Выразительные возможности целотонной гаммы - OXFORDST.RU

Выразительные возможности целотонной гаммы

Скоростная медиаторная техника >Пентатоника шестнадцатыми нотами – настоящая головоломка — видео

Попробуйте-ка выполнить такое задание: сыграйте восходящую пентатоническую гамму шестнадцатыми нотами, используя технику наклона медиатора вниз (техника Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) и Эрика Джонсона (Eric Johnson)).

Казалось бы, задание очень простое.

Ведь пентатоническую гамму гитаристы играют постоянно — это один из самых важных элементов современного гитарного рок-соло. В шестнадцатых нотах тоже нет ничего сложного, особенно учитывая тот факт, что большинство композиций в стиле рок написаны в размере 4/4. В результате мы постоянно слышим шестнадцатые ноты в рок-соло, особенно это касается партий клавишных и духовых.

А вот в партиях гитары — не так часто!

Если мы поднапряжемся и вспомним всех известных гитаристов последних пятидесяти лет, мы очень удивимся — мне на ум не приходит ни один гитарист, который бы играл пентатоническую гамму шестнадцатыми нотами в циклическом режиме. Имеется в виду, полностью, по всему грифу, на хорошей скорости и четко.

Определенно найдется пара талантов, способных это сделать, но факт остается фактом: это явление встречается не так уж часто, как кажется.

И этому есть причина. Когда мы играем пентатонику циклически, группами из четырех нот, мы сталкиваемся с довольно непростыми аппликатурами. Более того, нам приходится использовать прием баррэ, чтобы избежать наложения нот, звучащего довольно грязно на высоком уровне гейна.

Техника наклона медиатора — вот наше спасение

Если разобраться в технике наклона медиатора вниз, можно найти решение этой проблемы и, соответственно, пополнить свой арсенал интересными «фишками».

Наши читатели уже знают, что такое техника наклона медиатора вниз (когда мы переходим от струны к струне апстроками — это наиболее эффективный путь). Кроме того, так мы отдаем дань уважения Ингви Мальмстину и Эрику Джонсону.

Легендарная точность и четкость Джонсона — результат его приверженности последовательностям нот вида «две ноты на струну». Он начинает эти комбинации из двух нот с даунстрока, поэтому последняя нота на струне всегда играется апстроком.

Это очень важно. Апстроки позволяют перейти от струны к струне наиболее естественным образом, не ограничивая себя в скорости.

Пользуясь этим, мы получаем большое преимущество:

Ключ к такому подходу — смена позиций. Мы можем играть каждую группу из четырех нот на двух струнах очень эффективно. Меняя позицию, мы сохраняем структуру «две ноты на струну» и не теряем ни в скорости, ни в четкости. Мы играем по две группы из четырех нот на одной паре струн, после чего переходим к следующей паре. Эффектно и просто.

Сложность этого подхода в аппликатуре. Играя по схеме «три ноты на струну», мы сталкиваемся с комбинацей безымянного пальца и мизинца, что первое время может показаться неудобным.

Но если вы справитесь с этой задачей, вам не придется постоянно играть одними и теми же двумя пальцами. Также это исключает ошибки при переносе левой руки из одной позиции в другую. Постарайтесь приучить себя играть именно так — это принесет вам большую пользу и разнообразит вашу игру.

Шестнадцатые в стиле Мальмстина

Следующая ступень мальмстиновской техники наклона медиатора — это свип-пикинг. Переходя от струны к струне одним даунстроком, мы обходим проблему игры переменным штрихом при смене струн.

Медиатор наклонен вниз, поэтому свип по системе Мальмстина имеет место только в случае смены струн при игре восходящих пассажей. Нам это подходит, потому что наша пентатоническая последовательность нот движется именно в этом направлении — вверх:

Комбинируя технику свип-пикинга с техникой наклона медиатора вниз, мы увеличиваем эффективность игры в два раза. Играя первую группу шестнадцатых нот, мы переходим от струны к струне свипом. На второй группе мы играем переменным штрихом и свипом. Получается следующая формула: свип на восходящем направлении и переменный штрих на нисходящем направлении.

Это способ Мальмстина. В этом и заключается секрет его скорости, и именно поэтому он может похвастаться такой, казалось бы, недостижимой четкостью при игре пассажей на основе восходящих гамм.

Кажется, что все это очень сложно, но на деле повторить этот трюк гораздо легче, чем пользоваться исключительно методом Эрика Джонсона. Неудобные комбинации безымянного пальца и мизинца больше не мешают нам жить.

Способ Мальмстина основан на схеме «три ноты на струну», но сложные растяжки встречаются в каждой второй группе из четырех нот, а не постоянно. Тот факт, что свип заметно облегчает два перехода от струны к струне, — самое приятное во всем этом.

Сила уменьшенной и целотонной гамм

Помимо этих двух интересных решений есть много других возможностей, которые дает нам техника наклона медиатора, но как извлечь из нее максимум пользы? Пентатоническая гамма подразумевает схему вида «две ноты на струну», поэтому такой способ звукоизвлечения можно применить практически к любой фразе, построенной по той же схеме. Например, уменьшенная гамма.

Почему бы и нет? Мальмстин славится исполнением уменьшенных арпеджио свипом на первой, второй и третьей струнах. Но теперь-то мы можем сыграть эту экзотическую гамму по всему грифу. А как насчет целотонной гаммы?

Да легко! Аппликатуры целотонной (как и уменьшенной) гаммы симметричны, поэтому это просто идеальный материал для циклических фраз. А играть их еще легче, чем уменьшенную гамму, потому что они не предполагают широких растяжек.

Но думаю, что не стоит отдавать предпочтение чему-то одному. Все три идеи — пентатоника, уменьшенная гамма и целотонная гамма — можно отлично комбинировать в блюзовых композициях. Вот как это может звучать:

Уменьшенная и целотонная гаммы отлично подходят к блюзовым риффам благодаря тритонам, которые встречаются там довольно часто. Учитывая, что в блюзовой гамме также присутствуют тритоны (например, между тоникой и пониженной пятой ступенью), можно достичь очень интересного фьюжн-звучания, выходящего далеко за рамки ожиданий слушателей. Украшение соло фразами, подобными тем, которые мы обсуждали сегодня, — хороший противовес раскрепощенным и фанковым блюзовым риффам.

И в этом-то вся соль! На Гитаршколе мы никогда не занимаемся сухой теорией. Новые технические решения и их комбинирование с интересными тональностями — вот богатый источник творческих идей.

Если вам нравится такой подход, подписывайтесь на рассылку Гитаршколы. Здесь вы найдете огромное количество интересных статей и видео, посвященных игре на гитаре.

Трой Грэйди — создатель Cracking the Code, ресурса с уникальным аналитическим подходом к технике игры на гитаре. Архивные видео, подробные интервью, тщательно проработанные анимации и фонограммы — все это — вклад в поиск ответа на вечный вопрос: Почему же все-таки некоторые гитаристы кажутся такими недосягаемыми?

МЕЛОДИКА

МЕЛОДИЯ самое сложное, комплексное, свободное средство музыкальной выразительности, нередко отождествляемое собственно с музыкой. Действительно, в мелодии присутствуют сущностные свойства музыки – интонационная концентрированность и временной характер развертывания.

Условно отвлекаясь от тембро-динамической стороны и РИТМА, имеющего в мелодии огромное и выразительное и формообразующее значение, в ней есть еще две собственных стороны, обладающих независимыми выразительными возможностями, ИМЕЮЩИМИ СВОИ ЗАКОНОМЕРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. ЛАДОВАЯ сторона определяет ее характер, а МЕЛОДИЧЕСКИЙ РИСУНОК («линейная» сторона) – содержательно-пластический облик.

Формирование ладовой стороны было процессом исторически протяженным и национально индивидуализированным. Самое широкое распространение в европейской музыке получили семиступенные лады двух наклонений – мажорного и минорного.

Огромное множество вариантов сочетания разных ступеней многократно увеличивается в связи с процессами внутритональной альтерации и модуляционного хроматизма. Закономерность же складывается следующая: ЧЕМ БОЛЬШЕ УСТОЙЧИВЫХ СТУПЕНЕЙ, ЧЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННЕЕ (то есть, сразу же) РАЗРЕШАЮТСЯ В НИХ НЕУСТОЙЧИВЫЕ – ТЕМ ЯСНЕЕ И ОПРЕДЕЛЕННЕЕ ХАРАКТЕР МЕЛОДИИ, ЧЕМ МЕНЬШЕ УСТОЙЧИВЫХ ЗВУКОВ, ЧЕМ ОПОСРЕДОВАННЕЕ (не сразу) РАЗРЕШАЮТСЯ В НИХ НЕУСТОЙЧИВЫЕ – ТЕМ СЛОЖНЕЕ И НАПРЯЖЕННЕЕ ХАРАКТЕР МУЗЫКИ.

Роль МЕЛОДИЧЕСКОГО РИСУНКА ТАК ЖЕ РАЗНООБРАЗНА, КАК И В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ и опирается на выразительные предпосылки двух типов линий: прямых и кривых о. Прямые обладают определенностью пространственного направления, а кривые – свободой и непредсказуемостью. Разумеется, это самое общее разделение на типы линий.

За мелодическим рисунком стоят содержательные интонационно-ритмические прототипы (прообразы): кантиленный, декламационный и тот, который можно условно назвать инструментальным, который передает все безграничное разнообразие движения.

Разные типы мелодического рисунка вызывают разные параллели с изобразительными искусствами и отличаются друг от друга наиболее заметно в ритмическом отношении.

Так, кантиленная мелодика отличается не только преобладанием узкообъемных интервалов над широкими, но и плавностью ритмических соотношений, достаточно крупными длительностями, сочетанием разнообразия и повторности ритмических рисунков. Ассоциации с изобразительным искусством – портрет, изображение того или иного предмета или явления, сочетающее индивидуальную неповторимость с обобщенностью.

Декламационная мелодика, напротив, отличается резкостью звуковысотных и ритмических соотношений, непериодичностью мелодических построений и ритмических рисунков, «разорванностью» паузами. Изобразительные ассоциации – графика, с ее резкостью, заостренностью линий. И кантиленная и декламационная мелодика, как правило, развертываются в естественных диапазонах человеческих голосов.

Инструментальная мелодика вызывает ассоциации орнаментально-арабесковые. Для нее типична моторность или периодичность ритмики, а также точная или вариантная периодичность мелодических ячеек, развертывающихся в широком диапазоне, Нередко, инструментальная мелодика опирается на аккордовые интонации.

С давних пор разные типы мелодики активно взаимодействуют друг с другом. В кантиленную мелодику проникают декламационные ритмоинтонации. При варьировании кантиленной мелодики (в репризах старинных арий da capo, например) она приобретала виртуозный инструментальный характер. В то же время, мелодия, звучащая за пределом реального голосового диапазона, наполненная широкой интерваликой, но в крупном, весомом ритме (побочная партия из 1 части 5 симфонии Шостаковича) воспринимается как кантиленная.

Нередко, чисто инструментальная по диапазону и ритмике мелодия целиком опирается на узкообъемную, плавную интервалику, характерную для кантилены.

Самое общее свойство мелодического рисунка – НЕПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ. «Прямые» в мелодии, как правило, являются фрагментами более сложного, индивидуализированного рисунка (мелодия этюда Шопена Ля-бемоль мажор, тема вражды из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», например). Изредка встречаются и очень выразительные прямолинейные темы, темы-гаммы (целотонная гамма — тема Черномора в «Руслане и Людмиле» Глинки, гамма тон-полутон в объеме нескольких октав – тема подводного царства в «Садко») В таких темах на передний план выразительности выдвигаются, прежде всего, особенности ЛАДОВЫЕ, а также, РИТМИЧЕСКИЕ, ТЕМБРО-РЕГИСТРОВЫЕ, ДИНАМИЧЕСКИЕ, АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ и т. п..

Читайте также  Песни об ссср: пока помним – живём!

Нередко, мелодический рисунок бывает ВОЛНООБРАЗНЫМ. Профиль (абрис) волн – неодинаков, и каждый обладает своими выразительными предпосылками (волна с более продолжительным подъемом и кратким спадом наиболее устойчива и завершена).

В закономерностях мелодического рисунка проявляется зависимость между высотно-пространственным профилем мелодики и временем развертывания ее построений. Чем более прямыми являются мелодические подъемы и спады – тем лаконичнее фазы мелодического развертывания ( например, в двух начальных мелодических фразах прелюдии си минор Шопена), чем более пологим и извилистым является мелодический профиль – тем длительнее стадии мелодического развертывания (третья фраза прелюдии си минор Шопена, мелодия его же прелюдии ми минор).

КУЛЬМИНАЦИЯ в мелодии имеет важное формообразующее значение. Кульминация понимается ПРОЦЕССУАЛЬНО, КАК САМЫЙ НАПРЯЖЕННЫЙ МОМЕНТ, ДОСТИГНУТЫЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ. В связи с большим разнообразием характера музыки напряженность экспрессии в кульминациях колеблется в широких пределах и зависит от целого ряда обстоятельств. Не всегда кульминация совпадает с понятием мелодической вершины. Вершина ( вершина-источник – один из древнейших типов мелодического интонирования) может быть и в начале мелодии, кульминация же понятие процессуально-драматургическое.

Степень напряженности кульминации зависит от ЛАДОВОГО ЗНАЧЕНИЯ звука, или нескольких звуков (встречаются кульминации «точки» и кульминации – «зоны».). Кульминации на неустойчивых звуках отличаются большей степенью напряженности. Небезразлично и МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ кульминации. Наибольшей пространственно-временной уравновешенностью обладают кульминации на грани третьей-четвертой четверти временного построения (аналогичной пространственной «точке золотого сечения»). Кульминации в самом конце обладают экстатической неуравновешенностью и встречаются достаточно редко. Степень напряженности зависит и от мелодического способа достижения ее (ПОСТУПАТЕЛЬНОГО или скачком): КУЛЬМИНАЦИИ, взятые СКАЧКОМ подобны «яркой, кратковременной ВСПЫШКЕ», ДОСТИГНУТЫЕ В ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ отличаются большей «прочностью» экспрессии. И, наконец, степень напряженности зависит от отклика (резонанса) других выразительных средств (гармонии, фактуры, ритма, динамики). Мелодических кульминаций может быть и несколько, тогда между ними складывается своя линия соотношений.

Взаимоотношения мелодии с другими средствами музыкальной выразительности неоднозначны и зависят не только от ее интонационно-ритмической стороны, но и от музыкального СКЛАДА (принципа организации музыкальной ткани) и самого музыкального образа (более определенного или многопланового). МЕЛОДИЯ может ГЛАВЕНСТВОВАТЬ, УПРАВЛЯЯ ДРУГИМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ПОДЧИНЯЯ ИХ СЕБЕ, сама может вырастать из ГАРМОНИИ – БЫТЬ ЕЕ «ДИАГОНАЛЬНОЙ» ПРОЕКЦИЕЙ, возможно и более независимое и «автономное» развитие мелодии и других выразительных средств, что как правило, свойственно образам сложным, многоплановым, напряженным ( например, диатоническая мелодия имеет напряженно-хроматическую гармонизацию, или ладово динамичная мелодия длительно развертывается на фоне гармонического остинато).

Формообразующую роль мелодии трудно переоценить. Интонационно наиболее концентрированная, мелодия обладает огромной силой воздействия. Все изменения, происходящие в мелодии, или ее неизменность, делают очень выпуклым рельеф течения музыкального времени

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ, последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее – звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.

Хроматическая гамма.

Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон – наименьшее возможное расстояние между звуками.

Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста, как это показано в примере 1. Например, до-диез (cis) и ре-бемоль (des) обозначают звук одной высоты. Возникает явление, именующееся энгармонизмом. Обычно, но не обязательно, восходящие хроматические последовательности записываются с помощью диезов (), бекаров () и дубль-диезов (), а нисходящие последовательности – с помощью бемолей (), бекаров () и дубль-бемолей () (пример 2).

Только к 20 в. хроматическая гамма стала рассматриваться как самодостаточный звукоряд для музыкальной композиции. Это можно показать на примере додекафонного сочинения А.Шёнберга – сюиты, ор. 25. Представленная в примере 3 последовательность звуков – это «серия» (или «ряд») данного произведения; в соответствии с правилами додекафонии данный набор звуков, именно в том порядке, в каком они появляются, составляет мелодико-гармоническую структуру произведения. Шёнберговскую серию можно сравнить с хроматической гаммой: гамма содержит те же звуки, но не привносит в них индивидуального порядка.

Диатонические гаммы.

В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос т.н. Совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности. Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими – они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. Отклонения от основных тонов, неизбежно возникавшие в музыкальной практике, рассматривались средневековыми теоретиками как musica falsa или musica ficta – «фальшивая», «ложная» музыка. В каноне Одо Клюнийского (10 в.) к звукам сводного диатонического звукоряда впервые были приложены буквенные обозначения, которые представлены (в современной их форме) в примере 4.

Совершенная система определяет основное правило нотации диатонических гамм: каждая буква в пределах октавы используется только один раз. Отсюда происходит ряд трудностей и неясностей в обозначении тонов хроматической гаммы: приходится использовать семь основных букв с окончаниями -is или -es (например, до-диез обозначается как cis, ре-бемоль – как des и т.д.).

Диатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля – си-бемоль – до – ре – ми – фа – соль или ре – ми – фа – соль – ля – си-бемоль – до и т.д. Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона – ми – фа и си – до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону – инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов («модусов») (пример 5). Их иногда называют «церковными» ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада. Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался «автентическим»; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался «плагальным» («вторичным»).

Транспозиция и альтерация.

Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых «случайных знаков» – диезов и бемолей. Если дорийский лад строится от соль, а не от ре, третьей его ступенью должен быть си-бемоль, а не си. На практике в ладах возникали и другие хроматизмы, особенно в заключительных каденциях, где, например, в дорийском ладу вместо хода до – ре появлялся хроматизм до-диез – ре.

Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов. Другим возможным способом классификации древних (и фольклорных) ладов может быть мелодическая формула («попевка») или группа формул, характерных для данного лада. Такая связь определенных мелодических формул с тем или иным ладом типична для большинства незападноевропейских культур, в частности восточных (например, для индийской раги). Эта связь прослеживается в древнерусском церковном пении и в древних пластах русского фольклора.

Мажорный и минорный звукоряды (гаммы).

С развитием полифонии модальная теория утратила свое всеобъемлющее значение. К 16 в. теоретиками наблюдалось уже только четыре используемых автентических лада (от ре, ми, фа, соль) и четыре соответствующих им плагальных. При этом усиление гармонической основы полифонического письма и появление разных альтерированных тонов привели к расширению таблицы ладов с двенадцати до четырнадцати – путем добавления теоретически «вычисленных» локрийского и гиполокрийского ладов (с инициалисом си). Среди всех ладов (двенадцати или четырнадцати) выделились два – ионийский лад от до и эолийский лад от ля, которые легли в основу формирующейся мажоро-минорной системы. Переход от двенадцати ладов 16 в. к мажору и минору современной тональной системы произошел в 17 в. Но преобладание мажора и минора ощущалось и в более ранней музыке; эти лады сохраняют свое значение до наших дней.

Мажорный звукоряд (пример 6) отличается ясностью структуры. Расположение мелодически активных полутонов – между третьей и четвертой и между седьмой и восьмой ступенями – придает мажорному звукоряду интонационные тяготения, строго ориентированные на инициалис, он же финалис конечный тон: ныне он называется тоникой. Одновременно в мажоре создается сопряжение между доминантой (V ступенью) и тоникой, что сообщает ладу гармоническую ясность. Подобные свойства мелодического и гармонического порядка, наблюдающиеся в музыке 17–20 вв., позволяют мажору выдерживать многообразные хроматические изменения, не теряя своей индивидуальности.

Минорный лад (пример 7) контрастен мажору; ясность его структуры определяется сохранением тяготений, типичных для мажора – имеется в виду ход от повышенной VII ступени (т.н. «вводный тон») к тонике. Итак, имеется три вида минора: натуральный, мелодический и гармонический.

Читайте также  Опера моцарта «дон жуан» - сюжет, общий обзор

Другие лады.

В западной музыке наблюдается много иных ладов. Это звукоряды с «пробелами», т.е. между ступенями лада образуются интервалы больше большой секунды. К данному типу относятся т.н. пентатонические (пятиступенные) лады. Существуют еще и целотоновые лады. Оба типа приведены в примере 8. Однако значение подобных образований несравнимо с универсальным значением мажора и минора.

МЕЛОДИКА

МЕЛОДИЯ самое сложное, комплексное, свободное средство музыкальной выразительности, нередко отождествляемое собственно с музыкой. Действительно, в мелодии присутствуют сущностные свойства музыки – интонационная концентрированность и временной характер развертывания.

Условно отвлекаясь от тембро-динамической стороны и РИТМА, имеющего в мелодии огромное и выразительное и формообразующее значение, в ней есть еще две собственных стороны, обладающих независимыми выразительными возможностями, ИМЕЮЩИМИ СВОИ ЗАКОНОМЕРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. ЛАДОВАЯ сторона определяет ее характер, а МЕЛОДИЧЕСКИЙ РИСУНОК («линейная» сторона) – содержательно-пластический облик.

Формирование ладовой стороны было процессом исторически протяженным и национально индивидуализированным. Самое широкое распространение в европейской музыке получили семиступенные лады двух наклонений – мажорного и минорного.

Огромное множество вариантов сочетания разных ступеней многократно увеличивается в связи с процессами внутритональной альтерации и модуляционного хроматизма. Закономерность же складывается следующая: ЧЕМ БОЛЬШЕ УСТОЙЧИВЫХ СТУПЕНЕЙ, ЧЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННЕЕ (то есть, сразу же) РАЗРЕШАЮТСЯ В НИХ НЕУСТОЙЧИВЫЕ – ТЕМ ЯСНЕЕ И ОПРЕДЕЛЕННЕЕ ХАРАКТЕР МЕЛОДИИ, ЧЕМ МЕНЬШЕ УСТОЙЧИВЫХ ЗВУКОВ, ЧЕМ ОПОСРЕДОВАННЕЕ (не сразу) РАЗРЕШАЮТСЯ В НИХ НЕУСТОЙЧИВЫЕ – ТЕМ СЛОЖНЕЕ И НАПРЯЖЕННЕЕ ХАРАКТЕР МУЗЫКИ.

Роль МЕЛОДИЧЕСКОГО РИСУНКА ТАК ЖЕ РАЗНООБРАЗНА, КАК И В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ и опирается на выразительные предпосылки двух типов линий: прямых и кривых о. Прямые обладают определенностью пространственного направления, а кривые – свободой и непредсказуемостью. Разумеется, это самое общее разделение на типы линий.

За мелодическим рисунком стоят содержательные интонационно-ритмические прототипы (прообразы): кантиленный, декламационный и тот, который можно условно назвать инструментальным, который передает все безграничное разнообразие движения.

Разные типы мелодического рисунка вызывают разные параллели с изобразительными искусствами и отличаются друг от друга наиболее заметно в ритмическом отношении.

Так, кантиленная мелодика отличается не только преобладанием узкообъемных интервалов над широкими, но и плавностью ритмических соотношений, достаточно крупными длительностями, сочетанием разнообразия и повторности ритмических рисунков. Ассоциации с изобразительным искусством – портрет, изображение того или иного предмета или явления, сочетающее индивидуальную неповторимость с обобщенностью.

Декламационная мелодика, напротив, отличается резкостью звуковысотных и ритмических соотношений, непериодичностью мелодических построений и ритмических рисунков, «разорванностью» паузами. Изобразительные ассоциации – графика, с ее резкостью, заостренностью линий. И кантиленная и декламационная мелодика, как правило, развертываются в естественных диапазонах человеческих голосов.

Инструментальная мелодика вызывает ассоциации орнаментально-арабесковые. Для нее типична моторность или периодичность ритмики, а также точная или вариантная периодичность мелодических ячеек, развертывающихся в широком диапазоне, Нередко, инструментальная мелодика опирается на аккордовые интонации.

С давних пор разные типы мелодики активно взаимодействуют друг с другом. В кантиленную мелодику проникают декламационные ритмоинтонации. При варьировании кантиленной мелодики (в репризах старинных арий da capo, например) она приобретала виртуозный инструментальный характер. В то же время, мелодия, звучащая за пределом реального голосового диапазона, наполненная широкой интерваликой, но в крупном, весомом ритме (побочная партия из 1 части 5 симфонии Шостаковича) воспринимается как кантиленная.

Нередко, чисто инструментальная по диапазону и ритмике мелодия целиком опирается на узкообъемную, плавную интервалику, характерную для кантилены.

Самое общее свойство мелодического рисунка – НЕПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ. «Прямые» в мелодии, как правило, являются фрагментами более сложного, индивидуализированного рисунка (мелодия этюда Шопена Ля-бемоль мажор, тема вражды из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», например). Изредка встречаются и очень выразительные прямолинейные темы, темы-гаммы (целотонная гамма — тема Черномора в «Руслане и Людмиле» Глинки, гамма тон-полутон в объеме нескольких октав – тема подводного царства в «Садко») В таких темах на передний план выразительности выдвигаются, прежде всего, особенности ЛАДОВЫЕ, а также, РИТМИЧЕСКИЕ, ТЕМБРО-РЕГИСТРОВЫЕ, ДИНАМИЧЕСКИЕ, АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ и т. п..

Нередко, мелодический рисунок бывает ВОЛНООБРАЗНЫМ. Профиль (абрис) волн – неодинаков, и каждый обладает своими выразительными предпосылками (волна с более продолжительным подъемом и кратким спадом наиболее устойчива и завершена).

В закономерностях мелодического рисунка проявляется зависимость между высотно-пространственным профилем мелодики и временем развертывания ее построений. Чем более прямыми являются мелодические подъемы и спады – тем лаконичнее фазы мелодического развертывания ( например, в двух начальных мелодических фразах прелюдии си минор Шопена), чем более пологим и извилистым является мелодический профиль – тем длительнее стадии мелодического развертывания (третья фраза прелюдии си минор Шопена, мелодия его же прелюдии ми минор).

КУЛЬМИНАЦИЯ в мелодии имеет важное формообразующее значение. Кульминация понимается ПРОЦЕССУАЛЬНО, КАК САМЫЙ НАПРЯЖЕННЫЙ МОМЕНТ, ДОСТИГНУТЫЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ. В связи с большим разнообразием характера музыки напряженность экспрессии в кульминациях колеблется в широких пределах и зависит от целого ряда обстоятельств. Не всегда кульминация совпадает с понятием мелодической вершины. Вершина ( вершина-источник – один из древнейших типов мелодического интонирования) может быть и в начале мелодии, кульминация же понятие процессуально-драматургическое.

Степень напряженности кульминации зависит от ЛАДОВОГО ЗНАЧЕНИЯ звука, или нескольких звуков (встречаются кульминации «точки» и кульминации – «зоны».). Кульминации на неустойчивых звуках отличаются большей степенью напряженности. Небезразлично и МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ кульминации. Наибольшей пространственно-временной уравновешенностью обладают кульминации на грани третьей-четвертой четверти временного построения (аналогичной пространственной «точке золотого сечения»). Кульминации в самом конце обладают экстатической неуравновешенностью и встречаются достаточно редко. Степень напряженности зависит и от мелодического способа достижения ее (ПОСТУПАТЕЛЬНОГО или скачком): КУЛЬМИНАЦИИ, взятые СКАЧКОМ подобны «яркой, кратковременной ВСПЫШКЕ», ДОСТИГНУТЫЕ В ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ отличаются большей «прочностью» экспрессии. И, наконец, степень напряженности зависит от отклика (резонанса) других выразительных средств (гармонии, фактуры, ритма, динамики). Мелодических кульминаций может быть и несколько, тогда между ними складывается своя линия соотношений.

Взаимоотношения мелодии с другими средствами музыкальной выразительности неоднозначны и зависят не только от ее интонационно-ритмической стороны, но и от музыкального СКЛАДА (принципа организации музыкальной ткани) и самого музыкального образа (более определенного или многопланового). МЕЛОДИЯ может ГЛАВЕНСТВОВАТЬ, УПРАВЛЯЯ ДРУГИМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ПОДЧИНЯЯ ИХ СЕБЕ, сама может вырастать из ГАРМОНИИ – БЫТЬ ЕЕ «ДИАГОНАЛЬНОЙ» ПРОЕКЦИЕЙ, возможно и более независимое и «автономное» развитие мелодии и других выразительных средств, что как правило, свойственно образам сложным, многоплановым, напряженным ( например, диатоническая мелодия имеет напряженно-хроматическую гармонизацию, или ладово динамичная мелодия длительно развертывается на фоне гармонического остинато).

Формообразующую роль мелодии трудно переоценить. Интонационно наиболее концентрированная, мелодия обладает огромной силой воздействия. Все изменения, происходящие в мелодии, или ее неизменность, делают очень выпуклым рельеф течения музыкального времени

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Музыкальная энциклопедия

целотоновый лад, целотонный лад, — звукоряд, ступени к-рого образуют последовательность целых тонов. Объединяет звуки системы, называемой целотоновым (или целотонным) ладом. Применяется также при фигурации ув. трезвучия, альтерированного D7. Часто имеет причудливый, застылый, лишенный теплоты характер.

Смотреть значение Целотонная гамма в других словарях

Гамма — ж. итал. нотная азбука, лестница, скала в музыке, ряд, порядок звуков. | Таблица нот, с означением аппликатуры.
Толковый словарь Даля

Гамма — гаммы. Третья буква греческого алфавита. — лучи, гамма-лучей, ед. нет (физ.) — то же, что рентгеновские.
Толковый словарь Ушакова

Гамма- — 1. Первая часть сложных слов, вносящая значение: связанный с электромагнитным излучением, испускаемым радиоактивными веществами (гамма-лучи, гамма-спектрометр, гамма-терапия и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Гамма-глобулин М. — 1. Один из белков плазмы крови, содержащий антитела и применяемый как лечебно-профилактический препарат при некоторых инфекционных заболеваниях.
Толковый словарь Ефремовой

Гамма-излучение Ср. — 1. Коротковолновое электромагнитное излучение, испускаемое радиоактивными веществами.
Толковый словарь Ефремовой

Гамма-квант М. — 1. Квант гамма-излучения.
Толковый словарь Ефремовой

Гамма-лучи Мн. — 1. То же, что: гамма-излучение.
Толковый словарь Ефремовой

Гамма-установка Ж. — 1. Аппарат для применения направленного, регулируемого пучка гамма-излучения.
Толковый словарь Ефремовой

Гамма- — Первая часть сложных слов. Вносит зн.: связанный с электромагнитным излучением (гамма-излучением), испускаемым радиоактивным веществами. Гамма-анализ, гамма-вспышка.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-астрономия — > -и; ж. Раздел астрономии, связанный с исследованиями космических тел по их гамма-излучению.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-всплеск — > -а; м. Кратковременное усиление космического гамма-излучения. Наблюдать гамма-всплески.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-глобулин — > -а; м. Один из белков плазмы крови, содержащий антитела (применяется как лечебно-профилактический препарат при некоторых инфекционных заболеваниях).
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-дефектоскопия — > -и; ж. Метод проверки материалов и изделий, основанный на измерении поглощения гамма-лучей, испускаемых радиоактивными изотопами металлов (применяется для обнаружения скрытых дефектов).
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-излучение — -я; ср. Физ. Коротковолновое электромагнитное излучение, испускаемое радиоактивными веществами. Г. радия.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-квант — -а; м. Квант гамма-излучения. Поток гамма-квантов. Поглощение гамма-квантов атомными ядрами.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-лазер — -а; м. Генератор индукционного гамма-излучения; газер. Создать г.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-лучи — > -е́й; мн. Физ. = Га́мма-излуче́ние.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-плотномер — > -а; м. Прибор для измерения плотности вещества с помощью гамма-излучения.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-спектрометр — > -а; м. Прибор для измерения энергии (энергетического спектра) гамма-излучения.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-спектроскопия — > -и; ж. Раздел ядерной физики, связанный с изучением спектров гамма-излучения и различных свойств возбуждённых состояний атомных ядер.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-съемка — -и; ж. Измерение интенсивности естественного гамма-излучения на поверхности Земли и в воздухе с помощью специальных счётчиков для поиска радиоактивных руд.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-телескоп — > -а; м. Физический прибор для улавливания гамма-излучения небесных светил и других небесных объектов.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма-терапия — > [тэ], -и; ж. Метод лечения болезней, использующий гамма-излучение; вид лучевой терапии.
Толковый словарь Кузнецова

Читайте также  Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? виды джазовых ансамблей

Гамма-установка — > -и; ж. Аппарат для применения направленного пучка гамма-излучения. Передвижная г.
Толковый словарь Кузнецова

Гамма — англ.gamma величина изменения дельты
опциона в зависимости от
колебания
цены
фьючерса.
Экономический словарь

Гамма-акции — Классификация акций,
торговля которыми ведется на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange). Занимая
ранг, третий после »
альфа»-акций (alpha) и »
бета»-акций.
Экономический словарь

Гамма-излучение — — фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях или аннигиляции частиц. («Порядок организации таможенного контроля за.
Юридический словарь

Дефектоскопист Рентгено-, Гамма-графирования 2-й Разряд — Характеристика работ. Просвечивание изделий под руководством дефектоскописта более высокой квалификации. Подготовка изделий к просвечиванию. Разметка и маркировка.
Юридический словарь

Значение «целотонная гамма»

Что означает «целотонная гамма»

Энциклопедический словарь

Целотонная Гамма

гамма с интервалом между соседними ступенями в целый тон; в пределах октавы — 6 звуков.

Словарь музыкальных терминов

Целотонная гамма

целотоновый звукоряд, целотоновый лад, целотон­ный лад

звукоряд, образованный последовательностью целых тонов, лад, в основе которого лежит целотоновое шестизвучие (см. Сим­метричные лады, Ладовый ритм, Гамма Черномора). Музыка, опи­рающаяся на целотонную гамму., производит безжизненное или фантастическое впечатление, что ограничивает ее художественное применение (см. Приложение XVII).

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «целотонная гамма»

Фонетический разбор «целотонная гамма»

Значение «целотонная гамма»

Карточка «целотонная гамма»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: