Актуальные этические проблемы современности - OXFORDST.RU

Актуальные этические проблемы современности

10 этических проблем современного мира

Содержание:

  • Основные этические проблемы в мире
  • Существование разнообразных культурных и моральных систем
  • Глобализация бедности
  • Неравенство в доступе к здравоохранению
  • Отсутствие политических свобод
  • Рост терроризма и войн
  • Постоянство экологического кризиса
  • Дискриминация
  • Животная жестокость
  • Атаки против биоэтики
  • Растущее использование искусственного интеллекта
  • Ссылки

В этические проблемы в современном мире Они успешно преодолели различные барьеры и все чаще присутствуют в социальных пространствах, таких как семейные центры и школы, даже вторгаясь в великие сферы политики и мировой экономики.

С появлением новых технологий, развитием науки и постоянной тенденцией к потреблению и получению материального богатства люди постепенно утратили свою личную, трудовую и особенно социальную этику.

То, как люди действуют с собой и с окружающими, а также их права и обязанности сегодня отражают полное отсутствие моральной совести.

Этика включает в себя целый набор принципов, ценностей и убеждений морального характера, которые содержатся в каждом человеке и которые несут ответственность за определение их образа действий в различных сферах повседневной жизни.

Этика — это тот тихий бессознательный голос, который указывает, что правильно, а что неправильно, и определяет для каждого человека, как жить хорошей жизнью. Однако, несмотря на существование этического кодекса поведения, сегодня многие этические проблемы, создаваемые глобальным сообществом, бесчисленны.

Будь то в личной, академической, политической, экономической, медицинской, технологической или даже экологической сферах, этические проблемы продолжают возникать с огромной силой, и приведенный ниже список является четким отражением этого.

Основные этические проблемы в мире

Существование разнообразных культурных и моральных систем

Обычно называемая проблемой культурного релятивизма, в нем упоминается, как этические принципы меняются от одной культуры к другой.

Одна из основных существующих этических проблем заключается в том, что не существует единого определения этичного для каждой культуры.

Подобно тому, как некоторые общества склонны поклоняться нескольким богам, практиковать полигамию и не употреблять в пищу некоторых животных, потому что они считаются священными, западные верования, например, имеют иной взгляд на мир.

Глобализация бедности

Развитие новых технологий и глобализация сумели соединить мир, как никогда раньше, однако они увеличили социальное неравенство и сконцентрировали богатство в руках небольшой части населения.

Следовательно, хотя у одних уровень жизни высокий, другие все еще страдают от основных недостатков, таких как отсутствие питьевой воды, голод и образование.

Сегодня половина населения мира, примерно 3 миллиарда человек, живет менее чем на 2,50 доллара в день, в то время как около 22000 детей умирают ежедневно от крайней нищеты, как указывает Фонд Организация Объединенных Наций для детей.

Неравенство в доступе к здравоохранению

Как отмечает Всемирная организация здравоохранения, каждый человек должен иметь право на максимальный уровень здоровья, которого можно достичь, и на среду, позволяющую ему заботиться о себе физически и морально.

Следовательно, неравенство в доступе к медицинской помощи рассматривается как серьезная этическая проблема.

Согласно рейтингу Legatum Prosperity Index, лучшие системы здравоохранения в мире находятся в Канаде, Катаре, Франции, Норвегии, Новой Зеландии, Бельгии, Германии, Израиле, Гонконге, Швеции, Нидерландах, Японии, Швейцарии, Сингапуре и Люксембурге.

Что происходит с остальным? Несомненно, отсутствует равенство и социальная справедливость.

Отсутствие политических свобод

Несмотря на то, что демократия сумела заявить о себе как о лучшей системе правления в мире, сегодня многим гражданам не хватает свободы выражения мнений и ассоциаций, безопасности и доступа к качественным государственным учреждениям.

Точно так же, как многие правительства продолжают применять коррупционные методы, несмотря на серьезные этические и экономические последствия, которые это влечет за собой для их граждан.

Последний случай коррупции был отражен в Бразилии, где взяточничество, отмывание денег, тысячи безработных и протесты являются доказательством растущего отсутствия этики в политике.

Однако Международный индекс прозрачности за 2016 год показал, что только Дания и Великобритания, а также Уругвай и Чили в Латинской Америке достигли отличных результатов.

Рост терроризма и войн

Нападение на жизни других людей с оправданием этого продолжает оставаться основной предпосылкой террористических групп и некоторых политиков, где первые основывают свои действия на религиозных принципах, а вторые — в поисках глобальной безопасности.

Однако сотни тысяч граждан продолжают оставаться жертвами такой практики и нападений. Постоянная гибель мирных жителей стала сегодня серьезной этической проблемой.

Постоянство экологического кризиса

Как указывает Хатт (2016), выбросы парниковых газов увеличились на 80% с 1970-х годов, так же как концентрации этих газов в атмосфере сегодня выше, чем когда-либо в истории.

Этот кризис указывает на серьезное отсутствие экологической этики, которым в настоящее время обладают граждане, поскольку все проблемы, которые представляет сегодня планета, такие как загрязнение, глобальное потепление, кислотные дожди, обезлесение и парниковый эффект, были вызваны образом жизни. контроль.

Экологический кризис сегодня более латентный, чем когда-либо, и необходима этическая совесть, которая стремится внести положительный вклад в окружающую среду.

Дискриминация

Хотя многое было достигнуто в области прав человека, в обществе все еще присутствуют расизм, сексизм и ксенофобия.

Отказ по признаку расы, идентичности или культуры, а также дискриминация из-за предпочтения определенной сексуальной ориентации или ненависти к иностранцам по-прежнему являются важными этическими проблемами сегодня.

Кризис беженцев в Европе является хорошим примером этого, где принцип гуманитарной помощи был отложен в сторону, а этические принципы оставлены позади, отдавая приоритет только национальной безопасности.

Животная жестокость

Сегодня, несмотря на долгий путь, пройденный организациями по защите прав животных, многое еще предстоит сделать.

Сотни животных ежегодно используются для научных, военных и сексуальных экспериментов, при этом большинство животных приносятся в жертву или получают ранения.

Несмотря на большие успехи в кампаниях по нулевому жестокому обращению с животными, многие компании продолжают использовать беззащитных животных в бесчеловечных испытаниях.

Этика и уважение к жизни каждого существа по-прежнему представляют собой этическую проблему, которую не все считают актуальной.

Атаки против биоэтики

Хотя уже существует целый раздел исследований, который анализирует этические и моральные аспекты медицины и биологии, экстракорпоральное оплодотворение и генетические манипуляции представляют собой серьезные этические проблемы сегодняшнего дня.

Поиск совершенного человека и изменение его генов с целью улучшения человеческого вида путем изменения генетического наследия живого существа рассматривается как преступление против человеческого достоинства.

Точно так же такие вопросы, как аборт, контроль над рождаемостью или право на эвтаназию, представляют собой огромные этические дилеммы, которые по мере развития науки все чаще подвергаются сомнению.

Растущее использование искусственного интеллекта

Технологии сумели открыть новые горизонты точно так же, как они соединили тысячи людей, преодолев пограничные барьеры космоса.

Однако использование робототехники и встраивание машин в отрасли и компании с целью повышения эффективности производства наблюдается все чаще, что приводит к потере занятости и ценного человеческого капитала.

Растущее использование искусственного интеллекта рассматривается как серьезная этическая проблема, поскольку человек отошел на второй план, и миллионы рабочих мест будут потеряны.

Ссылки

  1. (2014). Этика: общее введение. Получено 6 июля 2017 г. с сайта bbc.co.uk
  2. (2016). По данным Transparency International, страны, в которых уровень коррупции улучшился больше всего и ухудшился. Получено 6 июля 2017 г. с сайта bbc.com.
  3. Босманн, Дж. (2016). 9 главных этических проблем искусственного интеллекта. Получено 7 июля 2017 г. с Всемирного экономического форума weforum.org
  4. Браун, Д. (2017). Этические аспекты глобальных экологических проблем. Американская академия искусств и наук. Получено 7 июля 2017 г. с сайта amacad.org.
  5. Хатт, Р. (2016). Каковы 10 самых больших глобальных проблем? Получено 7 июля 2017 г. с Всемирного экономического форума weforum.org
  6. Муньос, А. (2017). Это лучшие системы здравоохранения в мире. Получено 7 июля 2017 г. с ticbeat.com.
  7. Всемирная организация здравоохранения. (2015). Здоровье и права человека. Получено 7 июля 2017 г. с сайта who.int.
  8. Шах, А. (2013). Факты и статистика бедности. Получено 7 июля 2017 г. с сайта globalissues.org.
  9. Тепедино, Н. (2017). Что такое этика? Ответ для класса. Получено 6 июля 2017 г. с сайта generals.usb.ve.
  10. Центр этики. (2017). что такое этика? Получено 6 июля 2017 г. с сайта ethics.org.au
  11. Проект тысячелетия. (2009). Глобальные вызовы для человечества. Получено 7 июля 2017 г. с сайта millennium-project.org.
  12. Всемирная организация здравоохранения. (2017). Глобальный Этика здоровья. Получено 7 июля 2017 г. с сайта who.int.

16 типов рабочих (и главный недостаток каждого)

7 главных этических проблем, которые будут раздирать человечество в 2016 году

Какие этические проблемы займут первые полосы газет в 2016 году? Миграция, однополые «браки», эвтаназия и возражения совести – этому будет уделяться основное внимание многих СМИ.

Конечно, это зависит от места вашего проживания и этического мировоззрения. MercatorNet базируется в Австралии и Новой Зеландии, и мы сосредотачиваем своё внимание на человеческом достоинстве и приоритете личности в центре медиа-дебатов о популярной культуре, семье, сексуальности, биоэтике, религии и законе. Поэтому мы читаем газеты, обращая внимание в основном на эти проблемы.

Учитывая это, вот наш небольшой прогноз.

1. На мировой арене миграция почти наверняка станет самой большой проблемой 2016 года. Даже в далёкой Австралии, которая приняла около 26 000 беженцев в 2015 году, что является каплей в море по сравнению с Европой, вопрос миграции поднимает горячие дебаты среди населения. Следует ожидать противоречий по каждому аспекту размещения и интегрирования тысяч беженцев, в основном мусульман.

Согласно данным, предоставленным Верховным комиссаром ООН по делам беженцев, в 2014 году было насчитано почти 60 миллионов беженцев и лиц, лишившихся дома. Возможно, скрытая этическая проблема состоит в том, что Папа Римский Франциск назвал «глобализацией безразличия». Европа по понятным причинам потрясена набегом миллионов беженцев с Ближнего Востока и из других регионов, однако что же будет с оставшимися 59 миллионами? Кто позаботится о них?

2. В Австралии самым большим вопросом года определённо станут однополые «браки». Это последняя крупная англоговорящая страна, где браком все ещё считается союз между мужчиной и женщиной. Страна готовится к ожесточенным спорам о том, имеет ли государство власть давать новое определение естественному институту брака.

Однако и в Соединённых Штатах однополые «браки» тоже будут большой проблемой: государство легализовало их в прошлом году решением Верховного Суда. Поскольку конечной целью ЛГБТ-сообщества является не уютный брак, а социальное принятие их образа жизни, я считаю, что мы будем наблюдать постоянное нарастание конфликтов в стране, где женатые однополые пары считают, что их права все-таки ущемляются. (Они, возможно, проигнорируют серьёзные этические последствия: разрастание суррогатного материнства. Их «комочки радости» должны будут производиться, в основном, бедными женщинами в странах третьего мира).

Читайте также  Доходы и расходы страховой компании 2

3. Ещё одна проблема, которая была вызвана триумфом однополых «браков», это права трансгендеров. Сразу после решения Верховного Суда такие трансгендерные активисты, как Кейтлин Дженнер (Caitlyn Jenner,) внезапно стали любимцами СМИ. Ключевой этический вопрос – есть ли у нас право определять собственную сущность, – это то, что проникает от сексуальности в образование и политику. Хотя лишь небольшая часть населения считает себя трансгендерами, удовлетворение их требований повлечет за собой жаркие дебаты. Должен ли 8-летний мальчик принимать гормональную терапию, чтобы стать девочкой? Должны ли мы уважать выбор 52-летнего мужчины становиться 6-летней девочкой? (Это все реальные истории.)

4. Отказ от работы по религиозным соображениям – ещё одна проблема, которая будет часто мелькать в СМИ. Скорость изменений юридических норм настолько большая, что многие люди остаются за бортом со своей «старомодной этикой». Будут ли правительства верны глубинным традиционным принципам? В Канаде, например, докторов, возможно, будут вынуждать делать эвтаназию.

Ирония заключается в том, что трансгендерные активисты добиваются успеха в признании их права на самоопределение, в то время как доктора, «самоопределяющие» себя христианами, сталкиваются с ущемлением своих прав. Это столкновение разных мировоззрений приведёт к некоторым интересным парадоксам. Фундаментальный вопрос здесь заключается в том, как мы определяем мораль.

5. Что касается технологий, то учёные уже призывают к срочным этическим дебатам в отношении евгенического потенциала CRISPR, новой гено-модифицирующей технологии, которая позволит нам быстро, точно, эффективно и дёшево изменять человеческий геном. Эра генетической инженерии наступила. Хотя до производства более умных и быстрых детей на заказ ещё далеко, мы можем ожидать, что предприниматели по меньшей мере начнут рекламировать здоровых эмбрионов.

6. Другой важный этический вопрос – это личное пространство и корпоративное и правительственное слежение. С одной стороны, нас шокирует, когда разведка составляет огромные файлы на граждан, вламываясь в их социальные профили, интернет и правительственные данные. С другой, мы с радостью отдаём личную информацию в обмен на «бесплатные услуги» или вообще просто так с помощью кричащих постов в Facebook. Это, если можно так выразиться, спящая проблема, потому что люди едва ли её осознают, пока такие как Эдвард Сноуден им о ней не напомнят.

7. И, наконец, я бы назвал эвтаназию. Канада и штат Калифорния легализовали её в прошлом году, и активисты за право на смерть уверенно движутся дальше. Игнорируя многочисленные проблемы, которые проявляются в Нидерландах и Бельгии, они утверждают, что у нас есть право не страдать. Изначально эвтаназия предназначалась для смертельно больных людей, переживающих немыслимые страдания. Однако теперь она распространяется на душевнобольных, умалишенных, тюремных заключённых и даже детей. Какие бы правильные и неправильные стороны не были у этой проблемы, она полна противоречий. На эту тему можно ожидать множество новостей.

Интересно сравнивать эти прогнозы с тем, что я мог сказать 50 лет назад в 1966 году. Самые большие этические противоречия в обществе того времени были политическими. Это были страстные национальные дебаты об общем благе и о том, как его достичь. В Соединённых Штатах была война за собственность, борьба против распространения коммунизма в Юго-Восточной Азии, гонка ядерных вооружений и гражданские права афроамериканцев.

Сегодня повсюду этический фокус сместился с общей политики на желания отдельных людей. Нынешние споры гораздо более эгоцентричны. Самые громкие скандалы вращаются вокруг удовлетворения личных нужд, а не права других людей участвовать в общем благе.

Сделав это смелое упрощение, я должен немного заглянуть в прошлое. В 2016 году миграция, как чрезвычайно политическая проблема, вероятно, станет ведущим вопросом, а две проблемы сексуальной морали – развод без причины и контрацепция – были темами для жарких споров и в 1966 году. В действительности, социальные изменения, которые за этим последовали, положили основание для современного поколения «Я». Однако тенденция ясна: мы движемся от культуры социального посвящения к культуре личного посвящения.

Нравственные проблемы в современном мире

Вы будете перенаправлены на Автор24

Нравственность – это внутреннее духовное качество человека, которым он руководствуется при общении с окружающими, а также определяющее правила поведения человека в обществе.

Одной из актуальных проблем современного мира является падение нравов. Данная проблема предполагает решение вопросов, связанных с причинами её появления (кто виноват, как найти выход из сложившейся ситуации и т. д.).

История проблемы

Первым источником нравственности для человечества послужили Божественные Заповеди, которые призывали людей к чистоте деяний и помыслов.

В разные временные эпохи были различные духовные ориентиры. Если обратиться к истории, и рассмотреть некоторые нравственные ориентиры древнего времени, то современного человека они могут повергнуть в шок. Например, боясь потерять свое царство, египетский фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков.

Со временем Божественные Законы были потеснены такими нравственными нормами как честь, достоинство, верность, долг, любовь к Родине и т.д. Дошедшие до нас религиозные нормы несколько трансформировались. Это связанно с современным взглядом на религию и отношению к ней.

Некоторые нравственные нормы дошли до нашего времени, несколько изменившись, но при этом сохранив свою актуальность. Например, в Древней Руси честное слово данное купцом символизировало прямоту и искренность, оно было нерушимым. В современном мире, отношение к «честному слову» несколько иное, но уважаемые люди стремятся его держать.

Часть же нравственных норм не дошли до наших дней и потеряли своего смысла. Например, до недавнего времени, все женщины должны были ходить с покрытой головой. Сбрасывали платки и покрывала блудницы и простолюдинки. Современные женщины не соблюдают данной нормы, так как она утратила свою значимость. Однако норма ходить с покрытой головой сохранилась в ряде стран. В первую очередь это связано с религией. Во многих мусульманских странах женщины до сих пор носят хиджаб.

Готовые работы на аналогичную тему

Если обратиться к историческим произведениям искусства, то одной из наиболее популярных картин является «Мона Лиза», которая символизирует скромность и покорность. Однако по меркам того времени, когда была написана картина, женщина, позировавшая Леонардо да Винчи, является девушкой легкого поведения. Об этом говорит её внешний облик – открытые плечи и голова.

Существуют нормы нравственности, которые дошли до нашего времени практически без изменений. Например, негативное отношение к алкоголизму. Еще во времена Плутарха был принят закон о запрете распитии спиртного, так как оно оказывает негативное влияние на организм человека и его поведение. Такое же негативное отношение к алкоголизму и алкоголю сохранилось и до наших дней.

Таким образом, нравственные нормы и правила с течением времени подвергаются изменениям и трансформации. Это связано с изменениями в мышлении людей, в их отношении к явлениям и ситуациям.

Современное состояние проблемы

Современное состояние нравственной проблем обусловлено тревогой за ослабление ведущих функций семьи – рождение и социализация детей. Данная проблема негативно сказывается на демографической ситуации в стране. С нравственной точки зрения, ситуация усугубляется тем, что нормы морали, которые ранее строго соблюдались, ныне попираются.

То, что ранее просто было недопустимо в обществе, то что осуждалось, в современном мире уже не кажется столь чудовищным и осуждаемым. Например, ранее осуждали разводы и рождение детей вне брака. В современном обществе, на эти ситуации взгляды кардинально поменялись. Соответственно изменились взгляды на семью и ее роль в обществе.

Помимо нравственных проблем, связанных с падением значения функции семьи, большую значимость приобретают проблемы, связанные с коррупцией, которая проникла практически во все сферы жизнедеятельности.

Коррупция негативно сказывается на качестве производимой продукции и услуг. Контрафактная продукция и лекарства практически заполонили весь отечественный рынок. Развитие коррупции обусловило то, что в современном мире все продается и покупается, например, за деньги можно купить диплом об обучения, даже не учась или купить победу на соревнованиях или олимпиаде.

Коррупция – это достаточно сложное явление, которое негативно сказывается на этических нормах, вызывая нравственный кризис в современном социуме.

Таким образом, учитывая современное положение дел в сфере нравственности, человечество должно задуматься, какие последствия ему грозят человечеству и что необходимо предпринять для того, чтобы улучшить ситуацию.

Попытки решения проблемы

В настоящее время решением нравственных проблем занимаются на законодательном уровне, например, 15 апреля 2009 года Государственная Дума приняла Закон, предусматривающий нравственное и духовное развитие детей. Данный законопроект определяет дополнительные меры содействия интеллектуальному, физическому, нравственному и духовному развитию детей.

Современные образовательные учреждения, ориентируются на законодательство РФ, а также на ФГОС, организуя образовательный процесс, предусматривающий формирование у воспитанников и учащихся духовные и нравственные качества.

Кроме образовательных учреждений, значительная роль в нравственном воспитании подрастающего поколения отводится СМИ, телевидению и культурным учреждениям. Их деятельность направлена на:

  • формирование негативного отношения к алкоголю и наркотикам;
  • формирование ценностных установок к семье, труду, истории страны, традициям, культуре и т.д.;
  • формирование любви к Родине, родителям и т.д.;
  • формирование нравственных основ поведения.

Помимо этого большое внимание уделяется родителям, а так же тем, кто только готовится ими стать. Открываются «Школы родителей», в которых будущим родителям прививают знания о семье, ее значимости в жизни общества и государства, значимости правильного воспитания детей и т.д.

Актуальные этические проблемы современности (стр. 1 из 5)

Введение Глава 1. Этические проблемы — исторический экскурсГлава 2. Терроризм – как актуальная этическая проблема современности. 2.1. Терроризм – как порождение глобализации. 2.2. Как выиграть войну с террористами. 2.3. Идея ненасилия как объединяющая основа различных культур.Глава 3. Этические проблемы виртуализации коммуникационных процессов. 3.1 Информационная безопасность (защита данных).3.2. Этика Интернета: торжество свободы морального выбора или разгул анонимной аморальности?3.3. Разработка моральных кодексов Интернета как воплощение компьютерной этики.ЗаключениеБиблиографический список 356689141618202325
Читайте также  Ким-Станкевич, Александра Петровна

Мы живем в необычное время: мир ищет свою дорогу в будущее. Информационное, техническое, экономическое развитие, количество используемой человечеством энергии (т.е. природных ресурсов) – все это влечет новую ситуацию существования человечества.

К сбоям в системе «человечество» могут привести неравномерное распределение информационных и энергетических ресурсов: так, население богатых стран потребляет 60 % мировых ресурсов, в то время как демографический взрыв переживают совсем другие страны.

За несколько последних столетий понятие «человек» существенно изменилось. Назарчук А.В.[1] говорит о смерти «человека природы», который потреблял природные ресурсы и о рождении «человека культуры», который обеспечивает свое существование не потребляя природные ресурсы, а перерабатывая их. Он все менее зависит от реальностей природы, и все более – от социальной и технологической ситуации культуры. «Прежняя культурная ситуация, характеризующаяся балансом репродуктивных потребностей и культурно-продуктивной активности человечества, сменяется ситуацией, когда культурно-производительная деятельность далеко опережает репродуктивную потребность». В результате возникает новый мир, не имеющий аналогов в природе и истории. Соответственно, традиционные формы и механизмы жизни, которые были ответственны за самосохранение человечества, перестают действовать. В результате возникает чувство глобальной угрозы существованию: никто не может сказать, способно ли человечество поставить под контроль те силы развития, которые оно вызвало к жизни или «или оно уже находится в руках иррациональной «логики вещей».

Совокупность изменений социума, объединяемых понятием «глобализация», – одно из проявлений указанной исторической мутации.(Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов)

Если до сих пор происходящая мутация вызывала опасные, но локальные и потому контролируемые кризисы, – к ним можно причислить политические революции, разрушительные мировые войны прошедшего столетия, раскол мира в «борьбе систем», – то глобализация обозначает новый – уже не локальный – масштаб проблем. Роковой вопрос прогресса – ведет ли он к увеличению или уменьшению управляемости мира – в этом случае может иметь как положительный, так и отрицательный ответ. Ответ на него можно найти, обращаясь к механизмам управления, контроля человечества над этими процессами. Говоря о механизмах контроля, мы обращаемся в первую очередь к морали, праву и политике как основным сферам саморегуляции социума. Если политика и отчасти право указывают на оперативные возможности управления исторической ситуацией, то этика несет в себе фундаментальные основания последних. Поэтому понимание и постановка этических проблем, а также возможных вариантов решения этих проблем является особенно актуальной задачей современного общества.

Предметом данной работы является выявление актуальных этических проблем современности, поиск решений этих проблем.

Задачи: рассмотреть этические проблемы с точки зрения истории, выявить этические проблемы современности в условиях процесса глобализации, рассмотреть возможности поиска решений данных этических проблем.

Глава 1. Этические проблемы — исторический экскурс.

Основными проблемами этики на протяжении всей истории существования человечества были проблема критериев добра и зла, смысла жизни и существования человека, проблема существования справедливости и должного. Термин «этика» был впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

Примечательно, что так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», сформулировано Конфуцием[2] не только вне греческой философской традиции, но и до рождения Аристотеля.

Глава 2. Терроризм – как актуальная этическая проблема современности

Рассматривая актуальные этические проблемы современности я хотела бы остановиться на некоторых из них, которые, как мне представляется, имеют наибольшее значение.

2.1. Терроризм – как порождение глобализации

Одним из порождений глобализации и технического прогресса стал терроризм. Глобализация породила терроризм как глобальную угрозу и в то же время получила от него сокрушительный удар. Ощущение опасности, риска стало всеобщим и постоянным. «Общество риска» превратилось в реальность. Автор этого термина, немецкий социолог У. Бек, раскрывая его содержание, указывал на состояние всеобъемлющего страха, все более овладевающее людьми: «Опасность представляет «разрушительная сила войны»[3]. Язык опасности заразен: социальная нужда иерархична, новая опасность, напротив, демократична. Она поражает и богатых и бедных. Потрясения затрагивают все области. Рынки разрушаются, правовые системы не охватывают состава преступлений, правительствам предъявляются обвинения, и они одновременно получают новые шансы действовать. Глобализация отразилась на исламских странах преимущественно негативно. Двери глобальной экономики оказались для них в целом закрыты. Культура этих стран по-прежнему очень далека от западной, а традиции и обычаи выдержали испытание на прочность. Поскольку исламские культуры, в отличие от христианских, не заняты постоянной выработкой новых и пересмотром старых мировоззрений (как на социальном, так и на индивидуальном уровнях), ислам продолжает определять повседневную жизнь верующих мусульман, удерживая ее от радикальных перемен. Видимой дестабилизирующей (атакующей) стороной являются исламские радикальные организации, представляющие из себя надгосударственные образования, действующие на основании собственных, внутренних представлений об этических (духовных) ценностях.

Объектами террористических актов служат государства, не разделяющие систему духовных ценностей террористов или поддерживающие ее (системы) прямых оппонентов (например, Израиль).Страны, которые являются целями для террористов, в большинстве своем — лидирующие представители т.н. западного, или техногенного пути развития. С точки зрения обывателя — это места комфортного проживания, мировые лидеры общества потребления — США, Европейское сообщество, Саудовская Аравия. Сопоставляя вышеприведенные данные, можно прийти к выводу о взаимосвязи фактически уже идущей мировой террористической войны и общего кризиса современной цивилизации, существование и развитие которого констатируют крупнейшие ученые в различных сферах познания.

Суть этого кризиса абсолютно точно выразил директор Института философии РАН, академик Степин: для продолжения успешного развития цивилизации необходима новая нравственная, этическая система, объединяющая все человечество.Международный терроризм можно рассматривать как некий рефлекс, выброс отчаяния и бессильной злобы в ответ на методически нарастающее и бесцеремонное господство Запада над всем миром.Поэтому в духовном и политическом плане борьба с ним совпадает с вопросом об альтернативных сценариях глобализации.Ясно, что культуры, народы, государства подошли к такой стадии взаимодействия, когда отношения между ними приобретают качественно новый характер и многократно разделенное человечество ищет новые формы синтеза. Как сделать так, и можно ли сделать так, чтобы это происходило во благо всех культур, народов и государств или, по крайней мере, без существенных, очевидных потерь для них? Этот поставленный реальной историей вопрос является вызовом для общественной науки, включая этику. Народы хотят знать, куда ведет, во имя чего осуществляется глобализация, какую человеческую, духовную перспективу она обещает, и самое главное, всем ли найдется достойное место в новом глобализированном мире, на каком языке в нем будут разговаривать, каким богам там будут молиться.

3.2. Как выиграть войну с террористами.

Гусейнов считает, что чтобы выиграть войну с террористами, надо поменять их позитивный идеал, нужно отыграть доверие, которого Запад лишился.[4]

Тема 4. Основные этические проблемы современности

Приоритет личности в XXI веке и новые проблемы

Развитие науки и техники в XX веке: «горячие точки морального фронта»

Особенности современной нравственной проблематики вызваны прежде всего огромными изменениями, происшедшими в ценностных ориентирах людей развитых стран. XX век — век сокрушения традиций, массового отхода от тех ценностей, которыми человечество руководствовалось на протяжении всей своей истории.

В XX в. идея ценности индивида, личности, ее прав и возможностей стала всеохватывающей и существенно потеснила общинно-коллективистскую ориентацию, прежде типичную для большинства народов. Восхождение и крах ряда тоталитарных государств, огнем и мечом насаждавших идеологию коллективизма, только подлили масла в огонь, сделав интересы личности знаменем прогресса, ведущим лозунгом современности.

Выдвижение в центр ценностного внимания общества человеческой личности с ее правами и возможностями имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Пока внимание, уделяемое личности, остается соотнесенным и уравновешенным с ценностями коллективизма, ничего скверного не происходит, но как только начинается гипертрофия интересов индивида и противопоставление их интересам сообщества, немедленно следуют нравственные и психологические потрясения, что, собственно, мы и наблюдаем в ходе нашей жизни. XX век, резко ставя акцент на индивиде, изменил все виды социокультурных связей: с трансцендентным, с миром вещей и другими индивидами, образующими группы.

Прежде всего, переориентация сознания на индивида шла параллельно с секуляризацией. Бог не умер формально, но реально для многих людей он перестал играть роль ведущей силы их жизни, задающей нравственные цели и ценности. Мораль стала по преимуществу светской и «повисла в воздухе», не имея опоры в высших сферах бытия. И дело не только в исчезновении «страха Божьего», но в первую очередь — в утрате самого переживания священного, в потере Абсолюта, перед лицом которого мы оцениваем собственные помыслы и поступки и с требованиями которого соизмеряем поведение. Прозвучавшие в XIX в. слова Достоевского «Бога нет, значит все дозволено» по иронии судьбы стали руководством к действию для многих людей, сделавшихся практическими «имморалистами», понимающими только один мотив — собственную практическую выгоду. Расставание с ориентацией на высшую духовность обернулось прагматизацией, утилитаризацией, уплощением сознания.

Соответственно изменилось отношение к сфере вещей. В обстановке массового производства и отсутствии реалий более высокого порядка вещи вырвались на первый план и «загромоздили пути воображения» современного человечества. Жадные люди были всегда, но «вещизм», «потребительство», фетишизация материальных благ и связанного с ними комфорта — это черта нашего времени. Даже искусство в лице различных направлений поп-арта уже не интересуется людьми, а любуется вещами — старыми и новыми, целыми и поломанными, поставленными в обычном порядке и нагроможденными друг на друга. Современный озабоченный собой индивид хочет много и хорошо потреблять. Само по себе это было бы неплохо, если бы не сделалось самоцелью, единственным неисчерпаемым желанием современного «среднего человека». Но тот, кто «зациклен» на потреблении, не в состоянии отдавать, дарить, делиться, ни внешним, ни внутренним достоянием. Осатанелые потребители только и умеют, что «потреблять» других людей: их способности, их помощь, их услуги, но они не в состоянии любить и быть милосердными.

Читайте также  Мюнхенское соглашение 1938 года

Центральность индивидуальных интересов ярко выразилась в такой сфере, как семейные и половые отношения. С одной стороны, это было освобождением от оков традиционной семьи и насильственного брака, который заключался по расчету и затем не давал человеку дышать до конца дней. Но гипертрофия индивидуального привела к другому

XX век стал веком «сексуальной революции» — беспрепятственного удовлетворения индивидуальных половых желаний и фантазий. Эта «революция» произошла не только в реальном поведении людей, но и в литературе, искусстве, средствах массовой информации. Однако желанная свобода сексуального самопроявления обернулась «троянским конем». Она привела к огромных масштабов деинтимизации человеческих отношений. Лишившись момента запретное™, ореола тайны, интимность и телесность стали просто расхожим товаром, видом услуги, элементом рекламы. Человечество понесло в этом смысле огромные нравственно-психологические потери, уничтожив интимность и выставив напоказ в миллионах экземпляров ту сторону жизни, которая всегда была ценна своей скрытостью. Полная беспрепятственность уничтожает сами чувства, снижает их силу, делает их вялыми, лишенными пафоса. От этого растет скука и переживание бессмысленности, которые толкают людей к поиску острых ощущений на нетривиальных путях — часто за счет страданий другого.

Если каждый волен «сходить с ума по-своему», да еще его сумасшествие выгодно паразитирующим на этом группам, то в культуре возникает попустительство по отношению к наркомании, алкоголизму, другим видам асоциального поведения, которое выливается в моральный и физический распад целых слоев населения.

Наш век ярко демонстрирует нам, что с гипертрофией желаний и капризов индивида что-то обстоит не так, и несомненная ценность личности должна быть справедливо уравновешена учетом интересов других личностей, тех самых, которые составляют человеческое сообщество как целое.

Вторым важным источником специфических для сегодняшнего дня нравственных проблем является беспрецедентное развитие науки, техники и технологии.

Это развитие породило множество средств, разрушительных для человеческой жизни, для телесности человека. Наука и техника создали в XX в. ядерное оружие, химические, биологические и другие средства массового поражения. Говорят даже о тектоническом оружии, способном вызывать землетрясения в целых регионах планеты. Мы знаем, что в принципе все живое на планете может быть уничтожено, если силы агрессии развяжут новую мировую бойню. Никогда еще зло, эгоизм, жадность не обладали такой гигантской, сокрушительной силой, такой мощью воздействия.

Первобытные люди дрались дубинами, античные воины метали копья и стрелы, солдаты Нового времени уже палили из пушек, и всякий раз по мере развития оружия от него гибло все больше и больше людей, причем нередко вовсе не замешанных в конфликте и не сражающихся ни на одной, ни на другой стороне. Потребности войны двигали вперед науку, а наука и техника работали на войну, много­кратно увеличивая масштабы убийства.

Современные полководцы берут гораздо больше греха на душу, чем их коллеги прошлых веков, потому что зло, приносимое нынешним оружием, многократно больше. От него в огромных масштабах страдает мирное население, животные и растения, вода и воздух.

Кроме того, развитие техники — появление автомобилей, самолетов, поездов — вообще увеличило ответственность человека за свободно совершаемые им деяния. Тот, кто ведет скоростной пассажирский состав, несомненно, чувствует большую ответственность, чем тот, кто управляет волами, везущими подводу, хотя бы потому, что от его поведения зависит гораздо больше человеческих жизней. В современных условиях нарушения технологии, недобросовестность, действия «на авось», субъективные капризы в работе с техникой становятся нравственным преступлением.

Но развитие науки и техники влияет не только на человеческую телесность. Не остается в стороне и душа, психология, внутренний мир. Культура всегда имела в своем распоряжении средства, воздействующие на сознание, организующие и мобилизующие его. Это был механизм традиции, обряда, ритуала, религиозной веры. Особым влиянием пользовались жрецы, шаманы, священнослужители. Мнение общины оказывало мощное давление на решения людей и их поступки. И все же XX век, создавший электронные средства массовой информации, приобрел неслыханные возможности для манипуляции сознанием. Замыслы манипуляторов осуществляются одновременно на обширнейших территориях, где люди смотрят одну и ту же рекламу, слушают одни и те же песни, внимают одним и тем же тенденциозным комментаторам. В работе СМИ участвуют группы толко­вых психологов, помогающих «гипнотизировать» телеаудиторию при помощи определенного типа подачи информации. Здесь «работают» откровенная ложь и умолчание, полуправда, нагнетание страхов при помощи подбора «мрачных кадров», создание истерии, прямое и косвенное очернение политических и экономических противников. В чести также знаменитый 25-й кадр, влияющий прямо на подсознание.

Собственно нравственной проблемой выступает здесь посягательство на нашу свободу мышления, на право иметь свою точку зрения, внедрение в людские головы примитивных и пошлых стереотипов, бесстыдное использование впечатлительности телезрителей для своих скрытых целей. Порой СМИ развертывают настоящую войну против населения, подавляя всякую самостоятельность оценки и волевые импульсы ради интересов узких групп олигархии. У СМИ есть, правда, один немаловажный плюс: телевизор всегда можно выключить, в то время как «выключить» средневековую традицию было практически невозможно. Третья группа моральных проблем, характерных для конца XX в.,— это проблемы, которые называют «биоэтическими». Они возникают из факта вмешательства современной науки в глубинные биологические процессы. Наука посягнула, по сути дела, на святая святых — природу человека, она пытается радикально перекраивать наш организм, вторгаясь, таким образом, не только в тело, но и в душу.

Одной из важнейших проблем в этой области этики является проблема трансплантации.

Нравственные вопросы возникли, как только началась пересадка органов. Появилась проблема: когда и при каких обстоятельствах орган может быть изъят для его пересадки больному? Не станут ли умерщвлять людей для того, чтобы взять у них нужный орган? Не начнется ли циничная торговля органами? Собственно, последнее уже происходит. Мы знаем немало случаев, когда человек продает глаз или почку, чтобы заработать на жизнь. В перспективе возможны еще более сложные ситуации. Некоторое время назад по телевизору был показан фантастический фильм, который повествовал о том, как из тела и мозга двух погибших женщин была составлена новая личность с памятью одной погибшей и внешностью другой. Какова должна быть самоидентификация такого человека? Как ему вписаться в жизнь и установить отношения с людьми, с которыми обе «части» нового существа были знакомы раньше? Прежняя медицина и прежняя этика не знали подобных вопросов.

Еще один пласт проблем породило клонирование — выращивание из клетки организма его полного дубликата. Клонирование теоретически делает возможным заселить целую страну людьми, обладающими одним и тем же генетическим кодом, с одними и теми же качествами и наклонностями. И хотя из клона вырастут все равно разные личности, вполне вероятно «фабричное» создание интеллектуально ограниченных рабов, индивидов с задатками подчинения чужой воле и т. п. Это создало бы ситуацию расслоения общества на определенные социальные слои, различающиеся по генам, на биологические касты, а человечество в целом рискует значительно обеднеть в отношении способностей и прийти к деградации, так как именно смешение родительских генов дает многообразие индивидуальных вариантов.

В целом, вмешательство в генетический аппарат человека ведет к непредсказуемым последствиям. Уже сейчас проводятся опыты по генетическому скрещиванию животных, и в принципе не исключено, что наука сможет сотворить самые ужасные чудовища, сочетающие качества человека и его сознание с телом, измененным до неузнаваемости и обладающим совсем другими физическими возможностями. Сегодня это не такая уж фантастика, как можно было бы подумать.

С серьезными нравственными проблемами связано возникновение «суррогатных матерей», которые вынашивают чужого ребенка, искусственное оплодотворение, смена пола. Смена пола, достаточно широко практикуемая в настоящее время и сопряженная со множеством мучительных операций, часто приводит к последующей потребности пациента вернуться к исходному, что оказывается уже невозможно.

В философской и медицинской литературе уже много лет дебатируются этические вопросы, касающиеся смерти и умирания. Это тема эвтаназии — права человека самому выбрать легкую смерть вместо долгой мучительной агонии. Религия возражает против этого как против самоубийства и вероятного убийства, а в нравственном кодексе врачей издревле содержится тезис « Не вреди» и обязанность бороться за жизнь больного до последнего вздоха. Естественное желание страдающего прекратить свои муки порой трудно отличить от корыстного уничтожения человека, который еще мог бы выздороветь, и это по сей день оставляет нерешенным вопрос о праве тяжелобольного на смерть и возможности врача из сострадания содействовать ему.

Тема смерти актуальна в еще одном ракурсе. Современная развитая медицина спасает жизни новорожденных детей, заведомо не способных к нормальному существованию. В прошлые времена слабые гибли под влиянием естественного отбора, выживали наиболее приспособленные, и население оставалось относительно здоровым. Сейчас количество маленьких инвалидов стремительно множится. Священный гуманистический принцип спасения всякой появившейся жизни приходит в противоречие с возможностями общества содержать такое множество больных, человечество в целом оказывается все более хлипким и хилым. Разумное и гуманное решение этой проблемы пока не найдено.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: