Тема рождества в классической музыке - OXFORDST.RU

Тема рождества в классической музыке

Тема рождества в классической музыке

Классическая рождественская музыка

1.Праздник «Рождество Христово»

В начале нашего урока я хочу поздравить тебя с наступающим великим праздником – Рождеством Христовым. Урок посвящен этому христианскому празднику, его традициям и музыке.

Действительно, тот факт, что весь мир ведет свое летоисчисление с Рождества Христова, доказывает важность этого события для современного человека.

Праздники Рождество и Новый год – это не одно и то же. Новый год – это государственный праздник встречи Нового года, а Рождество – церковный праздник. Зимние праздники – одни из самых любимых. Поэтому и празднуется он как в церкви (официальная часть), так и в народе.

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства. Этот праздник отмечается христианами католиками и протестантами 25 декабря по новому стилю, и православными христианами 7 января по новому стилю. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по Юлианскому (старый стиль) и Григорианскому (новый стиль) календарю.

Этот праздник вызывает у людей противоречивые чувства, с одной стороны – появление на свет Младенца – это всегда радость для людей, живущих на земле, и его ждут с нетерпением, некоторой тревогой и волнением; с другой стороны – Иисус Христос, появившийся на земле в человеческом обличии прислан, чтобы искупить грехи человечества через свои страдания, и с этим связаны чувства печали, обреченности; кроме того, чувства благодарности, почтения, благоговения перед Спасителем.

Рождество Христово – один из самых главных праздников у всех христиан мира и один из самых любимых. Рождество отмечают люди всех континентов.

Композиторы, художники ( Васнецов Икона)

И сейчас мы перенесемся на святую землю Палестины, которая находилась тогда под властью Римской империи, в маленький город Вифлеем, где 2000 лет назад произошло чудесное событие. Оно описано в Евангелие (так называется святое повествование о жизни Иисуса Христа).

Как тиха эта ночь. как прозрачна она!

Вдохновенно глядят небеса,

И в объятьях глубокого зимнего сна

Ожиданием дышат леса.

В эту тихую ночь беззакатной звездой

В мрачной бездне утраченных лет

Загорелся впервые над грешной землей

Христианства божественный свет.

2. Рождественская музыка

Рождество Христово, как и вся христианская вера, имело очень большое значение для развития всей мировой культуры в целом. Сюжеты из Евангелия( Благая весть — Новый завет от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) послужили источником вдохновения для многих художников, архитекторов, скульптуров, композиторов, писателей и поэтов. Сюжет Рождества Христова многократно воспроизводился во всех видах искусства: в живописи, в музыке, в архитектуре, скульптуре и др.

Послушай ЗДЕСЬ фрагмент оратории «Для нас рождён младенец», немецкого композитора Фридриха Генделя (1685-1759).

Музыка всегда сопровождала рождественские праздники, которые проходил очень весело, торжественно. Этот праздник соединяет в себе и христианские, и языческие традиции, ведь он совпадает с 25 декабря – днем зимнего солнцестояния, который с самых древних времен считался особым днем – переломным, когда зима идет на убыль, когда заканчивается старый и начинается новый год. Поэтому сегодня мы обратимся как к образцам классической музыки, которая основана на народных песнях и церковных мелодиях.

В западноевропейских странах христианская вера католическая и протестантская. Католическая отличается от восточной или православной по некоторым признакам, среди которых, например, ведение службы — МЕССЫ на латинском языке , звучание в храме органа. В православии ведение службы называется ЛИТУРГИЯ , исполняется на старославянском языке. В храме звучит только пение а капелла, т.е. хор исполняет духовную музыку без сопровождения. Звучат колокола. Послушай ЗДЕСЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН .

П ослушай классическую музыку, которая посвящена Рождеству Христову.

Неизвестный композитор 17 в ека «Рождественский концерт» Сл ушать ЗДЕСЬ

Ты уже знаешь музыку Ф.Шуберта (Послушай Здесь) «Ave Maria» , что в переводе означает Радуйся, Мария.

С.В.Рахманинов и П.И.Чайковский написали литургии, где звучит молитва «Богородице Дево, радуйся!

3. Задание 1

Ты послушал классическую Рождественскую музыку разных жанров.

Ответь на вопросы:

1.Есть ли отличие зарубежной классической музыки от русской классики?

2.В чём особенность музыки Ф.Генделя, И.С.Баха и Д.Корелли?

3.В чём особенность русской классической музыки?

4. Рождественские гимны, колядки.

Рождественская музыка звучит повсюду: в церквях, на улице, в домах за праздничным столом. В западных странах особенно популярны рождественские гимны, претерпевшие много изменений на протяжении своей многовековой истории.

Не менее интересно сравнение эпизода Рождества Иисуса Христа, изложенного в Евангелии, с содержанием рождественских колядок. Народные песни, которые пелись в это время на Руси, повествуют о уже знакомых нам Евангельских событиях.

Колядка « Рождество Христово»

1. Рождество Христово Ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы, люди, и ликуйте,

Все днесь торжествуйте!

Днесь Христово Рождество!»

2. Пастыри в пещеру первыми пришли,

И Младенца-Бога с Матерью нашли.

Стояли и молились,

Днесь Христово Рождество!

Послушай ЗДЕСЬ колядку Постарайся спеть колядку.

У древних славян это был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение.

День зимнего солнцестояния — «Коляда». «Коляда» как бы открывала череду Рождественских праздников, которая называлась «Святки» (“Святые вечера”) и продолжались вплоть до праздника Крещения Господня (Богоявления). Это было время веселых народных гуляний. Устраивались веселые посиделки, колядование, ходили ряженые, гадали, катались на снежных горках, на расписных санях – и все это под пение песен.

Красочный, колоритный обряд колядования у русскоязычных народов передан во многих произведениях искусства: в живописи, в литературе, в музыке.

Колядки на Рождество художник Трутовский

Русский композитор Н. А. Римский – Корсаков на сюжет произведения Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки” написал оперу “Ночь перед Рождеством”.

В этой опере используются народные колядки. Послушай ЗДЕСЬ фрагмент Колядок .

Русский композитор Георгий Свиридов написал Рождественскую колядку. Послушай эту колядку и спой вместе с хором. Послушай ЗДЕСЬ.

5. Русская рождественская музыка

П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» написал на сюжет немецкой Рождественской сказки Гофмана.

Посмотри фрагмент балета «Щелкунчик» «Танец снежных хлопьев»

Римский-Корсаков в опере «Ночь перед Рождеством» «живописной » музыкой изображает игру и танец рождественских звёздочек. ПослушайЗДЕСЬ

Ты знаком с музыкой П.И.Чайковского, его «Детским альбомом». Этот композитор написал цикл произведений для фортепиано «Времена года». Месяц декабрь он назвал СВЯТКИ. Послушай ЗДЕСЬ эту музыку.

Василий Жуковский, русский поэт написал к этому музыкальному произведению эпиграф

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.»

К программной музыке П.И.Чайковского «Времена года» русские поэты написали эпиграфы, значит, музыка вдохновила их, оказала такое воздействие, что они создали свои «маленькие шедевры». И здесь прослеживается взаимосвязь музыки и литературы.

6. Задание 2.

Спой современные рождественские песни.

7. Задание 3

Посмотри фрагмент «Ave Maria» И.С.Баха и Шарля Гуно.

Картотека «Новый год и Рождество в музыке классиков»

Млада Сидорова
Картотека «Новый год и Рождество в музыке классиков»

Картотека «Новый год и Рождество в музыке классиков»

1. П. Чайковский. Симфония №1 “Зимние грёзы»

2. П. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

3. П. Чайковский. Опера «Черевички»

4. П. И. Чайковский. «Святки (декабрь)», «У камелька (январь)» из цикла «Времена

5. П. Чайковский. «Зимнее утро»

6. А. Глазунов. Балет «Времена года»

7. В. Ребиков. Опера «Ёлка»

8. Д. Бортнянский «Слава в вышних Богу»

9. Н. Римский-Корсаков. Опера и сюита «Ночь перед Рождеством»

10. Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

11. Ц. Кюи. «Зима»

12. И. С. Бах. «Рождественская оратория»

13. Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия»

14. Й. Гайдн. Оратория «Времена года»

15. А. Вивальди. «Времена года. Зима»

16. Г. Берлиоз. Оратория «Детство Христа»

17. А. Корелли. «Рождественское кончерто гроссо» (ор. 6, № 8)

18. Р. Шуман. «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества»

Читайте также  Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков

19. Р. Шуман. «Зимой»

20. Ф. Лист. Фортепианный цикл «Рождественская елка»

21. К. Дебюсси. «Шаги на снегу», «Зима»

22. Ф. Шуберт. «Ave Maria»

23. Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь»

24. Дж. Каччини. «Ave Maria»

25. Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»

26. А. Лядов. «Танец льдинок»

27. А. Лядов. «Снег»

28. Р. Клайдерман. Love Song in Winter «Зимняя песня о любви»

29. Ф. Грубер. «Ночь тиха»

30. Альбано и Ромина Пауэр. Stille Nacht Тихая ночь

Конспект НОД «Что в музыке тебе зимы…» «Что в музыке тебе зимы.» Образовательное мероприятие: музыкально-литературный вечер для детей старшей группы Тип образовательного мероприятия:.

«Новый, новый, новый год». Фотоотчет о новогоднем празднике Здравствуйте дорогие коллеги, друзья. Хочется поделиться с вами тем, как прошел в нашей группе веселый, чудесный, волшебный праздник Новый.

«Возле ёлки снова торжество! Рождество Христово, Рождество!» В морозную зимнюю пору самым весёлым праздником на Руси считались Святки. На святочную неделю с 7 по 19 января приходится несколько праздников:.

Картотека игр, конкурсов, эстафет на Старый Новый год НОВОГОДНИЙ ВЕТЕРОК Для проведения этого конкурса потребуется стол или любая ровная поверхность. Посередине необходимо проложить линию —.

Картотека «Летняя природа в музыке» Картотека «Летняя природа в музыке» 1. А. Вивальди «Времена года. Лето» 2. П. И. Чайковский «Времена года» 3. А. Пьяццолла «Четыре времени.

Картотека «Тема воды в музыке» Картотека «Тема воды в музыке» 1. Г. Гендель «Музыка на воде» 2. А. Вивальди «Гроза» («Времена года») 3. Р. Вагнер «Летучий голландец» 4.

Конспект НОД по музыке «Осень» Цель: Показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через пластику движений, песенное творчество).

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Презентация «Как отмечают Новый Год и Рождество в разных странах» Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий.

Украшение окон на Новый год и Рождество Новый год — праздник долгожданный и любимый всеми и взрослыми и детьми. И мы все готовимся к нему заранее. Наступающий 2015 год — год Синей.

Тема Рождества в музыке

Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. В нашей стране Рождество не отмечалось столь долго, что люди привыкли считать более значительным встречу Нового года. Но время расставляет всё по своим местам – страна Советов не продержались и одного века, а со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие. Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни. Рождественские обряды и развлечения всегда сопровождались музыкой, причем место находилось как для строгих церковных песнопений, так и для задорных народных колядок. Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для художников и композиторов, творивших в самое разное время. Огромный пласт религиозной музыки Баха и Генделя невозможно представить без обращения к столь значимым для христианского мира событиям, русские композиторы Чайковский и Римский-Корсаков в своих сказочных операх и балетах обыгрывали эту тему, рождественские гимны, появившиеся еще в XIII веке, до сих пор очень популярны в западных странах.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МУЗЫКА И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Рождественская классическая музыка свои истоки берёт в церковном песнопении.

Тропарь и кондак раскрывают и воспевают сущность праздника. Известный русский композитор XIX века Д.С. Бортнянский во многом посвятил своё творчество церковному пению. Он выступал за сохранение чистоты духовной музыки, ограждая её от излишеств музыкального «украшательства». Многие его произведения, в том числе и рождественские концерты, поныне звучат в русских храмах.

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

Духовная музыка Чайковского занимает отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора она вызывала немало споров. Чайковского обвиняли в преобладании светского начала в духовном творчестве. Впрочем, говоря о теме рождества в классической музыке, в первую очередь в голову приходят шедевры Петра Ильича, довольно далёкие от церковной музыки. Это опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и балет «Щелкунчик». Два совершенно разных произведения – повествование о нечистой силе и детская рождественская сказка, объединены гениальностью музыки и темой рождества.



СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИКА

Рождественская классическая музыка не исчерпывается «серьёзными жанрами». Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка «Jingle Bells» родилась более 150 лет назад.

Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников. Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества. В пример можно привести знаменитый фильм «Один дома». Американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая непередаваемую праздничную атмосферу (да простит читатель за тавтологию).

Рождественские песни

За несколько дней до Рождества в домах, в концертных залах, на площадях больших и малых городов Европы, Северной и Южной Америки, словом, везде, где отмечают Рождество Богомладенца звучит музыка, звучат сакральные песнопения.

Пожалуй, самым популярным из песнопений, исполняемых в рождественские дни, по праву считается Silent Night (Тихая ночь). Автор слов – священнослужитель Й. Мор из Мариапфара (Австрия). Текст появился 1816. В 1818, в Сочельник Мор обратился к органисту, служившему в той же церкви, Ф. Груберу, и попросил его сочинить музыкальное сопровождение для гитары. Органист написал музыку в тот же день. Так появилась Silent Night, ставшая рождественским гимном. О популярности гимна говорит тот факт, что текст переведен на многие языки.


Сегодня считается доказанным, что текст «Тихой ночи» был создан в 1816 году. Йозефу Мору (Joseph Mohr) в ту пору было всего 24 года: он родился 11 декабря 1792 года в Зальцбурге и был третьим из четырех незаконнорожденных детей вязальщицы Анны Шойбер (Schoiber). Он рос музыкальным ребенком, и по окончании школы даже зарабатывал на жизнь как певец и аккомпаниатор.

Его любимым инструментом была гитара. В 1815, в возрасте 23 лет Мор закончил семинарию в Зальцбурге и был рукоположен в священники. Причем ему, как незаконнорожденному, по требованиям того времени необходимо было получить специальное разрешение на рукоположение от самого Папы Римского.

До 1817 года молодой священник служил в маленьком городке Мариапфарре (Mariapfarr). Именно здесь и был создан текст знаменитого Рождественского гимна «Тихая ночь». Оригинальный вариант содержал 6 строф (наиболее распространенные сегодня версии содержат не более 3 строф).

Затем отец Йозеф Мор был направлен в местечко Оберндорф (Oberndorf), где стал помогать настоятелю в церкви Св. Николая (ныне на месте церкви стоит часовня в память о создании песнопения «Тихая ночь). Органистом в этой церкви (а также школьным учителем в соседней деревне Арнсдорф (Arnsdorf)) был Франц Грубер (Franz Gruber), к которому отец Йозеф Мор обратился в Рождественский Сочельник, 24 декабря 1818 года, с просьбой написать музыку к его стихотворению «Тихая ночь».

Грубер, талантливый композитор, в тот же день создал партитуру произведения, рассчитанного на двухголосое исполнение под гитару.

На полуночной мессе священник и органист исполнили «Тихую ночь» вместе: Мор пел тенором и играл на гитаре, а Грубер вел партию баса. Рефрен (последние две строки каждого стиха) повторялся в исполнении церковного хора и – предположительно – паствы.

Достоверных свидетельств о том, что послужило причиной срочного создания песнопения, не сохранилось. Однако можно предположить, что версия с неисправным позитивом (род небольшого церковного органа) имеет под собой реальную основу: ведь уже в следующем году экземпляр партитуры «Тихой ночи» получил некто Карл Маурахер (Karl Mauracher), специальностью которого было строительство и ремонт органов. Маурахер приехал в Обернсдорф именно с целью починить неисправный орган церкви Св. Николая.

Карл Маурахер и стал первым популяризатором «Тихой ночи»: он отдал ее для исполнения знаменитым в те годы семейным ансамблям Райнеров и Штрассеров, которые чуть позже успешно гастролировали по всему миру, исполняя и полюбившуюся многим колядку.

А еще через 20 лет, в 1859 году появился перевод текста песни на английский язык. Его сделал священник (а позже епископ) Епископальной церкви Джон Фриман Янг (John Freeman Young).

Именно английский вариант текста является наиболее часто исполняемым на сегодняшний день. Интересно, что Джон Фриман Янг довольно продолжительное время занимал должность экуменического посланника к Русской православной церкви и несколько раз посещал Россию.

Как ни парадоксально, но чем популярнее становилась год от года «Тихая ночь», тем меньше людей в мире (и даже в самой Австрии, где она появилась) помнили, кто на самом деле являются авторами шедевра. С самого начала триумфального шествия по миру песнопение считалось народной тирольской песней. К 50-м годам XIX века стали проводиться исследования с целью установления авторства, и музыку песни начали приписывать Михаэлю Гайдну (брату знаменитого композитора Йозефа Гайдна), и также Бетховену, Моцарту и другим именитым музыкантам.

Отец Йозеф Мор к тому времени уже скончался, а настоящий автор мелодии, Франц Грубер, хоть и пытался доказать, что «Тихая ночь» – его произведение, но так и не смог до конца убедить всех в этом. Только в конце XX века были обнаружены партитуры с автографами Мора и Грубера, что окончательно подтвердило их авторство.

А недавно петербуржские семинаристы исполнили «Тихую ночь» прямо в аэропорту Пулково, дожидаясь рейса. Рождество уже начинается.

Во многих странах в канун Рождества и во время празднования Нового Года, когда часы пробьют полночь, очень часто поют Auld Lang Syne (Ушедшее в прошлое доброе время). Текст этой шотландской песни написан в 1788г Р.Бернсом. На русский язык переведен С.Я. Маршаком.

Есть и более современные песнопения, ставшие популярными у людей разных поколений. Так, в ноябре 1978г. вышел сингл знаменитой группы Boney M. c песней Mary’s Boy Child (Марии Сын), ставшей хитом за месяц до Рождества. Библейская история рождения Богочеловека, рассказанная под аккомпанемент ритмичный музыки не могла оставить равнодушным.

Спустя почти 40 лет песня не утратила своей популярности.

Веселого, доброго, радостного Рождества и Нового Года!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Музыка ангелов. Истории создания рождественских песен

Рождество Христово это, пожалуй, самый великий праздник и долгожданный для всех христиан и не только. В этот день родился младенец от девы Марии — Спаситель нашего мира. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, и Польская православные церкви, старообрядцы и старостильные церкви празднуют Рождество 7 января по юлианскому календарю. Армянская апостольская церковь на день раньше — 6 января. Константинопольская, Болгарская, Элладская, и другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю. Католическая церковь отмечает Рождество Христово также 25 декабря, только по григорианскому календарю. А вот как звучит Рождество в разных странах?

«Ангелы с высот небесных»

Это рождественский христианский гимн. Слова «Ангелы с высот небесных» написал Джеймс Монтгомери, а мелодия принадлежит композитору Генри Смарту. Джеймс Монтгомери родился в 1771 году в Шотландии, где его отец был служителем церкви. Мальчика отправили учиться в религиозную школу, и там он исповедовал христианство. Когда ему было 12 лет, церковь послала его родителей миссионерами в Новый Свет. Джеймса с собой они не взяли. В школе мальчик стал писать стихи. Учился он плохо, поэтому школу так и не закончил. Тогда он пошёл учиться на подмастерье в пекарне. Эта затея тоже провалилась. В юности Джеймс отошёл от церкви, но по собственной просьбе был восстановлен в членстве в 43 года. Он стал активно работать на миссию, а также участвовать в Библейском Обществе.

В Сочельник 1816 года, в 45 лет, Джеймс опубликовал в своей газете стихотворение «Ангелы с высот небесных». Мелодия гимна принадлежит Генри Смарту. Он родился в 1813 году в Лондоне в семье музыканта. Мальчиком он проводил много времени на органной фабрике. Вскоре он стал одним из лучших органистов в Англии . В разное время Генри Смарт служил органистом в нескольких церквях.

«О малый город Вифлеем»

O Little Town of Bethlehem это довольно популярная рождественская песня. Стихи к ней сочинил епископ Филлипс Брукс спустя три года после посещения им Вифлеема в 1865 году. Музыку написал его органист, Льюис Реднер. Ещё одна версия, созданная уже Уолфордом Дэвисом, обычно исполняется хорами в ней первые четыре куплета идут под сопровождение органа, а последний, а капелла.

«Радуйся, мир!»

«Joy to the World» это евангельский гимн, созданный в 1719 году Исааком Уоттсом. Слова гимна «Радуйся, мир!» написаны им были в 1719 году. Он дал сильный толчок использованию гимнов во время богослужений в Англии.

Исаак родился в семье дьякона. Первые четырнадцать лет его жизни семья Исаака подвергалась гонениям. К тому времени уже более ста лет общее пение в церквах было ограничено исполнением стихотворных переложений Псалтири. Когда Уоттсу было 15 лет, после одного богослужения он раскритиковал церковные песнопения. Один из дьяконов ответил ему: «Тогда напиши что получше!» Свой ответ Исаак принёс на вечернее богослужение в церковь, где пастором был его отец. Там и исполнили его первый гимн, и верующие просили его писать ещё. В течение 222 недель он писал новый гимн на каждое воскресенье и таким образом совершенно изменил традиции общего пения в английских церквах.

Со временем гимны Уоттса вошли в широкое пользование. До сих пор многие из его гимнов, таких, как «Когда я поднимаю взор», поются в церквах по всему миру.

«Вести ангельской внемли»

Hark! The Herald Angels Sing это одна из наиболее популярных рождественских песен. Автором является Чарльз Уэсли, младший брат богослова Джона Уэсли. Первоначальным началом песни было «Hark! how all the welkin rings» и был по сути пасхальным, а не рождественским. Однако современный вариант является итогом множества переложений текста разными людьми. Автором строк «Hark! the herald angels sing» был Джордж Уитфилд. Музыка для текста была сочинена в 1840 году самим Мендельсоном, как часть кантаты Festgesang для мужского хора с оркестром. Наиболее популярная аранжировка была сочинена сэром Дэвидом Уилкоксом, который добавил дискант в третьем куплете.

«Coventry Carol»

Это английская рождественская песня XVI века. Традиционно этот кэрол исполнялся в Ковентри как часть мистерии «The Pageant of the Shearmen and Tailors», пересказывающей вторую главу Евангелия от Матфея: избиение младенцев в Вифлееме по приказу Ирода. Песня составлена в виде колыбельной. Автор неизвестен. Самый старый известный вариант текста записан Робертом Кроо в 1534 году, а мелодии — в 1591 году.

Точная дата появления текста также неизвестна. Единственный сохранившийся текст кэрола и театрализованного представления вышел в редакции Роберта Кроо 14 марта 1534 года. Кроо какое-то работал распорядителем городских праздников. Религиозные перемены конца XVI века отразились на мистериях, однако книга Кроо с песнями сохранилась, и текст опубликовал антиквар Томас Шарп в 1817 году. Шарп выпустил второе издание в 1825 году, куда вошла мелодия песни. Оба издания были копиями рукописи Кроо. В инсценировке кэрол исполняли три женщины из Вифлеема, которые выходили на сцену с детьми после того, как Иосифа ангел предупредил переехать с семьёй в Египет.

«Deck the Halls»

«Украсьте зал» это очень известная рождественская и новогодняя песня на английском языке, ставшая популярной в начале XVIII века, которая не только поётся во время зимних праздников, но также используется во многих художественных произведениях.

Ноты были впервые найдены в документах арфиста Джона Пэрри Ддала. Однако считается, что эта мелодия намного старше. Интересно, что она до сих пор популярна как танцевальная композиция.

Первые слова песни были написаны Джоном Хью. Он назвал своё стихотворение «Канун Нового года». Позднее обычными музыкантами был добавлен второй куплет. Песня стала популярной. Например, Вольфганг Амадей Моцарт использовал её в концертах для скрипки и фортепиано.

Песня стала популярной в Англии в Викторианский период — вторую половину XIX века и с тех пор является одним из традиционных святочных «кэролов».

«O Holy Night»

«О Святая ночь» — оригинальное французское название Minuit chrétiens , очень знаменитая рождественская песнь, по традиции исполняемая во время полуночной рождественской мессы в католической церкви.

Слова гимна написал Пласид Каппо , житель французского города Рокмора. Мужчина занимался продажей вина, но был более известен своими стихами, чем посещением церкви. Незадолго до его поездки по торговым делам, приходской священник попросил его написать слова песни на Рождественскую мессу. К приезду в Париж Каппо завершил текст, который назвал «Рождественской песнью».

Его произведение очень вдохновило, что он решил найти талантливого музыканта, чтобы тот написал к тексту музыку. Приехав в Париж он обратился за помощью к одному своему знакомому.

Адольф Адан был сыном известного музыканта, а сам закончил Парижскую консерваторию. В 1847 году Адан был на пике карьеры. Но текст Каппо, затруднил его больше, чем заказы из Лондона, Берлина или Санкт-Петербурга. Адан был евреем, а «Рождественская песнь» говорила о празднике, который он не праздновал. Однако, он все же приступил к работе. Законченная песня понравилась и поэту, и священнику. Три недели спустя она впервые прозвучала во время полуночной мессы в ночь на Рождество.

Мелодия Звезды. Рождественская тема в классической музыке

Грандиозная оратория, состоящая из шести кантат, во времена Баха исполнялась по частям на протяжении нескольких дней — от Рождества до Богоявления. Каждая кантата посвящена одному из эпизодов истории Рождества Христова. Своей музыкой Бах изобразил и радость пастухов, узнавших о рождении Мессии, и ликующий хор ангелов, поющих «Слава в вышних Богу», и благоговение волхвов, стоящих над колыбелью Спасителя. А хоры и арии, повествующие о евангельских событиях, объединены в оратории речитативами от лица Евангелиста.

Хор «Ehre Sei Gott In Der Höhe» («Слава в вышних Богу»)

«Рождественская оратория» (полная версия)

Г.Ф. Гендель (1685-1759). Сцена «Пророчество о рождении Христа» из оратории «Мессия»

Одно из самых известных произведений Генделя — хор «Аллилуйя», завершающий ораторию «Мессия». Оратория была создана как пасхальное произведение и впервые была исполнена именно на Пасху. Однако после смерти композитора первую из трех частей оратории гораздо чаще стали исполнять в предрождественские дни. Эта часть полностью посвящена Рождеству Спасителя — от ветхозаветных пророчеств о Мессиидо явления ангелов пастухам.

№9. Ария альта и хор «O Thou That Tellest» [Ис. 40:9, 60:1] Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

№12. Хор «For Unto Child is born» [Ис. 9:6] Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

А. Корелли (1653-1713). «Рождественское кончерто гроссо» (ор. 6, № 8)

Перу Арканджело Корелли, творчество которого высоко ценили И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, принадлежит двенадцать Concerto grosso или «Больших концертов». В основе этого жанра лежит распространенный в музыке барокко принцип «светотени», противостояния: небольшая группа сольных инструментов (у Корелли это две скрипки и виолончель) как бы противостоит оркестру.

Одно из кончерто гроссо Корелли посвящено празднику Рождества. Оно так и называется «Рождественское кончерто гроссо» или «Рождественский концерт».

П. И. Чайковский (1840—1893). Балет «Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик», рассказывающий о том, что рождественский Сочельник — время чудес, а зло всегда побеждается добром и любовью, остается любимым публикой уже больше ста лет. И главной причиной этого служит волшебная музыка Чайковского. В «Щелкунчике» композитор применил невероятное разнообразие оркестровых тембров — красок, обрисовывающих характеры персонажей и ситуаций. У Чайковского музыка не сопровождает танец, а становится его главным элементом, благодаря которому даже самые фантастичные и нереальные герои оживают и обретают характер.

П.И. Чайковский (1840-1893). Опера «Черевички»

В «Черевичках», написанных на основе сюжета повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чудес не меньше, чем в «Щелкунчике». Неслучайно «Черевичкам» дан подзаголовок «комико-фантастическая» опера: мир фантастический и мир реальный в опере сплетены так же тесно, как и в повести Гоголя. И малороссийский фольклор, столь любимый Гоголем, тоже, конечно, есть в «Черевичках». Чайковский, сочиняя эту оперу, широко использовал народные украинские мотивы.

П.И. Чайковский (1840-1893). «Святки (декабрь)» из цикла «Времена года»

На протяжении 1876 года в каждом номере ежемесячного санкт-петербургского журнала «Нувелист» публиковалось по одной фортепианной пьесе П.И. Чайковского. Цикл «Времена года» был написан по специальному заказу издателя журнала. Это живые картины русской природы и быта, олицетворение годичного круга забот и праздников. Завершает цикл пьеса «Святки» — светлый лирический вальс, навевающий мысли о рождественской елке и радостных приготовлениях к одному из главных праздников в году.

Н. Римский-Корсаков (1844-1908). Сюита из оперы «Ночь перед Рождеством»

Через двадцать лет после Чайковского к сюжету гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» обратился Н. А. Римский-Корсаков. После премьеры автора часто упрекали в том, что основную смысловую нагрузку в его опере несут симфонические, а не вокальные эпизоды. Между тем, именно в этих эпизодах изображены зимние пейзажи Диканьки, полет в столицу Вакулы, пляска звезд… Из этих звуковых или, как называл их сам композитор, «движущихся» картин и состоит оркестровая сюита «Ночь перед Рождеством».

В. И. Ребиков (1866-1920). Вальс из оперы «Елка»

Опера «Елка» написана по мотивам двух грустных рождественских историй — «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Маленькая нищенка просит милостыню на улице в канун Рождества. Никому нет до нее дела, все спешат домой, к родным. Из окон доносятся звуки вальса, — там вокруг елки танцуют счастливые дети. А девочка постепенно замерзает, и ей грезится роскошный зал с громадной елкой. Елка превращается в огромную лестницу, по которой девочка в окружении ангелов поднимается на небеса…

Р. Шуман (1810-1856). «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества»

Детская пьеса Шумана в русском переводе получившая название «Дед мороз» на самом деле называется «Кнехт Рупрехт». Согласно немецким легендам, Кнехт Рупрехт на Рождествосопровождает святого Николая (который в современном мире превратился в Санта Клауса). Считалось, что Кнехт Рупрехт спрашивает детей, умеют ли они молиться. Если дети молиться умеют, то он дарит им конфеты, а если нет, то дети получают только уродливые и бесполезные вещи: кусок угля или гнилую деревяшку.

Ф. Лист (1811-1886). «Рождественская елка»

Фортепианный цикл «Рождественская елка» Лист посвятил своей внучке Даниэле фон Бюлов. Эта музыка относится к малоизвестной странице творчества композитора. Лист здесь как будто забывает об обычной для себя виртуозности. Пьесы цикла — это лирические миниатюры для исполнения в домашнем кругу. Композитор объединяет в них религиозные и светские мотивы праздника Рождества, точно определяя программу каждой пьесы в ее названии.

Старая рождественская песня: 2. Святая ночь! 3. Пастухи у яслей 4. Поклонение волхвов 5. Зажигают ёлку! 6. Колокольный перезвон 7. Колыбельная 8. Старая провансальская рождественская песня 9. Вечерний звон 10. В старину 11. Венгерский марш 12. Полонез

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: