Антимонопольное регулирование в Германии - OXFORDST.RU

Антимонопольное регулирование в Германии

Государство и фирма: способы взаимодействия

Антимонопольная политика разных стран

Экономические системы большинства стран мира базируются сегодня на принципах эффективной конкуренции и свободного предпринимательства. Антимонопольные законы приняты почти в 90 странах. Вначале исследуем государственную конкурентную политику США, поскольку многие другие страны взяли за основу антимонопольное законодательство именно этой страны. Затем кратко остановимся на особенностях регулирования поведения фирм в Западной Европе и Японии. В заключение отметим основные черты антимонопольной политики России.

Антимонопольная политика в США

Цель антимонопольной политики США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.

Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).

К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:

  • Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются как уголовное преступление, что предусматривает наказание в виде тюрьмы до 3 лет; штрафа до 1 млн долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирования компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке;
  • Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний;
  • Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен — установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.

Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм .

  1. Незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие.
  2. Незаконные на основании правила разумности (духа закона).

Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия .

К первому виду относятся:

  • горизонтальное фиксирование цен;
  • горизонтальный сговор о доле рынка;
  • групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);
  • договоренность о взаимных продажах и закупках;
  • взаимосвязанные продажи ;
  • неправильная информация о товаре.

Ко второму виду относятся:

  • вертикальное фиксирование цен;
  • отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;
  • исключительное право покупки или продажи.

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм — определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема порождается наличием у фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда:

  • трудно проверить качество товара;
  • фирма выпускает экспериментальные товары;
  • происходят одноразовые продажи изделия;
  • совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера.

Во всех подобных ситуациях органы регулирования — государственные (Федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; Комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы — объекты регулирования :

  • стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств);
  • стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);
  • гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров длительного пользования );
  • стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).

Антимонопольная политика в Западной Европе

К особенностям государственного регулирования отраслевых структур экономик Западной Европы следует отнести такие общие характеристики:

  • запрет монополий в Европе мало распространен;
  • в основном происходит регулирование монополий и доминирующих фирм . Монополия рассматривается в качестве другой формы конкуренции; прогресс в монополии идет через совершенствование методов производства и дифференцирование товара, что расширяет возможности потребительского выбора и указывает новые направления технологических поисков;
  • вводится понятие «эффективная конкуренция» — это конкуренция, которая способствует структурной перестройке национальной экономики.

Основой регулирующих мероприятий стран — членов Европейского сообщества является Римский договор. В силу этого соглашения запрещаются картели и другие ограничительные соглашения между фирмами (ст. 85); осуждаются злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 86); предусматриваются регулирование слияний, запрет слияний, которые могут создать доминирующее положение данной фирмы; запрещается государственная помощь фирмам, искажающая торговлю между странами (ст. 92). Исключения предусматриваются в тех случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют техническому или экономическому прогрессу в интересах покупателей (например, в случае кооперации в сфере НИОКР).

Антимонопольная политика в Германии

В Германии к органам проведения отраслевой политики относятся: Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет экспертов, которые дают советы по выработке конкурентной политики; действует как консультативный орган).

Здесь контролю подвергаются:

  • приобретения активов предприятия полностью;
  • приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы;
  • любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;
  • любая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы.

Антимонопольный закон Германии включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения фирмы-матери и фирмы-дочери). При этом используются такие критерии оценки фирмы, как создание или усиление доминирующего положения . Доминирующее положение фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет конкурентов или сильных конкурентов; если фирма располагает большей властью на рынке по сравнению со своими конкурентами. План анализа фирмы с точки зрения ее доминирующего положения включает такие факторы, как:

  • доля рынка (1/3 рынка для одной фирмы; не менее 50 процентов рынка для 3 фирм; не менее 2/3 рынка для 5 фирм);
  • финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты);
  • доступ к каналам распределения;
  • связи с другими предприятиями;
  • барьеры входа на рынок;
  • наличие товаров-субститутов;
  • возможность обращения клиентов к другим поставщикам.

Фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если они обладают значительной властью над третьей стороной рынка.

Антимонопольная политика в Великобритании

В Великобритании органами контроля при проведении антимонопольной политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (наблюдает за проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование). Критерием доминирования на рынке служит доля фирмы в 25 процентов рынка.

При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические соображения:

  • влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;
  • влияние государственной отраслевой политики на занятость.

Антимонопольная политика в Италии

В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Комиссией по конкуренции на рынке, которая рассматривает дела промышленных предприятий (за исключением средств массовой информации и банков), а также расследует дела о приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качестве наказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии — до 1 процента оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки запретительному решению Комиссии, — 1-10 процентов оборота.

Антимонопольная политика во Франции

Особенностью отличается и антимонопольная (скорее, однако, про-монопольная) политика регулирования отраслевых структур во Франции. Здесь в послевоенный период в соответствии с политикой правительства предусматривалось создание в каждой отрасли 1-2 крупных предприятий (национальных лидеров), которые должны были защищать средние и мелкие предприятия — своих поставщиков и потребителей. Предусматривалось также создание региональных правительственных агентств для оказания помощи этим крупным предприятиям в случае банкротства.

В 1980-е годы национальным лидерам отводится роль экспертов в отдельных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих нишах рынка. 1990-е годы характеризуются как политика «ниш»: происходит оказание государственной помощи отдельным отраслям — нишам экономики — для обеспечения вертикального потока продукции. Политика правительства направлена на стимулирование слияний, поощрение НИ-ОКР, производства на экспорт, финансирование правительством инвестиций, подготовки рабочей силы, увеличении государственных закупок товаров частных фирм. Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однако незаконными считаются:

  • коллективные ограничения торговли;
  • злоупотребления доминирующим положением ;
  • контроль уровня розничной цены;
  • дискриминация покупателей.

К органам регулирования во Франции относятся: Комиссия по конкуренции и Министерство экономики, которые в основном контролируют слияния и поглощения .

Антимонопольная политика в Японии

Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство промышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд йен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своем участии в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).

Читайте также  Дермоидная киста яичника

Тенденции антимонопольного регулирования в условиях кризиса. Российская и зарубежные практики

Основные подходы в России и за рубежом

Мониторинг цен и борьба с их необоснованным завышением

ЕС. Европейская конкурентная сеть (European Competition Network, ECN) в своем руководстве напомнила производителям, что им позволено включать максимальные цены в условия контрактов. Члены ECN в документе „Temporary Framework for assessing antitrust issues related to business cooperation in response to situations of urgency stemming from the current COVID-19 outbreak“ выразили чрезвычайную обеспокоенность из-за практики несправедливого ценообразования как результата картельного сговора или злоупотребления доминирующим положением. Во время эпидемиологического кризиса такие формы антиконкурентного поведения наиболее распространены, особенно в фармацевтическом секторе.

Для сведения
Руководство European Competition Regulators Publish Guidance on COVID-19 Enforcement Policies and UK Amends Competition Legislation можно найти на сайте gibsondunn.com.

Иные страны. Во Франции, Греции, Испании и Китае поставщики и дистрибьюторы масок, перчаток, антисептиков и других медицинских принадлежностей попали под антимонопольный контроль за рынками с признаками неоправданного завышения цен. В Китае более 4500 компаний оштрафованы за слишком большие цены на медизделия и продукты питания [1].

Контроль за введением потребителей в заблуждение и недостоверной рекламой

Выявление и пресечение «кризисных» картелей и злоупотребления доминирующим положением

ЕС. Евросоюз неохотно предоставляет изъятия из законодательства о конкуренции в связи с COVID-19. Антимонопольные органы стран — участниц ЕС выпустили совместное заявление от 23.03.2020 [4], поспешив заверить, что не станут активно вмешиваться в необходимые и временные меры бизнеса, принятые во избежание товарного дефицита или трудностей в транспортно-логистической области. Иными словами, антикартельные нормы не будут применяться, когда сотрудничество направлено на благо общества. Однако действия компаний, стремящихся неправомерно воспользоваться своей рыночной властью с помощью картеля или злоупотребления доминирующим положением, будут пресекаться, даже если это лишь временные меры, обусловленные чрезвычайной ситуацией.
Кроме того, ЕС подчеркивает, что программа освобождения от ответственности за сообщение об участии в картеле продолжает применяться вне зависимости от чрезвычайной ситуации [5].

Великобритания. CMA указал, что конкурентам дозволено предоставлять информацию о складских запасах, цене и условиях поставки. Однако подчеркнул, что дальнейшее согласование цен, взимаемых с поставщиков или конечных потребителей, все еще строго запрещено.

Проявленная гибкость в антимонопольном регулировании не дает компаниям права участвовать в сговорах, которые могут навредить потребителям. Как отмечает CMA, все так же не допускаются: обмен между конкурентами коммерчески важными сведениями о ценовой политике или используемых бизнес-стратегиях без насущной необходимости; отказ мелким конкурентам в сотрудничестве по обеспечению безопасности поставок; сговор между предприятиями, нацеленный на смягчение неблагоприятных коммерческих последствий от падения спроса путем искусственного поддержания высоких цен в ущерб интересам потребителей; координация действий между предприятиями, которая фактически не нужна и неоправданна, например в части распределения товаров или услуг в сферах, не затронутых пандемией.

Иные страны. Антимонопольное ведомство Японии проводит расследование по подозрению фармацевтического оператора Kokumin в незаконном «связывании» продуктов, а именно масок для лица с другими медицинскими изделиями.

Допустимое поведение конкурентов для борьбы с последствиями пандемии

  • уместны и необходимы для предотвращения дефицита или обеспечения безопасности поставок;
  • отвечают общественным интересам;
  • приносят пользу потребителям;
  • направлены на решение ключевых проблем, возникших из-за пандемии;
  • не продлятся дольше, чем требуется для решения критически важных вопросов.

Примеры

В марте Минюст США поддержал объединение усилий дистрибьюторов (McKesson Corporation, Owens & Minor Inc., Cardinal Health Inc., Medline Industries Inc. и Henry Schein Inc.) по реализации проекта „Airbridge“, направленного на ускорение темпов и расширение производства, улучшение снабжения и распространения средств индивидуальной защиты в условиях пандемии [9].

Еще один пример — совместные исследования фармацевтических компаний Pfizer и BioNtech по разработке вакцины против COVID-19.

ЕС. Ассоциация Eurocommerce высказалась о возможном ослаблении антимонопольного регулирования для того, чтобы позволить розничным предприятиям свободно взаимодействовать друг с другом. В ответ на это ECN указала, что никакого приостановления действия законодательства не последует, однако это не исключает совместной деятельности, если она эффективна, полезна и не устраняет конкуренцию.
Еврокомиссия готова в исключительных случаях предоставить компаниям письмо-рекомендацию (comfort letter) в отношении конкретных проектов сотрудничества, которые необходимо быстро реализовать для борьбы с COVID-19, особенно если не совсем понятно, совместимы ли такие инициативы с законодательством ЕС о конкуренции.

Иные страны. Антимонопольный орган Исландии временно, до 30 апреля 2020 г., освободил представителей туристического сектора (турагентов, отели и туроператоров) от применения к ним антикартельных норм. Компаниям разрешается сотрудничать в поиске способов, как снизить число отмененных рейсов и повысить спрос на исландский туризм, но не допускается совместное обсуждение ценообразования и условий ведения бизнеса [10].

Изменение порядка согласования сделок слияния

Дополнительные меры, принятые в России

Государственные органы, в том числе Минфин и ФАС России, приняли оперативные меры в связи с распространением COVID-19.

1. Заседания комиссий ведомства откладывались на максимально возможные сроки, однако по делам, не терпящим отлагательства, организован дистанционный формат рассмотрения. То же касается комиссий по обжалованию закупок, если они не касаются гостайны.

2. Отменялись плановые проверки, а число внеплановых ограничивалось случаями угрозы жизни и здоровью граждан.

3. Не менее чем на три месяца предоставлялись отсрочки по уплате штрафов. Например, ФАС России приняла решение рассрочить исполнение постановления о наложении на ООО «Глобалмедтех» и ООО «Дагмедтехника» административного штрафа, составившего более 47 млн руб., за картель на торгах.

4. Упрощены правила осуществления закупок, изменен порядок применения штрафных санкций за неисполнение контракта, поскольку поставщик вправе требовать освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени) в связи с пандемией.

Общие особенности антимонопольного регулирования

Можно отметить общие для разных стран тенденции антикризисного антимонопольного регулирования.

1. Мониторинг цен — наиболее распространенная сейчас профилактическая практика. Она способствует эффективному выявлению и пресечению недобросовестного манипулирования ценообразованием в отношении товаров, наибольшая доступность которых должна быть обеспечена в текущих условиях. С помощью этого инструмента как в России, так и за рубежом на общественно значимых рынках стабилизируется ценовая политика, направленная на защиту самого уязвимого сегмента — потребителей.

2. Тщательное расследование сговоров в продовольственных и фармацевтических отраслях препятствует неправомерному обогащению компаний в период кризиса. Однако наиболее инновационные меры касаются разработки перечня случаев, когда сотрудничество конкурентов может признаваться допустимым. Фактически государство передает бизнесу инструменты, с помощью которых можно удовлетворить потребительский спрос и смягчить последствия пандемии.

В России антимонопольные органы пока не предусмотрели подобных изменений. Хотя целесообразно было бы по аналогии с некоторыми государствами допустить сотрудничество конкурентов в сфере фармацевтических исследований (разработка вакцины), а также в розничном секторе во избежание дефицита (производство масок). При этом российскому бизнесу будет непросто доказывать обоснованность такого горизонтального сотрудничества, и надо четко обозначить критерии допустимости совместной деятельности. Предварительное согласование форм горизонтального сотрудничества с антимонопольным органом позволяет компаниям обезопасить себя от рисков нарушения законодательства о конкуренции.

3. Приостановление согласований сделок слияний и поглощений в зарубежных странах — закономерная реакция антимонопольных органов, связанная с тем, что усложнилось взаимодействие с хозяйствующими субъектами. Однако это может отрицательно сказаться как на внутренних взаимоотношениях сторон сделки из-за вынужденных задержек и возникшей неопределенности, так и на финансовой составляющей. Следует отметить, что в России подобные меры к сделкам экономической концентрации не применялись.

Антимонопольное право Германии

Юридический Факультет

Антимонопольное право Германии

Коммерческого права

Материально-правовое регулирование 5

Правовые последствия и процедурные вопросы 9

Список использованной литературы 10

Право против ограничения конкуренции, обычно называемое просто антимонопольным правом, является, наряду с правом против недобросовестной конкуренции, второй большой областью так называемого законодательства о конкуренции. Подобное право урегулируется в Законе против ограничения конкуренции, который также носит название — Закон о картелях.

Если взять в качестве примера рассмотрения Германию, то в отличие от США, самостоятельное антимонопольное право возникло сравнительно поздно. Это было обусловлено тем, что картели были широко распространенным явлением, особенно в тяжелой промышленности. Также во время второй мировой войны принудительное вмешательство государства в экономическую жизнь страны привело к дальнейшей ее концентрации. Только после войны декартелизационные законы союзников привели к общему запрету картелей. Принятый в 1957 году Закон о картелях положил начало национальному регулированию в данной области. Этот закон, за время своего существования 5 раз подвергался очень существенным изменениям. Этими изменениями законодатель стремился в более полной мере защитить интересы средних и мелких коммерческих предприятий. Данная неустойчивость антимонопольного законодательства вызвана в первую очередь, желанием законодателей защитить конкуренцию как таковую. Поскольку свободная конкуренция между участниками рынка приносит максимальную пользу не только всей экономике в целом, но и — не в последнюю очередь — потребителям.

Читайте также  Дети-сироты в нашем обществе

На рынке действует принцип эффективности: у кого более качественные и дешевые товары имеет больший оборот, а, следовательно, и прибыль. Данная обстановка принуждает предприятия к разработке новых изделий, доработке старых с целью удержаться на рынке. Поэтому существует опасность, что предприятия, дабы уклонится от этого давления конкуренции, будут сотрудничать, объединяться или иным образом пытаться увеличить прибыль без дополнительных затрат. Это может быть и соглашения о ценах, разделение рынков сбыта и исключение определенных предприятий из числа потребителей или поставщиков, искусственное установление цен на комплектующие изделия и многое другое.

Материально-правовое регулирование

Взаимодействие предприятий

· Картели

Германское антимонопольное законодательство говорит о двух формах возможного сотрудничества между предприятиями: в силу т.н. картельных соглашений или в рамках т.н. обменных договоров. Оно принципиально запрещает картельные договора и решения. Его положения говорят, о том, что соглашения заключенные предприятиями или объединениями предприятий для преследования общей цели, либо решения об объединении предприятий являются недействительными, если они могут оказать влияние на производство или на рыночные условия оборота товаров и услуг путем ограничения конкуренции. Под предприятиями имеются в виду как физические, так и юридические лица. Правовая форма не имеет никакого значения, вполне достаточно наличия любой коммерческой деятельности. Данные положения распространяются и на предприятия, которые частично или полностью находятся в публичной собственности, а также на лиц свободных профессий, но не распространяется на области суверенной деятельности государства и личного потребления.

Нарушение запрета на образование картелей приводит к недействительности соответствующего договора или решения. Конкуренты, которым был причинен ущерб, могут подать иск о прекращении противоправного поведения или потребовать возмещения ущерба.

Но вместе с тем германское антимонопольное законодательство содержит ряд исключений из запрета на образование картелей. Их цель состоит в том, чтобы сделать возможными ограничивающие конкуренцию соглашения в том случае, если они могут привести к общему улучшению условий на рынке или же служат сохранению конкуренции.

· Обменные договоры

Но законодательство распространяется не только на картельные соглашения, а также и на иные договоры, ограничивающие конкуренцию, т.н. обменные договоры. От картельных соглашений они отличаются тем, что не служат общей цели: каждый их участник преследует, прежде всего, свои собственные интересы. Закон в данном случае не предусматривает единообразного регулирования, а проводит различие между разными видами договоров. Типичным случаем применения являются договоры об урегулировании цен или об условиях заключения сделок. Существует только одно общее исключение, в основе которого находятся соображения культурно-политического характера, которое касается установления единых цен на издательские изделия. Но существуют и т.н. исключительные обязательства. Это понятие относится в первую очередь к договорам, которые обязуют клиента к покупке товаров только у одного определенного производителя. Это понятие равно распространяется на договоры, запрещающие клиенту перепродавать товары другим конкретным коммерсантам.

Контроль за объединением предприятий

Опасность для конкуренции может возникнуть не только вследствие сотрудничества предприятий на основе картельных, но и иных договоров. Объединение предприятий также может быть опасным для конкуренции. В результате объединения предприятий могут возникнуть крупные хозяйственные единицы, способные только в силу одной своей экономической мощи чинить препятствия более мелким предприятиям, либо вообще вытеснить их с рынка. Германское законодательство обязывает успешно объединившиеся предприятия, если их годовой оборот достигает 500 млн. марок заявлять об этом в Федеральное карательное ведомство. Антимонопольное ведомство может запретить объединение, если оно может привести к возникновению или укреплению господствующего положения на рынке. Поскольку в случае запрещения объединения предприятие должно быть ликвидировано, что, как правило, связано с существенными экономическими потерями, предприятиям разрешается подача заявления об объединении в Федеральное карательное ведомство еще до его осуществления. Но даже если предприятия получают запрет на объединение, министр экономики может разрешить данное объединение в порядке исключения, если это соответствует высшим интересам общества или если общеэкономические преимущества этого объединения превышают негативные последствия ограничения конкуренции.

Использование экономического господства

Целью данной области законодательства является ограничение использования экономического господства. Т.е. чтобы деятельность предприятий, стремящихся к успеху на рынке, ориентировалась исключительно на свободное взаимодействие спроса и предложения. Возможность достижения экономического успеха без соответствующих затрат должна, по возможности, исключаться. В законодательстве говорится о нескольких видах злоупотреблений:

-принудительное внерыночное установление низких закупочных или высоких отпускных цен,

-договоры о продаже товаров с обязательным ассортиментом, принуждающие клиента кроме особенно хорошего товара приобретать дополнительные изделия.

Предприятиям, занимающим господствующее положение на рынке, в особенности возбраняется несправедливо препятствовать другим предприятиям либо без существенных причин предоставлять одинаковым предприятиям неравные хозяйственные условия. Но вместе с тем любое предприятие принципиально вправе решать по собственному усмотрению, кому, по какой цене и на каких условиях поставлять производимые им товары. Как правило, предприятие при этом руководствуется рыночными критериями, такими, как цена, оснащение, внешний вид или срок годности товара. Однако чем сильнее это предприятие по отношению к конкурентам, тем скорее оно попытается использовать свое особенное положение на рынке, что бы добиться для себя более выгодных условий. Поэтому следует проверять предприятия, занимающие господствующее положение на рынке, в том, является ли особенно выгодные условия заключенного договора результатом соответствующей эффективности данного предприятия, или же их причиной является лишь его экономическое господство.

Учитывая принципиальную свободу действий предпринимателя, антимонопольные ведомства могут принимать меры только в однозначных случаях, в которых существует предпосылка, и условия таких мер.

Но вместе с тем и взаимодействие предприятий и контроль за объединением предприятий и использование экономического господства не распространяется на все отрасли экономики. Предусмотрено, что отдельные положения антимонопольного законодательства, а в некоторых случаях и оно все, не применяется, среди прочего, к транспорту, кредитным учреждениям, страховым обществам, а также к предприятиям коммунально-бытового обслуживания. Обосновывается это особенностями данной отрасли экономики, а также частичным государственным надзором над ними.

Правовые последствия и процедурные вопросы

Кроме того, что конкуренты, чьи права были нарушены, могут подавать иски о возмещении ущерба и прекращения противоправного поведения антимонопольные органы имеют право в рамках своих надзорных полномочий принимать меры против соглашений и действий, ограничивающих конкуренцию. Также определенные нарушения законодательства о конкуренции могут квалифицироваться как административные правонарушения и облагаться штрафом в размере до 1 млн. немецких марок. Таким образом в антимонопольном праве существует тесная взаимосвязь между публично-правовым и частноправовым регулированием. Результатом этого является то обстоятельство, что исполнение правил, относящихся к конкуренции, контролируется с двух сторон.

Компетентным антимонопольным органом является Федеральное картельное ведомство, подчиняющиеся федеральному министру экономики. Кроме того, соответствующие дела могут входить в компетенцию земельных картельных ведомств или, в отдельных случаях, самого Федерального министерства экономики. Кроме того, необходимо заметить, что антимонопольные ведомства располагают следственными полномочиями, начиная с проведения отдельных проверок и кончая правом доступа в помещения соответствующих предприятий. Производство в картельных ведомствах оформлено в судо-подобном порядке. Распоряжения этих ведомств могут быть опротестованы во второй инстанции в Федеральном верховном суде, при котором создан специальный сенат по картельным делам.

Список использованной литературы

1. М. И. Кулагин «Предпринимательство и право. Опыт запада». Москва «Дело». 1992г.

2. Под редакцией Д. М. Геннина «Гражданское право ГДР». Москва «Ин. Литература» 1957г.

3. «Основы немецкого торгового и хозяйственного права». Москва «Бек». 1995 г.

Читать реферат по эктеории: «Антимонопольное регулирование в Германии» Страница 1

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ В Германии антимонопольный контроль играет важную роль в реализации государственной экономической политики. Как и в большинстве других государств, в Германии антимонопольная политика проводится в жизнь главным образом через судебную систему. Однако по сравнению с текстом законов других стран положения германских антимонопольных нормативных документов гораздо точнее и четче. Согласно германским законам, законность не измеряется балансом конкуренции и эффективности и действия, препятствующие конкуренции или являющиеся нарушением экономических свобод, обычно рассматриваются как незаконные. Стоит отметить, что со второй половины 19 века в Германии были распространены картели. Они выступали как средство обеспечения стабильности цен. В 1923 году принят Закон о картелях. В 1930 – начале 1940-х – принудительные картели. Считалось, что крупные концерны во многом способствовали в предвоенный период концентрации политической власти в руках национал-социалистов.Антитрестовское законодательство Германии сформировано на основе Закона об отмене ограничений в конкуренции, также носящим название Закона о картелях (1957), пришедшего на смену Правилам об отмене картелей, установленным странами-союзниками в 1947 году. Историческую роль в принятии этих правил сыграл политический фактор – поражение и капитуляция Германии во Второй мировой войне. Политика государств-победителей предполагала демилитаризацию экономики Германии и, как следствие, – ее деконцентрацию и демонополизацию. В 1957 году создан Федеральный орган по контролю за картелями. Первоначально антитрестовское законодательство Германии преследовало цель предотвращения злоупотреблений господствующим положением на рынке со стороны крупной производственной компании, а также запрещения соглашений между сторонами, ведущих к ограничению конкуренции, производства или рыночных возможностей как при торговле товарами, так и при предоставлении коммерческих услуг. Запрет распространяется на горизонтальные картели и на ценообразование, распределение продукции и поддержание цен при перепродаже товаров, предоставление исключительных прав посредничества и на связывающие договоры. В законодательство в течение всего периода его существования неоднократно вносились поправки и изменения. Изменения 1965 года позволили в качестве исключения создавать специализированные картели, состоящие из небольших фирм. Изменениями 1973 года были введены: контроль над слияниями компаний и требование о предварительном уведомлении при слиянии крупных фирм; была уточнена юридическая норма, определяющая суть доминирующего (господствующего) положения на рынке и введено понятие «презумпция опровержения». Изменения 1976 года усилили контроль над слиянием компаний, действующих в сфере печати. Изменения 1980 года дополнительно уточнили определение доминирующей (господствующей) на рынке фирмы и ввели конкретные стандарты для определения результативности деятельности крупных компаний. Эти изменения, кроме того, внесли дополнительную четкость в юридические критерии, касающиеся осуществления контроля над вертикальными слияниями и

Читайте также  Заболевания органов пищеварительной системы

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

5.5. Антимонопольное законодательство (Закон о картелях)

5.5. Антимонопольное законодательство (Закон о картелях)

Закон направлен против ограничений в конкуренции. По отношению к картелям в Германии действует принцип запрета. Исключения предусматриваются по отношению к картельным соглашениям об однородных условиях торговли, о размере предоставляемых скидок, к соглашениям, облегчающим сотрудничество для мелких и средних предприятий. Если посредством слияния нескольких предприятий ими достигнута доминирующая позиция на рынке, то Федеральная служба по контролю над созданием картелей может наложить запрет на это объединение. Данная служба должна быть информирована о слиянии фирм, если в результате данного объединения достигается доля на рынке, составляющая 20 % в ФРГ или в значимой части страны.

Как результат антимонопольной политики в Германии: устранена монополия на доставку писем, ликвидировано эксклюзивное право на посредничество по трудоустройству, принадлежащее ранее Федеральному ведомству по труду, рассматривается вопрос отмены всех ограничений, которые касаются рабочего времени магазинов.

Рынок телекоммуникаций в ФРГ является самым свободным в мире после того, как была устранена монополия на телекоммуникации. На энергетических рынках также устранены монополии энергоснабжающих предприятий. Сегодня фирмы и частные клиенты сами могут выбирать поставщика электроэнергии, газа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Первый закон компенсации. Закон взаимности. Чем больше вы даете, тем больше получаете

Первый закон компенсации. Закон взаимности. Чем больше вы даете, тем больше получаете Я познакомился с этим законом давным-давно, еще в воскресной школе. Он кажется вполне очевидным, но, когда дело касается денег, люди о нем напрочь забывают. Они хотят получать, а не

Глава 3. Естественный закон versus позитивный закон

Глава 3. Естественный закон versus позитивный закон Если, таким образом, естественный закон обнаруживается разумом на основе «фундаментальных наклонностей человеческой природы… абсолютных, неизменных и обладающих всеобщей достоверностью для любого времени и места», то

Антимонопольное регулирование платежных систем

Антимонопольное регулирование платежных систем Антимонопольное регулирование деятельности платежных систем в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[77] (в ред. Федерального закона от 1

6. Законодательство о налогах и сборах

6. Законодательство о налогах и сборах Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 НК РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из НК РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.Налоговый кодекс РФ

18. Налоговое законодательство РФ

18. Налоговое законодательство РФ Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие

15. Конституция РФ и банковское законодательство

15. Конституция РФ и банковское законодательство Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, является актом высшей юридической силы на всей территории Российской Федерации.Источниками банковского права выступают положения

Антимонопольное регулирование лизинга

Антимонопольное регулирование лизинга В соответствии с российским законодательством, лизинговые операции в определенных случаях подлежат антимонопольному регулированию. При этом антимонопольное регулирование распространяется как на российские юридические лица,

Антимонопольное регулирование лизинга

Антимонопольное регулирование лизинга В соответствии с российским законодательством, лизинговые операции в определенных случаях подлежат антимонопольному регулированию. При этом антимонопольное регулирование распространяется как на российские юридические лица,

8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство

8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.Рынок несовершенной

3. Антимонопольное регулирование экономики

3. Антимонопольное регулирование экономики Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых началах.

7. БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

7. БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В марте 1995 года парламент Республики Казахстан был распущен, и в течение девяти месяцев президент управлял страной посредством указов. Средства массовой информации были полны комментариев – недоумевающих, гневных, порицающих,

Стоимость и потребительная стоимость товара рабочая сила. Закон прибавочной стоимости — основной экономический закон капитализма.

Стоимость и потребительная стоимость товара рабочая сила. Закон прибавочной стоимости — основной экономический закон капитализма. Как и всякий другой товар, рабочая сила продаётся по определённой цене, в основе которой лежит стоимость этого товара. Какова эта

14. Бюджетное законодательство РФ

14. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФсостоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных

2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России

2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности,

2.8 Законодательство и судебная защита

2.8 Законодательство и судебная защита Для инвестора самое важное — стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: