Антропологическая школа культурологии - OXFORDST.RU

Антропологическая школа культурологии

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками («пережитками») культуры.

Смотреть что такое АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в других словарях:

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, см. Расово-антропологическая школа. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопед. смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

в социологии – одно из наиболее реакц. течений бурж. социологии 2-й пол. 19 и в 20 вв., разновидность расизма и социального дарвинизма. Ориентируясь на антропологию, сторонники А. ш. пытаются провести мысль о непосредственном влиянии анатомо-физиологич. особенностей людей на ход общественных процессов; в результате этого обществ. характеристики человека выводятся из биологич. признаков. Объявляя одних людей биологически полноценными, а других неполноценными, А. ш. приходит к выводу о «естественности» и вечности классового и нац. гнета, поддерживает колониализм. Виднейшими представителями А. ш. были франц. социологи-расисты Гобино и Лапуж [см. статьи последнего в защиту расизма в журнале парижского антропологического общества «L´Antropologie», а затем книги: «Социальные подборы» (G. V. de Lapouge, Les s?lections sociales, 1896) и «Ариец, его социальная роль» («L´aryen, son r?le social», 1899)]. Ложно истолковывая антропометрич. данные (длина тела, размер черепа, лица и т.д.), Лапуж разделяет людей на брахицефалов (короткоголовых) и долихоцефалов (длинноголовых) и делает «вывод», что первые самой природой предназначены быть рабами последних. Расой долихоцефалов Лапуж провозгласил арийцев, к-рые, по его уверению, в конце концов достигнут мировой гегемонии. В 1921 на т.н. Всемирном евгеническом конгрессе в США Лапуж призывал к усилению эксплуатации колониальных и зависимых народов. Другой представитель А. ш. Летурно «доказывал», что господств. аристократич. классы имеют более объемный мозг, чем низшие классы (Ch. Letourneau, Science et mat?rialisme 1890). В Германии идеи А. ш. развивал Аммон, гл. социологич. работа к-рого «Общественный порядок и его естественные основы» (О. Ammon, Die Gesellschaftsordnung und ihre nat?rlichen Grundlagen, 1896) имела спец. Подзаголовок – «Социальная антропология». Аммон утверждал, что классовые образования «продолжают работу естественного отбора» (см. указ. соч., 3 Aufl., 1900, S. 61), требовал борьбы за «чистоту крови», выступал против «смешанных» браков. В Англии родств. идеи развивал расист Гальтон, «доказывавший» на основе чисто внешних биологич. признаков превосходство одних народов над другими. Гальтон был одним из основателей евгеники – бурж. теории об улучшении «человеч. породы». А. ш. пользуется особым распространением среди бурж. социологов, этнографов и антропологов США (Э. Хантингтон, Э. Хутон и др.). В книге Хутона «Почему люди ведут себя, как обезьяны и наоборот» (Е. Hooton, Why men behave like apes and vice verso?, 1947) вся история общества рассматривается как борьба рас, в к-рой побеждают расы с более совершенными антропологич. особенностями, уничтожая «неполноценные» народы (указ. соч., р. XVII). А. ш. не только извращает данные антропологии, но и без всякого основания переносит их на обществ. явления. Методологич. основы для критики этой школы содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма, посвященных историч. материализму, в особенности в работах Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876, изд. 1896) и В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909, Соч., 4 изд., т. 14, гл, 6). Лит.: Трофимова Т. А. и Чебоксаров ?. . Расы и расовая проблема в работах Маркса, Энгельса и Ленина, «Антропол. ж.», 1933, No 1–2; Наука о расах и расизм. [Сб. статей], М.–Л., 1938; Англо-американская этнография на службе империализма, [Сб. статей], М., 1951; Ковалевский М. М., Современные социологи, СПБ, 1905, гл. 8. М. Баскин. Москва. . смотреть

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

АНТРОПОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, эволюционная школа, направление в европейской этнографии и фольклористике 2-й половины XIX в., главным образом в британской культурной антропологии (отсюда название). Сформировалась под влиянием эволюционного учения: представители А. ш. (Э. Б. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер и др.) считали универсальным историческим законом прогрессивное и единообразное развитие культуры от низших простейших форм (первобытная культура) к цивилизации у всех народов вне расовых, региональных и других ограничений. Фундаментальными в различных течениях А. ш. представлялись к.-л. конкретные феномены культуры или «элементарные идеи»: вера в духов (анимизм Тайлора) или магия (Дж. Фрейзер) послужили основой для развития религии и мифологии (см. Мифы); «пережитки» (обычаи, смысл которых утерян) этих фундаментальных феноменов сохранялись в фольклоре, корни мотивов и образов которого школа искала в этнографии (ср. «историческую поэтику» Александра Н. Веселовского). Пути эволюции отдельных явлений рассматривались при этом изолированно: поэзия возникла из разговорной речи, ритмизированной во время обрядов, метафора и миф — из фантастических аналогий (радуга — лук бога или мост) и ограниченности естественного языка, описывающего явления природы и т. д. При этом мифология понималась преимущественно как донаучное средство объяснения мира «дикарем-философом»; ее поэтическое содержание почти не исследовалось. А. ш. развила сравнительный метод мифологической школы, собрав огромный материал по этнографии и фольклору народов мира, и заложила основы его классификации (по аналогии с естественнонаучными классификациями). Единство культуры и закономерность этапов ее эволюции А. ш. выводила из психического единства человечества (см. Самозарождения сюжетов теория в фольклоре). Учение Тайлора о первобытных «пережитках» в культуре современных народов и концепция Фрейзера об изначальности ритуала, как и эволюционный метод А. ш. в целом, повлияли на формирование ритуально-мифологической критики и ряд направлений в этнографии и фольклористике.

Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939;

Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960;

Фрезер Дж., Золотая ветвь, пер. с англ., М.,1980.

Значение «антропологическая школа в культурологии»

Что означает «антропологическая школа в культурологии»

Энциклопедический словарь

Антропологическая Школа В Культурологии

сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — А. Н. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления (анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками («пережитками») культуры.

Педагогический терминологический словарь

Антропологическая школа в культурологии

сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — А. Веселовский). А.ш. объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками («пережитками») культуры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «антропологическая школа в культурологии»

Фонетический разбор «антропологическая школа в культурологии»

Значение «антропологическая школа в культурологии»

Карточка «антропологическая школа в культурологии»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Читайте также  Верховный Совет Азербайджанской ССР

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Антропологическая школа культурологии (стр. 1 из 3)

Франц Боас (нем. Franz Boas, 9 июля 1858, Минден — 21 декабря 1942, Нью-Йорк) — американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии («отец американской антропологии»).

Родился в еврейской семье в Германии. Изучал физику и математику в Гейдельбергском и Боннском университетах. Докторская диссертация по физической географии была посвящена проблеме цвета моской воды (1881). После экспедиции на Баффинову землю (1883-1884) заинтересовался антропологией. В 1886 переехал в США. Профессор Колумбийского университета (1896-1936). Основные сочинения: «Пределы сравнительного метода в антропологии» (1896); «Ум первобытного человека» (русск. изд., 1926); «Антропология в современной жизни» (1929); «Раса, язык и культура» (1940); «Общая антропология» (1944) и др. Б. стал основателем направления в антропологии, получившего наименование исторический партикуляризм. Среди его учеников — М. Мид, Р. Бенедикт, Э. Сэпир, А. Кребер и др. Б. выступил с критикой идей Тайлора, Моргана и всей концепции эволюционизма за ее стремление к генерализации и поиску универсальных законов развития культуры. По Б., социокультурные вариации чрезвычайно значительны, а информация о них слишком фрагментарна для того, чтобы заниматься построением универсальной теории. Основываясь на идиографической методологии неокантианства, Б. считал, что каждая отдельная культура имеет свою длительную и уникальную историю. Для понимания отдельной культуры требуется реконструкция ее индивидуального пути развития. Подчеркивая уникальность каждой культуры, Б. фактически отвергал возможность построения универсальных теорий. Другой значительной чертой исторического партикуляризма Б. был принцип культурного релятивизма, согласно с которым в культуре не существует высших и низших форм и, следовательно, понятия прогресса. Такие термины, как дикость, варварство, цивилизация, по Б., отражают лишь этноцентризм тех народов, которые считают собственный образ жизни более нормальным, чем у других. Вместо бесплодного теоретизирования, свойственного эволюционизму, Б. призывал антропологов к скрупулезному собиранию эмпирических материалов, основанному на том же принципе культурного релятивизма. В данном случае он означал отказ исследователя от установок собственной культуры и ориентация на познание другой культуры, исходя из ее собственных ценностных ориентации. Одним их важнейших достижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать что, раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеского существования.

Бенедикт (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) — американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления («культура и личность») в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском университете культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию»Представления американских индейцев о духах-оберегах». С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском университете, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского университета.

Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по резултьтатам которых она опубликовала в 1935 монографию «Мифология зунья». Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в начале 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье «Конфигурации культуры» (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на «аполлоновский» и «дионисийский» типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это «индивидуальная психология, отраженная на большом экране». В статье»Антропология и анормальное» (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий.

В своем главном общетеоретическом труде «Модели культуры» (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг.

В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением япон. нац. психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику «дистанционного изучения культуры» (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка.

На основе собранных материалов написала знаменитую книгу «Хризантема и меч» (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японской концепциям «он» (милость, благодеяние) и «гири» (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что «Хризантема и меч» получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Б. технику «дистанционного изучения культуры».

Принимала участие в экспедициях по изучению североамериканских племён: серрано (1922), зуньи (1924), кочити (1925) и пима (1926). Основой её собственного метода стал поиск различий в культурах (изоморфизм культур), выраженный в своеобразии обычаев и поведения.

Читайте также  Закрытое акционерное общество

В 1934 году вышла книга «Модели культуры» (Patterns of Culture). Книга переведена на 14 языков и преподаётся в американских университетах как классический труд по антропологии. Именно в этом труде Рут Бенедикт развила новую теоретическую схему изучения культур. В основе такого исследования лежит концепция «моделей культуры», направленная на выявление присущего каждой культуре единства — центрального стрежня, общей темы культуры, определяющей конфигурацию всех ее элементов. Этот центральный момент Бенедикт называет этосом культуры. По Бенедикт, природа отдельного человека столь пластична, что общество «лепит» из него нечто самоподобное.

На этой же конценпии основывается и работа «Хризантема и меч» (англ. TheChrysanthemumandtheSword), изданная в 1946 году. Здесь основной целью автора было выявление этоса японской культуры. Кроме того, из-за принципиальной невозможности изучать японскую культуру изнутри, Рут Бенедикт был предложен и теоретически обоснован метод изучения культуры на расстоянии. Этот метод строится на изучении исторических исследований, мемуаров путешественников, художественной литературы, философии и религии, пропагандистских и политических материалов.

Ма́ргарет Мид (англ. MargaretMead; 16 декабря 1901, Филадельфия — 15 ноября 1978, Нью-Йорк) — американский антрополог.

Родилась в квакерской семье в Филадельфии, в семье отца — профессора Уортонской школы бизнеса, и матери — социолога, работавшего с итальянскими иммигрантами. Один год проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра вКолумбийском университете (1923); в 1924 году защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние Рут Бенедикт и Франц Боас. В 1925 году отправилась на полевые исследования в Полинезию, на Самоа, где собрала большой материал о процессе социализации детей и подростков в самоанское общество.

После возвращения из Полинезии в 1926 году начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В1929 году защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (Ph.D.).

Трижды была замужем за различными антропологами (в том числе за Грегори Бейтсоном).

Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах (разрыв поколений), детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы.

В работе «Взросление на Самоа» (1928) пришла к выводу об отсутствии конфликта поколений и трудностей социализации подростков в традиционном обществе.

Мид также выделила три основных типа обмена знаний между взрослыми и детьми:

Расово-антропологическая школа

Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных [1] школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века. Иногда её также называют антропосоциологией [2] . Основателем школы считается французский мыслитель-расист А. Гобино. Схожие идеи звучали также в работах палеонтолога Агассиса, антрополога Гента и др. в 50-х гг. XIX века [3] .

Содержание

  • 1 Идеи расово-антропологической школы
  • 2 Представители расово-антропологической школы
  • 3 Критика расово-антропологической школы
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

Идеи расово-антропологической школы

Общие черты и положения этого направления таковы [4] :

  • представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;
  • отрицание существования равенства рас;
  • деление рас на «высшие» и «низшие»;
  • интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;
  • оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями [1] .

Параллельно с обсуждением вполне научного вопроса о полифилетическом происхождении рас человека представители школы пропагандировали идеи о неполноценности «цветных» рас. По многим своим положениям антропосоциологи приблизились к самому настоящему расизму [3] .

Представители расово-антропологической школы

  • Ж.-А. де Гобино (Франция)
  • Хьюстон Стюарт Чемберлен (Великобритания)
  • Отто Аммон (Германия)
  • Жорж Ваше де Ляпуж (Франция)
  • Людвиг Вольтман (Германия)
  • Мэдиссон Грант (США)

Критика расово-антропологической школы

Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX—XX в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство её теоретических положений опровергались, доказывались произвольность и ценносто-предрассудочная подоплёка таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критики заявляли, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца, С. Оссовского и др. [1]

На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Антропосоциологию, сводящую проблему развития общества к конкуренции различных расовых типов, расценивают как псевдонауку [5] . Однако её влияние присутствует в идеологиях и идеологических программах различных режимов и политических движений [6] , в основном — крайне правых (фашисты, неонацисты).

Напишите отзыв о статье «Расово-антропологическая школа»

Примечания

  1. 123Николаев В. Г. [culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/425.htm Расово-антропологическая школа] // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах. / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998.
  2. [dic.academic.ru/dic.nsf/socio/215/АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ] // Энциклопедия социологии
  3. 12 [www.ido.rudn.ru/psychology/anthropology/glossary.html Глоссарий] // Богатенков Д. В., Дробышевский С. В. Антропология
  4. Кечина Е. А. Расово-антропологическая школа // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  5. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. Учебное пособие. Издание 3-е. — М.: Высшая школа, 1978. С. 512
  6. [socioline.ru/_seminar/library/gofman/lection_05.php Лекция пятая. Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа.] // Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. — 5-е изд. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 216 с., ил. ISBN 5-8013-0137-2

Литература

  • Пьер-Андре Тагиефф. Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М .: Ладомир, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0.
  • Расово-антропологическая школа — статья из Большой советской энциклопедии.
  • Кечина Е. А. Расово-антропологическая школа // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  • Николаев В. Г. [culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/425.htm Расово-антропологическая школа] // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах. / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998.
  • [socioline.ru/_seminar/library/gofman/lection_05.php Лекция пятая. Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа.] // Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. — 5-е изд. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 216 с., ил. ISBN 5-8013-0137-2

См. также

  • Расовая теория
  • Расиализм
  • Нордизм
  • Расизм

Отрывок, характеризующий Расово-антропологическая школа

– Ты куда. Вы куда. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
– Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
– Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
– Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.
– Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой.
Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь.
– Что такое? Что такое? – спрашивал он, но товарищ его уже скакал по направлению к крикам, мимо Василия Блаженного. Офицер сел верхом и поехал за ним. Когда он подъехал к мосту, он увидал снятые с передков две пушки, пехоту, идущую по мосту, несколько поваленных телег, несколько испуганных лиц и смеющиеся лица солдат. Подле пушек стояла одна повозка, запряженная парой. За повозкой сзади колес жались четыре борзые собаки в ошейниках. На повозке была гора вещей, и на самом верху, рядом с детским, кверху ножками перевернутым стульчиком сидела баба, пронзительно и отчаянно визжавшая. Товарищи рассказывали офицеру, что крик толпы и визги бабы произошли оттого, что наехавший на эту толпу генерал Ермолов, узнав, что солдаты разбредаются по лавкам, а толпы жителей запружают мост, приказал снять орудия с передков и сделать пример, что он будет стрелять по мосту. Толпа, валя повозки, давя друг друга, отчаянно кричала, теснясь, расчистила мост, и войска двинулись вперед.

Читайте также  Нечеткая логика в процессе моделирования

В самом городе между тем было пусто. По улицам никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты; кое где около кабаков слышались одинокие крики или пьяное пенье. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов. На Поварской было совершенно тихо и пустынно. На огромном дворе дома Ростовых валялись объедки сена, помет съехавшего обоза и не было видно ни одного человека. В оставшемся со всем своим добром доме Ростовых два человека были в большой гостиной. Это были дворник Игнат и казачок Мишка, внук Васильича, оставшийся в Москве с дедом. Мишка, открыв клавикорды, играл на них одним пальцем. Дворник, подбоченившись и радостно улыбаясь, стоял пред большим зеркалом.
– Вот ловко то! А? Дядюшка Игнат! – говорил мальчик, вдруг начиная хлопать обеими руками по клавишам.
– Ишь ты! – отвечал Игнат, дивуясь на то, как все более и более улыбалось его лицо в зеркале.
– Бессовестные! Право, бессовестные! – заговорил сзади их голос тихо вошедшей Мавры Кузминишны. – Эка, толсторожий, зубы то скалит. На это вас взять! Там все не прибрано, Васильич с ног сбился. Дай срок!
Игнат, поправляя поясок, перестав улыбаться и покорно опустив глаза, пошел вон из комнаты.
– Тетенька, я полегоньку, – сказал мальчик.
– Я те дам полегоньку. Постреленок! – крикнула Мавра Кузминишна, замахиваясь на него рукой. – Иди деду самовар ставь.
Мавра Кузминишна, смахнув пыль, закрыла клавикорды и, тяжело вздохнув, вышла из гостиной и заперла входную дверь.
Выйдя на двор, Мавра Кузминишна задумалась о том, куда ей идти теперь: пить ли чай к Васильичу во флигель или в кладовую прибрать то, что еще не было прибрано?
В тихой улице послышались быстрые шаги. Шаги остановились у калитки; щеколда стала стучать под рукой, старавшейся отпереть ее.
Мавра Кузминишна подошла к калитке.
– Кого надо?
– Графа, графа Илью Андреича Ростова.
– Да вы кто?
– Я офицер. Мне бы видеть нужно, – сказал русский приятный и барский голос.
Мавра Кузминишна отперла калитку. И на двор вошел лет восемнадцати круглолицый офицер, типом лица похожий на Ростовых.
– Уехали, батюшка. Вчерашнего числа в вечерни изволили уехать, – ласково сказала Мавра Кузмипишна.
Молодой офицер, стоя в калитке, как бы в нерешительности войти или не войти ему, пощелкал языком.
– Ах, какая досада. – проговорил он. – Мне бы вчера… Ах, как жалко.
Мавра Кузминишна между тем внимательно и сочувственно разглядывала знакомые ей черты ростовской породы в лице молодого человека, и изорванную шинель, и стоптанные сапоги, которые были на нем.

Американская антропологическая школа

Ф. Боас, Л. Уайт

Исследования Л. Моргана и других представителей антропологического направления оказали большое влияние на формирование антропологии в Европе и США. В начале ХХ века сложилась американская антропологическая школа, представителями которой являются Ф. Боас, Л. Уайт, Э. Сепир, М. Мид и др. Эти ученые обогатили изучение культуры методами семиотики, структурной лингвистики, математики, кибернетики, прибегая к широкому сотрудничеству с еще целым рядом наук: биологией, психологией, теологией, социологией, искусствознанием и др. Внутренние резервы открылись и в самой антропологии как науке о природе человека, который понимался в конкретно – историческом многообразии культур как величина не постоянная, а переменная.

Плодотворными в американской антропологии явились исследования Франса Боаса(1858 – 1942) — этнографа, антрополога и лингвиста, основавшего в США школу исторической этнологии. Основные работы Ф. Боаса: «Ум первобытного человека», «Расы, языки и культуры», «Антропология и современная жизнь». В структуре культуры ведущее место он отводил языку. Исторический метод Ф. Боаса предусматривал изучение культуры в состоянии статики. Достижение американской школы исторической этнологии состояло в накоплении этнографического и археологического материала, развитии технических приемов полевого исследования, а также введении некоторых общих понятий: область распространения культуры, аккультурация, параллелизм и т. п.

С именем Боаса связано понятие культурный шок – результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя. Среди учеников и последователей Боаса следует назвать таких ярких ученых, как А. Кребер, М. Мид, Л. Уайт.

Лесли Уайт (1900-1975) – американский антрополог и культуролог, ему принадлежит заслуга обоснования культурологии как самостоятельной науки и введение в широкое использование самого термина «культурология». Главные труды ученого: «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации».

Уайт разрабатывал принципиально новый путь в изучении культуры, ведущий от частных наук, исследующих отдельные аспекты и формы культуры к целостному ее рассмотрению. С именем ученого связана концепция неоэволюционизма. Л. Уайт по-иному, чем последователи учения Ч. Дарвина, понимал законы наследования. Он утверждал, что, в отличие от биологического, генетического наследования, которое может идти лишь от родителя к ребенку, культурное наследование распространяется даже между не связанными друг с другом кровнородственными связями людьми. Из этого он делал вывод о необходимости и универсальности культурной эволюции. Эволюционный процесс возникает благодаря действию механизмов адаптации к окружающему. Эти механизмы, имеющие биологическую и культурную форму, контролируют отношения людей с их окружением. Если изменения затрагивают саму структуру объектов, повышая уровень организации системы – это и есть эволюция.

Ученый подчеркивал, что все культурные формы, состоящие из слияния различных элементов культуры: вырастают одна из другой в хронологической последовательности; движутся в своем развитии в одном направлении; формируют общие закономерности культурно – исторического процесса.

Уайт понимал культуру как сложную и постоянно изменяющуюся систему, в структуре которой он выделил и описал технологическую, социальную и идеологическую подсистемы. За счет чего же происходит развитие, динамика культуры как системы? Основным содержанием динамики культуры ученый считал наличие и максимально эффективное использование энергии, начиная от первого ее уровня и источника – человеческого организма и заканчивая освоением атомной энергии. Л. Уайт доказывал, что возрастание количества энергии, используемой обществом, способствует максимальному достижению целей эволюции. Энергетическая теория Уайта объясняет эволюцию культуры как целого, обосновывает принципы существования различных элементов культуры, формулирует законы культурных явлений и систем, показывает, как «культура вырастает из культуры».

Ученый формировал свое цельное видение культуры. Уайт понимал культуру как способ овладения, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Основой культуры, по его мнению, является материально-технический фундамент, который определяет ее социальный, интеллектуальный и поведенческий уровни.

Л. Уайт многое сделал для утверждения культурологии как самостоятельной науки, в частности, благодаря его усилиям культурология была включена в Международную энциклопедию социальных наук (1968), где определялась как отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) «как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам». Ученый был уверен в том, что культурология должна занимать лидирующее место среди философских и гуманитарных дисциплин. Уайт писал даже о существовании «культурологической революции» в гуманитарном знании ХХ века – революции, «связанной с введением принципа культурологического объяснения».

11. 6. Историческая антропология:
Школа «Анналов»

Название школы «Анналов» традиционно закрепилось за группой французских историков во главе с Марком Блоком и Льюисом Февром, основавшими в 1929 году одноименный журнал. Представителями этой школы так же были Ф. Бродель и Ж. Ле Гофф.

Суть этого научного направления состояла в замене классической «истории – повествования» «историей – проблемой», т. е. в отказе от описательности в пользу проблемности. Ученые стремились создать «тотальную историю», то есть историю, показывающую все существующие в обществе связи: экономические, социальные, культурные. Создавался комплексный, синтезирующий подход, который требовал привлечения данных смежных наук: этнологии, географии, социологии, археологии, истории техники, языка, истории быта, религии и т. д. Такой подход порождает антропологический принцип исследования, познания историко – культурного процесса изнутри – через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.

По мнению представителей школы «Анналов» историческая наука, до некоторой степени, сама конструирует свой объект. Исследование из однозначного поиска фактов превращается в «диалог» с прошлым. Исходя из идеи «тотального» описания, школа «Анналов» поставила проблему массовых представлений, историчности сознания, ментальности, смены установок, систем ценностей на протяжении веков.

В «Анналах» нашли отражение практически все эпохи истории, различные культуры и общества – от древнейших до современности. Обращение Блока и Февра к истории культуры и социальной психологии непременно сопровождалось пристальным вниманием к явлению ментальности. Ментальность (от лат. mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающая общую картину мира, формирующая единство культурной традиции какого – либо сообщества.

Это понятие ввел в научный язык французский философ и социолог Л. Леви — Брюлль. Представители школы «Анналов» применили понятие ментальность для исследования и воссоздания «картины мира» и умонастроения средневекового человека. Мироощущения людей данного общества, их верования, особенности мышления, традиции, ценности, эмоциональные установки, переживания, представления о жизни и смерти – вся эта культурная целостность реконструирована как средневековая ментальность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: