Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают? - OXFORDST.RU

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.

Что такое фольклор и что такое жанр?

Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Какие бывают жанры музыкального фольклора?

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Жанры русского песенного фольклора

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

  1. Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, колядки и песни-гадания, маслиничные песни).
  2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи).
  3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни).
  4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).
  5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).

Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.

В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.

Старинный русский кант «Боре море раздымает»

жанры музыкального фольклора
статья по музыке

жанры музыкального фольклора в нравственн-патриотическом воспитании дошкольниково

Скачать:

Вложение Размер
zhanry_muzykalnogo_folklora_v_vospitanii_doshkolnikov.docx 27.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Жанры музыкального фольклора

для нравственно – патриотического воспитания

Актуальность данной темы

На пороге нового тысячелетия наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры. Возрастает интерес к фольклористике детства

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.

Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня дошкольным учреждением. В них дети знакомятся с произведениями народного творчества, оказывающими разностороннее воздействие в воспитании дошкольника. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору

В связи с этим исследование народного фольклора как источника нравственно-патриотического воспитания детей является актуальным.

Цель: Выявить основные жанры музыкального фольклора необходимые для нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

1.Определить основные жанры музыкального фольклора в воспитании нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста

2.Показать народную музыка как синтез искусств (музыка, поэзия, живопись, театр),прививающий детям любовь к народному творчеству.

3. Ознакомить с жанрами народной музыки, обогащающей музыкальные впечатления детей

4. Показать народные игры и танцы для развития творческого воображение детей

5. Познакомить с играми и хороводами , побуждающими к активной самостоятельной деятельности дошкольников

В оспитание дошкольников реализуется в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и « Художественное –эстетическое развитие» Неоценимую помощь в этом направлении оказывает музыкальное образование, так как раскрыть сложные и отвлеченные для детей понятия помогают национальные песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, национальный музыкальный фольклор. Мы рассмотрим основные жанры музыкального фольклора для дошкольников как часть сфер музыкально-песенной и обрядово-игровой , входящих в народный Организация работы по данному направлению включает:
1.использование всех видов фольклора — сказок, песенок, прибауток, частушек, хороводов, народных игр и т.д. В народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, нравственные ценности, представление о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.
2.Проведение народных праздников и развлечений. В них сконцентрированы накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением людей и животных.
3. Знакомство дошкольников с музыкальным наследием русских композиторов прошлого и современности

Для обеспечения системы работы по музыкально-патриотическому воспитанию должны присутствовать следующие элементы предметно-развивающей среды:
— предметы русской старины, быта, одежды;
— репродукции картин русских художников;
— альбомы по истории страны;
— подбор специальных пособий, книг и многое другое, свидетельствующее о жизни русского народа.

В рамках раскрытия этой темы подробно остановимся на

знакомстве детей дошкольников с жанрами музыкального фольклора : русские народные песни,хороводные, ,плясовые,колыбельные,частушки,наигрыши.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .

В нашем детском саду уже много лет музыкальное воспитание осуществляется, наряду с программой «Детство», по народно — православному календарю с использованием фольклорного материала, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность. Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

Особое место занимают малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки, прибаутки созданные для самых маленьких — все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка.

По тексту малые формы очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока — сорока» и т. д

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

Работая с малышами над музыкально — ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, мы часто используем и другие фольклорные жанры. включается такой жанр музыкального фольклора как частушки.Особенно такой жанр как песни — песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. — все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, т. д.) .

В своей работе мы часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д.

Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца, игре на народных инструментах,фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей

Результатом нашей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как масленица Его мы проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Встреча Весны». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке»

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Вывод: Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с жанрами детского музыкального фольклора помогает формировать личность ребенка, его нравственно – патриотические чувства, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.

Жанровая классификация музыкального фольклора

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО

В народном творчестве жанрэто исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией). Как уже

говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе бифункцио­нально — оно сочетает в себе как сугубо прикладную, утилитарную, так и эстетическую функции.

Соотношение этих функций в произведении может быть различным. Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют прикладной характер — это содействующие трудовому процессу припевки, колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота и пр. Другие жанры, напротив — ярко выказывают эстетическое начало: это эпическая тра­диция, лирическая песня и пр. Однако в огромном массиве обрядового песен­ного фольклора восточных славян провести четко границу между этими со­ставляющими зачастую просто невозможно — прикладная и эстетическая сто­роны между собой тесно связаны.

Основным критерием при определении жанра той или иной песни высту­пает се функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традицион­ные народные песни могут быть обязательной составляющей какого-либо дей­ствия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств — в любое время, по желанию исполнителей, т. с. быть неприуроченными.

Таким образом, принято различать две основные группы песенных и инст­рументальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и инструменталь­ные наигрыши.

1. В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве основных форм приуроченности выступают:

• обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла — заклички, жнивные, свадебные песни и пр.);

• к видам деятельности (общение с ребенком — колыбельные, пестушки и т. п.; работа артелью — трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.; сбор ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.);

• сезонная (к определенному сезону — весенние, летние). Дальнейшее определение жанра песни или инструментального наигрыша

идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.

Среди приуроченных песен различают календарные (а среди них — святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат), семейпо-бытовые (крестьбинские, свадеб­ные песни, похоронные и свадебные плачи, причитания и др.).

2. К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со­провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу при­надлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый столбец таб­лицы).

Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зави­сит от образно-поэтического содержания песен.

Жанры, приуроченные к обрядам, видам деятельности или сезонам

Жанры, не приуроченные к

обрядовые песии (святочные, масленичные, троицкие, купальские, жнивные и т.д.)

• семейно-обрядовые песни (крестьбинские, пестушки, потешки, колыбельные; свадебные)

• плачи (свадебные, похоронные, рекрутские)

духовные стихи (в Великий пост; в похоронно- поминальной обрядности)

хороводы и игры

лирическая песня

инструментальные

• эпические песни (былины, исто­рические песни, баллады, духовные стихи)

плясовая песня

детский репертуар (загадки, сказ­ки с песнями, скороговорки, игры, дразнилки)

хороводы и игры

лирическая песня

инструментальные

Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), были­ны (сюжеты о героях народного эпоса — богатырях и других мифологических персона­жах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях).

И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах (в таблице они выделе­ны более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к традиционным лирическим песням, которые так и называют — приуроченная лирика. Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Вели­кого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических жанров), некоторые инструментальные наигрыши. Сами исполнители очень четко разделяют пес­ни, исполнение которых в обряде носит обязательный характер, и песни, ко­торые вообше-то поются «абы когда», но и в данном обрядовом контексте их можно использовать.

Народная музыка

Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music ) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. [1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. [1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической. [2]

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. [1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). [1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы). [1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия). [2]

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). [1]

Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности. [1]

Для конкретизации понятия «Народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.

Содержание

Региональная дифференциация

В современной фольклористике нет единой точки зрения на региональную классификацию народной музыки. Так, американский учёный А. Ломакс [3] выделяет 6 музыкально-стилевых регионов мира: Америку, острова Тихого океана, Австралию, Азию (высокоразвитые культуры древности), Африку, Европу, детализируя их затем по преобладающим стилевым моделям: например, 3 европейские традиции — центральная, западная, восточная и связанная с ней средиземноморская. В то же время некоторые словацкие фольклористы [4] выделяют не 3, а 4 европейские традиции — западную (с центрами англ., франц. и нем. языковых областей), скандинавскую, средиземноморскую и восточную (с центрами карпатским и вост.-славянским; сюда же, без достаточных оснований, подключены и Балканы). Обычно Европа в целом противопоставляется Азии, однако некоторые специалисты оспаривают это: например, Л. Пиккен [5] противопоставляет Европе и Индии дальневосточную территорию от Китая до островов Малайского архипелага как музыкально единое целое. Неправомерно также выделение Африки в целом и даже противопоставление Северной Африки (севернее Сахары) тропической, а в ней — Западной и Восточной. Такой подход огрубляет реальную пестроту и сложность музыкального ландшафта Африканского континента, который насчитывает не менее 2000 племён и народов. Наиболее убедительна классификация от широких межэтнических регионов к внутриэтническим диалектам: например, вост.-европ., затем вост.-слав. и рус. регионы с подразделением последнего на области сев., зап., центр., юж.-русские, поволжско-приуральские, сибирские и дальневосточные, в свою очередь членящиеся на более мелкие районы.

Жанровая дифференциация

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.

Этническая дифференциация

История

Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;

2) средневековье, эпоха феодализма — время складывания народностей и расцвета т. н. классич. фольклора (для европ. народов — традиционной крестьянской музыки, обычно ассоциирующейся с Н. м. вообще, а также устного профессионализма);

3) совр. (новая и новейшая) эпоха; для мн. народов связана с переходом к капитализму, с ростом гор. культуры, зародившейся ещё в средневековье. Интенсифицируются процессы, происходящие в Н. м., ломаются старые традиции, возникают новые формы нар. муз. творчества. Эта периодизация не универсальна. Напр., араб. музыке неизвестно столь определ. различие крестьянской и гор. традиций, как европейской; типично европ. историч. эволюция Н. м. — из деревни в город, в креольской музыке стран Лат. Америки «перевёрнута», так же как европ. межнац. фольклорным связям — от народа к народу — здесь соответствует специфич. связь: европ. столицы — лат.-амер. город — лат.-амер. деревня. В европ. Н. м. трём историч. периодам соответствует и жанрово-стилистич. её периодизация (напр., древнейшие виды эпич. и обрядового фольклора — в 1-м периоде, развитие этих и расцвет лирич. жанров — во 2-м, повышенная связь с письменной культурой, с популярными танцами — в 3-м).

Выразительные средства народной музыки

  • мелос (от речитативного, например, эстонские руны, южнославянский эпос, до богато орнаментального, например, лирические песни ближнесредневосточных музыкальных культур);
  • многоголосие (гетерофония, бурдон, полиритмичное сочетание попевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская квартосекундовая и среднерусская подголосочная полифония, литовская каноническая сутартине);
  • ладозвукорядная система (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»);
  • ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений);
  • формы (строфы, куплеты, произведения в целом; парные, симметричные, асимметричные, свободные и другие).

Народные артисты, певцы и сказители

В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:

  • кобзарь
  • вагант
  • гусляр
  • скоморох
  • лэутар
  • ашуг
  • акын
  • кюйши
  • бахши
  • оленши
  • гусан
  • тагасац
  • мествире
  • клезмер
  • хафиз
  • олонхосут
  • аэд
  • жонглер
  • менестрель
  • шпильман
  • жирши
  • бард
  • трубадур
  • трувер
  • боян

Народные жанры

Лекция

Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, неотъемлемая часть народного художественного творчества – ФОЛЬКЛОРА.

ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР – музыкально — поэтическое искусство, творимое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение устным путем. Народ хранит в своей памяти и музыкально — игровых навыках то, что отвечает его жизненным потребностям и настроениям.

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке. Музыка устной традиции развивалась медленнее письменной, но зато в нарастающем темпе.

Главная трудность в изучении народной музыки связана, прежде всего, с длительностью периода дописьменного развития музыкальной культуры, на протяжении которого сформировались наиболее фундаментальные черты народной музыки. Музыкальные традиции — главная составная часть фольклорных традиций каждого народа.

Для фольклорной традиции характерно:

коллективность – индивидуальность;

исполнительство — творчество;

исполнительство — воспроизведение;

система жанров — специфика отдельных жанров.

При изучении народной музыки возникают трудности с применением к ней таких музыковедческих категорий, как форма, лад, ритм, и т. д., которые зачастую не совпадают с традиционным для них понятием. Кроме того, народная музыка не существует в чистом виде, вне связи с определенными действиями (трудовыми, обрядовыми), с социальной остановкой и т.д. Народное творчество — продукт не только художественный, но и социально активный.

Сложен вопрос о жанрах народной музыки т.к. в фольклоре огромную роль играет территориальный признак: народная музыка ограничена пространством и временем, и существует лишь в конкретных диалектах. Кроме того, существуют традиции исполнения разными певцами одного текста на разные мелодии, а так же разных по содержанию и функции текстов — на одну и ту же мелодию. Жанры складывались веками в зависимости, прежде всего, от разнообразия социально — бытовых функций народной музыки, связанных в свою очередь с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования общества. Народная музыка всегда была не столько развлечением, сколько насущной необходимостью.

Основные виды народной музыки:

2. Песенная импровизация.

3. Песня без слов (например: чувашская, еврейская)

4. Эпические сказания (русская былина)

5. Плясовые припевки (частушки)

6. Инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы)

7. Танцевальные мелодии.

Наибольшее развитие получила народная музыка в лирических жанрах, где на смену простым коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходили развернутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (например: русская протяжная песня) и инструментальные.

К древнейшим народным песенным жанрам относятся:

— песенные «вставки в сказках» и других прозаических рассказах;

— «песенные эпизоды» в больших эпических сказаниях;

— трудовые песни (описывающие труд, либо сопровождение трудовой деятельности);

— свадебные (у каждых народов свадебные традиции разные; часто сопровождались обрядами не без участия жениха и невесты);

— колыбельные мелодии (своей интонацией не только помогали укачивать ребенка, но и призваны были магически оберегать его от злых сил);

— причитания (музыкальные плачи: похоронные и свадебные);

— календарно – земледельческие. В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул, устойчивость.

Частушки. К более поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 века: частушки — жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая песенка быстрого исполнения. Частушка особенно ярко раскрывает душу русского человека, распахивает целый мир человеческих характеров, переживаний, страстей. Гамма чувств, выраженных в частушке, простирается от легкой усмешки до ядовитой подковырки; не лишен этот жанр и определенной доли озорства, высказанного «соленным» словцом. . Являясь неким откликом на какое-либо событие и обращенная к определенному лицу или слушателям, частушка отличается прямотой высказывания, реалистичностью, экспрессией.

Городская лирическая песня (романс) — музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера. Романс — это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Вокальная партия романса имеет ясное и рельефное мелодическое очертание и отличается певучестью. В романсе внимание обращается больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес, главным образом, лежит в мелодии, а не в аккомпанементе.

Музыкальный эпос — стихотворная эпическая поэзия, носящие повествовательный характер:

Духовные стихи

Скоморошины

Песни плясовые. Сопровождались как пением, так и игрой на музыкальных инструментах. Сначала входили в состав трудовых, обрядовых и праздничных песенных циклов.

Лирические песни — наиболее динамичный и самый сложный жанр в системе традиционного фольклора; не ограничены тематикой, но связаны местом и временем исполнения. Эта форма песенного фольклора сложилась в 16-17 вв. в Московской Руси.

Все народные музыкальные культуры можно разделить на одноголосные и многоголосные.

И так народная музыка (фольклорная) — художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемая народом и бытующая в народных массах музыка — песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Русская народная музыка. Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Народная инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты — гудок, гусли. Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) — инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны. С 19-20 вв. распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).

Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 века: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского и «Собрание народных русских песен» с их голосами» Н. А. Львова и Ивана Прача. В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д. Н. Кашина и И. А. Рупина. Еще ранее, в середине 18 веке, был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов.

Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д. А. Агренева-Славянского, которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом. В начале 20 веке возникли — Оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева и Русский народный хор М. Е. Пятницкого.

Что такое Фольклор (4 фото + 1 видео)

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Примеры фольклора- Золушка

Кровавая Мэри

Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Фольклорист и фольклористика

Русский фольклор

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
небылицы;
поговорки;
сказки;
исторические песни;
предания;
легенды;
сказы;
пословицы.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения
Это: народные драмы.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: