Античная наука, возникновение первых научных программ - OXFORDST.RU

Античная наука, возникновение первых научных программ

Становление первых научных программ.

Античная философия, которая возникла в VI в. до н.э. в древнегреческих городах-полисах и прекратила свое существование VI в. н.э. вместе с римской империей, оказала значительное влияние на формирование оснований современной науки. То, что античная философия является первой формой теоретического знания и, благодаря этому, заложила основы теоретических методов науки, уже шла речь ранее. Но этим ее влияние не ограничивается. Не меньшее значение древнегреческая теория имеет для формирования первых научных программ, которые возникли в рамках первых философских школ и направлений этой эпохи. Научная программа – это одна из форм организации научного познания, которая представляет собой совокупность фундаментальных теоретических принципов и методологических подходов, определяющих направленность и содержание научных исследований и организацию знания, критерии его достоверности и обоснованности. Понятие научной программы как единицы развития науки ввел в научный обиход И. Лакатос. С его точки зрения изменения в науке происходят вследствие последовательного развития научных программ, проходящих несколько стадий своего существования: от возникновения, до постепенного насыщения и распада. Для современной науки наиболее значимыми являются атомистическая, математическая и континуалистская научные программы, сформировавшиеся в различных философских школах античности [2].

Основоположником атомистической программы является Демокрит, один из самых влиятельных античных мыслителей. Его теоретический гений позволил ему сформулировать важнейшую для современного естествознания идею атомистического строения материального мира. «Мир есть атомы и пустота». Так формулируется одно из основных положений теории Демокрита. Конечно, современные физические теории далеки от демокритовского понимания атома. Но представления о дискретности познаваемого физического мира, состоящего из множества элементов, является одним из главных принципов современной науки. Программа эта очевидным образом механистическая, поскольку полагает причиной изменений движение атомов. В атомизме впервые происходит разделение объясняющего принципа и объясняемого явления. А это означает универсальный научный принцип объективности знания.

Очевидными преимуществами предложенной Демокритом модели являются ее простота и наглядность. Занимаясь в своей повседневной практике измельчением зерна в мельнице или камней в каменоломне, люди без особого труда понимали, что более крупные объекты состоят из частиц одной с ними природы. Вновь соединив полученные частицы в тесте или строительном растворе, можно получить новый объект желаемой формы. Так возникает идея соотношения множественности и единства мира. За бесконечным множеством вещей, обладающих не менее бесконечным количеством свойств, скрывается, в соответствии с атомистической теорией, единое первоначало – конечное множество видов неделимых частиц, которые различаются только своей формой. Но полученное теоретическое представление является не только довольно простым, но еще и очень наглядным. Так, сам Демокрит, утверждая, что атомы настолько малы, что их невозможно увидеть указывал на наглядный пример с пылинками, которые, будучи невидимыми в обычных условиях, хорошо видны в темном помещении, в которое проникают отдельные лучи света. Не менее наглядными являются модели, предлагаемые современной наукой. Вспомните планетарную модель атома или модель ДНК, изображаемую в виде двойной спирали разноцветных шариков. И та, и другая модель имеют довольно отдаленное отношение к реальности, однако позволяют каждому получить отчетливое представление о сложнейших природных явлениях. Поэтому неудивительно, что античная атомистическая теория, дошедшая до нас благодаря эллинистической философской школе эпикурейцев, разделялась большинством европейских ученых XVII-XVIII веков и послужила основанием для формирования фундаментальных принципов классического естествознания. Среди них редукция – низведение сложного явления к простой теоретической модели как задача научного исследования. А также принцип построения научной теории на основе самых простых и понятных элементов. Эти принципы утвердились в качестве основных методов новоевропейской науки благодаря именно атомистической теории.

Математическая программа сформировалась в пифагорейской школе и получила свое развитие в рассуждениях Платона, одного из главных представителей древнегреческой философии. В отличие от атомизма, пифагорейцы и Платон первоначалом считала число. Это уже не такое очевидное утверждение, ведь число невозможно увидеть и даже приписать ему какие-либо физические характеристики. Во многом именно благодаря умозрительности математических постулатов сформировалось представление о науке и философии как занятиях немногих избранных. Способных благодаря своему мощному интеллекту заглянуть в невидимый «мир идей», определяющих умопостигаемую сущность чувственно воспринимаемого «мира вещей». Пифагорейцы пришли к такому пониманию сущности числа в результате многочисленных наблюдений, в большинстве своем астрономических. Наблюдая за движением луны, солнца и звезд, они обнаружили закономерности, имеющие числовой характер. Семь известных в то время планет соответствовали периодичности изменения фаз луны, образую небесную гармонию, повторяющуюся в семи основных цветах радуги и таком же числе основных музыкальных звуков. Магия числовых пропорций и заставила их сделать вывод о сущностном значении чисел, которые они наделили независимым существованием. Мы видим, что свойственная современной науке математизация природы – описание изучаемых явлений на математическом языке числовых соотношений, — была известна уже древним ученым. Но возникает вопрос, почему же древние греки не смогли в достаточной мере развить математические методы познания. Во многом это было связано с довольно примитивным пониманием числа. Греки имели дело только с натуральными числами, изображая их в качестве последовательности точек. Вследствие этого числа обретали скорее геометрический, а не математический смысл. Поэтому древнегреческие теоретики не знали, да и не могли знать ни ноля, ни понятия иррационального числа и, в результате, столкнувшись с числом π, представляющем собой бесконечную дробь, пришли к выводу о несовместимости идеальной гармонии чисел с грубой и несовершенной материальной действительностью. Так, например, Платон полагал, что земной мир недостоин познания и строил свою математическую теорию только для описания идеального мира, существующего независимо от материального мира. В отличие от Демокрита, его «атомы» были идеальными и представляли собой совершенные, т.е. равносторонние объемные геометрические фигуры, которые могли сочетаться между собой в бесконечном числе вариаций. Определяя многообразные чувственные характеристики вещей посредством числовых отношений Платон даже не пытался проверить полученные результаты, вследствие своей уверенности в принципиальной несовместимости двух миров. Таким образом, его математическая теория оказывалась совершенно умозрительной и не имела никакого практического применения. Однако сама по себе идея числовой гармонии бытия оказалась привлекательной и получила свое развитие в новоевропейской науке. Хотя еще Г. Галилею пришлось прибегнуть к банальной подтасовке результатов своих физических экспериментов, чтобы доказать, что «великая книга мира написана на языке математики». Однако интуиция не подвела гениального основоположника современной науки, и следующие поколения ученых смогли, опираясь на более совершенный математический аппарат, доказать его правоту. И сегодня мы уже не можем себе представить иного, кроме математического, языка описания не только природы, но и любого познаваемого наукой явления. Важнейшим для научного познания достижением платоновской мысли было введение гипотетико-дедуктивного метода – выведение множества следствий из одного допущения, много из единого, говоря словами самого Платона. Большое значение для последующего развития научного знания имело также введенное древнегреческим философом понятие геометрического пространства, существующего независимо от материи.

Вошедшее в поговорку выражение «природа не терпит пустоты» передает наиболее общее содержание континуалистской программы. Поэтому совершенно неудивительно, что высказывание это принадлежит основоположнику этой научной программы – древнегреческому философу Аристотелю. Удивительно же другое обстоятельство. Только в XVII веке в городе Регенсбурге была экспериментально подтверждена правота античного мыслителя. Два медных полушария около 35 сантиметров в диаметре, из которых после соединения был выкачан воздух, не смогли разорвать 16 лошадей. Конечно, этот эксперимент в первую очередь должен был подтвердить силу атмосферного давления, но аристотелевский принцип лежал в основе понимания этого явления и, действительно, является одним из самых важных научных принципов, определяющих научное мировоззрение.

С позиции самого Аристотеля вселенная представляет собой заполненное пространство, образованное совокупностью «мест», а это означает, что в природе все взаимосвязано, поскольку непосредственно или опосредованно соприкасается друг с другом. Порядок мест определяет порядок мира, и всякое нарушение этого порядка приводит к возмущению и сопротивлению. Поэтому именно покой, а не движение является естественным состоянием мира, за исключением равномерного движения небесных тел. Следствием такого понимания стало создание Аристотелем теории о причинах движения. Поскольку для него покой был естественным состоянием, то любое движение, т. е. изменение, должно было иметь причину. Таких причин он называл четыре в соответствии с четырьмя видами движения, понимаемого как изменение – количественное, качественное, возникновение и перемещение. Существуют причины материальная и формальная, указывающие на причину возникновения вещей; движущая, обусловливающая перемещение в пространстве; и целевая, определяющая порядок вещей.

Хотя в новоевропейской классической науке осталась лишь действующая причина, но, по сути дела, в аристотелевском учении о причинах, был сформулирован один из самых важных научных принципов — принцип детерминизма. В соответствие этому принципу все явления действительности взаимосвязаны и ничто не происходит без причины. Поэтому главная задача науки — это поиск действующих причин, а знание — это знание причин наблюдаемых явлений. Конечно, современные научные представления далеки от механистического детерминизма XVIII столетия, и уже допускают элемент случайности в наблюдаемых процессах, однако и сегодня в науке нет места беспричинным событиям.

нтичная наука: характеристика, особенности. Возникновение первых научных программ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ

Наука появляется тогда, когда для этого создаются объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.

Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.

Читайте также  Ароматические углеводороды (арены)

Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.

Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором,позднее развитая Платоном.Отношения действительности Пифагорвыразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

Историки науки считают, что основная заслуга Пифагораи его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теоретическую дедуктивную науку, заложили основы арифметики и математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений в природе и выражению их языком математических формул.

Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона,который представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платоносновал первую научную школу – Академию.

Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками его считаются Левкиппи его ученик Демокрит,хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.

Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в природе.

Программа ААристотелястала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.

Аристотельв отличие от других античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Аристотеляявляется и создание понятийно-категориального аппарата науки, классификации научных знаний.

Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.

7. Средневековая наука: характеристика, достижения

НАУКА, ВЕРА, ЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.

В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач.

Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.

Ситуация изменилась в XII в., когда в христианской культуре стало использоваться наследие Аристотеля.Развести теологию и науку позволила концепция «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой, основанной на откровении, и права на существование «естественного разума».

Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений.

В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.

Идеи всестороннего обоснования знания развивали Ф. Бэкони У. Оккам.

Ф. Бэконвыступил с идеей математического естествознания, считая, что изучать и проверять все науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэконаматематика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин.

У. Оккамвыдвинул идею радикального эмпиризма. Он впервые сформулировал принцип простоты научного знания, вошедший в методологию науки под названием «бритвы Оккама», острие которой было направлено против схоластики и расчищало поле деятельности для естествоиспытателей.

Постепенно изменялось соотношение веры и разума, в эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения.

Период Возрожденияохватывал два с половиной столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организационные и материальные возможности для научного развития, разработки новых принципов познания действительности. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления.

Новые тенденции научной мысли нашли яркое выражение в творчестве величайших мыслителей – Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно.

Но научная мысль Возрождения не смогла до конца освободиться от теологических элементов.

аучная революция XVI-XVII вв., социально-экономические предпосылки, ее ход и содержание.

Ее отправной точкой научной революции, в результате которой появились классическая наука и современное естествознание, стал выход книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер» в 1543 году. Но гелиоцентрические идеи, высказанные там, были всего лишь гипотезой, нуждавшейся в доказательстве. После аргументов в пользу этой гипотезы и стал основной задачей научной революции ХVI – XVII вв., которая начинается с работ Г. Галилея.

Следующим революционером был Джордано Бруно – итальянский философ, который был сожжен 17.02.1600 г. Он сказал, что у Вселенной нет центра и нет границ. Во вселенной существует множество миров.

Галилео Галилей является основоположником новой физики, в частности такого раздела как динамика, в этой он противоречит. Галилей является автором новой научной методологии, он изображает новый телескоп и обнаруживает на солнце тёмные пятна. Изучает Луну и по аналогии с Землёй выделяет моря и материки, обнаруживает 4 самых больших спутника. Он сформировал классический принцип относительности, определил ускорение свободного падения ( 9, 8), написал «диалог о двух истинах мира».

Завершает 17-го научную революцию Исаак Ньютон. Он сформулировал 3 закона механики и закон всемирного тяготения.

Первый закон: «Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».

Второй закон: «Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует».

Третий закон: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны»

закон всемирного тяготения:

Между любыми двумя материальными частицами действует сила притяжения (направленная вдоль прямой соединяющей частицы), величина которой пропорциональна массе каждой из частиц и обратно пропорциональная квадрату расстояния между ними.

Труд ньютона называется «Математические начала натуральной философии».

В результате этой революции появляется новая научная парадигма – механическая картина мира, а наука в целом вступает в классическую.

9. Временные рамки и основные черты классической науки

Период классической науки конец XVII в – конец XIX в.

Важнейшая черта-механистичность-представление мира в качестве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Понятие классической науки охватывает период с XVII в. по 20-е годы ХХ в. Этот этап науки характеризуется рядом специфических особенностей:
1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде.
2. Механистичность — представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени сложности. Даже живой организм понимался как механизм общемировой машины, функционирующей по законам механики.
3. Натурализм — признание идеи самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами.
4. Метафизичность — рассмотрение природы как неизменного, неразвивающегося целого.
5. Доминирование количественного сопоставления и оценки всех явлений над качественным.
6. Причинно-следственный автоматизм — объяснение всех природных явлений естественными причинами.
7. Аналитизм — доминирование в научном мышлении аналитической деятельности над синтетической.
8. Геометризм — утверждение картины безграничного, однородного пространства, описываемого геометрией Евклида.
9. Субстанциональность — поиск первоосновы мира.
10. Гипотетический метод познания. Внедрение этого метода связано с именем Галилея, который предлагал вести изучение не с эмпирического, а с теоретического. Затем требовалось осуществление эксперимента, который должен был подтвердить или опровергнуть гипотезу.
В результате наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета, заняла ее место и стала претендовать на роль истины в последней инстанции, не оставив в мировоззрении место ни религии, ни философии.

10. Наука XIX в. Новейшая революция в науке

Глобальная научная революция начинается с целого ряда замечательных открытий. В 1888 Герц открыл электромагнитные волны, блестяще подтвердил предсказание Максвелла. В 1895 Рентген обнаружил лучи, получившие позднее название рентгеновских. Дж.Дж.Томсон открыл первую электромагнитную частицу-электрон. 1896 обнаружение радиоактивности Беккерелем. Э резерфорд показал в своих изучения неоднородность радиоактивного излучения, состоявшего из α,β и γ лучей. В 1911 он построил планетарную модель атома. К великим открытиям также следует отнести работы Столетова по изучению фотоэффекта, Лебедева о давлении света. В 1901 Планк предположил что энергия излучается малыми порциями–квантами, причем энергия каждого кванта пропорциональна частоте испускаемого излучения. Кризис физики стал первым этапом второй глобальной научной революции в науке. В лучшую сторону ситуация начала меняться только в 20-е годы 20 века с наступлением второго этапа. Он связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности. Тогда начала складываться новая квантово-релятивистская картина мира,в которой открытия, приведшие к кризису в физике, были объяснены. Началом третьего этапа научной революции было овладение атомной энергией в 40-е гг. 20в и последующие исследования с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период физика передает эстафету химии, биологии и циклу наук о Земле, начинающих создавать свои собственные научные картины мира. Следует также отметить что наука слилась с техникой что в свою очередь привело к современной нтр. Развитие энштейнского подхода приводит к отрицанию ньютоновской космологии и формирует новую картину мира, в которой логика и здравый смысл перестают действовать. Нарушились понятия причинности, субстанции, твердые дискретные тела уступили место формальным отношениям и динамическим процессам.

Читайте также  Альтернативные операционные системы Linux, UNIX

Первые научные программы античности

Итак, мы с полным основанием можем говорить о появлении науки именно в Древней Греции. Проходило это в форме научных программ.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос — это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией -протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела, данный каноном Поликлета.

Следующий шаг в направлении формирования этой программы сделали софисты и элеаты, впервые поставившие проблемы человеческого познания, а также разработавшие теорию доказательств. Они заявили, что ум человека — это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира — мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом созидание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику. В Новое время именно по этому пути пойдет наука. Но это будет осуществляться уже на новом, более высоком уровне знаний о природе. А пока — платоновская физика представляет собой набор умозрительных рассуждений о связи строения вещества с геометрическими фигурами (огонь, как самое подвижное и «острое», состоит из пирамид; воздух — из восьмигранников, вода — из двадцатигранников и т.д.).

Можно выделить основные позиции этой научной программы, ставшей такой важной в Новое время после появления математизированной науки. Эта программа заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Согласно этой программе:

1. Мир — это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.

2. Упорядоченность Космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. В силу родства разумов (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию человека, который должен для этого развить соответствующие способности, сосредоточив свои силы.

3. Умственный анализ обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира — количественные отношения действительности.

4. Познание сущности мира требует от человека сознательного развития его познавательных способностей — разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности (ибо познание конечных причин бытия — глубочайшая потребность не только ума, но и души). Итогом познания становится духовное освобождение человека.

Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции, синтезом целого ряда ее тенденций и идейных установок. Своими корнями он уходит в ионийскую физику, пифагореизм, философию элеатов. Проблемы бытия и небытия (пустоты), существования и возникновения, множества и числа, делимости и качества — все эти проблемы, затронутые предыдущими школами, нашли свое отражение в системе атомизма. Основателями его стали Левкипп и Демокрит.

На первый взгляд, учение атомизма предельно просто. Начала всего сущего это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение — распадение на части, в пределе — на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе.

Атомизм является физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе — движение атомов. Более глубоких причин, принадлежащих какой-то реальности, не доступной обычному восприятию, нет. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования.

Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. Именно так были построены не только физические, но многие психологические и социологические теории Нового времени. По сути дела, это означало появление механистического метода, требовавшего объяснять сущность природных процессов механическим соединением индивидуумов.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» — трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания.

Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы науки вообще. Все дальнейшее развитие науки по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Это еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики — это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения;

еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.

Тем не менее, только то стечение социокультурных обстоятельств, которое реализовалось в античной Греции, смогло обеспечить условия для возникновения науки. Здесь оформились такие свойства науки, как интерсубъективность, идеальное моделирование действительности, надличностность, субстанциональность, что позволяет говорить о появлении там науки как особого типа отношения к реальности.

План семинарского занятия (2 часа)

1. Проблема начала науки.

2. Научные знания на Древнем Востоке.

3. Наука и миф. От мифа к логосу.

4. Античные научные программы: математическая, атомизм, программа Аристотеля.

Темы докладов и рефератов

1. Знания о природе и человеке в античном мире (физические, химические и биологические знания).

2. Появление научной рациональности.

3. Миф как «наука конкретного».

1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма//Вопросы философии. 1989.№3

2. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

3. Виргинский B.C.. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники до середины XV в. М., 1993.

4. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в.//Вопросы философии, 1991. №6.

5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

6. Ильин В.В.. Калинкин А.Т. Природа науки. М., 1985.

7. Лёви-Cmpoc К. Структурная антропология. М., 1983.

8. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

Античная наука, возникновение первых научных программ

Неолитическая революция. Античная наука. Возникновение письменности. География. Биологические, медицинские и химические знания. Астрономические знания. Математические знания. Формирование первых естественно научных программ.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.02.2003

Значительную роль в своей теории идей Платон отводит матема-тике. У Платона все бытие пронизано числами, числа — это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: «Несведущим в геометрии вход воспрещен». Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Плато-на. Он считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Математическими обра-зами и аналогиями пронизана вся философия Платона.

Вслед, за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассмат-ривали Космос как некоторую однородную гармоническую сферу, то Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные облас-ти: божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (пре-ходящие, изменчивые вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.

Читайте также  Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени

4.Список использованной литературы:

1. «Естествознание», курс лекций, Москва 1998г.

2. Курс лекции по истории наук, Москва 2001г.

3. «История естествознания в цифрах», Москва, 1998г.

4. А.И. Найдыш «Естествознание», Москва 1998г.

Подобные документы

Наука среди других сфер культуры об объективных знаниях о окружающем мире, деятельности человека. Естественно-научная и гуманитарная культуры как основа рационального знания. Критерии и структура научного знания, явление оккультности псевдонаук.

реферат [25,3 K], добавлен 29.12.2009

История появления первых научных представлений и программ. Понятие «картина мира». Схематическое изображение структуры научного познания. Характеристика двух основных этапов становления науки. Научные программы античности. Идеи средневековья и Ренессанса.

реферат [616,7 K], добавлен 25.03.2016

Отличительные черты античной науки с момента зарождения, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания. Основные признаки античной науки, ее самоценность, теоретичность, стремление к знанию, системность научных знаний, рациональный характер.

контрольная работа [18,6 K], добавлен 18.03.2010

Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и научных прозрений о «природы вещей». Эра механицизма в естествознании как становление системного знания действительной науки. Современная космологическая естественно-научная картина мира.

реферат [54,3 K], добавлен 05.06.2008

Гуманитарный, технический, математический типы знания и естествознание в современной системе знания. Роль и значение математики и физики в познании мира. Отношение к природе в естественных и гуманитарных науках. Проблема противостояния науки и религии.

реферат [21,2 K], добавлен 26.11.2011

Общая характеристика основных достижений античной и средневековой науки, анализ их вклада в развитие научного знания. Место религиозных обрядов и ритуалов в становлении современной науки. Краткая биография и описание научных познаний Леонардо да Винчи.

реферат [18,9 K], добавлен 11.11.2010

Место естествознания в современной научной картине мира. Вклад средневековой науки в развитие научного знания. Пример смены парадигм в археологии – борьба концепций эволюционизма и миграционизма. Развитие науки в Средние века, вклад Леонардо да Винчи.

реферат [31,6 K], добавлен 09.12.2010

Возникновение первых клеточных организмов из пробионтов, появление в конце архея первых эукариотов, имеющих настоящее ядро. Развитие наземной флоры в ордовике, первые плауны и хвощи. Появление сухопутных, дышащих воздухом животных в силурийском периоде.

презентация [313,1 K], добавлен 23.12.2014

История формирования эмпирического знания. Математика, астрономия египтян и вавилонян. Древние китайские сочинения по точным наукам, зарождение письменности. Открытие понятия энтропии, принцип возрастания. Теория Опарина о происхождении жизни на Земле.

контрольная работа [32,6 K], добавлен 09.05.2010

Наука как способ познания человеком окружающего мира. Отличие науки от искусства и идеологии. Фундаментальные и прикладные науки. Парадигма как метатеоретическое образование, определяющее стиль научных исследований. Научная революция XVI-XVII вв.

реферат [17,5 K], добавлен 27.08.2012

5rik.ru

Материалы для учебы и работы

Научные программы античности

Появление и развитие науки в Древней Греции происходило в контексте всей культуры. В любой науке, научной теории есть утверждения и допущения, не доказывающиеся в рамках самой теории, но играющие такую важную роль, что их пересмотр или удаление влекут отмену всей теории. Каждая научная теория предполагает свой идеал объяснения, доказательства и организации знания, который уходит корнями в культуру своей эпохи. Иначе говоря, все науки и научные теории вырастают на базе определенных научных программ. Именно в Греции и появляются первые научные программы, существенно связанные со спецификой древнегреческой цивилизации и культуры.

В основе античных научных программ лежит представление о мире – «Космосе».

Космос — это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей

Выделяют три основные научные программы античности.

Математическая программа Пифагора – Платона.Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. Пифагор считал, что первоначальные сущности Космоса – это числа, т.е. числа есть первооснова мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией -протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам.

Следующий шаг в направлении формирования этой программы сделали софисты и элеаты, впервые поставившие проблемы человеческого познания, а также разработавшие теорию доказательств. Они заявили, что ум человека — это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона. По Платону истинный мир – это мир идей, представляющий собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом созидание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику. В Новое время именно по этому пути пойдет наука. Но это будет осуществляться уже на новом, более высоком уровне знаний о природе. Платоновская же «физика» представляет собой набор умозрительных рассуждений о связи строения вещества с геометрическими фигурами (огонь, как самое подвижное и «острое», состоит из пирамид; воздух — из восьмигранников, вода — из двадцатигранников и т.д.).

Можно выделить основные позиции этой научной программы, ставшей такой важной в Новое время после появления математизированной науки. Эта программа заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Согласно этой программе:

1. Мир — это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.

2. Упорядоченность Космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. В силу родства разумов (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию человека, который должен для этого развить соответствующие способности, сосредоточив свои силы.

3. Умственный анализ обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира — количественные отношения действительности.

4. Познание сущности мира требует от человека сознательного развития его познавательных способностей — разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности (ибо познание конечных причин бытия — глубочайшая потребность не только ума, но и души). Итогом познания становится духовное освобождение человека.

Атомистическая программа Демокрита.Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями его стали Левкипп и Демокрит.

Согласно учению атомизма начала всего сущего — это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение — распадение на части, в пределе — на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе.

Атомизм является физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе — движение атомов. Более глубоких причин, принадлежащих какой-то реальности, не доступной обычному восприятию, нет. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования.

Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. Именно так были построены не только физические, но многие психологические и социологические теории Нового времени. По сути дела, это означало появление механистического метода, требовавшего объяснять сущность природных процессов механическим соединением индивидуумов.

Программа Аристотеля. Программа Аристотелястала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» — трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания.

Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы науки вообще. Все дальнейшее развитие науки по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Это еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики — это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: