Зачем нужна ритмика в дмш? - OXFORDST.RU

Зачем нужна ритмика в дмш?

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

Новости

Зачем нужна ритмика в ДШИ? На вопросы родителей начинающих музыкантов отвечает психолог Елена Коваленко

Сегодняшние ученики школ искусств, особенно начальных классов, сильно загружены различными дополнительными занятиями. Родители, желая облегчить обучение в ДМШ своему ребёнку, пытаются соединить некоторые учебные дисциплины или заменить одну другой. Ритмика в школе искусств часто недооцениваются с их стороны.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЗАМЕНИТЬ РИТМИКУ ДРУГИМ ПРЕДМЕТОМ?

Почему нельзя заменить хореографией, аэробикой или гимнастикой этот предмет? Ответ даёт первоначальное название – ритмическое сольфеджио. На уроках гимнастики и хореографии обучающиеся овладевают пластикой своего тела.

Учебная дисциплина Ритмика раскрывает больший потенциал ученика, даёт ему широкий охват знаний, необходимых для юного музыканта. Открывая урок разминкой, преподаватель постепенно погружает учащихся в теорию и практику различных видов музыкальной деятельности.

ЧТО ДАЁТ РИТМИЧЕСКОЕ СОЛЬФЕДЖИО?

Ритмика для детей стала своеобразным подспорьем в решении проблем, связанных с главной теоретической дисциплиной – сольфеджио. Именно из-за сложности этого предмета дети часто бросают школу, и музыкальное образование остаётся не оконченным. На занятиях ритмикой учащиеся оттачивают свои ритмические задатки, учатся координировать разнообразные движения своего тела. Ведь чувство метроритма крайне важно при игре на каждом музыкальном инструменте (не исключением является и вокал)! Такое понятие как «длительность» (продолжительность музыкального звука) гораздо лучше и быстрее усваивается через движения тела. Разнообразные задания на координацию помогают в осознании одновременного движения разных длительностей, что сплошь и рядом встречается в музыке. Умение вовремя остановиться, увидев в нотах паузу, вовремя начать исполнение музыкального произведения из затакта и многое другое учащиеся закрепляют именно на уроках ритмики. Как показывает практика музыкальных школ, дети с проблемным чувством ритма через год могут маршировать в такт, а через два года занятий одновременно дирижируют одной рукой, показывают фразы/предложения другой и исполняют ногами ритм мелодии!

ИЗУЧЕНИЕ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РИТМИКИ

Для детей ритмика, вернее её уроки, обычно становятся не только увлекательным занятием, но и своего рода копилкой знаний, умений и навыков. Дело вот в чём: работать с формой небольших пьес учащиеся начинают с первых уроков ритмического сольфеджио. Слышать, определять и правильно воспроизводить фразы, предложения, чувствовать период – всё это очень важно для любого музыканта-исполнителя.

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РИТМИКЕ

Во время занятий детская копилка знаний пополняется и музыкальной литературой, иначе говоря, постепенно увеличивается объём музыки, которую они запоминают на всю жизнь. Учащиеся узнают композиторов и запоминают их творчество посредством повторения одного и того же музыкального материала на уроках несколько раз, но с разными задачами. Кроме этого, они учатся говорить о музыке, о характере, жанрах, стилях, слышать её особенные выразительные средства. Подключая своё воображение, дети показывают душу музыкального произведения, пропустив её через своё тело. Всё это необычайно расширяет интеллектуальные горизонты и потом пригодится в дальнейшем обучении в музыкальной школе. Работа на уроках специальности индивидуальна. На групповых занятиях некоторые дети закрываются, не подпуская к себе даже педагога. И только ритмика в музыкальной школе проводится в менее формальной обстановке и поэтому способна раскрепостить учащихся, помогая влиться в новый для них коллектив. Не зря ведь эти уроки заполняют ячейку в расписании именно в первые два года обучения.

Роль ритмики в системе образования ДМШ и ДШИ.
статья на тему

Методическое сообщение рекомендуется для начинающих преподавателей учебного предмета «Ритмика», одного из полезных и увлекательных дисциплин в системе музыкального образования.

Во вступительном слове говорится о выдающем музыканте-теоретике, композиторе, профессоре Женевской консерватории, который является основоположником системы музыкально-ритмического воспитания — Эмиль Жак Далькроз.

Занятия ритмикой имеет огромное значение в системе образования, т.к. музыкально-ритмическая деятельность заключает в себе возможности для всестороннего развития личности: развивается музыкальность, двигательные навыки, творческие способности, потребность самовыражаться под музыку.

Уроки ритмики охватывают главные задачи: оздоровительные (укрепляется костно- мышечный аппарат, дыхание, моторные функции, правильная осанка, походка), развивается координация в пространстве, память, внимание, воспитывается чувство ритма, проявляется свои художественно- творческие способности.

Для учащихся предмет « ритмика» приносит радость общения с музыкой, товарищами и преподавателем.

Скачать:

Вложение Размер
rol_ritmiki_v_sisteme_obrazovaniya_dmsh_i_dshi-dlya_sayta.docx 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ритмики в системе образования ДМШ и ДШИ.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония.

У философов Древней Греции было немало последователей. Так идея синтеза музыки и движения была подхвачена Эмилем Жаком- Далькрозом, который являлся: музыкантом-педагогом, композитором, дирижёром, профессором Женевской консерватории.

В начале 20-го века Жак Далькроз разработал систему музыкального воспитания через движение, органично соединив внешнее и внутреннее проявление музыкальности. Сначала её называли просто faire les pas – «делать шаги», затем – ритмической гимнастикой, и, наконец, ритмикой. Ритмика даёт возможность всем почувствовать себя артистами, вселила уверенность, радость и вдохновение, и, безусловно, этот праздник надолго, может быть, на всю жизнь останется у них в душе…

«Люблю радость — в ней жизнь!» — говорил Далькроз и всей своей жизнью доказывал этот свой постулат в работе с учениками в Институте ритма в Хеллерау.

Преподавая в Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, Далькроз наблюдал, что некоторые ученики, обладая хорошим музыкальным слухом, страдают неритмичностью и при написании диктанта – затрудняются в передаче временных делений т.е. ритма. Он предложил им выполнять несложные движения(использовать дирижёрский жест, отбить рукой или прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами и.т.д.), чтобы физически прочувствовать ритм.

Эффект превзошёл все ожидания: даже самые неспособные ученики быстро продвинулись в развитии чувства ритма. Именно сольфеджио навело на мысль о воплощении музыкальных впечатлений в движении. Это и было началом системы, названной в последствии ритмической гимнастикой, позднее Ритмикой.

Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела. Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз заметил, что его занятия положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера.

Система музыкально-ритмического воспитания быстро обрела огромную популярность во многих странах Европы.

Из стен института Хеллерау вышло много преподавателей, среди них несколько русских: Н. Александрова, В.Гринер, С.Волконский и др.

В нашей стране была создана отечественная система музыкально-ритмического воспитания, основоположниками которой стали — Н.Александрова, В.Гринер, М.Румер, Н.Конорова, их ученики и последователи.

Были разработаны программы по музыкально- ритмическому воспитанию для детских садов, музыкальных школ, педагогических, музыкальных, театральных училищ и вузов, для курсов повышения квалификации и т.д.

Что дают занятия ритмикой?

В основе Ритмики лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки к движению.

Большое значение имеет правильный подбор музыкального материала, так как именно яркая, выразительная музыка вызывает радостное настроение, у детей появляется желание двигаться и возможность выразить своё восприятие музыки и ритма. Движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Занятия по ритмике позволяют уч-ся не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, но и развивают умственные и физические способности социальной адаптации.

Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка , содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движением под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются творческие способности, таким образом , занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей.

Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку.

Основные задачи обучения и воспитания на уроках ритмики:

-развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

— развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха(мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

-развитие музыкального кругозора;

-развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных навыков и умений:

-развитие ловкости, точности, координации движений;

-развитие гибкости, пластичности;

-воспитание выносливости, развитие силы;

-формирование правильной осанки, красивой походки;

-развитие умения ориентироваться в пространстве;

-обогащение двигательного опыта разнообразными движениями.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

-развитие творческого воображения и фантазии;

-развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

Развитие и тренировка психических процессов:

-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно — коммуникативных качеств личности :

-воспитание сопереживать другим людям и животным;

-умения вести себя в группе во время движения, формирования чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми .

Программное содержание курса ритмики включает работу над музыкально-ритмическими навыками выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они , подводят учащихся к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа , динамических, регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведения. Здесь прослеживается тесная связь с теорией музыки, сольфеджио, хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах.

Основные задачи уроков ритмики:

— Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений. Предмет Ритмика дает возможность педагогу создать именно такую обстановку на уроке. Ритмика не только способствует правильному физическому развитию, но и ещё имеет оздоровительное значение.

— Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, организаторских способностей.

— Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание личностных качеств, умения выполнять правила выполнения упражнений.

С помощью музыкально- ритмических движений решаются следующие задачи: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять упражнения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой

На уроках ритмики решаются и свои специфические задачи:

— воспитание метро — ритмического чувства; использование разных частей тела, голоса как самых простых музыкальных инструментов в целях самовыражения;

-развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений;

— развитие памяти, внимания, воображения, слушательских понятий о регистрах, ритме, мелодии, темпе, динамике, тембре, стиле;

-знакомство с музыкальными понятиями, способствующими формообразованию: повтор, чередование, вариация, контраст; практическое освоение определенного музыкального материала (репертуара), развитие навыков его словесной, двигательной и графической интерпретации и анализа музыки;

Становится очевидным, что музыкально-ритмическая деятельность заключает в себе возможности для всестороннего развития личности и формирования художественно-творческих способностей , что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музык. Урок ритмики должен приносить радость общения с музыкой , товарищами, учителем. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

На занятиях ритмики, каждый педагог должен стремиться разглядеть в каждом ребёнке его природные данные, подобрать к нему «свой» ключик , чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений. Дети – наше зеркало, они очень точно копируют все наши движения и мимику, поэтому будьте выразительны, точны и чаще улыбайтесь!»

1. 1. Жак- Далькроз Э. Ритм / Э. Жак- Далькроз. М., 2006. 248 с. .

2.Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка, 1996: № 10, 23.

3.Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1, 2. М.: Музыка, 1978.

4.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб, 2000.

5.Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. М.: «Физ — ра и спорт», 1990. 206 с.

6.Абдульманова Л. В.Развитие основ физической культуры детей в парадигме культуросообразного образования. Ростов н/Д6 Изд — во Рост. ун – та, 2005. 220 с.

7.Заводина И.В. Ритмическое воспитание. М.,2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до.

Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[<"type":"media","view_mode":"media_larg.

Проект к вариативному блоку.

Доклад по самообразованию.

Логопедическое сотрудничество с воспитателями детского сада.

Статья про специфику работы в дополнительном образовании.

Особенности преподавания музыкальной ритмики в ДМШ и ДШИ

Презентация посвящена рассмотрению опыта преподавания методики музыкальной ритмики. Презентация состоит из трех блоков:

1. История музыкальной ритмики как учебной дисциплины от ее родоначальника швейцарского ученого и музыканта Э. Жак-Далькроза до наших дней

2. Роль и значение музыкальной ритмики в системе музыкального воспитания и образования. Методы ритмики в смежных видах искусств и других сферах познания мира (театр, психология, психокоррекция, физимология и т.д.)

3. Опыт преподавания музыкальной ритмики в подготовке специалистов среднего звена — учителей ДМШ и ДШИ. Основы методики.

Содержимое разработки

Особенности преподавания музыкальной ритмики в ДМШ и ДШИ

Лукьянчикова Анна Константиновна, преподаватель ПЦК «Теория музыки» Тольяттинского музыкального колледжа им. Р.К. Щедрина

  • Ритмика — вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
  • Основой является музыка, а разнообразные упражнения, танцы, сюжетно-образные этюды используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

  • Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) – швейцарский пианист, органист, композитор, теоретик, этнограф.
  • Профессиональное музыкальное образование получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А. Делиба, С. Франка.

  • Во время пребывания в Алжире был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям и их блистательным исполнением ритмических построений.
  • Вел поиски новых рациональных методов обучения сольфеджио, что привело к созданию авторской системы – ритмической гимнастики.
  • На занятиях использовалась простая азбука движений – ходьба, бег, прыжки и т.д..
  • Затем ввел синхронную импровизацию (сам играл на рояле, это сопровождалось спонтанными движениями учеников)

  • В 1911 году в Хеллерау (недалеко от Дрездена) открылся Институт Музыки и Ритма Жак-Далькроза. Цель создания — идея возрождения ритма как воспитательной и образующей силы, дисциплинирующего начала.
  • В расписании: ритмика, шведская гимнастика, пластика, сольфеджио, импровизация, гармония и теория музыки, хоровое пение, лекции по анатомии и физиологии.
  • Институт Ритма существовал до 1918 г. (сначала эвакуирован в Швейцарию, затем был виртуальным)

  • «Музыка звуков и музыка жестов должна быть воодушевлена одними чувствами… Музыка должна одухотворять движение тела, чтобы оно воплотилось в зримое звучание».
  • Порядок преподавания ( Э. Э.Жак-Далькроз, «Ритм», М.,2002) должен быть таков:
  • • Ритм • Звук • Инструмент
  • Этому соответствуют: • Физические упражнения • Упражнения для слуха и голоса • «Выяснения взаимоотношений» между движениями тела и механизмом данного инструмента.

Ритмические игры в Хеллерау

  • Кульминацией деятельности Института Ритма стали Хеллерауские ритмические игры, в которых участвовала вся школа. Постановка фуг Баха, «Орфея и Эвридики» К.-В. Глюка, симфоний Бетховена.
  • Среди посетителей — Станиславский, Дягилев, Нижинский, Бернард Шоу, Клодель, Луначарский, Падеревский.
  • С.В.Рахманинов: «Результаты, достигнутые методом Далькроза в области музыкального ритма и слуха, в высшей степени интересны. Они привели меня в искреннее удивление».

Судьба системы Жак-Далькроза

  • Жак-Далькроз создал философию музыкальной ритмики, которая распространилась по миру (Голландия, Австрия, Испания, Польша, Чехия, Швейцария, Франция, Англия,Россия )
  • Она нашла применение:

1. в подготовке актеров (Жорж Питоев, режиссер, Франция) – идея внутреннего ритма игры; Станиславский.

2. в психотерапии (логопедия, психокоррекция, работа с аутистами, синдромом Дауна и т.п.);

3. в педагогике раннего возраста (1-3 года).

  • Активным пропагандистом стал князь

С. М. Волконский, познакомившийся

с Жак-Далькрозом в 1909 г. Он читал лекции

о ритмической гимнастике в учебных заведениях.

  • Вслед за Петербургом курсы ритмической гимнастики открылись в Москве, Саратове, Риге, Киеве.
  • Ритмическая гимнастика преподавалась в балетной школе Преображенской-Москалевой, Женском медицинском институте, на Высших Бестужевских курсах, актерских курсах, в музыкальных школах Л. Конюса и М. Галактионовой, в частных домах.
  • Занятия вели выпускники института в Хеллерау, получившие авторскую методику «из первых рук»: чета Александровых, В. А. Гринер, М. А. Румер и Н. Н. Баженов.

  • После Второй мировой войны«железный занавес» отрезал российских ритмистов от остального мира.
  • Развитие ритмики в постепенно свелось к обывательско-потребительскому уровню. Имя Далькроза не употреблялось.
  • В 60-80-е появилось новое поколение педагогов-ритмистов – Шушкина, Збруева, Конорова, Чибрикова-Луговская, Суворова, Яновская.

  • «Далькроз-ритмика» – одна из популярных методик музыкального образования, наряду системами Карла Орфа (Германия), Золтана Кодаи (Венгрия), Сузуки-методом (Япония).
  • Результаты: формирование абсолютного слуха, чувства ритма, способности к музыкальной импровизации, тренировка нервной системы и мускульного аппарата.
  • Приобретения «шестого чувства» — чувства музыкально-пластического ритма.
  • С.М. Волконский: «Ритмика воспитывает те невидимые способности, которые помогают нам проявлять вовне то, что внутри нас».

В Тольяттинском музыкальном колледже им. Р.К. Щедрина методика ритмики преподается с 2005 года.

Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС в подготовке специалистов среднего звена от 13.07.2010 г. и 27.10.2014 для специальности 53.02.07 «Теория музыки».

Методика преподавания музыкальной ритмики является учебной дисциплиной МДК 01.02 профессионального модуля 01 «Педагогическая деятельность». Создан учебно-методический комплекс.

Ориентир – программа по музыкальной ритмике для исполнительских специальностей ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, рассчитанная на 4 года обучения.

План проведения урока ритмики в ДМШ

Урок ритмики состоит из 3-х этапов:

1.Вступление — построение (под марш) – 5-7 мин.

2.Основная часть – общеразвивающие и гимнастические упражнения; упражнения с предметами;

разучивание танцевальных движений, постановка танца — 30 мин.

3.Заключение – музыкальные игры и этюды; импровизации – 10 мин.

  • Упражнения для выполнения теоретических заданий (хлопки,простукивания,шаг,прыжки)
  • Дирижирование
  • Общеразвивающие упражнения под музыку, упражнения с предметами (мячи, флажки, ленты, ударные инструменты)
  • Разучивание танцев
  • Игры, фигурные построения
  • Импровизации

  • 3-4 год обучения: усложнение заданий с учетом физической силы, двигательных навыков, исполнение ритмических рисунков и группировок одновременно с дирижированием, постановка танцев, актерские этюды, сценарии.

Основные теоретические понятия

  • Характер музыки, темп, динамика

Характер движений зависит от выбора материала.

Движения сильные, энергичные, четкие или плавные, нежные, мягкие, свободные.

Изменение характера музыки меняет характер движения.

Темп и динамика –дополнительные параметры.

Рекомендации по выбору: «Детский альбом» Чайковского, «Пьесы для юношества» Шуман, пьесы из сборников

  • Метроритм изучается от интуитивного восприятия на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации, в такте – к сознательному усвоению на основе изучения музыкальной грамоты.
  • В первое время исполняют длительности, ритмические рисунки по слуху – преподаватель предлагает прохлопать, пройти шагами простые ритмические рисунки.
  • Несложные ритмические движения можно «записывать» условными жестами,

  • Строение произведения (форма)
  • Начать с крупных элементов формы (3-х частная, 2-хчастная формы, затем период, предложение, фраза, мотив).

Что такое ритмика и в чем ее польза для развития детей?

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

Для чего нужна ритмика?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.

Какую же пользу несет ритмика детям?

  • Развивает музыкальные способности.
  • Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
  • Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
  • Способствует развитию творческого воображения.
  • Формирует навык самовыражения с помощью движений.
  • Развивает эстетические чувства, вкус.
  • Повышает познавательную активность ребенка.
  • Помогает дать выход отрицательной энергии.
  • Поднимает настроение.
  • Снимает излишнее нервное напряжение.
  • Повышает активность.
  • Способствует развитию инициативы.
  • Улучшает координацию движений.
  • Помогает дошкольнику развиваться физически.
  • Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.

Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.

На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;
  5. бег.

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.

Зачем нужна ритмика в дмш?

Роль ритмики в образовательном процессе

С древности движения, выполненные под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Эмиль Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике нужно всех детей. Он создал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Далькроза. В 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее время предмет введен в общеобразовательных школах, в детских садах.

Элементы ритмики используются и на зарядках, физкультминутках. Есть интересная программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика», в основу которой легли прогрессивные идеи Э. Жак-Далькроза.Главное; на что должен быть нацелен педагог — приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Таким образом ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

Музыка и движение имеют много общих параметров, к которым относится:

— все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);
— динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
— форма произведения и структура двигательной композиции. В связи с этим вытекают

задачи:

— развивать музыкальность (чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки);
— учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска-игра, упражнение), современный танец, различать музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т.д.;
— формировать красивую осанку, учить выразительным пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
— развивать творческие способности (придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений).

Источником движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец, сюжетно-образные движения.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1) Музыкально-ритмические упражнения (пружинки, поскоки, галопы, шаги, чередование движений).
2)Танцы, пляски, хороводы («Стирка», «Слоник», «Миксер», «Вару-Вару», «Подарки», «Макарена», «Коло», «Большой круг» и т.д.
3)Музыкальные игры (сюжетные и не сюжетные).

Урок ритмики формируется как комплексный:

1 раздел — ОР упражнения, направленные на развитие мышц рук, ног, спины,
укрепление осанки, прыжки. (используются музыкально – ритмические упражнения)
2 раздел — Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями. Имитационные упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.(используются музыкально – ритмические упражнения, музыкальные игры)

3раздел — Этюды, танцы, игры или творческие задания.

На уроках музыки можно использовать различные музыкально-ритмические движения, например:

1) Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями:

— острый шаг: («Щелкунчик»);
— приставной шаг: («Голубой вагон»);
— переменный шаг: («У дороги чибис»).

2) Упражнения на различные музыкальные ритмы :

— Игра «Запомни мелодию» (Все делятся на команды, присваивается мелодия (полька, вальс, галоп, марш, мазурка))-каждая группа вступает на свою мелодию

3) Упражнения на различные регистры:

— На каждый,предлагаемый регистр разучивается и исполняется определенное движение.( Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках (Майкапар «Полька»), в среднем — ходьбу (Кабалевский «Шарманка»), в низком — ходьба выпадами («Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила»)).Ученики выполняютдвижение при звучании определенной мелодии.

4) Упражнения на различные ритмы.

Ритм — одно из главных выразительных средств музыки. Это сочетание музыкальных звуков различной длительности. Ритм можно воспроизвести хлопками, ударами ноги, шагами. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии, который может характеризовать жанры музыки (вальс, полька).

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, припоты, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единство музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.

Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные);кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестраивания; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского -«голубец», припадание боковое, кружение; белорусского — основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального — боковой галоп, шаг польки, валь сообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Все движения учитель должен показать детям, так как одно лишь объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку.

Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить их к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную),изучают основные шаги, движения головы, рук,корпуса.

После того как учащиеся усвоят упражнения ориентировочного характера, в урок вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся и двигаться по-разному: под спортивный — бодро, под игрушечный — легко, шагом на носках, под военный — высоким шагом и т.д.

В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

• Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений и не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для инсценировок используются песни, программная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений. Ученики вместе с учителем находят характерные движения.

На уроках можно использовать предметы, это позволяет подчеркнуть характер, настроение музыки. Например, цветы всегда ассоциируются с легкой изящной музыкой вальса, скакалки, мячи — с полькой, упражнения с лентами можно исполнить под «Вальс» И. Штрауса. Яркая, акцентированная, сильная доля подчеркивается энергичными взмахами ленты, а под музыку В. Мурадели можно использовать упражнения с воздушными шарами.

При составлении каждой танцевальной композиции важно уловить своеобразие «изюминку» мелодии и придумать движения, соответствующие ее содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей. Даже при составлении учебной комбинации, важно предложить детям движения, соответствующие характеру музыки.

Ритмика решает важные задачи на этапе начального хореографического образования:

— Укрепляет психическое и физическое здоровье в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки, снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.).
— Поддерживает и развивает увлечение занятиями хореографией.
— Развивает художественно-творческие способностй

Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Урок ритмики должен приносить детям радость общения с музыкой, товарищами, учителем. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения. Разглядеть в ребенке его природные данные, подобрать к нему «свой» ключик, чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений — вот к чему должен стремиться педагог на занятии ритмикой.

«Дети — наше зеркало, они очень точно копируют все наши движения и мимику, поэтому будьте выразительны, точны и чаще улыбайтесь!»

Автор статьи Лилия Уварова

Статья опубликована в рамках рубрики «Публикации»

Что такое ритмика и ее роль в образовании детей

В воспитании детей большое значение имеет воспитание чувства прекрасного, которое формируется благодаря таким урокам, как рисование, музыка, и включение ритмики в образовательный процесс. Как такового отдельного урока по ней нет, но она идет как дополнительный кружок. Исключение составляют коррекционные школы, потому что ритмика формирует и физическое развитие.

Что такое ритмика

Это комплекс физических упражнений и музыкального сопровождения. В занятиях ритмикой смысл музыки дети должны передать при помощи движений. Целью ритмики является воспитание у детей музыкального восприятия, улучшение двигательных навыков и общей двигательной подготовки, развитие ритмического чувства.

Но не следует путать ритмику и хореографию. В первом случае нет речи о заучивании каких-либо танцевальных связок. Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство.

Ритмические занятия для детей

Имея общие представления о том, что такое ритмика, уже можно переходить к более детальному разбору этих занятий для детей младшего школьного возраста. Главной целью этих занятий является формирование способности выражать свои эмоции не только с помощью движений, но и мимики, жестов. Во время ритмики используются упражнения, которые состоят из простых танцевальных движений.

В ритмике для детей используются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки, выполнение заданий с предметами — они нужны для развития общеразвивающих движений. Также важно во время ритмических уроков использовать элемент игры — таким образом у педагога получится поддерживать интерес детей и развить социально-ролевые навыки.

Что входит в занятия

Программа по ритмике подразумевает под собой занятия, которые проводятся в игровой форме с правильным музыкальным сопровождением. Такие музыкально-двигательные уроки включают в себя следующие компоненты:

  • ритмопластика;
  • контроль за правильным дыханием;
  • движения, способствующие психоэмоциональному расслаблению;
  • сюжетные танцы;
  • подвижные игры.

Во время ритмики особое внимание уделяется умению владеть телом, формированию правильной осанки и координации, развитию гибкости и плавности движений. Конечно, главное — подобрать нужное звуковое сопровождение. Поэтому музыка для ритмики требует тщательного подбора, потому что не все произведения подойдут для данных занятий.

Необходимо подбирать различные мелодии, в том числе и с точки зрения исполнения. Идеальным будет сочетание записи песни и «живого» аккомпанирования. Музыкальные инструменты также помогают формированию мелкой моторики, развитию музыкального слуха и правильного дыхания. Мелодии должны также отличаться по своему темпу и ритму. И не стоит забывать о том, что подбирать музыкальное сопровождение нужно с учетом возрастной категории учащихся — чем старше детки, тем сложнее могут быть мелодии.

Ритмические занятия в школе

Не только в детском саду в процесс обучения включены музыкально-двигательные занятия. Существует программа по ритмике для 1 класса, ее целью является воспитание эстетического восприятия, уважительного отношения и развитие гармоничной личности в целом. Составляется программа в соответствии с требуемыми стандартами, а содержание занятий планируется с учетом особенностей класса.

Что такое ритмика в школе? Структура занятий уже немного усложняется по сравнению с детским садом. Учитель старается приобщить детей к народной культуре, ставит простые сюжетные игры, которые формируют в детях патриотизм и нравственные ценности. Все темы для уроков изучаются постепенно в течение всего учебного года.

В основе программы лежит комплексный подход в методике преподавания и проведения уроков ритмики. Музыкально-двигательные упражнения отличаются гибкостью, т.е. они способны сочетаться с другими дисциплинами, чтобы рассмотреть все аспекты группы учащихся определенного возраста.

Логопедическая ритмика

Что такое ритмика, уже стало понятным, но есть еще и другая ее разновидность, когда двигательные упражнения оречевляются. Это нужно тем детям, у которых имеются проблемы с речевым развитием. Ведь уже научно доказано, что уровень развития моторики связан с речевым.

В занятия по логопедической ритмике включены следующие элементы:

  • дыхательно-голосовая зарядка;
  • упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса;
  • пропевание гласных звуков и песенок;
  • упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи.

Особенно полезна логоритмика будет детям, у которых имеется заикание, потому что она способствует расслаблению не только мышечного тонуса, но и нервной системы.

Рекомендации для занятий ритмикой

Для того чтобы занятия были эффективными и приносили пользу детям, необходимо создать комфортные условия. Если уроки организованы правильно, ребенок становится эмоционально устойчивее, застенчивые ребята становятся более открытыми, заметно улучшается двигательная сфера. Очень важно, чтобы на занятиях ребенок чувствовал себя комфортно, у него было доверительное и уважительное отношение к педагогу. Для этого нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • правильное музыкальное сопровождение;
  • занятия проводятся в игровой форме;
  • нужно прислушиваться к пожеланиям детей;
  • взрослый должен разрешать ребятам проявлять свои эмоции;
  • замечания нужно делать спокойным тоном и пояснять, что именно ребенок сделал не так;
  • постепенно усложнять занятия.

Ритмика позволяет детям выплеснуть свою энергию и дает заряд положительных эмоций. Постепенно ритмические уроки помогают сформировать музыкальный вкус, ребенок усваивает базовые танцевальные элементы. Для детей с нарушениями речи особенно важной является возможность формирования правильной темпо-ритмической стороны речи. Во время занятий дети также могут разучить небольшие песенки в игровой форме.

Часто ритмические занятия проводятся как физминутки. Это особенно полезно для учащихся начальной школы, потому что им важно давать возможность выплеснуть энергию, во время таких занятий игры проходят организованно. Ритмика — это не просто движение под музыку, но у этих движений должна быть педагогическая цель, чтобы занятия были эффективными и приносили пользу детям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: