Архитектурные сооружения Константинополя - OXFORDST.RU

Архитектурные сооружения Константинополя

Архитектурные памятники Константинополя

Архитектурные памятники Константинополя

Колонна императора Константина

Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские обряды. Историк Иосиф Стриговский вообще считал, что посвящение императором Константином города Пресвятой Богородице есть благочестивая позднейшая вставка. По древнейшим свидетельствам, император, согласно старинным обычаям, посвятил новый город Судьбе и наряду с политическим названием («Новый Рим», или Константинополь) дал ему и тайное жреческое имя — Анфуса («Цветущая»).

По словам «Пасхальной хроники», Константин Великий еще в 328 г. (то есть за два года до торжественного освящения новой столицы) тоже назвал Судьбу города Анфусой и принес при этом бескровную жертву. Это имя имеет в виду и закон 334 г., в котором император Константин называет свою столицу городом «quam aeterno nomine donavimus». To же имя приводится у первого византийского летописца Иоанна Малалы и историка Евстафия.

Император Константин был убежден, что судьба и счастье города зависят от палладиума (древнего изображения богини Афины Паллады), который в нем секретно хранится. И византийцы отчетливо сознавали, что «Константин, унесши из Рима тайно истукан, называемый палладиумом, поместил его на Форуме, им основанном, под колонной своей статуи, и, как уверяют некоторые из византийцев, он и теперь так лежит».

Первое изображение аллегорической Судьбы было воздвигнуто императором Константином, вероятно, в том же 328 г. Потом эта статуя в день 11 мая 330 г. была торжественно перенесена с Филадельфии (или Магнавра) и поставлена на колонну, где сначала стояла бронзовая исполинская статуя, изображавшая Аполлона (работа великого Фидия). Император Константин приказал отбить у бронзового изваяния голову и заменил изображение античного бога своим собственным[18]. А в самый день освящения города была открыта другая статуя (деревянная позолоченная), изображавшая самого императора Константина, державшего в правой руке Судьбу города (Анфусу). По указу императора эту статую в торжественной процессии должны были ежегодно доставлять на Ипподром и проносить перед императорской трибуной. Обычай этот, по одной версии, удерживался до правления императора Юлиана, по другой — до Феодосия Великого[19].

Постепенно христианство очищалось от язычества, и у Амартола этот «истукан» уже превращается в христианскую святыню. Он описывает колонну из одного камня, порфировую, «весьма удивительную, которую он (Константин. — Н. И.) привез из Рима; на ней поставил он статую, принесенную им из Гелиополиса Фригийского и имеющую на голове семь лучей». Колонну три года везли морем, а когда доставили в Константинополь — то еще один год от моря, так тяжела и велика она была. «Потом положив в ее основание 12 корзин, которые благословил Иисус Христос, и Честное древо и святые мощи для утверждения и охраны, поставил ее со многим искусством, силою и мудростью удивительный этот муж всеудивительную колонну из одного камня».

Из описания видно, что речь идет о порфировой колонне, которая сейчас стоит недалеко от площади Ат-Мейданы. Первоначально колонна, составленная из девяти цилиндрических кусков порфира, поставленных один на другой, была покрыта бронзовыми позолоченными пластинами. В месте соединения цилиндров был изваян лавровый венок, из-за чего памятник имел вид монолита с высеченными поперечными колоннами. Уже в древности колонна Константина сделалась предметом самого фантастического культа, соединив в себе многочисленные народные предания, связанные с судьбой города и императора.

В целях сохранности Константинова колонна еще во время правления императора Феодосия II была скреплена железными обручами. В царствование Алексея I Комнина статуя императора и верхние барабаны были сбиты молнией, сама же колонна сохранилась. Император Мануил I Комнин (1143—1180) поправил памятник, приделав к нему новую коринфскую капитель с греческими надписями, но вместо статуи повелел поставить золотой крест. Во время осады Константинополя турками византийцы столпились вокруг колонны, так как существовало предание, что император Константин никогда не допустит в город завоевателей дальше своего памятника. А когда наступит роковой момент, слетит с золотого креста ангел, вручит пламенный меч одному из защитников и повелит разить врага.

В настоящее время колонна императора Константина называется Чемберлиташ («Обожженная колонна»). Некоторые историки считают, что такое название памятник получил после мятежа Ника, когда он был испорчен пожаром. Другие исследователи считают эту версию сомнительной, так как в то время колонна стояла в центре форума, и пламя не могло затронуть ее. Пострадала же она от пожара в XVII в., когда форум Константина весь был застроен и здания доходили до основания колонны. После пожара султан Мустафа I повелел окружить обожженный пьедестал каменной облицовкой до второго барабана. Колонна серьезно пострадала и от пожара 1779 г. Османский султан Абдул-Гамид I (1774—1789) достроил постамент колонны и обвел ее железными обручами. После этого колонна Константина и была переименована в Чемберлиташ.

Чемберлиташ

Сегодня колонна, высота которой достигает почти 36 м, состоит из шести порфировых цилиндров, скрепленных железными обручами. Края цилиндров украшены изображениями лавровых венков. До сих пор сохраняются предания, что в основание колонны положены реликвии христианской и других религий: деревянная скульптура богини Афины, привезенная из Трои; посох Моисея, с помощью которого бьет вода на скалах; топор Ноя и крошки хлеба, принадлежавшего Иисусу Христу… Таким образом, на основе легенд доказывалась связь христианства с другими религиями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Архитектурные пропорции

2. Архитектурные пропорции Отношения, определяющие размеры греческих храмов, промежутки между колоннами и соотношения частей фасада соответствуют тем же отношениям, что определяют музыкальные интервалы. Идея перехода от арифметической концепции числа к

ГЛАВА LX Раскол между греками и латинами. — Положение Константинополя. — Восстание болгар. — Исаак Ангел свергнут с престола своим братом Алексеем. — Причины четвертого Крестового похода. -Союз франков и венецианцев с сыном Исаака. -Их морская экспедиция в Константинополь. -Две осады Константинополя

ГЛАВА LX Раскол между греками и латинами. — Положение Константинополя. — Восстание болгар. — Исаак Ангел свергнут с престола своим братом Алексеем. — Причины четвертого Крестового похода. -Союз франков и венецианцев с сыном Исаака. -Их морская экспедиция в Константинополь.

7. Архитектурные сооружения Микеланджело

7. Архитектурные сооружения Микеланджело В Риме Микеланджело составил затем проект великолепной новой площади Капитолия с Сенаторским дворцом в глубине, обставленным направо и налево от входа лестницами, с дворцом Консерваторов направо, Капитолийским музеем налево и с

13. Архитектурные работы Корреджо

13. Архитектурные работы Корреджо Наряду с работами Корреджо в куполе собора возникли и его знаменитые алтарные образа: Мадонна со св. Себастьаном и мчащимися на облаках ангелами Дрезденской галереи, Отдых на пути в Египет со сплетающимися хороводами ангелов и затем

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА Петра – столица Караванной империи В древности Петру называли столицей караванной империи. Торговые караваны, направлявшиеся из Египта в Палестину и Сирию, никак не могли миновать узкую горловину ущелья Сик, за которой среди моря белых

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди

Архитектурные памятники

Архитектурные памятники Лучший вид на Ярославль открывается с Волги. Купола и колокольни древних храмов, стоящие на высоком правом берегу реки, образуют множество вертикалей и придают остроту и своеобразие силуэту города. Великолепен вид на Ярославль и сверху – с

Византийская архитектура

Когда в 1204 году европейцы, называющие себя крестоносцами, под предлогом освобождения святынь вероломно ворвались в Константинополь — столицу древней Византии, начался вывоз сокровищ этого государства в Европу. Нескончаемый поток шел в течение пятидесяти лет. К сокровищам относились и памятники византийского зодчества — из их величественных обломков были построены шедевры уже европейской архитектуры.

Из Рима — в Византию

Архитектура Византии — наследница умений римских зодчих. Зодчие молодого еще государства не стали изобретать ничего нового — они возводили великолепные сооружения, уже бывшие популярными в Вечном городе: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки. Но для новой религии — христианства — требовался другой тип храма. Поэтому новым типом зданий стали церкви.

Период высшего расцвета культуры Византии пришелся на время царствования императора Юстиниана. При нем строились храмы двух типов: купольные базилики и центрические церкви с куполом на восьми опорах.

Впоследствии широко распространилась другая система храмов — крестово-купольная. Однако период, когда появились подобные храмы, окончился для Византийской империи печально: Константинополь, ее столица, был взят и разграблен крестоносцами, среди которых преобладали венецианцы. Они хозяйничали в византийской столице в течение нескольких десятилетий. В результате венецианская архитектура вобрала в себя многие черты византийской.

Империя была восстановлена, но просуществовала после этого сравнительно недолго — до взятия Константинополя турками в 1453 году. Но несмотря на трагическую историю, византийская архитектура оказала огромное влияние на строительное искусство всего христианского мира, в том числе Древней Руси.

Триумфальная арка Константина до сих пор находится в Риме. Она воздвигнута в 312–315 годах, до переноса столицы. Это позднейшая из сохранившихся римских триумфальных арок

Константинополь. Византийский парадиз

Константинополь возник на месте греческой колонии Византий — отсюда и название государства. Благодаря гигантским, по масштабам тех времен, строительным работам город за полвека превратился в один из крупнейших художественных центров Европы и Ближнего Востока.

Главный город молодого государства поражал своим великолепием. При императоре Константине была заложена церковь Святой Софии. Одновременно с первыми церквями в Константинополе была возведена громадная колонна, привезенная из римского храма Аполлона. Ее венчала статуя самого Константина в образе покровителя искусств, приветствующего восходящее солнце. Из Рима был также привезен знаменитый памятник в честь богини Афины Паллады, в свое время вывезенный римлянами из Афин. Эта колонна была превращена в пьедестал для статуи Константина, а затем и для статуй его преемников. Внешний облик Константинополя все еще хранил отпечаток языческих времен.

Популярным строительным материалом в Византии была плинфа. Это обожженный тонкий, но при этом широкий, почти равносторонний кирпич. Из плинфы часто строили и в Киевской Руси

К концу царствования императора в его новой столице было построено около 30 дворцов и храмов, более 4000 жилых зданий для знати, ипподром, цирк и два театра, восемь водопроводов, а также тысячи домов для простолюдинов. При Константине и его ближайших преемниках, которые активно покровительствовали местным мореходам и купцам, были оборудованы удобные гавани, построены причалы и торговые склады. Вскоре, благодаря новой религии, Византию начали украшать новые по своему облику и конструкции великолепные храмы.

Читайте также  Космоцентризм как основа философии древней греции

Религия меняет архитектуру

Стоит сказать, что византийцы, как и древние римляне, любили эффектные зрелища. Исключительно пышными были приемы послов и выходы императоров. А позже в Константинополе такого рода церемониал стал присущ и церковным службам. Для них потребовался совершенно новый тип храма.

Теперь храм уже не был сооружением, где одиноко стояла статуя божества, как в античную эпоху: он превратился в место для собрания верующих. Там они участвовали в таинстве приобщения к божественному и слушали проповеди.

На первый взгляд, устройство византийского храма, которое легло в основу всей архитектуры христианского мира, очень сложно. Но это скорее из-за названий новых конструктивных элементов храма. На самом деле, в религиозных сооружениях, построенных по образу и подобию византийских, например, в храмах Древней Руси, нет ничего сложного и случайного.

Если представить, что вы смотрите на интерьер храма сверху, становится очевидно, что в плане храм образует крест — символ христианской церкви. Если же, находясь внизу, посмотреть вверх, то на пересечении ветвей креста, в центральной части — средокрестии — можно увидеть купол. Именно поэтому византийские, а затем и древнерусские храмы стали называться крестово-купольными. Совсем не сложно!

Немного позже зодчие стали разделять храм колоннами на три части — три нефа: один центральный и два боковых. Неф, который располагался поперек остальных и вместе с центральным нефом образовывал крест, стал называться трансептом.

Византийские зодчие, стоявшие у истоков христианской архитектуры, установили те каноны, которые в дальнейшем стали основой для классификации церквей. Так, константинопольская София является родоначальницей типа храмов, который позже стал называться центрально-купольной базиликой.

София константинопольская — символ величия и могущества Византии

Константинопольская София — один из самых известных шедевров мировой архитектуры. До постройки Собора Святого Петра в Риме она оставалась самым большим храмом христианского мира.

Церковь Святой Софии была возведена при императоре Юстиниане и должна была усилить его позиции после восстания Ника, которое принесло страшные разрушения. Тогда были уничтожены многие здания, построенные при императоре Константине.

Строителями символа величия и могущества империи стали архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. К началу возведения храма Софии эти мастера уже имели опыт постройки подобных сооружений.

В ХХ веке в Софии Константинопольской на стенах были обнаружены рунические надписи. Оставили их, скорее всего, наемники, служившие в армии византийского императора

С самого начала строительства со всех концов империи везли в Константинополь строительные материалы: мрамор, гранит, порфир, ценные породы дерева. Сооружение возводили из тонкого обожженного кирпича — плинфы. Между кирпичами были выложены широкие прослойки цемянки, известной еще римлянам. Цемянка была уникальным материалом — это известковый бетонный раствор, который, затвердев, становился крепче кирпича.

Стены Святой Софии были обшиты драгоценным цветным мрамором; мраморным был также и пол, над декором которого трудились лучшие художники империи.

Центральное пространство храма было перекрыто грандиозным куполом диаметром почти 33 метра. Столбы, подпирающие навершие (верхушку купола), были сложены из больших глыб известкового камня, скрепленных особым образом. Стены возводились из специальных легких кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. После просушки несколько таких кирпичей весили не более одного обычного.

На кирпичах были оттиснуты слова «Господь да поможет». Может быть, поэтому храм, несмотря на свою драматическую историю, сохранился до сих пор…

Интерьер: на небе или на земле?

Святая София поражает не только громадным куполом, но и своим внутренним пространством. Благодаря конструкции здания и прорезанным в барабане купола окнам кажется, что он словно парит в воздухе.

Все пространство храма освещено золотистым сиянием. Византийские мастера добились такого эффекта, покрыв внутреннюю поверхность купола золотой мозаикой. Золотой цвет был выбран не случайно — это символ святости.

Особую декоративность пространству сообщали капители колонн храма, изготовленные из белого мрамора. В архитектурно-художественном образе храма Святой Софии зодчие воплотили представление о вечном и непостижимом божественном начале.

Согласно легенде, император Юстиниан, посетив храм Святой Софии, произнес: «Я превзошел тебя, Соломон!» — имея в виду древний Иерусалимский храм

В истории мировой архитектуры и римский Пантеон, и константинопольская София остались непревзойденными архитектурными шедеврами.

Взяв Константинополь, турки превратили этот собор в мечеть, и с тех пор его облик значительно изменился. Однако храм не утратил основных своих архитектурных особенностей, производя и в наши дни сильное впечатление.

Падение Константинополя вызвало возмущение всей Европы. Но достижения византийского зодчества не канули в лету, а были сполна восприняты всем христианским миром.

Архитектурные сооружения Константинополя (стр. 1 из 2)

Студент группы: ____________

____________________

Содержание:

1. Введение

2. Собор Святой Софии

3. Внутренняя отделка храма

4. Мавзолей Галлы Плацидии

5. Церковь Сан-Аполинаре

6. Заключение

7. Библиографический список

1. Введение

11 мая 330 года столицей Великой Римской империи был официально провозглашен город Константинополь — новый город, построенный на берегу Мраморного моря на месте старой греческой колонии Византий, город императора Константина, первого в истории монарха-христианина.

Так была основана Вторая Римская империя. Здесь христианство впервые стало официальной (хотя и не единственной) религией.

Видимо с этой точки и следует вести отсчет эпохе средневековья, т.к. история средних веков в Европе — это не только история развития феодальных отношений и переселения народов, но также история становления, процветания и постепенной утраты влияния христианской церкви.

В Византии, в отличие от Западной Европе, технические архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. Так, перед началом строительства собора Святой Софии в Константинополе один из главных зодчих, Исидор из Милета, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов.

2. Собор Святой Софии

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, — безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ золотого века» Византии.
Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор — без всяких преувеличений — чудо инженерной мысли.

Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления («распора») купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом — к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь — меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны.

Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе.

По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: «Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. . Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело.»

3. Внутренняя отделка храма

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе).

Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период «иконоборчества», но была восстановлена позднее.Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика — Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена «македонского ренессанса».

Сейчас собор Святой Софии — мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

Приемы античного зодчества дополнялись и творчески перерабатывались, что привело со временем к выработке собственных византийских архитектурных канонов. От античности были унаследованы два типа построек — центрические (восходящие к античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям).

Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями. В плане они представляли собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник.

Пример — крестообразная в плане церковь — мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все сооружения находятся в Равенне).

4. Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века) получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию — по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа.

Читайте также  Лесков Николай Семенович

Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.

5. Церковь Сан-Аполинаре

Церковь Сан-Аполинаре (начало VI века) выла построена королем остготов Теодорихом, который сделал Равенну своей столицей (493 г.). Видимо, многие ее мозаики были сделаны уже в IX веке (во времена «золотого века» века Византии), когда церковь добавила к своему названию эпитет «Нуово» (новая).

Церковь Сан-Аполинаре — большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими «расплющенными» капителями занято мозаикой: слева — процессия мучениц, справа — мучеников (крупные надписи сообщают их имена).. Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы.

Базилики, как правило, были крупнее, внутри делились на нефы. Нефов могло быть три, пять, реже семь или девять. Центральный неф был шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей.

Окна в верхней высокой части среднего нефа обеспечивали равномерную освещенность внутреннего пространства.

Пример — трехнефная базилика Сан-Аполинаре де Нуово (Равенна).
Широко использовались достижения римских архитекторов — арочное и сводчатое перекрытие и купол.Однако, храмовые и общественные постройки древнего мира не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к христианскому храму ни функционально, ни символически.

6. Заключение

Античный храм никогда не был местом для молитв, массового богослужения. Процессии обходили вокруг храма, не заходя в него. Античный храм — пример типично наружной архитектуры. Внешность безусловно господствует над внутренностью, фасад над интерьером. Все богатство фантазии — метопы и фризы, капители колонн и фронтонные группы — античный архитектор концентрирует снаружи и вписывает в окружающий пейзаж.

Внутренняя часть храма — целла — примитивно проста по форме и убранству и просторна ровно настолько, чтобы вместить культовую статую.
Христианский храм — пример внутренней (внутренне-внешней) архитектуры. Он должен быть просторен и по возможности богато украшен внутри.

Каждая часть христианского храма имеет свое символическое значение:
Свод — небесный свод, купол — «небо небес», амвон — гора, с которой проповедовал Христос, престол — место Гроба Господня, четыре угла которого — четыре стороны света. Кроме того, церковь — образ распятия Христова, поэтому представляется желательным, чтобы в самой структуре храма был запечатлен символ христианства — крест.

Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима, где ожидается Второе Пришествие Христа. Долгие архитектурные поиски, направленные на то, чтобы найти наилучшее соответствие между символическими и функциональными требованиями, предъявляемыми к храму, завершились идеальным решением.

Новый тип храмового здания — крестово-купольный храм — стал образцом для всего православного мира (начиная с IX столетия).

7. Библиографический список:

Архитектурные сооружения Константинополя

Реферат на тему:

Студент группы: ____________

____________________

2.

Собор Святой Софии

3.

Внутренняя отделка храма

4.
Мавзолей Галлы Плацидии

5.
Церковь Сан-Аполинаре

7.

Библиографический список

11 мая 330 года столицей Великой Римской империи был официально провозглашен город Константинополь — новый город, построенный на берегу Мраморного моря на месте старой греческой колонии Византий, город императора Константина, первого в истории монарха-христианина.

Так была основана Вторая Римская империя. Здесь христианство впервые стало официальной (хотя и не единственной) религией.

Видимо с этой точки и следует вести отсчет эпохе средневековья, т.к. история средних веков в Европе — это не только история развития феодальных отношений и переселения народов, но также история становления, процветания и постепенной утраты влияния христианской церкви.

В Византии, в отличие от Западной Европе, технические архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. Так, перед началом строительства собора Святой Софии в Константинополе один из главных зодчих, Исидор из Милета, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов.

2. Собор Святой Софии

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, — безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ золотого века» Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор — без всяких преувеличений — чудо инженерной мысли.

В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Основная сложность, которую пришлось реодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.

Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления («распора») купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом — к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь — меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны.

Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе.

По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: «Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. . Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело.»

3. Внутренняя отделка храма

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе).

Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период «иконоборчества», но была восстановлена позднее.Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика — Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена «македонского ренессанса».

Сейчас собор Святой Софии — мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

Приемы античного зодчества дополнялись и творчески перерабатывались, что привело со временем к выработке собственных византийских архитектурн

Пример — крестообразная в плане церковь — мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все сооружения находятся в Равенне).

4. Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века) получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию — по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа.

Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен «украшают» только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные со столь же плоскими арками («глухая аркада»).

Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.

5. Церковь Сан-Аполинаре

Церковь Сан-Аполинаре (начало VI века) выла построена королем остготов Теодорихом, который сделал Равенну своей столицей (493 г.). Видимо, многие ее мозаики были сделаны уже в IX веке (во времена «золотого века» века Византии), когда церковь добавила к своему названию эпитет «Нуово» (новая).

Церковь Сан-Аполинаре — большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими «расплющенными» капителями занято мозаикой: слева — процессия мучениц, справа — мучеников (крупные надписи сообщают их имена).. Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы.

Базилики, как правило, были крупнее, внутри делились на нефы. Нефов могло быть три, пять, реже семь или девять. Центральный неф был шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей.

Окна в верхней высокой части среднего нефа обеспечивали равномерную освещенность внутреннего пространства.

Пример — трехнефная базилика Сан-Аполинаре де Нуово (Равенна). Широко использовались достижения римских архитекторов — арочное и сводчатое перекрытие и купол.Однако, храмовые и общественные постройки древнего мира не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к христианскому храму ни функционально, ни символически.

Античный храм никогда не был местом для молитв, массового богослужения. Процессии обходили вокруг храма, не заходя в него. Античный храм — пример типично наружной архитектуры. Внешность безусловно господствует над внутренностью, фасад над интерьером. Все богатство фантазии — метопы и фризы, капители колонн и фронтонные группы — античный архитектор концентрирует снаружи и вписывает в окружающий пейзаж.

Внутренняя часть храма — целла — примитивно проста по форме и убранству и просторна ровно настолько, чтобы вместить культовую статую. Христианский храм — пример внутренней (внутренне-внешней) архитектуры. Он должен быть просторен и по возможности богато украшен внутри. Каждая часть христианского храма имеет свое символическое значение: Свод — небесный свод, купол — «небо небес», амвон — гора, с которой проповедовал Христос, престол — место Гроба Господня, четыре угла которого — четыре стороны света. Кроме того, церковь — образ распятия Христова, поэтому представляется желательным, чтобы в самой структуре храма был запечатлен символ христианства — крест.

Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима, где ожидается Второе Пришествие Христа. Долгие архитектурные поиски, направленные на то, чтобы найти наилучшее соответствие между символическими и функциональными требованиями, предъявляемыми к храму, завершились идеальным решением.

Новый тип храмового здания — крестово-купольный храм — стал образцом для всего православного мира (начиная с IX столетия).

7.

Библиографический список:

1.
Прохоров А.М., Гиляров М.С. и др. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1991

2.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: «Изобразительное искусство», 1983

3.
Шитов Л.А., Алехин А.Д., Антонова И.А., Коржев Г.М., Курилко-Рюмин М.М., Мыльников А.А. и др. Юный художник. – М.: «Молодая гвардия», 1999

Реферат: Архитектурные сооружения Константинополя

Студент группы: ____________

____________________

Содержание:

1. Введение

2. Собор Святой Софии

3. Внутренняя отделка храма

4. Мавзолей Галлы Плацидии

5. Церковь Сан-Аполинаре

6. Заключение

7. Библиографический список

1. Введение

11 мая 330 года столицей Великой Римской империи был официально провозглашен город Константинополь — новый город, построенный на берегу Мраморного моря на месте старой греческой колонии Византий, город императора Константина, первого в истории монарха-христианина.

Так была основана Вторая Римская империя. Здесь христианство впервые стало официальной (хотя и не единственной) религией.

Видимо с этой точки и следует вести отсчет эпохе средневековья, т.к. история средних веков в Европе — это не только история развития феодальных отношений и переселения народов, но также история становления, процветания и постепенной утраты влияния христианской церкви.

В Византии, в отличие от Западной Европе, технические архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. Так, перед началом строительства собора Святой Софии в Константинополе один из главных зодчих, Исидор из Милета, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов.

2. Собор Святой Софии

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, — безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ золотого века» Византии.
Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор — без всяких преувеличений — чудо инженерной мысли.

В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Основная сложность, которую пришлось реодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.

Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления («распора») купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом — к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь — меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны.

Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе.

По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: «Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. . Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело.»

3. Внутренняя отделка храма

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе).

Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период «иконоборчества», но была восстановлена позднее.Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика — Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена «македонского ренессанса».

Сейчас собор Святой Софии — мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

Приемы античного зодчества дополнялись и творчески перерабатывались, что привело со временем к выработке собственных византийских архитектурных канонов. От античности были унаследованы два типа построек — центрические (восходящие к античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям).

Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями. В плане они представляли собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник.

Пример — крестообразная в плане церковь — мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все сооружения находятся в Равенне).

4. Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века) получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию — по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа.


Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен «украшают» только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные со столь же плоскими арками («глухая аркада»).

Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.

5. Церковь Сан-Аполинаре

Церковь Сан-Аполинаре (начало VI века) выла построена королем остготов Теодорихом, который сделал Равенну своей столицей (493 г.). Видимо, многие ее мозаики были сделаны уже в IX веке (во времена «золотого века» века Византии), когда церковь добавила к своему названию эпитет «Нуово» (новая).

Церковь Сан-Аполинаре — большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими «расплющенными» капителями занято мозаикой: слева — процессия мучениц, справа — мучеников (крупные надписи сообщают их имена).. Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы.

Базилики, как правило, были крупнее, внутри делились на нефы. Нефов могло быть три, пять, реже семь или девять. Центральный неф был шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей.

Окна в верхней высокой части среднего нефа обеспечивали равномерную освещенность внутреннего пространства.

Пример — трехнефная базилика Сан-Аполинаре де Нуово (Равенна).
Широко использовались достижения римских архитекторов — арочное и сводчатое перекрытие и купол.Однако, храмовые и общественные постройки древнего мира не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к христианскому храму ни функционально, ни символически.

6. Заключение

Античный храм никогда не был местом для молитв, массового богослужения. Процессии обходили вокруг храма, не заходя в него. Античный храм — пример типично наружной архитектуры. Внешность безусловно господствует над внутренностью, фасад над интерьером. Все богатство фантазии — метопы и фризы, капители колонн и фронтонные группы — античный архитектор концентрирует снаружи и вписывает в окружающий пейзаж.

Внутренняя часть храма — целла — примитивно проста по форме и убранству и просторна ровно настолько, чтобы вместить культовую статую.
Христианский храм — пример внутренней (внутренне-внешней) архитектуры. Он должен быть просторен и по возможности богато украшен внутри.

Каждая часть христианского храма имеет свое символическое значение:
Свод — небесный свод, купол — «небо небес», амвон — гора, с которой проповедовал Христос, престол — место Гроба Господня, четыре угла которого — четыре стороны света. Кроме того, церковь — образ распятия Христова, поэтому представляется желательным, чтобы в самой структуре храма был запечатлен символ христианства — крест.

Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима, где ожидается Второе Пришествие Христа. Долгие архитектурные поиски, направленные на то, чтобы найти наилучшее соответствие между символическими и функциональными требованиями, предъявляемыми к храму, завершились идеальным решением.

Новый тип храмового здания — крестово-купольный храм — стал образцом для всего православного мира (начиная с IX столетия).

7. Библиографический список:

1. Прохоров А.М., Гиляров М.С. и др. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1991

2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: «Изобразительное искусство», 1983

3. Шитов Л.А., Алехин А.Д., Антонова И.А., Коржев Г.М., Курилко-Рюмин М.М., Мыльников А.А. и др. Юный художник. – М.: «Молодая гвардия», 1999

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: