Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры - OXFORDST.RU

Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры

Вистл – народная флейта Ирландии

Многие народные инструменты имеют интересную историю, и в дальнейшем становятся очень популярны среди музыкантов по всему миру. Кажущийся простым, почти игрушечный, музыкальный инструмент вистл представляет собой гораздо больше, чем можно себе представить. Еще бы – эта небольшая дудочка теперь звучит не только в народных ансамблях, но и в поп, рок и фолк музыке. Давайте изучим флейту вистл подробнее.

История вистла

Если говорить об истории вистла, то нельзя не упомянуть о том, что этот инструмент имеет много общего с примитивными флейтами, которые были распространены по всему земному шару и изготавливались из дерева, тростника и даже из костей животных.

Интересно то, что флейта, похоже, одновременно появилась у большинства более-менее развитых народов по всему миру, и присутствует в списке их народных инструментов. Исключением не стала Ирландия, где издревле использовались флейты и другие духовые в народной музыке.

История незамысловатой флейты перешла на новый виток в IX веке, когда английский фермер Роберт Кларк, живущий в Манчестере, решил применить для изготовления дудочек луженую жесть. До этого флейты изготавливали из дерева, что было дорого и требовало мастерства. Изобретенная жестяная флейта с пробкой-свистком на конце получилась столь удачной, что Кларк решил открыть свое дело. Он путешествовал по городам, и демонстрировал на местных ярмарках свои жестяные флейты, которые стоили всего один пенни.

Такой дешевый, простой инструмент с весьма ярким звучанием не мог не привлечь к себе внимание, и вскоре стал известен широкому кругу людей, которые окрестили новую флейту «penny-whistle», что в переводе с английского означает «вистл за пенни».

Иногда клиентами Роберта Кларка становились не только местные жители английских городов, но и ирландские моряки. Звучание вистла очень понравилось ирландцам, ведь оно идеально подходило для исполнения их народной музыки.

Ирландские моряки привезли этот жестяной и неприхотливый инструмент к себе на родину, где он обрел огромную популярность, и постепенно стал восприниматься как истинно ирландский. А компания Robert Clarke существует и сегодня, являясь образцом качественных вистлов.

Тин вистл

«tin whistle» — жестяная флейта, название, которое появилось в 1843 году и стало синонимом слова вистл. Современные тин-вистлы изготавливают из алюминия, латуни, и другого металла, а мундштук, как правило, из пластика.

Лоу-вистл

Вистл, как и многие классические дудочки и флейты, звучит в верхних регистрах. Однако, с возвращением популярности к этнической музыки, в 1960е годы мастером музыкальных инструментов Бернардом Овертоном, по заказу ирландского мультиинструменталиста Финбара Фурея, был воссоздан так называемый лоу-вистл – басовая, увеличенная версия стандартного инструмента.

Бернард использовал для примера находку из IX века – вистл увеличенных размеров, издававший более низкое звучание. С тех пор лоу-вистлы используются некоторыми этническими и фолк музыкантами, такими как Дэвид Спиллан и танцевальным шоу Ривердэнс.

Аппликатура вистла

Несмотря на то, что вистл задумывался как простая флейта для широкого круга потребителей, он имеет достаточно разнообразный звукоряд. Тин-вистл может быть изготовлен в разных строях, однако чаще всего его настраивают в строе D, то есть Ре второй октавы. Вистл имеет диатонический строй, покрывающий две октавы, и это довольно много.

Однако если использовать более изощренную аппликатуру, то можно добиться звучания почти всего хроматического ряда нот. Именно поэтому вистл считается виртуозным инструментом, который в умелых руках опытного музыканта раскрывается новыми красками.

В обычном режиме, для извлечения нот одной за другой от самой низкой к самой высокой, музыкант поочередно открывает отверстия вистла, начиная с нижнего. Закрыв все отверстия пальцами, музыкант получает самую низкую ноту инструмента – тонику мажорного лада. Поочередно открывая отверстия одно за другим можно воспроизвести все ноты лада по порядку – одно открытое отверстие дает возможность воспроизвести вторую ноту рада, два открытых отверстия вторую ноту, и так далее.

Как и другие деревянные духовые, вистл имеет возможность воспроизводить более высокие ноты при помощи передувки, то есть более сильного вдувания воздуха в инструмент. Дополнительные ноты извлекаются при помощи частичного закрытия отверстий и продвинутой аппликатуры.

Чем ирландская флейта отличатся от вистла

Не смотря на то, что ирландский вистл является национальным музыкальным инструментом, не стоит его путать с ирландской флейтой – это разные инструменты. Ирландская поперечная флейта с шестью отверстиями сегодня используется классическими музыкантами для исполнения кельтской и шотландской музыки. Она была восстановлена по образцам флейты 18 века.

В начале 19 века стали популярны флейты Бёма, которые вытеснили старый инструмент – деревянную флейту простой системы без клапанов. Стандартные мастеровые флейты скупали ирландцы, зачастую переделывали их. Так ирландская флейта унаследовала традиции английской школы — увеличенный амбушюр и диаметр игровых отверстий. Это давало более напористый и звонкий звук, так подходящий для веселой национальной музыки. И сегодня ирландская флейта изготавливается из дерева, и имеет громкий звук и заводной характер.

Вистл сегодня

В настоящее время вистл производится многими компаниями и существует в разных ценовых категориях. Одними из лучших инструментов считаются вистлы Роберта Кларка, которые производятся до сих пор, и, несмотря на свою выдающуюся историю, имеют весьма демократичные цены.

Тин-вистлы используют исполнители народной ирландской музыки, а также поп, фолк и рок исполнители, среди которых такие известные представители современности как Sigur Rós, The Tossers, The Cranberries, Carbon Leaf и Steve Buckley.

Вистл – основа ирландской народной музыки

Редко какая ирландская музыка обходится без вистла. Веселые джиги, быстрые польки, медленные душевные эйры – везде можно услышать голоса этих аутентичных инструментов. Вистл представляет собой продольную флейту со свистком и шестью отверстиями. Изготавливается, как правило, из металла, но часто можно встретить и варианты из дерева или пластика.

Они очень дешевы, а научиться азам игры гораздо проще, чем на блокфлейте. Возможно, именно это принесло инструменту такую популярность среди фолк-музыкантов по всему миру. А может, виной стал тому яркий, немного с хрипотцой, звук, который навевает мысли о зеленых холмах Ирландии и хмельных средневековых ярмарках.

История вистла

Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда.

К XIX веку сформировался определенный стандарт – продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк – англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости – довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла, а именно из белой жести.

Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin – жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.

Читайте также  Как сочинить текст песни?

Разновидности вистлов

Сегодня существует 2 вида вистлов. Первый – это классический tin whistle, придуманный Робертом Кларком. Второй – low whistle – появился только в 1970-х годах. Он примерно в 2 раза больше своего меньшего брата и звучит на октаву ниже. Звук же получается более глубокий и мягкий. Особого распространения не получил, и чаще всего применяется для аккомпанирования тин-вистла.

Ввиду примитивной конструкции, играть эти флейты могут лишь в одном строе. Производители выпускают разные варианты вистлов для игры в различных тональностях. Самая распространенная – Ре второй октавы (D). Именно такую тональность имеет подавляющее большинство композиций ирландской фолк-музыки. Первый инструмент каждого вистлера должен быть именно в Ре.

Основы игры на вистле – как научиться играть?

Если вы знакомы с блокфлейтой, понять суть тинвистла – дело десяти минут. Если нет – ничего страшного. Это очень простой в освоении инструмент. Немного усердия – и уже через пару дней вы будете уверенно наигрывать простые народные песенки.

Сначала нужно правильно взять флейту. Для игры вам потребуется 6 пальцев – указательный, средний и безымянный на каждой руке. Большими пальцами вы будете удерживать инструмент. Левую руку расположите ближе к свистку, а правую – к концу дудки.

Теперь попробуйте закрыть все отверстия. Прикладывать силу не нужно – просто положите подушку пальца на дырочку. Когда все будет готово – можно начинать играть. Нежно подуйте в свисток. Слишком сильный поток воздуха вызовет «передув» – очень высокую визжащую ноту. Если вы плотно закрыли все дырки и дуете с нормальной силой – получится уверенно звучащая нота Ре второй октавы (D).

Теперь отпустите безымянный палец правой руки (он закрывает самое дальнее от вас отверстие). Высота звучания изменится, и вы услышите ноту Ми (E). Если, к примеру, отпустить все пальцы – получится До диез (C#).

Список всех нот показан на картинке.

Как видно, в распоряжении вистлеров всего 2 октавы. Не очень много, но хватает, чтобы сыграть большинство композиций. Схематичное изображение дырочек, которые нужно закрыть, называется аппликатурой. В сети можно найти целые сборники мелодий именно в таком варианте. Чтобы научиться играть, можно даже не знать нотной грамоты. Идеальный инструмент для начинающих музыкантов!

Возможно, вы обратили внимание на плюсик в аппликатурах. Он означает, что дуть нужно сильнее, чем обычно. То есть, чтобы сыграть ноту на октаву выше, нужно зажать те же самые отверстия и просто усилить поток воздуха. Исключение составляет нота Ре. В ее случае лучше отпустить первую дырочку – звук получится чище.

Другая важная часть игры – артикуляция. Чтобы мелодия получалась яркой и не смазывалась – ноты нужно выделять. Попробуйте во время игры сделать языком движение, как будто вы хотите сказать слог «ту». Таким образом, вы выделите ноту, сделаете акцент на смене высоты звучания.

Когда вы сможете одновременно перебирать пальцами и «ту-кать», приступайте к изучению своей первой мелодии. Для начала выбирайте что-нибудь помедленнее, желательно, в пределах одной октавы. И уже через несколько дней тренировок вы будете в состоянии сыграть что-нибудь, вроде саундтрека к фильму «Храброе Сердце» или известной бретонской песенки «Ev Chistr ‘ta Laou!».

Автор текста – Молянов Павел.

Вистл

Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

Содержание

Строй

Вистл — диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

Наиболее распространенный строй — D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами.

История

История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» — то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой — получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название — penny-whistle. Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил гораздо большее распространение по всему свету в 60—70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл — в контексте ирландской народной музыки — довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes, которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin), записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2), которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

  • Willie Clancy
  • Mary Bergin
  • Paddy Moloney
  • Sean Potts
  • Brian Finnegan
  • Joanny Madden
  • Sean Ryan
  • Cormac Breatnach
  • Michael McGoldrick

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke, и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation, доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Читайте также  Встреча нового года: 15 традиций любимого праздника

Наиболее популярные производители:

  • Clarke
  • Generation
  • Waltons’s
  • Feadog
  • Tony Dixon
  • Susato
  • Chieftain
  • Overton/Goldie
  • Abell

Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5$, инструменты профессонального уровня стоят от 100$ до 700$, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы [1] . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

Вистл

Немало народных инструментов сегодня востребовано, среди них тин вистл – небольшая металлическая дудка с интересной историей происхождения. С виду простой и непримечательный музыкальный инструмент распространился по всему миру, используется фолк, рок и поп-исполнителями.

Что такое вистл

Tin Whistle – английский термин, переводящийся как жестяной свисток. Такое название получила флейта продольного типа с 6 отверстиями на лицевой поверхности. Свистковый инструмент используют преимущественно исполнители ирландской, британской, шотландской фолк-музыки.

История вистла

Его прародители – древние, примитивно сконструированные, деревянные, костяные, тростниковые флейты, имевшие распространение на всех континентах. Ирландцы, считающие вистл национальным инструментом, издавна используют флейты для исполнения фольклорной музыки.

В 19 веке фермер Роберт Кларк, живший в Манчестере и любивший играть на дудке, решил использовать для ее создания не дорогое дерево, а более дешевый и простой в обработке материал – белую жесть. Получившаяся свистковая флейта превзошла все ожидания, фермер решил стать бизнесменом. Он принялся разъезжать по английским городам, продавая свой музыкальный товар всего за пенни. Люди прозвали инструмент «penny whistle», то есть «вистл за пенни».

Вистл Кларка пришелся по душе ирландским морякам, идеально подходил для исполнения фольклорной музыки. В Ирландии жестяную дудку полюбили так, что назвали национальным инструментом.

Разновидности

Выпускают вистл 2 типов:

  • Стандартный – tin whistle.
  • Low whistle – созданный в 1970-е, увеличенный вдвое вариант классического собрата, имеющий более низкое на октаву звучание. Дает более бархатистый и насыщенный звук.

Из-за примитивности конструкции возможна игра в единственном строе. Современные производители создают инструмент для извлечения музыки разной тональности. Наиболее применима D («ре» второй октавы). В этой тональности звучат многие фольклорные композиции ирландцев.

Нельзя путать вистл с ирландской флейтой – инструментом поперечного типа, созданным на основе экземпляров 18-19 века. Ее особенности – деревянная основа, больший амбушюр и диаметр 6-ти отверстий. Благодаря этому извлекается более зычный, громкий, живой звук, идеальный для исполнения фолк-музыки.

Применение

Диапазон жестяной флейты – 2 октавы. Инструмент диатонический, применяемый для создания примитивной фольклорной музыки, не осложненной бемолями и диезами. Однако можно применять способ полузакрытия отверстий, делающий возможным извлечение нот полного хроматического ряда, то есть исполнять максимально сложную мелодию, насколько позволяет диапазон.

Наиболее часто вистл звучит в оркестрах, играющих ирландскую, английскую, шотландскую народную музыку. Основные пользователи – поп, фолк, рок-музыканты. Лоу вистл менее распространен, его используют преимущественно как аккомпанемент, когда звучит тин вистл.

Известные музыканты, игравшие на металлической флейте:

  • ирландская рок-группа «Sigur Ros»;
  • американская группа «Carbon Leaf»;
  • ирландские рокеры «The Cranberries»;
  • американская панк-группа «The Tossers»;
  • британский музыкант Стив Бакли;
  • музыкант Дэйви Спиллан, создававший музыку для знаменитой танцевальной группы «Riverdance».

Как играть на вистле

В извлечении мелодии участвуют 6 пальцев – правые и левые указательный, средний, безымянный. Левые пальцы должны находиться ближе к отверстию для вдувания воздуха.

Дуть нужно плавно, без усилия, иначе получится высокая, режущая слух нота. Если дунуть, закрыв пальцами все отверстия, выйдет «ре» второй октавы. Подняв правый безымянный палец, закрывающий крайнее удаленное от губ отверстие, музыкант получает ноту «ми». Освободив все отверстия, получает C# («до» диез).

Схема, показывающая, какие отверстия нужно закрывать для получения определенной мелодии, называется аппликатурой. Под нотами на аппликатуре может значиться «+». Значок указывает, что необходимо дуть сильнее для получения той же ноты, но октавой выше, закрыв пальцами те же отверстия.

При игре важна артикуляция. Чтобы ноты звучали четко и сильно, не размывались, следует в процессе игры поставить язык и губы, словно собираясь сказать «ту».

Вистл – оптимальный инструмент для новичка в музыке. Для обретения навыка игры на нем не нужно быть музыкально грамотным. Достаточно недели тренировок, чтобы научиться исполнению несложной мелодии.

Как играть на жестяной флейте

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 21 человек(а).

Количество просмотров этой статьи: 12 827.

Жестяной свисток, ирландская флейта или просто «вистл» – это инструмент с пластиковым или деревянным наконечником и металлической основой. Играть на нем достаточно просто, и расположения пальцев схожи с другими духовыми инструментами. Вистл является отличным введением в мир ирландской – и любой другой – музыки.

Купите вистл в местном музыкальном магазине или онлайн. Жестяные флейты продаются во всех возможных ключах. Самый распространенный вистл в «ре» играет октавы «ре» и «соль-мажор». Второй наиболее распространенный вистл в «до» играет октавы «до» и «фа-мажор». Самая низкая нота вистла, когда вы закрываете пальцами все отверстия, называется тональностью – на вистле «ре» тональность – нота «ре».

    Звук вистла во многом определяется его изготовителем. Металлические вистлы Clarke отличаются мягким и мелодичным звуком, в то время как цилиндрические инструменты от Generation обычно обладают более резким и пронзительным звуком. Недорогие металлические вистлы вроде Cooperman Fife и Drum (кто также производит дорогие инструменты) могут показаться вам очень «продувными» в звучании, и играть на таком вистле во второй октаве может оказаться непростым делом. Иногда качество звука можно значительно улучшить, если поместить на продувное отверстие пленку и сузить его.

’’’Научитесь играть различные ноты.’’’ Стандартный вистл берет две октавы. В случае с «ре»-вистлом это охватывает ноты от второй «ре» над средней «до» до четвертой «ре» над средней «до». Теоретически, с выдуванием особенного сильного потока воздуха возможно взять ноты выше, но на практике звук получается слишком громким и фальшивым. Как правило, каждый поднятый палец и открытое отверстие на вистле дает звук на ноту выше. Взгляните на табулатуру «ре»-вистла, приведенную ниже. Белые кружки обозначают открытое отверстие, черные – закрытое. Значок + под табулатурой означает вторую октаву.

Научитесь играть мелодию! Если вы еще не умеете, научитесь играть музыку с листа по нотам.

Если у вас есть музыкальные ноты, написанные для любого концертного инструмента (скрипка, флейта, фортепьяно), то вы можете использовать этот нотный лист, учитывая, что он в нужной тональности. Как правило, вы играете мелодии в тональности вашего вистла или, может быть, в тональности четвертой ноты (например, «соль» на «ре»-вистле). В целом, вистл может быть использован для игры в любой тональности, но чем дальше мелодия отходит от тональности вистла, тем сложнее вам будет брать правильные ноты. Например, «ре»-вистл прекрасно подходит для игры в ключе «соль» и «ля», а «до»-вистл легко может быть использован для ключей «фа» и «соль».

  • Чтобы взять ноту «до» на «ре»-вистле или «си-бемоль» на «ре»-вистле, вы можете либо прикрыть половину верхней дырочки, либо полностью прикрыть только две дырочки перед последней (2 и 3 ото рта). Последнее подходит лучше для быстрой игры.
Читайте также  Арабский фольклор – зеркало востока
  • Нажмите на картинки ниже, чтобы просмотреть табулатуры нескольких простых мелодий.

    Побольше практики! Отрабатывайте чистоту нот и плавные переходы между ними, а также специальные примочки к вашей игре:

    • Кат — Перед тем, как сыграть ноту, возьмите ноту повыше на долю секунды. Быстро уберите ваш палец с дырочки и поставьте его обратно, чтобы слушательское ухо даже не успело зарегистрировать тон.
    • Страйк — То же самое, что и «кат», только вместо ноты повыше вы берете ноту пониже.
    • Слайд между нотами — Позвольте своему пальцу соскользнуть с отверстия, чтобы плавно перейти на новую ноту.
    • Эффект Вибрато достигается вариациями потока воздуха. Чем быстрее вы дуете, тем выше тон, чем медленнее – тем ниже, и смена интенсивности позволит вам производить вибрирующий звук. Не дуйте слишком сильно, а иначе вы рискуете перейти во вторую октаву. Вибрато также можно сделать, открывая и закрывая вторую дырочку ото рта. К примеру, беря ноту A, быстро поднимайте и опускайте палец со второй верхней дырочки, чтобы получить вибрирующий звук.

    Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры

    Вистл – основа ирландской народной музыки

    Редко какая ирландская музыка обходится без вистла. Веселые джиги, быстрые польки, медленные душевные эйры – везде можно услышать голоса этих аутентичных инструментов. Вистл представляет собой продольную флейту со свистком и шестью отверстиями. Изготавливается, как правило, из металла, но часто можно встретить и варианты из дерева или пластика.

    Они очень дешевы, а научиться азам игры гораздо проще, чем на блокфлейте. Возможно, именно это принесло инструменту такую популярность среди фолк-музыкантов по всему миру. А может, виной стал тому яркий, немного с хрипотцой, звук, который навевает мысли о зеленых холмах Ирландии и хмельных средневековых ярмарках.

    Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда.

    К XIX веку сформировался определенный стандарт – продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк – англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости – довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла, а именно из белой жести.

    Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin — жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.

    Сегодня существует 2 вида вистлов. Первый – это классический tin whistle, придуманный Робертом Кларком. Второй – low whistle – появился только в 1970-х годах. Он примерно в 2 раза больше своего меньшего брата и звучит на октаву ниже. Звук же получается более глубокий и мягкий. Особого распространения не получил, и чаще всего применяется для аккомпанирования тин-вистла.

    Ввиду примитивной конструкции, играть эти флейты могут лишь в одном строе. Производители выпускают разные варианты вистлов для игры в различных тональностях. Самая распространенная – Ре второй октавы (D). Именно такую тональность имеет подавляющее большинство композиций ирландской фолк-музыки. Первый инструмент каждого вистлера должен быть именно в Ре.

    ОСНОВЫ ИГРЫ НА ВИСТЛЕ — КАК НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ?

    Если вы знакомы с блокфлейтой, понять суть тинвистла – дело десяти минут. Если нет – ничего страшного. Это очень простой в освоении инструмент. Немного усердия – и уже через пару дней вы будете уверенно наигрывать простые народные песенки.

    Сначала нужно правильно взять флейту. Для игры вам потребуется 6 пальцев – указательный, средний и безымянный на каждой руке. Большими пальцами вы будете удерживать инструмент. Левую руку расположите ближе к свистку, а правую – к концу дудки.

    Теперь попробуйте закрыть все отверстия. Прикладывать силу не нужно – просто положите подушку пальца на дырочку. Когда все будет готово – можно начинать играть. Нежно подуйте в свисток. Слишком сильный поток воздуха вызовет «передув» — очень высокую визжащую ноту. Если вы плотно закрыли все дырки и дуете с нормальной силой – получится уверенно звучащая нота Ре второй октавы (D).

    Теперь отпустите безымянный палец правой руки (он закрывает самое дальнее от вас отверстие). Высота звучания изменится, и вы услышите ноту Ми (E). Если, к примеру, отпустить все пальцы – получится До диез (C#).

    Список всех нот показан на картинке.

    Как видно, в распоряжении вистлеров всего 2 октавы. Не очень много, но хватает, чтобы сыграть большинство композиций. Схематичное изображение дырочек, которые нужно закрыть, называется аппликатурой. В сети можно найти целые сборники мелодий именно в таком варианте. Чтобы научиться играть, можно даже не знать нотной грамоты. Идеальный инструмент для начинающих музыкантов!

    Возможно, вы обратили внимание на плюсик в аппликатурах. Он означает, что дуть нужно сильнее, чем обычно. То есть, чтобы сыграть ноту на октаву выше, нужно зажать те же самые отверстия и просто усилить поток воздуха. Исключение составляет нота Ре. В ее случае лучше отпустить первую дырочку – звук получится чище.

    Другая важная часть игры – артикуляция. Чтобы мелодия получалась яркой и не смазывалась – ноты нужно выделять. Попробуйте во время игры сделать языком движение, как будто вы хотите сказать слог «ту». Таким образом, вы выделите ноту, сделаете акцент на смене высоты звучания.

    Когда вы сможете одновременно перебирать пальцами и «ту-кать», приступайте к изучению своей первой мелодии. Для начала выбирайте что-нибудь помедленнее, желательно, в пределах одной октавы. И уже через несколько дней тренировок вы будете в состоянии сыграть что-нибудь, вроде саундтрека к фильму «Храброе Сердце» или известной бретонской песенки «Ev Chistr ‘ta Laou!».

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: