовенства. Это же можно найти в простых поговорках, о которых знают даже сегодня. Среди них известны такие, как: «Бог богатых любит» или «Мужик с сошкой, а поп с ложкой».

Веками понятие атеизма было с русским народом. В одной из былин был представлен образ вольно мыслящего Васьки Буслаева. Он поднял восстание против несправедливого отношения к простым людям со стороны религии. Главный герой былины придерживался лишь веры в себя и свои силы, а враждебно настроенная религиозная сила была представлена в творчестве как страшилище — пилигрим. Чтобы справиться с чудовищем, Васька Буслаев звонил по колоколу, расположенному на голове противника.

Стихийным атеизмом называют такой атеизм, который основан на скептическом образе мышления, отсутствия интереса к религии.

Стихийные атеисты очень спокойно относятся к любой вере, вследствие полного отсутствия интереса к ней.

Религия и научный атеизм

По мере того, как накапливались знания человека о природе, постепенно развивался научный атеизм. Каждая эпоха славится гордыми и мужественными личностями, они, несмотря на возможную казнь за сатанизм, не боялись противостоять религиям и выдвигали науку на первое место. Им приходилось бежать от церквей и религиозных последователей, принимающие их взгляды ужасно неверными.

Научный атеизм очень важен для материалистического мировоззрения. В определении это философская наука, которая объясняет сущность религии и подвергает её критике.

Сатанизм и атеизм

Те, кто придерживаются христианской религии уверены, что атеистами являются последователи сатанинской веры — это распространенное заблуждение. Некоторые полагают, что в непосредственную историю и философию атеизма включено направление «сатанизм». Это не так, такая информация чаще всего распространяется от служителей культов «темных высших сил». Огня добавляют и сами представители христианской веры, которым чудятся сатанические происки в вещах и ситуациях, не соответствующие их взглядам и интересам.

В действительности же, сатанизм — это обычное религиозное движение, у которого есть свои церкви, священнослужители и библия. Иными словами, атеизм относится к сатанизму точно так же, как и к любому другому религиозному течению. Атеисты отрицают существование любых сверхъестественных и нематериальных существ, сатана тоже в их числе. Именно поэтому нельзя считать их сатанистами, ровно, как и в противоположном случае.

Сатанистами являются люди, занимающиеся аморальными поступками: оскверняют могилы, издеваются над христианскими ценностями, проводят жертвоприношения. Атеисты уделяют внимание светскому гуманизму, а любую религию называют плодом человеческого воображения.

Атеизм в современном мире

Уже никого не удивишь, что почти в каждой стране есть огромное количество неверующих. В России понятие атеизм представлено как особо распространенное, поскольку в стране есть люди, придерживающиеся религиозного течения, и те, кто уверен в отсутствии бога.

Атеисты в наше время не заставляют людей бросать привычную им веру. У таких личностей просто свое мировоззрение и свое восприятие мира, что дает им возможность комфортно жить. Они не теряют чувство морали и чести, просто для этого им не нужно сверхъестественная сила, постоянно следящая за ними или вера в суд после их смерти.

Не верил в высшую силу один из современных гениев мира — Стивен Хоккинг. Английский физик-теоретик посвятил себя изучению космоса и был уверен, что любое явление, которое простом человеком воспринимается чем-то сверхъестественным, научные факты способны объяснить. Фактически, ученый предполагал существование бога, но считал его бессмысленным. Он даже написал в своей книге «Великий замысел», что для запуска Вселенной не обязательно нужен бог.

Атеисткой себя называет Айзаан Хирси Али, которая отказалась от религии из-за слишком строгих мусульманских законов. Она является современной активисткой против религии и сценаристом фильмов. Несмотря на то, что мусульмане считают её врагом, Айзаан заслужила восхищение со стороны атеистов.

Ещё один влиятельный ученый физик Лоуренс Кросс является атеистом. Он проводил анализ и оценку религии и науки, которые описывал своих книгах. Именно он первым заговорил о темной материи, которая объясняет пустое пространство в космосе.

Религия против атеизма

С точки зрения людей, придерживающихся одной из религий, бог или высшие силы значительно превышают простые понимания человеческого разума. Наука занимается изучением материального мира и не знает ничего о нематериальном существе, которого верующие называют Богом.

Религия доказывает существования богов, указывая на возможные знаки и послания сверхъестественных созданий, а также ссылаясь на библию. Атеисты же хотят увидеть четкое материальное доказательство. Так Санал Эдамаруку-индийский публицист предложил в прямом эфире колдуну вуду с помощью высших сил убить его за «насмешки» над религией. Несмотря на все старания колдуна, Эдамаруку остался жив.

Современные атеисты — это люди, отличающиеся здравым умом, свободолюбием, образованностью. Они очень культурны и прогрессивны, их характерной чертой является цивилизованность и современность. Они питают страсть к научным знаниям и стремятся познать больше материальный мир и человеческие способности.

Критика современного атеизма

Я думаю, нет нужды объяснять читателю, что такое атеизм и в чём его суть. Укажу лишь, что, как и любая идеология, атеизм продолжает развиваться и бросать новые вызовы религии и её последователям, а, следовательно, всегда актуальна необходимость аргументированно ответить на них, особенно в наше время, когда пропаганда агрессивного секуляризма[1] окружает верующего человека.

И да, несмотря на то, что секуляризм и атеизм формально не есть одно и то же, по сути они приводят к одному результату – утрате человеком веры в Бога в исконном смысле этого слова (подчинение Его запретам и следование Его повелениям), так как секуляризм на законодательном уровне ставит знак равенства между верой в Бога и Его отрицанием и требует от всех членов общества признать это условие. Сразу оговорюсь, что статья потребует определённой интеллектуальной подготовки от читателя, так как те аргументы, которые выдвигают против нас атеисты, не могут быть развенчаны двумя-тремя словами, да и повышение общего уровня образованности среди наших читателей – одна из наших целей.

Начнём с того, что одними из основных доводов, выдвигаемых атеистами, являются утверждения, что реальных доказательств существования Бога нет, что религия – это всего лишь этап в развитии человечества, и современному человеку не нужны громоздкие устаревшие морально-этические нормы, а следование им – это путь назад, к отставанию и упадку. Мы последовательно ответим на них.

Первое: есть ли объективные доказательства существования Бога?

Мысль о том, что существование Бога невозможно рационально доказать, принадлежит немецкому философу эпохи просвещения Иммануилу Канту, суть его идеи сводится к тому, что истинное реальное знание об объекте можно получить лишь в купе с эмпирическим (опытным) путем, а знание об объекте, основанное только на рациональных (умозрительных, логических и т.д.) доказательствах, таковыми в сути не являются. Так как знания человека всё равно основываются на его опыте, то в случае если с объектом невозможно установить эмпирический контакт, то и истинное знание о нём получить мы не можем.

Кант называет такие объекты вещью в себе или трансцендентальными и относит к ним Бога. Поэтому он разграничивает веру и знание, и вера в его понимании основывается на чувственных ощущениях, а не на знании.

В дальнейшем эта идея стала крайне популярна в западном обществе, настолько, что некоторые верующие люди стали считать так же. Стоит указать, что Кант не отрицал при этом Бога, но в доказательство Его существования приводил довод, что только вера может быть гарантом добродетели человека, а следовательно, Бог должен существовать. Очевидна слабость этого довода и его ещё меньшая доказуемость, чем те, что Кант отверг. К чему в дальнейшем и пришёл другой крупнейший немецкий философ Ницше с его доктриной «сверхчеловека» (уберменша), который стоит над моралью и не нуждается в отживших, по его мнению, моральных ограничениях, а следовательно, и в Боге как главном гаранте этих ценностей по Канту.

В книге «Антихрист» он описывает свою идею как «смерть Бога». Не стоит понимать эти слова в вульгарном буквальном смысле, Ницше сам говорит, что под этими словами он подразумевает не торжество сатаны, а лишь конец прежней эпохи и начало новой, в которой потерявшая Бога Европа дорого заплатит за это. И действительно, начало 20 века ознаменовали две кровопролитнейшие мировые войны. Идеи, подобные ницшеанским, были ярко описаны русским писателем Достоевским в его романе «Преступление и наказание».

Читайте также  Виды холодного оружия

Отсюда берут начало два главных вывода современных атеистов: 1) существование Бога невозможно доказать, 2) религиозная мораль несёт отсталость, нетерпимость и не нужна современному человеку.

Теперь по существу: верно ли, что истинное знание приобретается только опытным путем, как писал об этом Кант и как ему вторят современные атеисты? Нет. Сразу скажем, что критерии естественно-научного исследования бессмысленно применять к Богу, так как мы, мусульмане, не верим в Бога, которого можно измерить, пощупать, разложить на части и т.д., поэтому бессмысленно требовать подобных доказательств. Вытекает ли из этого, что в таком случае нет объективных доказательств существования Бога? Нет, не вытекает, так как в подобном случае надо было бы отрицать гуманитарные науки, ведь в них невозможно провести эксперимент, например, в истории или экономике. Хотя в экономике и была попытка провести эксперимент – сделано было это в нашей стране, когда в годы советской власти были запрещены рыночные отношения. Кончилось это весьма плачевно.

Также при таком подходе надо было бы отрицать (лишить статуса научности) и теории, в основе которых хоть и лежат естественно-научные факты, но сами они таковыми не являются (например, теория макроэволюции), потому что именно подобными теориями современная наука пытается объяснить процессы в окружающем мире, причём не всегда это удаётся. Данный подход к критике религии принято называть сайентизмом (материализмом, физикализмом).

В этом контексте стоит упомянуть крупнейшего философа 20 века Карла Поппера, который в своей работе «Логика научного знания» выдвинул критерии истинности научного знания, заключающиеся в принципе фальсификационизма, согласно которому теория является научной, если существует методологическая возможность её опровержения или подтверждения путём того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

Главной проблемой данной теории, как мы указали выше, является то, что в таком случае придётся лишить статуса научности гуманитарные науки и большинство научных теорий, описывающих окружающие процессы, следовательно, выдвигать подобные требования ко всем видам знания ошибочно, так как данный подход лишает человека понимания фундаментальных вопросов, низводя его до вульгарного материализма. Поэтому современным атеистам, пытающимся противопоставить научные теории религии, следует признать, что вера в Бога гораздо более аргументирована с точки зрения научных фактов. Например, современная наука пришла к тому, что Вселенная имеет начало и возраст. Очевидно, что в таком случае крайне нелепо выглядит мысль, что всё возникло из ничего само по себе, и наоборот, из этого естественно вытекает, что есть Тот, кто положил всему начало и существует вечно, то есть Бог. В этом и есть главный ответ на сомнения Канта, так как в его время начальность мира была далеко не так очевидна.

Однако в силу крайнего догматизма современных атеистов (с которым они на словах борются) данная мысль не может ими быть принята. Поэтому взамен они предлагают идеи, с помощью которых пытаются выйти из этого тупика; например, идею, что весь мир – это компьютерная симуляция, матрица, созданная некой высокоразвитой цивилизацией, за пределы который мы не можем выйти. Данные идеи являются суррогатом религии и Бога, эрзацем, низкокачественным заменителем. Таким образом, современный атеизм, борясь с религией, сам стал ею.

Одним из доказательств, приводимых мусульманами, является личность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), чья биография и последующие преобразования, связанные с учением, с которым он пришёл, сказавшиеся без преувеличения на всём человечестве, абсолютно уникальны и не имеют аналогов в истории, что подтверждает истинность его миссии и то, что он действительно получил её от Бога. Для борьбы с этим немусульмане создали целую специальность – востоковедение, целью которой является не только понять Ислам и мусульман, но и представить Ислам в том свете, который выгоден им. Поэтому для своих искажений они выбрали главные символы ислама: Коран и Пророка. Полемика с ними – это отдельная огромная тема, для ознакомления мы советуем прочитать книгу Мухаммада Мустафы аль-Азами «История коранического текста», которая переведена на русский язык.

Теперь мы поговорим о морали и гуманизме – втором знамени современных атеистов. Начнём с вопроса, кто же имеет право формировать ценности для общества? В Исламе таким законодателем является Всемилостивый и Милосердный Аллах. Атеистическая мораль предлагает человеку самому стать творцом ценностей. При таком подходе рождается множество моделей с разными наборами ценностей – от ультраправых до ультралевых, каждая из которых претендует на истинность. Ни о каком единстве при этом не может идти и речи, напротив, именно этот подход привёл к двум самым кровопролитным мировым войнам в истории человечества с последующим разделением мира на два враждующих лагеря. Поэтому среднестатистический человек в этих обществах гораздо более несчастен и в разы чаще совершает самоубийство, чем человек, имеющий чёткое религиозное представление о добре и зле.

Мы видим, как избирательно «гуманны» современные светские режимы, и как агрессивно они насаждают свою власть, продолжая делить мир в своих корыстных интересах, прикрываясь при этом защитой прав человека и меньшинств. Стал ли новый мир, свободный от религии, более гуманным? Нет. Стал ли он более лицемерным? Да. Более того, поставив во главу угла ценностей человека личный успех и оставив религиозную мораль, современный мир столкнулся с глубочайшим кризисом семьи, что привело к естественному вырождению населения, так как традиционная семья, обеспечивающая веками продолжение рода, современному обществу уже не нужна, а адекватной альтернативы оно взамен предложить не может. Мы видим, как всё ниже опускаются моральные стандарты, человеку уже не нужно подниматься до определённого морального идеала, наоборот, планка морали опускается всё ниже и ниже – настолько, что слыть аморальным уже практически невозможно.

Ко всем этим кризисам привели атеизм и секуляризм, появившиеся и набравшие силу на волне кризисов, с которыми столкнулось традиционное общество, он не решил их, а создал новые.

Также стоит ответить на обвинение в том, что религия приводит к научной отсталости. О важности научно-технического прогресса мы уже писали отдельную статью. Стоит лишь добавить, что технологическая отсталость исламских стран навязана политикой стран Запада, и она, к сожалению, принята большинством мусульман как данность. Хотя Ислам, наоборот, призывает человека к развитию науки, а не к борьбе с ней.

[1] Секуляризм – концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства. Современный секуляризм берёт начало в сочинениях античных философов, таких как Эпикур и Марк Аврелий, средневековых исламских и европейских мыслителей (Ибн Рушд, Марсилий Падуанский), философов эпохи Просвещения (Дидро, Вольтер, Джефферсон и др.). Процесс секуляризма часто называют секуляризацией.

Является ли атеизм религией? Обзор и Советы +Видео

Является ли атеизм религией?

Слово атеизм имеет греческое происхождение. «А» это отрицательная приставка, теос — это бог, то есть в буквальном понимании это безбожие. Некоторые уверены, что прежде чем понять атеизм, сначала нужно понять, что такое религия. В современном мире религия трактуется как вера в существование сверхъестественных сил, которые имеют определенное влияние на жизнь человека.

Поэтому атеизм можно определить как отсутствие веры в существование определенных сверхъестественных сил, которые выше человека.

Есть определенная путаница из-за того, что все смешивают веру и убеждения. Убеждения человека основаны на знаниях, а вера признаёт влияние сверхъестественных сил.

  1. Как говорил философ Гете: «у кого есть наука, тот не нуждается в религии».
  2. Атеизм и мировоззрение
  3. Наука и религия
  4. Видео о религии

Как говорил философ Гете: «у кого есть наука, тот не нуждается в религии».

Можно встретить информацию о том, что верующие хотят убедить атеистов в том, что атеизм тоже является своеобразной верой, что атеисты верят в отсутствие бога. Атеисты так не считают, и пытаются объяснить верующим, что они не верят в бога, и это не одно и то же что и вера в его отсутствие.

Атеизм и мировоззрение

Между верующими и атеистами есть два спора. Первый спор касается того, является ли атеизм разновидностью религий. И второй вопрос, атеизм это неверие в существование бога, или вера в несуществование бога. Это взаимосвязанные вопросы, и если атеизм рассматривать как неверие, то он не является религией. При этом если атеизм это религия, то основываться он должен исключительно на вере.

Атеисты никогда не называют себя верующими. Они не считают что атеизм это вера и религия, а выражение о том, что атеист это верующий наоборот можно услышать только от людей, которые с ними спорят, которые верят в бога.

Это связано с тем, что верующие не признают самоидентификацию атеистов, и хотят, чтобы и они были верующие. Атеизм они называют религиозным вероучением.

Есть такой психологический аспект, что атеисты проявляют к верующим людям больше такта, чем верующие к атеистам. Атеисты не хотят навесить ярлыков на верующих. А вот верующие пытаются навесить на атеизм ярлык, что это религиозное вероучение. Это связано с тем, что не верующие люди, то есть атеисты, психологически не привязаны к канону, и поэтому в своих мыслях и действиях они не зависят от вероучительных ритуалов. Верующие хотят убедить окружающих и себя, что атеисты тоже ограничены рамками своей атеистической религии или веры. Именно потому многие верующие утверждают, что атеизм это тоже религия и вера.

Есть даже такая поговорка «если атеизм это вера, то тогда лысый это такой цвет волос». Это показывает отличие атеизма от религии.

Наука и религия

Во все времена взаимоотношения науки и религии были сложными. Можно сказать, что они являются непримиримыми соперниками и противниками, одно понятие исключает другое.

Наука всегда первоначально ищет причины всех явлений, чтобы дать рациональное объяснение. А вот религия и её точка зрения находятся в конфликте с наукой, которая её компрометирует.

Стоит вспомнить об эпохе Возрождения и конце средних веков, когда инквизиция наносила свои удары по учёным. Поскольку наука развивалась, учёные своими исследованиями подорвали веру людей, а значит и авторитет церкви. Это было связано с тем, что наука давала рациональное объяснение всех явлений и понятий, которые ранее все воспринимали только сферой божественного влияния.

Временами церковь боролась с наукой жестокими карательными мерами.

Такие проявления были и в XX веке после Второй Мировой войны в Америке, когда в некоторых школах пытались запретить рассказывать эволюционную теорию Дарвина, из-за того что она подрывает авторитет религии и церкви. Всё связано с тем, что у религии и церкви нет аргументов, чтобы бороться с наукой, и они не могут ограничить её влияние. Именно поэтому её служители ищут консервативных политиков, чтобы оказывать влияние.

Видео о религии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: