Архитектура Древней Руси - OXFORDST.RU

Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси

Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи. Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец. Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу». «Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей. В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Устройство древнерусского храма

Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!

С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.

Над церковным зданием сооружали главный купол. Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.

Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.

Как число, так и форма куполов имеют символическое значение. Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы

Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Все это было заимствовано из византийской архитектуры.

Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Вход в церковь был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.

Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники. Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений. Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Читайте также  Зарождение капиталистических отношений в Западной Европе

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Архитектура Древнерусского государства (X — XII века).

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин­ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси­дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва­риант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава — Чернигове — был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача — расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого — по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская — только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось — вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже — византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий — церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

Архитектура Древней Руси кратко — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.

Каменная древнерусская архитектура до 9 века

Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)

Руины Любшанской крепости. Автор: Peterv240 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52012735

Местоположение Любшанской крепости на карте. Автор: Vissarion — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2677088

Читайте также  Деметра и Персефона

Вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости» Автор: Николай Константинович Рерих — Myseum by name of Nicolas Roerichthe last upload: Tretyakov Gallery, Moscow, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21509654

Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:

  • упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
  • укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.

С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. X — нач. XI вв., что было связано с Крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь Св. Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 гг. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг.). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храмe Киевской Руси — соборе Св. Софии в Киеве. София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси.

КАТЕГОРИИ

  • АРХИТЕКТУРА
  • Архитектура Древнего Мира
  • Архитектура Древнего Египта
  • Архитектура Древнего Востока
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Архитектура Древней Руси
  • Архитектура Венеции
  • Романский период (950 — 1250 гг.)
  • Готика (1250 — 1520 гг.)
  • Ренессанс (1520 — 1650 гг.)
  • Барокко (1650 — 1770 гг.)
  • Рококо (1715 г. — XVIII в.)
  • Классицизм (1770 -1840 гг.)
  • Ампир (1804 — 1825 гг.)
  • Архитектура XIX — XXI вв
  • Великие Архитекторы Мира

Русь деревянная

Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Дерево оставалось главнейшим строительным материалом на Руси с древнейших времен до петровской эпохи. До конца X в. на Руси практически не было монументального каменно-кирпичного строительства. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или деревоземляными. Из дерева строили все виды сооружений — от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцовых с разветвленной планировочной системой, рядовые жилые дома, терема бояр и купцов, приходские и соборные церкви. Дерево шло на мощение улиц, на устройство мостов через реки и на сооружение оборонительных укреплений, в виде частоколов или рубленых стен, зачастую на высоких земляных валах.

популярные теги

  • АРХИТЕКТУРА
  • Архитектура Древнего Мира
  • Архитектура Древнего Египта
  • Архитектура Древнего Востока
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Архитектура Древней Руси
  • Архитектура Венеции
  • Романский период (950 — 1250 гг.)
  • Готика (1250 — 1520 гг.)
  • Ренессанс (1520 — 1650 гг.)
  • Барокко (1650 — 1770 гг.)
  • Рококо (1715 г. — XVIII в.)
  • Классицизм (1770 -1840 гг.)
  • Ампир (1804 — 1825 гг.)
  • Архитектура XIX — XXI вв
  • Великие Архитекторы Мира

Русская изба

Русская изба — Русский жилой дом средних и бедных слоев населения. В конструктивном отношении древнерусская изба представляет собой деревянный сруб или два связанных друг с другом в горизонтальном направлении сруба, завершенных двускатной (или реже — четырехскатной) крышей с тесовым покрытием. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец. Венцы накладываются друг на друга, образуя сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб восьмиугольной формы, образованный восемью бревнами — восьмерика.

Особенность ранней церковной архитектуры Древней Руси

Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.

Десятинная церковь

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году. Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор.

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Этот собор заложен около 1030—1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества. В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески.

Древнейшие храмы Руси

Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др.); монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор — мастер Петр.

Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь)

Собор Рождества Богородицы — главный храм Антониева монастыря в Великом Новгороде. Освящён епископом Иоанном в 1119 году. Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе. Интерьер, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда. В 1125 году внутренность собора была расписана фресками. Лестничная башня примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освящённый в 1122 году.

Читайте также  Невербальное речевое воздействие

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли имеет свою историю возникновения, которая довольно туманна, так как это было давно. По некоторым данным, идея постройки церкви появилась у Андрея Боголюбского после того, как были побеждены булгары. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери. Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова. Также это память о сыне князя Андрея Изяславе, который погиб от ран в сражении против булгар. Церковь Покрова на Нерли построена была в 1165 году. внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом. Изначально он был украшен изображением Христа Пантократора в окружении архангелов и серафимов. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками.

История и особенности архитектуры Древней Руси

Деревянные конструкции

Древнерусская архитектура поражает своей мощью и характером крепостей. Но при этом она довольно красива и величественна. В современной России это уже единственные сооружения, которые дают возможность почувствовать дух былых сражений с варварскими войсками. А путь архитектуры Киевской Руси был очень сложным и долгим, и начался он с простых деревянных изб.

Не все жители современных городов были внутри такой конструкции. Избы остались только в маленьких деревнях, что сегодня уже забыты или полностью заброшены. Но многие жители поселков продолжают строить дома в русском архитектурном стиле, сочетающем современные материалы с натуральным деревом.

Бревенчатые избы возводили из одного или двух срубов и двускатной крыши. Четыре бревна складывали прямоугольником, затем зодчие соединяли их врубками по углам, получая в результате венец. Тогда существовало 2 способа соединения: в чашу и лапу. Первый встречался только в очень старых домонгольских строениях, второй использовали позже — он более экономный, хоть и сложный. Венцы нужно было сложить друг на друга, так получался сруб. Для больших построек использовали несколько таких деталей.

С северной стороны деревянные избы украшали резьбой, фантастических существ изображали на ставнях, воротах, оконных наличниках. Строения в городах не отличались от деревенских домиков, иногда возводили двухэтажные здания. Каждая изба состояла из нескольких отделов или комнат:

  • подклет;
  • горница;
  • жилое помещение;
  • сени.

Подклетом назывался полуподвальный этаж, его использовали вместо кладовой или погреба. Горница — это основная комната, где проводили время все члены семейства и размещалась русская печь. В жилом помещении ставили кровати, оно служило спальней. Сенями называлась входная часть, сегодня это слово заменили французским «вестибюль».

Большое значение в деревянном зодчестве имела печь: она давала тепло всей избе, служила дополнительным спальным местом, в ней готовили еду, а иногда прятали ценные вещи.

Древнерусские храмы

В первые годы существования Руси в строительстве использовали только древесину. Но этот материал легко воспламенялся, после пожаров приходилось отстраивать поселения заново. И поэтому начали применять камень, но сначала это касалось только храмовых сооружений. Везде начали появляться крестовые и купольные церкви, зодчие заимствовали стиль у византийских архитекторов.

Над зданием возвышался главный купол, а вокруг располагались 4−12 меньших. Их количество зависело от того, чему или кому посвящалась церковь:

  • однокупольный — это символ единства Бога;
  • три элемента — Пресвятая Троица;
  • 4, 5 и 9 — принадлежность разным святым;
  • 13 куполов — знак Иисуса Христа и 12 апостолов.

Имела важное значение и форма деталей. Если она напоминала луковицу, то символизировала пламя свечи. Прихожане должны были помнить слова Христа: «Вы — свет мира». Купол в виде шлема — признак духовного сражения, которое святые ведут со злыми силами.

Центральный элемент держался на барабане с окнами, а он опирался на четыре несущих столба, которые находились внутри церкви. Изнутри это выглядело так, словно храм расчленялся крестом, середина его приходилась на центр постройки. Это оформление позаимствовали из византийской архитектуры.

Столбы также делили здание на три-пять нефов — галерей, ведущих прихожан от входа до алтаря. Он располагался с восточной стороны, на нем проходила важная часть богослужения. За алтарем стена имела форму аспидов, то есть была покрыта полукруглыми выступами. Вход находился с противоположной — западной — стороны. Над ним архитекторы возводили хоры. Такое название носили открытые балконы, на которых во время службы располагалась знать со своими слугами и приближенными.

Каменное убранство святыни привлекало иностранных зодчих. Они отмечали интересные элементы оформления — кокошники и закомары. Последними назывались килевидные или полукруглые окончания стен, они напоминали прилегающий внутренний свод.

А кокошники не повторяли его форму, то есть были ложными закомарами.

Использование белого камня

С XI века получило распространение каменное строительство. Сначала возводили только церкви, но потом из этого материала стали создавать дворцы и дома богатых жителей городов. Первым архитектурным памятником того времени считается Софийский крестово-купольный тринадцатиглавый собор Киева.

Русь тогда была раздроблена на мелкие княжества, и столица не всегда занимала ведущее место. По всему государству открывались новые архитектурные школы. В XIII веке главным стало Владимиро-суздальское княжество, где зодчие обогатили византийский стиль западными элементами.

Европейскую технику впервые опробовал Юрий Долгорукий, который возглавлял строительство храмов в Переславле, Суздале, Юрьеве-Польском и Владимире. С тех пор до сегодняшнего дня сохранились Золотые ворота и Успенский собор. Хотя многие знатоки истории первый памятник отказываются причислять к какому-либо европейскому стилю.

Во время строительства свод ворот обрушился, но никто не пострадал. Князь Андрей Боголюбский из-за этого заказал благодарственный молебен и заменил всю архитектурную бригаду. Новые зодчие прибыли из Италии, их прислал Андрей Фридрих Первый Барбаросса. Работа мастеров понравилась русскому князю, поэтому он оставил команду при себе. Они возвели еще несколько сооружений:

  • церковь Покрова на Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитриевский храм.

Но нашествие татаро-монгольского войска положило конец белокаменной архитектуре. Было разрушено много церковных шедевров.

Новгородская архитектура

Новгородских зодчих отличала любовь к монументальности, отсутствию лишних декораций и простоте. В середине XI века Ярослав Мудрый приказал заложить каменный детинец, который служил укреплением города. Позже на нем возвели грандиозный каменный собор Софии Премудрой.

Древнерусские храмы, выполненные в новгородском стиле, не поражают величием. Они тяжеловесны, но просты. Выглядят так, словно прочно и надежно вросли в землю, и никакие бури или нападения их не сломят. Украшали сооружения изнутри фресками. В церкви Федора Стратилата свое искусство проявил Феофан Грек, его живописью можно полюбоваться и сегодня.

Русская архитектура Пскова была похожа на новгородскую. В этом городе возвели множество церквей со странными названиями: Василия на Горке, Николы со Усохи или Успенья на Пароменье со звонницей. Именовали здания на Руси кратко, но выразительно.

Светских построек в то время почти не создавали, но известными можно назвать древние Поганкины Палаты. Их соорудили в 1671−1679 годах торговцы Поганкины и назвали по своей фамилии. Обликом здание напоминает крепость-церковь, стены сложены из белого камня, их толщина достигает двух метров.

Зодчество Московского княжества

Древние традиции дошли и до московских земель. До сегодняшнего дня полностью сохранился Звенигородский Успенский собор на Городке. Его особенность заключается в богатом декоре и изящных пропорциях. А росписью занимались известные художники Даниил Черный и Андрей Рублев.

Расцвет московского зодчества историки связывают с итальянцем Аристотелем Фиораванти. По его проекту был построен пятиглавый Успенский собор. Архитектор сумел придать зданию важный и торжественный вид благодаря сочетанию красного кирпича и белого камня.

В средневековье также строили ряд палат Кремля, знаменитой стала Гранатовая. Такое название ей дали благодаря отделке фасада. Его декорировали бриллиантовым рустом. Варианты такого декора встречаются в итальянских сооружения эпохи Возрождения.

Изменил облик зодчества Иван Грозный, который возобновил форму шатра, используемую во время деревянного строительства. Таким способом возвели церковь Вознесения в Коломенском. На нее потратили очень много средств из государственной казны, поэтому изящное сооружение по определению стало единственным в своем роде.

Но более известен Храм Василия Блаженного. Его построили во времена правления Ивана Грозного в память о взятии Казани. Проект разрабатывали двое зодчих — Постник Яковлев и Барма. После окончания строительства царь приказал ослепить их для того, чтобы они больше не смогли нигде воздвигнуть такой же прекрасный храм.

Со времен существования Древней Руси до нынешнего дня дошло много архитектурных памятников, но они остались лишь незначительной частью великолепия, которое строили в те годы.

И сейчас традиции старинного зодчества продолжают использовать. Это можно наблюдать в некоторых современных сооружениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: