Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого - OXFORDST.RU

Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого

Как научиться горловому пению самостоятельно?

Одним из старейших певческих искусств коренного этноса Саяно-Алтайского региона является горловое пение, которое примечательно тем, что при надлежащем исполнении позволяет человеку войти в особенное состояние, называемое трансом, и достигнуть душевного спокойствия, равновесия, а также обрести гармонию с внутренним «Я» и уверовать в собственные силы.

Путь к себе

Постоянное воспроизведение звуков подобным способом помогает научиться восприятию тончайших потоков энергии, витающих в околоземном пространстве. Поэтому, если вы хотите обрести внутреннее равновесие и стремитесь к этому всем сердцем, эта вокальная техника непременно вам в этом поможет. И в данной статье речь пойдет как раз о возможности научиться горловому пению как одному из способов связи со Вселенной.

Истоки

Древние буддистские трактаты повествуют о том, что рождение Вселенной произошло от мощных звуковых колебаний, поэтому использование данной техники позволяет наладить контакт с окружающим миром и попросить его о здоровье и жизненной силе.

Основной секрет горлового пения состоит в том, что оно является практикой, позволяющей обрести гармонию с природой, которая применялась древними шаманами Алтая. И чтобы понять, как научиться приемам горлового пения самостоятельно, следует собрать как можно больше информации, для начала освоить теорию, прежде чем приступить к практике. А также:

  • Заглянуть в историю и узнать, для чего именно применялась подобная техника и как она совершенствовалась.
  • Побольше почитать о том, какие изменения происходят в организме, если постоянно практиковать горловое пение.

Особенную ценность представляет собой гортанная манера исполнения русских народных песен, так как звучание приобретает новый смысл и раскрывает их с необычной стороны. И горловое пение, и песни, звучавшие из уст наших пращуров задолго до нашего рождения, являются схожими между собой фольклорными стилями.

Если вам интересно, где и как научиться горловому пению, то в наше время можно просто найти школы вокала, расположенные вблизи.

Кто может помочь в освоении навыка?

Содействие в этом вопросе может оказать хороший преподаватель вокала, особенно если он из достойного учебного заведения, ведь там даются очень полезные уроки, влияющие на общее развитие голосовых связок. Всегда можно договориться об удобном для вас времени и смело приступить к освоению нового навыка. Но все же возможность посещать вокальную студию имеется не у всех, поэтому многие находятся в поиске ответа на вопрос о том, как научиться горловому пению самостоятельно. И справедливости ради следует заметить, что обучиться данной технике проще, чем оперному пению, и при должной тренировке можно освоить технику за неделю.

В чем польза и есть ли вред?

Горловое пение возникло на заре человеческой цивилизации и применялось у шаманов разных народов мира как для единения со Вселенной, медитации и входа в состояние транса, так и для исцеления души и тела. Также известно, что горловое пение помогает очистить сознание от дурных мыслей, ведь его природа сродни священным мантрам, но оно является более действенным, ведь звуки исходят не только от тела, но и от души.

Ученые выявили, что у человека, исполняющего различные приемы горлового пения, активируются те участки головного мозга, которые обычно бездействуют. И именно благодаря звуковому резонансу на целительной частоте каждая клеточка тела вибрирует и регенерируется. Что, конечно же, приводит к восстановлению всего организма в целом. Из этого видно, что горловое пение влияет на человека очень положительно.

Но все же особенно увлекаться этим не стоит, так как длительные задержки дыхания чреваты увеличением содержания углекислого газа в крови, а чрезмерное напряжение мышц груди приводит к их ослаблению. Поэтому трех часов горлового пения в день более чем достаточно для того, чтобы оно приносило пользу организму, а не вред. Разумное применение данной техники благоприятно сказывается на кровообращении и тонизирует грудные и брюшные мышцы.

Манеры исполнения

Существует несколько техник, разительно отличающихся друг от друга, это:

  • Хоомей (кюмей). Является имитацией резонансного гудения ветра, блуждающего в расселинах скал. Он отличается особенной мелодичностью и наиболее подходит для женского вокала. Поэтому девушке научиться горловому пению как нельзя проще, используя именно хоомей.
  • Каргыраа (кыркыра). Является имитацией верблюжьего крика и исполняется с едва открытым ртом.
  • Сагыт (сыхыт). Если вы думаете о том, как научиться свистеть при горловом пении, то этот стиль как раз то, что нужно. Ведь это прием, при котором используются не слова, а пронзительно звучащий и резкий обертон, а на заднем фоне звучит тихая и ненавязчивая мелодия. Звукоизвлечение происходит посредством приглушенного положения голосовых связок и приоткрытого рта.

  • Борбаннадыр (бербендер). Имеет некоторое сходство с хоомеем, но звук извлекается при таком же положении голосовых связок, как и при кыргараа. Вот только губы смыкаются практически полностью.
  • Эзенгилээр. Исполняется верхом на лошади, так как именно во время езды происходит естественная вибрация голоса. Но все же для того, чтобы использовать данный стиль, вовсе не обязательно взбираться верхом на коня, достаточно лишь помахивать правой рукой имитируя тряску во время скачки галопом.

С чего следует начинать?

Для начала следует освоить хоомей, так как это базовый прием исполнения. Причем намного проще научиться горловому пению именно тем людям, которые уже сумели постичь азы вокального искусства, они вполне могут освоить его самостоятельно. Новичкам же будут полезны занятия академическим вокалом, так как именно с него начинается путь к вершинам певческого искусства. Опытный преподаватель поможет вам поставить голос, после чего вы сможете освоить любые техники исполнения, если, конечно же, захотите.

Данная техника – удел сильного пола? Вовсе нет!

Алтайские мужчины часто практикуют такой вид вокального исполнения, но как женщине научиться горловому пению, и какой стиль лучше подойдет? Вопрос хороший, так как в случае слабого пола звучание разительно отличается из-за отличий в устройстве организма.

Для женщин предпочтительнее использовать хоомей, так как другие стили при частом воспроизведении могут неблагоприятно влиять на гормональный фон. Вот только научно обоснованных тому доказательств не имеется, поэтому верить или нет — решать только вам. А в целом данная манера исполнения очень благоприятна для развития голоса и оздоровления хрупкого женского организма.

Самобытность

Для уха европейца, не привыкшего к таким гортанным звукам, изливающимся из глотки, подобное исполнение кажется весьма странным и непонятным явлением. К тому же данная техника в силу своей самобытности обросла множеством мифов, и очень важно отделить от них реальность.

Средний обыватель, вероятнее всего, подумает примерно следующее: что происходит с этим человеком, ему плохо? Но тот, в чьем мозгу мелькнула подобная мысль, глубоко заблуждается. Ведь исполнитель горлового пения в этот момент связывается с энергией самой Земли, и каждая клеточка его тела начинает восстанавливаться, и, как следствие, самочувствие постепенно улучшается.

Как извлекается звук при горловом пении?

Спецификой данной манеры исполнения является необычное звукоизвлечение, когда из гортани воспроизводится не один звук, а два одновременно. Основной можно охарактеризовать как низкочастотное гудение, а второстепенный – как звук, блуждающий по разным тональностям (которых певец может издавать до нескольких за один раз).

Упражнения для самостоятельного освоения навыка горлового пения

  • Активация легких. Займите горизонтальное положение и медленно волнообразно вдохните носом (агым-вдох), одновременно простукивая всю область грудной клетки. Затем сделайте задержку дыхания и хорошенько разотрите грудь теплыми ладонями, после чего выдохните, в течение восьми секунд медленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух.
  • Укрепление легких. Воспроизведите агым-вдох и сделайте задержку дыхания на 8 секунд. После чего вытяните губы трубочкой и небольшими порциями выдыхайте воздух. Выдыхать следует довольно мощно и каждый раз считать до восьми.
  • Укрепление ребер. Встаньте ровно, а ладони прижмите к подмышечным впадинам так, чтобы четыре пальца были направлены вперед, а большой – назад. Затем – агым-вдох, не дышите в течение восьми секунд. После чего начните медленно выдыхать, слегка надавливая на бока, словно помогая себе ладонями.

  • Расширение грудной клетки. Примите горизонтальное положение и снова сделайте агым-вдох, после которого обязательно следует задержать воздух. Сожмите кулаки и, подняв руки до уровня плеч, вытяните их перед собой, после чего разведите в стороны. Повторите действие некоторое количество раз, после чего со всей мощью сделайте выдох через ротовое отверстие.
  • Усиление голосовой акустики. Вдохните воздух полной грудью через носовые ходы и удерживайте его в течение восьми секунд, после чего коротко и с силой выдохните.

Каким народам свойственен данный стиль исполнения?

Подобную технику практикуют тувинские шаманы и другие народы монголоидной и тюркской группы (хакасы, калмыки, алтайцы, буряты, башкиры, киргизы, казахи и якуты), но представитель любой народности может с легкость ее освоить, если, конечно же, захочет. К тому же горловое пение широко используется у монахов Тибета для чтения буддистских мантр, а в некоторых храмах имеются специальные музыкальные инструменты, позволяющие подготовить голосовые связки к исполнению данной вокальной техники (Гьюто и Гьюме Гьюмед).

Среди представителей южноафриканских племен также применяется горловое пение, в частности у народа коса. Также данный стиль исполнения можно услышать у канадских инуитов. А среди людей европеоидной расы техникой владеют представители ирландского этноса. Как научиться горловому пению? «Ом» является уникальным звуком, позволяющим человеку войти в особенное состояние транса, поэтому его воспроизведение позволяет успешно медитировать. Упражнение состоит в том, что данный звук следует произносить в разных тональностях, начиная от 15 минут в день. Заключается оно в том, что нужно сделать глубокий вдох и на выдохе протяжно пропеть букву «О», а тембр голоса регулировать положением нижней челюсти и языка.

При правильном исполнении звук постепенно углубляется из гортани в грудь и становится похож на медвежий рев. Также для успешного освоения навыка горлового пения идеально подойдет произношение таких звуков, как «йю» или «эль», ведь именно при их воспроизведении голосовые связки и мышцы находятся в правильном для нужного звучания положении. В наше время в свободном доступе находится множество выступлений, которые могут дать представление о том, как научиться горловому пению самому, без посторонней помощи. Самое главное – это понять то, как воспроизводить звуки, а уж потом научиться петь их с нужной интонацией и тембром голоса.

Читайте также  Как написать песню под гитару

Польза горлового пения доказывалась веками, поэтому его технике можно смело доверять, но все же о чувстве меры забывать не стоит, ведь любое «лекарство» в больших количествах становится ядом.

Горловое пение: самоучитель

Данный видео-курс поможет всем желающим освоить технику горлового пения. Эта необычная техника пения характерна для традиционной, а особенно культовой музыки народов Севера, Монголии и Тибета.

  1. Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»
  2. Голос из прошлого
  3. Характеристика и история основных стилей горлового пения:

Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»

Голос из прошлого

Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани. Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале. Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения. В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда. Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов. Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.

Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала. Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.

Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:

  • кыркыра;
  • кюмей;
  • сыхыт;
  • эзенгилээр;
  • бербендер.

Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.

Характеристика и история основных стилей горлового пения:

  1. Существует мнение, что стиль кыркыра возник как подражание звуку голоса верблюдицы. Похожие на этот вид пения звуки, верблюдица-мать издает, когда умирает ее ребенок. Такие звуки издаются певцом при помощи полуоткрытого рта и напряженных голосовых связок.
  2. Стиль кюмей имеет свою интересную легенду. Считается, что когда-то давно в горах жил одинокий юноша. Он был сиротой и жил совсем один у подножия скалы, которая отзывалась на любой звук многоголосным эхом. Однажды юноша сидел и подражал этим звукам. Ветер донес это пение до людей, и они назвали его кюмей (или хоомей). Это плавный и мелодичный стиль.
  3. Пение сыхыт всегда осуществляется без слов. Оно отличается тем, что на фоне низкого основного звука, издает резкий, пронзительный свист (обертон).
  4. Традиционно эзенгилээр исполнялся на лошади и сопровождался динамической пульсацией и периодическими толчками. Если же этот стиль горлового пения исполняется не на лошади, певец искусственно создает вибрацию воздуха, подражая галопу лошади.
  5. В последнем основном стиле горлового пения, бербендере, звук очень мягкий и низкий. Он более певучий и тихий, приятен на слух и похож на звучание кларнета.

Важно помнить, что горловое пение – не только музыкальный стиль, но и инструмент медитации. Горловое пение помогает единению с природой, поискам себя и релаксации. Многие после прослушивания горлового пения начинают чувствовать внутри себя мощный поток энергии, вдохновение и умиротворение.

Горловое пение бурят — секреты древней техники

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем о таком чуде, как горловое пение бурят. Оно уникально тем, что исполнитель поёт как бы двумя голосами. Давайте же рассмотрим, как оно возникло, особенности исполнения и обучения ему.

Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. Народы Сибири всегда черпали вдохновение в красоте окружающей их земли.

Небо ночное, бездонное, ясное, свежее.
Слух мой настроен на мелодии звезд.
Сигналы планет, словно зовы изюбрей,
Волнуют самые тонкие струнки души.
Под горловые напевы космических тел
Летит моя Земля, оперением синим горя.

Так описывает летний вечер бурятская поэтесса и переводчик Дарибазарова Цырен-Ханда Ринчиновна в стихотворении «Картинки лета». Как мы видим, и здесь упоминаются «горловые напевы», потому что они являются неотъемлемой частью жизни бурятов.

Возникновение

Эти напевы возникли вместе с появлением человечества. Давным-давно они появились как способ повседневного общения и выражались в сочетании протяжных гласных звуков со щелчками при помощи языка и горла, хрипом и насвистыванием.

Буряты, как и другие народы Саяно-Алтайского региона, такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду.

По мере развития речи первобытных людей в издавании хрипящих или свистящих звуков отпала необходимость. Но осталось традиционное представление, что при помощи этих звуков связываются с умершими предками и духами. Так, хрипящие и свистящие звуки до сих пор присутствуют в камланиях бурятских шаманов.

Шаманы передавали искусство вокала следующим поколениям, сохраняя в своих песнях знания о бурятских обычаях и образе жизни. Гортанное пение используют и ламы, произнося речитативом на низких тонах тексты из учения.

Излечение горловым пением

Звуки, издаваемые шаманами, способствуют погружению людей в состояние изменённого сознания. Когда причина заболевания или проблема, волнующая человека, найдена, шаман направленно воздействует на неё обертонами своего голоса.

Как это происходит? Всё в природе излучает определённую вибрацию. Вибрации здоровых и больных органов различны. Если шаман направит на больное место вибрацию «здоровой» частоты, то орган излечивается. Обертоны значительно усиливают такое лечение.

Дополнительно пациент подвергается информационному воздействию. В звуки голоса и удары бубна или звучание другого музыкального инструмента шаман вкладывает своё намерение излечить.

Техника исполнения

В голосе поющего человека смешиваются несколько звуков:

• бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;

• обертон — когда вибрируют резонаторы головы;

• и унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.

Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).

Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.

Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.

Одновременно смыкаются голосовые связки, и воздух с силой выходит из лёгких, создавая своеобразное, очень низкое звучание.

Виды хоомея

Словом «хоомей» обозначают горловое (его ещё называют гортанным) пение в общем. Но неискушённому читателю легко запутаться, потому что точно так же называется и один из певческих стилей.

Существует пять разновидностей такого вокального исполнения:

  • хоомей – пение грудью;
  • сыгытп – стонущий свист;
  • борбаннадыр – ритмичный стиль, имитирующий катание круглого предмета;
  • эзенгилээр – имитация бряцания конской упряжи при езде;
  • каргыраа – подражание плачу верблюдицы по погибающему детёнышу.

Как научиться горловому пению

Постичь азы такого пения не удастся по инструкции или читая информацию в интернете. Необходимо руководство учителя, который будет контролировать со стороны процесс звукоизвлечения. В крайнем случае, можно учиться по видео, если нет возможности перенять эту технику вживую.

Перед самим пением нужно разогреть голос – сделать распевку. Хорошим упражнением для этого будет громкое и протяжное распевание гласных звуков: а-а-а-а-а, о-о-о-о-о и т. д.

При этом нужно стремиться посылать звук какому-нибудь объекту, расположенному на расстоянии: зданию, дереву, чтобы голос сконцентрировался в одной точке.

Чтобы петь хоомей, нижняя челюсть должна быть расслаблена. Но вот под каким углом её открыть – удастся определить только при помощи практики.

В этом и заключается мастерство исполнения и получения качества звука на выходе: если опустить челюсть низко, горло перекроется, а если меньше, чем нужно, звук выйдет зажатым.

При пении нужно следить также за положением корня языка. С непривычки могут зудеть губы или нос, со временем это пройдёт.

Запреты и правила

Хотя далёкие времена гортанно пели женщины, этому имеются подтверждения в преданиях, в современной жизни – это практически исключительно мужское дело.

Женское пение теперь не одобряют. Причина проста: из-за избыточного напряжения у женщин может пропасть молоко. Существует поверье, что и гормональный фон может измениться.

Говорят, что певица Пелагея обратилась к сибирским шаманам, чтобы научиться гортанному исполнению. Ей сказали не приезжать до тех пор, пока она не станет матерью.

Другие запреты касались и мужчин. Например, народным певцам, исполняющим героический эпос, нельзя было прерываться и не закончить песню.

Предания гласили, что волшебные силы одарят отличной охотой за превосходно исполненный эпос. Иначе они могли и жестоко наказать.

Гортанное пение в наши дни

Мастерство гортанного пения в Бурятии до последнего десятилетия XX века считалось утраченным. Более развитым оно признано в Туве, в Алтайском крае, в Монголии.

Читайте также  Как сделать голос красивым и приятным: советы

Только в 90-х годах прошлого века стали предприниматься попытки восстановить музыкальные традиции предков. Одарённые представители бурятского народа делают всё, чтобы это искусство жило и развивалось.

Одним из них является Виктор Жалсанов. С раннего детства он занимался изучением бурятских обрядов и песен, исполняемых при их проведении, народных сказаний, героического эпоса.

Многие мастера передавали Виктору своё умение горлового пения, а буряты и монголы научили его играть на:

  • морин-хуре,
  • сух-хуре,
  • хун-хуре,
  • варгане,
  • сууре.

Ещё один талантливый исполнитель бурятских эпосов – это Александр Архинчеев, который является руководителем группы «Шоно» и её вокалистом.

Группа дебютировала в 2014 году на празднике Сагаалган. Члены коллектива пока в поиске, они ещё не определились, как называется стиль, в котором они работают.

Своей главной целью они ставят сохранение аутентичности народной музыки и исполняют её в обработке, включая элементы блюза, рока и фанка.

Они считают, что этно-фьюжн уместен в современной жизни, так как не все молодые люди готовы слушать народную музыку. Главное, по словам молодых музыкантов, знать меру и не исказить её первоначальное звучание.

Коллектив принимал участие в международном музыкальном фестивале «Голос кочевников».

Республиканский центр народного творчества Бурятии уделяет немало внимания развитию уникальной культуры гортанного пения. Раз в несколько лет при нём открывается школа, в которую приглашают известных мастеров такого вида вокала из стран-лидеров в этом вопросе.

Обучение проводится с использованием специальной системы дыхательных упражнений. В месяц обучаются до двадцати желающих.

В конце курса проводится отчётный концерт. На этом празднике местные жители могут прикоснуться к сакральным традициям своего народа и слушать этническую музыку.

Лучших выпускников приглашают продолжить обучение в Туве или Монголии.

Заключение

Горловому пению можно научиться в любом возрасте.

Считается, что этому уникальному явлению азиатской культуры способен обучиться каждый, кто владеет человеческой речью.

Друзья, спасибо за внимание!

В этом небольшом видео вы сможете послушать горловое пение:

Поддержите блог — делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась.

Голосовое чудо

Г орловое пение — реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении.

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят, тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев — жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли — самобытное пение жителей Альп — тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий — на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы — журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек — два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль, собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом». Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов — «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» — бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт — стиль двухголосного пения с доминирующим свистом — наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они — разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера — сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия», — говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

  • «Тээгэ», «оОгылха», «шуугылха». «Песни» домашним животным
  • 10 колыбельных народов мира
  • Ситцевые песни

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами — ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель — хоомейжи — владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея — такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков — найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей».

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ В ТРАДИЦИЯХ И СОВРЕМЕННОСТИ

Хабарҕа ырыата, umngqokolo, katajjaq, эзенгилээр — эти и еще много других странных определений используют для обозначения горлового пения. В каждой стране его называют по-разному. Точно неизвестно, кто его придумал первый, но пришло оно из шаманизма и мистических традиций, когда северные и восточные народы проводили разные ритуалы, в которых подражали животным.

Читайте также  Что такое компьютерная музыка?

По своей структуре горловое пение очень похоже на дроун, так как исполняется на одной ноте, к которой прибавляются обертон и унтертона. Направление распространено в тюркской и монгольской культурах, а также в Якутии, Канаде и Тибете.

Местами такая манера исполнения дает возможность одновременно исполнять несколько звуков. Это происходит благодаря тому, что обертона начинают резонировать во рту и горле. В общем, выходит такой себе ancient beatbox. Но обо всем по порядку.

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА

Научным языком такой стиль исполнения называется «горловая фонация», еще в незапамятные времена ее использовали как язык общения. Первые горловые пассажи наших прародителей объясняли, как шумит река, поет птица или рычит зверь. Кстати, в смысловой традиции классического горлового пения это описание не поменялось.

Гортань тогда отличалась от той, что сформирована у нас сейчас. Поэтому многие научные умы настаивают на том, что четкой этнической принадлежности у такого пения нет.

У горлового пения два голоса — низкочастотное жужжание (поэтому и дроун) и верхний голос, который создает обертоны (назовем их высокими вибрациями). Бас (бурдон) в этом случае опорный и гудит постоянно, а вот высокие звуки могут переходить в свист и образовывать мелодию. И вот тут уже певец может ее менять как захочет. Точнее, как сможет. Низкий тон колеблется от 60 до 220 Гц, а высокий — от 2000 до 4000 Гц.

Раз уж мы склонные все классифицировать, то есть несколько разновидностей горлового пения в мире. Его удобней всего разделить по народностям и территориям.

В СИБИРИ

Очень распространенным оно считается в республике Тыва (восточная часть Сибири), которая сейчас входит в состав РФ. Там такого пения существует пять разновидностей, все они имеют свои характерные черты и разную высоту второго звука.

Каргыраа, кыркыра

Это один из приемов тувинского горлового пения, который в принципе доступен практически каждому. Такой способ еще называют хос каргыраа. Для этого нужно, чтобы ротоглоточный канал был широко открыт. Тогда он сильно сужается между спинкой языка и задней стенкой глотки. Далее без напряжения гортани можно начинать петь. При этом мышцы груди должны быть как раз напряжены. Когда поешь — надо очень сильно дуть, а если не закружилась голова, то можно попробовать петь и через нос — у профессионалов получается.

В этой манере пения есть унтертоны — звуки, которые всегда звучат ниже по тональности, чем основные в мелодии. Можно сказать, что это что-то вроде нижней вибрации. По пению это слышно.

Хоомей (кюмей)

Это пение использовали в свое время шаманы, а затем оно перебралось в Тибет. Сейчас хоомей широко применяется для исполнения тибетских мантр, которые так любят эзотерики и бодхисаттвы европейского разлива. Благодаря этому гортанному битбоксу можно извлекать три и более звуков. Мастера этого саунда называются хоомейжи.

Есть, кстати, более мейнстримовые ребята, которые популяризируют направление на территории бывшего СНГ. Зовут их Khoomei Beat, они из Тывы. Играют этно-поп-фьюжн. Для ознакомления с предметом — самое то.

Сыгыт (сыхыт)

У этого ответвления все по классическому сценарию: два звука — бас и свист. Только последний по своему саунду напоминает флейту. Сыгыт в некоторых интерпретациях означает «высокий звук».

Когда его слышишь, кажется, что в щели дует ветер или где-то рядом показывают фильм про китайский монастырь, в котором обязательно занимаются боевыми искусствами. А эта «флейта» озвучивает момент подготовки ученика.

Борбаннадыр (бербендер)

Борбаннадыр отвечает за средний звук, он более мужской, если подобное пение можно разделять по гендеру. Второй его характерной чертой является прерывистость, а так он чуть ниже, чем главный шаманский стиль хоомей.

Эзенгилээр

У этой разновидности также много высоких частот, но они чаще прерываются. Высокие звуки тоже похожи на флейту, но только пульсирующую. Во время исполнения эзенгилээра певец периодически отвлекается на какой-то рассказ. Выходит практически блюз под губную гармошку.

В МОНГОЛИИ

В этой стране горловое пение не менее популярно, чем у сибирских коллег, только в основном здесь применяют хоомей. Одна из таких песен даже стала саундтреком к фильму «Монгол», который рассказывает о жизни Темучина, который потом стал Чингисханом и повел свои объединенные народы завоевывать мир.

Любят в Монголии погорланить под тяжеляк. На джи-джи хоомей очень даже отлично ложится, не хуже всякого гроулинга.

В КАНАДЕ

Инуиты — это коренной канадский народ, у которого горловое пение исключительно групповое и практикуют его в основном женщины. Их техника не такая, как у тувинцев, она основана на коротких, острых, ритмичных вдохах и выдохах.

Когда-то такое пение служило своего рода инструментом для развлечения ребенка во время длинных зимних ночей в отсутствие мужчин, которые уезжали на длительную охоту. То есть заменяло колыбельные или игровые песни.

Христианские священники-миссионеры запрещали горловое пение в местных широтах более 100 лет назад. Но когда взгляды у Канады стали куда более демократичными, у пения началась эпоха возрождения. Особенно оно стало популярно среди молодежи, которая считает, что оно связывает их с силой и традицией инуитов.

В АФРИКЕ

В современной юго-восточной части Южной Африки есть племя кхоса, которое принадлежит к группе народов банту. Они распространены по всему континенту, а объединяет их группа языков, которая тоже называется банту. Кстати, Нельсон Мандела и Десмонд Туту относились именно к этой народности.

У представителей данного племени глубокий и уникальный стиль горлового пения, также называемый eefing. Две ноты воспроизводятся на расстоянии одного тона, тогда как более высокие тона, встроенные в обертоны, усиливаются одновременно. Этот низкий, ритмичный, бессловесный вокальный стиль сопровождает традиционные призывные или групповые песни.

А еще на Сардинии пастухи собирают таким образом коров. Называется эта традиция cantо a tenore и считается местным фолком. Например, известный джазовый саксофонист Gavino Murgia умеет исполнять песни своих предков. Его корни восходят как раз к этому острову Средиземного моря.

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ СЕГОДНЯ

Сейчас куда только не вставляют горловые пассажи. Можно наткнуться на монгольский или китайский митол, даже на китайцев, исполняющих традиционную монгольскую музыку в металлической обработке.

Конечно же, не обошлось без хип-хопа. От этой культуры сейчас никуда не деться, а вот сочетание биточка и горлового пения выходит очень интересным. Наверняка многие уже или слышали словосочетание монгольский рэп или уже успели удивиться такой манере исполнения у местных степных MC.

Финалист и полуфиналист шоу «The New Star» и «Russia’s got talent» Alex Kuular перепевает известные хиты и вообще всячески популяризирует горловое пение. Радио-награду «Голос Азии» он получал трижды. Сам, кстати, из Тывы.

Есть еще известная наследница традиций инуитского горлового пения Таня Тагак Гиллис из Канады, которая выступает как Tanya Tagaq. Она даже изобрела свою собственную манеру горлового исполнения соло (традиционно инуит исполняют две женщины). Таню можно было услышать на выступлениях с Kronos Quartet или на “Medúlla”, альбоме исландской певицы Bjork, который более чем на 90% записан только при помощи вокальных партий. Также она, кстати, выступала на фестивале Dark Mofo, о котором мы писали.

Еще одними популяризаторами инуитского пения на современных просторах выступают уже более традиционные две исполнительницы, которые называют себя Piqsiq. Они также поют в коллективе Quantum Tangle, который является лауреатом Juno Award — канадского аналога американской Grammy.

В Украине на кастинге «Україна має талант-6» засветился исполнитель Тюргэн Кам, который свое пение и игру на хомусе миксует с электронными битами — получается нечто шаманское.

Кроме того, была самобытная команда “Reve Ta Stohne”, в которой бывший участник Oy Sound System Евгений Славянов исполнял при помощи горлового пения и украинского языка интересные скетчи. Свой стиль сами музыканты прозвали weedmac music. Квартет выпустил один альбом в прошлом году. Нам он рассказал о своем навыке подробнее:

«Горловому пению я учусь до сих пор. В свое время, чтобы просто выдать этот рычащий звук карґираа, хватило нескольких попыток за один день. Далее первые две недели при регулярных занятиях я активно откашливался, потому что эти мышцы — в гортани, горле — обычно не задействованы при разговоре, поэтому они, будто просыпаясь, сбрасывают с себя слизь бездействия.

Чтобы научиться менять ноты, фактически петь этим каргираа, потом еще освоить хоомей, а также фактически изобрести в процессе обучения свою вариацию под названием Стон (похожее на «ультразвук» сочетание фальцета и сверхвысокого обертона), мне понадобилось где-то с полгода практики. Надо быть заинтересованным и по-своему творчески переосмысливать это звучание, а не просто пытаться воспроизвести традицию.

В Украине я впервые я услышал горловое пение от участницы ДахиБрахи, которая впоследствии ушла. Затем — у Дмитрия Матюхина и вообще в той этно-психоделической тусне. Есть интересный актер Алексей Красных, которого я подучивал в свое время. И, конечно, так еще умеет мой собрат по горловому пению в Reve ta Stohne — Максим Остяк. Других подобных групп в Украине, кроме нас и еще StroOM, я не слышал. Никто не применяет горловуху еще и в такой смеси стилей и жанров, потому что обычно горловое подается как фон и аранжировка, а не как вокальные партии».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: