Аккультурация в межкультурной коммуникации - OXFORDST.RU

Аккультурация в межкультурной коммуникации

Аккультурация в межкультурной коммуникации: сущность, стратегия, результаты.

Взаимодействуя, культуры неизбежно оказывают друг на друга влияние: дополняют, обогащают, но при этом об­наруживая свою самобытность и специфику. То есть происходит взаимная адаптация посредством заимствования взаимоприемлемых достояний с обеих сторон, что привносит новые, нередко неожиданные и экзотичные, элементы жизни, к которым людям приходится осознанно или стихийно приспосабливаться.

С необходимостью адаптации к новым, часто неожиданным культурным условиям сталкиваются и те, кто погружается в них на кратковременный срок (бизнесме­ны, ученые), и на продолжительное время.

В результате этого достаточно сложного процесса человек достигает определенной совместимости с новой культурной средой. То есть, проходит аккультурацию.

Первые ее систематические исследования относятся к началу XX в. Американские антропологи (Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц) тогда рассматривали ее как ре­зультат длительного контакта групп, принадлежащих инокультурам — изменение исходных культур­ных моделей в обеих группах, которые, как считалось, происходят автоматически и приводят к культурной и этнической однородности.

Согласно последующим воззрениям, аккультурации уже понималась как изменение ценност­ных ориентации, ролевого поведения, социальных установок ин­дивида. Ныне «аккультурация» — процесс и результат взаимного влияния разных культур, когда представители одной культуры (реципиенты) перенимают содержание другой культуры-донора.

Аккультурация, как и адаптация, — глубоко личностный процесс. Уже на начальном этапе, в ходе первого знакомства с инокультурой может испытываться и эйфорией, восхищение от приобщения к новым культурным реалиям, и отчаяние, когда не оправдались ожидания.

В любом случае, неминуем этап фрустрации, сопровождающийся чувством со­мнения и неприятием различий в ценностях родной и чужой культур.

Заканчивается же процесс адаптации тем, что новое инокультурное окружение начинает восприниматься как естест­венное и человек действует в соответствии с социальными и куль­турными нормами новой среды.

При аккультурации разрешается одновременно две пробле­мы — сохранение своей культурной идентичности и включение в чужую культуру.

При этом выделяются следующие основные стратегии аккультурации:

— Ассимиляция — полностью принимаются ценности и нормы иной культуры, отказываясь от норм и ценностей своей культуры.

— Сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой, что предполагает добровольную изоляцию.

— Маргинализация — с одной стороны, потеря иден­тичности с собственной культурой, с другой — отсутствие иденти­фикации с культурой большинства, что происходит в силу, например, дискриминации или сегрегации со стороны культуры-донора.

— Интеграция — идентификацию как с исходной, так и с новой, донорской культурой.

Аккультурации происходит в как коммуникатив­ный процесс, в ходе широкого общения, обобщения его опыта и развития коммуникативных способностей по принципиальным аспектам общения — познавательному, аффективному и поведен­ческому.

При аккультурации сущностные изменения происходят главным образом в контексте познания, т.е. в логическом и рациональном постижении актуальной картины мира и выработки форм поведения в социуме.

Тем не менее, важен и аффективный аспект, то есть желание и умение управлять своими эмоциями и чувствами, от чего зависит плодотворность установления благоприятных межличностных и межкультурных контактов.

Успех адаптации к чужой культуре зависит от приобретения умений и навыков поведения во всем спектре житейских ситуациях, свойственных инокультуре.

Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что все три аспекта коммуникации протекают одновременно, скоор­динированы и сбалансированы.

Оптимальным результатом аккультурации сегодня считается достижение интеграции культур, дающее бикультуральную или мультикультуральную личность. То есть развитие по интеграционной стратегии, при добровольном ее протекании как со стороны реципиентов, так и со стороны культурных доноров. Этому соответствуют позитивная этническая идентичность и этническая толерант­ность. Таким образом, важнейшие цель и результат аккультурации — долговременная и стабильная адаптация к чужой культуре. Этот итог может рассматриваться в двух аспектах:

— Психологическая адаптация — дости­жение психологической удовлетворенности в контексте куль­туры-донора.

— Социокультурная адаптация – способность сво­бодно ориентироваться в новой культуре при претворении все производственных, творческих и бытовых замыслов.

Спектр результа­тов адаптации достаточно широк — от полного успеха приспособле­ния к новой жизни до окончательной неудачи.

1.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – Москва. ИНФРА-М, 2004

2. Садохин А.П. Этнология. М., 2004.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

1.4. аккультурация как коммуникация

1.4. аккультурация как коммуникация

Очень важно отметить, что в основе аккультурации лежит коммуникативный процесс. Точно так же, как местные жители приобретают свои культурные особенности, то есть проходят инкультурацию через взаимодействие друг с другом, так и прибывшие знакомятся с новыми культурными условиями и овладевают новыми навыками через общение. Поэтому процесс аккультурации можно рассматривать как приобретение коммуникативных способностей к новой культуре. Через продолжительный опыт общения люди осваивают то, что необходимо в новых условиях.

Общение представляет собой взаимодействие с окружающими человека условиями, причем каждого индивида можно рассматривать как своеобразную открытую систему, стремящуюся к активному участию в этом процессе. Это взаимодействие состоит из двух тесно связанных процессов: личностного и социального общения.

Любое общение, в том числе и личностное, имеет три взаимосвязанных аспекта: познавательный, аффективный и поведенческий. Это обусловлено тем, что в общении идут процессы восприятия, переработки информации, а также совершаются действия, направленные на объекты и людей, окружающих человека. В ходе этого процесса личность, используя полученную информацию, адаптируется к окружающей среде.

Наиболее фундаментальные изменения происходят прежде всего в структуре познания, то есть в той картине мира, через которую люди получают информацию из окружающей среды. Ведь именно различие в этой картине, в способах категоризации и интерпретации опыта служит основой отличий между культурами. Только расширив сферу принятия и переработки информации, люди могут постичь систему организации чужой культуры и подстроить свои процессы познания под те, которыми пользуются носители чужой культуры. Ведь люди находят менталитет «чужаков» трудным и непонятным именно из-за того, что они не знакомы с системой познания другой культуры. Но люди имеют потенциал для расширения своих знаний о познавательной системе чужой культуры. Причем, чем больше человек узнает о чужой культуре, тем больше увеличивается его способность к познанию вообще. Верно и обратное. Чем больше развита система познания у человека, тем большую способность к пониманию чужой культуры он демонстрирует.

Чтобы развивать плодотворные отношения с представителями чужой культуры, человек должен не только понимать ее на рациональном уровне, но и уметь делить с другими людьми свои чувства, то есть воспринимать чужую культуру на аффективном уровне. Надо знать, какие, можно позволить себе эмоциональные высказывания и реакции, ведь в каждом обществе есть определенный критерий сентиментальности и эмоциональности. Когда люди достигают необходимого уровня адаптации к другой аффективной ориентации, они способны разделить юмор, веселье и восторг, так же, как и злобу, боль и разочарование с местными жителями.

Но решающим в адаптации человека к чужой культуре становится приобретение соответствующих навыков поведения в конкретных житейских ситуациях. Они подразделяются на технические и социальные. Технические навыки включают умения, важные для каждого члена общества. Это — владение языком, умение делать покупки, платить налоги и т. п. Социальные умения обычно менее специфичны, чем технические, и овладеть ими сложнее, чем техническими навыками. Тем более что даже носители культуры, естественно исполняющие свои социальные роли, очень редко могут объяснить, что, как и зачем они делают. Тем не менее, методом проб и ошибок поведение людей постоянно совершенствуется и организуется в алгоритмы и стереотипы, которыми уже можно пользоваться автоматически, не задумываясь.

Читайте также  Конкуренция и конфликт в науке

Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что все три аспекта коммуникации протекают одновременно, хорошо скоординированы и сбалансированы. В процессе адаптации к условиям новой культуры люди обычно ощущают недостаток одного или двух из этих аспектов, результатом чего являются плохая сбалансированность и координация. Например, можно многое знать о новой культуре, но не иметь с ней контакта на аффективном уровне. Если такой разрыв велик, может возникнуть неспособность адаптироваться к новой культуре.

Личностное общение тесно связано с социальным общением, которое проявляется во многих формах — от простого наблюдения за людьми на улицах и чтения о людях и событиях в СМИ до контактов с близкими друзьями. Социальное общение обычно делят на межличностное (происходит между разными людьми) и массовое (более общая форма социального поведения человека, взаимодействующего со своим социокультурным окружением без прямого контакта с отдельными людьми). Чем больше опыт социального общения у человека, тем лучше он адаптируется к чужой культуре. Для этого желательно иметь больше друзей — представителей чужой культуры, активно пользоваться местными СМИ.

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

2. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. — Спб., 2000.

3. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1981.

4. Москаленко В. В. Социализация личности (философский аспект). — Киев, 1986.

5. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. — СПб., 2000.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК ОСВОЕНИЕ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ

  • Файлы работы
  • Сертификаты

Исследования различных проблем межкультурного взаимодействия и диалога культур приобретают в последнее время всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции. В современном обществе с проблемами межкультурных коммуникаций мы сталкиваемся все чаще: передвижения между странами и континентами значительно упростилось, а процесс интеграции всех культур в одну мета-культуру — дело грядущих веков, а возможно и тысячелетий.

Так что же такое — аккультурация? Аккультурация — это процесс и результат взаимного влияния различных культур, при котором реципиенты одной культуры перенимают нормы, правила, ценности и традиции другой культуры. В процессе аккультурации каждый человек вынужден одновременно решать две проблемы: сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. В современной науке аккультурацию принято рассматривать в двух аспектах: психологическом и социокультурном. Психологический аспект представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках чужой культуры. Социокультурный аспект заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре, успешно решать повседневные проблемы в семье, быту, на работе. Существует четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, маргинализация, сепарация и интеграция.

Ассимиляция — (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п., так и принудительный (насильственный) характер — завоевание, численное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых проявлений. В этом случае человек полностью идентифицируется с новой культурой, принимает ее ценности, правила и нормы, отказываясь при этом от норм и ценностей своей прежней культуры.

Маргинализация — социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение. Для эмигрантов маргинальность характеризуется потерей идентичности с собственной культурой и одновременно отсутствием идентификации с новой.

Адаптация к нормам культуры доминирующей группы неизбежно влечет за собой психологический стресс у представителей адаптируемой группы. Как следствие, понимание незначимости собственной культуры, осознание зависимости своего положения, бессилие, одиночество, ощущение враждебности окружающего мира и ответная враждебность, а также статус чужестранца, постоянно оборачивающийся дискриминацией, — такими могут быть аспекты психологического состояния адаптируемой группы. Этот феномен в антропологии, социальной и межкультурной психологии называется стрессом адаптации. Внедряясь в иную культуру, чужестранец испытывает неуверенность и беспокойство. Эта естественная реакция на озабоченность своим статусом и местом в чужом обществе может перерасти в непреодолимый страх, недоверие и, в крайнем случае, как последнее средство самозащиты, может спровоцировать возвращение на родину (репатриацию).

Сепарация — (лат. separatio — отделение) отрицание чужой культуры при сохранении своих этнических особенностей. Стремясь сохраниться в рамках своей культуры, переселенцы, беженцы, эмигранты иногда образуют компактные поселения в мегаполисах, такие, например, как российский Брайтон Бич в Нью-Йорке. Замкнувшись в собственном кругу общения, они продолжают говорить на родном языке, игнорируя английский, уклоняясь от влияния доминирующего окружения и сберегая, насколько это возможно, атрибутику прежнего образа жизни. Однако культура этнических групп в инонациональной среде — это уже не культура этноса в чистом виде, это нечто модифицированное, приспособленное к новым условиям и являющееся неким исходным продуктом для образования более или менее устойчивой во времени субкультуры, на принципах которой формируется мировоззрение, адекватное новой необходимости.

Если сепарация носит вынужденный характер, то есть возникает в результате дискриминационных действий доминирующего большинства, то она становится сегрегацией. Сегрегация (лат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Однако в большинстве стран, где некогда существовала административная сегрегация, она до сих пор поддерживается де-факто по расовым, языковым, национальным, религиозным признакам и не только на бытовом уровне, приобретая новые, более изощрённые формы. Так, в США до сих пор успешно поддерживается система сегрегации учебных заведений, спальных районов, торговых центров, различных учреждений и т. д.

Интеграция представляет собой идентификацию как с новой, так и со старой культурой, взаимное приспособление доминантной и недоминантной групп, признание обеими группами права каждой из них жить как культурно самобытный народ. Интеграция возможна, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права и ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.

Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультурную и мультикультурную личность.

Считается, что успешность аккультурации определяется этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствует позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиляции — негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации — позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации — негативная этническая идентичность и интолерантность.

Читайте также  Договор поставки понятие и элементы договора поставки

9.4. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

9.4. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, при этом в процессе взаимодействия каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику, культуры взаимно адаптируются путем заимствования лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями изменения вынуждают людей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни. Кроме того, с необходимостью адаптации к новым культурным условиям сталкиваются, например, бизнесмены, ученые, на непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой; длительное время живущие в чужой стране иностранные студенты; персонал иностранных компаний; миссионеры, администраторы, дипломаты; наконец, эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место жительства, переехавшие в другую страну навсегда, они должны не просто приспособиться, но стать полноценными членами нового общества и культуры. Обычно добровольные мигранты подготовлены к этому лучше, чем беженцы, которые не были психологически готовы к переезду и жизни в чужой стране. В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Считается, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом аккультурации.

Исследование процессов аккультурации в начале XX в. было начато американскими культурными антропологами Р. Редфилдом, Р. Линтоном и М. Херсковицем. Сначала аккультурацию рассматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что эти процессы идут автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Также результат аккультурации ставился в зависимость от относительного веса (количества участников) взаимодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла знаменитая концепция Соединенных Штатов Америки как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в США, смешиваются в этом котле и в результате образуется новая однородная американская культура.

Постепенно исследователи ушли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. При этом появились новые представления об этом процессе, который стал пониматься как изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида. Теперь термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры–донора).

Так, об этом говорят современные исследования в области аккультурации, которые особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с настоящим миграционным бумом, переживаемым человечеством и проявляющимся во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях. Ведь, по некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 млн человек.

Основные формы аккультурации. В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию.

? Ассимиляция – это вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

? Сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой.

В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.

? Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой – отсутствие идентификации с культурой большинства.

Эта ситуация возникает из–за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких–то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из–за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).

? Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.

Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность. Это возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права, их ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.

Считается, что успешность аккультурации в психологическом аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствуют позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиляции – негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации – позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации – негативная этническая идентичность и интолерантность.

Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации оказывается долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах – психологическом и социокультурном.

Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности.

Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Поскольку один из важнейших показателей успешной адаптации – наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих профессиональных достижений и, как следствие, своим благосостоянием в новой культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного аспекта адаптации выделяют экономическую адаптацию.

Безусловно, аспекты адаптации тесно связаны между собой, но поскольку факторы, влияющие на них, достаточно сильно различаются, к тому же психологическую адаптацию изучают в контексте стресса и психопатологии, а социокультурную – в рамках концепции социальных навыков, то и ее аспекты все же рассматриваются раздельно.

Адаптация может привести (или не привести) к взаимному соответствию личности и среды и может выражаться не только в приспособлении, но и в сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться взаимно. И спектр результатов адаптации весьма велик – от очень успешного приспособления к новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться.

Очевидно, что результаты адаптации будут зависеть как от психологических, так и от социокультурных факторов, достаточно тесно связанных друг с другом. Хорошая психологическая адаптация зависит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь, эффективная социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени включенности в контакты и от межгрупповых установок. И оба этих аспекта адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.

Читайте также  Интегрированные системы менеджмента

Читайте также

37 ИНТЕГРАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ И ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ

37 ИНТЕГРАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ И ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ Интеграция, ассимиляция, аккультурацияобразуют смысловое поле, объемлющее собой широкий спектр разнообразных явлений, которые возникают при взаимодействии как отдельных индивидов, так и целых социальных

9.2. Структура и средства межкультурных коммуникаций

9.2. Структура и средства межкультурных коммуникаций Все сказанное в достаточной мере объясняет необходимость исследования коммуникации, которая нами рассматривается, прежде всего, с теоретико–культурной точки зрения. Значение этой темы для практики и теории культуры

Аккультурация как коммуникация

Вы будете перенаправлены на Автор24

Аккультурация (лат. acculturare от ad «к; приближение» + cultura «образование, развитие») — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих наций могут быть изменены, но нации остаются по-прежнему различны.

Определение понятия «аккультурация»

Под аккультурацией понимается процесс в ходе которого происходит взаимодействие культур, при котором культурная модель одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа. Термин «аккультурация» был введен немецким ученым В. Крикенбергом. Он употребил это понятие в своём труде под названием «Illustrierte Völkerkunde» (1910) в котором рассказывал о взаимоотношениях племен Южной Америки.

Далее этот термин стал в основном использоваться в контексте взаимодействия североамериканских племен с европейскими колонизаторами. Процесс аккультурации стал предметом исследований многих ученых, например, Херсковица, М. Мид, Редфилда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. С конца 1930-х ученые стали заниматься разработкой более системного подхода к изучению этого понятия.

До 1950- годов процесс аккультурации в основном изучался с точки зрения влияния западной культуры на другие культуры. После 1950- х годов эта тенденция была нарушена, стало так же изучаться влияние китайской и японской культур на другие культуры. Позже стало так же изучаться и обратное влияние, то есть не только как доминирующая культура влияет на культуру реципиент, но и то, как не доминирующая культура влияет на доминирующую.

Сегодня с процессами аккультурации мы встречаемся все чаще и чаще, в основном это священно с растущей миграционной политикой в разных странах. Длительная аккультурация чаще всего заканчивается ассимиляцией, если этого не происходит в течении долгого времени это может указывать на наличие скрытого конфликта между культурами.

Готовые работы на аналогичную тему

Аккультурация в коммуникационном процессе

Коммуникативный процесс является основой аккультурации. Точно так же как представители одной культуры обретают свою уникальность и самобытность через общение друг с другом, только так же и приезжий человек при общении с элементами новой культуры перенимает ее культурные особенности и новые навыки. Процесс аккультурации так же считаю процессом приобретения новых способностей общения в новой культурной среде.

Любой вид общения предполагает три основных аспекта:

  • познавательный
  • аффективный
  • поведенческий

Наличие именно этих трех аспектов определяется тем что в процессе коммуникации происходит процесс восприятия, анализ информации и производятся действия в отношении объектов и людей, находящихся в окружении. Человек использует ту информацию, которую ему удалось заполучить для того чтобы наилучшим образом адаптироваться и приспособиться к новой обстановке.

Самые сильные изменения происходят в системе познания. Меняется привычная картина мира человека. Различия в картинах мира, понимания бытия, категорий явлений и заключается различия межу культурами. Когда индивид расширяет свою сферу принятия и информационную сферу, тогда он сможет принять новые процессы познания из другой культуры, сможет принять постулаты другой картины мира и перенять познавательные процессы характерные для другого народа. Для нас мышление носителей другой культуры считается чуждым так как мы не знакомы с их системой познаний. Однако человек обладает способностью к познанию, он точно так же может познать особенности другой культуры, и она не будет уже для него настолько чуждой.

Для полноценного принятия моделей другой культуры человек должен понимать ее не только на уровне рационализма, но и так же на аффективном уровне. Индивид должен владеть информацией относительно того какие проявления эмоций допустимы в этой культуре так как в разных культурах они могут значительно отличаться. Когда человек владеет этой информацией ему становится ясны причины проявления радости, счастья, злость, разочарования в каждом отельном случае.

Кроме того, индивиду следует обзавестись и поведенческими навыками, которые помогут ему выжить в новой среде. Этот аспект делится на две категории: тонические навыки и социальные умения. К техническим навыкам относятся — владение языком, умение делать покупки, записаться на прием к врачу. Социальными умениями овладеть достаточно сложно, они чаще всего происходят на интуитивном уровне и даже носители культуры сами не всегда могут объяснить почему они поступают именно так. Во время адаптации в новой культурной среде человек совершает ряд ошибок, но они помогают сформировать ему необходимый опыт, познать алгоритм определённых действий и сформировать определённые стереотипы, которыми в последствии он сможет воспользоваться.

В том случае если все эти аспекты протекают одновременно благополучно, можно говорить о полной адаптации индивида к новой культурной среде. Однако это лишь идеальный вариант, который встречается далеко не часто. Если какие-то аспекты общения развиты не до конца, то индивид испытывает неуверенность в своих силах и способностях.

Результатом аккультурации является адаптация человека в новой культуре. При этом в сознании человека формируется положительный ответ на требования новой культурной общности.

Процесс адаптации можно изучать в двух основных категориях:

  • психологическая адаптация
  • социокультурная адаптация

Под психологической адаптацией понимается ситуация, когда человек удовлетворен своим нахождение в рамках новой культурной общности. Если психологическая адаптация проходит успешно, то человек хорошо себя чествует, у него хорошее настроение, он идентифицирует себя с новой культурой.

Социокультурная адаптация предполагает, что человек легко может решать свои проблемы в разных сферах, например, в семье, на работе, в быту.

Так же некоторые ученые дополнительно выделяют как отдельный показатель успешной аккультурации экономическую адаптацию. Под ней понимают ситуацию, когда человек удовлетворен своей работой и уровнем своих профессиональны достижений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: