Упражнения для развития музыкального слуха - OXFORDST.RU

Упражнения для развития музыкального слуха

Развитие музыкального слуха у ребенка — советы родителям

Вопреки распространенному мнению, что одни люди рождаются талантливыми, а другие лишены врожденного дара, развить музыкальный слух можно в любом возрасте. Считается, что человек с рождения талантлив, нужно только создать подходящие условия. Если малыш не проявляет сильной тяги к музыке, родители делают вывод об отсутствии таланта и губят его на корню.

Как развивается музыкальный слух у ребенка?

Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию. Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет.

Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука. Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать. В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук. К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам. К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

Занятия музыкой стимулируют работу обоих полушарий мозга: развивают память, концентрацию внимания, логическое мышление. Дошкольный возраст – лучшее время для начала музыкальных занятий. Как помочь ребенку развить музыкальный слух в домашних условиях?

Знакомство ребенка с музыкой

Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.

Слушайте классику с рождения

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем.

Малышам можно включать колыбельные из детской классики:

  • П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»;
  • В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»;
  • Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»;
  • И. Брамс – «Колыбельная»;
  • Р. Шуман – «Грезы»;
  • Э. Григ – «Поэтическая картинка».

Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет:

  • П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»);
  • Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина);
  • Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

Включайте музыку разных жанров

Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко.

Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.

Знакомство с музыкальными инструментами

К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными.

Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику.

Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.

Упражнения и игры для развития музыкального слуха

Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч. В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме.

Ниже вы найдете примеры игр и упражнений для подготовки ребенка к полноценным музыкальным занятиям.

Игра «Высокий – низкий»

Играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному. Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши. Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.

О различии голосов расскажет сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.

Упражнение «Горка»

Предложите малышу поиграть в игру, будто он поднимается на гору, а потом спускается с нее. Пропойте вместе: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», первую половину фразы выше, а вторую – ниже, как бы на спад. Если есть ксилофон, аккомпанируйте. Начните с двух нот, затем усложняйте:

  1. «вверх иду» – «вниз иду («до-ре-ми» — «ми-ре-до»);
  2. «вверх я иду» – «вниз я иду» («до-ре-ми-фа» — «фа-ми-ре-до»);
  3. «вот иду я вверх» – «вот иду я вниз» («до-ре-ми-фа-соль» — «соль-фа-ми-ре-до»).

Упражнение «Найди пару»

Для игры понадобится несколько пар одинаковых коробочек или стаканчиков с крышками (желательно непрозрачных). Каждую пару стаканчиков нужно наполнить разными крупами (гречка, горох, рис, пшено). Ребенок должен потрясти стаканчики и по звуку соотнести их попарно.

Упражнение «Угадай, что это?»

Игра для детей от 3–4 лет. Заранее найдите аудио или видео с нужными звуками и включите запись ребенку. Он должен угадать на слух, какой музыкальный инструмент играет. Для детей постарше можно включать мелодию, где играют два инструмента.

Упражнение «Колокольчик»

Это упражнение учит ребенка слышать и слушать звуки. Завяжите малышу глаза платком, поставьте его в середине комнаты. Возьмите колокольчик и бесшумно двигайтесь по комнате, останавливаясь и звеня. Ребенок должен определить, в каком углу звенит колокольчик. С завязанными глазами это не так легко.

Занятия ритмикой

Ритмика важна в физическом и музыкальном воспитании дошкольника. Танцы учат ребенка чувствовать настроение через мелодию. Ритмика – это своеобразная иллюстрация музыки в движении с помощью бега, ходьбы, прыжков, элементов гимнастики. Все это направлено на развитие чувства ритма, музыкальной памяти, координации движений.

Танцуйте не только под детскую и эстрадную музыку, но и под классику. Речь не о том, чтобы в 5 лет малыш умел танцевать вальс. Позвольте ему двигаться в такт, как ему удобно. Покажите, как быстро перебегать на цыпочках или лететь в прыжке. Можно кружиться, бегать – делайте все, что угодно, будьте раскованными в танце, проявляйте фантазию и импровизируйте.

Слух есть, а голос?

Вместе с музыкальным слухом нужно с детства развивать вокальные навыки у ребенка. Хорошо поставленный голос и дыхание важны не только для красивого пения, но и для выразительной речи. Вспомните, как стихи в прочтении некоторых одноклассников вызывали зевоту на уроках литературы. Даже если ваш ребенок не станет певцом, красивая речь ему не помешает.

Читайте также  Некоторые особенности фортепианных сонат бетховена

Одним детям легче дается музыка, другим – пение, но оба эти таланта успешно поддаются тренировке. Развивать дыхание и голос дома можно с помощью несложных упражнений:

  • Дыхательная гимнастика. Тренировка дыхания никогда не бывает лишней, особенно для детей с логопедическими проблемами. Дыхание – это энергия, на которой держится речь. Дуйте вместе с ребенком на перышко, флюгер, свечу, сдувайте с ладони конфетти, толкайте кораблики в миске с водой. Дыхание должно быть однородным, медленным, выходящим из глубины тела.
  • Чтение вслух. Если ребенок знает стихи, пусть он рассказывает их с выражением. Ненавязчиво корректируйте малыша, если он невыразителен.
  • Распевайте звуки и слова. Это значит, нужно тянуть звуки «И», «Э», А», «О», «У» на одном выдохе. Это полезно также в качестве артикуляционной гимнастики. Пойте слова, которые можно петь.
  • Разрешайте ребенку кричать. Не всегда и не везде, конечно. Там, где это не помешает другим. Пусть малыш слушает свой голос, чувствует его силу. Иногда даже взрослые не знают, что имеют сильный голос, потому что никогда не пробовали петь «на полную катушку».

Этих упражнений хватит для домашних тренировок, а вот научить ребенка профессионально петь смогут в музыкальной студии, где с детьми занимается педагог, умеющий находить индивидуальный подход к своим подопечным.

Музыкальному воспитанию уделяется не так много времени, как хотелось бы, и талант, заложенный природой, может угаснуть. Далеко не все дети сохраняют интерес к музыке в школьном возрасте. Многие идут в музыкальную школу лишь по настоянию родителей и не получают удовольствия от обучения. Может быть, домашние занятия с рождения помогут ребенку полюбить свои способности, а в дальнейшем – осознать всю ценность природного дара.

Прокачиваем уши: как развить музыкальный слух

Примерно 5% жителей планеты имеет абсолютный музыкальный слух. Большая часть — обладает слухом более или менее развитым. Есть третья категория людей: они совершенно не способны воспринимать музыкальные звуки. Это связано с очень редкой патологией «амузией», которая возникает при поражении отделов коры головного мозга.

Музыкальный слух — не суперспособность, его можно развить без вмешательства сверхъестественных сил и укуса радиоактивного певчего соловья.

Если вы не замечаете, что птица под окном поет диссонирующие созвучия, т.е. не обладаете абсолютным слухом, и не наблюдаетесь нейробиологами, т.е. не страдаете «амузией» — эта статья для вас.

Музыкальный слух ≠ умение петь

Сомнения в собственных способностях часто начинаются после неудачного исполнения любимого хита в караоке и острот друзей по поводу ваших вокальных талантов. Но пение мимо нот — еще не повод записывать себя в музыкальные лузеры. В профессиональной литературе встречается термин «отсутствие координации между слухом и голосом». Парадокс, но, если вы слышите, что фальшивите, это и есть доказательство музыкального слуха. А координацию можно развить.

Способ № 1: сольфеджио с педагогом

Пожалуй, самый надежный способ — найти преподавателя по сольфеджио. Он научит вас нотной грамоте, объяснит понятие лада, покажет, как строить интервалы и аккорды. По ощущениям, сольфеджио — музыкальная математика. Но благодаря ей вы вникните в суть музыки и отлично разовьете слух.

Слух развивается двумя путями: активным и пассивным. Активный — это когда мы интонируем (поем), а пассивный — когда слушаем музыку, пишем диктанты, определяем на слух аккорды и интервалы.

Пассивный способ наиболее комфортен для начала обучения. Через полгода грамотных и интенсивных занятий сольфеджио без пения на уроке вы начнете петь чисто автоматически, так как ваш слух привыкнет к звуковым шаблонам и натренируется.

Музыковеды различают гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный, интонационный и другие виды слуха (около 10). Если вы всерьез хотите прокачать музыкальный слух — обратитесь к специалисту. Он составит программу, соответствующую вашим данным, и результаты появятся быстрее.

Способ № 2: самостоятельные занятия

Закрепите результат дома. Есть много простых, но действенных упражнений для развития слуха и координации. Сядьте за фортепиано, синтезатор или откройте сайты online-pianino.ru или recursivearts.com с виртуальным инструментом и начните тренироваться.

Гаммы

Спойте гамму вверх-вниз: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до». Проверяйте себя на инструменте. Так внутренний слух привыкнет работать, и с каждым разом интонирование будет улучшаться.

Хроматические гаммы

Теперь нажимайте и белые, и черные клавиши подряд, начиная с «до» удобной вам по диапазону октавы, и пойте каждый звук на «ла» или «ду». Сосредоточьтесь и следите за чистотой исполнения.

Арпеджио

Сыграйте: «До, ми, соль, до (верхнее), соль, ми, до». Пойте на «ла», а лучше с названиями нот — они указаны на клавишах.

Интервалы

Интервалы — это промежутки между нотами. Стройте их в следующем порядке: «До-ре-до, до-ми-до, до-фа-до» и т.д. Проверяйте себя инструментом. Сначала звуковые скачки будет сложно повторить, но скоро все получится.

Делайте каждое упражнение раз 20-30, тогда слух запомнит, как звучат ноты, а голос почувствует, как их петь.

Не пожалейте времени и прочитайте эти книги. В них необходимая теория и много полезных упражнений и советов.

  • П.Н. Бережанский «Абсолютный музыкальный слух»
  • Г. И. Шатковский «Развитие музыкального слуха»
  • С.М. Майкапар «Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития».

Фото: Rawpixel

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Способ № 3: занятие с компьютерной программой

Мы нашли несколько веб-сервисов, который помогут вам научиться различать ноты, интервалы и аккорды: программы предлагают упражнения и фиксируют прогресс. Можете пользоваться онлайн или установить на компьютер, планшет, смартфон.

  • EarMaster 7 — лучшее решение на наш взгляд.
  • Ear Teach
  • Pitch Improver
  • Auralia 5

Способ № 4: Видео на Youtube

Занятия с педагогом — основа в обучении сольфеджио. Видео на Youtube мы рекомендуем использовать как вспомогательный материал при подготовке к урокам. Можете подписаться на блог школы Staccato «Не пой при мне», где мы рассказываем о различных вокальных техниках, но иногда и затрагиваем тему развития слуха и подбора известных песен.

«Не пой при мне» | Развитие музыкального слуха. Интервалы ч.1
«Не пой при мне» | Развитие музыкального слуха. Интервалы ч.2
«Не пой при мне» | Ed Sheeran — Shape of you. Подбор на слух

Когда ждать результат?

Точно сказать, когда вы почувствуете прогресс, сложно. Все зависит от исходных данных и ваших усилий. Не ждите волшебных метаморфоз: слух развивается согласно диалектическому закону о переходе количества в качество.

Не исключаем, что в какой-то миг вам захочется плюнуть на мелодические премудрости, ведь петь можно и фальшиво, зато от души! Но если не бросите, найдете грамотного педагога по сольфеджио, будете 20-30 минут в день уделять домашним упражнениям и занятиям с веб-сервисами — результат действительно вас поразит.

Константин , ваша заявка уже на почте у администратора.

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

Упражнения для развития музыкального слуха и памяти.
методическая разработка

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_2.docx 44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти.

Упражнение «Речевой портрет».

Попробуйте изобразить голосом:

1) пение птиц (кукушка «ку-ку», воробей – «чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – «тук-тук»);

2) возгласы зверей;

3) воспроизвести голоса родных, друзей.

Это упражнение развивает у детей речевой регистр.

Развитие чувства ритма

Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.

Цель: развить чувство метра и ритма; привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.

Упражнение-игра «Хлопай в такт».

Повторяйте эту игру на каждом занятии в течение года. Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.

Упражнение «Маршируем под музыку».

Устройте конкурс: кто лучше промарширует и отобразит метрический пульс в ходьбе.

По горам ходят, по лесам бродят,

В скрипочку играют,

Понятие ритма: чередование длинных и коротких звуков, игра на двух ложках.

Простейшие ритмы в речи и в музыке

Упражнение «Спой свое имя».

Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами, например:

Варьируйте имя каждого ребенка – пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.

Упражнение «Угадай имя».

Учите детей находить слова к ритмам.

Предложите выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имен. Дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:

Упражнение «Хор часов».

Предложите детям изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая – высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).

Упражнение «Колокольный перезвон».

Покажите детям, как дивно звучит колокольный перезвон в пении. Разделите их на две группы. Первая группа поет на одном звуке четвертными длительностями слова «Динь-дон, динь-дон, колокольный перезвон», другая группа – той же высоте поет восьмыми длительностями слова «тили-тили, тили-тили, колокольный перезвон». Когда слова и мелодико-ритмическая попевка будут усвоены детьми, педагог раздает всем музыкальные инструменты (первой группе – треугольники, второй – колокольчики) для тембрового озвучивания и воспроизведения метрического пульса во время пения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п.

Пение является одним из самых любимых детьми видов музы­кальной деятельности. Перед музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольс.

Данный буклет способствует повышению компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в.

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют ф.

Развитие музыкального слуха,музыкальной памяти.

Консультация воспитателям » Развитие музыкального слуха и памяти ребенка&quot.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Методические рекомендации для развития музыкального слуха и голоса. Система упражнений. Часть 2

Марина Балясова
Методические рекомендации для развития музыкального слуха и голоса. Система упражнений. Часть 2

Занятие 4.

Программное содержан ие.

Закреплять знания детей о нотах фа, соль, ля. Формировать навыки чистого интонирования этих звуков. Учить графически изображать мелодию, построенную на этих звуках, играть ее на металлофоне. Развивать гармонический слух, умение определять, сколько звуков сыграно одновременно и какие (с названием ступеней).

Ход занятия

Педагог продолжает игру «Кузнечик». Говорит, что –первый цветок-домик кузнечика-это нота фа (выкладывает ее на фланелеграфе, проигрывает и пропевает). Прыгай кузнечик с первого цветка на третий и обратно. Кто из вас, дети, догадается, по каким цветам-нотам будет прыгать кузнечик?

Дети отвечают: фа, соль, ля, фа. Пропевают мелодию движения кузнечика, называя ноты и показывая прыжки кузнечика по цветам.

Педагог называет одного желающего выложить на фланелеграфе эту мелодию, а другой проигрывает ее на металлофоне.

(фа, соль, ля, фа-четверти первой октавы.)

Остальные дети поют, называя ноты и показывая рукой движения мелодии. Педагог играет последовательно звуки тонического трезвучия вверх и вниз. Дети поют: «первая, третья, пятая; пятая, третья, первая».

Педагог играет на фортепиано одновременно два звука тонического трезвучия:

(ми, соль-четверти первой октавы)

Дети угадывают, сколько звуков сыграно, и определяют ступени; пропевают их, называя сверху вниз: «пятая-третья».

Занятие 5.

Прогармное содержание.

Развивать у детей музыкальный слух, умение чисто пропевать заданный интервал (малая терция, используя игровой прием, образное сравнение. Развивать гармонический слух:

умение определять, сколько звуков сыграно одновременно; петь их с названием ступеней.

Ход занятия

Педагог напоминает детям, как поет кукушка (на слог «ку-ку» от произвольного звука). Играет ноту си, поет»ку», а дети должны найти окончание пенки, самостоятельно спеть ноту соль («ку»).

(си-соль-четверти первой октавы)

Педагог играет ноту до диез и поет «ку».Дети отвечают-«ку» на ноту ля.

Педагог играет на фортепиано звуки тонического трезвучия:

(до, ми, соль –первой октавы)

Спрашивает у детей: «Сколько звуков сыграно?».

Дети отгадывают, поют сверху вниз, называя ступени: «Пятая, третья, первая».

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Комплекс упражнений для развития фонематического слуха и речи детей Развитие слуха Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить.

Консультация для родителей «Что такое фонематический слух?» Система упражнений для развития фонематического восприятия Консультация для родителей: «Вы спрашивали…» Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? Как развивается.

Методические рекомендации для педагогов «Использование игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера» «Даже от самого жаркого огня в камине знаний остается всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук источника-педагога.

Методические рекомендации для развития музыкального слуха и голоса. Система упражнений Занятие 1. Программное содержание. Закреплять представление детей о возможности графически передавать движение мелодии, используя игровой.

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Успех коррекционного обучения во многом определяется тем,.

Методические рекомендации для родителей «Этапы развития человека» Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития,.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития 1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности.

Методические рекомендации по изготовлению и использованию игры «Беглые шнурочки» для развития мелкой моторики Дидактическая игра «Беглые шнурочки» “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. И. Кант “. кончики пальцев рук – это второй мозг”.

Методические рекомендации «Организация музыкального воспитания в тёплый период года» Летнее время предназначено для отдыха детей и укрепления здоровья. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение,.

Как развить слух

Умение слышать мелодию, чисто воспроизводить её голосом, писать собственные композиции, в которых преобладают приятные созвучия – всё это возможно только лишь при наличии хорошего музыкального слуха. Многие придерживаются мнения, что наличие таких способностей – природный дар, и если не повезло родиться с абсолютным слухом, то тут уже ничего не поделаешь. На самом деле, любой человек может заняться развитием этих навыков, достигнув впечатляющих результатов.

Основные разновидности

В среде музыкантов принято различать несколько видов музыкального слуха, среди которых:

  1. Абсолютный. Обладатель таких данных может воспроизвести любой звук или ноту, входящую в его вокальный диапазон, без предварительной настройки с инструментом. Считается большой редкостью.
  2. Относительный. Является самым распространённым явлением среди профессиональных музыкантов. Этот вид слуха очень похож на абсолютный, но его владельцам перед пением понадобится настройка на определённую тональность или ноту.
  3. Внутренний слух можно определить красноречивой фразой – «слышу, но не могу воспроизвести». При регулярных занятиях сольфеджио его можно приблизить к относительному и даже абсолютному.

Существуют также и подтипы музыкального слуха – мелодический и гармонический. Владельцам мелодического слуха легче подбирать и воспроизводить мелодию, чувствовать её движение, интервальный состав. При гармоническом музыкальном слухе люди воспринимают фактуру аккордов целиком, не разбивая их на отдельные звуки, и именно поэтому им проще подобрать песню на гитаре, чем пытаться наиграть соло-партию.

Занятия по развитию музыкального слуха

Упражнения могут быть следующими:

  1. Требуется стать с закрытыми глазами на место, где не видно говорящих, но слышны их голоса. Проверьте себя по голосовому и зрительному различию. Повернувшись лицом, сопоставьте свои умения, определив, кому принадлежит голос. Проделывая такое упражнение, можно со временем остро настроить слух и научиться сосредотачиваться на звуковых эффектах.
  2. Интонационная распевка. Игра на развитие музыкального слуха издается на рояле по формуле: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, которую следует пропеть от начала до конца, затем вернуться от последней ноты к первой, но без аккомпанирования. Если попали – плюс, если нет – продолжение следует.
  3. Музыкальные дидактические игры на развитие слуха — интервальное пение. Под инструментальное сопровождение исполняется распевка: до-ре, до-ми, до-фа, после чего продолжается самостоятельное пение с чередованием звуков без инструмента.
  4. Музыка для развития музыкального слуха. Если решено освоить музыкальное искусство дома, поставьте полюбившуюся композицию и, прослушав ее часть, повторите услышанное. Действие проводится в течение дня с паузами.
  5. Обучение нотам. Добиться тонкого слуха позволит знание нотной грамоты, по которой нужно создавать разную тональность произведения.
  6. Изучение классических мотивов. Благодаря тонкой подаче мелодии классического направления, звуковое восприятие становится особо чувствительным и благоприятно влияет на развитие музыкального слуха дошкольников.

Фактор чистоты пения

Чтобы пение было чистым, учитываются такие нюансы:

  1. Вокальная позиция. У лиц с опущенным небом во рту, произношение получается нечистое. Чтобы это исправить, каждый раз перед распевкой необходимо надавливать на небо языком, как бы толкая его вверх.
  2. Направление звука. В зависимости от исполнения произведения подбирается тембр голоса. Репертуар должен соответствовать индивидуальному баритону.
  3. Мелодия и ее изменение. Чтобы лучше понимать тональность звуков при исполнении песен, следует в процессе обучения и развития слуха изменять ее интонацию. В качестве тренировки можно выбрать легкое четверостишье или песенку, и по ходу ее исполнения корректировать тональность.

В музыкальных школах развитие слуховых данных происходит в основном на уроках сольфеджио. Под руководством педагога учащиеся поют гаммы, интервалы, одноголосные и многоголосные интонационные упражнения. С каждым годом обучения вокальные примеры становятся сложнее, начинают появляться мелодии, написанные в народных ладах (лидийский, фригийский и т. д.), а также содержащие в себе сложные ритмические фигуры.

Если вы не знаете, как развить музыкальный слух в домашних условиях, то самый простой способо — это пробовать петь любимые песни как под запись, так и самостоятельно.

Обратите внимание! Тренировка слуха должна быть регулярной и систематической – только так вы сможете улучшить слух, научиться исполнять сложные вокальные партии. В каждое занятие нужно включать следующие этапы:

  • повторение ранее изученного материала;
  • изучение новой темы (сложные интервалы, пение отдельных звуков аккордов вместе с инструментом);
  • закрепление знаний на примере какой-нибудь популярной мелодии или классической музыки.

Только при комплексном подходе можно обеспечить правильное развитие музыкального слуха.

На нашем сайте будут выкладываться упражнения для развития музыкального слуха.

Владельцам смартфонов на Android пригодится программа под названием «Абсолютный Слух». В приложение «вшито» более сотни разновидностей аккордов, интервалов, гамм и мотивов, а также возможность писать мелодические и ритмические диктанты. Для устройств, поддерживающих iOS, существует аналог этой программы – «Perfect Pitch!».

Доказано, что при желании, упорстве и наличии музыкальной среды можно развить прекрасный слух. Часто родители не знают, как сделать это, они думают, что нужно долго и упорно тренироваться. Оказывается, развить эту способность можно в форме интересной игры.

Развитие музыкального слуха заключается в формировании долговременной памяти для каждого из услышанных сигналов. Тренировки практически не занимают много времени, но требует ежедневной практики. Многие мамы задумываются, как развить музыкальный слух в домашних условиях. Начинать занятия можно сразу после рождения, ведь дети стремятся подражать родителям. Любые мероприятия и уроки нужно проводить в хорошем настроении.

Начинать развитие способностей можно с двух месяцев, для этого подойдут обычные погремушки. Разнообразные звуки, которые издают колокольчики, пищащие и звенящие игрушки, побудит кроху к музицированию. Он сам будет дотягиваться и извлекать из каждой разные звуки, сравнивая их между собой.

По мере роста малыша мамы начинают понимать, как развивать слух, ведь этим простым методом пользовались их мамы и особенно бабушки. Нужно петь песенки и рассказывать сказочные истории, меняя голос с тихого на громкий, с протяжного на отрывистый, с сумбурного на ритмичный.

Слух тренируется быстрее и эффективнее других чувств. Существуют специальные упражнения, направленные на лучшее восприятие и определение звуков, с которыми возможно достичь в музыке неплохих результатов.

Регулярная тренировка слуха требуется каждому, кто занимается музыкой и другой активной творческой деятельностью.

Умение различать определенные сигналы по частоте звучания говорит о наличии способностей у человека. У детей обычно слабо проявляются музыкальные качества, поэтому с ними нужно выполнять специальные упражнения для развития слуха. С трех лет можно начинать знакомить ребят со звуками разной высоты. Сначала он сможет различать только контрастные звуки в разных октавах.

Часто дети не слишком охотно соглашаются на обучение, даже те, которые обладают большими способностями. В этих случаях нельзя насильно заставлять дошкольника заниматься, а лучше заинтересовать его самыми привлекательными или забавными сторонами таких уроков.

Уроки проводятся в игровой форме. Они должны вызывать интерес и азарт, но только не как обучающий урок. Способности к музыке важны не только для дошкольников, которые готовятся заниматься вокалом или обучаться игре на инструменте. Хорошие способности необходимы абсолютно всем детям, поскольку они хорошо влияют на развитие ума и интеллекта.

Родители, которые занимаются с детьми, развивают его слух, следят за речью и другими необходимыми в жизни навыками, могут впоследствии радоваться их прекрасным достижениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: