Абу Райхан Беруни - OXFORDST.RU

Абу Райхан Беруни

Аль-Бируни – «магистр наук» | Видео

При изучении исламской истории невозможно не поразиться научным и интеллектуальным достижениям мусульманских учёных прошлого. В период исламского возрождения (исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века) мусульмане были на переднем крае почти всех наук. Медицина, математика, философия, физика, алхимия, история, география – список этот можно дополнить ещё множеством самых различных научных дисциплин.

Имён же мусульманских ученых, которые отличились в этих областях наук, ещё больше, и известны они не только среди мусульман, но и во всём мире. Чего стоят корифеи наук Ибн аль-Хайсам, Ибн Халдун, Аль-Фараби, аль-Хорезми и другие.

Одним из величайших деятелей науки, который по праву находился среди этой элиты учёных всех времён, был и средневековый персидский учёный-энциклопедист, и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и другим наукам Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни.

Ранние годы

Аль-Бируни родился в 973 году в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в Узбекистане). Город Кят к тому времени был большим культурным и торговым центром. Случай свел аль-Бируни с двоюродным братом Хорезмшахов – Абу Насром Мансуром ибн Ираком, который был автором фундаментального труда по астрономии и математике. Именно он сумел привить ученику любовь к естественным наукам, главными из которых считал математику и астрономию. Наряду с изучением наук шло и изучение языков, которых молодой учёный выучил, помимо хорезмийского, аж девять: арабский (на нём и написаны его работы); персидский; тюркский; иврит; сирийские диалекты, а также латинский; хинди; греческий и санскрит.

Молодость

Получив всестороннее образование, Аль-Бируни увлекся самостоятельными наблюдениями и расчетами, и уже в 21 год он сделал первый в Средней Азии глобус, который позволял определить географические координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью, и сконструировал астролябию для наблюдения солнечных затмений. Тогда же он занялся и конструированием различных астрономических инструментов и с лёгкостью определял координаты различных мест в Хорезме.

После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж Аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов, покинул город и предпринял ряд поездок с целью пополнения знаний в такие научные центры того периода, как Бухара, Багдад, другие города Афганистана и Хорасана. Находясь при дворе одного из последних саманидских правителей, эмира Бухары Абульхариса Мансура ибн Нуха, он вступил в обширную переписку с Ибн Синой (Авиценной), с которым обсуждал вопросы естественных наук и воззрения Аристотеля. Затем он работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамса аль-Ма’али Кабуса, который славился как покровитель науки и учёных. Здесь он прожил около шести лет и написал свой монументальный труд «Хронология».

В 1004 по приглашению нового Хорезмшаха Али ибн Мамуна учёный вернулся в Хорезм и поселился в его новой столице Ургенче. Сюда же были приглашены и многие учёные из разных стран, благодаря чему образовалось научное общество под названием «Академия Мамуна». Бируни был организатором научной работы этой академии и сам принимал в ней активное участие. При дворе хорезмшаха Бируни прожил до 1017 г. В 1017 году, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни также участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Научное наследие

1. В самом первом сочинении «Хронология» или, как его ещё называли, «Памятники минувших поколений», составленном Аль-Бируни около 1000 года, учёный собрал и описал все известные в то время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

2. В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» Аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

3. Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

4. Главное сочинение Бируни по астрономии – «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам».

В книге «Канон Мас‘уда» Бируни изложил свои соображения по тригонометрии. Прежде всего он даёт определение шести основным тригонометрическим функциям и впервые однотипно объясняет их на примере круга. Учёный подробно рассматривает особенности каждой функции и дает алгебраическую зависимость между ними в виде отдельных формул, очень близких к современным. Здесь же он составляет таблицы зависимости тригонометрических величин, которыми позднее пользовался математик Насреддин Туси и учёные Самаркандской школы. В Европе тригонометрия достигла такого уровня лишь в XV в.

5. Большое внимание Аль-Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

6. В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др.

Им же составлена «Фармакогнозия в медицине» — книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время. В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельные части и продукты выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию. Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии.

Аль-Бируни оставил потомкам весьма обширное научное наследство. К тому времени, когда он умер, он был автором более сотни книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и знание различных областей наук, а также его способность связать их вместе, чтобы получить лучшее понимание каждой ставит его в ряд величайших мусульманских учёных всех времён. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских учёных прошлого раздвинуть границы знаний и установления новых рубежей в области естественных наук; показать способность учёных подняться выше политических проблем, войн и изменить мир посредством своих замечательных открытий.

Аль-Бируни занимался наукой до самого последнего вздоха своей жизни. Говорят, умирая 13 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вёл беседы на научные темы. Когда он прощался с друзьями, последним, что он сказал, было: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Читайте также  Любовь одна, но подделок под нее тысячи

Махач Гитиновасов

Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма

Абу Рай­хан Му­хам­мад аль-Би­ру­ни /973, го­род Кят, Хо­резм – 1048, Газ­ни/ — ве­ли­кий уче­ный Сред­не­ве­ковья, ав­тор мно­го­чис­лен­ных ка­пи­таль­ных тру­дов по ис­то­рии, гео­гра­фии, фи­ло­ло­гии, аст­ро­но­мии, ма­те­ма­ти­ке, гео­де­зии, ми­не­ра­ло­гии, фар­ма­ко­ло­гии, гео­ло­гии и др. Аль-Би­ру­ни вла­дел поч­ти все­ми на­ука­ми сво­е­го вре­ме­ни. По­смерт­ный пе­ре­чень его ра­бот, со­став­лен­ный его уче­ни­ка­ми, за­нял 60 мел­ко ис­пи­сан­ных стра­ниц.

Аль-Би­ру­ни по­лу­чил ши­ро­кое ма­те­ма­ти­чес­кое и фи­ло­соф­ское об­ра­зо­ва­ние. Его учи­те­лем в Кя­те был вы­да­ю­щий­ся ма­те­ма­тик и аст­ро­ном ибн Ирак. Пос­ле взя­тия в 995 го­ду Кя­та эми­ром Гур­ганд­жа и пе­ре­но­са сто­ли­цы Хо­рез­ма в Гур­гандж аль-Би­ру­ни уехал в Рей, где ра­бо­тал у ал-Ход­жан­ди. За­тем он ра­бо­тал в Гур­га­не при дво­ре Шамс аль-Ма’али Ка­бу­са, ко­то­ро­му он око­ло 1000 го­да по­свя­тил «Хро­но­ло­гию», за­тем вер­нул­ся в Хо­резм и ра­бо­тал в Гур­ганд­же при дво­ре хо­рез­м­ша­хов Али /997 – 1009/ и Ма­му­на II. С 1017 го­да, пос­ле за­во­е­ва­ния Хо­рез­ма сул­та­ном Мах­му­дом Газ­не­ви он был вы­нуж­ден пе­ре­ехать в Газ­ну, где ра­бо­тал при дво­ре сул­та­на Мах­му­да и его пре­ем­ни­ков Ма­су­да и Мау­ду­ди. Аль-Би­ру­ни участ­во­вал в по­хо­дах Мах­му­да в Ин­дию, где про­жил не­сколь­ко лет.

В са­мом пер­вом со­чи­не­нии «Хро­но­ло­гия, или па­мят­ни­ки ми­нув­ших по­ко­ле­ний» (1000 год) аль-Би­ру­ни со­брал и опи­сал все из­вест­ные в его вре­мя сис­те­мы ка­лен­да­ря, при­ме­няв­ши­е­ся у раз­лич­ных на­ро­дов ми­ра, и со­ста­вил хро­но­ло­ги­чес­кую таб­ли­цу всех эпох, на­чи­ная от биб­лей­ских пат­ри­ар­хов.

В за­вер­шен­ном в 1030 го­ду тру­де «Ин­дия, или Кни­га, со­дер­жа­щая разъ­яс­не­ние при­над­ле­жа­щих ин­дий­цам уче­ний, при­ем­ле­мых ра­зу­мом или отвер­га­е­мых» аль-Би­ру­ни дал де­таль­ное на­уч­но-кри­ти­чес­кое опи­са­ние бы­та, куль­ту­ры и на­уки ин­дий­цев, из­ло­жил их ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские сис­те­мы, до­ста­точ­но точ­но пе­ре­ло­жив уче­ние клас­си­чес­кой сан­кхьи, те­о­рию кос­ми­чес­кой эво­лю­ции, уче­ние о свя­зи ду­ши с «тон­ким те­лом» и др. Здесь же из­ло­же­на зна­ме­ни­тая ле­ген­да о со­зда­те­ле иг­ры в шах­ма­ты.

Аст­ро­но­мии уче­ный по­свя­тил свы­ше 45 со­чи­не­ний, глав­ное из ко­то­рых – «Ка­нон Мас‘уда по аст­ро­но­мии и звез­дам», в ко­то­ром при­ве­де­ны под­роб­ные экс­пе­ри­мен­таль­ные и ма­те­ма­ти­чес­кие до­ка­за­тельст­ва всех из­ла­га­е­мых по­ло­же­ний. Он рас­смот­рел ги­по­те­зу о дви­же­нии Зем­ли во­круг Солн­ца; он утверж­дал оди­на­ко­вую ог­нен­ную при­ро­ду Солн­ца и звезд, в от­ли­чие от тем­ных тел – пла­нет, по­движ­ность звезд и ог­ром­ные их раз­ме­ры по срав­не­нию с Зем­лей, идею тя­го­те­ния. Аль-Би­ру­ни со­здал пер­вую мо­дель Зем­ли (гло­бус), смог с по­мощью ма­те­ма­ти­чес­ких рас­че­тов до­ка­зать, что Зем­ля круг­лая и на дру­гой час­ти зем­ли есть ма­те­рик (Аме­ри­ка) и там жи­вут лю­ди (позд­нее его тру­ды по аст­ро­но­мии ис­поль­зо­вал Га­ли­лей, как ос­но­ву и смог пол­ностью до­ка­зать фор­му Зем­ли-ша­ра). Аль-Би­ру­ни про­во­дил на­блю­де­ния на по­стро­ен­ном на-На­са­ви в Рее стен­ном квад­ран­те ра­ди­у­сом 7,5 м, вы­пол­няя их с точ­ностью до 2′. Он уста­но­вил угол на­кло­на эк­лип­ти­ки к эк­ва­то­ру, рас­счи­тал ра­ди­ус Зем­ли, опи­сал из­ме­не­ние окрас­ки Лу­ны при лун­ных за­тме­ни­ях и сол­неч­ную ко­ро­ну при сол­неч­ных за­тме­ни­ях.

Боль­шое вни­ма­ние аль-Би­ру­ни уде­лял ма­те­ма­ти­ке, осо­бен­но три­го­но­мет­рии: по­ми­мо зна­чи­тель­ной час­ти «Ка­но­на Мас‘уда», он по­свя­тил ей со­чи­не­ния «Об опре­де­ле­нии хорд в кру­ге при по­мо­щи впи­сан­ной в не­го ло­ма­ной ли­нии» (здесь рас­смат­ри­ва­ет­ся ряд при­над­ле­жа­щих Ар­хи­ме­ду те­о­рем, не со­хра­нив­ших­ся в гре­чес­ких ру­ко­пи­сях), «Об ин­дий­ских ра­ши­ках» (в этой кни­ге об­суж­да­ет­ся так на­зы­ва­е­мое трой­ное пра­ви­ло), «Сфе­ри­ка», «Кни­га жем­чу­жин о плос­кос­ти сфе­ры» и др. Во­про­сам при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки по­свя­ще­ны трак­тат «Те­ни», не­сколь­ко трак­та­тов об аст­ро­ля­бии и дру­гих аст­ро­но­ми­чес­ких ин­ст­ру­мен­тах, ряд со­чи­не­ний по гео­де­зии.

В 1038 го­ду аль-Би­ру­ни на­пи­сал «Ми­не­ра­ло­гию, или Кни­гу сво­док для по­зна­ния дра­го­цен­нос­тей», в ко­то­рой опре­де­лен удель­ный вес мно­гих ми­не­ра­лов и да­ны под­роб­ные све­де­ния о бо­лее чем пя­ти­де­ся­ти ми­не­ра­лах, ру­дах, ме­тал­лах, спла­вах и др. Им же со­став­ле­на «Фар­ма­ког­но­зия» — кни­га о ме­ди­цин­ских ле­кар­ст­вах.

Как ис­сле­до­ва­тель аль-Би­ру­ни под­чер­ки­вал не­об­хо­ди­мость тща­тель­ной про­вер­ки зна­ния опы­том, про­ти­во­пос­тав­ляя экс­пе­ри­мен­таль­ное зна­ние умо­зри­тель­но­му. С этих по­зи­ций он кри­ти­ко­вал арис­то­те­лев­скую и авицен­нов­скую кон­цеп­цию «ес­тест­вен­но­го ме­с­та» и ар­гу­мен­та­цию про­тив су­щест­во­ва­ния пус­то­ты.

По­ми­мо сво­е­го род­но­го хо­рез­мий­ско­го язы­ка, аль-Би­ру­ни вла­дел араб­ским, пер­сид­ским, гре­чес­ким, ла­тин­ским, ту­рец­ким, си­рий­ским язы­ка­ми, а так­же ив­ри­том, сан­скри­том и хин­ди. Эти зна­ния спо­собст­во­ва­ли вы­ра­бот­ке им прин­ци­пов пе­ре­во­да ес­тест­вен­но­на­уч­ной тер­ми­но­ло­гии с од­но­го язы­ка на дру­гой. Со­здан­ная аль-Би­ру­ни на поч­ве араб­ской гра­фи­ки сис­те­ма тран­скрип­ции во мно­гом пред­вос­хи­ща­ла со­вре­мен­ную сис­те­му пе­ре­да­чи ин­дий­ских слов в ур­ду.

Ин­те­рес­ный факт: аль-Би­ру­ни уми­рал в пол­ном со­зна­нии и, по­про­щав­шись с друзь­я­ми, спро­сил по­след­не­го: «Что ты тол­ко­вал мне од­наж­ды о ме­то­дах сче­та не­пра­вед­ных при­бы­лей?» «Как Вы мо­же­те ду­мать об этом в та­ком со­сто­я­нии?» — изум­лен­но вос­клик­нул тот. «Эх ты! – ска­зал уче­ный еле слыш­но. – Я ду­маю, что по­ки­нуть этот мир, зная от­вет на этот во­прос, луч­ше, чем уй­ти из не­го не­веж­дой…»

По ма­те­ри­а­лам: Бул­га­ков П.Г. Жизнь и тру­ды Бе­ру­ни. Таш­кент, «Фан», 1972.

Абу Райхан Беруни

Выдающийся узбекский ученый-энциклопедист.

Родился 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма – городе Кят. О ранних годах жизни Беруни известно очень мало, кроме того, что был он круглым сиротой. О своем происхождении он писал: «. не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!».
В детстве за большой нос он получил прозвище «Бурунлы» («носатый»). Но, кроме выразительной внешности, с детских лет Беруни отличался проницательным умом, прекрасной памятью и неодолимым стремлением к знаниям.
Гипотезу о происхождении Беруни из городских низов (уже почти утвердившуюся в научной литературе) справедливо поставил под сомнение крупнейший исследователь жизни и творчества Беруни П.Г. Булгаков. Такая гипотеза, по мнению П.Г. Булгакова, не объясняет, как Беруни еще ребенком очутился в дворцовых покоях династии Иракидов, где к нему, по его собственному признанию, относились как к родному сыну и где он получил блестящее образование; почему он «быстро приблизился к фигуре самого хорезмшаха».

Детство и юность Беруни прошли в доме двоюродного брата хорезмшаха Абу Абдаллаха из местной династии Иракидов – одного из выдающихся ученых-математиков Хорезма того времени – Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака (ему принадлежит одно из первых доказательств теоремы синусов для плоских и сферических треугольников).
Абу Наср был искренне привязан к своему воспитаннику, и эту привязанность сохранил на всю жизнь, продолжая трогательно опекать его и давать наставления, даже когда научная слава ученика намного превзошла его собственную. С годами наставничество уступило место сотрудничеству, и духовная близость этих двух людей, поставивших выше всех земных благ бескорыстное служение истине, определит удивительную схожесть их человеческих путей – судьба, разлучавшая их часто и надолго, в конце концов сведет обоих в изгнании, где оба закончат свою жизнь, так и не увидев родной земли.

Любознательный Беруни с детства старался расширять сведения о мире, полученные им от воспитателя. В своем труде «Фармакогнозия в медицине» он писал, что по своей натуре смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знаний. В качестве свидетельства этому Беруни приводит такой пример: когда ему было около семи лет, в их округе поселился один грек, которому он приносил разные зерна, семена, плоды, растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал названия. Потом грек познакомил Беруни с другим знающим человеком по имени Масихи, который рекомендовал ему необходимые для прочтения книги и объяснял непонятные вещи. Своё первое сочинение «Хронология древних народов», в котором он собрал и описал все известные в его время системы календарей, применявшиеся у различных народов, Беруни написал, когда ему исполнилось немногим более двадцати лет.

Читайте также  Диагностика острого нарушения мозгового кровообращения

Удивительна также схожесть земного пути Беруни с судьбой другого величайшего его современника – Абу Али Ибн Сины, с которым они, кстати, активно обменивались письмами, обсуждая натурфилософские взгляды Аристотеля.
Как и Ибн Сину, судьба то возносила Беруни, то била его оземь: годы спокойной жизни, наполненной научными изысканиями и дворцовыми почестями, сменялись годами бедности и изгнания.
Беруни несколько раз пришлось пережить потерю всех своих рукописей, и все начинать с нуля на новом месте. Но сила духа и стремление к научному поиску не позволяли Беруни опускать руки даже в безнадежных ситуациях.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, Беруни жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. По принуждению султана Беруни участвовал в походах Махмуда в Индию, где и прожил вторую половину жизни. Об обстоятельствах его переезда в Газну ходит множество легенд. Добровольно ли он отправился в столицу султана Махмуда в поисках хорошего заработка или насильственно был уведен туда под стражей и в кандалах, как опасный преступник? Большинство исследователей склоняется ко второй версии: когда в 1017 году столица Хорезмийского княжества была разрушена, великий ученый попал в плен и «в качестве пленника-заложника он вместе с другими видными хорезмийцами был отведен в Газну» и был даже там посажен в тюрьму. После освобождения в Газне ученый вел замкнутый образ жизни, и только работа оставалась его единственной радостью.
Только в течение двух дней в году – в день Нового года и в праздник Михрджана – он отдавался заботам по приобретению запасов пищи и одежды, а в остальные дни года полностью посвящал себя науке.

Существует легенда, что однажды сам султан Махмуд вздумал испытать логику и знания Беруни. Для этого он устроил аудиенцию в большом зале своего дворца, в котором было четверо дверей. И повелел ему угадать, через которую из них он войдет в зал. Беруни тотчас попросил бумаги и чернил, и, написав записочку, в которой содержался ответ, спрятал ее под подушку, на которой обычно сидел султан. Тот приказал разломать часть стены в зале и вошел в этот пролом. Вынув же из-под подушки записку Беруни, нашел в ней ответ, что султан должен войти в залу через пролом в стене.
Разъяренный Махмуд приказал немедленно выбросить ученого в окно, но Беруни загодя велел подготовить под окном скат, по которому и скатился без всякого вреда для себя.

В старости Беруни потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным «механизмом» продолжения жизни бодрый дух. Умирая 9 декабря 1048 года в Газне, Беруни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, все хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счета неправедных прибылей?». Пораженный друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Беруни был энциклопедически грамотным человеком, с разносторонними интересами. Арабский язык, грамматику и стилистику Беруни выучил сам. Кроме того, он знал девять языков Востока (помимо хорезмийского и арабского), в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.

Всего он написал 45 трудов по разным дисциплинам: медицине, фармакологии, фармакогнозии, истории, географии, математике, астрономии, геодезии, филологии, минералогии. Он рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звезд и солнца, в отличие от планет.

В награду за составление звездных таблиц султан послал Беруни в дар слона, нагруженного серебром. Но ученый вернул дар казне, сказав: «Мне не нужно серебро, у меня есть высшее богатство – знания» .

Капитальный труд Беруни «Фармакогнозия в медицине» («Китаб ас–Сайдана фит–т–тибб») имеет большое значение и в настоящее время. В этой книге он подробно описал около 880 растений , их отдельные части и выделения; привел их точные описания, упорядочил терминологию. Описание растений сопровождается рисунками с их изображениями. «Сайдана» («Фармакогнозия») содержит также богатый материал о распространении лекарственных растений и их ареалах.

Беруни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских, и других названий растений . Эти синонимы до сих пор используются в современной фармакогнозии при расшифровке древних трактатов.

Для европейской науки «Сайдана» («Фармакогнозия») была неизвестной до 1902 г.

Афоризм Беруни: «Ученый поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги».

Аль-Бируни

Фото Все

Аль-Бируни — биография

Аль-Бируни — учёный, преуспевший в самых разных областях научных знаний своей эпохи, говорил и писал на пяти-шести языках и готов был учиться до самого конца жизни.

Краткие вехи жизненного пути.

Родился будущий учёный и мыслитель 4 сентября 973-го года в городке Кят на территории Хорезмского государства (ныне Афганистан). По рождению он получил имя Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада Аль-Бируни. Считалось, что Аль-Бируни вышел из кругов ремесленников, а семья имела иранские корни. Не смотря на скромное происхождение юноша проявлял серьёзное увлечение наукам и получил приличное образование у довольно известного математика и астронома тех времен Ибн Ирака. Кроме вышеперечисленных наук педагог обучал ученика также философии.

Смышленому молодому человеку хотелось разбираться во всем. Таким образом в числе его многочисленных трактатов и трудов числятся работы по геологии, математике, астрономии, тригонометрии, естествознанию, минералогии, медицине, истории и другим.

Владение языками.

В детстве Абу Райхан разговаривал на родном для тех мест, где родился Хорезмском наречии. В дальнейшем обучился арабскому, позднее персидскому, греческому и другим языкам, освоил в том числе и санскрит. Как и все «большие» мыслители скромно говорил, чтоб слабо знает каждым из этих языков. Общался и работал, в основном, на арабском, считал, что на родном языке удобно только сказки читать. У ученого по этому поводу есть довольно известное высказывание, что ему приятнее слышать ругательства на арабском, нежели получать похвалу по-персидски.

Служба и путешествия.

Мыслитель успел послужить в правительственных кругах почти всех династий, правивший в Афганистане в ту эпоху, когда он изучал мир. И поэтому ему пришлось немало путешествовать по странам и городам Востока. Удалось ему провести несколько лет и в Индии, что оказало на учебного серьёзное влияние. Здесь помимо местной истории, обрядов и канонов Аль-Бируни посвятил много времени астрологии, описал теорию лунных и солнечных затмений и попробовал изучить их влияние на Землю, попытался описать солнце и звезды, правда приписывал звёздам в отличии от планет огненное происхождение. Своим главным трудом учёный считал «Трактат Мас’уда» — учение по астрологии и тригонометрии, в котором он рассчитал диаметр планеты, а также угол отклонения оси Земли (эклектики) относительно линии экватора. Данный трактат назван именем покровителя ученого.

Читайте также  Клеопатра жена Филиппа II

Аль-Бируни очень заинтересовался трудами Аристотеля и позднее, познакомившись с Авиценой, обсуждал значение этих исследований с ним, а также в своей переписке учёные обсуждали естествознание. Как ученый-энцеклопедист Аль-Бируни в первых же своих трудах систематизировал различные методы и варианты календарных исчислении. Позднее описал и дал характеристики более пятидесяти минералам и металлам, позднее попавшим в Менделеевскую таблицу.

04.10.973Учение до последнего вздоха.

Современников исследователи всегда поражало его стремление к постоянному самообразованию и расширению своих знаний во всех сферах, а не в одной конкретной. До последних дней жизни Аль-Бируни сохранил ясность ума, вёл беседы со своими учениками. Говорят, что даже когда 75-летний учёный почувствовал приближение конца, то поинтересовался у одного из друзей о системе подсчёта нечестных прибылей, которую тот разрабатывал. И когда друг сказал, что не об этом нужно думать в такие моменты, умирающий учёный ответил, что не хотел уйти из жизни невеждой. Официальной датой кончины считается 9 декабря 1048-го года.

Немного об историческом наследии.

Родной город Хорезмского государства Кят позднее переименован в Беруни в честь своего известного выходца. В Ташкенте это имя носят институт, техникум и станция метро. За достижения в астрономии этим именем названы астероид и один из лунных краторов. Памятники ученому установлены на его родине.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

БИРУНИ (полное имя Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни)

Один из величайших ученых-энциклопедистов мусульманского Средневе­ковья (наряду с Ибн Синой), автор 146 атрибутированных трудов по математике, астрономии, физике, естественным наукам, географии, филологии, истории, бóльшая часть которых безвозвратно утеряна.

Некоторые арабские авторы по нисбе называли его ал-Хваризми, также был известен как ал-Устаз — «Учитель».

Родился в иранской семье в пригороде Кята, столицы Хорезма. Первые 25 лет жизни провел на родине, где изучал ал-‘улум ал-‘арабийа («арабские науки» — исламское вероучение, фикх, литературу и др.) и ал-‘улум ал-‘аджамийа («неарабские науки» — математика, астрономия, медицина и др.).

Одним из его учителей был известный математик и астроном Абу Наср Мансур ибн Ирак. В это время Б. публикует несколько работ и вступает в переписку с юным Ибн Синой. В 995 Хорезм был захвачен Ма’муном ибн Мухаммадом, эмиром Ургенча, и Б. направляется в Бухару, столицу государства Саманидов, где получает покровительство эмира Мансура II ибн Нуха.

Около 998 Б. переезжает в Горган, ко двору эмира Кабуса ибн Вушмгира из династии Зияридов. Здесь около 1000 он пишет первый из своих фундаментальных трудов — «Памятники минувших поколений», посвященный различным системам календарей и исторической хронологии.

Незадолго до 1008 Б. вернулся на родину, ко двору хорезмшахов из династии Мамунидов, где к нему относились с особым доверием и поручали деликатные дипломатические миссии. В 1117 Хорезм был захвачен султаном Махмудом Газневи, и Б. с рядом других ученых отправился в Газни, столицу государства Газневидов, где и оставался до своей смерти.

Возможно, в качестве придворного астролога Б. участвовал в походах султана Махмуда в Индию и провел там несколько лет, собирая этно­графическую информацию, изучая санскрит и индуистскую философию в северо-западных районах страны.

Достоверные сведения о его официальном статусе при Махмуде отсут­ствуют; хронология деятельности Б. при Газневидах плохо отражена в источниках, но, видимо, он был обеспечен необходимыми условиями для исследовательской работы.

В 1030 Б. завершает фундаментальный труд по индологии — «Книгу, содержащую разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» (в западной и российской науке более известна как «Индия»), где дает детальное описание географии страны, социальной структуры, этнографических особенностей, религиозно-философских воззрений и научных достижений индийцев.

Примерно тогда же он пишет небольшую «Книгу вразумления начаткам науки о звездах», посвященную математике и астрономии, где помимо основ этих наук дает общие географические представления своего времени: в соответствии с традицией Птолемея определяет сферическую форму Земли, делит обитаемую четверть на 7 климатов, подробно останавливаясь на персидской системе кешваров, и впервые в мусульманской литературе упоминает Варяжское море (бахр варанк) и народ варягов (варанк).

Основной своей задачей в географии Б. видел определение точных координат объектов относительно Мекки и друг друга: их долготы, широты и азимута. Собранные сведения и вычисления в основном сосредоточены в «Индии» и главной работе Б. по астрономии и математике — «Каноне Мас‘уда по астрономии и звездам», законченной также в 1030, но чуть позднее — в начале правления султана Мас‘уда ибн Махмуда. В этом труде Б. предполагает огненную природу Солнца и других звезд, в отличие от планет, высказывает идею тяготения, гипотезу движения Земли вокруг Солнца, делает расчет радиуса Земли и др. В целом математике и астрономии посвящены около 65 % трудов Б.

При султане Маудуде ибн Мас‘уде Б. написал трактат по минералогии «Собрание сведений для познания драгоценностей», основные части которого посвящены свойствам драгоценных камней и металлов, местам и способам их добычи и обработки. Раздел о железе содержит уникальные сведения о металлургии русов и славян.

Основной труд Б. по политической истории — «Книга повествования о делах Хорезма» — известен только в цитатах.

В конце жизни, будучи, по собственному утверждению, старше 80 лет (т. е. после 1050, хотя, согласно ал-Гаданфару, он умер в 1048), Б. работал над трудом «Фармакогнозия в медицине», посвященном лекарственным препаратам, где описал свойства более 880 растений и их производных, собрал и упорядочил около 4,5 тыс. терминов.

Сочинения:

Избранные произведения. Т. I—VII. Ташкент, 1957—1987;

Индия / Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. Репринт с изд. 1963 г. М., 1995;

Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия) / Пер. А. М. Беленицкого. Л., 1963;

Книга об индийских рашиках / Пер. и прим. Б. А. Розенфельда // Из истории науки и техники в странах Востока. Вып. 3. 1963. С. 148—170;

Бируни и Ибн Сина. Переписка / Пер. Ю. Н. Завадовского. Ташкент, 1973;

Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объему / Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской // Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. М., 1983. С. 141—160.

Дополнительная литература:

Булгаков П. Г. Жизнь и труды Бируни. Ташкент, 1972;

Матвиевская Г. П., Сираждинов С. Х. Абу Райхан Бируни и его математические труды. М., 1978;

Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Райхан Ал-Бируни, 973—1048. М., 1973.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: