Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры - OXFORDST.RU

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Традиционная музыка Японии: национальные инструменты, песни и танцы

Традиционная музыка Японии сформировалась под влиянием Китая, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Те формы музыки, которые существовали в Японии до вторжения соседних традиций, практически не сохранились.

Поэтому японскую музыкальную традицию смело можно считать синтезом всех проникавших в нее явлений, которые со временем приобрели уникальные национальные черты.

Главные темы в содержании фольклора

В японском фольклоре наблюдается влияние двух религий: буддизм и синтоизм. Основные темы японских преданий – сверхъестественные персонажи, духи, животные с магическими способностями. Также важной частью фольклора являются поучительные истории о благодарности, жадности, грустные повести, остроумные притчи и юморески.

Задача искусства – преклонение перед природой, задача музыки – стать частью окружающего мира. Поэтому композиторская мысль подчинена не выражению идеи, а передаче состояний и природных явлений.

Символы японской культуры

Первая ассоциация с Японией – сакура (японская вишня). В стране существует специальная церемония любования ее цветением – ханами. Дерево неоднократно воспето в японских стихах хокку. Японские народные песни отображают схожесть природных явлений с жизнью человека.

Не уступает в популярности сакуре журавль – символ счастья и долголетия. Неспроста японские искусство оригами (складывание фигур из бумаги) стало популярно во всем мире. Сделать журавлика означает привлечь удачу. Образ журавля присутствует во многих японских песнях. Другие символы также взяты из окружающего мира. Символизм японской культуры – символизм природный.

Основные песенные и танцевальные жанры

Как и у других народов, японская народная музыка претерпела эволюцию от древних магических форм до светских жанров. На становление большинства из них повлияло буддийское и конфуцианское учения. Основная классификация жанров японской музыки:

  • религиозная музыка,
  • театральная музыка,
  • придворная музыка гагаку,
  • народные бытовые песни.

Древнейшими жанрами считаются буддийские песнопения сёмё и придворная музыка гагаку. Темы религиозных песнопений: буддийская доктрина (када), догматы учения (ронги), паломнические гимны (гоэйка), хвалебные песни (васан). Музыка синтоизма – музыка для ублажения богов, короткие циклы песен и танцев в костюмах.

К светскому жанру относят придворную оркестровую музыку. Гагаку – ансамбль, заимствованный из Китая, исполняющий инструментальную (кангэн), танцевальную (бугаку) и вокальную (уатимоно) музыку.

Японские народные танцы берут начало в обрядовых действах. Танец представляет собой странные резкие движения руками и ногами, для танцующих характерны искривленные выражения лица. Все движения символичны и понятны только посвященным.

Существует два вида современного японского танца: одори – бытовой танец с резкими движениями и прыжками, и май – более лиричный танец, представляющий собой особую молитву. Стиль одори дал начало танцу кабуки, а в последствие и всемирно известному театру. Стиль май лег в основу театра Но.

Около 90% музыки страны восходящего солнца является вокальной. Важными жанрами народного музицирования являются песенный сказ, песни с сопровождением кото, сямисэна и ансамблей, ритуальные народные песни: свадебные, рабочие, праздничные, детские.

Известнейшей японской песней из числа народных жемчужин является песня «Сакура» (то есть «Вишня»):

СКАЧАТЬ НОТЫ — СКАЧАТЬ

Музыкальный инструментарий

Почти все предки японских музыкальных инструментов были завезены на острова из Китая или Кореи в 8 веке. Исполнители отмечают лишь внешнее сходство инструментов с европейскими и азиатскими образцами, на практике извлечение звука имеет свои особенности.

Кото – японская цитра, струнный инструмент, олицетворяющий дракона. Корпус кото имеет вытянутую форму, и если смотреть со стороны исполнителя, справа находится голова священного животного, а слева – его хвост. Из шелковых струн извлекается звук с помощью напальчников, которые надеваются на большой, указательный и средний пальцы.

Сямисэн – струнный щипковый инструмент, схожий с лютней. Применяется в традиционном японском театре Кабуки и является визитной карточкой японской культуры: колоритное звучание сямисэна в этнической музыке так же символично, как звучание балалайки в музыке России. Сямисэн – основной инструмент странствующих музыкантов годзэ (17 век).

Сякухати – японская бамбуковая флейта, один из представителей группы духовых инструментов, именуемых фуэ. Извлечение звука на сякухати зависит не только от потока воздуха, но и от определенного угла наклона инструмента. Японцам свойственно одушевлять предметы, и музыкальные инструменты – не исключение. На приручение духа сякухати может уйти несколько месяцев.

Тайко – барабан. Инструмент был незаменим в военных действиях. Определенная череда ударов по тайко имела свою символику. Исполнение на барабанах зрелищно: в Японии важна как музыкальная, так и театральная сторона выступления.

Поющие чаши – особенность музыкального инструментария Японии. Аналогов практически нигде не встречается. Звук японских чаш имеет целительные свойства.

Поющие колодцы (суйкинкуцу) – еще один уникальный инструмент, представляющий собой зарытый в землю перевернутый кувшин, над которым размещается вода. Через отверстие в донышке капли попадают внутрь и издают звуки, напоминающие колокольчик.

Стилевые черты японской музыки

Ладовое строение японской музыки в корне отличается от европейской системы. За основу берется звукоряд из 3, 5 или 7 тонов. Лад не является мажорным либо минорным. Интонирование в народной музыке Японии необычно для уха европейца. Пьесы могут не иметь регулярной ритмической организации – часто меняется размер, ритм и темп. Строение вокальной музыки ориентируется не на пульс, а на дыхание исполнителя. Именно поэтому она хорошо подходит для медитации.

Отсутствие нотной записи – еще одна особенность музыки Японии. До эпохи Мэйдзи (т.е. до прихода в страну европейской модели записи) существовала система обозначений в виде линий, фигур, знаков. Они символизировали нужную струну, аппликатуру, темп и характер исполнения. Конкретные ноты и ритм не прописывались, и мелодию было невозможно сыграть, не зная ее заранее. Из-за передачи фольклора из поколения в поколение в устной форме многие знания были утеряны.

Минимум динамических контрастов – стилевая черта, выделяющая японскую музыку. В ней нет резких переходов от форте к пиано. Умеренность и легкие варьирования динамики позволяют добиться характерной для востока выразительности. Кульминация в японской традиции приходится на окончание пьесы.

Народные музыканты и традиции

Из первых упоминаний (8 век) о музыке в Японии мы узнаем, что правительство ориентировалось на изучение традиций Китая и Кореи. Были проведены специальные реформы, определявшие репертуар придворного оркестра гагаку. Музыка же японских композиторов не была популярной и исполнялась в менее почетных концертных залах.

В 9-12 веках китайские традиции претерпевают изменения, в музыке появляются первые национальные особенности. Так, японская традиционная музыка неразрывна с литературой и театром. Синкретизм в искусстве – основное отличие японской культуры. Поэтому народные музыканты чаще всего не ограничиваются одной специальностью. Например, исполнитель на кото является еще и певцом.

В середине 19 века начинается освоение европейских музыкальных тенденций. Однако Япония не использует западную музыку как основу для развития своей традиции. Два течения развиваются параллельно, не смешиваясь. Сохранение культурного наследия – одна из главнейших задач японского народа.

На прощание хотим порадовать вас ещё одним замечательным видео.

Японские поющие колодцы

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Японская народная музыка – это довольно самобытное явление благодаря изолированности островов Восходящего Солнца и бережному отношению населяющего их народа к своей культуре.

Рассмотрим сначала некоторые японские народные музыкальные инструменты, а затем характерные для музыкальной культуры этой страны жанры.

Японские народные музыкальные инструменты

Сямисен является одним из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, это один из аналогов лютни. Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Возник он из сансина, который в свою очередь произошел от китайского сансяня (и происхождение интересное, и этимология названий занимательная).

Сямисен почитается и в нынешнее время на Японских островах: например, игра на этом инструменте часто используется в традиционном японском театре – Бунраку и Кабуки. Обучение игре на сямисене включено в майко – программу обучения искусству быть гейшей.

Фуэ – это семейство японских флейт с высоким звучанием (чаще всего), которые обычно делают из бамбука. Возникла эта флейта из китайской свирели «пайсяо». Самая известная из фуэ – сякухати , инструмент дзен-буддийских монахов. Считается, что сякухати изобрел один крестьянин, когда вез бамбук и услышал, как ветер выдувает мелодию в полых стеблях.

Часто фуэ, как и сямисен, используются для музыкального аккомпанемента к действиям театра Банраку или Кабуки, а также в различных ансамблях. Кроме того, некоторые из фуэ, настроенные на западный лад (как хроматические инструменты), могут быть солирующими. Изначально же игра на фуэ была только прерогативой бродячих японских монахов.

Суйкинкуцу – инструмент в виде перевернутого кувшина, над которым течет вода, попадая внутрь через отверстия, она заставляет его звучать. Звук суйкинкуцу чем-то похож на колокольчик.

Этот интересный инструмент часто используют как атрибут японского сада, играют на нем перед проведением чайной церемонии (которая может проходить в японском саду). Все дело в том, что звук данного инструмента очень медитативный и создает созерцательное настроение, которое идеально подходит для погружения в дзен, ведь пребывание в саду и чайная церемония являются частью дзен-традици.

Тайко – в переводе с японского на русский это слово означает «барабан». Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле. По крайней мере, так гласят хроники Гундзи Есю: если было девять по девять ударов, то это означало призыв союзника в бой, а девять по три знаменовало то, что врага нужно активно преследовать.

Важно: во время выступлений барабанщиков обращается внимание на эстетику самого представления. Внешний вид музыкального выступления в Японии не менее важен, чем составляющая мелодии или ритма.

Музыкальные жанры страны Восходящего Солнца

Японская народная музыка прошла несколько этапов своего развития: изначально это были музыка и песни магического характера (как и у всех народов), потом на становление музыкальных жанров повлияло буддийское и конфуцианское учение. Во многом традиционная японская музыка связана с обрядовыми действами, праздниками, театральными представлениями.

Читайте также  Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Из наиболее древних форм японской национальной музыки известны два жанра – это сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная оркестровая музыка). А музыкальные жанры, которые не имеют корней в древности, это ясуги буси и энка.

Ясуги буси – один из самых распространенных жанров народной песни в Японии. Он назван в честь города Ясуги, где был создан в середине XIX века. Основной тематикой ясуги буси считают ключевые моменты местной древней истории, и мифопоэтические сказания о временах богов.

«Ясуги буси» – это и танец «додзё сукуи» (где в шуточной форме показана ловля рыбешек в иле), и искусство музыкального жонглирования «дзени дайко», где в качестве инструмента используются полые стебли бамбука, наполненные монетами.

Энка – это жанр, который зародился относительно недавно, всего-то в послевоенное время. В энке японские народные инструменты часто вплетаются в джазовую или блюзовую музыку (получается необычный микст), а ещё в ней происходит сочетание японской пентатоники с европейским минором.

Особенности японской народной музыки и ее отличие от музыки других стран

В японской национальной музыке есть свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов. Например, есть японские народные музыкальные инструменты – поющие колодцы (суйкинкуцу). Такое вы едва ли встретите где-то ещё, правда музыкальные чаши есть и на Тибете, а больше?

В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха.

Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют показать прекрасное в обычных вещах.

Японские музыкальные инструменты — традиционное искусство

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна. Вы наверняка в этом не раз убеждались, когда видели фотографии цветущей сакуры или панорамы Фудзиямы, а может быть даже, когда садились за руль «Тойоты» или покупали новенький телевизор «Сони».

А приходилось ли вам слышать народную музыку японцев? Стоит только бросить взгляд на японские музыкальные инструменты, и понимаешь, что этот народ обладает удивительной фантазией и недюжинным умом.

Статья ниже поведает, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Для того, чтобы не запутаться в их многообразии, мы подготовили картинки с названиями этих диковинных инструментов.

Музыкальные инструменты Японии можно разделить на 3 главных вида:

  • ударные;
  • духовые;
  • струнные.

Последние, в свою очередь, делятся на щипковые и смычковые.

Самый знаменитый

Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.

На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.

Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.

Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.

Плектр для Сямисена

Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:

  • минье – сопровождение традиционных песен народа;
  • катаримоно – аккомпанемент рассказчику;
  • утамоно – специальный стиль для театра Кабуки.

Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.

Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:

Этот струнный инструмент размером около метра используют при ритуальных церемониях и даже для воспроизведения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь появился он 13 столетий тому назад.

Каркас выполнен из тутового дерева и выглядит миндалевидным. Струны обычно изготавливаются из шелка. Перебирают их с использованием плектра.

Бива

Существует несколько видов бивы, каждый из которых различается внешне, по издаваемым звукам и назначению:

  • гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
  • мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
  • хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для аккомпанирования «Сказа о доме Тара»;
  • сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
  • тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.

Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали с корейских и китайских просторов на японский территории на рубеже 3-го и 4-го столетий.

Полностью деревянный каркас с двух сторон обтягивают кожей. Размеры могут варьироваться: одни совсем маленькие, а на других должны барабанить сразу несколько человек.

Дайко

Условно дайко (или тайко) можно разделить на два вида:

  • симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
  • бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.

Чаще всего Дайко используются в классике, хотя нередко их привлекают для любых других представлений, маршей. Считается, что этот звук повышает дисциплину, координацию, душевный настрой.

Существует разновидность Дайко, которая называется цудзуми. Он имеет маленький размер и форму песочных часов.

Сякухати

Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.

Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.

Сякухати

Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.

При этом выделяют три главных игровых стиля:

  • тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
  • кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
  • меан – в честь киотского храма Меандзи.

Японской музыке известен инструмент в виде арфы с помесью гуслей. Он был привезен в страну больше тысячелетия назад и назван кото.

Его можно назвать благородным, потому что на нем играли при дворе императора. Любой уважающий себя представитель аристократии обязан был уметь играть на нем. Для этого игру на инструменте даже включили в программу привилегированных школ.

Кото

Чтобы сыграть на кото, нужно использовать специальные накладки на ногти среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестрового выступления использовали большие кото размером до двух метров, и на нем могла быть всего одна струна. Для сольных выступлений выбирался вариант поменьше – метровый, семиструнный.

Хитирик

Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.

Хитирики

Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.

Суйкинкуцу

Замыкает семерку самых интересных и оригинальных инструментов Японии совсем уж необычный инструмент. Раньше поиграть на нем могли все желающие, сходив к ближайшему колодцу.

Секрет был прост: в землю на дне колодца зарывали кувшин из керамики, глины или металла, предварительно его перевернув. Дно кувшина имело отверстие, через которую просачивалась вода и выливалась в приятные звуки.

Читайте также  Обращение трезвучий: виды обращений, как строятся?

Поющий колодец Суйкинкуцу

Сегодня подобия древних суйкинкуцу более компактны. Насладиться такой мелодией можно в современных скверах, магазинчиках и даже домах.

Заключение

Список поразительных музыкальных инструментов Японии можно продолжать бесконечно: муккури, биндзасара, гэккин, хорагай, коцудзуми…Может быть, вы тоже знаете какие-то? Тогда пишите в комментариях, это будет интересно и нам, и читателям блога.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Краткий путеводитель по традиционным японским музыкальным инструментам

Традиционная японская музыка имеет долгую историю, но при этом остаётся актуальной и сегодня. Её можно услышать в аниме и кинофильмах, в театре, на фестивалях. Что вам больше по душе: энергичные барабаны тайко, поэтичная бива или кроткое кото? Предлагаем выяснить это с помощью нашего краткого путеводителя по японским инструментам — вагакки.

Слово 和楽器 вагакки обозначает традиционные японские музыкальные инструменты, при помощи которых исполняется 和楽 вагаку, или 邦楽 хо:гаку — японская музыка (и, как мы поймём позже, не только она).

Одним из первых инструментов Японии можно назвать колокола дотаку (銅鐸 до:таку), которые в больших количествах находят на археологических стоянках периода Яёй (300 год до н. э. — 300 год н. э.). Достоверно неизвестно, каково было предназначение медных колоколов, чья высота могла достигать метра и более, но есть мнение, что они могли использоваться в качестве ударных инструментов во время ритуальных обрядов, связанных с земледелием.

Следующий этап формирования японской традиционной музыки пришёлся на периоды Асука (538—710 гг.) и Нара (710—794 гг.), когда Япония активно заимствовала достижения соседних стран, в том числе Китая и Кореи, и не могла обойти стороной музыку. В 701 году в Японии даже утвердили специальный государственный орган — придворное музыкальное управление Гагакурё (другое название — Утамахи-но цукаса). Целью этой структуры было надлежащее исполнение музыки при дворе и во время религиозных церемоний, а также обучение молодых музыкантов. В это время в Японию приходят и более привычные нам сегодня инструменты — например, бамбуковые флейты и кото.

Постепенно заимствуя то, что создал мир вокруг них, японцы, тем не менее, принимали в свою культуру только те вещи, которые отвечали их национальному духу. Преимущественно глубже всего в японскую музыкальную традицию проникало созерцательное негромкое звучание, которое и стало основой дальнейшего развития вагаку.

Мир традиционных японских инструментов очень широк, но в этой статье мы постараемся осветить основных его представителей, которых сегодня наиболее часто можно встретить на музыкальной сцене.

Бива

В районе VIII века в Японию завезли китайский инструмент, называющийся пипа. Пипа имела корпус грушевидной формы без отверстий, а играли на ней при помощи большого треугольного плектра (медиатора) бати, напоминающего по форме лист гингко, или пальцев, ногтям при этом могли придавать особую форму. В Японии инструмент обзавёлся двумя резонаторными отверстиями в форме полумесяцев и приличным количеством разновидностей, а также японским прочтением китайского названия — бива (琵琶).

Традиционно музыка, исполняемая на биве, является аккомпанементом к рассказам сказителей. В таком качестве её использовали бива-хоси (琵琶法師), дословно — «монахи с бивой», которые странствовали по Японии по меньшей мере с XIII века. Наиболее прочно «монахи с бивой» ассоциируются с произведением «Повесть о доме Тайра», или «Хэйкэ-моноготари», крупным средневековым текстом, который повествует о войне кланов Тайра и Минамото. Сейчас произведение известно как роман, но первоначально это было устное предание, которое декламировали бива-хоси, аккомпанируя себе на биве. Именно благодаря им «Повесть о доме Тайра» получила такую широкую известность, а за бивой на долгое время закрепился статус классического сопровождения к голосу рассказчика.

Вибрация струн при игре на биве помогает достичь особого дребезжащего звука, высоко ценящегося среди музыкантов, — савари (触り). Таинственное звучание бивы, безусловно, создаёт неповторимый тон для повествований вроде тех, что когда-то рассказывали бива-хоси, но инструмент прекрасно звучит и сам по себе — убедитесь в этом сами.

Сямисэн

Сямисэн (三味線) представляет собой щипковый инструмент с длинным грифом без ладов. Сямисэн — трёхструнный, на что прямо указывает другое его название — сангэн (三絃), означающее «три струны».

Сямисэн — относительно молодой инструмент среди других вагакки, он пришёл в Японию из Китая в XVI веке. Сямисэн долгое время ассоциировался с «низкими» жанрами: первыми к новому инструменты прониклись годзэ (瞽女 «слепые женщины»), слепые исполнительницы и певицы, которые странствовали по городам и играли на улицах на сямисэнах и кокю — родственнике сямисэна, обладающем более пронзительным и печальным звучанием. Сямисэн быстро стал неотъемлемой частью представлений кабуки и бунраку, а со временем перестал ассоциироваться с нищими музыкантами и смог занять своё место как достойный представитель «высокой» музыки Японии.

Состоит сямисэн из двух частей: длинного грифа и корпуса и немного напоминает банджо. Поскольку лады на сямисэне не обозначены, для игры на нём крайне важен хороший слух. Струны сямисэна изготавливаются из шёлка, корпус и гриф выполнены из твёрдых пород древесины, а на корпус натянута кожа. Всё вместе позволяет достичь хорошего резонирования и жужжащего савари, про который мы писали выше. В руках исполнителя инструмент оживает, как и бива, при помощи медиатора бати.

Связь со слепыми музыкантами, которые больше полагались на импровизацию, чем на ноты мелодии, до сих пор проявляется в традициях игры на сямисэне. Среди исполнителей ценится индивидуальность и эмоции момента, вкладываемые в музыку. Резковатое звучание сямисэна в руках умелого музыканта превращается в ритмичную, пронзительную мелодию, в такт которой невольно начинает биться сердце слушателя.

Кото

Кото (箏) — щипковый музыкальный инструмент с 13 струнами (может быть больше в зависимости от вида). Играли на кото сидя на коленях и перебирая струны пальцами — большим, указательным и средним, на которые надевали специальные напальчники.

Если историю сямисэна можно шутливо охарактеризовать как «из грязи в князи», то кото сразу начал свою историю в Японии с выгодной позиции. Придя из Китая в VIII веке, кото стал инструментом императорского двора. Умение играть на кото являлось показателем принадлежности к дворянской культуре, и долгое время этот инструмент был недоступен музыкантам из народа. Считается, что в XVII веке кото в народ принёс музыкант из Киото, который научился играть на кото у одного из музыкантов японского двора (по другой версии — у монаха). Благодаря ему кото стал доступен и другим людям из народа, а музыкант, Яцухаси Кэнгё, стал основоположником современной игры на кото.

В Японии принято сравнивать кото с благородным драконом. Верхняя часть кото (дека) носит название 竜甲 рю:ко: «панцирь дракона», а нижняя 竜腹 рю:фуку — «живот дракона».

Кото — очень многосторонний инструмент. Его объёмное звучание может выразить целую гамму чувств, меняя настроение музыки с тревожного на мечтательное благодаря паре чётких движений пальцев исполнителя.

Сякухати

Сякухати (尺八) — открытая бамбуковая флейта, которая, как и большая часть других вагакки, о которых мы говорим в этой статьей, была заимствована японцами из Китая в VIII веке.

Сякухати — инструмент, в прошлом прочно связанный с духовными практиками. Сякухати был важным атрибутом монахов комусо (虚無僧 «монахи пустоты») из школы дзэн-буддизма Фукэ. Монахи комусо скрывали свои головы под массивными соломенными шляпами, напоминающими корзины, и практиковали суйдзэн (吹禅) — вид медитации, который представлял собой игру на сякухати. Монахи верили, что от уровня мастерства монаха как музыканта зависит степень его просветлённости.

Читайте также  Полезные и вредные продукты для вокалиста

Конструкция флейты может показаться очень простой, но даже на то, чтобы просто суметь извлечь из сякухати звук, могут уйти месяцы. Особенность этого музыкального инструмента состоит в том, что в игре на нём очень сложно выделить какую-либо систему или механизм — нужен индивидуальный подход. Возможно, именно поэтому монахи комусо считали умение играть на сякухати столь ценным.

Задумчивое и немного печальное звучание сякухати можно сравнить с ветром, нарастающим и стихающим по воле музыканта. Современные исполнители используют многогранность и диапазон сякухати, включая её, например, в джазовые композиции.

Тайко

Сложно сказать точно, когда барабаны тайко (太鼓) появились в Японии, но археологические находки говорят о том, что в VI веке тайко уже были распространённой вещью. Тогда они использовались в обрядах и для передачи информации. В эпоху Сэнгоку, или Эпоху воюющих провинций (1467—1603 гг., встречаются и другие датировки), военачальники могли использовать тайко, чтобы руководить своими армиями. Как важный музыкальный инструмент японские барабаны входили в ансамбли, выступающие при дворе, и были частью аккомпанемента к пьесам театра Но. Иными словами, тайко имел очень широкую сферу применения. Сегодня его можно услышать во время фестивалей и празднеств.

Помимо названия «тайко» можно встретить и слово «вадайко». И тайко, и вадайко — названия обобщающие. Есть множество видов японских барабанов, которые различаются размерами и возможностью регулировать звучание. Объединяет их все корпус, который выдалбливают из цельного куска древесины, и палочки, называющиеся так же, как и плектры для игры на биве и сямисэне — бати.

Тайко как современный инструмент получил второе дыхание во 50-е года XX века, когда был сформирован первый ансамбль тайко. Помимо безупречного звучания и ритма отличительными чертами выступлений ансамблей тайко являются динамичность и хореография: музыканты не просто играю, они устраивают настоящее танцевальное шоу. Мощность звука, невероятная выверенность движений и синхронность — вот что характеризует современную игру на тайко.

Традиционные инструменты на большой сцене сегодня?

Ярким примером сочетания традиционного и современного звучания в музыке является группа с говорящим названием Wagakki Band (和楽器バンド), объединяющая характерные японские инструменты и рок-обработку. На одной сцене встречаются сямисэн, кото, сякухати и гитары, создавая очень специфическое и вместе с тем притягательное звучание. Группа начинала с каверов на песни Vocaloid (разумеется, не забывая привносить в них свой уникальный стиль), но уже через несколько лет выступила с музыкой собственного сочинения в святая святых японских музыкантов — концертном зале Будокан. Пожалуй, миллионы просмотров у клипов группы на Youtube говорят сами за себя — сочетание традиционного восточного звучания и современных жанров оказалось крайне успешным и запало в сердца многим.

Смело можно сказать, что забывать японские народные инструменты пока рановато. Возможно, уходят в прошлое традиции, когда-то окружавшие их, но сами вагакки остаются, пусть и в новом амплуа, как часть современной музыкальной сцены Японии.

У Ген-Ир «История музыки Японии в контексте музыкальной культуры Дальнего Востока»

Традиционные японские музыкальные инструменты — Traditional Japanese musical instruments

Традиционные японские музыкальные инструменты, известный как Вагакки (Японский: 和 楽 器 ) в Японии музыкальные инструменты, используемые в традиционная народная музыка из Япония. Они включают в себя ряд струнных, духовых и ударных инструментов.

Содержание

  • 1 Ударные инструменты
  • 2 Струнные инструменты
    • 2.1 Поклонился
  • 3 Духовые инструменты
    • 3.1 Флейты
    • 3.2 Рид инструменты
    • 3.3 Свободные тростниковые органы рта
    • 3.4 Рога
  • 4 Прочие инструменты
  • 5 Смотрите также
  • 6 Библиография
  • 7 Рекомендации

Ударные инструменты

  • Бин-сасара (編 木, 板 さ さ ら; также пишется Бен-Засара) — хлопушка из деревянных реек, соединенных веревкой или шнуром
  • Хёсиги (拍子 木) — колотушки деревянные или бамбуковые
  • Дэн-ден дайко (で ん で ん 太 鼓) — пеллетный барабан, используется как детская игрушка
  • Икко — маленький, богато украшенный барабан в форме песочных часов
  • Кагура судзу — ручная колокольня с тремя ярусами колокольчиков-гранул
  • Какко (羯鼓) — малый барабан, используемый в гагаку
  • Кейн (鉦) — малый плоский гонг
  • Кокирико (筑 子, こ き り こ) — пара палочек, которые медленно и ритмично сбиваются вместе
  • Сякубёси (также называемый сяку) — хлопушка из пары плоских деревянных палочек
  • Мокугё (木魚) — (также называемый Деревянная рыба) ксилография в виде рыбы, пораженная деревянной палкой; часто используется в буддийском пении
  • Ōtsuzumi (大鼓) — ручной барабан
  • Сан-но-цузуми (三 の 鼓), двуглавый барабан в форме песочных часов; ударил только с одной стороны
  • Сасара (さ さ ら) — хлопушка из деревянных реек, соединенных веревкой или шнуром
  • Секкин — литофон либо поклонился, либо ударил
  • Шимэ-дайко (締 太 鼓) — маленький барабан, на котором играют палочками
  • Сёко (鉦 鼓) — малая бронза гонг используется в гагаку; ударил двумя рогами
  • Тайко (太 鼓), буквально «большой барабан»
  • Цури-дайко (釣太 鼓) — барабан на подставке с орнаментированной головкой, играемый мягкой палкой
  • Цузуми (鼓) — маленький ручной барабан

Струнные инструменты

  • Бива, грушевидная лютня
  • Готтан или хако-джамисен
  • Ичигенкин (一 絃 琴), монохорд
  • Junanagen (十七 絃), 17-струнное кото
  • Кото (琴, 箏), вдоль цитра
  • Куго (箜篌), угловой арфа использовались в древности и недавно возродились
  • Саншин ( 三 線 , буквально «три струны»), окинавский предшественник сямисэн материковой части Японии (и островов Амами)
  • Шамисен (三味 線), трехструнная лютня в форме банджо; привезен в Японию из Китая в 16 веке. Популярный в развлекательных кварталах Эдо, сямисэн часто использовался в театре Кабуки. Изготовленный из красного сандалового дерева и длиной от 1,1 до 1,4 метра, сямисен имеет колышки из слоновой кости, шнурки из крученого шелка и живот, покрытый кошачьей или собачьей шкурой. Струны разной толщины защипываются или ударяют киркой из черепахового панциря.
  • Тайсогото (大 正 琴), цитра с металлическими струнами и клавишами
  • Тонкори (ト ン コ リ), щипковый инструмент, используемый Айны из Хоккайдо
  • Яматогото (大和琴), древняя длинная цитра; также называемый вагон (和琴)

Поклонился

  • Кокю, смычковая лютня с тремя (реже четырьмя) струнами и обтянутым кожей туловом

Духовые инструменты

Флейты

Японские флейты называются топливо (笛). Есть восемь традиционных флейт, а также более современные творения.

  • Hocchiku (法 竹) — вертикальная бамбуковая флейта
  • Нохкан (能 管) — поперечная бамбуковая флейта, применяемая для нет театр
  • Рютеки (龍 笛) — поперечная бамбуковая флейта, применяемая для гагаку
  • Кагурабу (神 楽 笛) — поперечная бамбуковая флейта, применяемая для ми-кагура (御 神 楽), Синтоистская ритуальная музыка)
  • Комабуэ (高麗 笛) — поперечная бамбуковая флейта, используемая для Комагаку; аналогично рютеки
  • Сякухати (尺八) — вертикальная бамбуковая флейта, используемая для медитации дзэн
  • Шинобуэ (篠 笛) — поперечная народная бамбуковая флейта
  • Цучибуэ (хирагана: つ ち ぶ え; кандзи: 土 笛; буквально «земляная флейта») — шаровидная флейта из глины.
  • Смычковая флейта (弓 笛) — флейта, разработанная Исида Нехито с бантом на нем, чтобы сопровождать кокю. [1]

Рид инструменты

  • Хичирики (篳 篥) — флейта с двумя язычками, используемая в разных стилях музыки

Свободные тростниковые органы рта

  • Шо (笙) — 17-трубный ротовой гагаку
  • U (竽) — большой орган рта
  • Horagai (法螺 貝) — рог из ракушек; также называемый дзинкай (陣 貝)

Прочие инструменты

  • Муккури (ム ッ ク リ) — челюстная арфа используется Айны
  • Кукин (口琴) — общее название для челюстная арфа, в Период Эдо также называемый Биябон (び や ぼ ん)

Смотрите также

  • Музыка Японии
  • Гагаку

Библиография

Гунджи, Суми; Джонсон, Генри (2012). Словарь традиционных японских музыкальных инструментов: от доисторических времен до периода Эдо. Токио: Eideru Kenkyūjo. ISBN 978-4-87168-513-9 . .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: