Виды музыкального творчества - OXFORDST.RU

Виды музыкального творчества

Каким бывает музыкальное творчество

Музыка неразрывно связана с людьми, которые ее слушают, но еще больше она связана с людьми, которые ее создают. Но кого же можно назвать по-настоящему создателем или творцом музыки? Многие ответят, что такими людьми являются только композиторы – и они будут неправы. Создание музыки – это крайне сложный и многоэтапный процесс. И каждый, кто принимает в нем участие, реализует свое собственное музыкальное творчество.

Сотворение музыки

Но все-таки именно композиторы находятся в самом начале этой цепочки. Именно они делают одно из самых сложных и магических в мире действий – они пускают в этот мир музыку, которой еще не было. И хоть цели композиторы при этом преследуют самые различные, каждый из них претендует на гордое звание творца.

Создание песенных текстов

Когда речь заходит о создании текстов для песен или арий, то многие ошибочно относят это творчество к литературному. Но даже если берется уже готовый стихотворный текст, то чтобы положить его на ноты, поэту необходимо не только учитывать все нюансы, связанные с ритмом и рифмой, но и прекрасно разбираться в самой музыке. Ведь любая песенная ария – это самая настоящая музыка, переданная за счет звучания голоса, но наделенная к тому же еще и словесным смыслом.

Исполнение музыки и песен

На вопрос о том, стоит ли считать творцами музыки музыкантов-инструменталистов и вокалистов, наверняка многие ответят «нет». Ведь этим людям, на первый взгляд, ненужно ничего создавать – ноты расписаны, партии предложены… Однако именно музыканты, вокалисты, музыкальные группы делают самое главное и важное во всем музыкальном творчестве – они позволяют услышать музыку. При этом каждый из них вносит в нее частичку собственной личности, создавая поистине неповторимое творение.

Аранжировка

Какой бы совершенной не была предложенная когда-то кем-то музыка, но меняющиеся современные требования, появления новых музыкальных инструментов или возможностей – все это приводит к тому, что сегодня мастера по аранжировке не сидят, сложа руки, а творят новую музыку. Кому-то это может показаться не столь грандиозным, ведь они фактически перерабатывают чужие произведения. Но оживить всем известные мелодии, вдохнуть в них новую жизнь, не меняя при этом идеи, вложенной композитором, — это настоящее искусство.

Диджеинг

Но сводить звуковые дорожки можно и совершенно иным способом, как это доказал в 1935 году первый в мире диджей. С тех пор диджеинг, как новый вид музыкально творчества, активно развивается. И благодаря нему старые мелодии зазвучали не только по-новому, но и стали нести в себе другой смысл и идею. Как оказалось, но за счет добавления различных спецэффектов и создания миксов из множества треков, сегодняшние диджеи способны создать уникальные музыкальные произведения.

Звукорежиссура

С развитием современных технологий, шоу-бизнеса и новых видов искусств в музыкальном творчестве появилось еще одно направление – звукорежиссура. Оно столь стремительно развивается и так востребовано, что сегодня звукорежиссер действительно один из самых влиятельных в среде музыкантов.

Как в любом музыкальном творчестве, от звукорежиссера требуется обладать незаурядными талантами к созданию музыки. Также он должен понимать настроение и смысл музыки, который она в себе несет. Более того, именно работа звукорежиссера позволяет исправить ошибки и огрехи, допущенные музыкантами при исполнении. А это значит, что именно звукорежиссер делает музыку совершеннее.

Музыкально-изобразительное искусство

Как создание музыкальных текстов напрямую связано с литературой, так и создание картин может быть напрямую связанным с музыкой. Истории известны музыканты-композиторы, которые писали прекрасные картины, основанные на визуализации их же собственной музыки (например, литовский композитор Микалоюс Чюрлёнис). В настоящее время у этого творческого направления есть масса последователей.

Кроме того, с музыкально-изобразительным искусством связан и такой феномен человеческого мышления, как «цветной» музыкальный слух, которым были награждены некоторые известные музыканты, среди которых русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, австрийский композитор А.Шёнберг и многие другие. Они видели различные музыкальные тональности в определенных цветах.

Прослушивание музыки

Ну и конечно, что одним из самых важных видов музыкального творчества является прослушивание музыки. Ведь вся музыка создается для того, чтобы ее услышали, а заложенную в нее идею поняли. Конечно, в современный век высоких скоростей многие предпочитают слушать музыку фоном, не вникая в ее настроение и суть. Но если слушать вдумчиво и сознательно, вкладывая в музыку часть своей души, то невольно станешь творцом персонального мира, полного гармонии и звуков.

1.Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное творчество).

— на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

— на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, возрения и идеалы.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание».

Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют ее сжатость и мудрость.

Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики.

Церковная музыка — вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестанской и православной), сопровождающая церковное богослужение.

Церковная музыка носит ритуальный характер и является формой преподнесения молитвословных текстов. В разное время и в разных христианских традициях музыкальное сопровождение богослужения вышло за рамки ритуала, утратило свой вспомогательный характер, приобрело статус авторского и концертного творчества. Артефакты такого рода именуются «церковными» условно, в сущности же являются примерами духовной музыки.

2.Периодизация музыкальной культуры Западной Европы.

Музыка католической церкви в раннем Средневековье (4–10 вв.). Профессиональные черты западноевропейская музыка прежде всего формировала в лоне христианско-католической церковной практики, которая стала обнаруживать свою специфику, начиная с 4 в. Монастыри были центрами учености и музыкального профессионализма. Музыку богослужения отличал характер отрешенности от всего суетного, смирение и погружение в молитву. Если в самых ранних христианских общинах пели все собравшиеся, то после Лаодикейского собора (364 год) в церкви стали петь только певцы-профессионалы.

Музыка в период зрелого Средневековья. В 11–12 вв. (эпоха Сен-Марсьяль) распространился особый стиль двухголосного пения, который вел свое происхождение из южно-французского монастыря в Лиможе и северо-испанского монастыря Сантьяго де Компостела. Здесь расцвела мелизматика – украшение основного напева хорала самостоятельной и более подвижной мелодией. В определенных местах солист во время исполнения другими певцами одного тянущегося слога вводил собственный распев данного слога (из трех-десяти тонов). Мелизматический стиль нарушил параллельность двухголосного звучания «нота-в ноту» и создал предпосылки к ощущению самостоятельности обоих голосов. В наши дни он получил наименование «готического» многоголосия, поскольку явился вершиной в развитии григорианики. Под воздействием развитого многоголосия (полифонии) григорианское пение исчерпает себя в эпоху зрелого Средневековья.

Светская музыкальная традиция в средние века. Долгое время светское музыкальное творчество лежало вне профессиональной сферы. Его формированию способствовало становление придворных (рыцарских) традиций в культуре Европы, их взаимодействие с музыкальной культурой бюргерства, с народной культурой средневекового города. Еще в 9 в. (эпоха Каролингов) была организована «дворцовая академия» (по образцу античной), где велись научные споры, устраивались состязания поэтов и музыкантов. С появлением же новых центров культуры (университетов), наряду с большими соборами, где имелись школы для подготовки певчих, ученость сосредотачивалась не только в кругах духовенства, но и в кругах просвещенной знати.

Культовая и светская музыка в 13–14 вв. Создаются региональные полифонические школы. Появляется близкий к будущему термину «композиция» термин «musica composita» (Й. де Грохео, нач. 14 в.), означающий, по аналогии с употребляемым мусульманами с 9 в. термином «таркиб» (араб. – «составление»), – «музыка составленная». Происходит соединение техники церковного искусства с чертами светского. Развиваются новые формы духовной музыки, в которых проявляется лирическое начало. В Италии распространяются гимнические восхваления (лауда), вводятся короткие рифмованные прозы, близкие к светской лирике. С развитием духовной ереси (орден францисканцев) появляются духовные песнопения на местном наречии.

«Новое искусство» (ars nova). Появилось понимание самостоятельной значимости музыки, ее способности «строиться» по собственным законам и быть источником удовольствия. С созданием миниатюрных лирических мотетов, рондо, баллад менялся образный строй профессиональной музыки. В церковной службе центральной становится месса, которая приобретает статус самостоятельного музыкального жанра.

Инструментальная музыка эпохи Возрождения. В 15–16 вв. инструментальная музыка начинает выделяться в самостоятельную традицию и быстро распространяется в быту, салонах, при дворах и в церкви. Большую популярность в быту приобретает лютня. Наряду с духовными сочинениями, первые печатные нотные сборники предлагал инструментальные пьесы для лютни.

Музыка эпохи барокко (17 – начало 18 в.) Начало 17 в. – время, когда в искусствах обнаруживают себя черты стиля барокко. В светских формах музыка сближается с литературой и теряет связь с математикой. Развитие инструментальных жанров отделяет музыку от поэзии и танца. Специфика музыкального языка 17 в. проявляется в смешении разных техник, стилей, образов, в соединении «старого» и «нового».

Классицизм в музыке 17–18 вв. В 17–18 вв. центр музыкального профессионализма перемещается из церкви во дворцы королей и вельмож, а к середине 18 в. – в публичные городские учреждения: оперные театры, концертные залы и площадки на открытом воздухе, аристократические салоны, музыкальные общества, учебные заведения. Формируется музыкальный язык эпохи – классицизм, перекликающийся с языком литературы и архитектуры. Особое место в истории музыки заняли «венские классики» (Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен), выделившиеся в самостоятельное музыкальное направление. Расцветает инструментальное творчество и рождаются стили: сольно-скрипичный, клавирный, органный, ансамблевые, оркестровые, концертные и пр.

Музыка венских классиков (2-ая половина 18 в.) Музыка для оркестров звучала в церкви, родовых замках и дворцах, оперных театрах, садах и парках, «на воде», маскарадах, шествиях. Инструменты менялись и часто не устанавливались точно композиторами.

19 в. – век расцвета музыкального культуры Западной Европы.

Музыка на рубеже 19–20 вв. Во Франции романтические черты обретали новую красочность, насыщались декоративными элементами, экзотическими «мотивами» колониального Востока.

Музыка первой половины 20 в. Во Франции зарождаются новые тенденции, отрицающие импрессионизм как слишком «вялый», лишенный реальной жизни стиль. В моде эксцентрика, буффонада, эпатаж.

Читайте также  Армянский музыкальный фольклор

Музыка второй половины 20 в. Культура 2-ой половины 20 в. отмечена резким неприятием предшествующих стилевых тенденций. Новый метод сочинения музыки имел экспериментальный характер. Главной целью творчества стал поиск новых средств выразительности путем «освоения» того исходного материала, из которого могли «строиться» сами представления о «музыке»: в центре внимания композиторов оказался не интервал или ритм, а звук, его тембр, амплитуда, частота, продолжительность, а также шум, пауза.

Тема 1. Музыка как феномен. Типы музыкального творчества.

Музыка (от греч. musike, букв. – искусство муз) – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат осмысленные и особым образом организованные (по высоте и во времени) звуковые последования. Выражая мысли и чувства в слышимой форме, музыка, наряду с речью, служит звуковым средством человеческого общения.

В развитой музыкальной культуре творчество представлено многими пересекающимися разновидностями, которые могут быть диффиринцированы по разным признакам.

Классификация музыкальных явлений по типам музыкального творчества:

1. Фольклор или народное творчество.

1) Устное. Передаётся из уст в уста.

3) Каноническое (канон – образец, закон по которому создаётся то или иное сочинение)

4) Теоретически неосмысленное.

2. Творчество менестрельного типа. Или городская развлекательная музыка от раннего средневековья до современной эстрадной или поп музыки.

4) Теоретически неосмысленное.

3. Каноническая импровизация (религиозная музыка).

4) Теоретически осмысленное.

4. Опус – музыка (opus – это оригинальное сочинение зафиксированное в нотном тексте). Opus – музыку ещё называют – композиторской, автономной, серьёзной, классической, академической.

3) Оригинальное (требования – неповторимость, индивидуальность).

4) Теоретически осмысленное.

По назначению в практике, музыка делится на прикладную и неприкладную (автономную). Прикладная музыка имеет определенное практическое назначение, не сводимое к ее художественной функции. Прикладная музыка представлена, соответственно, 1) произведениями устного народного творчества (например, трудовые, календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни, пастушьи наигрыши и т. п.), 2) музыкой религиозных культов (например, музыка буддийского ритуала или православные церковные песнопения), 3) музыкой светских церемоний (государственные гимны, военные марши и т. п.), 4) развлекательной музыкой (от творчества средневековых менестрелей, в том числе русских скоморохов, до современной поп-музыки).

Автономная музыка не имеет определенного жизненно-бытового назначения и выполняет, прежде всего, эстетические функции. Она представлена произведениями opus-музыки (opus – оригинальное сочинение, зафиксированное в нотном тексте), называемой также композиторской, серьезной, классической, академической музыкой.

По условиям звучания музыка делится на преподносимую и обиходную. Преподносимая музыка предполагает слушание в специальной обстановке (в публичном концерте, в музыкальном театре), при этом слушатели отделены от исполнителя. В эту категорию включается opus-музыка и (частично) развлекательная. Обиходная музыка предназначена для массового исполнения и слушания в определенных жизненных условиях, не предполагающих обязательного деления на исполнителя и слушателя. К ней относится ритуальная музыка, сопровождающая народные обряды, церковную службу, светские праздники и т. д. Сюда же примыкает музыка досуга, предназначенная для совместного пения или танцев.

По взаимодействию (синтезу) с литературой и другими видами искусств выделяют театральную и экранную (кино-) музыку, танцевальную музыку, вокальную музыку со словами, программную музыку (инструментальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу, конкретизирующую их содержание). Вне синтеза существуют «чистая» (без программы) инструментальная музыка и вокализы (пение без слов).

Классификационные характеристики музыки как искусства:

2. Временное (не пространственное).

Содержанием музыкального произведения является – отражение картины мира или создание вымышленных миров посредством музыкальных звуков.

Из звуков складываются элементы музыкального языка – или выразительные средства музыки. Музыку мы воспринимаем через ассоциации. Каждое из выразительных средств отвечает за свой круг ассоциаций.

Типы музыкального творчества.

Роман Александрович Насонов

01.04.2015

Пифагор по легенде изобрел музыку, проходя мимо кузницы. Он стал изучать акустические закономерности музыки, услышав гармонию стучания.

Молотки – 2 к 1, образуют интервал октаву.

В музыке важна созвучность и гармония.

Фортепиано — в октаве 12 полутонов, 5 черных клавишей и 7 белых, диотоники.

От «до» до «до» будет октава.

На расстоянии октавы звуки максимально сливаются друг с другом. И мы отождествляем звуки на расстоянии октавы одинаковыми. Это один «пич класс» — который обозначен как «ноль».

12 – исходит из окустических закономерностей.

Есть звучащее тело – оно колеблется. Может быть разной длины, частота волн будет разной – слышим разные звуки.

Есть звучащая среда.

Перед концертом происходит настройка.

4 струны у скрипки. Играют звук «ля», открытая 3-я струна. Для настройки. 440 ГЦ

Обертон. Призвук, который выше тона.

Струна скрипки колеблется не только целиком, но и своими половинками, третями, четвертями и тд

Монохорд – струна с порожкем, который двигался. Под него медитировали древние, на нем изучали пропорции.

Пропорции – основа обертонового звукоряда.

Умение настраивать свой инструмент было главным для музыкантов прошлого. Отсюда учения о соразмерности и тд.

Обертоны по-разному выражены у разных инструментов.

Большой барабан звучит ниже, тк колебания идут дольше.

Шум – это негармонические колебания, которые не укладываются в числовые ряды.

Музыкальные звуки – звучащие тела колеблются размеренными частями.

У скрипки сильнее выражены обертоны и меньше всего шумовых призвуков. Самый ровный и наиболее музыкальный звук. Способность скрипок петь. Как и в целом струнной группы.

Звуки заставляют колебаться барабанные перепонки.

Естественный способ восприятия музыки – это реальное участие в музицировании (подпевать, подтанцовывать).

Институт современного концерта, где все молчат, – возник в 19 век. Это явление позднее, когда идет рефлексия, это высокая степень развития человеческой культуры.

Еще в 18 веке в Италии в опере – балаган и шум, все кричат, чуть ли не ставки делают, перепоет ли кто-то что-то.

Вечерня венецианской церкви тогда – тоже сопровождают участники кашлем или сморканием – выразить одобрение.

Вокал – это естественный инструмент. Человек – инструмент. Аналог струны – воздушный столб. Мышцы гортани – аналог левой руки скрипача, регулируют длину струны. Аналог язычка (габоя , кларнета, фагота) – голосовые связки, приводят в движение воздушный столб. Резонатор – человеческое тело (корпус музыкального инструмента).

—начинается резонирование, сильное психосоматическое влияние.

Звук «М» — сонорный звук, резонатор – в голове. Поэтому медитируют на «оммммм»

«мусике» и «гимнастике» — основы воспитания («пайдэя») в греческой культуре, тк воздействуют на душу и тело. Музыка воспитывает душу через внутреннее движение.

Музыка неслучайно идет в паре с танцами, тк это внутреннее и внешнее движение.

А душа есть способность человека к движению.

Все понятия стиха пришли из танца. Стопа, строфа (движение в определенную сторону).

Все это пришло из музыкальной магии.

Акмэ – наивысшая степень расцвета, в ней находится скульптура.

Скульптура и архитектура – застывшая музыка.

Магизм – в возможности воздействовать, на человека и на природу.

В архаическом обряде происходит объединение и самозабвение. Идет приобщение к космосу , который прекрасен и бессмертен, в отличие от человека.

Экзамен – 3 части. 1)реферат (темы и литература по списку) 2)rrrnassonov@rambler.ru слуховая викторина 3) свободная беседа

03.04.15

Цель реферата – чтобы читатель реферата получил достаточно полное представление о книги, на кого она рассчитана, какие основные идеи, что хотел сказать автор, чтобы понять, нужно ли читать то есть преподнести мысль, структуру, особенности разделов. Логика и пересказ. Цитаты – не более 40% текста.

Можно привлекать дополнительные источники.

Введение и заключение – что за книга и резюме реферирования.

Можно высказывать свое отношение и идеи.

Типы музыкального творчества.

-Непрофессиональное искусство или самодеятельное (деятельность, которая имеет цель в себе – не профессия, достижение утилитарной магической выгоды или личного чего-то)

— Бесплатное, опирается на обычай, а не на правило. На природу, а не на искусство. Это те приемы и обычаи петь и играть, которые сложились на протяжении многих веков. Обучение происходит в процессе музицирования

Искусство которое не предполагает исторического развития. Он консервативен. Представляет собой «машину по перерабатыванию историй».

Чтобы все сохранялось все, как есть и как было.

Зачем нужен фольклор? Можем заметить, что фольклор существует в единстве с жизнью человека. Это бытовая музыка.

Жизнь фольклорного человека – цельная. То что излучает смысл, святое, не отделено от быта, оно является частью, которая поддерживает стабильность этого быта. Изнутри происходит осмысление.

Как живет – так и поет. Условия жизни оказывают прямое влияние. Среда, акустические параметры среды (горы-лес-поле). Разный фольклор у кочевых и оседлых народов. Разное еще ощущение времени.

Структура мира. Наделяются смыслом разные части пространства.

Время – важный фактор оседлых народов. Форма циклического времени меняет характер обрядов. Они направлены ни на сиюминутные потребности, а на игру со временем. Поддержание вращения солнечного круга и других природных сил, поддержание времени.

Быт вписывается в движение природы. Включение возникает одновременно с культивацией .

Магия фольклорной музыки держится на репетитивности (повторы с варьированием акцентов)

«Веснянка» — олиготонность (главный устой с опевающими звуками). Весь эффект достигается за счет темброво-динамического пространства. Посылают как можно больше энергии к солнцу – повышают тон.

Серьезность и развлекательность слиты – это понятие игры.

Медиации – крайности некой дихотонической пары – заменяются другой парой.

Мышление через оппозиции (жизнь-смерть, старость-молодость и тд).

Система фольклора – с оседлой жизнью или при кочевой жизни с определенной картой миграции.

Есть календарь – земледельческий или кочевой, когда фольклор соотносися со временем определнным, праздниками и тд.

Поздний фольклор – который находится под влиянием городской развлекательной культуры. Гоодской образ жизни предполагает четкое разделение на труд и отдых, труд и развлечение. Плясовые песни возникают, танцы без пения, частушки, лирические песни, близкие к городскому романсу.

Вырождение фольклора – из-за городской культуры.

Физиологическое начало отделяется от смыслового.

2) Профессиональное творчество.

-Принадлежит к искусству импровизации. Пение согласно канону. Складывание музыклаьного текста непредусмотренным образом.

-Импровизация тоже регламентирована. Строжайшее правило регулирует и импровизационный материал, и формы, и порядок, в котором располагается материал, смысл и характер частей. Без специальной договоренности между участниками импровизации быть ничего. Особенно актуально в религиозной импровизации. В 20 веке – джаз.

-Европейская музыка с 18 в о начала 20 в – упадок импровизации в европейской культуре.

-Существуют свои нотные записи. То есть устная и письменная формы.

3)Академическая музыка западного типа. Культура музыкального произведения. Opus music/

Читайте также  Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

-В Европе первые зачатки – с 9 в., развитые формы – 12 в., само понятие – 16 в. Культура произведения и культура концерта постепенно складывается в 17 в и окончательно развивается в 18 в. Высшее развитие – 19-20 вв.

-Есть готовый нотный текст и профессия человека, который этот нотный текст создает (композитор).

-Культура исполнения предполагает высокую степень точности при передаче. Вместе с тем – пространство для интерпретации. Можно вносить смысловые оттенки.

-Велика роль интерпретатора. Возникает конкуренция среди исполнителей. Новаторство – высшая ценность. Новизна – реанжировка существующего материала ( в развлекательной музыке). А в опусной – принципиальная новизна (такая индивидуализация смысла). Шедевр в новом смысле – не сделанный по всем правилам образец, выполненные нормативы, как в средние века, а откровение, выражение первичного смысла, исходящего непосредственно от авторов. Параллельно – имитация шедевров – эпигонство. Деление композиторов на 1, 2 ряд, непрофессионалов.

Сакральное искусство более канонично, развлекательное поощряет новизну.

Некий мастер из основателей традиции объявляется великим. На него потом и ссылаются.

Здесь принципиально новый характер новизны.

15.04.15

Индия

Рага – индийская музыкальная импровизация.

Живое сущ-во у кот-рого есть гарем по верованиям индусов.

-Поддержание в одном состоянии

Плывущий, а не вибрирующий звук, звуки переплывают друг в дргуга. Тембр звукового пространства предельно слит.

Свары – (сияющие) – градации

Гаммы почти что четырехтоновые, существовали издревле.

Европейский танец – это переключение тела из одной позиции в другую.

Индийский танец – тело становится максимально пластичным, не должно быть ощущения угловатости, тело не застывает ни на секунду, надо постоянно менять положение в пространстве. Какая музыка, такие и танцы.

Психосоматическая техника, внимание к своему телу.

Нет того, что можно посчитать (типа 1 –я позиция, 2 – я позиция и т.д.)

Они это осмысливают, не абстрагируясь от тела. В процессе ощущения тела и мыслят его.

Раги исполняются в определенное время суток, времени года. Отсюда мнение о их магических свойствах. Совпадение с природными ритмами и стихиями.

У индусов есть своя троица – которая управляет временами года и тд.

Языческий культ чувственности, телесности при высоком развитии культуры и религии.

Музыка описывается в пантеистических традициях. Буйство индуистской природы, гроза, – танец Кришны между пастушками. Боги наслаждаются этим, смотря с небес. Из этого действа – музыка.

Япония

Кото – струнно-щипковый инструмент.

Резкий щипок, сильная вибрация. Насыщенный внутренними колебаниями звук. Но не ударный, тк мало шумовых призвуков. Быстро затухает. Между этими звуками образуется пустота, тишина.

Лес и снег. Изобразительность. Акустические параметры. Передача пустоты между деревьями.

Вдохновился Дебюсси на «Шаги на снегу».

Душераздирательный характер. О крайних страданиях человека. Но это не искусство сочувствия. Учат самурайскому мужеству.

Искусство не утешает, но учит знанию и пониманию сложностей жизни. Это отрезвляющее искусство.

Виды музыкального творчества

Заниматься творчеством – значит что-то творить, что-то создавать. В музыке для творчества открыты огромные просторы. Виды музыкального творчества разнообразны, прежде всего, потому, что музыка тесно переплетена с человеческой жизнью вкупе со всеми её проявлениями и творческими жилами.

Вообще обычно в литературе под видами музыкального (и не только музыкального) творчества подразумевают: профессиональное, народное и самодеятельное творчество. Иногда разделяют и по-другому: например, светское искусство, церковное искусство и популярная музыка. Мы с вами попытаемся копнуть глубже и описать что-нибудь более конкретное.

Вот какие основные виды музыкального творчества можно определить:

Создание музыки, то есть композиторское творчество – сочинение новых произведений: опер, симфоний, пьес, песен и так далее.

В этой области творчества есть много дорог: кто-то пишет музыку для театра, кто-то для кино, кто-то пытается передать свои замыслы в звуках чисто инструментальной музыки, кто-то рисует меткие музыкальные портреты, некоторые хотят выразить в музыкальном произведении трагедию или фарс, иногда авторы умудряются музыкой написать историческую летопись. Как видите, композитор – настоящий творец! Правда бывает и по-другому.

Например, кто-то пишет всего лишь для того, чтобы доказать, что умеет писать, а есть и такие композиторы, которые пишут бессмыслицу для того, чтобы восторженные слушатели пытались обнаружить смысл там, где его нет! Надеемся, что вы к последним «метателям пыли в глаза» не имеете никакого отношения? Вы ведь согласны, что музыка не должна быть бессмысленной?

Переработка чужой музыки – аранжировка. Это тоже творчество! Какую цель преследует аранжировщик? Сменить формат! Сделать так, чтобы музыку можно было показать как можно большему числу людей, да так, чтобы от изменений не убавилось бы в ней смысла. Это достойная цель настоящего художника. А вот лишать музыку со смыслом её смысла – например, опошлять музыку классическую – это не творческий метод. Такие «молодцы», увы, не настоящие творцы.

Музыкально-поэтическое творчество – создание текстов музыкальных произведений. Да! Это тоже можно отнести к видам именно музыкального творчества. Причём речь не обязательно идёт только о народных песнях и стихах для романсов. Сильный текст нужен и в театре! Создать либретто для оперы – это вам не халам-балам. Кое-чт о правилах сочинения текстов для песен можно почитать здесь.

Звукорежиссура – ещё один вид музыкального творчества. Очень востребована и очень увлекательна. Без работы музыкального режиссёра фильм может и не получить своих лавров на фестивале. Хотя, что это мы? Звукорежиссура может быть не только профессией, но и отличным домашним хобби.

Исполнительское творчество (игра на музыкальных инструментах и пение). Тоже творчество! Кто-то спросит, а что же они творят? Что создают? Можно ответить так по-философски – они создают звуковые потоки. На самом деле исполнители – вокалисты и инструменталисты, а также их разнообразные ансамбли – создают уникальные вещи – художественно-музыкально-смысловые полотна.

Иногда то, что они создают, записывается в видео или аудио формат. Так что, несправедливо лишать исполнителей творческих венцов – они творцы, их продукты мы слушаем.

У исполнителей тоже разные цели – одни хотят своей игрой во всём соответствовать исполнительским традициям или, может быть, точно выразить именно то, что по их мнению вложил в произведение автор. Другие играют кавер-версии.

Кстати, классная штучка эти каверы – это форма оживления подзабытых мелодий, их актуализации. Что и говорить, сейчас музыки столько разнообразной, что даже при огромном желании, её не то чтобы не удержать в памяти всю ну просто никак не получается. А тут на тебе – едешь в авто или маршрутке и по радио слышишь очередной кавер-хит, и думаешь: «Блиииин, да это ж песня сто лет назад была популярной… А хорошая-таки музыка, здорово, что про неё вспомнили».

Импровизация – это сочинение музыки прямо во время её исполнения. Так же как и в исполнительстве продукт творчества – уникальный и неповторимый, если никакими способами этот продукт не зафиксировать (ноты, аудио, видео).

Продюсерская работа. В старину (так условно выражаясь) продюсеров называли импресарио. Продюсеры – это такие люди, которые варятся в общей творческой «каше из топора» и там высматривают для себя оригинальных личностей, вовлекают их в какой-нибудь интересный проект, а затем, раскрутив этот проект не по-детски, срубают огромные бабки.

Да, продюсер – это и расчётливый бизнесмен, и творец в одном лице. Таковы уж особенности продюсерской работы, но само продюссирование совершенно спокойно можно отнести к видам музыкального творчества, потому что без творчества тут никак.

Музыкальное писательство, критика и журналистика – ещё одна область музыкального творчества. Ну, тут и говорить нечего – те, кто пишут о музыке умные и весёлые книжки, статьи в газеты и энциклопедии, научные труды и фельетоны – несомненно, самые настоящие творцы!

Музыкально-изобразительное искусство. А вот вы думали, что такого не бывает? Вот вам, пожалуйста. Во-первых, иногда композитор не только сочиняет музыку, но и пишет картины о своей музыке. Так делали, например, литовский композитор Микалоюс Чюрлёнис и русский композитор Николай Рославец. Во-вторых, многие сейчас занимаются визуализацией – очень интересное и модное направление.

Кстати, вы знаете о феномене цветного слуха? Это когда человек ассоциирует определённые звуки или тональности с каким-либо цветом. Может быть у кого-то из вас, дорогие читатели, цветной слух?

Слушание музыки – это тоже один из видов музыкального творчества. Что же созидают слушатели, кроме аплодисментов, конечно? А они, воспринимая музыку, в своём воображении создают художественные образы, представления, ассоциации – и это тоже, самое настоящее творчество.

Подбор музыки по слуху – да и ещё раз да! Это умение, которое очень ценится в широкой общественной среде. Обычно людей, которые умеют подбирать по слуху любые мелодии, почитают за умельцев.

Музыкальным творчеством может заниматься каждый!

Самое главное, что именно в творчестве может реализовать себя абсолютно любой человек. Чтобы быть творцом, не обязательно становится профессионалом, не обязательно проходить какую-то серьёзную школу. Творчество исходит из сердца, его главный рабочий инструмент – воображение.

Виды музыкального творчества не нужно путать с музыкальными профессиями, о которых можно почитать тут – «Какие бывают музыкальные профессии?».

Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное твочество)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 22:57, реферат

Краткое описание

Основные виды музыкального творчества:
народная музыка или фольклор: архаичный, городской, современный.
профессиональная музыка:
композиторские или классические произведения (произведения, заключающие в себе серьезное содержание, обращение к вечным вопросам человеческого бытия, совершенные по форме и содержанию)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Istoria_muzykalnogo_iskusstva.doc

1. Виды музыкального творчества (фольклор, церковная музыка, композиторское профессиональное твочество)

Основные виды музыкального творчества:

  • народная музыка или фольклор: архаичный, городской, современный.
  • профессиональная музыка:
      1. композиторские или классические произведения (произведения, заключающие в себе серьезное содержание, обращение к вечным вопросам человеческого бытия, совершенные по форме и содержанию)
      2. церковная и духовная музыка
  • легкая, развлекательная музыка – от средневековой до современной

Народная музыка (фольклор). Фольклор в переводе с английского «народная мудрость, народное знание). Существует, как правило, в устной форме, передаваемой из поколения в поколение. Наиболее древние образцы фольклора: календарно-обрядовые песни. Они связаны с работами на земле, с народными праздниками. К семейно-обрядовым пеням относятся: родильные, свадебные и похоронные. К необрядовым песням относятся семейно-бытовые, любовно-рилические, песни социального протеста. Многообразна также народно-инструментальная музыка.

Церковная и духовная музыка – вокальная и инструментальная музыка христианской церкви, сопровождающая церковное богослужение. На белорусскую церковную музыку огромное влияние оказал каталицизм. Духовную хоровую музыку писали и исполняли известные профессиональные коллективы. Служители культа заботились о просвещении прихожан, они обучали церковных певчих пению и муз. грамоте. В 16-17 вв. церковная музыка достигла высокого уровня. Появились многоголосное пение и церковные жанры.

Читайте также  Особенности выбора учебных центров в россии

2. Периодизация музыкальной культуры Западной Европы

История академической музыки

Музыка католической церкви в раннем Средневековье (4-10вв). Монастыри были центрами учености и музыкального профессионализма. Музыку богослужения отличал характер отрешенности от всего суетного, смирение и погружение в молитву. Если в самых ранних христианских общинах пели все собравшиеся, то, начиная с 4 в. в церкви стали петь только певцы-профессионалы.

Музыка в период зрелого Средневековья (11-12вв). Появление нотного письма, которое обязано своим рождением церковной музыкальной практике. Ранее многоголосие (полифония)

Светская музыкальная традиция в Средние века. Светская музыкальная традиция в средние века. Долгое время светское музыкальное творчество лежало вне профессиональной сферы. Его формированию способствовало становление придворных (рыцарских) традиций в культуре Европы, их взаимодействие с музыкальной культурой бюргерства, с народной культурой средневекового города. Еще в 9 в. (эпоха Каролингов) была организована «дворцовая академия» (по образцу античной), где велись научные споры, устраивались состязания поэтов и музыкантов. С появлением же новых центров культуры (университетов), наряду с большими соборами, где имелись школы для подготовки певчих, ученость сосредотачивалась не только в кругах духовенства, но и в кругах просвещенной знати.

Культовая и светская музыка в 13–14 вв. Создаются региональные полифонические школы. Появляется близкий к будущему термину «композиция» термин «musica composita» (Й. де Грохео, нач. 14 в.), означающий, по аналогии с употребляемым мусульманами с 9 в. термином «таркиб» (араб. – «составление»), – «музыка составленная». Происходит соединение техники церковного искусства с чертами светского. Развиваются новые формы духовной музыки, в которых проявляется лирическое начало. В Италии распространяются гимнические восхваления (лауда), вводятся короткие рифмованные прозы, близкие к светской лирике. С развитием духовной ереси (орден францисканцев) появляются духовные песнопения на местном наречии.

«Новое искусство» (ars nova). Музыка перестала быть «божественной наукой», она становится выразителем земного начала: «Музыка – это наука, которая стремится к тому, чтоб мы веселились, пели плясали» (Машо). Композиторы, продолжавшие работать для церкви, заимствовали из музыки ars nova ее выразительный стиль. В 14 в. в Италии появился ряд ярких музыкальных индивидуальностей, которые писали музыку по вдохновению и сочиняли собственные мелодии для полифонических месс. Мессы и церковные мотеты господствовали, но появились и светские жанры – мадригал, качча, баллада.

Инструментальная музыка эпохи Возрождения. В 15-16 вв. инструментальная музыка начинает выделятся в самостоятельную традицию и быстро распространяется в быту, салонах, при дворах и в церкви. Большую популярность в быту приобретает лютня. Наряду с духовными сочинениями, первые печатные нотные сборники предлагал инструментальные пьесы для лютни.

Музыка эпохи Барокко (17-нач.18). Бах. Вивальди

Классицизм в музыке (17-18 вв). Венские классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен

19 век – век расцвета музыкальной культуры Западной Европы. Романтизм

20 век – пестрота стилей и направлений

3. Музыка барокко (17 в. – середина 18 в). Инструментальные жанры светской музыки. Творчество И.С. Баха и А. Вивальди

Барокко- буквальное значение этого термина в переводе итал. «странный», «причудливый», «вычурный». Чаще всего встречается в архитектуре, где барокко – синоним величия, пышности. Искусство барокко, достигшее высочайших вершин в творчестве композиторов А. Вивальде, И.С. Баха, Генделя, Монтеверди.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Гендель(«Музыка на воде») и Монтеверди(опера «Орфей»). Жанр оратории достиг пика своего развития в работах Генделя и Баха. Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги. Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта (Вивальди. «Времена года») в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями. Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги»

И.С.Бах родился в 1685 году в Германии. Виртуозный органист, прекрасный педагог. За свою жизнь сочинил более 1000 произведений. К самому популярному жанру 18 века, опере, не обращался.

Светские и духовные кантаты. «Страсти по Матфею» И.С.Баха. «Страсти», или пассионы (от лат. passio — «страдание»), — музыкальная композиция на евангельский текст о страданиях и смерти Иисуса Христа. Основная идея «страстей» – самопожертвование. Наиболее сложная форма полифонической музыки — фуга (от лат. fuga — «бег»). Таким образом, то, что слово «фуга» произошло от слова «бег», не случайно. Голоса всё время как бы догоняют друг друга и приходят к согласию лишь в конце. Органная музыка – токкаты, фантазии, фуги, пассакалии; монументальность, импровизационность; обработки хоралов, их типы, выразительные средства. Оркестровые концерты и сюиты Баха. последние годы жизни композитор почти потерял зрение, и самые виртуозные в полифоническом отношении циклы («Музыкальное приношение», 1747 г.; «Искусство фуги», 1749-1750 гг.) он вынужден диктовать.

Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга — Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII—XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора[15]. Долгое время о Вивальди помнили только потому, чтоИ. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40[16]. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

4. Жанр оперы в Италии (17-начало 18 в.): опера-сериа и опера-буффа, сюжеты, стиль, певческие голоса. Оперные школы итальянских городов.

Опера – жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредствам вокальной музыки. Слово опера в переводе с итальянского труд, сочинение. Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы.

. Как самостоятельный жанр опера возникла на рубеже 16-17 веков в кружке философов, музыкантов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «Камерата». Участники камераты мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Венеции, Риме, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера-сериа (большая серьезная опера) и опера-буффа (комическая опера)

Историко-легендарный или мифологический, с запутанной, часто малоправдоподобной интригой, и обязательно со счастливой концовкой.

Повседневный, незамысловатый, комедийный, преимущественной из городского быта. Интрига простая, но занимательная.

Короли, полководцы, античные боги и другие персонажи древних мифов.

Современники, простые люди: крестьяне, слуги, купцы, солдаты, монахи, их жены и дочери

На втором плане

Играет важную роль

Является опорой спектакля, главной оперной формой, явно «перевешивая» все остальное. Служит для демонстрации вокальной виртуозности.

Находится в равновесии с остальными оперными формами, лишена виртуозных украшение, своей простотой близка народной песне

Часто более выразителен, чем ария. Имеет широкое применение.

Постепенно почти исчезают

Занимают ведущее место

Очень пышное, эффектное

Венецианская оперная школа – Франческо Кавалли

Неаполитанская оперная школа – Скарлатти (опера-сериа), Перголези (опера-буффа – «Служанка-госпожа»

5. Венская классическая школа. Симфонический оркестр. Новые жанры инструментальной музыки: симфония, соната, классический концерт, квартет, симфоническая увертюра.

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (нем. Wiener Klassik) — творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. — 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора — Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественно формы. В их сочинениях органично сочетаются интеллект и чувства, комичное и трагичное, точный расчет и естественность, непринужденность высказывания. Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Ведущими инструментальными жанрами эпохи были симфония, соната, классический концерт, квартет, симфоническая увертюра, окончательно сформировался четырехчастный сонатно-симфонический цикл:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: