Упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре - OXFORDST.RU

Упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре

Как увеличить скорость игры на электрогитаре?

Как развить скорость игры на гитаре? Как играть на электрогитаре быстро? Чаще всего ученики спрашивают преподавателей именно об этом. Не так уж и много людей на первом занятии интересуются, как играть чисто или как красиво «петь инструментом». Подавляющее большинство как новичков, так и бывалых гитаристов буквально бредят повышением скорости игры. Кто-то хочет поливать легато как Joe Satriani, кто-то мечтает строчить пассажи переменным штрихом как Paul Gilbert, а кто-то спит и видит, как стучит даунстроком в режиме отбойного молотка свой любимый Master of Puppets.

Чтобы, наконец, расставить все точки над «i», я решил написать данную статью, в которой разъяснены несколько методов увеличения скорости игры на электрогитаре, используемых мной в образовательном процессе. Сразу хочу отметить, что в данной статье не будут затрагиваться технические проблемы, не позволяющие гитаристу набрать желаемый темп (лишние изгибы в запястьях, слишком большой отрыв пальцев, недостаточная амплитуда хода медиатора и прочее). Вышеназванные параметры несомненно важны, но для их разъяснения скорей подойдут видеоуроки, а не текстовое описание. В данной же статье развитие скорости игры на гитаре будет рассмотрено именно с методической точки зрения, а технические проблемы по умолчанию признаются решенными. Речь пойдет об универсальных методах, применение которых может помочь достигнуть желаемых темпов исполнения различных музыкальных фрагментов, которыми могут являться отдельные технические приемы, комбинированный этюд или же гитарная партия реального музыкального произведения. Применение методик будет эффективно в любом случае.

В образовательном процессе я использую 3 метода повышения скорости игры на гитаре:

  • Линейный
  • Аддитивный
  • Пирамидальный

Каждый из них имеет свои особенности и по-разному эффективен в различных ситуациях. Данные методы представлены в виде формальных пошаговых алгоритмов, в описании которых фигурирует несколько основополагающих понятий. Чтобы исключить возможные двусмысленные трактовки, рекомендую ознакомиться с их определениями. Итак, как же играть на электрогитаре быстро?

Параметры алгоритмов (определения)

Базис — музыкальный фрагмент, принятый в качестве основы для применения метода повышения актуального темпа. Понятие «базис» варьируемо в зависимости от поставленных задач, уровня музыканта, гитарной партии и применяемого метода. Например, если гитарист ускоряет ритм-партию, то базисом может являться фрагмент гитарного риффа. Если необходимо разогнать восходящую гамму переменным штрихом, то вполне логично сделать базисом соответствующий бокс или часть бокса, опять-таки учитывая уровень игры музыканта.

Актуальный темп — темп, в котором гитарист способен идеально сыграть базис не менее 3 раз подряд. Под идеальной игрой понимается одновременное и непрерывное выполнение ряда необходимых для конкретного базиса принципов. При этом в некоторых случаях допускаются помарки, но только при условии, что они носят несистематический характер. Если же ошибка имеет тенденциальный характер, актуальность темпа обязана ставиться под сомнение. Полный перечень принципов игры на электрогитаре описан в соответствующей статье.

Исходный темп — темп, с которого необходимо начинать очередной цикл применения метода. В самом первом цикле данный темп, как правило, представляет собой относительную величину в виде процента от актуального темпа, однако, в последствии для удобства он может приобрести абсолютное значение.

Прогресс — изменение значений переменных алгоритма, совершаемое после выполнения необходимого условия (условия прогресса).

Целевой темп — темп, который в результате применения метода, должен являться актуальным.

Теперь, вооружившись определениями, можно приступать к рассмотрению каждого метода в отдельности.

Линейный метод повышения скорости игры

Наиболее часто применяемый метод на протяжении всего периода обучения. Его смысл заключается в постепенном приросте актуального темпа при сохранении целостности базиса. Формально метод можно представить в следующем виде:

Базис: полный фрагмент
Исходный темп: 70-80% актуального темпа
Условие прогресса: идеально сыграть базис 3 раза подряд
Прогресс: увеличение темпа на 5 bpm

По сути, линейным методом пользуются практически все гитаристы. Принцип до безобразия прост: осуществлять повышение темпа только тогда, когда базис сыгран идеально не менее 3 раз подряд. Алгоритм продолжается до момента достижения целевого темпа. Стоит сказать несколько слов об исходном темпе при использовании данного метода. Поскольку достигнуть 100% актуального темпа, не прибегая к элементарной разминке, маловероятно, исходным темпом является пониженное значение.

К примеру, если вчера после пары-тройки часов занятий гитарист смог идеально сыграть секстольный пассаж по ля-минорной гамме в темпе 120 bpm не менее 3 раз подряд, то фактически, на тот момент данный темп для него являлся актуальным. Но на следующий день в первые минуты игры взятый ранее рубеж может показаться практически недосягаемым, и чтобы вновь к нему приблизиться, потребуются как разминочные упражнения, так и тренировка самого пассажа. Именно подобного рода фактор учтен в алгоритме.

Аддитивный метод Увеличения скорости

Сферой применения данного метода являются средние и длинные по объему фразы. В отличии от линейного метода, где прогресс заключается в постепенном увеличении исходного темпа при фиксированном базисе, аддитивный метод предлагает зафиксировать исходный темп. При этом базису придается переменное значение, так как именно его увеличение будет являться прогрессом. В свою очередь, условия прогресса линейного и аддитивного метода полностью совпадают.

Базис: часть фрагмента
Исходный темп: 100% актуального темпа
Условие прогресса: идеально сыграть базис 3 раза подряд
Прогресс: увеличение базиса

Рассмотрим применение данного метода на примере все того же восходящего секстольного пассажа по ля-минорной гамме. Допустим, актуальный темп гитариста по отношению к полному пассажу составляет 100 bpm (для 31 ноты). Но если вырвать из контекста только первые 7 нот, то относительно них актуальный темп окажется выше — 140 bpm, например. Таким образом, в применении аддитивного метода значение 140 bpm будет являться фиксированным исходным темпом. Затем в случае выполнения условия прогресса к базису добавляются еще 6 нот. Итого необходимо идеально сыграть 13 нот из 31 не менее 3 раз подряд. Далее алгоритм следует выполнять до тех пор, пока базис не вырастет до своего 100%-го состояния (31 нота).

Хочу отметить, что лично я стараюсь наращивать базис таким образом, чтобы первая и последняя ноты базиса выпадали на клик метронома, так как в этом случае фрагмент будет удобнее и играть, и анализировать. В данном примере результатом использования аддитивного метода будет являться повышение актуального темпа игры ля-минорной гаммы в виде секстольного пассажа со 100 до 140 bpm, что само по себе довольно не плохой результат.

Пирамидальный метод развития скорости

Отличительной особенностью пирамидального метода является условие прогресса. Если в линейном и аддитивном методах прогресс допустим только, когда базис сыгран идеально не менее 3 раз подряд, то прогресс в пирамидальном методе с качеством исполнения практически никак не связан. Базисом в данном случае опять же является полный фрагмент, прогресс представляет собой ступенчатое увеличение темпа на 30 bpm (нечетный цикл) и уменьшение на 15 bpm (четный цикл), а условие прогресса — игра базиса в течение 2-3 минут.

Базис: полный фрагмент
Исходный темп: 60-70% актуального темпа
Условие прогресса: играть базис 2-3 минуты при каждом изменении темпа
Прогресс: увеличение темпа на 30 bpm (нечетный цикл), уменьшение на 15 bpm (четный цикл)

Использование данного метода оправдано, как правило, только в том случае, если применение линейного или актуального методов перестали приводить к повышению актуального темпа. По своему опыту могу сказать, что подобные ситуации возникают не ранее достижения скорости в 10-12 нот в секунду (для сравнения, 12 нот в секунду это секстоли в темпе 120 bpm, квартоли в темпе 180 bpm или триоли в темпе 240 bpm). В свою очередь, вероятность достижения таких темпов при наличии каких-либо серьезных технических проблем достаточно мала. Таким образом, можно сделать вывод, что применение пирамидального метода могут себе позволить только гитаристы, за плечами которых имеется определенный опыт и технические навыки.

Целью пирамидального метода является ознакомление мышц гитариста с работой в режиме высоких скоростей. Во время «вылазки» в запредельные для себя темпы происходит некая имитация настоящей «боевой» обстановки. Руки знакомятся с большими нагрузками, полученная информация «прошивается» в мышечную память, и когда гитарист в результате таких «учений» вернется к своему прежнему темпу и попробует применить линейный или аддитивный методы, прогресс, наконец, сдвинется с мертвой точки и актуальный темп вновь начнет повышаться.

Вернемся к ранее приведенному примеру с восходящим секстольным пассажем по ля-минорной гамме. Допустим, гитарист застопорился на отметке 120 bpm и не может ее преодолеть с помощью первых двух методов. Если его актуальный темп для данного базиса 120 bpm, то исходный темп должен составлять примерно 80 bpm и именно в нем следует поиграть базис в течение 2-3 минут. Затем необходимо проделать то же самое в темпе 80+30=110 bpm, а затем в темпе 110-15=95 bpm. И так далее: 125, 110, 140, 125, 155, 140, 170. После таких процедур актуальный темп может подскочить с отметки 120 bpm до 140 и даже более.

Заключение

Конечно же, применение линейного и аддитивного методов должно проходить только при наличии объективного самоконтроля, который невозможно осуществить без регулярных сессий звукозаписи. В идеале каждый взятый рубеж в 10-15 bpm должен сопровождаться фиксацией своего результата под клик метронома в аудиоредакторе с последующим скрупулезным анализом собственного звукоизвлечения (в том числе с использованием функции замедленного воспроизведения). Применение пирамидального метода в таком анализе не нуждается, так как его основной целью являются тренировочные «забеги на дальние дистанции» в запредельной для себя скорости на гитаре. Однако в этом случае необходимо усилить контроль за возникающими при игре ощущениями, постараться не допускать зажимов и перенапряжений, которые при безмерных стараниях могут сыграть с гитаристом злую шутку.

Читайте также  Виды переборов на гитаре, или как сыграть красивый аккомпанемент?

Поскольку у всех людей разные уровни владения инструментом, разные особенности, разные сильные и слабые стороны, выбор применяемых методов должен осуществляться в индивидуальном порядке. Как показывает практика, на различных этапах один и тот же музыкальный фрагмент целесообразно разгонять разными методами. В противном случае повышение актуального темпа может занять гораздо более продолжительный период времени. Опять же, гитаристы, которые будут применять данные методы без помощи преподавателя, обречены на самостоятельное решение всех технических проблем, которые могут существенно затормозить процесс повышения актуального темпа, а соответственно и увеличение скорости игры на гитаре. Могу лишь от всей души пожелать таким людям удачи и терпения, а также заверить, что если есть большое и искреннее желание развить скорость игры на гитаре, то обязательно все получится!

Тренировка для гитариста – учимся играть быстро

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.

Автор текста – Молянов Павел

Лучшие упражнения для пальцев рук начинающих гитаристов

Вы купили гитару, попытались сыграть «Кузнечика» и ничего не получилось? Не удивительно, ведь даже простые мелодии требуют координации рук! Все гитарные виртуозы начинали с азов, и вам лучше следовать их примеру. В этой статье рассказывается о тренировке пальцев и рук для игры на гитаре.

Разминка для пальцев на гитаре

Гимнастика для пальцев улучшит подвижность суставов. У большинства людей фаланги от природы «деревянные», но это поправимо. Для этого существует 3 упражнения:

  • Расслабьте пальцы и максимально вытяните. Затем резко сожмите кулак и вернитесь в исходное положение. Повторяйте упражнение в быстром темпе, со временем ускоряясь.

  • Сожмите пальцы в замок и вытяните перед собой. Потянитесь, пока не услышите хруст – это нормально. Бытует мнение, что это может привести к артриту, но это всего лишь миф.

  • Возьмите в руки теннисный мячик или грецкий орех. Держа его самыми кончиками пальцев, покрутите его.

Разминку и растяжку пальцев нужно проводить перед каждой тренировкой.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда зарядка для пальцев рук выполнена, можно приступать к игре. И очень важно (!) не торопиться, играть медленно.

Даже Дейв Мастейн начинал с основ, а он – один из лучших гитаристов в мире. Сначала нужно отточить ритм, а только после долгих тренировок приступать к шреду.

Читайте также  Как научить ребенка слушать музыку?

Может показаться, что играть медленно – просто. Не совсем: поставьте метроном или соответствующее приложение на телефоне с ритмичностью 40 BPM. Теперь попытайтесь попадать в ноты или «брынчать» на одной струне, точно попадая в удар. Для начинающих гитаристов – это уже проблема.

Получилось с 40 ударами? Значит переходите к 45, 50, а затем и к 60 ВРМ. Со временем поднимайте скорость ритма и пытайтесь играть быстрее.

Когда на одной струне держать ритм получается, переходите к следующему упражнению для игры на гитаре. Вот простенькая мелодия на 4 ноты с табулатурой. Попробуйте ее повторить, пока не начнет получаться идеально.

Ошибка многих гитаристов – задержка на одной струне. Как правило, новички играют на 6 и 5 струне, потому что проще. 1 и 2 оказываются незадействованными. Прокачка должна быть равномерной. Аналогично с ладами – проще играть на первых, но последние не должны простаивать.

Когда предыдущее упражнение получилось, можно переходить к следующему.

Координация рук и пальцев на гитаре

Для развития координации используются, как прямые упражнения (с гитарой), так и косвенные (без нее). Цель – научить 2 руки работать одинаково, выдерживать темп.

  1. Самое простое: попробуйте левой рукой гладить затылок, а правой хлопать по животу – затем наоборот.
  2. Включите метроном и левой рукой стучите в ритм. Правой в это время чертите на столе круги, а затем наоборот.
  3. На левой руке быстро коснитесь указательным пальцем большого. На правой сделайте тоже самое, но 2 раза.
  4. Усложним задачу: касайтесь не указательным пальцем, а разными в хаотичном порядке.
  5. Попытайтесь сгибать одновременно средние пальцы так, чтобы остальные не двигались.

  1. Паучок. Отличное упражнение для гитары для начинающих, которые хотят освоить быстрые техники игры. Поставьте пальцы на 6 струну и спускайтесь вниз, беспорядочно зажимая лады. Двигаться можно по диагонали. Правой рукой дергайте зажатую струну, постепенно ускоряя темп.
  2. Змейка. Похожее упражнение для тренировки левой руки на гитаре. Выберите любые 2 близлежащие струны и поочередно зажимайте лады. Отличная тренировка на случай, если вы хотите играть шред на электрогитаре.

Полезное видео по теме:

Упражнения для скоростной игры

Многие упражнения для кистей рук и пальцев нацелены на скорость, но это – половина дела. Быстрая игра не равняется хорошей.

Для начала найдите подходящую для себя скорость. Например, в блюзе темп средний, в грайндкоре – высокий. Выберите любимую мелодию, поставьте метроном на средний для себя ВРМ и попробуйте проиграть ее.

Получилось? Добавьте ударов и попробуйте еще раз. Получается и мелодия не превращается в «фарш»? Значит продолжайте и добавляйте темп, пока не появится «грязь».

Скоростные упражнения на гитаре для начинающих заключается в практике. Постепенно увеличивайте темп на метрономе и повышайте скорость игры.

Тренировка для пальцев без гитары

Вы удивитесь, но тренироваться играть можно и вовсе без инструмента. Например, на учебе, в метро, во время обеда.

Существует несколько простеньких упражнений на пальцы, которые помогут развить подвижность и скорость.

Советы начинающим

У новичков всегда типичные проблемы, о которых давно известно. Допускают они их только из-за незнания. Хотите их избежать – прислушайтесь к этим советам:

  • Заниматься часами не стоит, особенно по началу. Достаточно получаса утром и вечером. Здесь работает принцип казино: чем дольше вы играете, тем больше проигрываете. Пальцы и голова устают, от чего, казалось бы, выученные приемы не получаются.

  • Не заостряйте внимание на одном приеме. Гитара может выдавать кучу звуков, а техник на ней больше 20! Постоянно пополняйте свой багаж, но не забывайте про старые упражнения.

  • Не торопитесь. Многие новички еще не выучили, как правильно держать пальцы на грифе, уже пытаются записывать свои композиции. Двигаться нужно поэтапно, без лишней спешки.

  • Жалейте пальцы! В начале кожа будет привыкать, пока не образуется твердый мозоль – это нормально. Если начали болеть суставы пальцев – сразу же прекращайте играть. Разомните фаланги, проведите растяжку.

Из-за ошибок, которые допускаются в начале обучения, многие новички бросают занятия. Не беспокойтесь, многое приходит с опытом и терпением.

Полезное видео по теме:

Гид по скорости игры на гитаре: техника скоростного тремоло

Том Хесс — о том, что нужно чаще бить медиатором по струнам, а не быстрее двигать руками.

Мы все стремимся к тому, чтобы быстро играть на гитаре абсолютно любые партии. В погоне за скоростью многие думают, что достаточно всего лишь быстрее двигать рукой, чтобы игра стала более скоростной. Хитрость в том, что скорость игры зависит не от того, насколько быстро вы двигаете руками.

Американский преподаватель и гитарист Том Хесс, помогающий музыкантам построить успешную карьеру в индустрии, в своем блоге опубликовал статью о том, как развить скоростную технику тремоло и экономить движения для увеличения скорости игры. С разрешения Хесса, редакция SAMESOUND.RU публикует адаптированный перевод материала.

Вопрос: почему многие гитаристы не могут играть тремоло быстро? Ответ: потому что ошибочно полагают, что быстрое движение кистью повысит скорость игры. Такое суждение в корне не верно, ведь нашим рукам и так хватает скорости, чтобы играть тремоло быстро. Единственное, что реально мешает повысить скорость тремоло — расстояние между извлекаемыми звуками, то есть частота движений медиатором.

Обидно, что многие гитаристы считают свою технику игры медиатором достаточно эффективной, хотя на самом деле она таковой не является. Люди двигают рукой быстрее в бессмысленной надежде, что это повысит скорость игры. Но дело в том, что этого никогда не случится, ведь смысл не в том, чтобы быстрее двигать руками, а в том, чтобы увеличить количество ударов медиатором по струне. Больше касаний за секунду — быстрее тремоло.

Двигать рукой быстрее не означает играть быстрее

Посмотрите вот это видео, которое наглядно объяснит то, о чём идёт речь. Вы можете удвоить скорость игры простейшим сокращением диапазона атаки медиатора.

Главное правило для увеличения скорости игры: смотрите на руку, которой держите медиатор, когда занимаетесь на гитаре. Понятно, что привычнее смотреть на руку, которой вы зажимаете лады и аккорды, но это не меняет скорости игры. Вы просто смотрите на руку.

Чтобы увеличить скорость игры медиатором, выберите любую струну и на открытом ладу отрабатывайте технику тремоло. Занятие лучше разделить на несколько этапов.

Этап 1

Играйте 16-ми длительностями (по 4 ноты на одну долю такта) в очень медленном темпе. Метроном здесь не нужен: чем медленнее, тем лучше. Держите медиатор под углом 30 градусов относительно струны — так вы минимизируете движение руки, потери атаки и динамики звука.

СОВЕТ

Выбирайте медиатор потолще, чтобы он не гнулся при игре. Так вы создадите большую атаку с меньшими усилиями.

Держать медиатор нужно вот так:

Помните о том, что медиатор должен скользить по струнам, а не втыкаться в них. Такой наклон избавит вас от того, что плектр застревает в струнах.

Этап 2

Повысьте темп своего упражнения на 10% и играйте на этой скорости в течение 5-10 секунд. Смотрите на руку и следите, чтобы движения руки были такими же аккуратными и компактными, как и на предыдущем этапе, когда вы играли медленно. Движения с небольшой амплитудой гарантируют, что рука не будет делать лишних действий, мешающих набору скорости.

Этап 3

Постепенно увеличивайте темп и следите за рукой и её движениями. Сокращая расстояние атаки медиатора следите за тем, чтобы не страдала атака и артикуляция. Сохранить качество звука поможет более глубокое погружение медиатора в струну. Благодаря этому вы сможете делать короткие движения руки для извлечения звука и сохраните громкую и чёткую атаку. Помните, что игра кончиком медиатора в нашем случае ограничивает артикуляцию.

Плечо и рука должны быть расслаблены — напряжение мышц неминуемо ведёт к усталости, что нам совершенно не нужно. Фокусируйтесь на том, чтобы играть без напряжения каждый раз, когда темп увеличивается. Повышайте темп до тех пор, пока можете играть чисто, без затыков и мышечного напряжения. Как только достигнете максимального для себя темпа, поиграйте в нём в течение 10-15 секунд.

Этап 4

Передохнув около 30 секунд, повторите 1-3 этапы ещё раз. А затем ещё. В общей сложности этапы лучше повторять в течение 15-20 минут, чтобы мышцы и руки постепенно запомнили то, что они должны делать.

Для совершенствования техники комбинируйте игру на открытых струнах с игрой на определённом ладу. Так как натяжение открытых и зажатых струн отличается, такое совмещение научит вас лучше контролировать свои руки.

ВАЖНО!

Не ограничивайте игру одной струной и одним ладом. Как было показано в видео выше, отрабатывать звукоизвлечение нужно в разных местах грифа.

Тренировка в разных позициях грифа поможет вам интегрировать тремоло с другими навыками и методиками игры. К тому же так вы сможете играть совершенно разные партии, не теряя в скорости и чёткости звука.

Чтобы тренировать скорость игры и отрабатывать тремоло, воспользуйтесь таким примером:

Помните, что тремоло — один из аспектов скоростной игры на гитаре, но далеко не единственный. Не забывайте следить за рукой, которой извлекаете звуки. Повторим ещё раз: короткие и частые движения руки повышают скорость игры. Вы не должны быстро двигать рукой, вы должны двигать рукой часто. Движения с большой амплитудой никогда не дадут вам желаемой скорости игры.

Читайте также  Как достойно представить себя на конкурсе: что необходимо знать, ошибки

Упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре

Примечание: Распространенные упражнения в табулатуре

Упражнение для развития скорости игры на гитаре (Часть 1, 2)

Автор: Tom Hess
Источник: tomhess.net

Часть 1. Как нужно заниматься для развития максимальной скорости

Границы этой темы слишком обширны, чтобы иметь возможность осветить всё в одной статье. После получения сотен просьб дать совет по поводу развития скорости, по-видимому, похоже что уже давно пора написать статью на эту тему. Обучение продвинутых игроков достижению уровня виртуоза это очень полезный и приятный процесс для меня (я уверен, как и для большинства преподавателей, которые обучают далеко продвинутых студентам).

Типичный вопрос от студента: Какую особенную стратегию я должен использовать для улучшения развития скорости?

Хотя мой ответ для разных людей может быть различен, в зависимости от того, что я знаю о текущих способностях этого человека и его целях (среди других вещей), я, как правило, рекомендую разные вариации следующей стратегии:

Стадия 1: Когда вы начинаете изучать новую технику, определите (конечно, используйте метроном) вашу максимальную скорость, с которой вы можете играть чисто. Запишите эту скорость на бумаге.

Стадия 2: Практикуйтесь на 20%-35% от вашей максимальной скорости. Делайте это на протяжении 5 последовательных сессий вашей практики. Не поддавайтесь искушению играть быстрее на этой стадии. Удостоверьтесь, что вы всё играете очень чисто. Не должно быть НИКАКОЙ чрезмерной напряженности где-либо в ваших кистях, руках, запястьях, плечах, шее, голове или где-то ещё.

Будьте внимательней, чтобы быть уверенным, что вы не делаете лишних или ненужных движений обеими руками. Для некоторых гитаристов, этот первый шаг очень скучен. Вы ДОЛЖНЫ оставаться терпеливым с собой и процессом занятий, все это время. Это очень важно! Если вы пропустите этот шаг, вы, вероятней всего, научите ваши руки играть неправильно, неэффективно и безрезультатно. На этой стадии вы развиваете надлежащую мышечную память для этой техники.

Если вы в настоящее время обучаетесь у отличного преподавателя гитары, ваш прогресс будет гораздо более быстрым, легким и лучшим, чем если вы пытаетесь сделать все это самостоятельно. Как только вы разберетесь со 2-й стадией, вы можете двигаться дальше к стадии 3, но не раньше! Выше я сказал, что вы должны практиковать эту стадию на протяжении 5 последовательных сессий вашей практики. Это лишь общее указание, после пятой сессии, оцените ваш прогресс. Если вы не справились с этим шагом, продолжайте заниматься на 20%-35% перед тем, как перейти к 3 стадии.

Стадия 3: Практикуйтесь на 50% от вашей максимальной скорости. Делайте это на протяжении 3-х последовательных сессий вашей практики. Снова, убедитесь в том, что вы продолжаете играть очень чисто. Играйте расслабленно безо всякого напряжения в ваших кистях, руках, запястьях, плечах, шее, и т.д. Удостоверьтесь, что вы не делаете лишних или ненужных движений обеими руками. Не продвигайтесь дальше, пока не справитесь с этим шагом (это может занять более чем 3 сессии, но НЕ двигайтесь дальше на 4-ю стадию до занятий с 3-ей стадией).

Стадия 4: Практикуйтесь на 60-65% от вашей максимальной скорости. Делайте это на протяжении 3-х последовательных сессий вашей практики. И снова, с полной расслабленностью и экономичностью в движениях (никаких лишних движений).

Стадия 5: Практикуйтесь на 80% от вашей максимальной скорости. Делайте это на протяжении 5 последовательных сессий вашей практики.

Стадия 6: Практикуйтесь на 85% от вашей максимальной скорости только следующую (1) сессию вашей практики.

Стадия 7: Практикуйтесь на 90% от вашей максимальной скорости на протяжении следующих 10-ти сессий практики.

Стадия 8: DRILL IT! TOTALLY RIPPIN (перевод – игра на 100%) в течении ВСЕЙ недели!

Стадия 9: После этой недели определите, какова ваша новая максимальная скорость (она будет выше, чем та, которую вы записали на 1-й стадии).

Стадия 10: На этой стадии вы будете чередовать каждые 3 сессии занятий наподобие: Сессия 1 = 60%. Сессия 2 = 85%. Сессия 3 = 95%. В конце каждой сессии ЗАДОЛБИТЕ ЭТО (100%) в течение нескольких минут.

Один раз в неделю, замеряйте вашу новую максимальную скорость, и соответственно ей подгоняйте скорость вашего метронома.

Предупреждение: НИКОГДА не играйте/практикуйтесь на гитаре с болью. Вы можете получить серьезные травмы. Это не шутка, я лично знаю людей, которые должны были делать операции на запястьях и кистях!

Часть 2. Стратегия наращивания скорости

Пожалуйста убедитесь что Bы прочитали Часть 1 до того, как следовать советам, предлагаемым здесь, в Части 2. Здесь я предлагаю абсолютно другой подход к наращиванию скорости игры, по сравнению с описанным в Части 1, но эта новая система не принесет вам хороших результатов до тех пор, пока Bы не освоите навыки чистой и аккуратной игры в медленном темпе (это очень важно).

К сожалению, первая система, описанная в Части 1, требует несколько недель для ее завершения, а описанная ниже может быть закончена за одно практическое занятие. Однако этот новый подход не является заменой метода из Части 1, скорее это дополнение к процессу занятий, предназначенное для более опытных гитаристов.

Моя система «Пирамида»

К примеру, Bы можете играть определенную технику в темпе 100 ударов (ударов в минуту-bpm) метронома чисто и ровно. Давайте также допустим, что Bаша цель — это играть с помощью данной техники со скоростью 200 ударов в минуту.

Делайте разогревочные упражнения в течении:

15 минут в зимнее время
10 минут в весеннее или осеннее
5 минут летом

Играйте на 60 bpm 2-3 минуты
Играйте на 90 bpm 2-3 минуты
Играйте на 75 bpm 2-3 минуты
Играйте на 105 bpm 2-3 минуты
Играйте на 90 bpm 2-3 минуты
Играйте на 120 bpm 2-3 минуты
Играйте на 105 bpm 2-3 минуты
Играйте на 135 bpm 2-3 минуты
Играйте на 120 bpm 2-3 минуты
Играйте на 150 bpm 2-3 минуты
Играйте на 135 bpm 2-3 минуты
Играйте на 165 bpm 2-3 минуты
Играйте на 150 bpm 2-3 минуты
Играйте на 180 bpm 2-3 минуты
Играйте на 165 bpm 2-3 минуты
Играйте на 195 bpm 2-3 минуты
Играйте на 180 bpm 2-3 минуты
Играйте на 210 bpm 2-3 минуты

Как Bы могли заметить, начало этой программы будет легким, если Bы уже играете это без проблем на 100 bpm. Но будет абсолютно невозможно сыграть хорошо на поздних этапах программы. Играйте это в любом случае! Да, я знаю, это будет звучать просто ужасно, будет море грязи, шума и прочего музыкального хаоса. Не беспокойтесь об этом, выполняя эту программу, потому что Bы не будете заниматься подобным образом ежедневно.

«Пирамида» основана на двух главных вещах:

1. (наиболее важно!) Это приучает Bаш мозг к максимально возможной скорости (даже если сейчас все сыграно неряшливо) для вас. То, что Bы будете делать, важно как психологический тренинг. Достижение высокой скорости (как и многие другие аспекты в музыке) затрудняется в большей степени психологическими ограничениями, чем физическими.

2. Это позволяет вашим рукам двигаться быстрее, чем при обычных повседневных занятиях (даже если движения будут смазанными, и это не то, что Bы сможете вставить при записи вашего следующего соло),

Большинство затруднений, возникающих при развитии скорости, появляются как результат проблем синхронизации между правой и левой руками – недостаток скорости обычно не происходит от того что Bы не можете передвигать руки достаточно быстро, а из-за проблемы синхронизации рук. Поэтому Ваши занятия обычно ограничиваются практикой синхронизации (то есть Bы играете в основном на тех скоростях на которых Bы можете играть с четкой синхронизацией, а не попытками достигнуть максимальной скорости как таковой (даже если Bы не замечаете этого).

Совершенствование навыков синхронизации улучшит Вашу технику в целом, но в действительности Bы не натренируете Ваши руки двигаться гораздо быстрее, чем Bы можете сейчас…

..Эта система всё исправит. Я прошу прощения за повторение одного и того же пункта, но это действительно важно. Эта система является дополнением, а не заменой нормальных занятий.

Предостережение: Так как эта система занятий чрезвычайно нагружает Ваши пальцы, кисти, запястья и руки, Bы должны избегать любой боли при занятиях. Если Bы чувствуете боль при занятиях, Bы должны немедленно прекратить игру и отдохнуть до того как практиковать это снова.

Никогда не играйте с болью, или чрезвычайной нагрузкой на ваши мышцы или связки. Соблюдайте это правило, чтобы избежать долговременных проблем со здоровьем. Кроме того, будьте уверены в том что Bы основательно разогрелись до начала интенсивных занятий (особенно если Bы занимаетесь по моей программе «Пирамида»!).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: