Виды музыкального слуха: что к чему? - OXFORDST.RU

Виды музыкального слуха: что к чему?

Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

«У меня нет слуха»,- может ответить человек, не связанный с музицированием в ответ на просьбу что-то спеть. Но так ли это? Разумеется, нет. Если человек может слышать звуки, воспринимать обращенную речь, слух у него есть. Но способность к восприятию, исполнению мелодии тесно связана с индивидуальными особенностями, причем развитие музыкального слуха возможно и с течением времени.

Что такое музыкальный слух

«Поет так, будто ему медведь на ухо наступил», — говорят о человеке, который не может похвастаться хорошими вокальными данными. Что же включает в себя музыкальный слух?

Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.

Наличие такого слуха — обязательное условие для исполнения или создания произведений искусства. Если человек хочет достичь успеха, одних природных данных недостаточно, необходимо трудиться и «развивать» уже имеющиеся способности.

Как же можно проверить музыкальный слух?

Помогут несложные упражнения:

Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.

Прослушать ритм и «отстучать» его руками или с помощью карандашей, постепенно усложняя задачу.

Угадывание нот на инструменте. Испытуемый поворачивается к фортепиано спиной, а в это время проверяющий наживает любую клавишу и просит показать ее. Аналогом такой «живой» проверки служат различные онлайн-сервисы.

Виды музыкального слуха

Восприятие отдельных звуков и ощущение взаимосвязи между ними, чувство ритма, способность воспроизвести «в голове» целое произведение — эти и другие способности связаны с видами слуха:

  1. Абсолютный слух — такой вид слуха, который традиционно ассоциируют с музыкальной одаренностью. Человек может распознать любую ноту, не сравнивая ее с другими, высота которых уже известна. Традиционно такой слух считают врожденным, однако его наличие не гарантирует успешности в занятии музыкой, пением.
  2. Интервальный (по-другому — относительный) слух — способность к определению высоты звуков путем сравнения с теми, что человеку уже известны. Его можно «натренировать» до степени абсолютного. Часто профессиональные музыканты достигают успеха только благодаря усердию. А это гораздо надежнее, чем полагаться на талант и ничего не предпринимать для его развития.
  3. Внутренний слух. Связан со способностью мысленно воспроизвести, «слышать»? “проиграть” в голове музыкальное произведение. Так человек может знать, как будет звучать мелодия, отдельные партии инструментов.
  4. Звуковысотный слух поможет точно распознать звуки различной высоты. Его можно развить; самое простое упражнение заключается в ощущении разницы между соседними клавишами на пианино — она составляет полтона. Затем подключают распевание с выполнением различных упражнений.
  5. Мелодический слух позволяет оценить динамику звуков по высоте во время развития мелодии. Как это представить? Во время исполнения произведения высота звуков может оставаться постоянной, а может «идти» в сторону более высоких или низких частот. Перемещение высоты происходит постепенно или резко — как бы «скачками», ступенями.
  6. Интонационный слух — это совокупность звуковысотного и мелодического слуха. Он «отвечает» за способность чутко воспринимать интонации, выразительность произведения — «музыка как живой организм».
  7. Гармонический слух. О нем вспоминают, когда говорят о способности безошибочно распознавать гармонические созвучия, состоящие из одновременно звучащих 2 и более звуков, затем понять, как далеко они расположены друг относительно друга по высоте. Бывает интервальный (2 звука) аккордовый ( от 3 звуков), полезен при подборе аккомпанемента, работе дирижером хора.
  8. Метроритмический слух ассоциируют с различением силы и слабости звука, их продолжительностью в последовательности, иными словами — чувство ритма, способность воспроизвести композицию с помощью движений (постучать, похлопать).
  9. Ладовый слух. Это способность воспринимать взаимоотношения между звуками в определенном произведении: напряжение и разрешение, тяготение, устойчивость или неустойчивость ноты. В европейской культуре мажор и минор — главные лады.
  10. Полифонический слух — способность представлять, как ведут себя несколько мелодий в контексте произведения, если они звучат одновременно, но могут вступать или исчезать в разное время. Иными словами, услышал, как звучит, запомнил, записал в виде нот.
  11. Динамический слух. Помогает определить, как меняется громкость мелодии: идет по нарастающей, перемещается волнами, затихает, есть ли резкие акценты. Связан со способностью эмоционального восприятия произведения.
  12. Тембральный слух связан со способностью чувствовать специфическую тембральную окраску инструмента, которую описывают ассоциативно в связи с определенным предметом. Так звуки бывают глухими (звонкими), теплыми или холодными, насыщенными, гнусавыми, металлическими.

Кроме того, выделяют фактурный и архитектонический виды слуха. Первый связан с манерой художественной обработки (аранжировки) композиции и «отвечает» за фактуру аккомпанемента, подбор инструментов. Второй помогает «увидеть», как из аккордов, слов как из кирпичиков и блоков складывается целая композиция, как она устроена.

У всех людей присутствуют эти виды слуха, какие-то развиты больше, какие-то — меньше. Но не стоит отчаиваться: если упорно трудиться, можно достичь высоких результатов.

О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.

Защита слуха от негативных факторов

Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.

Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.

Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.

Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.

Янмаева Ольга Анатольевна

Специалист по подбору и настройке цифровых слуховых аппаратов, специалист по слуху «Аудионика»

Виды музыкального слуха: что к чему?

Музыкальный слух – это возможность умом различать звуки по их окраске, высоте, громкости и продолжительности. Музыкальный слух, в общем-то, как и чувство ритма, может быть развит, причём видов слуха (точнее его граней, сторон) множество и каждый по-своему в большей или меньшей степени важен.

Звуки музыкальные и немузыкальные

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук. Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе).

А вот немузыкальные звуки называются шумовыми, для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

К чему была нужна эта преамбула? А к подтверждению того, что музыкальный слух – это инструмент уже обученного музыканта. А тем, кто отказывается заниматься музыкой под предлогом отсутствия слуха и изнасилования медведем, говорим прямо: музыкальный слух – не дефицитный товар, раздаётся каждому желающему!

Виды музыкального слуха

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением).

Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

Абсолютный слух – это память на тональности (точную высоту), это возможность определить ноту (тон) по её звучанию или, наоборот, воспроизвести ноту по памяти без дополнительной настройки по камертону или какому-нибудь инструменту, а также без сравнений с другими известными высотностями. Абсолютный слух является особенным феноменом звуковой памяти человека (по аналогии, например, со зрительной фотографической памятью). Для человека, обладающего таким видом музыкального слуха, узнать ноту – всё равно, что для любого другого просто услышать и опознать обыкновенную букву алфавита.

Музыканту абсолютный слух в принципе не особенно нужен, хотя и помогает не фальшивить: например, сыграть на скрипке без ошибок. Вокалистам это качество тоже помогает (хотя и не делает обладателя абсолютного слуха вокалистом): оно способствует выработке точности интонации, а также помогает держать партию при ансамблевом многоголосном пении, правда собственно пение только лишь от «слуха» более выразительным (качественным) не станет.

Читайте также  Как подобрать аккомпанемент к песне

Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

Относительный слух – это профессиональный музыкальный слух, который позволяет услышать и определить любой музыкальный элемент или всё произведение целиком, но только относительно (то есть в сравнении) представляемой им звуковысотности. Он связан не с памятью, а с мышлением. Ключевых моментов здесь может быть два:

  • в тональной музыке это чувство лада: умение ориентироваться внутри лада помогает услышать всё, что происходит в музыке – последовательность устойчивых и неустойчивых музыкальных ступеней, их логическую взаимосвязь, соединение их в созвучия, отклонение и уход от первоначальной тональности;
  • в атональной музыке это слышание интервалов: способность слышать и различать интервалы (расстояние от одного до другого звука) позволяет точно повторять или воспроизводить любую последовательность звуков.

Относительный слух – очень сильный и совершенный инструмент музыканта, он позволяет сделать многое. Единственная слабая сторона его – лишь приблизительное угадывание точной высоты звука: например, слышу и могу сыграть песню, но в другой тональности (часто просто более удобной для интонирования – зависит от типа певческого голоса или инструмента, на котором играешь).

Абсолютный и относительный слух не являются противоположностями. Они могут дополнять друг друга. Если человек обладает абсолютным слухом, но не занимается своим относительным, музыкантом он не станет, в то время как профессионально развитый относительный слух, как воспитываемый тип мышления, позволяет развить музыкальность любому человеку.

Внутренний слух – способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию. Ну, или не только мелодию – кроме неё, он в своём воображении достроить и гармонию, и оркестровку (если музыкант продвинутый), и всё что угодно.

Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, более продвинутые могут спеть ее, но, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки.

Видов музыкального слуха можно выделить и больше, каждый из них помогает музыканту в его общей музыкальной деятельности или в более специальной области. Например, мощнейшими инструментами композиторов являются такие виды слуха, как полифонический, оркестровый и ритмический.

«Музыкальный глаз» и «музыкальный нюх»!

ЭТО ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ БЛОК. Тут мы решили поместить шуточный раздел нашего поста. Как всё-таки интересна и богата впечатлениями наша жизнь, жизнь современного человека…

Работникам радио, диджеям, а также любителям модной музыки, да и артистам эстрады, кроме слуха, который они применяют для наслаждения музыкой, необходимо и такое профессиональное качество, как «музыкальный нюх»! Как же без него узнавать про новинки? Как определять, что нравится аудитории? Такие вещи всегда нужно пронюхивать!

Про «музыкальный глаз» придумайте что-нибудь сами!

КОНЕЦ. По мере накопления музыкально-практического опыта слух развивается. Целенаправленное развитие слуха, постижение основ и сложностей происходит в цикле специальных курсов музыкальных учебных заведений. Это ритмика, сольфеджио и гармония, полифония и оркестровка.

Музыкальный слух

Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.

Содержание

Природа музыкального слуха

Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.

Музыкальный слух предполагает тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру, нюансировке и т.д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения.

Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как музыкальная психология, музыкальная акустика, психоакустика, психофизиология слуха, нейропсихология восприятия.

Разновидности музыкального слуха

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

  • абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, высота которых уже изначально известна; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука; этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются; для успешной профессиональной (любой музыкальной) деятельности присутствие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ его обладателям не даёт; по статистике, абсолютным слухом обладает один человек из десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков [1] ;
  • относительный (или интервальный) слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т. д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком (например, для профессиональных скрипачей таким эталонным звуком является точно настроенная нота «ля» первой октавы, камертонная частота звучания которой составляет 440 Гц); относительный слух должен быть достаточно хорошо развит у всех профессиональных музыкантов [1] ;
  • внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание;
  • интонационный слух [2] — способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи; интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов;
  • гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре, что осуществимо даже в случае отсутствия у исполнителя подготовки в области элементарной теории музыки;
  • ладовый слух — способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука (музыкальной ноты) в контексте той или иной музыкальной композиции;
  • полифонический слух — способность слышать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;
  • ритмический слух — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить;
  • тембральный слух — способность колористически чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний;
  • фактурный слух — способность воспринимать все тончайшие нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;
  • архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.

Развитие музыкального слуха

Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина — сольфеджио. Однако, наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать в том числе и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.

Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев, большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях — предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.

Читайте также  Онлайн-уроки игры на гитаре. как проходит обучение по скайпу с репетитором.

В настоящее время уже создано несколько компьютерных программ («Ear Master Pro», «Музыкальный Экзаменатор», комплект «Музыкальные Аркады», «Ухогрыз» и др.), которые предназначены для самостоятельных занятий по развитию музыкального слуха. Но программы эти, конечно, следует рассматривать лишь только в качестве дополнительного пособия к занятиям по развитию музыкального слуха, которые проводятся под наблюдением опытных и квалифицированных преподавателей.

Что такое музыкальный слух, и можно ли его развить?

Музыкальный слух представляет собой сочетание способностей, которые необходимы человеку для грамотного восприятия, сочинения и исполнения музыки. Он позволяет тонко воспринимать как отдельные музыкальные качества звуков (громкость, высоту, тембр), так и гармоничные связи между ними в музыкальной композиции (чувство ритма, лад). К уникальной способности к пению и музицированию особое отношение. Люди, обладающие музыкальным слухом, считаются чуть ли не избранными, а человек, подходящий под описание «медведь на ухо наступил», зачастую чувствует свою неполноценность.

Насколько редко встречается музыкальный слух? Как понять, есть ли музыкальный слух? Почему не все люди им обладают? Для ответа на эти вопросы нужно понять, что любая человеческая способность возникает от жизненной необходимости. Такую функцию организм обрел после освоения коммуникации при помощи звуков. Чтобы речь была понятна, человеку необходимо различать звуки по тембру, длительности, силе и высоте. Именно это умение и нужно для развития музыкального слуха. И если вы думаете, как развить или улучшить музыкальный слух, стоит понять, каким он бывает.

Абсолютный

Что значит иметь абсолютный музыкальный слух? Это талант к абсолютно точному определению каждой ноты и воспроизведению ее голосом без репетиции и предварительной настройки. Люди с абсолютным слухом могут повторить не только звуки музыкальных инструментов, но и звуки окружающего мира (пение птиц, сирена, стук по различным поверхностям и т.д.).

Относительный

Людям, обладающим относительным слухом, для определения и пропевки нот необходима настройка, то есть, дополнительный аккорд или звук, вокруг которого в уме будет выстраиваться звукоряд. Его можно развить во время обучения музыке.

Мелодический

Умение понимать структуру музыкальной композиции на слух (ритмическую организацию, звуковысотность) и воспроизводить ее через пение называется мелодическим слухом. На более высокой ступени развития человек способен записывать мелодию нотами.

Гармонический

При этой способности человек воспринимает гармонические созвучия – сочетания звуков в виде аккордов и может пропевать их или воспроизводить музыкальным инструментом. Такие люди могут разобрать мелодию или подобрать ее на слух без знания нот или практики в пении. Гармонический слух можно развить даже при отсутствии врожденного таланта.

Внутренний

Это музыкальная способность, позволяющая без использования голоса выстраивать полноценное звучание музыки в голове. На начальном уровне человек подбирает мелодию, аккомпанируя инструментом или координируя себя голосом. При профессиональной подготовке работа с нотным текстом проходит без музыкального инструмента или голоса.

Можно ли развить музыкальный слух?

Музыкальный слух есть у каждого. Без него людям не было бы доступно вербальное общение. Человек постоянно пользуется этим умением, когда разговаривает с другими людьми, пытается угадать их настроение по голосу, отмечает разные эмоциональные оттенки речи и звуков. Отсутствие музыкального слуха – это врожденный порок, как, например, слепота. Конечно, не у всех людей эта способность находится на одном уровне, но у большинства уровень развития музыкального слуха позволяет достичь отличных результатов в музыке без специальных тренировок. Композитор Дмитрий Кабалевский развеял убеждение об уникальности музыкального слуха и доказал, что каждого человека можно обучить музыкальной грамоте. Для пения недостаточно хорошо слушать, важно еще владеть своим голосом. А его управлению можно научиться, как, к примеру, плаванию, рисованию, танцам. Как проверить, есть ли музыкальный слух или нет? Если человек слышит ошибки и дисгармонию при своем пении, то со слухом у него все хорошо. Поэтому не стоит бояться и сомневаться в своих способностях, главное – действовать, и результат не заставит себя долго ждать!

Теперь вы знаете, как определить, есть ли музыкальный слух. А развитие его – это не только возможность научиться красиво петь или играть на музыкальных инструментах, но и отличные тренировки для мозга. Обучение вокалу, нотной грамоте, освоение музыкальных инструментов станет полезной нагрузкой для мозга. А совместив это с регулярным использованием тренажёров Викиум, можно добиться превосходных результатов.

Виды музыкального слуха

Невозможно однозначно сказать, что из себя представляет музыкальный слух, ведь это понятие очень неоднозначно. Присутствие такого слуха у человека способствует правильному восприятию мелодии и умению ее оценивать. Это качество одно из самых важных элементов из общего портрета настоящего музыканта. Что касается начинающих музыкантов, у которых существует мнение, что «медведь на ухо наступил», то раньше времени не стоит делать выводы. Музыкальный слух можно развить.

Говоря в общих чертах, умение чувствовать музыку — это совокупность восприимчивости к определенной последовательности нот, которые отражают впечатления и переживания и появляются при прослушивании музыки.

Люди, обладающие музыкальным вкусом, невероятно чувствительны и отзывчивы:

  • к отношению отдельно взятых звуков, которые присутствуют в одном музыкальном произведении;
  • к качеству звуков, а точнее к громкости, высоте, тембру, чистоте и так далее.

Именно благодаря данным критериям специалисты определили, что существуют различные виды музыкального слуха:

  1. Внутренний слух

Люди, обладающие таким видом музыкального слуха, могут вообразить точное воспроизведение композиции, ее мелодию, а также отдельные звуки. Примечательно то, что они могут сделать это у себя в голове. Ярким примером может служить Бетховен, ведь он даже после потери слуха продолжал писать великие композиции представляя их у себя в голове.

  1. Абсолютный слух

Многие исследователи утверждают, что данный вид восприятия музыки считается врожденным, а не приобретенным. Несмотря на это заявление, изучение данного вопроса до сих пор продолжается.

Люди с таким слухом могут воспринимать отдельную ноту, при этом не проводя параллель с другими нотами, чья высота уже известна. Человек отлично запоминает тональность ноты, что и помогает ему спокойно ориентироваться в нотах и в том, как они звучат. Однако, наличие такого врожденного дара почти не дает никаких дополнительных возможностей своему обладателю.

  1. Относительный или интервальный слух

Такой вид слуха имеет одно отличие от абсолютного. Люди с таким даром могут определить музыкальный звук только при сравнении его с уже знакомым. Иногда уровень развития относительного слуха достигает таких высот, что становится почти как абсолютный. Существует теория, что почти все знаменитые музыканты и прошлые композиторы обладали именно таким, хорошо развитым относительным видом слуха.

Интервальный слух можно развить самостоятельно, систематически упражняясь.

  1. Звуковысотный слух

Он помогает обладателю услышать отличие звуков, даже если высота звука подвергается незначительным изменениям. Чтобы развить такой тип слуха, необходимо научиться слышать разницу между полутонами (это наименьшее расстояние между клавишами на фортепиано). Затем можно продолжать развивать слух самостоятельно с помощью специальных заданий в интернете. Например, существует специальный тренажер, где нужно определить, какой звук выше, а какой ниже.

  1. Мелодический слух

Мелодический слух — умение слышать саму мелодию, любое изменение звуков по мере развития музыкального произведения. Обладатель такого типа суха может определять не только звуки, но и их совокупность, воспринимать мелодию целостно.

Мелодия почти никогда не стоит на месте, она может скакать резко вверх и вниз, изменяться поступенно. За видоизменение мелодии несут ответственность интервалы, которые изучаются на уроках сольфеджио. Если выучить все интервалы, то ориентироваться в музыке станет намного легче.

Мелодический и звуковысотный слух вместе развивают интонационный слух.

  1. Метроритмический слух

Музыканты с данным видом слуха могут легко различать ритм и слабую или сильную доли (метр). Кроме того, такой слух помогает слышать скорость звучания произведения, которая в профессиональной музыкальной грамоте называется темпом.

Люди, обладающие таким видом музыкального слуха, хорошо двигаются, умеют сопереживать музыке, чувствовать ее эмоциональную выразительность.

  1. Гармонический слух

Гармоническое созвучие — это два или более звуков, звучащих одновременно. Гармонический слух – умение различать последовательность таких созвучий.

Такой слух можно подразделить на интервальный, в таком случае звучат всего 2 звука, и на аккордовый, когда звучит более 2 звуков. Обладатели данной способности могут легко различить, какое количество звуков звучит в одно и тоже время, а так же на каком расстоянии друг от друга они находятся.

Читайте также  Необыкновенные музыкальные способности

Если говорить о практическом применении, то такой слух может оказаться полезным при подборе произведения на слух. Гармонический слух особенно хорошо развит у дирижеров. Данный вид слуха связан со следующим – ладовым.

  1. Ладовый слух

Ладовый слух — умение ощущать взаимоотношения между несколькими звуками, звучащими в контексте музыкальной композиции. Здесь важно обратить внимание на такие понятия, как разрядка, устойчивость и неустойчивость звуков, разрешение и напряжение. Притом данные понятия относятся к каждой отдельной ноте.

  1. Полифонический слух

Способность к полифоническому слуху заключается в умении представлять в уме движение нескольких мелодий, которые звучат внутри самой музыкальной композиции.

Основная сложность заключается в том, что эти мелодии могут двигаться не синхронно, появляться и исчезать в разное время, опаздывать и перегонять друг друга. Именно поэтому данный вид слуха считается одним из самых сложных для освоения.

Возьмем к примеру историю Моцарта. Когда ему было всего 14 лет, он наизусть запомнил сложную композицию Miserere и в точности записал его по памяти. Обладатели полифонического слуха могут запросто создавать услышанные мелодии из пустоты.

  1. Тембральный слух

Тембральная окраска звучания голосов, отдельных звуков, инструментов и звукосочетаний — уметь различать данный набор довольно сложно. Тембральный слух помогает уметь различать на слух все данные понятия. Такой слух обычно хорошо развит у звукорежиссеров и дирижеров.

Музыкант с тембральным слухом способен отличить звуки одинаковой громкости и высоты, которые исполняются на различных инструментах или же на одном, но с разными приемами. Как правило, такие люди создают ассоциации, сравнивают определенный звук с конкретным предметом или явлением. Звуковой тембр может быть теплым, мягким, ярким, насыщенным, резким, металлическим и так далее.

  1. Динамический слух

Динамический слух помогает определять громкость звуков и ее изменения. Данная способность напрямую зависит от умения воспринимать мелодию на слух в целом.

В звучащей мелодии каждый звук может быть громче или же тише другого, это придает особенную окраску произведению. Слух помогает определить музыканту: где присутствует крещендо (постепенное увеличение громкости), а где диминуэндо (постепенное уменьшение громкости) и так далее.

  1. Фактурный слух

Фактурный слух позволяет обладателю лучше воспринимать обработку музыки, совершенно не важно художественную или техническую. Другими словами, это навык восприятия фактуры музыкального произведения.

Возьмем для примера фактуру аккомпанемента: она может выглядеть как обычное чередование аккорда и баса, а может содержать красивые переливы — разложение аккордов по звукам.

  1. Архитектонический слух

Такой тип слуха предполагает способность человека на слух определить форму музыкального произведения, его строение и присутствующие закономерности. Он помогает лучше улавливать мотивы и отдельные мелодии, которые потом могут складываться в единое произведение.

Почти все вышеперечисленные виды слуха можно развить абсолютно у любого человека, но не все способны добиться одинаковых результатов. При регулярных тренировках и изучении процесса улучшения своего музыкального слуха можно добиться значительного прогресса и совершенствовать его.

Для развития музыкального слуха подойдут такие дисциплины как сольфеджио, теория музыки и гармония. Но даже несмотря на приложенные усилия педагогов, потенциальный музыкант должен сам систематически тренировать слух, занимаясь различной музыкальной деятельностью. Можно не только выполнять соответствующие упражнения в интернете, но и делать дыхательную гимнастику, танцевать под музыку, хлопать различные ритмы и анализировать любимые произведения.

В том случае, если Вы хотите развить свой музыкальный слух и готовы взяться за этот вопрос основательно, мы готовы Вам помочь! Записывайтесь на пробный урок и решайтесь развивать музыкальные способности вместе с нами!

Что такое музыкальный слух и можно ли его развить?

«Медведь на ухо наступил». До невозможности избитая фраза, но настолько точная в определении музыкально-слуховых способностей человека. Но знаете ли вы, что музыкальный слух можно развивать и люди, которые не способны осмысливать музыкальные впечатления и различать высоту звуков, далеко не безнадежны?

Ведь музыкальный слух – это не редкость и не дар, как принято считать, а способность человека, которая появилась вследствие жизненной необходимости, точно также как умение ходить или разговаривать. Следовательно, его можно натренировать или выучить, как новый иностранный язык. И чтобы это доказать, давайте, для начала, классифицируем музыкальный слух человека.

Виды музыкального слуха

Это уникальная способность человека различать ноты на слух и умение точно воспроизводить их голосом без подстройки. Это касается не только музыкальных звуков, но и всего того, что мы слышим каждый день, например, звук сирены или телефонного звонка.
Чаще всего абсолютный слух выявляется только при занятиях музыкой, иначе человек просто не понимает для чего ему пользоваться этим даром. Ведь он не знает нот и не видит смысла сравнивать их друг с другом. Хотя, ученые выяснили, что люди с абсолютным слухом обладают хорошей памятью высоты звуков, поэтому, если много заниматься, то можно развить в себе эту чудо-способность и натренировать память.

Обладая относительным слухом, человек нуждается в настройке перед тем, как пропеть тот или иной звук. Например, аккорд, проигранный на музыкальном инструменте, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.

Развивается в процессе обучения музыке.

Этот вид слуха также развивается в процессе обучения музыке. Человек учится слышать и понимать развитие мелодии, ее ритм и высоту звуков. В последствии он может пропеть мелодию голосом или даже записать нотами.

Способность разделять аккордовые созвучия и их последовательность на отдельные звуки. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии. Это возможно даже в том случае, если вы не знаете нот или никогда не пели в многоголосном хоре.
Эту способность человек также способен развивать даже при отсутствии каких-либо музыкальных задатков.

Основывается на том, что человек в уме воспроизводит те или иные звуки без использования голоса. На начальном уровне это может выражаться в подборе мелодии на инструменте по слуху. При этом человек понимает свои ошибки и исправляет их.

Более продвинутые воспроизводят внутренний слух голосом, т.е без использования музыкального инструмента читают ноты с листа. Это возможно лишь при интенсивных занятиях сольфеджио или обладая абсолютным слухом, который, как известно, тоже можно развить.

В этом случае человек сначала представляет звук, который хочет исполнить, а потом воспроизводит его голосом. Этот прием не только помогает настроится, но и учит импровизировать.

Можно ли развить музыкальный слух?

Суммируя классификацию разновидностей музыкального слуха можно сделать вывод о том, что у всех нас он есть, только развит у каждого по-разному. Лишь 5% людей в мире являются глухими от рождения, остальные 95% умеют различать голоса и поэтому совершенно точно обладают задатками музыкального слуха.

Умение петь не предполагает умения хорошо слышать и наоборот. Чтобы развивать в себе музыкальные способности необходимо заниматься, точно также, как люди учатся танцевать, играть на гитаре или плавать. Поэтому нельзя говорить, что вам на ухо наступил слон или медведь. Быть может вы просто редко пользуетесь своими музыкальными способностями.

И чтобы узнать, насколько развит ваш музыкальный слух, предлагаем вам пройти тест, который покажет, на каком уровне находится ваше умение различать звуки.

Вам необходимо на слух определить, выше или ниже по тону второй звук. Если ниже, то вам необходимо нажать кнопку LOWER (ниже), а если выше, то кнопку HIGHER (выше). Для повтора звуков можно нажимать кнопку Replay (повтор).

По окончанию теста вам предложат ответить на несколько общих вопросов:

  1. Сколько лет вы занимаетесь музыкой
  2. Ваша национальность
  3. Ваш возраст
  4. Ваш пол (male-мужской/ female-женский)
  5. Процентное соотношение правильно услышанных звуков.

Очень хорошим считается результат, если вы различаете полутона менее 1.5 Hz (Герц). Нам еще есть к чему стремится, ну, а вам мы желаем успехов в развитии вашего музыкального слуха. Ведь, что может быть прекраснее, чем этот удивительный мир, наполненный такой разной и прекрасной МУЗЫКОЙ!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: