Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура - OXFORDST.RU

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

Андроновцы. Бегазы-дандыбаевская культура

Андроновская культура эпохи бронзы. С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития. Так как основным материалом были сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, серпы, орудия, украшения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством – характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории.

С формированием производящих форм хозяйства на территории Казахстана появляются новые оригинальные культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Все эти локальные группы были во многом схожи, что

позволило выделить новую археологическую культуру – андроновскую. Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа – ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального – нуринского периода (ХУШ-ХУ! вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасус-кого периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и бегазы-дан-дыбаевской – в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). Хозяйство андроновцев. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.

Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что

достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм – баночной, Горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из

них является Аркаим, на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных ХУШ-ХУ! веками до н.э. Интересен и погребальный обряд

андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.

В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном – могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай-атасуского. В Восточном Казахстане исследованы могильники Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане

к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому – могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками

андроновской культуры. Здесь исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.

С аридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства- кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер.

В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме. Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская

культура ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной

знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.

Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней – основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота – к выделению из среды общины военной аристократии – воинов-колесничих. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники.

Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга “Авеста” называет племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии. Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства – кочевым, что

привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.

Бегазы – Дандыбаевская культура

Поздняя бронза (XII – начало VIII века до нашей эры) соответствует Бегазы-Дандыбаевской культуре, которая представляет собой дальнейшее, закономерное и последовательное развитие культуры бронзы Казахстана. Это новый, более высокий этап развития общества. Распространились скотоводство и мотыжное земледелие. Расширилось производство металлических изделий. Наиболее известные памятники – Бегазы, Дандыбай, Аксу-Аюлы 2, Аккойтас, Сангру 1,3.

Поселки бегазы-дандыбаевцев располагались у подножия скалистых холмов, недалеко от обильных источников воды и топлива. Ориентированы поселки, как правило треугольной осью с запада и северо-запада на восток и юго-восток, в направлении господствующих ветров. В долинах рек Токраун, Нура, Сарысу, Атасу, Ишим, Селеты и других густо располагались поселки древних рудокопов и металлургов.

Керамика – сосуды с воротничком. Они изготавливались в форме кувшина с шаровидным туловом, высокой шейкой, обжигались. Сырьем для производства изделий была глина с примесью гранитного песка.

Кроме горшков бегазы-дандыбаевцы изготавливали кувшины, миски, кубки, сосуды с носиком и т.д.

Много встречается в могильниках и жилищах бегазы-дандыбаевцев металлических и костяных орудий. Большое количество орудий применялось в горном деле. Это каменные штампы – матрицы, а также льячки, ступки, песты, терки, кайла, мотыги, молоты, а также бронзовые булавки, иголки, пуговицы, накладки, костяные футляры для игл, пуговицы. К ювелирным изделиям относятся обнаруженные у бегазы-дандыбаевцев серебряные и золотые браслеты, кольца, пикторали, подвески, серьги, пряжки, головные диадемы (приблизительно 86% золота, 13% серебра и 1% меди).

В эпоху поздней бронзы в больших количествах возводились культовые камни – менгиры. Ими обозначались места жертвоприношений, алтарей, народных сходов.

Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к полукочевому скотоводству.

Переход к яйлажному, то есть полукочевому скотоводству привел к повышению продуктивности скотоводства, увеличению поголовья скота. В то же время население занималось ирригационным земледелием.

Эпоха поздней бронзы стала переходом от эпохи первобытности к эпохе государств. Усложнялись социальные отношения. Постепенно выделяется слой жрецов, появляется имущественная дифференциация, обособляются воины, особенно – воины-колесничие.

Несомненно, древняя история Казахстана – история не только материальных, но и духовных достижений, по праву занявшая высокое место в человеческой цивилизации. Древние племена эпохи бронзы были потомками неолитического населения Казахстана и в то же время стали предками сакских, усуньских, канглинских племен, к истории которых мы теперь перейдем.

БЕГАЗЫ-ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА (XII-VIII вв. до н.э)

Особенности культуры

Названа она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане.

Культура развивалась на основе кочевого образа жизни.

Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания.

Большинство погребений бегазы — дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами.

— Курган — надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы.

Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались в основном игольчатыми и волнистыми узорами.

В эпоху бронзы на территории Казахстана на смену Андроновской культуре пришла кочевая Бегазы-Дандыбаевская культура.

Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного казахского ученого энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана.

Читайте также  Буш Ванневар (Bush Vannevar)

Хозяйство и быт

Около 3 тысяч лет назад на территории Казахстана произошли изменения климатических условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной лето коротким и жарким.

В связи с суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать скот, способный к дальним передвижениям и тебеневке (добыванию из под снеге корм) лошадей и овец.

Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству.

С переходом к кочевому скотовода увеличилось число лошадей и овец.

* При полукочевом скотоводстве женщины и дети жили в поселении, занимались земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбище. Осенью они возвращались.

Увеличение поголовья скота — овец и лошадей привело к переходу от пастушеского скотоводства к кочевову скотоводству.

В X — IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

В Казахстане верблюд был приручен эпоху в эпоху бронзы, т.е. во 2 тысячелетии до н.э Об этом свидетельствуют найденные кости этих животных в Центральном и Западном Казахстане.

Поселения эпохи бронзы располагались по берегам рек и озер. Состояли из 5-10, иногда 20 жилищ. Площадь состояла 100 400 кв. метров.

Жилища можно разделить на: полуземлянки и дома.

Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям, обложенных камнем. Мясо и молочные продукты хранили в ямах вырытых в земле.

К концу эпохи бронзы широко стали использоваться медные и бронзовые серпы, которые были найдены в:

Бронзовая коса была найдена в Чаглинке (Шагалалы), в Кокшетауском регионе;

Занимались не только пастушеством, но и мотыжным земледелием;

Дополнительным способом добычи пропитания у них была охота и рыболовство.

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В ЭПОХУ БРОНЗЫ

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В ЭПОХУ БРОНЗЫ

Племена эпохи бронзы, населявшие территорию Казахстана, жили в условиях родоплеменных отношений.

В эпоху бронзы на смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность.

В эпоху бронзы начинается распад родовой общины и появляется имущественное неравенство.

В обществе начали появляться богатые и зажиточные семья. О чем свидетельствует археологические раскопки (захоронение боевых колесниц, украшений, металлических изделий, животных, конского снаряжения), начали появляться курганы, где хоронили одного умершего. Кочевники имели в частной собственности скот, на землю же распространялась общинная, родовая собственность.

Люди эпохи бронзы хранили некоторые вещи покойника вместе с ним, потому что, верили в то, что человек продолжает свою земную жизнь в загробном мире.

Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа — жрецами. Они были хранителями древних традиций и знаний.

Ювелирное искусство

Люди, жившие в эпоху бронзы, оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий (перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги и т.п.)

Из золотых украшений встречаются только серьги из золотых пластинок.

Андроновцы нанизывали клыки различных зверей на нить и получались ожерелья.

Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются ювелирные изделия.

На территории Казахстана ювелирное искусство зародилось во II тыс. до н.э. (XVI-XIV вв. до н.э.)

Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески.

В раннем периоде андроновской культуры было распространена кремация трупа (трупосожжение).

В период средней и поздней бронзы умершего хоронили в скорченном положении на левом или правом боку, головой на запад или юго-запад. Андроновцы поклонялись солнцу и огню. В эпоху бронзы люди, чтобы очиститься от зла, от плохого, поклонялись огню. Священным местом в жилище андроновцев считался — очаг. Солнцеголовое божество андроновцев — митра.

Местом обитания богов андроновцы считали небо.

Наскальные рисунки (петроглифы) андроновцев сохранились в местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау.

Огромное количество наскальных рисунков (петроглифов) эпохи бронзы обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы.

Среди наскальных изображений (петроглифов) широко распространены рисунки двухколесных колесниц.

На наскальных рисунках Каратау в Жамбылской области много изображений колесниц.

По представлению андроновцев, все боги разъезжали по небу на конных колесницах.

В курганах бегазы — дандыбаевской культуры найдены богатые погребения с захоронением боевых колесниц.

ВВЕДЕНИЕ В ЭПОХУ ЖЕЛЕЗА

КАЗАХСТАН В ЭПОХУ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА.

ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

ВВЕДЕНИЕ

В истории человечества железный век занимает особое место. С началом использования железных орудий повысилась производительность труда. Железный век начался в VIII в. до н.э. и продлился до V в. н.э.

Железный век делится на два периода:

Ранний железный век (VIII-III вв. до н.э.)

Поздний железный век (III в. до н.э. — V в. н.э.)

В начале 1-го тысячелетия до н.э. в Казахстане в жизни древних людей произошли большие изменения: было достигнуто значительное развитие кочевого скотоводства и широкое использование железа.

К VIII в. до н.э. племена, населявшие Казахстан, открыли и широко использовали железо.

Эпоха открытия и использования железа для племен, населявших Казахстан, началась в VIII—VI вв. до н.э.

Рост населения, дальние перекочевки со скотом, необходимость защищать свои территории от врагов привели к тому, что родоплеменные отношения стали еще теснее в эпоху железа.

В эпоху железа рода стали объединятся в племена, а племена — в племенные союзы. Среди них были племенные союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.

В эпоху позднего железа среднее течение долины Сырдарьи населяли кангюи.

В эпоху позднего железа Жетысу населяли уйсуны.

К раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.

На основе этих племенных союзов возникли государства на территории Казахстана.

Древнее производство железа

В древности железо получали примитивным способом — путем плавки руды с продувом в простейших печах.

Примитивный способ древнего производства железа — плавка продувом через меха.

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

« БЕГАЗЫ-ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА » эпохи поздней бронзы

А рхеологии Казахстана существует неразгаданный феномен Бегазы-Дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории.

Бегазы-Дандыбаевская культура названа так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай, которые расположены в Центральном Казахстане. Её хронологические рамки 12-8 вв. до нашей эры. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан — это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху бронзы ( II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э. (Х- VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют Бегазы-Дандыбаевскую культуру.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры

1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.

2) Строительство особого типа надгробных сооружений.

3) Своеобразный погребальный обряд.

4) Появление новых форм глиняной посуды.

5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи — раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченных на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная п осуда без орнамента . В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

Читайте также  Животный мир Донбасса

Исследования 30-40-х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры.

Своеобразными «визитными карточками» Бегазы-Дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные сооружения, получившие название «скальные мавзолеи» и прекрасной выделки сосуды с богатым декором и красным лощением.

Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.

Не укладывались в стандартные представления о степной бронзе и грандиозные «скальные мавзолеи» (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором. Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие. Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью. Вокруг могилы сооружалась «обходная галерея», на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I , II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 — 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских «скальных мавзолеев» немногочисленны на территории Центрального Казахстана.

Появление в начале первого тысячелетия до н.э. в степях Казахстана столь грандиозных сооружений объясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, как яркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроются истоки новых для Степи явлений в виде процессов социо-и политогенеза, охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.

В последние десятилетия банк центрально-казахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился и пополнился новыми коллекциями. По данным В.В. Варфоломеева открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы . В поселении Тагибай-Булак обнаружено шесть прямоугольных наземных жилищ . Стены домов сделаны из рядов параллельно вкопанных в землю плит, пространство между которыми забито мелкими камнями вперемешку с землей. В горных районах Центрального Казахстана в строительстве жилищ широко использовался лес. Стены землянок обшивались деревян­ными плахами, а перекрытие опиралось на систему деревянных столбов.

В эпоху поздней бронзы, на первом этапе племена северного Казахстана испытывали сильное влияние срубной культуры Приаралья, Западного Казахстана — срубной культуры Поволжья. На поселениях эпохи поздней бронзы преобладают полуземлянки — прямоугольной, овальной и восьмеркообразной в плане формы. Распространяются огромные землянки площадью до 300—400 кв. м, в которых зимой держали скот. В хозяйстве увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства.

Мавзолеи Т а гискена

В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыты уникальные памят­ники эпохи бронзы — мавзолеи Т а гискена. Наиболее ранние мавзолеи Т а гискена выстроены из сырцового кирпича, основой планировки является круг, вписанный в квадрат внешних стен. Внутрь от него, по кругу стоят 8 или 12 прямоугольных кирпичных колонн, сохранившихся на высоте двух метров. Далее внутрь — опять 8 или 12 таких же колонн, но стоящих по прямоугольнику. Наряду с кирпичными колоннами, как бы дублируя их, стояли деревянные столбы, от которых сохранились ямы в полу. Таким образом, внутри мавзолея образовывалась система обходных кори­доров. В расположенной в центре комнате и в коридорах стояла керамика, лежало оружие из бронзы, золотые украшения. Покой­ника, положенного в центральном помещении, сжигали вместе с мавзолеем. Определить культурную принадлежность Тагискенских могильников сложно. С одной стороны, здесь прослеживается традиция андроновской культуры (планировка мавзолеев, близкая центрально-казахстанским мавзолеям Бегазы и Дандыбая, андроновские формы и украшения лепной посуды), с другой — сильное влияние южных культур. Мавзолеи Т а гискена свидетельствуют о начальном взаимодействии и взаимовлиянии степных и оседлых культур.

Изучение бегазы-дандыбаевской культуры — это история складывания современной этнической карты Центрально-Азиатского региона. Это вопросы взаимоотношений носителей индоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевого скотоводства. Бегазы-Дандыбаевская культура, является по мнению К. Акишева результатом исторического развития культуры предыдущего этапа и отличается от андроновской культуры большим совершенством и уни­версальностью бронзовых изделий, своеобразным обрядом захоронения, осо­бым типом надмогильных сооружений, новыми формами керамических сосудов Традиции Бегазы-Дандыбаевской культуры учёные прослеживают в хозяйственном и бытовом инвентаре племён, проживавших на территории Казахстана в эпоху ранне­го железа.

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

  • Home
  • Kazakhstan
    • Tours to Kazakhstan
    • Excursions in Kazakhstan
    • Sky-resort in Kazakhstan
    • Hotels in Kazakhstan
    • Visas and registration
    • Our services
    • Helpful information
    • Cities of Kazakhstan
    • Nature of Kazakhstan
    • Monuments of Kazakhstan
    • Reserves and parks
    • Culture of Kazakhstan
    • Map of Kazakhstan
  • Kyrgyzstan
    • Tours to Kyrgyzstan
    • Excursions in Kyrgyzstan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Kyrgyzstan
    • Nature of Kyrgyzstan
    • Monuments of Kyrgyzstan
    • Reserves and parks
    • Culture of Kyrgyzstan.
    • Map of Kyrgyzstan
  • Uzbekistan
    • Tours to Uzbekistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Uzbekistan
    • Nature of Uzbekistan
    • Monuments of Uzbekistan
    • Reserves of Uzbekistan
    • Culture of Uzbekistan
    • Map of Uzbekistan
  • Turkmenistan
    • Tours to Turkmenistan
    • Excursions in Turkmenistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Turkmenistan
    • Nature of Turkmenistan
    • Monuments of Turkmenistan
    • Reserves and parks
    • Culture of Turkmenistan
    • Map of Turkmenistan
  • Tajikistan
    • Tours to Tajikistan
    • Excursions in Tajikistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Tajikistan
    • Nature of Tajikistan
    • Monuments of Tajikistan
    • Reserves and parks
    • Culture of Tajikistan
    • Map of Tajikistan
  • English
  • Русский

You are here

Дандыбаевская культура.

Туры на археологические памятники Бегазы-Дандыбаевской культуры.

«Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны её писать»

Оскар Уайльд.

Поездка на некрополь Дандыбай.

Бегазы-Дандыбаевская культура относится к ареалу позднеандроновских культур, для нее характерен ряд уникальных черт, не находящих аналогий с другими культурами Евразии. Бегазы-Дандыбаевская ареологическая культура, поздний период эпохи бронзы (IX – VIII в.в. до н. э.) на территории Центрального Казахстана. Названа по месту находок археологических памятниковтого времени у отрогов горы Бегазы (Бегазыбулак, Каратал) и некрополя Дандыбай.
В Бегазы-Дандыбаевской культуре выделяются три эта­па развития: переходный, развитый и поздний. Для памятников переходного перио­да характерно, с одной стороны, со­хранение андроновских традиций, с другой — появление новых элементов культуры: особого типа надгробных со­оружений, сосудов приземистой шаро­видной формы. Нетипичен для андроновской культуры и погребальный об­ряд — встречаются вытянутые трупо-положения на спине.
Сангру 1,3, у поселка Улутау, Шортанды-булак и др. Эти могильники и пос. характеризуются законченностью архитектурно-строительных форм жилых и культовых сооруже­ний, разнообразием новых видов ша­ровидной керамики. На позднем эта­пе развития, в связи с перестройкой хозяйства на кочевой лад, Бегазы-Дандыбаевская культура перехо­дит в новую фазу.
На смену слож­ным погребальным постройкам при­ходят простые конструкции крупных каменных ящиков без оград (памятники в урочище Айдарлы, Бугулы 2 и др.). Археологические памятники Бегазы-Дандыбаевской культуры XII — VIII вв. до н.э. расположены в живописных горных долинах Центрального Казахстана. Они представлены некрополями, менгирами, поселениями, древними горными выработками, древними металлургическими комплексами.
Классическим памятником этой культуры является некрополь Бегазы. Бегазы-Дандыбаевская культура — феномен поздней бронзы Центрального Казахстана. В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка).
Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 миллионов квадратных километров, несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан — это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.
В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой.
Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х — VIII в.в. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.
Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи — раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине.
В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ. Исследования 30 – 40-ых годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры.
Первые исследования отнесли ее к локальному варианту карасукской культуры (М.П. Грязнов). Сводка накопленного, характеристика культуры приведены в монографии А.Х. Маргулана 1979 года «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана».
Своеобразными «визитными карточками» бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название «скальные мавзолеи» и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением. Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.
Не укладывались в стандартные представления о степной бронзе и грандиозные «скальные мавзолеи» (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором. Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие.
Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 метра, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью. Вокруг могилы сооружалась «обходная галерея», на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи.
Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I, II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 — 4,0 метра. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских «скальных мавзолеев» немногочисленны на территории Центрального Казахстана.
Появление в начале первого тысячелетия до н,э. в степях Казахстана столь грандиозных сооружений объясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, как яркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроются истоки новых для Степи явлений в виде процессов социо- и политогенеза, охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.
В изучении бегазы-дандыбаевской культуры, несмотря на обилие материала, больше проблем, чем ясного. Дискуссионным остается проблема соотношения андрона и бегазы-дандыбаевцев. Завоеватели или эволюция местных андроновских племен? Можно ли, опираясь на находки тамгообразных знаков на керамике и немногочисленность крупных «скальных мавзолеев», говорить о их пришлости?
Можно ли относить их к прототюркам, выходцам из Центральной Азии (мнение Е.Е. Кузьминой). Столь же дискуссионны и малоизучены вопросы участия бегазы-дандыбаевцев в становлении культур раннего железного века: сакской и тасмолинской. И эти проблемы трактуются неоднозначно и требуют своего решения. В последние десятилетия банк центрально-казахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился и пополнился новыми коллекциями.
По данным В.В. Варфоломеева открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен. Весь этот orpомный материал тpeбует систематизации именно с позиций решения проблемы бегазы-дандыбаевской культуры.
Необходимо осуществить картирование курганов и погребений с бегазы-дандыбаевской керамикой. Очертить ареал распространения «скальных мавзолеев». Необходимо продолжить paскoпки курганов рядового населения бегазы-дандыбаевцев. Такие могильные поля известны на территории Акмолинской (мoгила у города Степногорска) и Карагандинской областей (могильник Карашаш).
Необходимы массовые и разнообразные анализы продукции гончарного производства, костяных изделий, трасологический анализ каменных орудий труда на предмет специализации горнорудного и металло-обрабатывающего производства, спектральный анализ бронзовых изделий, палеоантропологические исследования. Изучение бегазы-дандыбаевской культуры — это история складывания современной этнической карты Центральноазиатского региона.
Это вопросы взаимоотношений носителей индоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевого скотоводства, это история степи в период перехода к раннему железному веку.

Читайте также  Одежда и манеры делового мужчины

Презентация по истории Казахстана на тему «Бегазы-Дандыбаевская культура» (5 класс)

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Бегазы-
Дандыбаевская
культура
Тема урока

Описание слайда:

Цель урока
Определять признаки андроновской и бегазы-дандыбаевской культур, опираясь на археологические источники
Определять вклад А. Маргулана в развитие казахстанской археологии.

Описание слайда:

Археологи особенно выделяют
Бегазы-Дандыбаевскую
культуру, охватывающую территорию Центрального Казахстана, относящуюся к эпохе поздней бронзы.
XII – VIII века до нашей эры
Комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура сменяется скотоводческой Бегазы-Дандыбаевкой культурой

Описание слайда:
Описание слайда:

Памятники Бегазы-Дандыбаевской культуры начали изучаться с 1946 года. У истоков этих исследований стоял выдающийся ученый, академик, археолог Алькей Маргулан. В результате этих исследований были найдены находки, дающие значимые сведения о племенах, населявших Центральный Казахстан в конце эпохи бронзы.

Описание слайда:

На протяжении более чем 30 лет под руководством
А. Х. Маргулана велись систематические археологические раскопки в Центральном Казахстане и всесторонне исследовалась культура эпохи бронзы.

Описание слайда:
Описание слайда:

Особенности Бегазы-
Дандыбаевской культуры
Строительство особых погребальных сооружений
Своеобразный погребальный обряд
Новые формы глиняной посуды
Формирование кочевого скотоводства

Описание слайда:

Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания.
Высота самого большого могильника достигает
2 метров, диаметр 30 метров. Конструкции этих курганов очень сложные,
в качестве основного материала использовались большие, тяжелые камни — мегалиты.

Описание слайда:

Высокие каменные мавзолеи в могильниках Бегазы, Айдарлы, Дандыбай, Бугылы были построены для племенных вождей.
Предметы украшения, керамическая посуда, найденные во время археологических раскопок, показывают социальный статус погребенного человека.

Описание слайда:

Еще одна особенность богатых мавзолеев в Бегазы – существование специального места для жертвоприношения, особого расположения предметов для религиозных обрядов.
В одних из них был найден бронзовый наконечник копья. Обнаружение каменной мотыги во время раскопок доказывает то, что эти племена занимались земледелием. Также были найдены предметы, использовавшиеся в быту, – бронзовые иголки, булавки, шила.

Описание слайда:

Погребальные обряды в курганах Бегазы и Дандыбай отличаются от андроновских могильников. В могильниках встречаются останки людей, погребенных в вытянутом положении на спине.

Описание слайда:

Края тонкостенной керамической посуды украшены треугольными и овальными отверстиями.

Описание слайда:

Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к кочевому скотоводству, что привело к повышению продуктивности скотоводства, увеличению поголовья скота.
При полукочевом скотоводстве женщины и дети жили в поселении, занимались земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбище. Осенью они возвращались. В то же время население занималось поливным земледелием.

Описание слайда:

Задание 1.
Завершите предложения в характеристике Бегазы-Дандыбаевской культуры
На смену Андроновской культуры пришла __________________________ культура .
Могильники Бегазы и Дандыбай были обнаружены в _______________________ .
На протяжении 30 лет Бегазы-Дандыбаевскую культуру изучал археолог ______________.
Жилища и могильники, относящиеся к Бегазы-Дандыбаевской культуре, отличаются __________________ .
Высота самого большого могильника достигает ______ метров, диаметр _____ метров.
Высокие каменные мавзолеи в могильниках Бегазы, Айдарлы, Дандыбай, Бугылы были построены для ___________________________.
Обнаружение каменной мотыги во время раскопок доказывает то, что племена Бегазы-Дандыбаевской культуры занимались _______________________.
В могильниках Бегазы и Дандыбай встречаются останки людей, погребенных в вытянутом положении на _________________________.
Края _______________________ керамической посуды украшены треугольными и овальными отверстиями.
Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к __________________________ скотоводству.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: