Виды русских народных танцев - OXFORDST.RU

Виды русских народных танцев

Виды русских народных танцев

Хоровод
Хоровод был распространен по всей России, и каждая область вносила что- то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполнялись в медленном, среднем и быстрых темпах. Основой хоровода являлось совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично были связаны между собой. Хоровод объединял и собирал большое количество участников.

Хороводы имели культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Участники хоровода держались, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держались, а двигались друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда шли парами.

В различных районах России существовали свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявлялись и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые шел хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывалось и разнообразие в костюмах.

Орнаментальные хороводы
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод не было конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это -орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходили кругами, рядами, заплетали из хороводной цепи различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывали и передавали содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего было связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличались более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов был очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня» и т. д.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носили название – «фигурные», «узорные», «кружевные». Эти хороводы отличались строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоял лишь из нескольких фигур, которые органично переходили, переливались, перестраивались из одной в другую.

Игровые хороводы
Игровой хоровод – это хоровод, в песне которого имелись действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, а содержание песни разыгрывалось всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создавали различные образы и характеры героев. В игровых хороводах главным являлось — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержалось в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входил платочек, лента, венок и т.д. Эти предметы иногда служили и символами. Так венок символизировал брачный союз, платочек заменял подушку, перину и т.д. В таких хороводах мог выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделялось несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения был намного проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строились по кругу, линиями, парами. В центре круга происходило действие, разыгрывался сюжет. В линейном построении хороводов участники были поделены на две группы, которые вели своеобразный диалог. Существовали определенные группы песен, требующие либо обязательного линейного построения, либо именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретали артистические способности участников.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно было выражать различные состояния человека. Пляска состояла из ряда отдельных движений — элементов, которые отличались характерной манерой исполнения, имела русский национальный колорит. Каждые движения в пляске были наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивалось за счет импровизации исполнителей, — характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски были очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска давала возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могли участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски были характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски — величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполнялась живо, с задором. В каждой пляске было свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски являлась индивидуальная импровизация. Пляска отличалась от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска давала возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. — все это создавало новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски шли не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполнялись пляски, были, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни назывались плясовыми. Плясовые и хороводные песни не всегда имели резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивали ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов.

Пляска могла идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение — это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.

Виды пляски
Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Одиночная пляска имела свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начиналась с движения по кругу — проходки — или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте — с выходки. Это начало пляски, затем шло ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.

Парную пляску исполняли в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимали. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывало несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски были очень лиричны. Они не имели строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.

Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполнялся под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имела установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняли не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполнялись по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имели точное место рождения и бытования. Каждая местность имела свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Например: «Восьмера» — архангельская область, « Гусачок» — Смоленская область, «Тимоня» — Курская область, «Шестера» — Урал, «Карачанка» — Саратовская область. Все фигуры пляса были круговые: исполняюлись против часовой стрелки [4].

Русский народный танец

Танец — это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл никого не оставляют равнодушным и вовлекают в свое действие всех желающих приобщиться к многогранному миру искусства.

Русский танец – национальные традиции

Ни для кого не секрет, что русский народный танец является прародителем всех направлений отечественного танцевального искусства, которое формировалось в течение многих лет на его основе. Постоянно меняющаяся мода и стремительное течение времени никак не смогли воздействовать на него и тем более повлиять на полное исчезновение с русской земли. Этот вид творчества гордо несёт в себе всю историю нашего народа. Каждое поколение как святыню сохраняет память о своих далеких предках и трепетно бережёт всё то, что отображает их жизнь.

Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой. Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них.

Что такое русский танец?

Являясь ярким и красочным творением, русский народный танец отражает эмоциональное, художественное и характерное представление о его многовековой истории. Он воплощает в себе всю творческую фантазию народа, глубину его мысли и чувства. Этот вид искусства несет в себе конкретную идею, которая очень точно отражается в постановках. В них присутствуют: драматургическая завязка, сюжет, замысловатые художественные образы, рождающиеся благодаря многообразию пластических движений и задуманных рисунков. Исполнительский образ воспринимается нами путем ассоциаций.

Танцевальная лексика

Содержание танцевальной лексики плотно связано с характером и ритмом мелодии. Она является самым ярко выраженным средством в танцевальном номере. Ее составляющие инструменты: пластические жесты, мимика, мизансцены, движения рук и ног, головы и корпуса. Русский народный танец отражает лексику в концентрированной форме и прямой совокупности с национальным колоритом. Она помогает определить, к какому месту жительства относится постановка.

Виды народной лексики

Русский народный танец объединяет в себе четыре вида танцевальной лексики:

  • Образная. С ее помощью создается эмоционально-подражательная ассоциация с предложенным образом. Например: ель, заяц, олень, птица и так далее.
  • Естественная. Само действие подсказывает развивающуюся в танце пластику.
  • Традиционная. Техника, наработанная за долгое время и находящаяся в постоянном процессе развития. Современные постановочные работы стилизованных танцев отличаются от старинных своей выразительностью, техникой исполнения и многообразием танцевальных движений.
  • Интонация. Это пример ярко выраженного сочетания характера эмоционального состояния с ритмом произведения. К примеру, одинаковое движение, которое исполняется в различных ритмах, отражает абсолютно разное настроение исполнителя: быстрый темп выражает радость, медленный – подчеркивает нотку грусти и мечтательности.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства. Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Читайте также  Встреча нового года: 15 традиций любимого праздника

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка – русский народный танец

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник. Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца. Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Русская народная пляска «Барыня»

Русский народный танец «Барыня» – это импровизированная пляска. В каждом регионе ее исполняют по-разному, но неизменными остаются музыкальный размер (2/4), живой темп и веселый настрой. Название танцевальной постановки произошло от слов песенного припева. Исполняется «Барыня» сольно, парами или просто всем ансамблем совместно. Для нее характерны несколько установленных танцевальных фигур, которые перекликаются с плясовыми интерпретациями.

Русский народный танец «Калинка»

Русский танец «Калинка» стал визитной карточкой наших спортсменов на соревнованиях по гимнастике, танцам на льду. Также с него начинают свое выступление прославленные фольклорные коллективы. Нашу национальную русскую пляску любят и исполняют во всем мире. В ее рисунках заложены: сочетание спокойных и быстрых движений, широта размаха родных просторов, прочная связь с народными традициями. Народный танец всегда будет нужен людям, и поэтому он существует не одно столетие. В нем ярко отражается жизнь простых людей: их трудовые будни, помыслы, чувства, переменчивость настроения, умения и созидание. Русская пляска необходима людям как вид национального искусства, поддерживающий традиции народа и создающий духовную красоту своеобразными и выразительными пластическими и музыкальными средствами.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр. Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты. В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным. Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

Виды русских народных танцев

Самым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

Виды русских народных танцев: хоровод

Один из самых основных и древних видов русского народного танца. Круговая композиция хоровода подобна солнцу, богу которого, в старину поклонялись славяне.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

Хоровод делится на два вида – орнаментный и игровой.

Орнаментные хороводы.

Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета, и которые являются всего лишь музыкальным сопровождением. Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения, выстраивая при этом красивые и четкие рисунки, или как их еще называют – фигуры хоровода.

Выбранная песня для орнаментного хоровода, часто отражает образы русской природы, коллективный труд народа и его быт.

Игровые хороводы.

Если в песне представлены действующие лица, конкретное действие и игровой сюжет, то ее содержание разыгрывается исполнителями хоровода с помощью жестов, мимики и пляски, воплощая различные образы и персонажи, песни. Такой хоровод называется игровым.

В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.

Виды русских народных танцев: пляска

Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

Одиночная пляска.

Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

Парная пляска.

Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание – это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки. Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни. Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

Массовый пляс.

Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте. В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга. Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

Групповая пляска.

В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

Читайте также  Как поступить в музыкальное училище?

Кадриль – еще один вид русского народного танца

От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Виды русских народных танцев: список

  • Хендрикс Студио
  • Музклассы
    • Баррикадная
      Краснопресненская
    • Маяковская
    • Новокузнецкая
    • Пролетарская I
    • Пролетарская II
    • Пролетарская III
    • Сухаревская
      Проспект мира
      Цветной бульвар
    • Савёловская
    • Тульская
    • Шаболовская
    • Улица 1905 года
  • Репбазы
    • Тульская
    • Баррикадная Краснопресненская
    • Маяковская
    • Кожуховская
    • Новокузнецкая
    • Пролетарская I
    • Пролетарская II
    • Пролетарская III
    • Сухаревская Проспект Мира
      Цветной Бульвар
    • Улица 1905 года
    • Шаболовская
  • Танцзалы
    • Баррикадная
      Краснопресненская
    • Новокузнецкая онлайн
    • Новокузнецкая
      Павелецкая
    • Киевская
    • Кожуховская
    • Пролетарская II
    • Савёловская
    • Сухаревская
      Проспект Мира
    • Маяковская
    • Улица 1905 года
  • Студии
  • Акции
  • Карта
  • Забронировать
  • Позвонить
  • Забронировать
  • telegram-бот
  • Написать

Русские народные танцы

Интерес к собственной истории и культуре, а особенно этнике, сегодня наблюдается во многих странах мира. Это и соответствующие мотивы в одежде, и песни «с налетом народности». Конечно, ходить по улицам в кокошнике – не самый уместный вариант, однако заняться народными танцами стоит многим, особенно тем, кто увлечен традициями предков.

Какими бывают русские танцы?

Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. Список их включает в себя хороводы, кадриль и пляску. Но в каждом из них — столько разновидностей! Они позволяют танцору проявить индивидуальность, показать артистичность и мастерство владения своим телом, изобретательность и находчивость.

Некоторые исследователи также относят к этим танцам и танок, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли только в некоторых южных регионах.

Как правило, рассматривая виды русских народных танцев, говорят именно о первых трех категориях, поэтому на них и стоит остановиться подробнее.

Как на Руси кадриль плясали? ↑

Во-первых, важно отметить, что сам по себе этот танец не является исконно русским, ведь пришел он все-таки из Франции. Именно там в салонах отплясывали кадриль — галльский вариант английского контрданса. Французская кадриль состояла из пяти фигур: «Штаны» (название пришло из популярной в то время песни), «Лето», «Курочка» (еще одно песенное название), «Пастораль» и «Финал». Движения танца были довольно сложными и требовали от салонных танцоров большого мастерства.

В России кадриль сначала прижилась на дворянских ассамблеях, а затем бесповоротно ушла в массы. Русские танцовщики внесли в нее немало своих элементов, в частности – все тех же хороводных или плясовых. Таким образом, кадриль можно смело отнести к видам русских народных танцев.

Во-вторых, внимания заслуживают особенности именно этого танцевального варианта. Их несколько. Кадриль – танец парный, поэтому количество его участников обязательно делится на два. При этом количество самих пар не ограничивается. По форме кадриль бывает:

  • Угловая (квадратная). 4 пары становятся по сторонам воображаемого четырехугольника. Переходы происходят по диагонали.
  • Двухрядная (линейная). Участники (от 2 до 16 пар) выстраиваются в две линии и движутся навстречу друг другу.
  • Круговая. 2, 4 или 8 пар перемещаются по кругу, по часовой стрелке или против ее движения. Возможны также проходы к середине круга и обратно.

Кроме того, в русской кадрили насчитывается до полутора десятка фигур, каждая из которых отделяется от другой паузой. В это время танцоры могут хлопнуть в ладоши, поклониться или притопнуть. Названия фигур связаны :

  • с сюжетом танца («знакомство», «прогулочка», «разлучная», «девки нарасхват», «прощальная»);
  • с характером движения («звездочка», «воротца», «корзинка», «гребенка»);
  • с местом «жизни» русской кадрили («шуйская», «давыдковская»).

Часто в кадрили танец сочетали с исполнением частушек — припеванием. Пели или все танцоры хором, или по очереди, передавая эстафету друг другу.

Кто водит хороводы? ↑

Помимо кадрили, наши предки также уделяли немалое внимание и хороводам. Этот вид танцев является достаточно древним, поскольку берет начало еще от культовых славянских плясок. Древние хороводы были посвящены Яриле, богу солнца и жизненной силы. И круговое построение танца тоже уподобляло его солнцу — огненному колесу. Хороводы водили только женщины, перемещаясь строго «посолонь», по ходу небесного светила.

Со временем танец утратил свое обрядовое значение и стал бытовым. Его фигуры рассчитаны и на женщин, и на мужчин. Хоровод объединяет в себе плясовой и игровой виды народных танцев. Участники выполняют особые, иногда довольно замысловатые проходки и повороты, сопровождая их пением (хороводные припевки) и разыгрывая какой-то сюжет. При этом они держатся за руки — или за ленту, платок, шаль, — и следят, чтобы связь не нарушалась до конца хоровода.

Выделяют две основные категории хороводов:

  • игровые (они имеют четкий сюжет, о котором рассказывает сопровождающая песня);
  • орнаментальные (здесь песня служит лишь музыкальным фоном).

Композиция орнаментальных хороводов бывает довольно сложной. Участники движутся не только вкруговую, но и восьмеркой, рядами, змейкой или в колонну. Они перестраиваются, переходят с места на место, выплетая из хороводной цепи красивые и четкие рисунки — фигуры. В орнаментальном варианте их много, но при этом общая лексика танца отличается сдержанностью и даже строгостью. Главная задача исполнителей — как можно точнее соразмерить свой шаг с напевом и добиться высокой слаженности в выполнении фигур.

Игровые хороводы, напротив, отличаются наличием внятного сюжета, который танцорам предстоит отыграть — и не просто выдержать канву событий, а еще и передать эмоции действующих лиц. Композиция танца при этом упрощается, на первое место выходят жесты и мимика исполнителей. Они движутся по кругу, парами или линиями. Часто одна пара, разыгрывая ключевой эпизод сюжета, выходит в центр круга. В хороводе появляется всевозможный реквизит: ленты, платки, предметы обихода и даже мелкая мебель — например, табуретка.

В этом танце, как правило, немало участников, поэтому аренда помещения под танцевальный зал, где будут водить хороводы, должна учитывать этот факт.

Зайка пляшет, лапкой машет. ↑

Есть и еще один вид народного танца, который насчитывает максимальное количество разновидностей. Конечно, речь идет о пляске. Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой.

Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой. Главная особенность русской пляски — импровизация. Движения танца, поначалу сдержанные, с каждым музыкальным тактом становились все разнообразнее. Пляска позволяла исполнителю не только проявить свое мастерство, но и выразить характер. Требования к танцору тоже предъявлялись немалые: чтобы откалывать сложные коленца, нужны были ловкость, физическая сила, выносливость и отменная координация.

Как и все виды русских народных танцев, пляска отличается богатой и разнообразной лексикой. Она включает сложные шаги («дроби», «ковырялочку», «гармошку»), верчение, прыжки, присядки, припадания и прочее. Рисунок танца складывается из проходок, перебежек, сольных выходов. Движения не подчинены никаким канонам: каждый исполнитель может применить полюбившийся ему прием в любой момент танца. Определенные стандарты существуют только для эмоциональной составляющей пляски: от мужчин требуется удаль, размах, сила и уважительное отношение к партнерам, а от женщин — величавость, плавность, изящество, но при этом живость и задор.

В глубины русской пляски ↑

Одиночная пляска исполняется танцорами любого пола. Она дает им возможность показать свою изобретательность, искусность и привлекательность. Парная пляска — это всегда диалог. Юноша и девушка разыгрывают отношения между влюбленными: притяжение, флирт, ревность или легкую обиду.

Особой формой соревнования между молодыми мужчинами был перепляс. Он проводился по разным правилам. Например, первый танцор показывал какое-то движение или их комбинацию. Второй в точности повторял увиденное и добавлял что-то свое, От выхода к выходу коленца усложнялись. Был и другой вариант: танцоры по очереди демонстрировали свои приемы, причем каждый новый участник не имел права повторять движения предыдущих. Проигрывал тот, у кого раньше заканчивался набор коленец.

Долгое время в переплясе соревновались одиночные танцоры. В последнее десятилетие мода изменилась: теперь на площадку выходят пары или небольшие группы. Правила состязания остались прежними, но массовость придает ему особую зрелищность.

В массовой пляске не ограничено ни число участников, ни их пол, ни возраст. Основная задача исполнителя — сплясать лучше, чем сосед. Он может переходить от партнера к партнеру или танцевать соло, использовать любые движения, строить рисунок танца на свое усмотрение.

Виды народных плясов и танцев

ВИДЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЛЯСОВ И ТАНЦЕВ

Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

*********************************** ХОРОВОДЫ ***********************************
Хоровод — это самый распространенный, самый древний вид русского танца. Его основа — круг, что является подобием круга солнечного, его движение по ходу солнца (хождение за солнцем — «посолонь») берут свое начало из древних обрядов и игрищ славян, славящих могущественную солнечную стихию — источник Жизни.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

ЦЕЛЬ вождения хороводов — взаимосвязь человека (мира середнего) с Богом (миром верхним), что даёт возможность быть включённым в жизненный цикл мира, вселенной. Выстраивание вертикальной связи.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Читайте также  Зарубежная музыка начала 20 века

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

1) «СТРЕЛОВЫЕ» — распространены на территориях юга, запада России, территория Беларусско-Черниговского и Гомельского пограничья, у переселенцев живущих на Урале и Сибири, а также Д.Восток;

2) «УЛИЦА», «проходная разлука», — распространены на Севере России, Урале и Сибири.
Цель — шествие движется к месту проведения основных, больших хороводов (лужайка, берег реки, поле, за деревню и др.)

Начинается шествие как правило в деревне и служит знаком сбора на хороводные гуляния.

1) круговые. Соответственно те хороводы которые водятся кругом, сюда же включаются южно-русские карагоды и танки (кроме «стеношных»);

2) орнаментальные. Посредством движения создаются различные рисунки «столбы» (Усть-Цилемские), «город» (пример «Чёрный ворон воду пил»), «улитка», «корзиночка», «цветок» и т.п;

3) стенка на стенку, «стеношные».
Хоровод расположен в виде двух шеренг стоящих друг против друга (пример: «Как во Томской во губерни», «А мы сеяли лён», «Просо»);

К ним относятся хороводы разыгрывающие какое-либо драматическое или комедийное событие, а также аграрная тематика. В игровых хороводах может присутствовать ряжение. По мнению одной из мифологических школ в фольклористике, эти хороводы есть воспоминание и воспроизведение протомифа.
Примеры: «Кострома», «Козёл», «Бояре» и практически все святочные хороводы);

К ним можно отнести хороводы, где должно учавствовать чётное количество участников, как правило парень-девушка. Такие хороводы отличаются «многоколенностью». Примером могут служить: «Из бору, бору», «Груня», «Не летай мой соловей», «Я у батюшки жила». Здесь мы можем наблюдать процесс перехода из древней (простой) формы к новой, более сложной и многоступенной, танцевальной. Кстати, Усть- Цилемская «Горка» является ярким примером.

1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ
В этом типе хоровода ярче всего разворачивается фантазия исполнителей главных ролей хоровода (например, «Заинька», «Как у бабушки козел», «Теремок», «Летал, летал воробей»).

2. КРУГОВЫЕ
Круговые хороводы самые распространенные в России. И это не случайно. Ведь круг – это символ солнца, законченный круг жизни человека, тесным образом связанный по древним поверьям с миром наших предков. Примерами являются хороводы «Ванюша мой», «Как у дяди Трифона», «Заря-заряница».

3. «СТЕНКА НА СТЕНКУ».
Такие хороводы берут свое начало от кулачных боев, когда молодые парни выстраивались «стеною» и «деревней» на «деревню» выходили меряться силами. Яркими примерами этого типа являются хороводы «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли».

4. Четвертый тип игрового хоровода имитирует процесс ПЛЕТЕНИЯ, его иногда называют петлеобразным. Виды движения здесь встречаются самые разнообразные, каждый раз мы как бы наблюдаем за тончайшим переплетением узорной вязи. В этом типе хоровода сказывается тесная связь с народным традиционным бытом русской деревни – с прядением, ткачеством, вышивкой. Отсюда и богатство, и разнообразие движений («Капустка», «Ходи в петли», «Чижик»).

************************************ ПЛЯСКА ************************************
Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

ОДИНОЧНАЯ ПЛЯСКА
Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

ПАРНАЯ ПЛЯСКА
Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание — это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

ПЕРЕПЛЯС
Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки. Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни. Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

МАССОВЫЙ ПЛЯС
Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте. В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга. Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

ГРУППОВАЯ ПЛЯСКА
В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

************************************ КАДРИЛЬ ************************************
От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

КВАДРАТНАЯ КАДРИЛЬ
Исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали.

ЛИНЕЙНАЯ КАДРИЛЬ
Участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке.

КРУГОВАЯ КАДРИЛЬ
Участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки.

Виды русского народного танца

I. Хоровод:

II. Пляска:

1. Одиночная (женская, мужская).

2. Парная (смешанная: Д+П; перепляс: 2П).

Различные хороводы когда-то относились к определенным календарным праздникам и обрядам и выполняли свои конкретные функции. Но хоровод, всегда являлся массовым, игровым или фигурным танцем, способным воспринимать различ­ные песенные ритмы и формы построения, а также сопровождать и украшать любые праздники, те или иные события в жизни рус­ского человека. Он мог исполняться как на улице, так и в избе, летом и зимой, на праздниках и в будние дни.

В зависимости от места и времени исполнения хоровода меня­лось его назначение, изменялось количество участвующих, но сам хоровод не менял ни свою структуру, ни свою хореографию, ни стиль исполнения.

Даже любая фигура хоровода может иметь не одно-единст­венное, определенное и постоянное назначение. Не меняя построе­ния фигуры, ее рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, выражать различные настроения. Напри­мер, круг — это образ солнца, поклонение божеству — Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудо­вой, любовной и другой тематикой или в круге все могут испол­нять задорную пляску и т. д. Действия участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношение к происходя­щему совершенно различны, а круг как фигура, как построение остается неизменным.

То же можно сказать и о плясках. Многие из них исполнялись в народе круглый год, на различных религиозных и гражданских праздниках. Одна и та же традиционная групповая пляска, или перепляс, или кадриль могли исполняться летом и зимой, на улице и в избе, на любом календарном празднике. Менялась обстановка, менялись функции танца, но ни перепляс, ни кадриль, ни тради­ционная групповая пляска не меняли своих выразительных средств, своего стиля исполнения, формы, и в различных условиях все компоненты, вся структура той или иной пляски оставались неизменными.

Классифицируя русский народный танец, определяя его жанры и виды, мы берем за основу не деление танцев по временам года (зима, лето и пр.), по месту их исполнения (улица, изба и пр.), не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба, праздник Ивана Купалы, Святки и пр.), а их хореогра­фическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца.

Изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера испол­нения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопро­вождение, определенная композиция, количество участников — все это определялось и подсказывалось самой жизнью, в процессе исторического развития русского народного танца. Эти признаки стали характерными для каждого жанра, для каждого от­дельного вида.

По совокупности этих признаков, которые в основном остаются без изменений, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.

Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Каждый вид объединяет танцы с одинаковыми признаками и структурой исполнения.

В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы.

Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т. д., — так и из видов, сложив­шихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, — кадриль, лансье, полька и др.

Но народное творчество не стоит на месте. Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец (50).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: