Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка? - OXFORDST.RU

Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка?

Гармонь

Гармонь – распространенный народный инструмент, который является ярчайшим представителем семейства ручных гармоник. С греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный». Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью. На аккордеоне справа находятся клавиши, а у гармони кнопки, в этим и заключается основное различие, также профессионалы отмечают варианты настройки звучащих элементов в «розлив».

Нужно отметить, что существует обширное понятие – гармонии, так называют все гармоники ручного типа, которые не относятся прямым образом к баяну и аккордеону. Об этих инструментах сегодня и пойдет речь.

История

Существуют различные версии происхождения гармони, но по одной из них первый подобный инструмент был сконструирован в Германии в конце XVIII века, изобретателя звали К. Бушман. Также немалой популярностью пользуется версия о русском происхождении. Считается, что наибольший вклад в развитие инструмента на пространстве СНГ внес академик Мирек, который занялся доработкой гармони в 1783 году. При этом был заимствован новый метод извлечения звука, который изобрел Ф. Киршник в Чехии, мастер, который изначально специализировался на починке, конструкции и реконструкции органов. По сути устройство элементарно: металлический язычок, который вибрирует под действием потока воздуха. Многое зависит от толщины язычка, его положения, а также материала, из которого он изготовлен.

Конструкция

Конструкция у всех видов гармоний схожа: левый и правый полукорпус, левое клавишное поле служит для аккомпанемента, верхний ряд кнопок – бас, нижние кнопки – готовые аккорды. На правой части играется мелодия. Меховая камера, расположенная между частями корпуса служит для нагнетания воздуха, который воздействует на язычки, которые звучат в зависимости от того, как контролирует кнопки и мех музыкант. Разумеется, при игре многое зависит от исполнителя.

На некоторых инструментах имеются переключатели, чтобы играть слева не аккордами, а нотами более нижнего регистра. Каждая фирма, каждый мастер – изготавливают специфические инструменты, поэтому такое большое различие в форме, строению и особенностях звучания различных гармоний. В наше время применяются электронные технологии, которые позволяют встроить в гармонь «целый оркестр», чаще всего информацию обрабатывает компьютерный процессор и устройство в целом является только наполовину акустическим. Такие инструменты пользуются немалой популярностью, благодаря своим замечательным звуковым качествам.

Музыкальные особенности гармонии

Гармонии являются в своем роде уникальными инструментами , каждый инструмент имеет определенную (или несколько) тональностей, чаще всего это мажорная гамма и мажорные аккорды, хотя в некотором случае есть и минор. Чаще всего встречаются гармоники, которые могут играть только в диатоническом ряде, хотя в редких случаях можно встретить модели, где исполнителю предоставлена хроматическая гамма – их называют «хромки». Нужно признать, что играть на них намного сложнее, так как резко возрастает вероятность попадания в диссонанс. Если сравнивать гармоники, например, с баяном, то основное отличие состоит в том, что у гармоней намного меньше октав: обычно достаточно двух, также и габариты меньше.

Интересно, что все европейские и русские гармони можно разделить на две большие группы по звукоизвлечению. Дело в том, что при растяжении мехов язычок может издавать один звук или два – в зависимости от направления движения камеры – на растяжение или на сжатие. Отметим, какие гармошки относятся к первому типу, где направление движения полукорпусов не имеет значения:

  • ливенка;
  • русская венка;
  • хромка и др.

Второй тип сложней в использовании, но это не значит, что такие гармонии меньше распространены – наоборот, в некоторых городах и областях используются только они, перечислим основные из них:

  • тальянка;
  • черепанка;
  • тульская;
  • вятская и др.

Также может различаться расположение кнопок на правой клавиатуре и их общее количество, обычно кнопки считают рядами, указывая, сколько в каждом из них. Чаще всего можно встретить двухрядные модели , так как две октавы это вполне достаточно, чтобы сыграть практически любую народную или эстрадную мелодию, песню.

Тульская гармонь, «тальянка», саратовская

Тульскую хроматическую гармонь по официальной версии изобрел Н. Белобородов и Л. Чулков, сейчас имеется фабрика «Тульская гармонь», где можно купить инструменты как лично, так и заказом через интернет. Данные инструменты востребованы и пользуются большой популярностью, благодаря своим качествам: возможности инструмента широки – и он может быть использоваться для занятий в музыкальной школе, в училище, в консерватории. Второе место по востребованности в народе занимает тальянка, сокращенно от «итальянка», на правой клавиатуре всего 15 или менее кнопок, а на левой три, издающие колокольный звон. Уникальность инструмента заключается в том, что аналогов в мире не существует. Другая интересная гармонь Саратовская, она также считается народной и вряд ли где ещё можно найти такую конструкцию, она также имеет кнопки с колокольчиками, но это вариативно.

Детская гармошка

Часто покупают детские гармошки, которые созданы специально для детей – чтобы развить слух, играть на них очень просто, как правило, они имеют всего одну тональность и минимальное количество кнопок. Некоторые дети начинают именно с такого инструмента, а потом поступают в музыкальную школу по классу баян или аккордеон. Кроме того, взрослым тоже будет интересно играть на такой гармошке, это отличный подарок на любой праздник . Нужно помнить о том, что гармонии сильно отличаются, и играть на них не так просто: если музыкант освоил один инструмент это не значит, что он сможет сыграть на другом типе гармошки. При этом отличаются не только строи, но и техники игры на тех или иных моделях. Лучше всего выбирать (особенно новичку) самый простой вариант и постепенно идти к более сложному.

Ручные гармоники

С момента появления ручной гармони прошло более 200 лет. Возникновение этого инструмента стало предпосылкой к появлению таких популярных музыкальных конструкций, как баян и аккордеон, которые сегодня входят в академическую группу. Но ручные гармоники самых разных видов продолжают шествие по миру, увлекая слушателей своим разнообразным звучанием.

Конструкция

Какой бы разновидности ни была гармошка, по типу звукоизвлечения все виды являются язычковыми музыкальными инструментами, то есть звук извлекается под действием воздушной струи, которая оказывает влияние на язычок. Внешне устройство гармоники выглядит следующим образом:

  • левый полукорпус с собственной клавиатурой;
  • правый полукорпус с клавиатурой, расположенной на грифе;
  • меховая камера с разным количеством барин (складок).

Внутреннее устройство имеет главный элемент – голосовую планку, к которой крепятся язычки. Их два. Один колеблется при разжиме мехов, другой при сжиме. Это особенность ручных гармоник основывается на том, что при растягивании мехов и возвращении их в исходное положение направление воздуха меняется.

Гармошка имеет диатонический звукоряд. Это одно из главных отличий от родственников гармоники баяна и аккордеона с хроматическим или смешанным.

Работа гармоники основывается на принципе рычажного клавишного механизма, как у фортепиано. При нажатии на клавишу происходит открытие в деке, через которую поступает воздух в резонаторную камеру, где расположены язычки.

«Ручным» устройство называют потому, что гармонист держит его в руках. Для удобства к корпусу цепляются ремни, которые позволяют накинуть их на плечи или маленькие ремешки для удобства закрепления кисти руки, если модель имеет маленький размер.

История

Родиной гармони считается Германия. В 20-е годы 19 века первый инструмент сконструировал берлинский мастер Фридрих Бушман. Изобретенный им инструмент стал называться «harmonica». Но есть версии, что его могли придумать в Англии и даже в Санкт-Петербурге.

Предшественник гармоники – губная гармошка. Она имеет похожий способ звукоизвлечения.

В 30-40 годы XIX века первые гармоники начали появляться в России. Их привозили богатые граждане из-за границы. В это же время в Тульской губернии началось кустарное изготовление российскими мастерами.

Тульские кустари считаются первыми и главными изготовителями гармоники. Они изготавливали легкий инструмент с одним рядом кнопок на правой и левой руке.

Это были однорядные модели, но уже через несколько лет появились «двухрядки». Но у них был существенный недостаток в ограниченном аккомпанементе, поэтому гармонизация русских песен искажалась. Более совершенными стали саратовская, ливенская модели и «венка».

В истории развития гармони возникали разные виды с отличающимся количеством клавиш и барин, размером, строением корпусов. Не следует путать их с баяном и аккордеоном, так как эти конструкции имеют разные характеристики. Очевидная разница между гармонью, аккордеоном и баяном в габаритах и количестве октав, у последних их больше. Расширенный звукоряд более крупных «родственников» – еще одно отличие.

По типу звукоизвлечения конструкции делятся на два типа:

  • При нажатии кнопки извлекается звук одной высоты – хромка, «ливенка», «русская венка».
  • Звук зависит от направления движения мехов – «черепанка», «тульская», вятская гармонь.

Название давались по месту происхождения инструмента.

Исключением можно назвать устройства, названные «черепашками». Это очень маленькие гармоники, продаваемые в Череповце, которые изначально изготавливались на радость детям, а впоследствии стали популярными у современных гармонистов и артистов.

Самые известные виды:

  • Елецкая рояльная гармоника – сконструирована в городе Ельце. Разработка мастера Ильина отличалась тем, что имела расположение клавиш, как у фортепиано и диапазон в две с половиной октавы.
  • Ливенская – главное отличие в большом количестве барин, которые создают длинную меховую камеру.
  • Саратовская – в конструкции присутствуют колокольчики.
  • Череповецкая – имеет очень маленькие размеры, а кнопки басовой клавиатуры находятся на корпусе.
  • Кирилловская гармонь – создана в Вологодской области, компактная, легкая, но обладающая широким диапазоном звучания.
Читайте также  Самые интересные мысли о музыке

Среди других видов наибольшее распространение получила хромка – «двухрядка» или однорядная русская гармоника. А у разных народов существовали свои гармоники: марла-кармонь у марийцев, тальян гармун у татар, пшинэ у адыгов, комуз у дагестанцев.

Гармонь – самый любимый и распространенный русский народный инструмент. Гармонист всегда самый главный гость на любом празднике, а его музыка сопровождает народные гулянья, звучит на соседских посиделках, праздниках.

Гармонь

Гармо́нь (гармошка) — язычковый клавишно-пневматический [1] музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.

Гармонь! Гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень.
Гармонь! Гармонь!
Родимая сторонка,
Поэзия российских деревень.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Содержание

История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann ) [2] . Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением (см. немецкую Вики), а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха) [3] . Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. [4] [5] Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Гармонь в годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было оправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000 (согласно директиве Наркомата Обороны) [6] .

Отличительные особенности

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

  • Гармони могут имеют определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа — это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней — минорной гаммы), которую можно извлекать на гармони.
  • Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков — как у гармони хромки.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Виды гармоней

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Народные гармони

Русские гармони

Саратовская гармонь
Ливенская гармонь
Хромка

Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).

Другие виды

Тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой — три), вятская, саратовская, елецкая, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.

Других народов

  • Кавказские: азербайджанская, осетинская (ирон-канздал-фандыр) и др.
  • Других народов России: татарская, марийская гармонь (марла-кармонь).

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

  • С разными звуками: тульская хроматическая (изобрёл — Николай Белобородов совместно с Леонтием Чулковым), саратовская, черепашка, бологоевская, немецкие («немки»), венские («венки») и др.
  • С одинаковыми звуками: хромка, вятская, ливенская («ливенка»), вологодская, елецкая рояльная, сибирская, восточные гармони (татарские, кавказские) и др [1] .

Исполнители

  • Белобородов, Николай Иванович
  • Хегстрем, Владимир Петрович

Современные исполнители

  • Газданов, Булат Гаппоевич

Галерея

А. Г. Венецианов Девушка с гармошкой (1840)

См. также

  • Музей русской гармоники А. Мирека
  • Играй, гармонь любимая! (телепрограмма)

Примечания

  1. 12 Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. — М .: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4
  2. Саратовская гармоника
  3. Баян / Аккордеон — История язычковых инструментов
  4. БСЭ, Т.41, 1956 стр.654
  5. БСЭ т.4 1950 год стр 357
  6. Виктория Соловьёва, Сергей ГрамотеевЖива гармошка, победившая войну. ГТРК «Ока», «Вести-Рязань» (телеканал Россия-1) (7 мая 2009). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.Проверено 4 мая 2012.

Литература

  • Мирек А. М. … И звучит гармоника. — М .: Советский композитор, 1979. — 176 с.
  • ГОСТ 25992-83 — Инструменты музыкальные язычковые. Общие технические условия.

Ссылки

Гармонь в Викисловаре ?
Гармонь на Викискладе ?
  • Проект «Русская гармонь».
  • Виды гармоней.
  • Российский союз гармонистов, баянистов, аккордеонистов.

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Диатоническая (Блюзовая • Тремоло • Октавная) • Хроматическая • Оркестровые (Мелодическая • Басовая • Аккордовая)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Глухари
  • Тетеревиные

Смотреть что такое «Гармонь» в других словарях:

ГАРМОНЬ — «ГАРМОНЬ», СССР, Межрабпомфильм, 1934, ч/б, 66 мин. Музыкальная комедия. По одноименной поэме Александра Жарова. Первый отечественный музыкальный фильм был поставлен по поэме Александра Жарова. Часть поэзии в те времена стала как бы родом… … Энциклопедия кино

гармонь — черепашка, гармошка, гармоника, хромка, тальянка, трехрядка, ливенка Словарь русских синонимов. гармонь сущ., кол во синонимов: 11 • гармоника (14) • … Словарь синонимов

ГАРМОНЬ — ГАРМОНЬ, гармони, жен. (прост.). То же, что гармоника в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ГАРМОНЬ — ГАРМОНЬ, и, жен. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.). | прил. гармонный, ая, ое. Гармонная фабрика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ГАРМОНЬ — Клавишно пневматический музыкальный инструмент со складчатыми раздвижными мехами, соединенными с клавиатурой. Гармонь была заимствована в Россию из Западной Европы в первой половине XIX в. и вскоре стала одним из самых любимых народных… … Лингвострановедческий словарь

ГАРМОНЬ — Взять на гармонь кого. Жарг. угол. Совершить убийство, воспользовавшись шумом в толпе, в поезде. Хом. 1, 168. Гармонь играет. Жарг. угол. Собака лает. ББИ, 54; Балдаев 1, 85; ТСУЖ, 75. /em> Гармонь собака. Большой, а без гармоньи. Яросл. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок

гармонь — и, ж., разг. Язычковый музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с двумя клавиатурами по бокам. Быстрым движением он снял с плеча гармонь вишневого цвета и бережно растянул ее мехи (Галин). Синонимы: гармо/ника, гармо/ния… … Популярный словарь русского языка

гармонь — Искон. Образовано путем аббревиации на основе гармоника, заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Harmonika «гармонь» усвоено из англ. яз., в котором оно является неологизмом Б. Франклина, изобретшего этот музыкальный инструмент, на базе греч.… … Этимологический словарь русского языка

гармонь — и; ж. Клавишно пневматический музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой. Играть на гармони. Двухрядная г. Тульская, вятская г. *… … Энциклопедический словарь

гармонь — ГАРМОНЬ, и, ж То же, что гармоника. … В Огаркове уже гуляют вовсю, гармонь играет, девки… по улице идут, поют (В. Белов) … Толковый словарь русских существительных

Вся жизнь гармонь .

Язычковые музыкальные инструменты: гармони, баяны, аккордеоны.

К язычковым музыкальным инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Эти инструменты могут быть использованы как для сольного, так и для ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.

Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).
Современные гармони и их усовершенствованные виды — баяны и аккордеоны — имеют одноименные основные детали и узлы.
На рис. ниже представлен внешний вид гармони. Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин — правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.

Корпус состоит из право го и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы.
Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов.
Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.

Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13—17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента.
Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.

Читайте также  Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.
Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.

Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.
Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.
Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине — басовыми резонаторами.
Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.

Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот — чем язычок длиннее, тем звук ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.
От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.
Голосовые планки изготавливают из латуни или алюминия.
Гармонь несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гapмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными «голосами», обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.
Гармони имеют диатонический звукоряд. Диапазон звучания — около трех октав.

Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.
«Венки» характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. «Хромки» пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.
Различают гармони одно-, двух-, трех-, четырехголосые, которые имеют соответственно один, два, три, четыре язычка, звучащих в унисон при нажатии на одну клавишу. Увеличение количества звучащих в унисон язычков приводит к усилению громкости звучания.
Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода:
¦ на первом месте буква, обозначающая соответственно А — аккордеон, Б — баян, Г — гармонь;
¦ на втором месте — цифра, обозначающая количество клавиш правой клавиатуры;
¦ на третьем месте — цифра, обозначающая количество кнопок левой клавиатуры;
¦ на четвертом месте — римская цифра, обозначающая количество голосов, т. е. одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши;
¦ на пятом месте — дробь, числитель которой указывает количество переключателей регистра в мелодии, а знаменатель — количество переключателей регистра в левой клавиатуре (в аккомпанементе). При отсутствии переключателей регистра в левой клавиатуре на пятом месте — цифра, обозначающая количество переключателей регистра в правой клавиатуре (в мелодии).
В табл. приведена характеристика нескольких типов разновидностей гармоний.

В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.

Баян появился в результате усовершенствования гармони. В отличие от гармони он имеет хроматический звукоряд (12-ступенный равномерно-темперированный строй), диапазон звучания до 5 октав, поэтому его музыкальные возможности значительно шире. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.
В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рис.

По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.
Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков.
Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.
Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.
Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.
В зависимости от назначения, особенностей конструкции, наибольшего количества одновременно звучащих язычков, наличия регистровых переключателей баяны можно подразделить на несколько групп:
1. Баяны двухголосые с различными звуковыми диапазонами без регистровых переключателей (Б-43х80-П и др.) Это инструменты с уменьшенным звуковым диапазоном, небольших размеров, предназначены в основном для обучения детей.
2. Баяны двух-, трехголосные с регистровыми переключателями, с помощью которых имеется возможность получать различные комбинации одновременно звучащих язычков при нажатии на одну клавишу мелодии (Б-52х100-Ш-5 и др.).
3. Баяны с готово-выборным аккомпанементом (БВГ-58х100-Ш-7 и др.) — наиболее сложные по своей конструкции и совершенные по исполнительским, игровым и акустическим свойствам.
4. Оркестровые баяны — пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. По своему конструктивному устройству они отличаются от обычных баянов тем, что имеют клавиатуру только в правой части корпуса и различаются по звуковому диапазону: баян-пикколо имеет 3 октавы, прима — 4 октавы, альт — З1/2 октавы, тенор — 3 октавы, бас — 3 октавы, контрабас — 21/2 октавы.
5. Тембровые баяны: баян-труба, баян-флейта, баян-фагот, баян-гобой, баян-кларнет. Эти баяны принципиально отличаются от всех рассмотренных ранее конструкций баянов, они имитируют звучание трубы, флейты, фагота, гобоя, кларнета. В зависимости от характера настройки язычков, звучащих одновременно при нажатии на определенную кнопку, баяны бывают двух типов: «в унисон» и «в разлив». Баяны, язычки которых настроены в унисон, т. е. на одну ноту, применяются при первоначальном обучении игре и для сопровождения народных песен и танцев. Баяны, язычки которых настроены в разлив, т. е. с некоторой расстройкой по отношению друг к другу в сторону повышения, называются аккордеонированными и используются для исполнения легкой и эстрадной музыки.

Аккордеон

Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рис.

Разница между баяном и аккордеоном — в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.
Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.
Строй аккордеона двенадцатистепенный, равномерно-темперированный, (звукоряд полный хроматический). Диапазон звучания до ЗУ2 октав. Настройка язычков «в разлив».
Аккордеоны бывают трех- и четырехголосные, встречаются и пятиголосные модели. Левую клавиатуру аккордеонов делают с готовыми аккордами и с переключением на выборные басы, а также готово-выборную без переключения.
В зависимости от звукового диапазона, голосности и количества регистров аккордеоны подразделяются на полные и неполные.
Полными аккордеонами принято называть инструменты, имеющие 41 клавишу в клавиатурном механизме мелодии и 120 кнопок в басовом механизме. Из полных наиболее распространенными являются следующие типы аккордеонов: А-41Х120-Ш-5/2; А-41х120-Ш-7/3; A-4IxI20-IV9/3 — диапазон звучания мелодии (в основной) от ноты фа малой октавы до ноты ля третьей октавы.
К неполным относятся инструменты уменьшенного звукового диапазона и небольших размеров. В основном они предназначены для учебных целей. Это аккордеоны: А-34х80-Ш-5; А-34х80-Ш-5/2 — диапазон звучания мелодии от ноты соль малой октавы до ноты ми третьей октавы; А-37х96-Ш-5/3 — диапазон звучания от ноты фа малой октавы до ноты фа третьей октавы.

Hohner — процесс изготовления аккордеонов

Разновидности гармоней

Русская гармонь

Язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент – гармонь – с начала прошлого века пользовалась в России большой популярностью. В последние десятилетия о ней стали незаслуженно забывать. Но не зря говорят, что мода циклична, сейчас получив второе рождение, гармонь ждет новая слава.

Тульская гармонь — Хромка

Во второй половине ХХ века тульские мастера усовершенствовали имеющиеся тогда типы гармоник. Изменения коснулись голосовых планок, благодаря чему инструмент при сжатии и растягивание мехов стал издавать одинаковый звук. Несмотря на то, что гармонь по-прежнему осталась диатонической, наличие дополнительных хроматических звуков позволило расширить круг тональности. Основные клавиши, которые выводят мелодию, расположились на правом полукорпусе в два ряда. Тульская гармонь стала двухрядной, почти хроматической и вытеснила все другие виды.

Современную гармонь Хромка можно купить как порядковую – с тремя рядами левосторонних кнопок, так и непорядковую, в которой отсутствует третий вспомогательный ряд клавиш. Извлечение звуков происходит благодаря наличию музыкальных планок с закрепленными металлическими язычками. Размер язычка определяет высоту звука. Воздух из мехов по системе приводящих клапанов подается к музыкальным планкам. Так рождается звук, и звучат милые сердцу наигрыши и напевы.

Читайте также  Музыкальные произведения чайковского для детей

Виды гармоней

Беларусь

Большая популярность гармони среди населения, а также эпоха тотального дефицита в середине прошлого века послужила началом зарождения кустарного промысла музыкальных инструментов, часть из которых перерастала в фабрики. Так, с 50-х годов стала производиться гармонь Беларусь, купить инструмент с особой тембральной окраской и разливом звука сегодня можно в нашем интернет-магазине. Мы рекомендуем гармонь такого вида только для взрослого музыканта. Объемные габариты и значительный вес могут оказаться непосильными для ребенка.

Чайка

Двухголосая безрегистровая гармонь Чайка – это инструмент в тональности соль мажор, ля мажор, до мажор. Звуковой ряд – неполных три октавы. Голосовые планки выполнены из алюминия, благодаря чему инструмент имеет небольшой вес. Меха состоят из 17 борин. Корпус украшен фольклорным орнаментом.

Чайка 2

Современная двухголосая гармонь Чайка 2 выполняется в тональности ля мажор, фа диез минор, имеет красивое звучание в разлив. Диапазон — от ля малой октавы до ля третьей октавы. Корпус выполняется из клееной фанеры лиственных пород (чаще береза), покрыт лаком и искусным народным орнаментом.

Шуйская гармонь

Соблюдая традиции народных мастеров. Трехголосый инструмент поможет воссоздать всю красоту музыкального звучания. Благодаря ручной обработке качественных алюминиевых пластин, из которых создаются голосовые планки, достигается высокий класс и чистота звука. По желанию можно приобрести модель с регистром или без регистра. Традиционную палехскую роспись, которая украшает корпус, можно дополнить инкрустацией за натуральных камней. Такая гармонь покорит сердца слушателей!

В нашем магазине не продаются гармони или баяны б/у . Вы можете купить только новую гармонь от лучшей российской фабрики «Тульская гармонь». Цена на инструменты зависит от множества параметров. Есть определенная стоимость на серийную модель.

Если вы рассматриваете гармонь из этих моделей, присмотритесь к гармони «Тульская 301М» производства фабрики «Тульская гармонь»

Но если вы хотите купить русскую гармонь с определенными требованиями, тогда стоимость заказанного инструмента просчитывается индивидуально. Просто свяжитесь с нашим менеджером, и мы воплотим ваши музыкальные мечты в реальность!

По любому вопросу об этих гармонях, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71

ГАРМОНЬ

ГАРМОНЬ, гармоника, музыкальный инструмент с проскакивающими металлич. язычками, приводимыми в колебание струёй воздуха, нагнетаемого мехами. Первую ручную Г. изобрёл нем. мастер К. Ф. Л. Бушман в 1822. В России произ-во Г. возникло в 30-40-х гг. 19 в. (Тула). Отечественные мастера создали много разновидностей Г. двух осн. типов. К 1-му относятся Г., на к-рых при растяжении и сжатии меха каждая кнопка даёт различные звуки. Это Г. тульская, саратовская, «черепашка», бо-логоевская, белобородовская, касимовская, петербургская (предшественница баяна), марийская марла-кармонь (обычное распределение звуков в диатонич. строе: до 1 , ми 1 , соль 1 , до 2 , ми 2 , соль 2 , до 3 при растяжении меха, ре 1 , фа 1 , ля 1 , си 1 , ре 2 , фа 2 , ля 2 при сжатии Г.). На Г. 2-го типа растяжение и сжатие меха не меняет высоты звука. В их числе вятская, ливенка, русянка, елецкая рояльная (предшественница аккордеона), сибирская, хромка; национальные: татарская, кубос, пшинэ, комуз, выборная азербайджанская. В России одновременно с перечисленными бытовали также нем. и венские Г., однорядные и двухрядные. Г. является одним из наиболее распространённых нар. муз. инструментов. Лит.: Новосельский А., Книга о гармонике, М.- Л., 1936; Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Мирек А., Справочник по гармоникам, [М.], 1968. Л.М.Мирек.

Смотреть что такое ГАРМОНЬ в других словарях:

ГАРМОНЬ

гармоника, музыкальный инструмент с проскакивающими металлическими язычками, приводимыми в колебание струей воздуха, нагнетаемого мехами. Перву. смотреть

ГАРМОНЬ

ГАРМОНЬ, -и, ж. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.). II прил.гармонный, -ая, -ое. Гармонная фабрика.

ГАРМОНЬ

гармонь ж. Клавишно-пневматический музыкальный инструмент, представляющий собою подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой.

ГАРМОНЬ

гармонь ж. разг. = гармоника 1

ГАРМОНЬ

гармонь черепашка, гармошка, гармоника, хромка, тальянка, трехрядка, ливенка Словарь русских синонимов. гармонь сущ., кол-во синонимов: 11 • гармоника (14) • гармония (30) • гармошка (6) • двухрядка (2) • ливенка (2) • лира (12) • однорядка (3) • тальянка (4) • трехрядка (3) • хромка (2) • черепашка (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хромка, черепашка. смотреть

ГАРМОНЬ

гармоника, гармония, — клавишно-пневматический инструмент. Корпус состоит из двух частей, между к-рыми помещается воздушный резервуар — мех. Ис. смотреть

ГАРМОНЬ

Клавишно-пневматический музыкальный инструмент со складчатыми раздвижными мехами, соединенными с клавиатурой.Гармонь была заимствована в Россию из Запа. смотреть

ГАРМОНЬ

ГАРМО́НЬ, і, ж., розм.Те саме, що гармо́нія².Високий матрос розтягнув гармонь, почав тихо співати (О. Корнійчук);Грала гармонь, тужливі чоловічі голоси. смотреть

ГАРМОНЬ

1) Орфографическая запись слова: гармонь2) Ударение в слове: гарм`онь3) Деление слова на слоги (перенос слова): гармонь4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ГАРМОНЬ

Искон. Образовано путем аббревиации на основе гармоника, заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Harmonika «гармонь» усвоено из англ. яз., в котором. смотреть

ГАРМОНЬ

Взять на гармонь кого. Жарг. угол. Совершить убийство, воспользовавшись шумом в толпе, в поезде. Хом. 1, 168. Гармонь играет. Жарг. угол. Собака лает. смотреть

ГАРМОНЬ

-и, ж. разг. То же, что гармоника (в 1 знач.).Быстрым движением он снял с плеча гармонь вишневого цвета и бережно растянул ее мехи. Галин, Песня о Мак. смотреть

ГАРМОНЬ

ж, разг.; = гармо́шка см. гармоника ••сапоги́ гармо́шкой — bol körüklü çizmeСинонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, т. смотреть

ГАРМОНЬ

Гармо́нь. Искон. Образовано путем аббревиации на основе гармоника, заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Harmonika «гармонь» усвоено из англ. яз. смотреть

ГАРМОНЬ

II. ГАРМО́НІЯ (музичний інструмент), ГАРМО́НІКА, ГАРМО́НЬ розм. рідко; ДВОРЯ́ДКА (з двома рядами клавіш). Коли зовсім смеркло, на вулиці розкотисто заг. смотреть

ГАРМОНЬ

(3 ж), Р., Д., Пр. гармо/ни; мн. гармо/ни, Р. гармо/нейСинонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хр. смотреть

ГАРМОНЬ

Плясать во сне под гармонь означает слезы. Ваш партнер будет пренебрегать вашими желаниями, и это окажется для вас открытием. Не допускайте проявления грубости и наглости по отношению к себе со стороны партнера. Играть на гармони – символ ревности, причем беспочвенной, поэтому не стоит подозревать любимого человека в измене до тех пор, пока вы сами в этом не убедитесь. смотреть

ГАРМОНЬ

корень — ГАРМОНЬ; нулевое окончание;Основа слова: ГАРМОНЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ГАРМОНЬ; ⏰Слово Гармонь со. смотреть

ГАРМОНЬ

гармо́нь, гармо́ни, гармо́ни, гармо́ней, гармо́ни, гармо́ням, гармо́нь, гармо́ни, гармо́нью, гармо́нями, гармо́ни, гармо́нях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хромка, черепашка. смотреть

ГАРМОНЬ

ж. см. гармоника 1)Синонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хромка, черепашка

ГАРМОНЬ

ж см гармоника, гармония Синонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хромка, черепашка

ГАРМОНЬ

Омар Оман Норма Нора Ном Онагр Нога Морган Морг Мор Орг Могар Мга Марь Марго Мао Манор Манго Манг Орган Орн Орь Ман Рам Ранг Маго Маг Гром Грань Рано Рань Рог Гран Гор Ром Гном Гам Аргон Арго Аон Амон Агро Агор Рон Арно Арон Гамон Гармонь Гарь Роман Гон Горн Рао. смотреть

ГАРМОНЬ

ж разг. см. гармоника Синонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хромка, черепашка

ГАРМОНЬ

= гармоніка = гармонія кнопковий пневматичний інструмент, попередник баяна і акордеона. Широкого поширення набула в Росії, де існувало чимало її різновидів — бологоєвська, тульська, віденська, лівенська, саратівська тощо. смотреть

ГАРМОНЬ

гармо́нь, -иСинонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хромка, черепашка

ГАРМОНЬ

гарм’онь, -иСинонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хромка, черепашка

ГАРМОНЬ

-і, ж., розм. Те саме, що гармонія II.

ГАРМОНЬ

ж. разг. (= гармоника) Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: гармоника, гармония, гармошка, двухрядка, ливенка, однорядка, тальянка, трехрядка, хромка, черепашка. смотреть

ГАРМОНЬ

імен. жін. родумуз.гармонь

ГАРМОНЬ

сущ. жен. родамуз.гармонь

ГАРМОНЬ

Ударение в слове: гарм`оньУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: гарм`онь

ГАРМОНЬ

ж. см. гармоника 1)

ГАРМОНЬ

ГАРМОНЬ

Возникло в результате переоформления слова гармоника, заимствованного из немецкого или английского, а восходит к греческому harmonia – «гармония».

ГАРМОНЬ

гармонь, гарм′онь, -и, ж. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.).прил. гармонный, -ая, -ое. Гармонная фабрика.

ГАРМОНЬ

ГАРМОНЬ, -и, ж. (разговорное). То же, что гармоника (в 1 значение). || прилагательное гармонный, -ая, -ое. Гармонная фабрика.

ГАРМОНЬ

гармо’нь, гармо’ни, гармо’ни, гармо’ней, гармо’ни, гармо’ням, гармо’нь, гармо’ни, гармо’нью, гармо’нями, гармо’ни, гармо’нях

ГАРМОНЬ

f; ks гармошкаhanuri, haitari

ГАРМОНЬ

Начальная форма — Гармонь, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное

ГАРМОНЬ

гармонь, гармоника; гармоньӧн ворсны — играть на гармони; см. тж. ворсан в 1 знач., гудӧк

ГАРМОНЬ

гармонь черепашка, гармошка, гармоника, хромка, тальянка, трехрядка, ливенка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: