Активный характер сознания. Самосознание - OXFORDST.RU

Активный характер сознания. Самосознание

Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание

Содержание связей сознания человека с функционированием моз­га помогает найти научные подходы к раскрытию творческих функций сознательной деятельности.

К творческим функциям сознания можно отнести: 1) ожидание; 2) выработка плана действий; 3) управление действиями, направленными на решение определенной задачи; 4) предвидение будущего (прогнозирование); 5) формирование гипо­тез, догадок, суждений; 6) способность человека к активно-преобра­зующей деятельности.Их исследование свидетельствует, что в психи­ке человека рядом с сознанием существует неосознанное (подсознание) К первому виду относят все приспособительные реакции, которые име­ют очень личное, индивидуальное назначение, в том числе оттенки эмо­ций и их внешнее проявлений, автоматизированные навыки.

К бессознательному видудеятельности мозга можно отнести творческое «озарение», интуицию, формирование совершенно новых, а чаще парадоксальных задач, вопросов, гипотез, решений, точек зрения

Вне языка мышление как способность оперировать знания­ми, осмысливать их содержание (значение) не может ни формиро­ваться, ни функционировать.Слово встает перед нами как общее, а вещь всегда единична. В материальной (знаковой) форме слов и их свя­зи (предложениях, фразах, отдельных суждениях, понятиях) фиксиру­ется, активизируется накопленный опыт взаимодействия с предметным миром, опыт человеческих средств отношений, осуществляется нахожде­ние причинно-результативных и пространственно-временных взаимоот­ношений. Понятийное, абстрактное мышление отчуждается от реального существования вещей, «надстраивается» над чувственно-практическим опытом человека, организуя его. Иначе говоря, «. язык, — как отмечал Гегель, — делает людей способными постигать вещи как всеобщие, спо­собными достигать сознания своей собственной всеобщности, способ­ными высказывать свое «Я».

Особая роль в интеллектуальном механизме переработки инфор­мации, получении знаний принадлежит эмоциям и воле. Эмоции –это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружаю­щим. Они подчеркнуто субъективны, очень «предвзято» оценивают про­исходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, явля­ясь своеобразным «предмышлением». Эмоции же не только активизи­руют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эври­стическую роль.

Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля- это способ связи избирательно-ориентиро­ванной деятельности психики и практического поведения (действий, по­ступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания. Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе соци­альной эволюции выработала способность человеческой психики созда­вать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный от­ход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого является представление — создание разных типов мо­дельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.

Важнейшей функцией сознания является оценка явлений действи­тельности, в том числе и того, что осуществляется самим человеком (самооценка), представителями общественно-социальных групп и ин­ститутов власти, обществом в целом, результатов исторической жизни людей. Оценка является формой отношения человека к действительно­сти, к тому, что происходит или возможно. Она относительно самостоя­тельна и автономна, поскольку предпосылкой, критерием оценки высту­пают сам субъект, его потребности, интересы, цели, нормы, идеалы Оценочная функция сознания опирается на определенный уровень куль­туры субъекта, его способности отличать рационально-объективную оценку от оценок, которые даются сиюминутно, основываются на эмо­циях, чувствах, склонностях, политической конъюнктуре, настроении и просто самочувствии индивида. Эта функция сознания зависит от воспи­тания и обучения, образования, уровня общей и профессиональной культуры.

Самосознание — неотъемлемая сторона сущности развитого че­ловека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, соци­альной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих об­щих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеа­лов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды ста­новления и развития индивида и группы, класса и нации, общества и лич­ности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обогащается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно.

Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диа­лектически взаимодействуют. Знание окружающего мира и самого себя, активно-действенные отношения к этому знанию как бы сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения.

4. Диалектика и ее альтернативы. Единство законов, принципов и категорий диалектики как философской теории развития.

Диалектика ( греч. — искусство вести беседу, спор ) — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развития бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающегося мышления. Само слово диалектика впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести эффективный спор, диалог с целью достижения истины путем противоборства мнений.

В определении диалектика охвачены два основных принципа: принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. Принцип — это основное, исходное, краеугольное положения какого-либо учения, «Не природа, а человечество сообразуется с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». ( Маркс ).

Более точное и разностороннее отражение мира, его связей, взаимодействий требует ответа на ряд вопросов которые в самой формулировке принципов не раскрываются. Почему происходит развитие, ее источник, направленность. Решение этих вопросов требует разработки помимо принципов целой системы законов диалектики.

Такая система законов диалектики в наиболее полной форме была разработана Гегелем. ( Особенно полно изложено в «Науке логики», 1812-1816 г. ). Но у Гегеля диалектика стояла «на голове», носила идеалистический характер.

Наиболее общий характер законов диалектики означает, что они действуют и в природе, и в человеческой истории и в мышлении. К основным законам диалектики относят закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Любой закон есть не что иное, как связь, причем объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчиво повторяющая.

Однако система принципов и законов, взятых в их единстве, также недостаточна для раскрытия того богатства и разнообразия наиболее общих отношений, связей, процессов, которые существуют в материальном мире. Поэтому диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории.

Категориями обозначают наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной отрасли знания. Философские категории — это понятия, отражающие всеобщую, универсальную связь предметов и процессов действительности. В отличии от других наук, философские категории — это универсальные понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений; в том числе и связи в человеческом мышлении.

С одной стороны диалектика — это учение, т.е. то, что создается, разрабатывается людьми, с другой стороны, мы говорим о диалектике самой природы или диалектике взятой самой по себе человеческой истории. В связи с этим необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная — это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная — это диалектика мышления. Но субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из единственного возможного источника — материального мира, она тождественна объективной диалектике.

Диалектика это не только учение о развитии и метод познания, она также и способ действия, метод изменения мира. Решая в общем виде вопрос о том, что и как делать, мы исходя из своего мировоззрения, опираемся на диалектику.

Читайте также  Валютные кризисы: теория и действительность

Давая и общую характеристику диалектике, следует рассмотреть и ее альтернативы — метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности ( ввел Андроник Родосский ( I век до н.э. ), назвавший так группу трактатов » о бытие самом по себе» ). В своем классическом проявлении метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения явлений действительности, скачки в развитии сводила к количественным изменениям. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Положения, бывшими истинами в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, якобы сохранившие свою истинность на все времена. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Гераклит из Эфеса: «В одну и ту же реку не вступить дважды»; Кратил из Афин «В одну и ту же реку нельзя вступить и единожды». В положении Кратила момент устойчивости события отрицается и абсолютизируется момент изменчивости. Особой формой выражения релятивизма является Софистика.

Софистика — это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. При этом софистика пользуется действительно присущей понятиям гибкостью, но применяет эту гибкость субъективно. Основным примером софистики являются так называемые софизмы: «Кто лжет, говорит то, что нет. Но того чего нет, нельзя сказать. Следовательно никто не может лгать».

Особой формой выражения метафизики является эклектика.

Эклектика — это соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Однако на деле не выясняет подлинной взаимосвязи признаков предмета; многосторонность эклетики оказывается простой видимостью, ибо эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего.

Философские тетради, Ленин, 16 элементов диалектики.

1. Объективность рассмотрения (теория познания — диалектична);

2. Вся совокупность многообразных отношений этой вещи к другим;

3. Развитие этой вещи соответственно, ее собственное движение, ее собственная жизнь;

4. Внутренние противоречия тенденции этой вещи;

5. Вещь, как сумма и единство противоположностей;

6.Борьба и развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений. Они находятся в борьбе;

7. Соединение анализа и синтеза;

8. Отношение каждой вещи не только многоразличный, но всеобщий, универсальный;

9. Не только единство противоположностей, но переход каждого определенного, качества в каждое другое;

10.Бесконечный процесс раскрытия новых сторон;

11.Бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов от менее глубокой к более глубокой;

12.От сосуществования к каузальности (причинности), от одной формы связи к другой более глубокой;

13.Повторение высшей стадий известных черт, свойств низшей;

14.Возврат якобы к старому ( ничего не повторяется );

15.Борьба содержания с формой и обратно, сбрасывание формы, переделка содержания;

16.Переход количества в качество и обратно.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сознание и самосознание человека

В психологии и в философии предмет исследования заключается в самосознании. Ядром изучения сознания также является сознание собственного «Я».

Современная философия определяет самосознание как главную и самую важную характеристику сознания. Иными словами принятие в качестве субъекта самого себя или состояний своего тела, фактов сознания, своего «Я». Под собственным «Я» в данном случае, понимается свой внешний вид, особенности характера, система ценностей, присущая самому себе, вкусовые предпочтения, собственные стремления. В отдельных ситуациях самосознание настолько обширно представляется, что включает в себя ещё и самооценку.

Сознание и самосознание личности

Психология представляет самосознание как психический феномен.

Самосознание – понимание человеком самого себя в качестве субъекта деятельности, где феномен определяет понимание человека о самом себе, которое складывается в подсознательный «Образ-Я».

Самосознание – психические процесс на высоком уровне самоорганизации, который обеспечивает единение, целостность и постоянство личности.

Выражение самосознания происходит в осознании человека самого себя, своих черт характера и качеств, своего «Я».

Самосознание – это результат развития человека, который находится в системе общественных отношений. Отношения, в свою очередь, служат источником для формирования сознания и самосознания.

Концепции возникновения самосознания

Существует несколько подходов, которые определяют происхождение самосознания. Согласно видениям выдающегося учёного психолога и философа С. Л. Рубинштейна, самосознание – это высшая форма сознания, которая возникает как развития, которое предшествует сознанию. Он объяснял свою теорию тем, что самосознание может возникать только по мере того, как развивается личность и принимает себя как самостоятельный субъект.

Другая концепция была предложена И. М. Сеченовым, он является основателем русской физиологической школы, а также создателем совершенно нового направления в психологии – естественно-научного. Он полагал, что самосознание и познание внешнего мира одновременно в человеческой личности зарождаются и развиваются параллельно друг другу под влиянием одних и тех же факторов.

Сеченов говорит о том, что основу самосознания человек приобретает буквально сразу после рождения. Источником самосознания являются системные чувствования, которые оживляются в процессе развития человека. Системные чувствования, в свою очередь, складываются при воздействии внешних факторов и субъективных характерных особенностей состояния собственного тела, иными словами самоощущения.

В силу взаимодействия таких ощущений зарождаются и развиваются представления о внешнем мире и о самом себе. Результатом такого синтеза ощущений является познание человеком самого себя и понимание своего места в обществе. В ходе развития личности происходит отделение знаний о внешнем мире от знаний о самом себе.

Становление самосознания

Процесс становления самосознания принято разделять на два основных этапа:

  • Первый этап предназначен для формирования схемы собственного тела и образовывается ощущение «Я». «Я» – это единая система самоопределения на чувственном уровне. В её основе заложено чувство «Я» с устоявшимися социальными предпосылками, они необходимы для того, чтобы сформировать это чувство, которое основывается на реакции общества.
  • Второй этап служит для совершенствования интеллектуальных способностей, а также формированию и развитию понятийного мышления. Таким образом, самосознание переходит на новый рефлексивный уровень.

Определение 3

Рефлексия – любой мыслительный процесс человека, который направлен на познание самого себя и анализ своих действий и собственных состояний.

Смысл рефлексии заключается в том, чтобы человек мог отделить себя от внешнего мира, прочувствовать это. Кроме того, постигнуть эти переживания на понятийном уровне.

Характерной особенностью уровня самосознание является то, что именно в его очагах формируется чувство, которое даёт личности понятия внутренней целостности и постоянства. Способность в любой ситуации оставаться самим собой зарождается именно на этом этапе.

Самосознание также тесно связано с чувством собственной исключительности. Пи этом полностью зависит от временной непрерывности.

Любой психически здоровый человек помнит о том, что происходило в его жизни до настоящего момента, адекватно воспринимает реальность или настоящее, и планирует своё будущее.

Читайте также  Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

Основная задача самосознания заключается в том, чтобы доступными способами разъяснить человеку мотивы и следствия его действий, а также сформировать его понимание кто он есть на самом деле.

Читать реферат по философии: «Активный характер сознания. Самосознание» Страница 1

Историко-философские взгляды на проблему сознания.Сознание- структурный элемент психики человека. Сознательное и бессознательное.Активный характер сознания. Самосознание.Список используемой литературы.

1.Историко-философские взгляды на проблему сознания.

Сознание как философская проблема. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание — это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Активный характер сознания

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической преобразующей деятельности, в которой сознание представляет такую духовную деятельность, которая направлена на активное творческое преобразование действительности. Содержание сознания реализуется через его способность формировать замыслы, идеи, ориентированные на практическую деятельность.

Проблема искусственного интеллекта

Развитие электронной промышленности, ее продукты, способные выполнять некоторые функции человеческого мышления, привели к постановке вопроса: возможно ли создание искусственного интеллекта, способного выполнять все функции человеческого сознания?

На сегодняшний день возможно промоделировать не все психические процессы. Но те процессы, закономерности которых установлены и описаны с достаточной полнотой и строгостью, могут быть в принципе запрограммированы и осуществлены в компьютере. И чем больше мы узнаем о своем интеллекте, тем больше у нас появляется возможностей его программирования.

Искусственный интеллект не может быть абсолютно точной копией человеческого: он является лишь его моделью. «Машина», которая могла бы функционировать как человеческий мозг, должна ничем не отличаться от него, то есть быть таким же мозгом, а не машиной. Так как сознание нельзя включить или выключить как машину и оно есть функция живого организма, то оно не может быть присуще машине. Таким образом, граница, отделяющая искусственный интеллект от человеческого разума, определяется не тем, что компьютеру принципиально недоступно решение какого-либо типа мыслительных задач, а тем, что компьютер не является живым организмом.

Сознание, самосознание, самопознание, рефлексия

В процессе своего индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе, то есть целиком.

Самосознание тесно связано с феноменом самопознания. Рефлексия – это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной сущности. Самосознание человека всегда связана с окружающим миром, а рефлексия – только с внутренним миром.

Сознательное и бессознательное

Родоначальник психологических течений в философии З. Фрейд впервые поставил перед собой цель определить, что в человеческой психике относится к бессознательному и какую роль оно играет при сознании человеком своих действий. Он рассматривал психику человека как сложноорганизованную систему с тремя элементами: «Оно» (глубинный слой бессознательных влечений), «Я» (сфера социального, посредник между бессознательным и внешним миром) и «Сверх-Я» (социальные «ограничители» поведения человека). Фрейд сводит сознание к бессознательному, считая, что «Я» превращает обыкновенную волю инстинктов в осознанное действие.

Бессознательное – это любая деятельность без участия сознания.

Сознательное – это осознанная деятельность человека.

Сознание и язык

У животных нет сознания, у них нет и языка. То немногое, что животные должны сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Содержанием общения животных всегда является полученная в данный момент ситуация. Человеческая речь отторглась вместе с сознанием от своей ситуативности, и ее содержанием выступает идеальное, опосредованно производящее объективную реальность.

Речь выполняет несколько функций:

— коммуникативную (средство общения)

— мыслительную (орудие мышления)

— средство выражения и воздействия.

Речь и язык это не одно и тоже. Речь – деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка.

Читайте также  Машины для дробления, сортировки и мойки каменных материалов

Язык – определенная система средств общения, система содержательных значимых форм.

Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как чувственная основа или орудие сознания.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, подвергает их анализу. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других доступность своих слов.

Сознание и язык едины, но не тождественны друг другу. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в форме слова.

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Первые философские взгляды на происхождение сознания возникли еще в древнеиндийской и древнекитайской философии. Эти взгляды положили начало космологическому подходу к проблеме сознания. По мнению древнеиндийских течений локаята (чарвака) и вайшешика сознание есть свойство живого материального тела, состоящего из воздуха, огня, земли и воды. Этих же представлений придерживались философы античности. Материальным носителем сознания является субстанция бытия: природные стихии или атомы. Подобных взглядов на источник человеческого сознания придерживались философы-сенсуалисты эпохи Нового времени: Ф. Бэкон, Д. Локк и др.

На границе космологических и естественнонаучных взглядов на происхождение сознания находится учение Л. Фейербаха. «Человек вышел из природы как бабочка из кокона». То есть сознание есть врожденное свойство человека.

Современное естествознание, основоположником которого является Ф. Энгельс, утверждает, что человеческое сознание произошло благодаря трудовой деятельности

Активный характер сознания. Самосознание.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи . Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

СОЗНАНИЕ

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и

обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения

сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его

интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только

сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознательными называются такие психические явления и действия человека,

которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,

следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или

САМОСОЗНАНИЕ

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качественосителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделениесебя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являютсянеобходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы тойспецифической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления — сознания.Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознаниечеловеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную рольиграют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА

Внутренняя противоречивость, взаимосвязь и взаимопревращение противоположностей присущи человеческому познанию и мышлению. Наше мышление, как и все в окружающем мире, развивается. При этом имеют место два вида развития: развитие мышления и познания каждого отдельного человека и историческое развитие познания всего человеческого.

В первом случае речь идет о формировании мышления индивида, который под влиянием воспитания и обучения, в процессах трудовой и общественной деятельности познает все более широкий круг явлений.

В процессе жизнедеятельности люди постоянно расширяют свой кругозор, приобретают знания о том, что ранее им было неизвестно. Эти разнородные знания часто противоположны по своему содержанию и приходят в противоречие друг с другом. Эти противоречия требуют своего разрешения и приводят к возникновению новых, более совершенных знаний. В этом процессе достигается более верное отражение объективных процессов развития, то есть объективной диалектики.

Аналогичным образом обстоит дело и в историческом развитии познания всего человечества. На каждом этапе развития общества люди вырабатывают те или иные понятия, взгляды. Эти взгляды, понятия отражая противоположные стороны действительности, сами нередко противоречат друг другу. Преодоление указанных противоречий часто занимает десятилетия, а то и целые века. Так синтезируется новая, более полная и правильная картина мира, создаются более истинные представления об отдельных явлениях.

Таким образом, субъективная диалектика, то есть развитие нашего сознания, осуществляется не просто благодаря наличию противоположностей и противоречий между представлениями, понятиями, но благодаря постоянному разрешению и устранению объективно возникающих противоречий.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНЫ РАЗВИТИЯ

Принцип развития— это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО

ЗНАНИЯ

1.Теория познания (гносеология) (от греч. gnosis – знание) – это учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах в которых осуществляется познавательный процесс.

Теорию познания также называют эпистемологией. В философской литературе одни авторы используют термины «гносеология» и «эпистемология» как тождественные, а другие под эпистемологией понимают лишь часть гносеологии – теорию научного познания.

Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов, условий на сознание человека. Только в результате такого взаимодействия могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов, т.е. наши знания. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъект познания – мыслящий человек, индивид, способный, отражать в своем сознании явления действительности, и который, как член общества, оказывает существенное влияние и на содержание познания.

Объект познания – представляет собой предмет, явление материального или духовного мира или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной и духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемый научным исследованием, и, следовательно, круг объектов познания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: