Три основных приёма игры на гитаре - OXFORDST.RU

Три основных приёма игры на гитаре

Техники игры на гитаре: распространенные приемы

Освоенная техника игры на гитаре — главная цель любого гитариста. Гитаристы пытаются добиться скорости пальцев, разучивая сложные композиции. Они забывают, что звучание должно быть ровное и чистое.

Гитара — универсальный инструмент, способный выразить мелодию с фактурами: гармония, бас. Умелый музыкант извлекает из гитары невообразимое число мелодий. Техника игры подразумевает умение пользоваться различными приемами звукоизвлечения в совокупности. База техники игры на бас-гитаре и на обычном инструменте — извлечение звука. Качество художественного произведения зависит от качества звуков, извлекаемых из инструмента.

Варианты гитарного звукоизвлечения бывают разнообразными. Бой и перебор — наиболее распространенные виды техник. Они используются под аккомпанемент пению. Играть боем научиться несложно, главное — соблюдать ритм композиции. А при переборе струн пальцами необходимо запомнить последовательность струн в композиции. Переборы бывают как классические, так и индивидуальные.

Приемы игры на гитаре

Не стоит путать технику игры с приемами, так как приемы украшают или дополняют звукоизвлечение.

На заметку! Если использовать слишком много дополнений, то у слушателей создается впечатление отсутствие у музыканта вкуса. Хотя некоторые композиции предполагают избыток таких приемов.

Некоторые приемы достаточно просты. А другие иногда заставляют долго и усердно тренироваться, прежде чем их сыграть.

Самый простой прием — глиссандо. Чтобы его сыграть, нужно поставить палец левой руки на любую струну, щипком извлечь звук и медленно переместить палец вперед или назад по грифу гитары.

Еще один интересный прием в игре — апояндо. Этот стиль — щипок, после которого палец перемещается на соседнюю струну. Применив апояндо, музыкант наделяет исполняемое произведение более глубоким и полным звуком.

Гитарист должен усвоить медиаторную технику игры. Медиатор — небольшая пластинка, которой музыкант извлекает звуки из струн. Он обеспечит насыщенный бой и четкие переборы. Плектр предпочитают использовать музыканты, играющие на электроинструментах.

Техники игры на гитаре

Чтобы полностью освоить игру на гитаре, необходимо изучить основные техники. Позволяет создавать уникальные и красивые композиции.

Легато

Легато — прием игры, который имеет первостепенное значение. Он относится к приему исполнения левой руки, при помощи которого можно связать ноты, идущие подряд как можно теснее. Звук получается мелодичный и непрерывный. Прием, при котором звук извлекается путем скольжения пальцев левой руки по грифу гитары, называется легато-глиссандо.

Вибрато

Иногда, слушая любимые композиции, вы наверняка замечаете, что нота звучит долго и с небольшим дрожанием. Такой прием называется вибрато. Его обычно используют на первой струне, реже — на второй и третьей, делая исполняемую композицию яркой. Удобнее всего выполнять этот прием средним пальцем левой руки. Необходимо уметь делать вибрато всеми пальцами, при этом большой палец должен быть неподвижен. Скорость вибрато связана со стилем играемого произведения.

Подтяжка

Если струну во время игры подтянуть пальцем или несколькими пальцами вверх или вниз, то мелодия в этот момент звучит на тон выше или ниже. Эта техника называется «подтяжка», по-другому ее называют «бэнд». Из-за того что положение струны меняется, меняется и звук. Такой прием используют музыканты, играющие на электрогитарах и бас-гитарах.

Тремоло

Тремоло — самый распространенный вид игры на гитаре. Подразумевает под собой многократное повторение звука — три пальцы движутся поочередно. Большой палец обеспечивает бас, а трехпальцевая последовательность — тремоло. На электрогитаре тремоло исполняется при помощи медиатора. Техника игры на бас гитаре — это перебор пальцами по струнам. В случае с тремоло бас-гитаристы также используют плектр.

Необычные стили игры

Помимо основных техник, существуют необычные приемы. Они позволяют наполнить мелодию неожиданными переходами.

Пиццикато

Распространенная техника игры. Этот прием подразумевает легкое глушение звука ребром ладони. Чтобы его осуществить, музыкант должен во время звучания мелодии, слегка положить ребро ладони правой руки на струны. При игре на электрогитаре при помощи пиццикато можно контролировать громкость и длительность звуков.

Диссонанс

Чтобы сыграть в стиле диссонанс, необходимо настроить одну или несколько струн на нехарактерный для них тон. Подобная игра мало где применяется. Однако, композиции Джона Доуленда — британского композитора — необходимо играть именно такой техникой.

Фламенко

В традиционном испанском стиле фламенко широко распространены еще два вида техники игры на гитаре: гольпе и тамбурин. Гольпе представляет собой удар безымянным или средним пальцем руки по деке гитары. Звук, который извлекается тамбурином, похож по звучанию на народный одноименный инструмент. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя свою тяжесть. Такая техника неплохо звучит на электро- и бас-гитаре.

Таппинг

Извлечение звуков путем постукивания по струнам – одна из разновидностей легато, которая называется таппингом. Если зажать струну на одном ладу, а затем резко ударить другим пальцем по этой струне, но одним или несколькими ладами выше, то слышится интересное звучание. Стуки по струнам называются hammer-on. К таппингу также относится своеобразное сдергивание пальца со струны, называемое pull-of. При таком приеме звук получается звонкий и четкий, но обладает не слишком долгим звучанием.

После освоения одноручного таппинга, можно развить игру в этом стиле и второй рукой. Создается впечатление, что играют несколько гитар. Это происходит, благодаря сразу нескольким мелодическим линиям.

Фингерпикинг

Фингерпикинг — его еще называют фингерстайл. Получил широкое распространение среди музыкантов, играющих блюз и кантри. Фингерпикинг — техника игры на гитаре, дающая возможность полностью раскрыть гитару, потому что при таком приеме можно играть как аккомпанемент, так и мелодию, причем одновременно. Пальцевой стиль совмещает слэп, флажолеты и некоторые другие стили игры.

Как улучшить технику игры

Обучение игре на гитаре — не всегда скучное и нудное занятие. Необязательно заучивать ноты и искать их на грифе гитары.

На заметку! Начинающему гитаристу важно знать, что существуют безнотные способы записи композиций — табулатура и аккорды, разучить которые сможет с легкостью любой новичок.

Вот простые советы начинающему гитаристу:

  1. Освойте правильную технику хвата грифа гитары.
  2. Для улучшения гитарных навыков необходима правильная постановка пальцев левой руки при взятии аккордов и нот.
  3. Делайте упражнения в полной тишине, чтобы никакие шумы не отвлекали от игры.
  4. Используйте метроном, чтобы не сбиваться с ритма.
  5. Не избегайте сложных аккордов. Разучивайте новые методики исполнения и гаммы.
  6. Ознакомьтесь с музыкой и техникой игры известных гитаристов. Джимми Хендрикс, Стив Вай, Эрик Клэптон отличились своей виртуозной игрой на электрогитаре. Но среди и бас-гитаристов есть легендарные личности: Джеймс Джемерсон, Жако Пасториус, Фли, Виктор Вутен.

И, конечно, играть на гитаре нужно ежедневно. Необязательно сидеть часами, достаточно несколько получасовых подходов в день.

Советы гитаристам

Ни один новичок не обходится без учебного пособия. Самый популярный самоучитель по игре на гитаре составил и опубликовал музыкант и композитор Фил Капоне. Существует самоучитель и книга под названием «Гитара. Отличная техника игры за 10 минут в день». Его система проста и доступна каждому желающему овладеть инструментом. В книге собраны уроки по разучиванию гамм, легато и последовательных аккордов.

Хороший инструмент — приятная игра. Каждый музыкант должен хранить и ухаживать за своим музыкальным орудием. Навык игры на гитаре во многом зависит от самого инструмента. Нужно следить за состоянием грифа, деки и накладки. Струны — расходный материал, который легко меняется. Повреждения и растянутости влияют на акустическое звучание струн. Для удачной игры меняйте комплекты струн один раз в два месяца.

Берегите корпус инструмента от воздействия влаги, солнечных лучей и сквозняков. Дека гитары состоит из дерева. Под влиянием окружающей среды деформируется и подвергается деструкции.

Как играть на гитаре? Советы, рекомендации

Если воспринимать эту фразу буквально, то, с одной стороны, ответ на этот вопрос — простейший, а с другой — риторический, поскольку сам вопрос очень некорректный. Действительно, как играть на гитаре, наверное, все прекрасно знают: одна рука зажимает лады на грифе, другая — извлекает звук со стороны барабана гитары. И вот тут уже возникает множество новых вопросов, самые популярные из которых я попытаюсь осветить в данной статье.

Чтобы создать более понятную атмосферу, я буду описывать элементы гитарной игры поэтапно. Давайте предположим, что у вас в руках сейчас находится гитара, и вы очень хотите что-нибудь сыграть, но не имеете ни теоретических знаний, ни практических навыков. Это можно исправить, если понять и отработать основные принципы игры.

Итак, вы взяли гитару, левую руку (если человек правша, для левшей — правую) положили на гриф, правую — на струны.

Барабан гитары упирается вам в бедро. С положением разобрались. Теперь нужно понять, как работает каждая из рук. Начнем с левой. Пальцы левой руки зажимают определенные струны на определенных ладах, в зависимости от произведения, которое исполняется музыкантом.

К примеру, если играется какая-нибудь дворовая песня, то чаще всего на грифе зажимаются аккорды, т.е. стандартные позиции пальцев для каждого аккорда (для наилучшего понимания советую посмотреть видеоурок на тему аккордов).

Если играется классическое произведение, то пальцы выбирают всегда разные положения на ладах, в зависимости от нужной ноты. Также пальцы левой руки могут придавать красочность игры за счет добавления ими разных эффектов звучания.

Теперь перейдем к функциям правой руки (для левшей — левой). Эта рука извлекает звук различными способами. Давайте рассмотрим основные из них:

  • Бой. Этот вид игры заключается в ударе по струнам вниз и вверх, соблюдая определенный алгоритм действий. Бой может быть стандартный, или же лично придуманный. Бой может содержать различные дополнительные элементы, такие как пауза, приглушка, веер (элемент из испанских боев) и многие другие. Для примера разберем самый популярный гитарный бой — эстрадный, в народе же его именуют «шестеркой», в данной ситуации с приглушкой.Итак, схема игры такая: удар по струнам вниз два раза (после второго удара глушим струны), два раза вверх, потом снова вниз с приглушкой и завершаем ударом вверх. Получается шесть ударов по струнам за один цикл. Чаще всего этот бой обозначают двумя способами: «вн-вн*-вв-вв-вн*-вв» или «VV*^^V*^», где * — приглушка. Этим боем играются многие дворовые, армейский и эстрадные песни. Видеоурок на тему боя можно посмотреть вот по этой ссылке.
  • Перебор. Перебором называется последовательное перебирание струн в зависимости от вида перебора. Существуют разные виды переборов: простой, сложносокращенный, сложный и так далее. Наиболее сложный способ перебирать струны — соло, где последовательность извлечения звука совершенно нестандартна.Рассмотрим пример одного из самых популярных переборов, именуемый «сложным» перебором или перебором «восьмерка». Последовательность струн следующая: начинает каждый цикл басовая струна (4-я, 5-я или 6-я), затем по очереди идут третья, вторая, третья, первая, третья, вторая, и снова третья. В народе этот перебор изображается так: «Б-3−2−3−1−3−2−3».Что касается басовой струны, то здесь учитывается непосредственно аккорд. Например, для аккорда Am басовая струна — 5-я, для Dm — 4-я, для акорда E — 6-ая. На рисунке 1 изображены басовые струны основных аккордов, а по мере изучения, думаю, вы без труда найдете и остальные. Видео о том, как играть перебор на гитаре, можно посмотреть здесь.
Читайте также  Влияние классической музыки на человека

Рис 1. Басовые струны основных аккордов

  • Щипок. Этот элемент игры является чем-то средним между боем и перебором. Суть его заключается в одновременно извлечении звука сразу из трех струн: 1-й, 2−1 и 3-й, т.е. эти струны дергаются одновременно указательным, средним и безымянным пальцем — соответственно. Существует два самых распространенных видов щипка: вальсовый и, так называемый, «блатной».Дабы не делать выбор в данной ситуации, разберем оба этих вида. Разница между ними заключается в том, что при вальсовом щипке после баса три первых струны дергаются два раза, при блатном — один. Изобразим оба варианта так, как их принято указывать в народе: «Б-321−321» и «Б-321» — соответственно. По данной ссылке можно посмотреть видеоурок на тему этого способа извлечения звука.

Это были основные приемы. Также встречаются случаи, когда эти способы комбинируются.

Извлечь звук при помощи вышеописанных методов (за исключением щипка) можно либо пальцами, либо медиатором (пластмассовый прибор округлой треугольной формы). Стоит отметить, что играть пальцами гораздо проще, поскольку навык игры медиатором нужно еще приобрести в ходе обучения. Преимущества медиатора в том, что звук становится громче и чище (естественно при правильном его использовании).

Я специально расписал все действия максимально детально, чтобы ни у кого не возникло вопросов по технике и принципам игры на гитаре. Теперь вы, зная минимальную теоретическую базу, можете без труда начать обучаться игре на гитаре самостоятельно, а в этом вам помогут видеокурсы игры на акустической и электрической гитарах на сайте guitarlesson.ru.

Переходя от теоретической подготовки начинающих гитаристов, хотелось бы обратить особое внимание на не менее важную деталь в обучении, которую будем называть барьером игры на гитаре. Во избежание сложных понятий и непонятных описаний, я выделю два основных барьера: физический и психологический. Думаю, необходимо подробно остановиться на каждом из них.

Под физическим барьером, препятствующим игре на гитаре, понимаются различного вида неудобства и болевые ощущения (звучит странно, но это факт) в период привыкания к инструменту. Естественно, по мере адаптации и, естественно, с набором необходимой практики, данный барьер будет стремительно идти к уменьшению, пока вовсе не исчезнет. А пока что эта проблема очень актуальна, поэтому разобьем вышеуказанное препятствие для новичков на несколько тематических блоков:

Неудобство

Для многих людей само положение гитары на бедре является источником дискомфорта. Барабан гитары начинает давить на бедро, что может вызвать неприятность в процессе игры. Решением такой проблемы может послужить возврат к истокам обучения, а конкретно, к посадке гитариста. Скорее всего, ваша ошибка именно в ней, поскольку барабан гитары идеально адаптирован для игры на ней.

Усталость

В отличие от первой проблемы, данная ситуация имеет место быть гораздо чаще. Касается это, прежде всего, правой руки (для правшей). При любом варианте игры рука в районе запястья начинает уставать и это отрицательно сказывается не только на качестве звукоизвлечения, но и искажает сам ритмический рисунок игры. Решением такой проблемы могут послужить только тренировки. Не нужно прибегать к посторонним способам (работа над выносливостью рук вне гитарного искусства). Как говорится, клин клином вышибают, поэтому, чем чаще вы будете позволять руке уставать, тем быстрее эта усталость сойдет на «нет».

Это самый важный и сложный компонент физического барьера. С ним, скорее всего, сталкиваются абсолютно все гитаристы в период изучения гитарного ремесла. Причем для каждой из рук имеется «своя боль». Начну с наименее болезненной руки — правой.

Основным эпицентром болевых ощущений правой руки являются струны, которые могут повредить ногти и пальцы. Первые струны гитары довольно тонкие, поэтому получить порез кожи или ногтя — дело пустяковое. Например, играя быстрый ритм, можно наделать заусенцев на ногтях, или, играя перебором, порезать пальцы. Во избежание этих неприятных ситуация дам пару советов: подстригайте ногти вовремя, не допуская их чрезмерного вырастания (это касается не только правой руки. Большие ногти также являются помехой при зажатии струн левой рукой) ; не торопитесь дергать струны в желаемом темпе, лучше отработайте нужную тактику медленно, а после просто наращивайте темп; следите за состоянием струн на своем инструменте, поскольку к травмам приводят не только ошибки начинающих гитаристов, но и дефекты гитарных составляющих.

В дополнение к информации о ногтях хочу отметить, что многие гитаристы подстригают все ногти, кроме одного — ногтя на большом пальце правой руки (опять же для правшей). Длинный ноготь нужен им для получения звука из басовых струн, выполняя некий «эффект медиатора».

Что касается левой руки, то тут ситуация серьезнее. Начну, наверное, с мозолей на подушечках пальцев. У начинающих гитаристов пальцы не адаптированы к струнам, поэтому с каждым зажатие кожа на пальцах будет разбухать, создавая неприятные болевые ощущения. Так может продолжаться разное количество времени: от недели до нескольких месяцев, в зависимости от природной регенерации кожи. В итоге подушечки пальцев огрубеют и станут жесткими. Признаться честно, гитариста без труда можно узнать по пальцам.

Приведу пример из жизни: во время прохождения медицинского обследования кровь я сдавал из безымянного пальца не привычной левой руки, а правой. Медсестра, увидев пальцы левой руки, сразу догадалась о моем музыкальном увлечении и сказала, что такую кожу очень тяжело пробить, а забрать кровь — тем более. Поэтому в медицинских учреждениях в кабинете забора крови люди делятся на тех, кто сдает кровь из правой руки и гитаристов. Это, конечно, все лирика, а вот к мозолям на пальцах нужно отнестись серьезно, поскольку это неотъемлемая часть становления гитариста. Помимо мозолей, существуют боли в запястье левой руки при зажатии закрытых аккордов (баррэ).

Дело в том, что баррэ-аккорды представляют собой частое использование сразу всем пальцев на одну позицию, причем большую нагрузку получает большой палец, прижимающий остальные пальцы к грифу. Отсюда и вытекают болевые ощущения, ведь не у всех суставы сразу могут выдержать такую нагрузку. Признаюсь, за четыре года игры у меня до сих пор иногда бывают такие ощущения при долгой игре на баррэ. Проблема, конечно, кроется в поврежденном в ходе спортивных тренировок запястье, но это не отменяется тот факт, что у здорового человека не может быть такой проблемы. Лучшее лечение таких болей — опять же тренировки и забота о своей руке, ибо руки для гитариста — предмет творения

Описанные выше физические барьеры являются своего рода испытанием в период приобретения гитарных навыков, преодолеть которые должны все, кто хочет развивать свое мастерство.

Что касается психологических барьеров, то тут я хотел бы выделить две основных проблемы: «путаница» и сдержанность.

Путаница

Она возникает на начальных этапах, когда приемы игры еще не отработаны до автоматизма, и очень часто происходят сбои ритмических рисунков или неправильные постановки аккордов. Данная проблема не является дефектом отдельного человека, повторюсь, это связь между началом игры и ее идеалом. Путаница не является поводом к негативным представлениям о своей игре или музыкальном инструменте, это всего лишь временной период, который нужно преодолеть.

Сдержанность

Это важнейший элемент не только в плане игры на гитаре, но и в любом деле. Просто, изучая что-то наступают моменты, когда в голове возникают мысли типа «это не мое», «я не смогу», «это нереально» и т.д. Для разбавления этих пафосных идей опишу пример из жизни. Для меня было проблемой взять баррэ. Дело заключалось не в отсутствии практики, не в болевых ощущениях, а просто — не получалось. Месяц я убил на то, чтобы каждый день понимать, что баррэ я так и не взял, пока в один прекрасный день у меня это не получилось. Сейчас для меня зажать баррэ не составляет никакого труда, однако что бы я не разучивал, по сложности, именно психологической, еще ничего не смогло сравниться с тем месяцем. Именно сдержанность помогла мне умножить свои практические знания игры на гитаре, поэтому не стоит забывать о том, что терпение обязательно поспособствуем выполнению поставленной задачи.

Три основных приёма игры на гитаре

Просматривая видеозаписи концертов любимых исполнителей, вы, вероятно, заметили, что время от времени гитаристы исполняют мелодии в две гитары, причем не только риффы, но и соло. Делается это по определенным правилам и звучит довольно интересно. По сути, принцип такой же, как и при пении в два голоса: каждый исполняет свою партию, а вместе получается красиво и выразительно. В гитарной музыке исполнение двойными нотами применяют практически все музыканты, но, конечно, не в каждой песне. За основу берется соло (желательно, что-то мелодичное) и к каждой ноте добавляется интервал. Точно так же, как вы играли мелодии октавами, а риффы квинтами, соло можно исполнять терциями. Терция состоит из двух нот, поэтому вся мелодия делится на две партии и воспроизводится на гитарах в два голоса. Главное — делать это одновременно.

Конечно, терции играют и на одной гитаре, но, во-первых, получается не так интересно, как в две гитары (особенно если играть на драйве), а во-вторых, это не всегда удобно в плане аппликатуры. Терции бывают двух типов; большие и малые. Они используются в равной степени в зависимости от ситуации.
Большая терция — интервал, включающий в себя два тона, — строится следующим образом: от любой ноты (кроме нот, расположенных на третьей струне) необходимо отсчитать один лад влево и прижать на полученном ладу следующую, более тонкую, струну. Например, возьмем ноту «ля» (пятый лад шестой струны) и построим большую терцию. Отнимаем от пяти один и получаем четыре. Прижимаем четвертый лад на пятой струне — и готово (рис. 8.15).

Для того чтобы построить малую терцию — интервал, включающий в себя полтора тона, — нужно от любой ноты (кроме нот на третьей струне) отсчитать два лада влево и прижать на полученном ладу следующую более тонкую струну. Таким образом, от ноты «ля» малая терция получится на третьем ладу пятой струны (рис. 8.16).

По схожему принципу строятся обе терции от нот, расположенных на третьей струне, но в этом случае отсчитывать влево нужно на один лад меньше. Так, если строить большую терцию от ноты «до» (пятый лад третьей струны), то получится, что искомый интервал находится на пятом ладу второй струны, а малая терция — на четвертом ладу второй струны.
Упражнение № 95. Соло терциями № 1 (см. ypoк нa DVD).
Ниже представлены партии двух гитар (два голоса), расположенные друг под другом, которые исполняются одновременно (рис. 8.17).

Читайте также  Опера моцарта «дон жуан» - сюжет, общий обзор

Естественно, для этого необходимы два гитариста. На DVD записано три варианта упражнения: две партии вместе, партия первой гитары и партия второй гитары. Таким образом, приложение дает вам возможность сыграть как бы вместе со вторым гитаристом по очереди в любой роли (для чего следует выучить и первую, и вторую партии). Партии не представляют собой ничего сложного. Подобные упражнения вы отрабатывали в гл. 6. Используйте правила игры в позиции: один лад — один палец — и применяйте переменный штрих. Сначала выучите и отработайте партию первой гитары, затем — второй. После этого приступайте к исполнению вместе с записью на DVD.
Упражнение №96. Соло терциями №2 (см.ypoк на DVD).
В этом упражнении обе партии включают в себя бэнды с возвратом. Первый гитарист делает бэнд на полтона, а второй — на тон. При исполнении в две гитары особенно важным является качество подтяжек (достаточно сфальшивить только одному из гитаристов — результат будет удручающим), поэтому упражнение необходимо играть чисто н синхронно. Даже раскачивание струны во время исполнения вибрато у обоих гитаристов должно происходить одновременно и с одинаковой амплитудой (рис. 8.18).

Упражнение №97. Соло терциями №3 (см. урок на DVD).
Это упражнение наглядно демонстрирует каким образом играются терции в два голоса на одной гитаре. Подобные вещи как правило, исполняются на чистом звуке или на акустике. Обратите внимание на вибрато двумя гальпами (рис. 8.19).

Имеет смысл попробовать исполнять данное упражнение приемом тремоло — размашистым движением кисти правой руки сразу по двум струнам (в «балалаечном» стиле). Уделите особое внимание глушению посторонних звуков.

Как научиться играть на гитаре

Кажется, не только музыкант, но и любой человек проходит стадию, когда его пленяет такой инструмент, как гитара. Песни у костра под ненавязчивый аккомпанемент… Уютные композиции для домашних посиделок… Тонкие пальцы, перебирающие струны… Владеющему игрой на ней рады в любой компании, да и сам гитарист получает невероятное удовольствие от дивного звучания любимого инструмента… Но как научиться играть на гитаре самостоятельно? Эта статья подробно расскажет о такой возможности.

Плюсы и минусы самостоятельного обучения

Обучаясь дома самостоятельно, человек экономит много времени, потому что не тратит время на дорогу до музыкальной школы и сам определяет темп и наполненность своих занятий. Сконцентрироваться можно только на главном и интересном. Углубляться туда, куда нужно. Искать лишь то, что действительно послужит на пользу.

Далее, самообучение воспитывает такие качества, как ответственность, целеустремленность и трудолюбие. Дело, которое человек делает с душой и желанием, всегда будет спориться, а лёгкие трудности лишь вдохновят на новые свершения.

И, наконец, занимаясь самостоятельно по чёткому алгоритму и составленному плану, начинающий музыкант раскрывает в себе огромный творческий потенциал и накапливает ценный опыт, который поможет ему в достижении любых поставленных задач.

Минус обучения игре на гитаре в домашних условиях состоит в том, что встречающиеся на этом пути трудности придется решать самому. Этот минус не должен останавливать тех, кто привык добиваться своей цели. Гитара покориться верному её почитателю, если он приложит немного усилий и будет ревностно относиться к самообучению.

Иногда бывает трудно заставить себя трудиться, но если поставить себе цель научиться играть на гитаре в кратчайшие сроки в домашних условиях, то это наоборот может стать вдохновляющим моментом для ранних подъемов или продуктивного досуга.

Как научиться играть на гитаре в домашних условиях

Человек, который решил встать на тернистый путь самостоятельного освоения инструмента и научиться играть на гитаре с нуля, должен решить для себя, на каком уровне он хочет ею владеть. Если он хочет овладеть инструментом как профессионал, играть классические композиции и мастерски импровизировать в любом стиле, то самообучением здесь не обойтись. Ему следует записаться в музыкальную школу или походить на частные уроки.

Но если начинающего гитариста привлекают легкие аккомпанементы и несложные пьесы, то, обладая усидчивостью и целеустремленностью вместе с трудолюбием и позитивным настроем, он вполне может освоить гитару дома самостоятельно с помощью Интернета и регулярных занятий.

Обязательными условиями продуктивных самостоятельных занятий являются:

  1. Наличие хорошего инструмента. Причем стоит знать, что гитара нужна сразу качественная. Любая мотивация пропадёт, если дешевый инструмент будет огорчать плохим звучанием, да и приёмы на ней отрабатываются гораздо сложнее. Crafter, Yamaha, Hohner – вот бренды, которые известны своим качеством. Неплохо будет и уточнить, из какого дерева изготовлен корпус гитары. Сосна, ель и красное дерево славятся среди музыкантов своими прекрасными звуковыми качествами.
  2. Желание научиться. Если оно есть – никакие трудности не остановят. Даже если человек учиться играть на гитаре с нуля.
  3. Время для занятий. Причём не обязательно сидеть дома за гитарой весь день. Даже полчаса может хватить, если заниматься регулярно.
  4. Материалы. Интернет предлагает начинающим музыкантам колоссальное количество методик, видео, самоучителей и прочей полезной информации. Стоит только набрать в поисковике нужный запрос. Мы же постараемся рассказать об основных аспектах самостоятельного обучения игры на гитаре и расскажем, как научиться играть на гитаре с нуля дома.

Подготовка к игре на гитаре

Начинать нужно с изучения самой гитары и её настройки. Основная часть гитары – это её корпус или дека. Он изготавливается из дерева. К нему крепится гриф. На грифе располагаются ладовые порожки или лады. Именно на них нужно опираться при зажатии струны. Сверху, на головке грифа, находятся колки, которые натягивают струны.

Количество струн на гитаре может варьироваться. На самой удобной для обучения, 6-струнной, их шесть. Располагаются они сверху вниз, от самой толстой к самой тонкой. При открытых струнах (когда мы не зажимаем их на каком-нибудь ладу) они дают следующие ноты: первая, самая тонкая, нижняя – ми; следующая, потолще – си; третья – соль; четвёртая – ре; пятая – ля и шестая, самая верхняя, толстая – ми, в октаву с первой.

Всё это работает, когда инструмент настроен правильно. Поэтому сразу после изучения устройства инструмента можно перейти к настройке.

Настраиваем первую струну на ноту ми. После этого зажимаем вторую струну на пятом ладу и настраиваем в унисон с открытой первой. То же самое проделываем с остальными струнами, за исключением третьей. Её настраиваем в унисон со второй, зажимая в четвертом ладу. Настройку гитары можно проверить по тюнеру, причём пользоваться лучше всего электронным. Он крепится к грифу и ловит её вибрации, что обеспечивает качество всего процесса.

Далее – правильная посадка, залог комфортной игры и плодотворных занятий в домашних условиях, поэтому учимся играть на гитаре в удобном и раскрепощенном положении. Сесть нужно на край стула или дивана, закинув ногу на ногу или поставив её на специальную подставку.

Левой рукой нужно взяться за гриф так, чтобы большой палец был параллелен ладам, а указательный палец и остальные легли на струны. Правая же будет отвечать за перебор струн. Руки напрягать не надо. Найдя правильное и удобное положение, можно попробовать взять несколько произвольных аккордов, пробуя разные способы, приноравливаясь зажимать струны так, чтобы они не дребезжали, а звучали сочно и приятно.

Первые шаги к самостоятельному освоению гитары

Переходим непосредственно к игре на инструменте и поучимся играть разные несложные мелодии на одной струне. Ниже представлен рисунок расположения нот на грифе гитары.

По видео или нотам, которые можно найти с помощью Интернета, легко будет потренироваться в освоении несложных композиций и популярных мелодий. Поиграем их и послушаем звучание инструмента. Полезно это ещё и тем, что рука будет привыкать к новым движениям, тело – к положению за инструментом, а пальцы – к острым струнам.

Болевые ощущения на пальцах могут стать неприятным сюрпризом для тех, кто решил научиться играть на гитаре и осваивает это дело самостоятельно дома, но пугаться не стоит. Спустя некоторое время они пройдут, когда подушечки пальцев адаптируются, и кожа на них немного огрубеет.

Далее переходим к изучению основных аккордов. И начать лучше всего с буквенного обозначения нот: до – C, ре – D, ми – E, фа – F, соль – G, ля – A, си b – B и си – Н. Такие буквы означают мажорный аккорд. С – это до мажор. При записи буквы с маленькой m используется минор (Cm — до минор), а если к букве приписана маленькая семерка – берём септаккорд (B7). Таким образом аккорды пишутся в нотах для гитары.

Следующим шагом станет запоминание расположения этих аккордов на струнах. Ниже представлены схемы аккордов для 6-струнной гитары.

Читаются такие схемы очень легко. С их помощью новички смогут освоить расположение аккордов на струнах. Точками показаны места, где нужно зажимать струну, а линиями – ладовые порожки. Толстая линия показывает начало первого лада.

Всё это сначала будет довольно сложно, но со временем пальцы запомнят расположение струн и аппликатуру, что позволит производить быструю смену аккордов.

Перебор и бой на гитаре

Следующий шаг –научиться играть на своей гитаре перебор и бой. Перебор и бой – это разные способы извлечения звука из гитары. Бой предполагает удары по всем струнам в определённой последовательности.
Начать можно с простых схем боя, таких как «Шестёрка» и «Звезда по имени Солнце». Схема боя «Шестерка» (стрелка вниз означает удар по струнам вниз, вверх – вверх соответственно):

Существует и другой способ этого боя, когда второй и пятый удары делаются с глушением. Глушение означает зажимание рукой струн после удара по ним. Это обеспечивает чёткие границы звуков и создает эффект ударного инструмента.

Также представим схему боя «Звезда по имени Солнце»:

Такая схема научит начинающего гитариста свободно владеть правой рукой, что в последствии поможет перейти к более сложным видам боя.

Перебор от боя отличается тем, что струны нужно дёргать по очереди. Рассмотрим некоторые несложные виды перебора.

Шестёрка» — самый простой и популярный перебор. Его схема: 6 – 3 – 2 – 1 – 2 – 3 (цифра соответствует номеру струны). Такой вид перебора используется во многих песнях.

«Вальсовый» — перебор на ¾, исполняется в темпе вальса: 6 – 123 – 123 или попроще 6 – 12 – 12.

«Восьмёрка» — тоже довольно известный вид перебора. Исполняется он так: 6 – 3 – 2 – 3 – 1 – 3 – 2 – 3.

В переборе «Четвёрка» задействованы 4 струны и существует несколько способов его исполнения:

6 – 3 – 2 – 1 – самый простой и легко запоминающийся;
6 – 3 – 1 – 2 – посложнее;
6 – 3 – 2 – 3 – тоже довольно лёгкий для запоминания перебор;
6 – 1 – 2 – 3 – ещё один способ исполнения «Четвёрки»

Читайте также  3d принтеры для музыкантов

Играя на гитаре перебором, необходимо помнить, что каждой струне соответствует свой палец. 4,5 и 6 струны щипают большим пальцем, 3 – указательным, 2 – средним, а 1 – безымянным.

Обладая всеми этими знаниями новичок, может по началу и неуверенно, сможет подбирать аккомпанементы к несложным песням и читать ноты для гитары, которые найдет на просторах Интернета, а затем, отточив мастерство, сыграть более сложные композиции и пьесы.

Подытожим разговор о самостоятельном обучении игре на гитаре и составим алгоритм действий для желающих освоить её дома в короткие сроки:

  1. Приобретение качественного инструмента.
  2. Изучение устройства гитары и её настройка.
  3. Выбор места и времени для самостоятельных занятий, поиск нужной информации.
  4. Освоение несложных мелодий на одной струне.
  5. Изучение основных аккордов: их записи и расположения на струнах.
  6. Освоение боя и перебора.

Следуя этому алгоритму, довольно несложно научиться играть на гитаре, даже если человек начинает это с нуля.

Дальнейший путь начинающего гитариста – это тренировка и развитие. Пусть его не останавливают ни ноль знаний по музыкальной теории, ни трудности, с которыми он столкнётся по началу, ни негативное мнение недоброжелателей. Важно помнить, что регулярные упражнения со временем придадут уверенности, поиск занимательных уроков онлайн и полезной информации позволят отточить умения и приёмы, а твёрдое желание освоить инструмент станет двигателем всего этого увлекательного процесса. Упорство и вера в свои силы рано или поздно дадут свои плоды, и усердные любознательные новички добьются взаимности от этого удивительного инструмента.

Научиться играть на гитаре, сколько нужно на это времени?

Это самый первый вопрос, который возникает у тех, кто впервые взял в руки инструмент и имеет намерение его освоить. Вариантов ответа может быть неожиданно много, все зависит от того, в какую школу вы пришли заниматься. Многие преподаватели, да и в целом школы дают самые невероятные прогнозы чудесных результатов по превращению новичков в классных музыкантов за самый короткий срок, надо сказать, что такой подход к обучению с раздачей невероятных обещаний, это не более чем маркетинговый ход, цель которого – привлечь как можно больше учеников.

На самом деле все значительно сложнее, в первую очередь вы должны определить для себя, что для вас значит выражение – «научиться играть на гитаре». Второй и третий вопросы на который придется ответить: есть ли у вас какие-либо навыки игры на инструменте, обладаете ли вы музыкальными способностями, и на сколько они у вас развиты? Четвертый вопрос не менее важен: какой уровень владения гитарой для вас приемлем, проще говоря, какого уровня музыкантом вы хотите стать?

В последнем вопросе как раз и состоит весь смысл затронутой нами темы, цель, а соответственно и желаемый уровень у всех разные. Кто-то хочет, освоив несколько аккордов блеснуть умением игры на гитаре пред друзьями во дворе, кто-то подходит к делу более серьезно, желает стать виртуозом, таким как Томми Эммануэль или Пако Де Люсия.

Уровней владения гитарой на самом деле несколько:

Первый(начальный): достаточен для несложного аккомпанемента, вполне доступны простые пьесы, владение основными приемами игры на гитаре.

Второй: более продвинутый – доступен достаточно сложный развернутый аккомпанемент, небольшие пьесы, рифы и т.д. При этом теоретическая подготовка пока еще на низком уровне.

Третий: неплохой средний уровень, когда музыкант владеет большинством известных приемов игры на гитаре, но при этом не останавливается в собственном совершенствованиипостепенно повышая свою уверенность и степень владенья инструментом. Теоретическая подготовка на третьем уровне подразумевает обязательное знание нотной грамоты, понимание ритма и наличие ряда других, обязательных для музыканта навыков.

Четвертый(профессиональный): высокий уровень владения инструментом, при котором музыкант, исполняя произведение не прилагает к этому особых усилий, по крайней мере внешне это выглядит именно так, мелодия буквально льется из-под пальцев без особых к тому усилий. Люди, владеющие гитарой на таком уровне способны выучить и исполнить большинство из-известных произведений, более того, сами пишут музыку и песни. Музыкант полностью владеет теорией и технической составляющей исполнения, ему доступна импровизация, он широко использует её там, где это допустимо (импровизация обычно не приветствуется при исполнении классических произведений), содержательность игры выходит на первое место.

Естественно, что каждый из вышеописанных уровней подразумевает разную степень владения инструментом, соответственно, чтобы его покорить, то есть встать на определённую ступень необходимо разное количество времени. Причем, учиться играть на гитаре кому-то будет проще, а кому-то наоборот сложнее. Здесь играет роль один очень важный фактор, если человек занимался музыкой ранее, у него безусловно будет хоть небольшое, но преимущество. Даже если инструмент был другой, фортепьяно, например, и со времени обучения прошло много лет (представим, что было это в музыкальной школе) базовые навыки, то же чувство ритма, музыкальность глубоко в памяти все же остаются. Такой ученик будет более успешным уже на первом этапе нежели тот что начинает обучение игре на гитаре с «0».

Чувство ритма нужно развивать, особенно оно необходимо будущему музыканту, для тех, кто начал обучение с самого начала – с базовых основ, потребуется дополнительное время на их освоение. Так сколько же его потребуется чтоб достигнуть успеха? Подобным вопросом в свое время заинтересовались ученые.Психолог Андерс Эриксон призвав в помощь двух своих коллег еще в начале 1990-х провел соответствующее исследование на базе берлинской Академии музыки. Для проведения исследований пригласили студентов-скрипачей, разделили их на три группы. В первой оказались будущие «звезды», которым педагоги прогнозировали будущее солистов мирового класса. Во вторую подобрали «перспективных» чьи шансы на будущую карьеру были оценены как высокие. В третью группу собрали тех, кто по мнению педагогов вряд ли бы стали профессиональными музыкантами. Всем участникам был задан один вопрос:«Сколько времени в общем вами было потрачено на практические занятия с того момента как впервые взяли в руки инструмент и до сегодняшнего момента?»

Студенты из первой группы, которые были лучшими из лучших, занимались больше всех: в девять лет у них уже было по 6 часов занятий в неделю, к двенадцати годам по 8 часов в неделю, к четырнадцати уже по 16. К двадцати годам время обучения достигло 30 и более часов в неделю. В общей сложности в возрасте 20 лет у этих студентов был уже солидный стаж: в общей сумме до 10 000 обучения игре на инструменте. У «перспективных» студентов из второй группы результаты были более скромные̶8 000 часов. В третьей группе наименее успешных, стаж занятий был самым небольшим 4000 часов.

Далее группа Эриксона решила продолжить исследования в том же направлении, но уже с привлечением студентов-пианистов, результаты оказались аналогичными, группа ученых не выявила ни одного человека, который бы добился высоких результатов с меньшим чем у сверстников количеством практических занятий игры на инструменте.

Таким образом вывод сам собой напрашивается – чудес не бывает в принципе! То есть, посещая уроки игры на гитаре с нуля невозможно через месяц стать профессиональным музыкантом-виртуозом. Тем, кто это обещает, не нужно верить ни в коем случае, доказать, что они дают мягко говоря нереальные обещания можно очень легко, путем не сложных арифметических вычислений. Если уже на первом этапе для занятий выделять по максимуму времени – 8 часов в сутки, то к концу месяца наберется не более 192 часов, но и такой объем для новичка не реален, человек устанет и не сможет держать инструмент уже максимум через час.

Для того чтобы определить сколько времени нужно чтобы научиться играть на гитаре возьмем более реальный вариант: у человека нет опыта обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте, но при этом присутствует хорошее чувство ритма. В таком случае чтобы достигнуть первого уровня потребуется не менее 500 часов занятий. В условиях, когда на первом этапе человек не имеет возможности уделять занятиям слишком много времени можно начинать с малого, постепенно увеличивая их продолжительность.

Первый месяц: по 30 минут в день= 15 часов.

Второй-четвертый месяц: 60 минут в день = 90 часов.

Пятый –двенадцатый месяц: 90 минут в день = 360 часов.

Складываем количество часов всех занятий за год, получается 465, то есть до заветной цифры в 500 часов, необходимой для освоения первого уровня мы не добрались даже за год и это, не считая выходных и различных форс-мажоров, из-за которых приходится отменять занятия. Осталось 35 часов, если считать с поправкой – это еще 24 дня, в общей сумме при самых благоприятных условиях получается чуть больше года, результат при наличии желания вполне достижимый.

Покорить второй уровень будет сложнее, тем не менее цель реальна, если учесть, что первый уровень уже пройден, впереди 1500 часов занятий, если увеличить время до двух часов в день в сумме получится 750, а это еще два года с небольшим, то есть сначала обучения более трех лет, что для людей, целеустремленных, по силам.

Впереди третий уровень, а это еще 2000 часов занятий, если уделять им по три часа в день, получается 90 часов в месяц и 1080 в год, соответственно, 1 год 10 месяцев и еще одна неделя. В общем стаж обучения приближается к пяти годам, но это еще не придел, заветная цифра в 10 000уже виднеется в конце тоннеля.

Четвертый уровень, то к чему стремятся те, кто хочет стать настоящим профессионалом, к уже пройденным 4000 тысячам часов занятий нужно прибавить еще 6, заниматься придется по 5 часов в день, для тех, кто прошел предыдущие три уровня обучения нагрузка вполне посильная. В общем потребуется 1200 дней, это три года и почти три месяца. Таким образом весь срок обучения превышает 8 лет, стаж весьма солидный и это при идеальном соблюдении графика, в реальной жизни увы так не бывает, чтобы овладеть инструментом на уровне профессионала потребуется 10 лет не меньше.инструментом на уровне профессионала потребуется около 10 Правда если за спиной есть музыкальная школа и не обязательно по классу гитара, это ощутимый плюс, учится будет гораздо легче, но не стоит забывать одно обязательное условие: учится играть на гитаре покоряя первые три уровня нужно обязательно под руководством опытного преподавателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: